<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Таблица 24
 
 Вид
 правонарушения ДТП 1996 1997 1998 1999 2000 Управление ТС в нетрезвом виде Число 27 841
 23,1% 24 468
 20,9% 23 961
 16,7% 23 024
 19,3% 21 347
 18,2%
 Из таблицы видно ежегодное уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с управлением транспортным средством лицами в нетрезвом состоянии, однако данные показатели остаются еще очень высокими. Если брать административную практику в данном направлении, то число водителей, задержанных в состоянии опьянения, также достаточно высокое.
 В настоящее время бытует мнение о допущении к управлению транспортными средствами водителей с определенной дозой алкоголя в крови, однако, наше мнение по этому поводу отрицательное. К такому выводу нас приводит анализ уголовных дел по автотранспортным преступлениям, дорожно-транспортных происшествий и опрос сотрудников ГИБДД. Руководствуясь вышеизложенными положениями, автор присоединяется к идее профессора В.П. Ревина о необходимости введения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве квалифицированного признака управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (см. Труды Академии МВД Российской Федерации "Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел").
 Сертификация автомототехники в России введена в 1992 году с целью реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и осуществляется в рамках Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах и нормах и по процедуре полностью соответствует Женевскому соглашению, подписанному на правительственном уровне европейскими государствами. С 1 октября 1998 года были введены в действие новые "Правила проведения работ по сертификации".
 Документом, подтверждающим соответствие состояния транспортного средства предъявляемым требованиям, является Одобрение типа транспортного средства, оформляемое и выдаваемое по совокупности установленных свойств.
 Системой сертификации механических транспортных средств предусмотрен комплекс технических мер регулирования ввоза зарубежных автомобилей и защиты отечественных производителей. Так, учитывая дорожно-климатические условия в России, а также санитарно-гигиенические условия труда водителей, дополнительно включены специфические требования, регламентируемые отечественными стандартами: управляемость и устойчивость, эффективность систем отопления и вентиляции, уровень внутреннего шума, а также содержание вредных веществ в кабине и салоне автомобиля, обзорность с места водителя.
 Первоначально обязательная сертификация проводилась только в отношении легковых и грузовых автомобилей.
 Введение обязательной сертификации автомототехники заставило изготовителей проводить работы по изменению конструкции автомобилей и двигателей. Новый подход к сертификации транспортных средств дает определенную возможность обеспечить безопасность дорожного движения, однако на современном этапе необходима сертификация не только новых автомобилей, но и находящихся в эксплуатации, в конструкцию которых внесены изменения. Вместе с тем, нам представляется целесообразным ввести в закон о сертификации транспортных средств именно Положение о повторной сертификации транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения.
 Проведенный автором анализ данного исследования статей, судебной практики по данным составам свидетельствует о необходимости дальнейшего тщательного изучения действующего уголовного законодательства об автотранспортных преступлениях.
 
 
 § 2. Профилактика автотранспортных преступлений
 
 Разнообразный характер причин и условий, порождающих преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения, обуславливает необходимость одновременного проведения комплекса правовых, естественнонаучных, технических и социальных мер, направленных на улучшение условий движения, совершенствование конструкции транспортных средств и их технического состояния, повышение квалификации и укрепление дисциплины водителей, организованность других участников дорожного движения. Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин дорожно-транспортных происшествий и сопутствующих факторов. Наша основная задача заключалась не столько в поисках новых форм и методов профилактической деятельности, сколько в разработке и применении в местных условиях тех мероприятий, которые способны дать наибольший положительный результат.
 Как известно, существуют четыре основных причины дорожно-транспортных происшествий:
 нарушение правил дорожного движения водителем;
 нарушение правил дорожного движения пешеходом;
 неудовлетворительное состояние улиц и дорог;
 техническая неисправность транспортных средств.
 Данные негативные явления обуславливают необходимость эффективных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий. На основе проведенного исследования мы разделили данные мероприятия на организационно-технические и нормативно-правовые.
 К последним относим такие требования, как отсутствие противоречивости в законодательстве в целом и уголовном в частности, а также доступность, соответствие мировым стандартам.
 Профилактика нарушений правил дорожного движения водителями имеет многоаспектный характер. Речь идет не только о действиях водителя, но и о том, что этому предшествовало.
 На наш взгляд, организационно-технические мероприятия, связанные с нарушением правил дорожного движения водителем транспортного средства, заключаются:
 1. В необходимости предъявления соответствующих требований к профилактике грубых нарушений правил дорожного движения, например, выезд на встречную полосу движения.
 Недостаточная профилактика грубых нарушений транспортной дисциплины, таких, как превышение установленной скорости, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил обгона приводит к негативным явлениям в сфере безопасности дорожного движения, в соответствии с этим излишнее внимание уделяется выявлению незначительных нарушений, не оказывающих существенного влияния на уменьшение дорожно-транспортных происшествий.
 2. В корректировке расстановки имеющихся сил, осуществляющих надзор за соблюдением правил дорожного движения. Несение службы только на стационарных постах приводит к тому, что большая часть автомобильных дорог и улиц остается без надлежащего контроля, а, как мы указывали, почти половина дорожно-транспортных происшествий совершается в ненаселенных пунктах.
 3. В повышении профессионального мастерства водителей, организации их стажировки при допуске для работы на линии.
 Мы считаем, что образовательную деятельность по подготовке водителей и повышению их профессионального мастерства должны осуществлять специализированные учебно-курсовые комбинаты, автошколы, а лицензирование их деятельности должна осуществлять, наряду с другими контролирующими органами, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
 4. В создании центров контроля за негосударственными транспортными средствами.
 Идея создания таких центров исходит, прежде всего, из экономических обстоятельств, связанных с положением автохозяйств, их организационных и структурных делений. Многие крупные автохозяйства имели контрольные пункты, где осуществлялись медицинское освидетельствование водителя и выявление неисправности автомобиля. В настоящее время возникли сотни тысяч маленьких частных автохозяйств, которые, как правило, не в состоянии организовать как технический осмотр автомобиля, так и медицинское обследование водителя на пригодность управлять транспортным средством. В этих условиях приобретают все большее значение для безопасности дорожного движения предлагаемые нами контрольные пункты, которые бы состояли из работников служб безопасности движения и осуществляли двойной контроль за техникой и за лицом, управляющим автомобилем. Контрольные пункты должны, на наш взгляд, иметь государственную основу. Бытует мнение о создании специально подготовленных групп инспекторов по предрейсовым медицинским осмотрам из числа администрации, отвечающей за безопасность движения. Некоторые регионы предлагают Минздраву разработать программу обучения лиц, ответственных за проведение предрейсового медицинского осмотра водителей, то есть работников без специального медицинского образования. Однако это противоречит Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", где говорится, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, в оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, в обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
 Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
 Инспектора предрейсового медицинского осмотра могут осуществлять лишь одно направление в безопасности дорожного движения, контрольные пункты же призваны осуществлять комплексное обследование системы "человек - автомобиль".
 5. В отборе профессиональных водителей по психофизиологическим особенностям человека.
 Немаловажной, на наш взгляд, является проблема организации тщательного отбора лиц, допущенных к управлению автомобилем. Из анализа дорожно-транспортных происшествий мы видим, что причины ошибок водителей, приводящих к данным происшествиям, не всегда обусловлены состоянием здоровья: определенное значение имеют психофизиологические особенности человека: умение ориентироваться в сложных ситуациях; принимать правильное решение в ограниченном промежутке времени; темперамент; скорость реакции и другие особенности личности. Для профессионального водителя, в особенности для водителей автобусов, вышеперечисленные особенности очень важны. Более полное обследование предлагает Т.А. Пешнова.
 Она пишет: "Нами предложен компьютерный комплекс методик по определению скорости сенсомоторной реакции в различных условиях, устойчивости к монотонным воздействиям, умения прогнозировать ситуацию, различных личностных характеристик.
 Были выделены три группы:
 группа здоровых водителей (контрольная группа);
 группа лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и нарко-
 манией;
 группа лиц, перенесших различные черепно-мозговые травмы.
 Полученные данные позволяют сделать вывод, что в состоянии клинической ремиссии психофизиологическая компенсация бывает неполной и требует ограничения допуска лиц, страдающих алкоголизмом и перенесших черепно-мозговые травмы, особенно если речь идет о профессиональной работе водителем автотранспорта.
 Данная методика очень важна для отбора водителей, желающих заниматься данной деятельностью профессионально, и о необходимости её введения нет смысла говорить.
 Продолжая эту тему, целесообразно сказать о лицах, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения. Хотя статистика говорит о снижении данного негативного явления в сфере безопасности дорожного движения, однако эта проблема не нашла своего решения. Только в Оренбургской области за предыдущий год за управление транспортом в состоянии опьянения задержано и привлечено к административной ответственности 30 073 водителя.
 "Пьянство (систематическое и неумеренное употребление спиртных напитков, нередко переходящее в алкоголизм) является проблемой социальной и имеет ярко выраженное криминологическое значение. Думается, что пьянству и алкоголизму должно быть отдано "предпочтение" как причине преступности, относящейся к числу основных. Алкоголь имеет огромное воздействие на преступность", - так характеризует данное явление Г.А. Аванесов.
 Вышеперечисленные факты еще раз доказывают правильность утверждения автором таких положений, как создание контрольных пунктов предрейсовых осмотров и комплекса медицинского исследования при отборе профессиональных водителей. Этими мерами решается несколько проблем, стоящих перед обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе и пьянство и алкоголизм, хотя это негативное явление в целом требует комплекса различных мероприятий: социально-политических,
 экономических, идеологических, воспитательных, правовых, организационных и др.
 Профилактика дорожно-транспортных происшествий, связанных с железнодорожным транспортом.
 Одной из важных проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, является нарушение водителями правил проезда железнодорожного переезда. Для профилактической работы в данном направлении, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:
 1. Строительство путепроводов, исключающих пересечение автомобильных и железных дорог.
 Данное мероприятие - это оптимальное решение для профилактики дорожно-транспортных происшествий, связанных с железнодорожным транспортом. Однако строительство путепроводов - одно из самых дорогих и ёмких мероприятий, так как по данным Министерства путей сообщений в предыдущем году предлагалось построить 222 путепровода, а построено всего 83, эксплуатируется же в России 15 182 железнодорожных переезда. Поэтому можно себе представить, какое нужно количество времени для этого мероприятия.
 2. Создание большего количества охраняемых железнодорожных переездов.
 С сокращением охраняемых железнодорожных переездов повысился рост дорожно-транспортных происшествий - так, в настоящее время,
 8 002 переезда функционируют без дежурных работников.
 3. Ряд мероприятий, связанных с эксплуатацией малодеятельных и не обеспечивающих безопасность движения через переезды железнодорожных подъездных путей.
 В нынешних условиях при процессе раздробления предприятий, организаций, объединений многие ведомственные железнодорожные подъездные пути оказались бесхозными и эксплуатируются очень редко, при этом не соблюдаются требования к безопасности движения, что приводит к тяжелым последствиям. Также существует проблема ухода вагонов с мест выполнения грузовых операций на подъездных путях. Нам видится решение этой проблемы в обследовании подъездных железнодорожных путей и определении целесообразности их использования, запрете подачи подвижного состава по подъездным путям, не отвечающим требованиям безопасности движения; внедрении технических средств по недопущению ухода вагонов с мест выполнения грузовых операций на подъездных путях.
 4. Исключение ограничения видимости водителями транспортных средств приближающихся поездов.
 5. Приведение в соответствие с нормой технического состояния проезжей части железнодорожных переездов и подходов к ним.
 Техническое состояние проезжей части переезда во многом определяет аварийность данного участка дороги, и неудовлетворительное состояние ее приводит порой к серьезным последствиям.
 6. Внедрение более совершенного оборудования и устройств на железнодорожных переездах.
 Только одними этими мерами, как нам представляется, нельзя ограничиваться в обеспечении безопасности дорожного движения на пересечении автомобильных и железных дорог. В профилактике дорожно-транспортных происшествий на железнодорожном переезде необходимо участие всех государственных служб, причастных к этой проблеме - это касается железнодорожников, автомобилистов, работников дорожного хозяйства и сотрудников ГИБДД.
 Профилактическая работа непосредственно на автопредприятиях.
 Одним из приоритетных направлений деятельности служб по организации безопасности дорожного движения является профилактическая работа непосредственно на автотранспортных предприятиях. Актуальность этой работы связана с сокращением в транспортных организациях служб безопасности дорожного движения, ослаблением работы по повышению профессиональной подготовки водителей. Положение осложняет уже упомянутая нами причина - это увеличение мелких транспортных предприятий. Данная профилактическая работа должна включать в себя воспитание у водителей уважения к Правилам дорожного движения, повышение авторитета сотрудников ГИБДД.
 К нормативно-правовым можно отнести такие мероприятия как:
 разработку новых и совершенствование действующих нормативных документов, реализация положений которых призвана улучшить обстановку в сфере безопасности дорожного движения.
 Данная профилактическая мера выражает всю суть нормативно-правовой деятельности служб обеспечения дорожного движения, которые должны разрабатывать нормативные документы с учетом настоящего времени. Ведь для того, чтобы создать контрольный пункт медицинского освидетельствования и проверки исправности автотранспорта, необходимо документальное оформление данного введения: разработка инструкций, положения и т.д. И это должно соответствовать не только современным требованиям, но и закону. Нет конкретности в формулировках Закона
 "О безопасности дорожного движения" по контролю технического состояния автотранспортных средств;
 наличие отсутствия противоречий в законодательных документах и выработка единой нормативной базы.
 В действительности нередки случаи, когда издаваемые нормативные документы противоречат действующим. Сложившаяся обстановка во многом определяется несогласованностью действий территориальных и отраслевых служб, несовершенством государственного контроля, отсутствием единой нормативной базы в сфере безопасности дорожного движения. Пример можно привести по подготовке водительских кадров, где нет до настоящего времени единых государственных нормативных требований к процессу обучения, лицензированию учебных организаций. Существуют противоречия между правилами дорожного движения, Кодексом об административных правонарушениях и ведомственными инструкциями. Закон говорит, что не нужна нотариально заверенная доверенность на управление транспортным средством, а ГИБДД требует это, так как широкое распространение получила скрытая форма перепродажи транспортных средств на основании доверенности с правом продажи и получения денег.
 Актуальной является проблема контроля за соблюдением нормативных актов.
 Второе направление мероприятий связано с профилактикой нарушений правил дорожного движения пешеходами. Задачи профилактических мероприятий в данном направлении заключаются в подготовке пешеходов к условиям транспортных потоков, а также в комплексе мероприятий, направленных на повышение общего уровня организованности и сознательности пешеходов.
 Особое внимание в профилактической деятельности занимает разработка мер, направленных на воспитание устойчивых навыков поведения детей на улицах и дорогах. Деятельность государственных органов по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма можно рассматривать как систему мер, комплексно направленных на устранение факторов, влияющих на существование и динамику процесса возникновения всех дорожно-транспортных происшествий, в которых среди пострадавших могут оказаться дети.
 Прежде всего, в эту систему должна войти система подготовки детей к участию в дорожном движении, которая включает в себя два этапа - дошкольный и школьный.
 Важность этих этапов определяет И.К. Шахриманьян, утверждая, что работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна быть направлена на совершенствование общественных отношений в таких социальных институтах (семья, трудовые и учебные коллективы), где деятельность людей формирует личность ребенка, обучает и воспитывает его, а также определяет условия, в которых дети участвуют в дорожном движении.
 Главную роль в разъяснении отдельных положений правил дорожного движения на дошкольном этапе играют родители и детские дошкольные учреждения. Основными элементами обеспечения безопасности детей дошкольного возраста являются постоянный надзор и обучение навыкам поведения пешеходов.
 Надзор за правильным поведением детей является юридической обязанностью, прежде всего, родителей, поэтому то обстоятельство, что они должны обучать своих детей правилам дорожного движения, является несомненным, однако не в полной мере данная обязанность выполняется родителями.
 На школьном этапе главная роль по обучению правилам дорожного движения отводится учебным заведениям. Обеспечение безопасности детей в процессе дорожного движения определяет необходимость проведения мероприятий, учитывающих особенности поведения именно этой категории участников дорожного движения.
 Эти мероприятия связаны с обеспечением безопасности детей по пути в школу. К ним относятся:
 выбор наиболее безопасных маршрутов;
 усиленный контроль за дорожным движением со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения в местах концентрации детей;
 изучение с детьми особенностей дорожного движения на школьных маршрутах;
 пропаганда средствами массовой информации соблюдения правил обеспечения дорожного движения;
 строительство подземных переходов на школьных маршрутах.
 Очевидно, что решение проблемы профилактики детского травматизма требует заинтересованного участия как органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и общественности. Это положение указывается и в Концепции развития и совершенствования деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации на период 1998-2005 г., где говорится о приоритетном направлении развития пропагандистской деятельности и работы с общественностью, а именно: о повышении эффективности профилактики детского дорожного травматизма (активизация деятельности отрядов юных инспекторов движения, подготовка методических пособий, программ по обеспечению безопасности дорожного движения и т.д.); об активизации взаимодействия с Всероссийским обществом автомобилистов и другими общественными объединениями по безопасности дорожного движения.
 Очевидно, что в профилактике нарушений правил дорожного движения пешеходами большую роль играет воспитание участников дорожного движения. Воспитание и профилактика, рассматриваемые в единстве, обеспечивают, как нам представляется, правильное формирование личности.
 Следующее направление профилактических мероприятий относится к состоянию автомобильных дорог.
 Современное состояние автомобильных дорог России не соответствует установленным требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
 В связи с этим необходимо, по нашему мнению, провести ряд мероприятий по устранению данных негативных явлений:
 1. Увеличение количества инженерных обустройств на автомобильных дорогах для сокращения числа дорожно-транспортных происшествий.
 Нужно осуществить проектирование дорог и ограждений таким образом, чтобы сократились число и степень тяжести дорожно-транспортных происшествий. Думается, что инженерный путь - один из весьма эффективных способов, при помощи которого можно снизить степень повреждения автомобиля и травматизма людей.
 2. Устройство разделительных полос и установка на них дорожных ограждений, обеспечивающих разделение транспортных потоков по направлениям.
 Данное мероприятие очень важно для обеспечения безопасности дорожного движения, так как большое количество дорожно-транспортных происшествий совершаются именно при выезде на встречную полосу движения и, как правило, с очень тяжелыми последствиями.
 3. Строительство объездных автомобильных дорог (типа Московской кольцевой дороги) для снижения транспортного потока в городах и населенных пунктах.
 Данное мероприятие создаст благоприятные условия для дорожного движения, что, на наш взгляд, окажет существенное влияние на количество дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших в них. Примером этому служит г. Самара, где существует объездная дорога, после завершения строительства которой было отмечено снижение количества дорожно-транспортных происшествий в населенном пункте.
 4. Оборудование автомобильных дорог искусственным освещением с целью снижения аварийности в темное время суток.
 5. Реконструкция мостов.
 Состояние мостов в настоящее время остается острой проблемой при обеспечении безопасности дорожного движения, так как 20% мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. Из-за экономических проблем в нашей стране практически не осуществляется реконструкция мостов и путепроводов.
 6. Строительство транспортных развязок.
 7. Обустройство дорог и мест отдыха.
 Обустройство дорог и мест отдыха - немаловажная проблема, так как существует прямая зависимость безопасности дорожного движения от того, в каких условиях работает водитель. Поэтому места отдыха и ремонта автомобилей - одна из предпосылок безаварийной работы водителя. При дорожно-транспортных происшествиях особую роль в предотвращении более тяжких последствий имеет телефонная связь с аварийно-спасательными службами, от которой порой зависят жизни нескольких человек.
 8. Ликвидация участков концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах.
 Анализируя состояние аварийности на дорогах страны, можно сделать вывод о прогнозировании в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Выделяя места концентрации дорожно-транспортных происшествий на том или ином участке дороги, можно выявить конкретные причины и условия, способствующие данным происшествиям. Мы придерживаемся мнения В.В. Чванова и И.Ф. Живописцева, которые для реализации вышеуказанных положений предлагают следующие мероприятия: сбор данных о дорожно-транспортных происшествиях и фактическом состоянии дорог; выявление участков концентрации дорожно-транспортных происшествий; анализ сведений о дорожно-транспортных происшествиях и установление причин возникновения мест их концентрации; выбор наиболее эффективных комплексов мероприятий по повышению безопасности движения; непосредственное проведение дорожных работ, направленных на снижение аварийности с последующей оценкой их результативности. Полнота и достоверность сведений о дорожно-транспортных происшествиях (их причины, условия, категория дороги и т.д.) определит их наибольшую концентрацию и позволит органам Государственной инспекции безопасности дорожного движения и другим службам, отвечающим за обеспечение безопасности дорожного движения, определенным образом влиять на аварийность. При рассмотрении вопроса о концентрации дорожно-транспортных происшествий очень важна в данном случае категория дороги, так как это позволит определенным образом планировать мероприятия по устранению этого негативного явления в соответствии с фактическим местоположением опасных участков дорог. При выборе мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, как нам представляется, необходимо руководствоваться тремя основными принципами: локальные мероприятия на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий должны органично вписываться в общую концепцию повышения безопасности движения на дороге для создания равномерных, комфортабельных условий движения; мероприятия должны быть направлены на ликвидацию (снижение степени влияния) дорожных условий, определяющих повышенную вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий; мероприятия должны осуществляться комплексно для устранения максимально возможного количества дефектов и несоответствий нормативным требованиям элементов и параметров дорог. Такого мнения придерживаются и другие ученые. В целом можно констатировать, что профилактическая работа по улучшению дорожных условий не может основываться только на приведенных автором мероприятиях, необходимо изучение технологий строительства дорог для применения их к российским условиям, а также и наличие других мер как технического, так и профилактического характера.
 Следующее направление профилактических мероприятий автор относит к проблеме технической неисправности транспортных средств.
 Прежде чем говорить о технической неисправности автомобиля, на наш взгляд, необходимо определиться с безопасностью конструкции транспортных средств, выпускаемых автомобильными заводами нашей страны. Требования к конструктивной безопасности распространяются на активную, пассивную, послеаварийную безопасность автомобиля.
 Активная безопасность транспортного средства - это вид безопасности, характеризующийся управляемостью, маневренностью, устойчивостью, скоростными и тормозными свойствами.
 Пассивная безопасность - это свойство снижать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Пассивную безопасность характеризуют решения, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров. Это, прежде всего, травмобезопасность рулевого управления; надувные подушки безопасности, травмобезопасность внутреннего оборудования и т.д. Однако до настоящего времени одна из конструктивных особенностей автомобилей, выпускаемых российскими производителями, - это частичное отсутствие пассивной безопасности. Одной из профилактических мер по предотвращению дорожно-транспортных происшествий автор считает внесение изменений в конструкцию выпускаемых автомобилей, в которой должны быть предусмотрены основные виды пассивной безопасности.
 Обеспечение безопасности дорожного движения - сложная многоаспектная проблема; соответственно, меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и автотранспортных преступлений должны носить комплексный характер. В связи с этим автор не претендует на решение всех криминологических проблем, связанных с профилактикой автотранспортных преступлений. Однако принятие вышеназванных мер представляется весьма своевременным и должно способствовать сокращению правонарушений на транспорте.
 
 
 
 Заключение
 
 За период с 1994 по 2002 год в России произошло более одного миллиона дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло свыше 300 тысяч и ранено 1 506 237 человек.
 Анализ динамики аварийности за период с 1992 по 1997 год указывал на положительные тенденции в обеспечении безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наблюдалось ежегодное сокращение аварийности по всем основным показателям. Однако с января 1998 года число дорожно-транспортных происшествий стало стремительно увеличиваться. Всего за 2002 год на территории России зарегистрировано 156 799 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 29 594 и ранено 179 401 человек. Самое распространенное дорожно-транспортное происшествие в 2002 году - наезд на пешеходов, это составило почти половину всех аварий. По-прежнему каждое пятое место в данных происшествиях связано с водителями, управляющими автомобилем в нетрезвом состоянии.
 Важнейшим фактором, объективно влияющим на состояние безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в стране, являются численность автомотопарка и уровень автомобилизации. Общая численность автопарка России в настоящее время составляет около 30 миллионов транспортных единиц.
 Анализ динамики общей численности автомобилей и уровня автомобилизации указывает на ежегодное увеличение этих показателей на 6%. При этом прирост численности автопарка в России за последние пять лет шел в основном за счет легковых автомобилей: ежегодно количество автомобилей увеличивалось не менее чем на один миллион.
 Проблема обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как мы видим из приведенных данных, резко обострилась и является одной из серьезнейших социально-экономических проблем в России. Решение этой проблемы возможно только лишь в комплексе мер уголовно-правового характера и криминологического предупреждения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые, в свою очередь, являются составной частью системы правовых мер, применяемых государством к участникам дорожного движения, нарушающих соответствующие правила и положения. Степень уголовно-правовой защиты безопасности дорожного движения в значительной мере зависит от высокого уровня теоретической разработки проблем, связанных с нарушениями уголовно-правовых норм, с определением причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий; а также от условий и характера ответственности за рассматриваемые преступления.
 В данном исследовании сделана попытка дать уголовно-правовую и криминологическую характеристику преступлениям в сфере безопасности дорожного движения, показать их отличительную особенность, механизм формирования, охарактеризовать личность преступников, совершивших данные преступления, а также предложить пути решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
 
 Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
 1. Уголовно-правовая характеристика автотранспортных преступлений показывает, что изменения норм уголовного законодательства, в частности, в сфере безопасности дорожного движения, связаны с социальными, экономическими изменениями, происходящими в обществе, вследствие чего современные принципы в данной сфере в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривался приоритет интересов государства над интересами граждан. Уголовное законодательство, действовавшее в "застойный период" и отражавшее идеи, не соответствующие демократическому правовому государству, устарело и перестало в полной мере соответствовать задачам борьбы с преступностью в целом, и преступлениями в сфере безопасности дорожного движения в частности. С принятием нового Уголовного кодекса и изменением приоритетов уголовно-правовой охраны произошли и соответствующие изменения структуры Уголовного закона.
 2. В настоящее время преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, размещены в одной главе - главе 27 УК РФ. Этому способствовал объединяющий все эти составы родовой объект, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Уголовно-правовой анализ норм в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта позволяет сделать вывод о правильности принятия решения об их объединении в одну главу Уголовного кодекса Российской Федерации.
 При применении уголовно-правовых норм, связанных с автомобильным транспортом имеется, как нам представляется, ряд недостатков, которые определенным образов влияют на качество расследования дорожно-транспортных преступлений, а, следовательно, и на квалификацию преступлений. Разделение на объективные и субъективные обстоятельства, при которых они имеют место, дает возможность выявить условия и причины, а также выбрать наиболее правильный путь устранения данных негативных явлений. В этой связи нами рассматривается квалификация данных преступлений, с одной стороны, как деятельность должностных лиц правоприменительных органов, результатом которой является установление соответствия между деянием, совершаемым, например, участником дорожного движения, и признаками состава преступления, предусмотренного в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации, - с другой стороны, как государственно-правовая оценка совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Немаловажным условием для квалификации этого рода преступлений является использование криминологических данных, характеризующих этот вид правонарушений, которое позволяет осуществлять в полной мере уголовно-правовое применение и криминологическое предупреждение рассматриваемых преступлений.
 3. Особую роль правильная квалификация преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта играет в тех случаях, когда правоохранительные органы имеют дело с такими сходными по конструкции своего юридического состава правонарушениями как, например, статья 264 УК РФ и статья 118 КоАП РФ.
 4. Проведенный анализ показывает, что далеко не все моменты, связанные с определением и четкой квалификацией преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, получили исчерпывающее законодательное оформление или соответствующую судебную трактовку. Среди норм законодательства, имеющих отношение к квалификации указанных преступлений, на наш взгляд, нуждаются в уточнении такие положения, как: перечень видов транспортных средств, причастных к дорожно-транспортным преступлениям; установление временных параметров наступления смерти потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии; условие и назначение наказания.
 5. Криминологическая характеристика дорожно-транспортных происшествий указывает на необходимость разделения причин данных происшествий на соответствующие группы, для более полного и качественного исследования этой проблемы, а также для улучшения организации профилактической работы.
 6. Определение всех причин и условий дорожно-транспортных происшествий, их систематизация и обобщение, а также выявление степени влияния данных причин и условий на механизм рассматриваемых происшествий играют большую роль для профилактики преступлений в сфере безопасности дорожного движения. В соответствии с этим существует необходимость в тщательном учете криминологически важной информации, на основе которой должна организовываться борьба с транспортными правонарушениями.
 7. Мотивация поведения лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, достаточно разнообразна и имеет свои особенности. Проведенное исследование позволило на основании изучения личности преступников, мотивов совершения преступления, связанных с функционированием автомобильного транспорта, установить специфические меры уголовно-правового характера к лицам, совершившим неосторожное преступление с учетом их личностных особенностей, а также разработать систему профилактических мер рассматриваемого вида преступлений.
 8. Значение изучения этих проблем очевидно: преступность в целом, и преступления против безопасности дорожного движения в частности представляют собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.
 9. Профилактика преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не может оставаться полем деятельности только специальных государственных органов - в частности, Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Необходим комплексный подход, в целях реализации которого должны привлекаться не только органы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, но и представители других учреждений, а также общественность. Отсутствие координации профилактической работы и взаимодействия государственных и общественных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств негативно влияет в целом на нормальное функционирование автомобильного транспорта, а в частности - на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Решение отмеченной проблемы предоставит возможность эффективного применения мер по предупреждению преступлений в сфере безопасности дорожного движения; получения полной и достоверной информации о состоянии положения в исследуемой области.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 1. Нормативные акты и другие официальные документы
 
 Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
 О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, связанных с порядком перерасчета штрафов: Закон РФ от 20 октября 1992 года № 1125.
 О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ.
 Об автодвижении по городу Москва и ее окрестностях: Декрет СНК РФ от 10 июня 1920 года.
 О проведении в РФ "Недели безопасного движения": Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 года № 37.
 Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта: Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 января 1931 года.
 Об отмене смертной казни: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года // Ведомости Верховного Совета СССР. -
 1947. - № 17.
 Об усилении ответственности за умышленное убийство: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 года // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1954. - № 11.
 Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам, правил пользования транспортными средствами: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1968. - № 26.
 О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 года // Судебная практика Верховного Суда СССР. - 1950. - № 11.
 Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1957. - № 2.
 О судебной практике по делам, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 9 апреля 1965 года № 2 // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1965. - № 3.
 О внесении изменений и дополнений в действующее постановление Пленума Верховного Суда РСФСР: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 июля 1965 года № 29 // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1965. - № 9.
 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 года № 50 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 декабря 1970 года № 56) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР 1961-1983 г.г. - М.: Юрид. лит., 1984.
 О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года № 11 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924- 1977 г.г. - М.: - Известия, 1978.
 О правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения: Докладная записка. - М.: ГУГАИ МВД РФ, 1995.
 Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
 Правила дорожного движения. - М., 1998.
 УК РФ. Практический комментарий. - М.: Московский губернский суд, 1924.
 УК РСФСР. - М., 1962.
 УК РФ. - М., 1996.
 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - М.: Юристъ,1996.
 О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.95 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ № 50.
 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. № 3.
 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. № 12.
 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. № 1.
 Сборник постановления Пленумов Верховных Судов СССР и Российской Федерации по уголовным делам. - М.: Спарк, 1999.
 
 
 2. Книги, учебники, лекции, сборники научных трудов
 
 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. -
 М., 1980.
 Автотранспортные происшествия и их расследование / Под ред. Н.С. Алексеева, И.Х. Максутова. - М.: Госгориздат, 1962.
 Алехин А.П. Административные нарушения на транспорте. - М.: Юрид. лит., 1967.
 Антипов В.И. Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с посягательствами на общественную безопасность: Учеб. пособие. - Киев: КВШ МВД СССР, 1987.
 Антипов С.Н., Калошин В.В., Росинский Б.В. Изучение общественного мнения о деятельности ГАИ: Метод. рекомендации. - М.:
 МВД РФ, 1993.
 Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. - М.: Академия МВД СССР, 1973.
 Афанасьев Б.Е. Безопасность движения. - М.: ДОСААФ
 СССР, 1980.
 Бабаев М.М. Горрайорганы внутренних дел - основное звено осуществления профилактической работы, проблемы предупреждения правонарушений в современных условиях. - М.: Академия МВД СССР, 1990.
 Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. пособие. - М.: Транспорт, 1982.
 Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. - Минск, 1986.
 Болдырев Е.В., Лысков К.И., Соя-Сырко О.А. Судебное разбирательство дел об автотранспортных преступлениях. - М.: Юрид. лит., 1978.
 Боровский Б.Е. Безопасность движения. - Л.: Лениздат, 1973.
 Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта: анализ дорожно-транспортных происшествий. - Л.: Лениздат, 1984.
 Боровский Б.Е., Пронштейн М.Я. Пути предупреждения автомобильных происшествий. - М.: Воениздат, 1962.
 Боровский Б.Е. Условия безаварийной работы. Автотранспортные дорожные происшествия, их предупреждение и анализ. - Л.:
 Лениздат, 1971.
 Бородин С.В. Борьба с преступностью. Теоретическая модель комплексной программы. - М.: Наука, 1990.
 Булатов А.И. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. - М., 1965.
 Быков А.Г., Половинчик Д.И. Основы автотранспортного права. - М.: Юрид. лит., 1986.
 Васильев А.П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения. - М.: Транспорт, 1986.
 Влияние скорости на режим и безопасность движения // Сб. науч. трудов. - М.: ВНИИ БДД, 1980.
 Галахова А.В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений: Учеб. пособие. - М.: МССШМ МВД СССР, 1990.
 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительное наказание. - М.: Юрид. лит., 1981.
 Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. - М.: Юрид. лит., 1983.
 Гаухман Л.Д. Предупреждение преступности: Лекция. - М.: Академия МВД СССР, 1991.
 Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. - М.: Юрид. лит., 1965.
 Глистин В.К., Боровский Б.Е. Автотранспортные преступления. Квалификация и методика расследования. - Л.: Институт усовершенствования следственных работников, 1969.
 Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений. - Л.: ЛГУ, 1979.
 Горбуза А.Д. Смешанная форма вины по советскому уголовному праву. - М.: ВШ МВД СССР, 1972.
 Гринберг М.С. Преступления против общественной безопасности. - Свердловск: СЮИ, 1974.
 Гришанин П.Ф., Владимиров В.А. Преступление против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения: Учеб. пособие. - М.: ВШ МООП РСФСР, 1962.
 Гришанин П.Ф. Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 1994.
 Гришанин П.Ф. Уголовно-правовая борьба с преступностью - как направление уголовной политики: Лекция. - М.: Академия МВД РФ, 1989.
 Гурский В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования: Учеб. пособие. - Минск: МВД Республика Беларусь, 1992.
 Гусейнов Ф.А. Автомобиль и безопасность. - Баку, 1981.
 Давыдов Л.Н. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1972.
 Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М.: Юрид. лит., 1977.
 Домахин С.А. Ответственность за преступление на автотранспорте. Вопросы квалификации нарушений правил движения работниками автотранспорта. - М.: Юрид. лит., 1956.
 Дорожно-транспортные происшествия в капиталистических странах / Под ред. В.И. Жулева. - М.: ВНИИ БДД, 1979.
 Дорожно-транспортные происшествия в России: Стат. сборник / Под ред. Б.Н. Баварова. - М.: НИЦ ГАИ МВД РФ, 1992.
 Дорожно-транспортные происшествия в России: Стат. сборник. - М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993.
 Дорожно-транспортные происшествия в России: Стат. сборник. - М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1994.
 Дорожно-транспортные происшествия России: Стат. сборник. - М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1995.
 Дорожно-транспортные происшествия в СССР (1985-1989). - М.: ВНИЦ БД МВД, 1990.
 Дорожно-транспортные происшествия в СССР и РСФСР: Стат. сборник / Под ред. А.А. Планкина. - М.: ВНИЦ БД МВД СССР, 1990.
 Дорожные условия и организация движения / Под ред. В.Ф. Бабкова. - М.: Транспорт, 1974.
 Дудник А.Н. Цена неосторожности. - М.: Юрид. лит., 1985.
 Дурманов Н.Д. Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. - М.: Госюриздат, 1962.
 Ефимов М.А. Борьба с преступлениями против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. - Минск: Высш. школа, 1971.
 Ефимов М.А. Совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. - Минск: БГУ, 1980.
 Жарский В.Е. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Лекция. - М.: ВШ МООП СССР, 1986.
 Жулев В.И., Митин В.П. Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения. - М.: Транспорт, 1979.
 Жулев В.И. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления на автотранспорте. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1979.
 Жулев В.И. Некоторые вопросы борьбы с дорожно-транспортными происшествиями // Труды ВНИИ МВД СССР. - № 16. -
 М., 1970.
 Жулев В.И. Общественность в борьбе с дорожно-транспортными происшествиями. - М.: Юрид. лит., 1964.
 Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. - М.: Юрид. лит., 1989.
 Жулев В.И., Кранский Е.А., Гирько С.И. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД
 СССР, 1991.
 Замосковцев П.В., Коробеев А.И. Квалификация транспортных преступлений ОВД: Учеб. пособие. - Хабаровск: ХВШМ МВД СССР, 1988.
 Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы. - М.: Юрид. лит., 1972.
 Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. - М.: Юрид. лит., 1972.
 Зотов Б.Л. Казус или дорожно-транспортное происшествие: Учеб. пособие. - Киев: КВШ МВД СССР, 1979.
 Зудин В.Ф. Социальная профилактика преступлений. Криминологические и криминалистические проблемы. - Саратов: СГУ, 1983.
 Зуев П.Н. Методика расследования дорожно-транспортного происшествия: Учеб. пособие. - М.: МССШМ МВД СССР, 1990.
 Игнатов А.Н. Курс советского уголовного права. - М.:
 Наука, 1971.
 Игнатов А.Н. Психофизиологические основы труда шофера. - М.: Высш. школа, 1969.
 Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения: Учеб. пособие. - Горький: ГВШ МВД СССР, 1972.
 Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. - М.: Юрид. лит., 1980.
 Касынюк В.И. Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств: Лекция. - Харьков: Высш. школа, 1979.
 Касынюк В.И., Корчева З.Г. Вопросы квалификации транспортных преступлений: Учеб. пособие. - Киев, 1988.
 Квашис В.Е. Ответственность за правонарушения на автотранспорте. - М.: Знание, 1974.
 Квашис В.Е. Профилактика неосторожных правонарушений: Учеб. пособие. - Киев: КВШ МВД СССР, 1981.
 Квашис В.Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. - М.: Академия МВД СССР, 1977.
 Кичигуна В.Е. Ответственность за нарушение безопасности движения городского транспорта. - М.: Юрид. лит., 1966.
 Клейменов М.Б. Уголовно-правовое прогнозирование. - Томск: ТГУ, 1991.
 Ковалев М.И., Воронин Ю.А. Криминология и уголовная политика: Учеб. пособие. - Свердловск: УГУ, 1980.
 Ковалев М.И. Основы криминологии. - М.: Юрид. лит., 1970.
 Ковалев М.И. Советское уголовное право. - Свердловск:
 СЮШ, 1974.
 Козаченко И.Я. Советское уголовное право: Часть особенная. - М.: Юрид. лит., 1983.
 Козловская И.Я. Психолого-педагогические основы пропагандистской деятельности ГАИ: Учеб. пособие. - М.: УМУ, 1994.
 Комментарий к УК РСФСР. - М.: Юрид. лит., 1988.
 Комментарий к уголовному кодексу РФ. - М.: Юрист, 1996.
 Комплексная методика программно-целевого сокращения аварийности в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий / Под ред. Анопикова и др. - М., 1994.
 Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник. - М.: Транспорт, 1991.
 Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. - М.: Академия МВД СССР, 1980.
 Коробеев А.И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность. - М.: Юрид. лит., 1990.
 Коробеев А.И. Транспортные преступления. - Владивосток:
 ИДУ, 1992.
 Кочагин А.Г. Неосторожный преступник: субъект и личность. - Владивосток: ДГУ, 1990.
 Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - М.: Транспорт, 1990.
 Кременев И.Н. Уголовная ответственность за транспортные преступления: Учеб. пособие. - Ташкент: ТВШМ МВД СССР, 1990.
 Криминология. - М.: Юрид. лит., 1968.
 Криминология / Под ред. А.И. Алексеева. - М.: МВШМ МВД СССР, 1989.
 Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.: МГУ, 1994.
 Криминология: Учебник / Под ред. Н.А. Стручкова. - М.: Прогресс, 1982.
 Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - М.: Юрид. лит., 1972.
 Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1976.
 Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобиля в США. - М.: Транспорт, 1978.
 Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: МГУ, 1984.
 Кузьмина А.С. Борьба с автотранспортными преступлениями. - Омск: ОВШМ МВД СССР, 1981.
 Куринов Б.А. Квалификация транспортных преступлений. - М.: МГУ, 1965.
 Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. - М.: МГУ, 1976.
 Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений: Учеб. пособие. - М.: МГУ, 1984.
 Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. - М.: МГУ, 1968.
 Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. - М.: Юрид. лит., 1972.
 Лукошявигине О.В. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 1988.
 Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 1978.
 Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 1983.
 Лукьянов В.В. Мир на колесах. - М.: Транспорт, 1991.
 Лукьянов В.В. Обеспечение безопасности дорожного движения: Учеб. пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1979.
 Мальцев В.В. Проблема уголовно-правовой оценки общественно опасных последствий. - Саратов, 1989.
 Материалы Всероссийского совещания-семинара по вопросам борьбы с аварийностью на автотранспорте. - Тамбов-М.: ВНИИ БД МВД СССР, 1985.
 Матышевский П.С. Ответственность за преступления против безопасности, общественного порядка и здоровья населения. - М.: Юрид.
 лит., 1964.
 Маландин И.Г. Происшествия и правонарушения на автотранспорте в СССР. Причины дорожно-транспортных происшествий и ответственность за автотранспортные правонарушения. - Саратов: СГУ, 1968.
 Миньковский Г.М. и др. Модель комплексного плана борьбы с преступностью в области (крае): Учебно-методическое пособие. - М.: Академия МВД СССР, 1991.
 Мишурин В.М., Раманов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1990.
 Нерсесян В.А. Неосторожные преступления. Уголовная ответственность и наказуемость: Учеб. пособие. - М., 1990.
 Нерсесян В.А. Неосторожная вина в условиях научно-технической революции: Учеб. пособие. - М.: ВЮЗИ, 1988.

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу