<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  выявляются объекты, которые числятся в бухгалтерском учете, но фактически отсутствуют, устанавливаются причины и виновники недостач.
  выявляются объекты, которые фактически имеют место, но ранее списаны с бухгалтерского учета, принимаются меры к их ликвидации и утилизации;
  выявляются объекты, которые фактически имеют место, но не числятся в бухгалтерском учете; выявляются причины, проводится рыночная оценка объектов обнаруженных в результате инвентаризации. При этом, оценка стоимости объектов основных средств производится с учетом состояния основных средств;
  выявляются испорченные, не пригодные к эксплуатации основные средства, устанавливаются причины и виновники порчи, причины, по которым объекты не пригодны к эксплуатации.
 10.1.4. Инвентаризация проводится по местам хранения и материально-ответственным лицам. Данные вносятся в инвентаризационные описи и акты инвентаризации по формам, применяемым организацией для проведения инвентаризации. Описи составляются по местам хранения и материально-ответвтенным лицам. На обнаруженные испорченные основные средства, основные средства, не пригодные к эксплуатации составляются отдельные описи.
 10.1.5. При инвентаризации основных средств комиссия должна проверить наличие и правильность оформления:
 * актов приема - передачи основных средств (ф. ОС-1);
 * актов приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. ОС-3);
 * инвентарных карточек учета основных средств (ф. ОС-6);
 * актов на списание основных средств (ф. ОС-4, ОС-4а);
 * технических паспортов и другой технической документации на основные средства;
 * документов на основные средства, сданные или принятые в аренду и на хранение (договоры, акты приема-передачи и т. п.), отгруженные по договорам купли-продажи, переданные в обмен, переданные в уставный капитал других организаций и выбывших из подотчета материально-ответственных лиц по другим основаниям, но на момент инвентаризации находящихся в собственности организации.
 10.1.6. При инвентаризации ОС, находящихся в подотчете материально-ответственных лиц-работников организации, комиссия должна произвести осмотр объектов и занести в описи их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При осмотре зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих права собственности (хозяйственного ведения, аренды и т. п.) на эти объекты, проверяется также наличие документов на право пользования земельными участками.
 10.1.7. При инвентаризации ОС, находящихся в собственности организации, но выбывших из подотчета материально-ответственных лиц, комиссия составляет акты инвентаризации по применяемым ею формам на основании документов, подтверждающих выбытие объектов, и документов, поступивших от других лиц, например от арендаторов.
 
 10.2. Инвентаризация долгосрочных вложений в материальные ценности
 
 10.2.1. Лизинговые компании, а также компании, извлекающие доходы от сдачи имущества в аренду проводят инвентаризацию имущества, числящегося в составе долгосрочных вложений в материальные ценности.
 10.2.2. Порядок проведения инвентаризации аналогичен порядку проведения инвентаризации основных средств.
 
 10.3. Инвентаризация нематериальных активов и результатов выполненных научно-исследовательских работ
 
 10.3.1. При инвентаризации имущества нематериального характера целью инвентаризации является документальное подтверждение прав на имущество, а также установление правомерности включения объектов в состав активов компании.
 10.3.2. При инвентаризации нематериальных активов и результатов выполненных научно-исследовательских работ комиссия должна проверить:
 * наличие документов, подтверждающих права предприятия на использование объектов,
 * наличие документов, подтверждающих правомерность постановки на учет объектов,
 * наличие документов, подтверждающих направление использования активов (для продажи, для использования в производстве, для целей управления).
 10.3.3. При проведении инвентаризации инвентаризационной комиссией решаются следующие задачи:
  определяется правомерность включения объектов в состав нематериальных активов или результатов НИОКР,
  выявляются объекты, которые числятся в бухгалтерском учете, но права на которые отсутствуют,
  выявляются объекты, права на которые имеют место, но объекты не числятся в бухгалтерском учете; выявляются причины, проводится рыночная оценка объектов обнаруженных в результате инвентаризации.
  выявляются объекты, которые числятся в учете, но их использование не может быть подтверждено или продемонстрировано.
 
 10.4. Инвентаризация вложений во внеоборотные активы
 
 10.4.1. Инвентаризация вложений во внеоборотные активы проводится в целях подтверждения сумм, учтенных на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". В составе вложений во внеоборотные активы числятся затраты в:
 * приобретение земельных участков,
 * приобретение объектов природопользования,
 * строительство объектов основных средств,
 * приобретение объектов основных средств,
 * приобретение нематериальных активов,
 * перевод молодняка животных в основное стадо,
 * приобретение взрослых животных,
 * выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и др.
 10.4.2. В целях проведения инвентаризации вложений в капитальное строительство выделяются следующие виды объектов:
  объекты, не завершенные капитальным строительством;
  объекты, законченные строительством, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;
  объекты, законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию; при этом в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов;
  прекращенные строительством объекты; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация;
  объекты строительства, переведенные на консервацию; при этом в акте указывается документы, подтверждающие перевод объектов на консервацию, а также причины консервации;
  проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин не осуществления строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
 10.4.3. Инвентаризация объектов вложений в капитальное строительство производится с использованием форм актов, разрабатываемых организацией. Акты по форме составляются по каждому департаменту (отделу, подразделению), на которые возложена реализация инвестиционных проектов, и по каждому виду объектов инвентаризации.
 10.4.4. В процессе инвентаризации проводится как натуральная проверка возводимых объектов, так и документальная проверка затрат на строительство.
  Натуральная проверка возводимых объектов состоит в осмотре объектов строительства. Результат осмотра сопоставляют с данными актов о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3), или общего журнала работ (ф. КС-6а), если производителем работ является организация.
  В случае, когда контрольные осмотры невозможны (например, в случае строительства скважин), данные в акты вносятся на основании актов скрытых работ.
  В акте отражается наличие каждого и фактический выполненный объем работ, произведенных затрат. При этом проверяется:
 * не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, сданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
 * состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, а также наличие оформленных документов на консервацию объектов.
 10.4.5. Инвентаризация вложений в приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов производится с использованием форм, разрабатываемых организацией ввиду отсутствия унифицированных форм.
 10.4.6. В процессе инвентаризации вложений в приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов проводят как натуральную проверку приобретаемых объектов, так и документальную проверку затрат на приобретение. Натуральная проверка проводится в случаях поступления объектов в организацию. В случае нахождения объектов в пути инвентаризация проводится на основании первичных учетных документов.
 10.4.7. Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации. При этом следует учитывать, что готовность к эксплуатации объектов, предназначенных для включения в создаваемый комплекс основных средств, не является основанием для зачисления их в состав основных средств. Такие объекты вводятся в эксплуатацию в составе объекта строительства только после подписания акта ввода объекта строительства приемочной комиссией (КС-14).
 10.4.8. Наличие у организации незавершенных капитальных вложений в приобретение нематериальных активов обычно связано с неоконченным процессом оформления прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Причина, по которой невозможно отразить фактические затраты на приобретение объектов непосредственно на счете 04 "Нематериальные активы", должна быть указана в акте инвентаризации.
 
 10.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
 
 10.5.1. Посредством инвентаризации ТМЦ подтверждаются данные учета и отчетности в отношении:
  собственных материальных ценностей, находящихся в подотчете материально-ответственных лиц - работников организации (оборудование к установке, материалы, товары, готовая продукция и полуфабрикаты);
  собственных материальных ценностей, не находящихся в подотчете материально-ответственных лиц - работников организации, в частности, ТМЦ, находящихся в пути, товаров отгруженных, материалов, переданных на переработку или на комиссию;
  материальных ценностей других лиц, находящихся в подотчете материально-ответственных лиц - работников организации, в частности ТМЦ, принятые в переработку, на хранение, на комиссию.
 10.5.2. Результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей оформляются в формах, применяемых организацией в целях проведения инвентаризации соответствующих видов имущества. Описи и акты составляются по местам хранения и материально-ответственным лицам. На ТМЦ: находящиеся в пути, отгруженные, переданные в качестве давальческого сырья, находящиеся на хранении или в переработке комиссией составляются отдельные акты. На обнаруженные испорченные ТМЦ составляются отдельные описи.
 10.5.3. Проверка ТМЦ, находящихся в подотчете материально ответственных лиц - работников организации проводится в натуре в обязательном присутствии материально-ответственных лиц. Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем обязательного их пересчета, замера, завешивания по местам хранения.
 10.5.4. При проверке ТМЦ данные заносятся комиссией в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употребление, требующая ремонта и т.д.).
 10.5.5. В процессе проведения инвентаризации комиссия проверяет правильность ведения складского учета, а именно правильность заполнения карточек складского учета; соответствие записей в карточках первичным приходно-расходным документам.
 10.5.6. ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются кладовщиками в присутствии членов инвентаризационной комиссии, заносятся в отдельную опись "ТМЦ, поступившие во время инвентаризации" и приходуются после инвентаризации.
  При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и только с письменного разрешения генерального директора и главного бухгалтера. Эти ценности заносятся в отдельную опись "ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации". На расходных документах председатель комиссии или по его поручению член комиссии делает соответствующую отметку.
 10.5.7. По собственным товарно-материальным ценностям, не находящимся в подотчете материально-ответвтенных лиц - работников организации, инвентаризация заключается в сверке сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета с надлежаще оформленными документами:
 * по ценностям, находящимся в пути - расчетными документами поставщиков, товаротранспортными документами, актами приема-передачи и т.п.;
 * по отгруженным товароматериальным ценностям - отгрузочными документами (накладными на отпуск товароматериальных ценностей на сторону, товаротранспортными накладными) с указанием сроков оплаты на основании заключенных договоров, документами транспортирующих организаций, актами приема-передачи и т.п.;
 * по переданным на переработку или ответственное хранение - актами приема-передачи, складскими (сохранными) расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации, накладными и т.п.
  Спецодежда, столовое белье и пр., сданные в ремонт или стирку, записываются в ведомость на основании накладных или квитанций от организаций, оказывающих эти услуги.
 10.5.8. Материальные ресурсы, подвергшиеся порче, пришедшие в негодность, включаются в отдельную опись с указанием причин порчи или негодности, а также виновников. В протоколе инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения, по которым суммы ущерба не отнесены на виновных лиц. Такими документами могут быть: заключение отдела технического контроля, заключение специализированных организаций (инспекций по качеству) и прочих специалистов. Предложения по дальнейшему использованию материальных ресурсов (реализация по сниженным ценам, сдача в металлолом, утилизация) оформляются соответствующими актами уценки, актами списания с приложением справок, протоколов, заключений, подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и передаются на утверждение генеральному директору.
 
 10.6. Инвентаризация животных и молодняка животных
 
 10.6.1. Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота.
  Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.
 10.6.2. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.
  Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах, и указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.
 10.6.3. Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.
 
 10.7. Инвентаризация незавершенного производства, незавершенных капитальных ремонтов
 
 10.7.1. При инвентаризации незавершенного производства проводится инвентаризация в натуре. При этом:
 * определяется фактическое наличие заделов (изделий, не прошедших всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, в данном цехе), а также продукции (работ), не прошедшей испытаний и технической приемки;
 * выявляется остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
 Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку) с указанием наименования заделов, степени готовности, количества или объема.
 10.7.2. Сырье, материалы, полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях. В бухгалтерском учете эти материалы в конце месяца сторнируют со счетов производства на счета учета материалов, а в начале следующего отчетного месяца снова списывают в производство. 10.7.3. Забракованные изделия в описи незавершенного производства также не включаются - по ним составляются отдельные описи.
 10.7.4. При инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств инвентаризация производится в натуре и по документам.
 10.7.5. Результаты инвентаризации незаконченных капитальных ремонтов используются для выявления внутренних резервов и выявления необоснованного перерасхода средств.
 
 10.8. Инвентаризация расходов будущих периодов
 
 10.8.1. При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационная комиссия устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и сумму, подлежащую отнесению на соответствующие счета учета в течение документально обоснованного срока списания расходов в соответствии с представленными бухгалтерией расчетами и учетной политикой организации.
 10.8..2. В акте инвентаризации отражаются данные по каждому виду расхода будущих периодов.
 
 10.9. Инвентаризация денежных средств и денежных документов
 
 10.9.1. Инвентаризации наличных денежных средств производится в натуре в присутствии кассира.
 10.9.2. Одновременно с инвентаризацией денежных средств производится инвентаризация фактического наличия разных ценностей и денежных документов (марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.
 10.9.3. Инвентаризация безналичных денежных средств заключается в сличении данных бухгалтерского учета и документально подтвержденных обслуживающими банками остатков денежных средств организации на расчетных, валютных и специальных счетах (аккредитивах, по расчетным книжкам и т.п.), а также переводов в пути.
 10.9.4. При инвентаризации безналичных денежных средств в акты вносится информация о каждом банковском счете организации. В целях идентификации счетов указывается информация об особенностях использования каждого банковского счета организации, которая, как правило, устанавливаются при его открытии. К таким особенностям относятся:
  - вид банковского счета (рублевый, валютный);
  - тип счета - специфика операций, осуществляемых по счету (текущие операции - расчетный счет, зачисление внешнеторговой выручки - транзитный валютный счет, формирование уставного капитала - накопительный счет и т.д.);
  - пользователь счета - непосредственно организация, обособленное подразделение, конкретное должностное лицо;
  - состояние счета на дату инвентаризации (функционирующие счета, заблокированные счета).
 10.9.5. Акт инвентаризации безналичных расчетов оформляется по месту подразделения (корпоративного центра, филиала, представительства), отвечающего за использование счета.
 
  10.10. Инвентаризация финансовых вложений.
 
 10.10.1. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
 10.10.2. Натуральная проверка финансовых вложений возможна, если организация обладает ценными бумагами в документарной форме. В этом случае результат отражается в инвентаризационной описи. При инвентаризации остальных составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка. 10.10.3. Инвентаризация финансовых вложений осуществляется путем заполнения формы, разработанной организацией для этих целей.
 10.10.4. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
  правильность оформления ценных бумаг;
  реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
  сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
  своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
 10.10.5. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
 10.10.6. Инвентаризация бумаг ценных, хранящихся в организации проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
 10.10.7. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий, специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
 В инвентаризационном акте ценные бумаги группируются по отдельным эмитентам с указанием названия ценной бумаги, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы;
 10.10.8. Финансовые вложения, кроме ценных бумаг в документарной форме (вложения в уставные капиталы других организаций (кроме вложений, подтвержденных акциями), займы, предоставленные другим организациям) при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
 10.10.9. При проверке финансовых вложений в уставные капиталы других организаций и предоставленных займов комиссия проверяет наличие подтверждающих эти операции документов (договоров, актов передачи в случае передачи имущества и т.п.), а также выполнение сроков погашения займов.
 10.10.10. Проверка на обесценение, предусмотренная нормативными актами по бухгалтерскому учету, производится в ходе проведения инвентаризации финансовых вложений. Оценка финансовых вложений по рыночной стоимости, предусмотренная нормативными актами по бухгалтерскому учету, может производиться в ходе проведения инвентаризации финансовых вложений.
 
 10.11. Инвентаризации оценочных резервов и резервов предстоящих расходов и платежей.
 
 10.11.1. Инвентаризация данных видов обязательств проводится в случае, когда Учетной политикой организации предусматривается создание таких резервов.
 Инвентаризации подлежат:
  резерв под снижение стоимости материальных ценностей;
  резерв под обесценение финансовых вложений;
  резерв по сомнительным долгам;
  резервы предстоящих расходов и платежей.
 10.11.2. При инвентаризации резервов необходимо учитывать результаты инвентаризации соответственно материальных ценностей, финансовых вложений и дебиторской задолженности, отраженные в соответствующих актах.
 10.11.3. Инвентаризация проводится на основе документов. Комиссия должна убедиться в наличии утвержденных расчетов по образованию указанных резервов (на оплату отпусков, вознаграждений по итогам работы за год, ремонту основных средств, по сомнительным долгам, под обесценение и т.д.), в соответствии созданных резервов с принятой учетной политикой организации, с отнесением фактически произведенных расходов за счет созданных резервов.
 10.11.4. При проведении инвентаризации проверяются операции, как по начислению, так и по использованию резервов.
 
 10.12. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
 
  10.12.1. Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
  - правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  - правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  - правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
 10.12.2. При инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности производится инвентаризация расчетов:
  - с покупателями и заказчиками,
  - с поставщиками и подрядчиками,
  - с заимодавцами (кредиторами) по займам (кредитам);
  с персоналом,
  - с бюджетом и внебюджетными фондами,
  - с учредителями,
  -с прочими дебиторами и кредиторами,
 10.12.3. Инвентаризация расчетов с конрагентами (покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками) осуществляется по документам, в том числе актам сверок расчетов. При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками отдельно составляются акты по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам.
 10.12.4. Инвентаризация расчетов с заимодавцами (кредиторами) заключается в проверке правильности отражения в бухгалтерском учете сумм полученных займов, а также сумм, направленных на их погашение. Кроме того, нужно подтвердить правильность исчисления и отражения на счетах бухучета процентов по займам, которые организация должна уплатить согласно условиям договоров с заимодавцами.
 10.12.5. При проведении расчетов с персоналом инвентаризации подлежат:
  - расчеты с персоналом по оплате труда,
  - расчеты с персоналом по подотчетным суммам,
  - расчеты с персоналом по прочим операциям.
 10.12.6. По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
 10.12.7. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Помимо этого нужно проверить наличие оправдательных документов по израсходованным средствам, а также выявить, не истек ли срок, на который работникам выдавались под отчет денежные средства.
 10.12.8. Главной задачей инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям является проверка полноты отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Кроме того, проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей и др.
 10.12.9. В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами комиссия сверяет данные бухгалтерского учета по расчетам по налогам и сборам и расчетам по социальному страхованию и обеспечению с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. По налогам, не уплаченным в установленный срок, надо проконтролировать исчисление и уплату пеней.
 При проведении инвентаризации используются акты сверки организации с налоговыми органами и внебюджетными фондами.
 
 11. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации
 
  Фактические данные, полученные в процессе инвентаризации, сверяются в бухгалтерии организации с показателями бухгалтерского учета и в случае расхождения данных инвентаризации с данными бухгалтерского или складского учета в случаях инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств заполняются сличительные ведомости. При анализе результатов инвентаризации организация может составлять сличительные ведомости по любым объектам инвентраизации.
  В сличительных ведомостях отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
  Суммы излишков или недостач отражаются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Отдельно составляются сличительные ведомости по имуществу, не принадлежащему предприятию.
 
 12. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и отражение результатов инвентаризации в учете
 
 12.1. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, когда завершена инвентаризация.
 12.2. Недостача материальных ценностей в результате стихийных бедствий учитывается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки".
 12.3. Недостача материальных ценностей, кроме недостач в результате стихийных бедствий, учитывается по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в момент завершения инвентаризации.
  По дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" проводятся:
  по недостающим (похищенным) или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость;
  по недостающим (похищенным) или полностью испорченным основным средствам, нематериальным активам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации);
  по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь.
  Учтенные по дебету счета 94 суммы списываются:
  а) в пределах норм естественной убыли:
 * на счета учета запасов - в случае обнаружения недостач при заготовлении;
 * на счета затрат на производство и расходов на продажу - когда они выявлены при хранении или продаже.
  При этом убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
  б) сверх норм естественной убыли:
 * на виновных лиц, если таковые установлены,
 * в состав прочих расходов организации, если виновные лица не установлены.
 12.4. Размер причиненного организации ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом амортизации по установленным нормам. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба. При определении сумм ущерба, отнесенных на виновных лиц, и реализации порядка взыскания этого ущерба следует руководствоваться нормами главы 39 Трудового Кодекса РФ от 31.12.2001 №197-ФЗ.
 12.5. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется в состав прочих доходов и расходов. При этом рыночная цена подтверждается документально либо экспертным путем. При решении вопроса о привлечении независимого оценщика необходимо руководствоваться принципом существенности. Независимый оценщик привлекается, если предполагаемая стоимость неучтенного объекта составляет более пяти процентов от соответствующей статьи баланса.
 12.6. Положительная разница, образовавшаяся в результате зачета по пересортице, зачисляется в состав прочих доходов и расходов в образовавшейся сумме.
 12.7. В случае порчи или утери застрахованных материальных ценностей в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, хищений финансовые результаты определяются с учетом сумм возмещения по страховым случаям.
 12.8. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом балансе.
 12.9. В виде исключения допускается производить взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица по ТМЦ одного и того же наименования.
 В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице не признается пересортицей несоответствие учетных и фактических данных:
  по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица в разные отчетные периоды,
  по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица не в тождественных количествах,
  по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете разных лиц (даже в тождественных количествах).
 О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
 12.10. Результат проведения зачета по пересортице может быть отрицательным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась больше стоимости ценностей оставшихся в излишке) или положительным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась меньше стоимости ценностей оставшихся в излишке). В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, образовалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
 12.11. В том случае, когда после зачета недостач излишками по пересортице и применения норм естественной убыли все же образовалась недостача, инвентаризационная комиссия решает вопрос об источниках ее покрытия. Разница может быть отнесена на виновных лиц, а в случае, когда таковые не установлены, то разницы рассматриваются как недостачи
 12.12. К естественной убыли не относятся потери, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации и хранения, последствиями стихийных бедствий. К естественной убыли не относятся потери материальных ценностей, связанные с ремонтом и зачисткой хранилищ, транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, трубопроводов, а также аварийные потери и потери от хищений, потери, вызванные последствиями стихийных бедствий.
 12.13. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
 12.14. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию в установленном порядке и зачислению в состав прочих доходов и расходов. Инвентаризационная комиссия должна определить виновников и причины возникновения излишков, взять с них письменные объяснения и подготовить материалы для определения руководителем предприятия организационных мер по налаживанию учета и принятию к виновным дисциплинарных мер воздействия.
 12.15. При взискании материального ущерба с виновных лиц следует иметь ввиду следующее:
  При ограниченной материальной ответственности (в размере прямого действительного ущерба, но не свыше среднемесячного заработка на момент обнаружения) сумма возмещения взыскивается с виновного лица по приказу генерального директора из заработной платы. Несогласие работника не приостанавливает исполнение приказа об удержании.
  Взыскание ущерба в полном размере (при установлении оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности и когда размер ущерба превышает среднемесячный заработок на момент обнаружения) производится через суд при отказе виновных лиц от добровольного возмещения.
  В тех случаях, когда судом отказано во взыскании с виновных лиц, либо имеются решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо имеется заключение специализированных организаций (или отдела технического контроля) по факту порчи ценностей, не связанное с умышленными действиями или небрежным хранением, а обусловленное длительным хранением, потерей потребительских свойств и невостребованностью для целей производства или реализации, списание указанных ценностей производится за счет финансовых результатов деятельности организации. Недостачи и порчу, связанные со стихийными бедствиями, относят на убытки отчетного года.
 12.16. Типовые бухгалтерские записи по операциям, осуществляемым в ходе проведения инвентаризации, приведены в Приложении 4.
 
 Приложение 1. Рекомендуемые даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств в целях подтверждения годовой бухгалтерской отчетности
 
 № П/П НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДАТА, НА КОТОРУЮ ПРОВОДИТСЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы На 01 декабря отчетного года Основные средства на 01 ноября отчетного года
  Незавершенное строительство на 01 декабря отчетного года Оборудование к установке на 01 декабря отчетного года Доходные вложения в материальные ценности на 01 ноября отчетного года
  Долгосрочные финансовые вложения на 31 декабря отчетного года Результаты НИОКР На 01 декабря отчетного года Прочие внеоборотныне активы На 01 декабря отчетного года ЗАПАСЫ Животные на выращивании и откорме
  На 01 декабря отчетного года Сырье и Материалы На 01 ноября отчетного года Затраты в незавершенном производстве На 01 ноября отчетного года Готовая продукция, Полуфабрикаты
  На 01 ноября отчетного года Товары для перепродажи На 01 декабря отчетного года Товары отгруженные На 31 декабря отчетного года Расходы будущих периодов На 31 декабря отчетного года Прочие запасы и затраты На 31 декабря отчетного года ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ (КРОМЕ ЗАПАСОВ) Дебиторская задолженность На 31 декабря отчетного года Краткосрочные финансовые вложения На 31 декабря отчетного года Денежные средства На 31 декабря отчетного года Прочие оборотные активы На 31 декабря отчетного года ДОЛОГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты На 31 декабря отчетного года Прочие долгосрочные обязательства На 31 декабря отчетного года КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты На 31 декабря отчетного года Кредиторская задолженность На 31 декабря отчетного года Задолженность перед участниками и учредителями На 31 декабря отчетного года Доходы будущих периодов На 31 декабря отчетного года Резервы предстоящих платежей На 31 декабря отчетного года Прочие краткосрочные обязательства На 31 декабря отчетного года ИМУЩЕСТВО И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УЧИТЫВАЕМЫЕ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ Арендованные основные средства на 01 ноября отчетного года (или на дату, согласованную в договоре аренды)
  Товарно-материальные ценности на хранении на 01 декабря отчетного года (или на дату, согласованную в договоре хранения) Товары, принятые на комиссию на 01 декабря отчетного года (или на дату, согласованную в договоре хранения) Списанная дебиторская задолженность На 31 декабря отчетного года Обеспечения обязательств и платежей полученные На 31 декабря отчетного года Обеспечения обязательств и платежей выданные На 31 декабря отчетного года Нематериальные активы, полученные в пользование На 31 декабря отчетного года Прочее имущество и обязательства, подлежащие учету на забалансовых счетах На 31 декабря отчетного года ЦЕННОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОПЕРАТИВНОМУ УЧЕТУ Средства труда, стоимость которых списана в затраты и подлежащие оперативному учету На 01 ноября отчетного года
 
 Приложение 2. Примеры распорядительных документов
 
 ________________________________________________ по ОКПО
  организация
 ________________________________________________
  структурное подразделение
 Номер документа Дата составления
 ПРИКАЗ
 О создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии
 
  Для проведения инвентаризаций в 200_ году назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе:
 
 Председатель комиссии _________ __________________________________
  должность фамилия, имя, отчество
 Члены комиссии: _________ __________________________________
  должность фамилия, имя, отчество
  _________ __________________________________
  должность фамилия, имя, отчество
  _________ __________________________________
  должность фамилия, имя, отчество
 
 
  Руководитель __________ _______ ______________________________
  должность подпись расшифровка подписи
 
 
 ________________________________________________ по ОКПО
  организация
 ________________________________________________
  структурное подразделение
 Номер документа Дата составления
 ПРИКАЗ
 О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
 
 
 Постоянно действующей инвентаризационной комиссии, назначенной согласно Приказа № от провести инвентаризацию ______________________________________________________________________
  наименование имущества, обязательства
 
 К инвентаризации приступить "__" __________ ____ г.
 и окончить "__" __________ ____ г.
 
  Причина инвентаризации _______________________________________
  контрольная проверка, смена материально
 __________________________________________________________________
  ответственных лиц, переоценка и т.д.
 __________________________________________________________________
  Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
 __________________________________________________________________
 не позднее "__" _________ ____ г.
 
  Руководитель __________ _______ ______________________________
  должность подпись расшифровка подписи
 
 
 
 ________________________________________________ по ОКПО
  организация
 ________________________________________________
  структурное подразделение
 Номер документа Дата составления
 
 
 ПРИКАЗ
 О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
 
  Для проведения инвентаризации
 ___________________________________________________________________________________________________
  наименование имущества, обязательства
 назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:
 Председатель комиссии _________ __________________________________
  должность фамилия, имя, отчество
 Члены комиссии: _________ __________________________________
  должность фамилия, имя, отчество
  _________ __________________________________

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу