<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>
Методика диагностики уровня социальной фрустрированностиЛ. И. Вассермана в (модификация В. В. Бойко)
Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности"
Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.
1 - полностью удовлетворен;
2 - скорее удовлетворен;
3 - затрудняюсь ответить;
4 - скорее не удовлетворен;
5 - полностью не удовлетворен.
Удовлетворены ли вы: 1 2 3 4 своим образованием взаимоотношениями с коллегами по работе взаимоотношениями с администрацией на работе взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты) содержанием своей работы в целом условиями профессиональной деятельности (учебы) своим положением в обществе материальным положением жилищно-бытовыми условиями отношениями с супругом (ой) отношениями с ребенком (детьми) отношениями с родителями обстановкой в обществе (государстве) отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми сферой услуг и бытового обслуживания сферой медицинского обслуживания проведением досуга возможностью проводить отпуск возможность выбора места работы своим образом жизни в целом
Обработка данных.
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен - 0, скорее удовлетворен - 1, затрудняюсь ответить - 2, скорее неудовлетворен - 3, не удовлетворен полностью - 4.
Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:
1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;
2) подсчитать сумму этих произведений;
3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.
Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5-4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;
3,0-3,4: повышенный уровень фрустрированности;
2,5-2,9: умеренный уровень фрустрированности;
2,0-2,4; неопределенный уровень фрустрированности;
1,5-1,9: пониженный уровень фрустрироваииости;
0,5-1,4: очень низкий уровень;
0-0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:
- личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;
- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.
Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.
В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;
- органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;
- дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;
- внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;
- соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.
Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.
Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.
<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>