<< Пред.           стр. 30 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 заблуждения с помощью йогических упражнений, укрепление в
 истине и приращение знаний; 5) прославление Парамешвары, то
 есть его качеств; размышление о качествах Парамешвары; 6)
 молитвы Богу...
 Парамешвара, исполненный милосердия, дарит пребывание в
 блаженстве от близости с ним той душе, которая чистым умом,
 жизненной энергией и всеми силами прославляет Парамешвару...
 Парамешвара своей ничем не ограниченной силой возносит дживу
 и навсегда оставляет ее подле себя, освобождает от всех ви-
 дов страданий, если он видит, что праведная душа стремится к
 милосердному Парамешваре...
 Священник Скотт: Пандитджи сказал, что спасение - это
 прекращение всех страданий, я же говорю, что освобождение
 есть спасение от всех грехов и достижение рая. Суть в том,
 что Ишвара создал Адама чистым, но дьявол хитростью ввел его
 в грех, поэтому [человек] стал вечным грешником. Как
 часовщик мастерит часы, а потом они идут сами, так же и
 человек - [он] грешит из-за своего желания: совершив [грех],
 он своими собственными [силами] не может достигнуть
 освобождения, не может спастись от грехов. И невозможно
 достигнуть освобождения без веры в могущественного Иисуса.
 Индусы говорят: "Кали-юга портит людей, поэтому они не могут
 достигнуть спасения". Но они смогут спастись, если поверят в
 Иисуса. В какую бы страну ни приходил Иисус Христос, то есть
 куда бы ни приходило его учение, там люди спасались от
 греха. Смотрите, где еще сейчас [отмечается] рост благих и
 хороших качеств, кроме как у христиан? Я приведу вам пример:
 в Англии жил один человек... Он пьянствовал, воровал и
 творил другие дурные дела, а когда поверил в Иисуса Христа,
 освободился от всего дурного. И я сам, поверив в Иисуса
 Христа, достиг освобождения и спасения от всех дурных
 поступков. Освобождение невозможно достигнуть поведением,
 противоречащим заповедям Иисуса. Поэтому всем нужно поверить
 в Иисуса Христа, только так можно достигнуть освобождения и
 никак иначе.
 Мавлави Мохаммад Касым: Мы не можем согласиться с тем, что
 названные пандитомджи пути освобождения ведут к нему, потому
 что [освобождение есть] желание Ишвары, он дает освобождение
 тому, кому желает [его дать], и не приносит [освобождения],
 
 
 
 157
 
 если не желает. Подобно правителю, отпускающему того, с чьим
 преступлением он примирился, и заковывающему в кандалы того,
 чьим [преступлением] он недоволен. Он делает то, что хочет,
 поступает в соответствии со своими желаниями. Нам не под
 силу знать, что будет делать Ишвара. Но властителю нужно
 верить. Наш пророк - наш сегодняшний властелин, освобождение
 достигается лишь через веру в него... Освобождение зависит
 только от него.
 Свами Дайянанда Сарасвати, отвечая священнику: Когда вы
 говорили, что освобождение есть "спасение от грехов", а не
 "освобождение от страданий", вы не поняли сути того, что я
 сказал. Потому что немногим раньше я сказал, что "пути к
 освобождению" включают в себя освобождение, избавление от
 всех грехов и неправедных деяний. Плод дурных деяний
 называется "страданием", то есть, если [вы] совершаете грех,
 [вы] и не можете спастись от страдания...
 Второе: Вы говорите, что Ишвара сотворил Адама чистым, но
 дьявол ввел его в грех, и потому потомки [Адама] - грешники.
 Это не так, ибо Ишвару мы считаем всесильным. Если же дьявол
 совращает Адама, сотворенного чистым и безгрешным, и
 нарушает сложившийся порядок во владениях Ишвары, то,
 значит, такой Ишвара вовсе не всесилен. То, что сотворено
 Ишварой, никто не может погубить. Само [суждение] о том, что
 согрешил один Адам, а все его потомки стали [считаться]
 грешными, ошибочно: так не должно быть. Тот, кто согрешил,
 тот и заслуживает страдания, никто другой страдать [за него]
 не может. Ни один образованный человек [с вами] не
 согласится. Смотрите! Только от Адама и Евы не мог появиться
 весь [человеческий] род, ведь супружество брата и сестры -
 большой грех. Поэтому нужно согласиться с таким [пониманием]
 - в начале творения Парамешвара создал много мужчин и много
 женщин.
 Если вы говорите, что дьявол ввел всех в грех, то я
 спрашиваю вас: "Кто же ввел в грех его самого?". Если вы
 ответите, что дьявол сам себя ввел в грех, то, значит, и все
 души могут сами себя ввести в грех, тогда бессмысленно
 утверждать, что это сделал дьявол. Если же вы скажете, что
 дьявола ввел в грех кто-то иной, то [я отвечу]: ведь никто,
 кроме Ишвары, не [мог] ввести его в грех. А если сам Ишвара
 ввел всех в грех, то, согласно вашему пониманию, не остается
 никого, кто мог бы даровать [людям] освобождение, и никого,
 кто мог бы освобождение получать. Ибо если Параматман вводит
 в грех, то он не может быть избавителем от греха. Это
 противоречит природе Параматмана, потому что он является
 хранителем справедливости и творцом благих дел, он
 ублаготворяется благими деяниями. Он не приносит [людям]
 страдание и не вводит их в грех.
 Смотрите! Удивительно, что дьявол устроил такое смятение во
 владении Ишвары, и Ишвара не наказал его, не предал смерти,
 не бросил в тюрьму; это [показывает], что Параматман слаб,
 это говорит о том, что Параматман сам хотел, чтобы произошло
 совращение. Потому [правильное понимание] не таково... До
 тех пор, пока те, кто признает дьявола, не откажутся от
 этого, они не смогут спастись от греха, поскольку рассуждают
 
 
 
 158
 
 так: сами мы не грешники, это дьявол совратил Адама и его
 потомство, а Параматман ради спасения потомства Адама поднял
 на крест своего единственного сына, чего же нам тогда
 бояться? Он простит своей милостью наш маленький грех,
 потому что мы верим в Иисуса Христа, которому [Параматман]
 дал рождение ради нашего избавления от грехов. Вот почему
 те, кто верит в это, никогда не смогут освободиться от
 грехов.
 Вы правильно привели пример с часами: каждый свободен в
 своих действиях, но заповеди Ишвары состоят в том, чтобы
 исполнять благие дела, а не дурные. Но вы неправы, говоря,
 что освобождение - это достижение рая и человек не может
 [самостоятельно] достигнуть освобождения, избавившись от
 грехов, ибо человеку, совращенному дьяволом, это не под
 силу. Потому что человек свободен... и, избавившись от
 пороков, вы можете милостью Параматмана достигнуть
 освобождения. И еще: Адам был изгнан из рая за то, что
 вкусил плод: если в этом состоит его грех и он был за него
 изгнан, то спрашиваю вас, стремящихся в этот рай: "Что вы
 там будете есть? Не будет ли это грехом? Не будете ли вы
 изгнаны из рая?" Поэтому ваше [понимание] нельзя признать
 правильным.
 Ишвара в вашем понимании подобен человеку, то есть раз
 человек не наделен всеведением, вашего Параматмана [следует]
 признать таким же: оттого-то вы говорите о пророке и о
 свидетельстве. Но тогда уничтожается божественность Ишвары.
 А он всеведущ и потому не нуждается ни в пророке, ни в
 свидетельстве. Ему не нужен ничей совет, совет нужен для
 незнающих. Смотрите! По-вашему, получается, что Параматман
 несвободен, ибо без свидетельства или совета Иисуса Христа
 он никого не может наградить освобождением и сам ничего не
 ведает. В вашем понимании, знание Параматмана ограниченно,
 значит, он никак не может быть всесильным и всеведущим.
 Смотрите! Если он справедлив, то не может творить
 несправедливость из-за какого-нибудь совета или неискренних
 молитв, а если же он действует иначе, значит, его нельзя
 считать справедливым.
 Когда вы говорите, что во владениях Ишвары есть ангелы, вы
 тем самым приписываете Ишваре много слабостей. Потому что
 [если это так], то Ишвара не является всепроникающим, ведь
 всепроникающий не наделен телом... Из этого непреложно
 следует, что он не обладает всемогуществом. Знание того, кто
 наделен телом, ограниченно... И тогда нужно признать, что он
 подвержен смерти и рождению. Нельзя никак согласиться с
 вашим пониманием, что "Ишвара находится в одном месте, а
 ангелы пребывают в его владениях". Иначе получается, что
 природа Ишвары ограниченна...
 То, что священник сказал про кали-югу, неверно, ибо мы,
 арии, понимаем кали-югу иначе. Доказательство тому есть в
 "Айттарейя-брахмане": тот человек, что всегда творит адхарму
 и только на словах следует дхарме, тот в кали-юге; тот, кто
 творит дхарму и адхарму поровну, - тот в двапара-юге;
 творящий одну часть адхармы и три части дхармы - в трета-
 юге; тот же, кто творит дхарму постоянно, - в сатья-юге.
 
 
 
 159
 
 Не зная этого, нельзя говорить истинно, потому что [суть в
 том], что творящий дурные дела никогда не может избавиться
 от страданий, тот же, кто говорит, что творит благие дела,
 может освободиться от страданий, в какой бы стране он ни
 жил.
 Может или не может Ишвара дать освобождение своим
 почитателям, если они не верят в Иисуса Христа? Он может
 даровать спасение своим почитателям разными способами,
 никакие пророки ему не нужны... Да, поистине это так; когда
 в какой-нибудь стране Высший Пуруша, Параматман, открывает
 свое учение, люди освобождаются там от грехов, возрастает
 счастье, и [люди] становятся лучше. Это означает улучшение
 всего людского мира, в таком вероучении нет корысти.
 Смотрите! Арии были первыми [в мире], получившими поучение
 [Ишвары], и в те [давние] времена они самосовершен-
 ствовались. По самым разным причинам знание этого
 божественного поучения сейчас уменьшилось, но это [не
 означает], что появились недостатки в самом арийском учении,
 оно продолжает существовать от самого начала творения и до
 наших дней; учение во многом не ухудшилось. Смотрите! споры
 между христианскими и мусульманскими общинами длятся на
 протяжении 1500 или 1800 лет, и в сравнении с этим то
 изменение к худшему, что наблюдается в учении ариев за 1 360
 852 976 лет, незначительно. Изменения же к лучшему ваших
 единоверцев происходят совсем не из-за самого учения, а из-
 за парламента и тому подобных учреждений, если не было бы
 их, то само вероучение не привело бы к улучшению...
 Отвечая мавлави: Неверно утверждать, что Ишвара делает то,
 что пожелает: он обладает всей полнотой знания и всегда
 следует высшей справедливости, а потому беспристрастен. Об
 Ишваре нельзя сказать: "Он делает то, что хочет", ибо это
 означает, что он способен сотворить и недоброе деяние, то
 есть от исполнения его желания может появиться зло. Ишвара
 приносит освобождение тому, кто [сам] творит свое
 освобождение. Он никому не дает освобождение без того, чтобы
 человек не сотворил его сам. Причина этого в том, что Ишвара
 не бывает несправедливым. [Если согласиться с тем], что
 Ишвара дарует счастье или страдание тому, кому сам пожелает,
 то надо будет приписать Ишваре несправедливость и другие
 пороки. Он никогда не поступает так. Как светить и обжигать
 заложено в природе огня и огонь не может проявить себя
 иначе, точно также и Параматман не может поступать
 пристрастно, поскольку это противоречит его природе как
 справедливого.
 Только Парамешвара испокон веков дарует спасение и никто
 иной. Ошибочно думать, что кроме него существует кто-либо
 еще. Нельзя будет достигнуть освобождения, если верить в
 существование какого-либо второго [Бога], потому что [если
 признать], что Ишвара нуждается в чьей-либо помощи для
 дарования [людям] освобождения или же приносит освобождение
 в зависимости от того, что ему кто-нибудь скажет, то
 [следует] признать, что Ишвара не свободен в даровании
 освобождения и, значит, не может быть Ишварой... Меня очень
 удивляет [суждение] о лишенном жизни Параматмане и
 
 
 
 160
 
 приравниваемых к нему пророках, которые [якобы] могут давать
 людям освобождение... Парамешвара сам может даровать
 освобождение тому праведнику, который обеспечил себе
 освобождение собственными деяниями, [Ишвара] не нуждается в
 помощи. Помощь нужна человеку... [Ишвару] не ублаготворить
 не-истинным, он [не таков], чтобы, ублаготворившись не-
 истинным, творить несправедливость. Он всегда [обладает]
 истинной дхармой и истинной справедливостью и, преисполненый
 любви к своим почитателям, дарует им сообразно [их заслугам]
 освобождение, навечно оставляет их в вечном блаженстве,
 избавив их от страданий. В этом нет никаких сомнений.
 Так прошло четыре часа... Мавлави сказал, что наступило
 время намаза. Священник Скотт сказал Свами [Дайянанде]: "Нам
 надо поговорить наедине", - и они удалились... Несколько
 человек поднялись, поскольку встреча закончилась... [Свами
 Дайянанда] подошел к своей палатке и начал снова говорить о
 примирении вероучений. В тот же вечер к нему явились
 священник Скотт и другие священники. Свамиджи вынес стулья,
 усадил гостей со всем почетом и сел сам. Беседа началась...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 161
 
 Summary
 In her book A World of Vedic Truths. The Life and Teaching
 of Swami Dayananda O.V.Mezentseva looks at world conception
 and activities of Dayananda Saraswati (1824-1883), a
 prominent reformer of Hinduism and the founder of the "Arya
 Samaj" society.
 An analysis of his heritage based on the sources written in
 Sanskrit and Hindi shows that central to his reformist as-
 pirations was the conviction that it was essential to
 "purify" Hinduism of the later accreditions and to recover
 the purity of the ancient religious doctrine. By this
 Dayananda explained his struggle against sectarian disunity,
 idolatry, polytheism, his negative attitude to the role of
 priests posing as all but exclusive mediators between man
 and God, and his renunciation of pilgirimage and lavish
 rituals. He extensively critisized the two of the more
 prominent and influential trends of the Vedanta, namely
 Advaita and Vishishta-Advaita, which furnished the bedrock
 foundation of Hinduism in his time. His criticism did not
 signify a repudiation of the traditional religious-phili-

<< Пред.           стр. 30 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу