<< Пред.           стр. 1 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
 ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
 
 
 
 О.В.Мезенцева
 
 
 МИР ВЕДИЙСКИХ ИСТИН.
 ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ
 СВАМИ ДАЙЯНАНДЫ
 
 
 
 
 
 
 
 Москва
 1994
 
 
 БК 87.3 (5Ид)5
  М 44
  Ответственный редактор
 
 
  А.Д.Литман
 
 
  Спонсор книги -
  Культурный Центр имени
  Дж.Неру
  Посольства Индии в Москве
 
 
  Мезенцева О.В.
  М 44 Мир ведийских истин.
  Жизнь и учение Свами Дайянанды.
  - М., 1994. - 238 с.
 
  В книге исследуется решение "вечных" философских
  проблем в учении видного реформатора индуизма XIX в.
  Свами Дайянанды Сарасвати. Монография представляет
  собой первое отечественное прочтение наследия
  "неистового" саньясина - святого - на языках хинди и
  санскрит. "Вечное" знание, йога действия, арийский
  мир рассмотрены в учении реформатора в контексте
  религиозных умонастроений его времени. В приложении
  дан перевод диспута на тему "Из чего, когда и для
  чего Бог создал мир?" между представителями трех
  традиций (индуистской, исламской, христианской).
  Книга рассчитана на широкий круг читателей, ин-
  тересующихся индийской духовной культурой.
 
 
  ISBN 5-201-01855-6 ь О.В.Мезенцева, 1994
  ISBN 5-02-017548-Х ь ИФРАН, 1994
 
 
 Введение
 Свами Дайянанда Сарасвати (1824-1883)
 был, безусловно, личностью
 выдающейся. Известный индийский
 философ и религиозный деятель ХХ в.
 Ауробиндо Гхош написал о нем так:
 "Один человек, неповторимый как
 личность, ни на кого непохожий в
 своей деятельности, стоит особняком
 среди плеяды тех, кого потомки назо-
 вут творцами индийского ренессанса...
 Словно вы долго шли по долине, и
 разные холмы, то высокие, то низкие,
 вставали перед вами, и вдруг вам
 открылся одинокий утес, вздымающийся
 вверх во всей своей мощи, глыба
 цельного и несокрушимого гранита со
 свежей зеленью на самой вершине и
 одинокой сосной, устремленной в
 поднебесье, могучий поток животворной
 воды, низвергающийся в долину, словно
 сам источник жизни и здоровья..."1.
 Имя Свами Дайянанды было широко
 известно в Индии в последней трети
 прошлого века. Ему довелось испытать
 многое. Он знал любовь и ненависть
 своих соотечественников. Его
 забрасывали камнями и брали прах с
 его сандалий. Одни считали Дайянанду
 ____________________
  1 Sri Aurobindo. Bankim-
 Tilak-Dayananda. Calcutta, 1947.
 P.43.
 
 
 3
 
 ведийским риши, мудрецом и провидцем,
 явившемся в облике смертного
 восстановить ведийские истины, иска-
 женные с течением времени; другие
 осыпали его проклятиями и кричали
 вслед: "Безбожник, великий грешник,
 мусульманский шпион, христианский
 агент"; третьи клеймили как
 индусского фанатика, ненавистника
 ислама и христианства, гонителя
 истинной веры, защитника
 бессмысленного вздора.
 Дайянанда всю жизнь учился сам и учил
 других. В молодые годы он оставил
 родительский дом и никогда не имел ни
 семьи, ни детей. Долгие годы он
 бродил по Индии нищим аскетом в
 шафрановом одеянии и с посохом в
 руках; следуя правилам невладения и
 нестяжательства, обязательным для
 аскета, отказался от всякой
 собственности. Правда, в последние
 годы жизни он нарушил это правило и
 вступил во владение типографией, где
 печатались его труды.
 В историю Индии Свами Дайянанда
 Сарасвати вошел как видный реформатор
 индуизма: его справедливо сравнивали
 с известным деятелем европейской
 Реформации Мартином Лютером. Он
 требовал "очищения" индуизма,
 освобождения его от "наслоений",
 возврата к "чистоте древнего
 
 
 4
 
 вероучения", боролся с идолопоклон-
 ством, сектантской раздробленностью,
 отрицал роль жрецов как единственных
 посредников между человеком и Богом,
 пышные ритуалы. Он разработал учение
 о человеке и центральное место в нем
 отвел проблеме человеческой
 активности, доказывал необходимость
 изучения природного мира и развития
 естественнонаучного знания. С
 демократических позиций критиковал
 кастовую систему и неприкасаемость,
 призывал к возрождению некогда
 существовавшей варновой системы,
 основанной якобы не на принадлежности
 человека к той или иной варне по
 рождению, а лишь на его личных каче-
 ствах.
 Деятельность Свами Дайянанды была
 многосторонней. Он немало сделал для
 просвещения масс, распространения
 женского образования, участия женщин
 в общественной жизни. Велик его вклад
 в развитие литературы на языке хинди.
 Путь к духовному возрождению страны
 Дайянанда видел в освобождении Индии
 от колониального подчинения.
 Основанное им в 1875 г. религиозно-
 реформаторское общество "Арья самадж"
 существует и поныне и имеет
 значительное число сторонников.
 Патхашалы, своего рода духовные
 семинарии, организованные по его
 
 
 5
 
 замыслу, пользуются в стране большой
 известностью. Приверженцы его учения
 издают журналы, публикуют сочинения
 учителя и комментарии к ним.
 Круг вопросов, которые занимали
 Дайянанду, был весьма широк, он
 поставил и дал свое толкование ряду
 важных и актуальных
 мировоззренческих, социальных,
 политических проблем - суть
 "истинной" религии и взаимоотношения
 различных религий, идеал человека и
 общества, пути познания мира,
 исторические судьбы родины и пути ее
 возрождения. Его реформаторские идеи
 оказали заметное влияние на развитие
 общественной жизни Индии прошлого
 столетия. Не изучая их, невозможно
 составить об этом сколько-нибудь
 достоверное представление, как нельзя
 понять и развитие философских,
 религиозных, идеологических процессов
 в современной Индии, поскольку очень
 многое в ее религиозно-философской и
 политической культуре восходит к
 идейным процессам в ХIХ в.
 Существует обширная литература о
 Свами Дайянанде. Различные стороны
 его учения и деятельности
 анализируются в трудах Б.Биссондояла,
 И.Видьявачаспати, В.П.Гупты, Н.Даве,
 К.Дамодарана, К.В.Джонса,
 Дж.Т.Ф.Джорденса, Дж.Панде,
 
 
 6
 
 Х.Б.Сарды, Г.П.Упадхьяи, Х.Хартмана,
 Ч.Хеймсата и др.2 О нем писали
 Махатма Ганди, Джавахарлал Неру,
 Сарвепалли Радхакришнан, Рабиндранат
 Тагор, Б.Г.Тилак и Лал Ладжпат Рай.
 Специальные работы посвятили ему
 Ауробиндо Гхош и Ромен Роллан. Его
 взгляды освещались христианскими
 миссионерами и теологами, лидерами и
 идеологами индусских коммуналистских
 организаций. Немало новых книг и
 исследований было опубликовано в 1925
 г. в связи с пятидесятилетием со дня
 образования "Арья самадж", и в 1983
 г., когда отмечалось столетие со дня
 смерти Свами Дайянанды.
 Его учение и практическая
 деятельность породили разнообразные
 ____________________
  2 См. например,
 Вишвабандхушастри Г. Арьйодайя.
 Лахор, 1927; Видьявачаспати И.
 Махариши Дайянанда. Дели, 1975;
 Видьясагар М. Самскар-самуччайя.
 Дели, 1980; Трайкт-мала. Аллахабад,
 1974 и др. Bissondoyal B. The Arya
 Samaj. Delhi, 1966; Dave N. A Pointer
 Towards Reassesment. Delhi, 1983.;
 Jones K.W. Arya Dharm: Hindu
 Consciousness in the 19th Century.
 Penjub, Berkeley, 1976; Jordens
 J.T.F. Dayananda Saraswati. His Life
 and Ideas. L., 1978.
 
 
 7
 
 мнения и получили противоречивые
 оценки. Последователи Свами Дайянанды
 (Т.Л.Васвани, М.Видьясагар,
 В.Вималеш, В.П.Гупта, П.Лекхарам,
 Д.Мукхопадхьяя, Х.Б.Сарда, Б.К.Сингх,
 Сатьянанд, Г.П.Упадхьяя и др.) обычно
 рассматривают его творческое наследие
 с сугубо апологетических позиций,
 намеренно оставляя в стороне уязвимые
 аспекты. По их убеждению, речь идет
 прежде всего о великом учителе,
 ачарье, комментаторе вед,
 продолжателе традиций великих
 мыслителей древности. Заслуга
 реформатора видится в раскрытии
 истинной сути ведийских текстов,
 разъяснении их подлинного смысла и
 предназначения. Такая характеристика
 обусловлена пониманием самого
 индуизма как системы вневременных
 ценностей, не подверженных никаким
 изменениям и выступающих высшим
 жизненным ориентиром.
 В некоторых трудах учение Дайянанды
 представлено в качестве первой
 попытки дать своего рода теоре-
 тический базис идеологии индусского
 коммунализма (работы Х.Хартмана,
 Ч.Хеймсата и др.), политической
 практики, основанной на стремлении
 поставить интересы индусской общины
 выше интересов последователей иных
 вероучений Индии.
 
 
 8
 
 Ряд авторов, напротив, стремятся
 сблизить воззрения Свами Дайянанды с
 марксистскими, а самого его
 охарактеризовать как борца с
 религиозными предрассудками и всеми
 видами эксплуатации (Н.Даве).
 В мировой индологической науке не так
 уж много работ, в которых дана
 адекватная, сбалансированная оценка
 учения Дайянанды. Заметным с этой
 точки зрения явлением стал выход
 книги австралийского ученого
 Дж.Т.Ф.Джорденса, ознакомившегося с
 теоретическим наследием реформатора
 на хинди. Он скрупулезно изучил жизнь
 Дайянанды и развеял многие
 романтические легенды, связанные с

<< Пред.           стр. 1 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу