<< Пред. стр. 1 (из 31) След. >>
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУКИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
О.В.Мезенцева
МИР ВЕДИЙСКИХ ИСТИН.
ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ
СВАМИ ДАЙЯНАНДЫ
Москва
1994
БК 87.3 (5Ид)5
М 44
Ответственный редактор
А.Д.Литман
Спонсор книги -
Культурный Центр имени
Дж.Неру
Посольства Индии в Москве
Мезенцева О.В.
М 44 Мир ведийских истин.
Жизнь и учение Свами Дайянанды.
- М., 1994. - 238 с.
В книге исследуется решение "вечных" философских
проблем в учении видного реформатора индуизма XIX в.
Свами Дайянанды Сарасвати. Монография представляет
собой первое отечественное прочтение наследия
"неистового" саньясина - святого - на языках хинди и
санскрит. "Вечное" знание, йога действия, арийский
мир рассмотрены в учении реформатора в контексте
религиозных умонастроений его времени. В приложении
дан перевод диспута на тему "Из чего, когда и для
чего Бог создал мир?" между представителями трех
традиций (индуистской, исламской, христианской).
Книга рассчитана на широкий круг читателей, ин-
тересующихся индийской духовной культурой.
ISBN 5-201-01855-6 ь О.В.Мезенцева, 1994
ISBN 5-02-017548-Х ь ИФРАН, 1994
Введение
Свами Дайянанда Сарасвати (1824-1883)
был, безусловно, личностью
выдающейся. Известный индийский
философ и религиозный деятель ХХ в.
Ауробиндо Гхош написал о нем так:
"Один человек, неповторимый как
личность, ни на кого непохожий в
своей деятельности, стоит особняком
среди плеяды тех, кого потомки назо-
вут творцами индийского ренессанса...
Словно вы долго шли по долине, и
разные холмы, то высокие, то низкие,
вставали перед вами, и вдруг вам
открылся одинокий утес, вздымающийся
вверх во всей своей мощи, глыба
цельного и несокрушимого гранита со
свежей зеленью на самой вершине и
одинокой сосной, устремленной в
поднебесье, могучий поток животворной
воды, низвергающийся в долину, словно
сам источник жизни и здоровья..."1.
Имя Свами Дайянанды было широко
известно в Индии в последней трети
прошлого века. Ему довелось испытать
многое. Он знал любовь и ненависть
своих соотечественников. Его
забрасывали камнями и брали прах с
его сандалий. Одни считали Дайянанду
____________________
1 Sri Aurobindo. Bankim-
Tilak-Dayananda. Calcutta, 1947.
P.43.
3
ведийским риши, мудрецом и провидцем,
явившемся в облике смертного
восстановить ведийские истины, иска-
женные с течением времени; другие
осыпали его проклятиями и кричали
вслед: "Безбожник, великий грешник,
мусульманский шпион, христианский
агент"; третьи клеймили как
индусского фанатика, ненавистника
ислама и христианства, гонителя
истинной веры, защитника
бессмысленного вздора.
Дайянанда всю жизнь учился сам и учил
других. В молодые годы он оставил
родительский дом и никогда не имел ни
семьи, ни детей. Долгие годы он
бродил по Индии нищим аскетом в
шафрановом одеянии и с посохом в
руках; следуя правилам невладения и
нестяжательства, обязательным для
аскета, отказался от всякой
собственности. Правда, в последние
годы жизни он нарушил это правило и
вступил во владение типографией, где
печатались его труды.
В историю Индии Свами Дайянанда
Сарасвати вошел как видный реформатор
индуизма: его справедливо сравнивали
с известным деятелем европейской
Реформации Мартином Лютером. Он
требовал "очищения" индуизма,
освобождения его от "наслоений",
возврата к "чистоте древнего
4
вероучения", боролся с идолопоклон-
ством, сектантской раздробленностью,
отрицал роль жрецов как единственных
посредников между человеком и Богом,
пышные ритуалы. Он разработал учение
о человеке и центральное место в нем
отвел проблеме человеческой
активности, доказывал необходимость
изучения природного мира и развития
естественнонаучного знания. С
демократических позиций критиковал
кастовую систему и неприкасаемость,
призывал к возрождению некогда
существовавшей варновой системы,
основанной якобы не на принадлежности
человека к той или иной варне по
рождению, а лишь на его личных каче-
ствах.
Деятельность Свами Дайянанды была
многосторонней. Он немало сделал для
просвещения масс, распространения
женского образования, участия женщин
в общественной жизни. Велик его вклад
в развитие литературы на языке хинди.
Путь к духовному возрождению страны
Дайянанда видел в освобождении Индии
от колониального подчинения.
Основанное им в 1875 г. религиозно-
реформаторское общество "Арья самадж"
существует и поныне и имеет
значительное число сторонников.
Патхашалы, своего рода духовные
семинарии, организованные по его
5
замыслу, пользуются в стране большой
известностью. Приверженцы его учения
издают журналы, публикуют сочинения
учителя и комментарии к ним.
Круг вопросов, которые занимали
Дайянанду, был весьма широк, он
поставил и дал свое толкование ряду
важных и актуальных
мировоззренческих, социальных,
политических проблем - суть
"истинной" религии и взаимоотношения
различных религий, идеал человека и
общества, пути познания мира,
исторические судьбы родины и пути ее
возрождения. Его реформаторские идеи
оказали заметное влияние на развитие
общественной жизни Индии прошлого
столетия. Не изучая их, невозможно
составить об этом сколько-нибудь
достоверное представление, как нельзя
понять и развитие философских,
религиозных, идеологических процессов
в современной Индии, поскольку очень
многое в ее религиозно-философской и
политической культуре восходит к
идейным процессам в ХIХ в.
Существует обширная литература о
Свами Дайянанде. Различные стороны
его учения и деятельности
анализируются в трудах Б.Биссондояла,
И.Видьявачаспати, В.П.Гупты, Н.Даве,
К.Дамодарана, К.В.Джонса,
Дж.Т.Ф.Джорденса, Дж.Панде,
6
Х.Б.Сарды, Г.П.Упадхьяи, Х.Хартмана,
Ч.Хеймсата и др.2 О нем писали
Махатма Ганди, Джавахарлал Неру,
Сарвепалли Радхакришнан, Рабиндранат
Тагор, Б.Г.Тилак и Лал Ладжпат Рай.
Специальные работы посвятили ему
Ауробиндо Гхош и Ромен Роллан. Его
взгляды освещались христианскими
миссионерами и теологами, лидерами и
идеологами индусских коммуналистских
организаций. Немало новых книг и
исследований было опубликовано в 1925
г. в связи с пятидесятилетием со дня
образования "Арья самадж", и в 1983
г., когда отмечалось столетие со дня
смерти Свами Дайянанды.
Его учение и практическая
деятельность породили разнообразные
____________________
2 См. например,
Вишвабандхушастри Г. Арьйодайя.
Лахор, 1927; Видьявачаспати И.
Махариши Дайянанда. Дели, 1975;
Видьясагар М. Самскар-самуччайя.
Дели, 1980; Трайкт-мала. Аллахабад,
1974 и др. Bissondoyal B. The Arya
Samaj. Delhi, 1966; Dave N. A Pointer
Towards Reassesment. Delhi, 1983.;
Jones K.W. Arya Dharm: Hindu
Consciousness in the 19th Century.
Penjub, Berkeley, 1976; Jordens
J.T.F. Dayananda Saraswati. His Life
and Ideas. L., 1978.
7
мнения и получили противоречивые
оценки. Последователи Свами Дайянанды
(Т.Л.Васвани, М.Видьясагар,
В.Вималеш, В.П.Гупта, П.Лекхарам,
Д.Мукхопадхьяя, Х.Б.Сарда, Б.К.Сингх,
Сатьянанд, Г.П.Упадхьяя и др.) обычно
рассматривают его творческое наследие
с сугубо апологетических позиций,
намеренно оставляя в стороне уязвимые
аспекты. По их убеждению, речь идет
прежде всего о великом учителе,
ачарье, комментаторе вед,
продолжателе традиций великих
мыслителей древности. Заслуга
реформатора видится в раскрытии
истинной сути ведийских текстов,
разъяснении их подлинного смысла и
предназначения. Такая характеристика
обусловлена пониманием самого
индуизма как системы вневременных
ценностей, не подверженных никаким
изменениям и выступающих высшим
жизненным ориентиром.
В некоторых трудах учение Дайянанды
представлено в качестве первой
попытки дать своего рода теоре-
тический базис идеологии индусского
коммунализма (работы Х.Хартмана,
Ч.Хеймсата и др.), политической
практики, основанной на стремлении
поставить интересы индусской общины
выше интересов последователей иных
вероучений Индии.
8
Ряд авторов, напротив, стремятся
сблизить воззрения Свами Дайянанды с
марксистскими, а самого его
охарактеризовать как борца с
религиозными предрассудками и всеми
видами эксплуатации (Н.Даве).
В мировой индологической науке не так
уж много работ, в которых дана
адекватная, сбалансированная оценка
учения Дайянанды. Заметным с этой
точки зрения явлением стал выход
книги австралийского ученого
Дж.Т.Ф.Джорденса, ознакомившегося с
теоретическим наследием реформатора
на хинди. Он скрупулезно изучил жизнь
Дайянанды и развеял многие
романтические легенды, связанные с
<< Пред. стр. 1 (из 31) След. >>