<< Пред. стр. 2 (из 31) След. >>
его именем. В советской историко-философской науке анализу взглядов
Свами Дайянанды посвящены отдельные
главы и разделы в трудах по истории
философии, общественно-политической
мысли, литературе Индии3. Наиболее
обстоятельному разбору его учение
____________________
3 История философии. Т.4. М.,
1959; Бродов В.В. Индийская философия
Нового времени. М., 1967; Зарождение
идеологии национально-
освободительного движения (XIX-начало
ХХ вв.). М., 1973. Челышев Е.П.
Современная индийская литература
вчера и сегодня. М., 1989 и др.
9
подверглось в двух монографиях,
увидевших свет в 80-х годах:
Р.Б.Рыбаков "Буржуазная реформация
индуизма" и В.С.Костюченко
"Классическая веданта и
неоведантизм". В них преодолен
односторонний, предвзятый подход к
мировоззрению индийского реформатора,
отмечавшийся в трудах 50-60 годов.
Наша книга основывается на
результатах ряда исследований и
методологических разработок, осущес-
твленных в последнее десятилетие
отечественными философами и
востоковедами. Отношение религии и
философии на Востоке вообще и в Индии
в частности, выявление общего и
особенного в культурном развитии
Запада и Востока, правомочность
сопоставления Ренессанса, Реформации,
Просвещения с аналогичными явлениями
в странах Востока, наука и философия
в восточной традиции - эти и многие
другие темы были предметом оживленных
дискуссий и самостоятельных
исследований4. Безусловно, любая
____________________
4 Философия и религия на
зарубежном Востоке. ХХ век. М., 1985;
Философия и история культуры. М.,
1985; Методологические и
мировоззренческие проблемы истории
философии стран Востока. М., 1986;
10
работа, посвященная религиозно-
философскому процессу в целом или ка-
кому-нибудь одному мыслителю, есть
уже "подытожение" сегодняшних знаний.
Одновременно каждая из них служит
базой для теоретического истолкования
философских проблем5.
Не вызывает сомнения, что поиск новой
формы религиозного сознания в XIX в.
был процессом многомерным,
_____________________________________
Рационалистическая традиция и
современность. Индия. М., 1988;
Философия стран Азии и Африки.
Проблемы новейшей историографии. М.,
1988.
5 Костюченко В.С.
Интегральная веданта. М., 1970; он
же. Вивекананда. М., 1977; Комаров
Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение
Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969;
Литман А.Д. Традиции философского
натурализма в Индии и мировоззрение
Дев Атмы. М., 1982; он же. Сарвепалли
Радхакришнан. М., 1983; он же.
Современная индийская философия. М.,
1985; он же. Философия в независимой
Индии. М., 1988; Гостеева Е.И.
Философия единства. Рабиндранат
Тагор. М., 1985; Челышева И.П.
Этические идеи в мировоззрении
Вивекананды, Б.Г.Тилака и Ауробиндо
Гхоша. М., 1986; и др.
11
неоднолинейным. Всякое историко-
культурное явление "не пребывает в
истине", оно всегда осложнено
особенным, случайным, специфическим.
Именно поэтому казалось важным
определить роль учения и деятельности
Свами Дайянанды в развитии
религиозно-философской мысли Индии
ХIХ столетия.
Мы разделяем точку зрения,
высказанную Р.Б.Рыбаковым (впрочем,
нам неизвестно, чтобы в советской
историко-философской науке ее кто-
либо оспаривал, наоборот,
прослеженные им закономерности об-
наруживались при анализе других
восточных религий), - что, несмотря
на безусловную нетождественность воз-
зрений Р.М.Роя, К.Ч.Сена, Д.Тагора,
Свами Дайянанды, Рамакришны, Свами
Вивекананды, их деятельность
правомерно рассматривать как
реформаторскую, выражавшую стремление
к преобразованию вероучения, сло-
жившегося в далеком прошлом и не
увязывавшегося с новыми общественными
потребностями. Представляется
существенным и понимание
Р.Б.Рыбаковым самого механизма
реформаторского процесса, который
нередко шел как бы вспять; и в учении
Свами Дайянанды многое производит
впечатление отказа от теоретических
12
положений его предшественников, но
думается, что за внешним сближением с
традиционным индуизмом стоял
серьезный пересмотр его теории и
практики6.
На страницах нашей книги часто
встречаются такие понятия, как
"гуманистический", "возрожденческий,"
и др. Работы последнего времени
подтверждают тезис принципиально
единой линии развития теоретического
знания на Востоке и Западе (в
отечественной науке его выдвигал еще
Ф.И.Щербатской). В своей монографии
В.С.Костюченко подверг анализу
Ренессанс, Реформацию, Просвещение в
качестве культурно-исторических
явлений применительно к Индии.
Тенденции эволюции прогрессивной
теоретической мысли здесь в XIX в.
автор обозначил как гуманистически-
возрожденческие, просветительские и
реформаторские7. В принципе проблема
насыщения религиозно-философской
мысли Индии нового и новейшего
времени гуманистическими,
просветительскими,
____________________
6 Рыбаков Р.Б. Буржуазная
реформация индуизма. М., 1981.
7 Костюченко В.С.
Классическая веданта и неоведантизм.
М., 1983. С.157-175.
13
рационалистическими элементами
никогда не ставилась под сомнение в
отечественной литературе.
Под гуманистическими тенденциями в
данном случае подразумевается не
просто "интерес к человеку". В какой-
то степени любое миропонимание
изначально выдвигает задачу ответить
на вопрос, что есть мир и что есть
человек? Как он существует, познает и
действует? А вся индийская
религиозно-философская традиция в
принципе может быть названа
антропоцентрической, поскольку
познание "я" рассматривается в ней
как наивысшее. Усиление
гуманистических тенденций индийской
философии в новое время означает
поворот к человеку во всей его
целостности, как к единству конечного
и бесконечного, преходящего и
вечного. Уже не странствия души в
круговороте бытия становятся
предметом размышлений, а сам человек
как представитель мира бытийности,
подчиняющийся законам этого мира. Все
стороны его существования видятся
самоценными: во всех проявлениях он
заслуживает интереса, внимания и
уважения уже по одному тому, что
"вечная душа" приобрела рождение в
образе человека.
14
В книге неоднократно говорится о
стремлении Свами Дайянанды возродить
ведийское учение. Но при этом немало
места отведено тому, чтобы показать,
что его построения отнюдь не
"фундаментализм" и не попытка
повторить основы индуизма в форме,
сложившейся в древности. Напротив, за
обращением реформатора к истокам, к
"самому началу" стоит активное не-
приятие доминировавших форм
религиозного сознания,
распространенной культовой практики,
норм жизни, освященных авторитетом
религии. В этом смысле допустимо
проводить параллели с европейским
Ренессансом: и там обращение к
античности использовалось для ут-
верждения новых, нетрадиционных
ценностей. Сам стиль ренессансного
мышления обладает своими осо-
бенностями. Суждения и обобщения
Дайянанды отмечены скептицизмом,
способностью усомниться в устоявшихся
представлениях, гуманистическим
подходом к личности и ее
потребностям, порывом к чувственно-
опытному знанию, иными словами,
налицо признаки и характеристики
ренессансного типа теоретизирования.
О просветительских тенденциях в
общественной и философской мысли
Индии ХIХ в. очень много писали уже в
15
том столетии, настолько очевидны были
эти тенденции. Разумеется, нет
оснований в полной мере отождествлять
историко-культурные феномены Западной
Европы и Индии. Просветительские
элементы здесь теснейшим образом
связаны с реформацией индуизма - они
предшествовали ей, а позднее
сосуществовали с ней и оказывали на
нее немалое влияние. Но и само
понятие "просветительство" надлежит
трактовать адекватно: оно далеко не
равнозначно увеличению числа людей,
имеющих доступ к образованию, или
борьбу за такое увеличение. Оно не
означает лишь отказа от разведения
массового и элитарного сознания,
свойственного средневековым
обществам. Его в первую очередь
отличает новое восприятие разума
человека, его способности как суще-
ства мыслящего и могущего постигать
основы мироустройства и сравнивать
идеальное и реальное, должное и
сущее.
Просветительский подход к явлениям и
событиям земного мира предполагает не
просто вытеснение не-должного; он
содержит развернутую критику не-дол-
жного и ставит ряд вопросов
практического характера. Наконец,
просветительство неотделимо и от
нового понимания роли человека в
16
историческом процессе, утверждения
значимости индивидуальных усилий,
сопричастности любого члена общества
выработке направлений этого процесса.
Полагаем, что материал данной книги
подтверждает принятое в историко-
философской науке мнение о
просветительских тенденциях в
теоретической мысли Индии ХIХ в.,
выраженных в деятельности уже
зачинателей реформации индуизма.
Что касается понятия
"рационалистический", то складывается
впечатление, что оно зачастую
воспринимается как приблизительный и
примерный аналог понятия
"материалистический". Скорее всего
причина подобной нечеткости смысла
кроется в том, что в наших
индологических трудах 50-60-х годов
развитие философии в Индии обычно