<< Пред.           стр. 2 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 его именем. В советской историко-
 философской науке анализу взглядов
 Свами Дайянанды посвящены отдельные
 главы и разделы в трудах по истории
 философии, общественно-политической
 мысли, литературе Индии3. Наиболее
 обстоятельному разбору его учение
 ____________________
  3 История философии. Т.4. М.,
 1959; Бродов В.В. Индийская философия
 Нового времени. М., 1967; Зарождение
 идеологии национально-
 освободительного движения (XIX-начало
 ХХ вв.). М., 1973. Челышев Е.П.
 Современная индийская литература
 вчера и сегодня. М., 1989 и др.
 
 
 9
 
 подверглось в двух монографиях,
 увидевших свет в 80-х годах:
 Р.Б.Рыбаков "Буржуазная реформация
 индуизма" и В.С.Костюченко
 "Классическая веданта и
 неоведантизм". В них преодолен
 односторонний, предвзятый подход к
 мировоззрению индийского реформатора,
 отмечавшийся в трудах 50-60 годов.
 Наша книга основывается на
 результатах ряда исследований и
 методологических разработок, осущес-
 твленных в последнее десятилетие
 отечественными философами и
 востоковедами. Отношение религии и
 философии на Востоке вообще и в Индии
 в частности, выявление общего и
 особенного в культурном развитии
 Запада и Востока, правомочность
 сопоставления Ренессанса, Реформации,
 Просвещения с аналогичными явлениями
 в странах Востока, наука и философия
 в восточной традиции - эти и многие
 другие темы были предметом оживленных
 дискуссий и самостоятельных
 исследований4. Безусловно, любая
 ____________________
  4 Философия и религия на
 зарубежном Востоке. ХХ век. М., 1985;
 Философия и история культуры. М.,
 1985; Методологические и
 мировоззренческие проблемы истории
 философии стран Востока. М., 1986;
 
 
 10
 
 работа, посвященная религиозно-
 философскому процессу в целом или ка-
 кому-нибудь одному мыслителю, есть
 уже "подытожение" сегодняшних знаний.
 Одновременно каждая из них служит
 базой для теоретического истолкования
 философских проблем5.
 Не вызывает сомнения, что поиск новой
 формы религиозного сознания в XIX в.
 был процессом многомерным,
 _____________________________________
 Рационалистическая традиция и
 современность. Индия. М., 1988;
 Философия стран Азии и Африки.
 Проблемы новейшей историографии. М.,
 1988.
  5 Костюченко В.С.
 Интегральная веданта. М., 1970; он
 же. Вивекананда. М., 1977; Комаров
 Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение
 Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969;
 Литман А.Д. Традиции философского
 натурализма в Индии и мировоззрение
 Дев Атмы. М., 1982; он же. Сарвепалли
 Радхакришнан. М., 1983; он же.
 Современная индийская философия. М.,
 1985; он же. Философия в независимой
 Индии. М., 1988; Гостеева Е.И.
 Философия единства. Рабиндранат
 Тагор. М., 1985; Челышева И.П.
 Этические идеи в мировоззрении
 Вивекананды, Б.Г.Тилака и Ауробиндо
 Гхоша. М., 1986; и др.
 
 
 11
 
 неоднолинейным. Всякое историко-
 культурное явление "не пребывает в
 истине", оно всегда осложнено
 особенным, случайным, специфическим.
 Именно поэтому казалось важным
 определить роль учения и деятельности
 Свами Дайянанды в развитии
 религиозно-философской мысли Индии
 ХIХ столетия.
 Мы разделяем точку зрения,
 высказанную Р.Б.Рыбаковым (впрочем,
 нам неизвестно, чтобы в советской
 историко-философской науке ее кто-
 либо оспаривал, наоборот,
 прослеженные им закономерности об-
 наруживались при анализе других
 восточных религий), - что, несмотря
 на безусловную нетождественность воз-
 зрений Р.М.Роя, К.Ч.Сена, Д.Тагора,
 Свами Дайянанды, Рамакришны, Свами
 Вивекананды, их деятельность
 правомерно рассматривать как
 реформаторскую, выражавшую стремление
 к преобразованию вероучения, сло-
 жившегося в далеком прошлом и не
 увязывавшегося с новыми общественными
 потребностями. Представляется
 существенным и понимание
 Р.Б.Рыбаковым самого механизма
 реформаторского процесса, который
 нередко шел как бы вспять; и в учении
 Свами Дайянанды многое производит
 впечатление отказа от теоретических
 
 
 12
 
 положений его предшественников, но
 думается, что за внешним сближением с
 традиционным индуизмом стоял
 серьезный пересмотр его теории и
 практики6.
 На страницах нашей книги часто
 встречаются такие понятия, как
 "гуманистический", "возрожденческий,"
 и др. Работы последнего времени
 подтверждают тезис принципиально
 единой линии развития теоретического
 знания на Востоке и Западе (в
 отечественной науке его выдвигал еще
 Ф.И.Щербатской). В своей монографии
 В.С.Костюченко подверг анализу
 Ренессанс, Реформацию, Просвещение в
 качестве культурно-исторических
 явлений применительно к Индии.
 Тенденции эволюции прогрессивной
 теоретической мысли здесь в XIX в.
 автор обозначил как гуманистически-
 возрожденческие, просветительские и
 реформаторские7. В принципе проблема
 насыщения религиозно-философской
 мысли Индии нового и новейшего
 времени гуманистическими,
 просветительскими,
 ____________________
  6 Рыбаков Р.Б. Буржуазная
 реформация индуизма. М., 1981.
  7 Костюченко В.С.
 Классическая веданта и неоведантизм.
 М., 1983. С.157-175.
 
 
 13
 
 рационалистическими элементами
 никогда не ставилась под сомнение в
 отечественной литературе.
 Под гуманистическими тенденциями в
 данном случае подразумевается не
 просто "интерес к человеку". В какой-
 то степени любое миропонимание
 изначально выдвигает задачу ответить
 на вопрос, что есть мир и что есть
 человек? Как он существует, познает и
 действует? А вся индийская
 религиозно-философская традиция в
 принципе может быть названа
 антропоцентрической, поскольку
 познание "я" рассматривается в ней
 как наивысшее. Усиление
 гуманистических тенденций индийской
 философии в новое время означает
 поворот к человеку во всей его
 целостности, как к единству конечного
 и бесконечного, преходящего и
 вечного. Уже не странствия души в
 круговороте бытия становятся
 предметом размышлений, а сам человек
 как представитель мира бытийности,
 подчиняющийся законам этого мира. Все
 стороны его существования видятся
 самоценными: во всех проявлениях он
 заслуживает интереса, внимания и
 уважения уже по одному тому, что
 "вечная душа" приобрела рождение в
 образе человека.
 
 
 
 14
 
 В книге неоднократно говорится о
 стремлении Свами Дайянанды возродить
 ведийское учение. Но при этом немало
 места отведено тому, чтобы показать,
 что его построения отнюдь не
 "фундаментализм" и не попытка
 повторить основы индуизма в форме,
 сложившейся в древности. Напротив, за
 обращением реформатора к истокам, к
 "самому началу" стоит активное не-
 приятие доминировавших форм
 религиозного сознания,
 распространенной культовой практики,
 норм жизни, освященных авторитетом
 религии. В этом смысле допустимо
 проводить параллели с европейским
 Ренессансом: и там обращение к
 античности использовалось для ут-
 верждения новых, нетрадиционных
 ценностей. Сам стиль ренессансного
 мышления обладает своими осо-
 бенностями. Суждения и обобщения
 Дайянанды отмечены скептицизмом,
 способностью усомниться в устоявшихся
 представлениях, гуманистическим
 подходом к личности и ее
 потребностям, порывом к чувственно-
 опытному знанию, иными словами,
 налицо признаки и характеристики
 ренессансного типа теоретизирования.
 О просветительских тенденциях в
 общественной и философской мысли
 Индии ХIХ в. очень много писали уже в
 
 
 15
 
 том столетии, настолько очевидны были
 эти тенденции. Разумеется, нет
 оснований в полной мере отождествлять
 историко-культурные феномены Западной
 Европы и Индии. Просветительские
 элементы здесь теснейшим образом
 связаны с реформацией индуизма - они
 предшествовали ей, а позднее
 сосуществовали с ней и оказывали на
 нее немалое влияние. Но и само
 понятие "просветительство" надлежит
 трактовать адекватно: оно далеко не
 равнозначно увеличению числа людей,
 имеющих доступ к образованию, или
 борьбу за такое увеличение. Оно не
 означает лишь отказа от разведения
 массового и элитарного сознания,
 свойственного средневековым
 обществам. Его в первую очередь
 отличает новое восприятие разума
 человека, его способности как суще-
 ства мыслящего и могущего постигать
 основы мироустройства и сравнивать
 идеальное и реальное, должное и
 сущее.
 Просветительский подход к явлениям и
 событиям земного мира предполагает не
 просто вытеснение не-должного; он
 содержит развернутую критику не-дол-
 жного и ставит ряд вопросов
 практического характера. Наконец,
 просветительство неотделимо и от
 нового понимания роли человека в
 
 
 16
 
 историческом процессе, утверждения
 значимости индивидуальных усилий,
 сопричастности любого члена общества
 выработке направлений этого процесса.
 Полагаем, что материал данной книги
 подтверждает принятое в историко-
 философской науке мнение о
 просветительских тенденциях в
 теоретической мысли Индии ХIХ в.,
 выраженных в деятельности уже
 зачинателей реформации индуизма.
 Что касается понятия
 "рационалистический", то складывается
 впечатление, что оно зачастую
 воспринимается как приблизительный и
 примерный аналог понятия
 "материалистический". Скорее всего
 причина подобной нечеткости смысла
 кроется в том, что в наших
 индологических трудах 50-60-х годов
 развитие философии в Индии обычно

<< Пред.           стр. 2 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу