<< Пред.           стр. 23 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 веры.
 В периоды ухудшения индусско-мусульманских отношений имя
 Дайянанды часто упоминалось мусульманскими сепаратистами в
 связи с его книгой "Гокаруна-ниддхи" ("Океан милосердия по
 отношению к корове"). При жизни реформатора этот вопрос не
 имел еще такого значения, который он приобрел позднее. Но
 уже в самом конце прошлого века отмечались случаи, когда
 поводом для открытых конфликтов служило предписание индуизма
 о защите коровы. Согласно традиции, это животное считается
 воплощением всех божеств; забой его приравнивается в
 ____________________
  36 См., например, Голвалкар М.С. Самагра даршан
 (Собрание сочинений). Т.5-7. Нагпур, 1974-1975 (хинди);
 Мезенцева О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе
 современной Индии. М., 1985.
 
 
 
 121
 
 "Законах Ману" к тягчайшему преступлению - убийству
 брахмана. В ведах же, в отличие от более поздних текстов,
 нетрудно найти описание случаев забоя скота и употребления в
 пищу говядины. Постепенно точка зрения, по которой
 представители высших каст не должны есть говядину и им
 надлежит прилагать все усилия к тому, чтобы не допускать
 забоя скота, стала преобладать. У Калидасы в поэме
 "Рагхувамша", к примеру, прославляется царь Дилипа, который
 был готов пожертвовать своей жизнью ради спасения коровы.
 Реформаторы из "Брахмо самадж" нередко по-своему толковали
 данное предписание. Зачастую их мнения не совпадали. Так,
 известный деятель "Брахмо самадж" Раджендра Митра выступил
 против употребления в пищу говядины, тогда как член того же
 общества Рамешчандра Датта, ссылаясь на ведийские тексты,
 возражал ему. Свами Дайянанда высказался на этот счет не-
 двусмысленно: "Что касается употребления в пищу мяса, то это
 было запрещено везде и во все времена"37. Аргументация его в
 "Гокаруна-ниддхи" сводится к двум положениям: во-первых,
 обширные статистические данные показывают, сколь выгодно
 держать коров для решения продовольственного вопроса, во-
 вторых, индуисту надлежит следовать принципу ненасилия по
 отношению к всему живому38.
 Даже тот факт, что Дайянанда написал книгу на эту тему,
 свидетельствует, сколь безосновательными были его претензии
 на полный разрыв с индуизмом. На вопрос, какую религию вы
 исповедуете, он всегда отвечал: "Ведийское учение, санатана
 дхарму (вечную дхарму), или арья дхарму (учение ариев)". Его
 арья дхарма в большей степени соответствовала новым условиям
 социального и исторического бытия Индии, но ничем иным,
 кроме как реформированным индуизмом, она не была. Ведийское
 учение в его интерпретации сохраняло в преображенном виде
 основоположения индуизма, его культ и практику. Индуистскими
 были все обряды, хотя число их Дайянанда значительно
 сократил, и те молитвы, с которыми нужно обращаться к Богу.
 В его попытках создать универсальное учение больше утопизма,
 чем мессианства. Трактовки природы Бога, взаимоотношения
 Бога и человека, Бога и мира разнятся в исламе,
 христианстве, индуизме весьма существенно. Велики различия в
 сложившейся культовой практике, применявшейся на протяжении
 столетий. Вряд ли можно было ожидать, что христианин или му-
 сульманин захочет выучить Гаятри, любимую мантру Свами
 Дайянанды из "Ригведы", посвященную Савитару - богу Солнца,
 и считать, что это есть лучшее и единственно возможное
 обращение к Богу. Его критика существовавшей религиозной
 практики питалась стремлением показать, что "правильное
 прочтение" ведийских текстов сделает индийцев деятельными,
 энергичными и активными во всех сферах общественной,
 хозяйственной и культурной жизни, будет способствовать росту
 естественнонаучного знания и освоению технических достижений
 Запада. Он был великим патриотом, первым поднявшим вопрос о
 ____________________
  37 Дайянанда Сарасвати. Сатъяртха пракаш. С.220.
  38 Дайянанда Сарасвати. Гокаруна-ниддхи. - Дайянанда
 грантхамала. Ч.2. Аджмир, 1925. С.619-645.
 
 
 
 122
 
 том, что нужно сделать для страны, чтобы ее жители
 преодолели бедность, приниженность, нищету, покорность
 алчным и бесчестным брахманам - служителям культа и
 чужеземным властителям. Свами Дайянанда ставил задачу
 "встряхнуть" соотечественников, объяснить им, что Индия
 имеет славное прошлое и никто не имеет права относиться к ее
 жителям пренебрежительно и высокомерно.
 Члены других реформаторских обществ страны - "Брахмо самадж"
 и "Прартхана самадж" - в общем лояльно относились к
 британскому колониальному правительству. Свами Дайянанда
 ценил их за борьбу с идолопоклонством, критику суеверий и
 предрассудков, за деятельность по изменению приниженного
 положения женщин в обществе, но осуждал благожелательное от-
 ношение к иноземному правлению: "Вместо того, чтобы
 восхвалять свою собственную страну и своих предков, они
 говорят о них плохо. В своих лекциях восхищаются англичанами
 и христианами. Они говорят, что с самого начала творения
 здесь не было более образованных людей, чем англичане, что
 индийцы - люди невежественные, не знавшие прогресса"39.
 Дайянанда ратовал за изменение "умов и нравов", воспитание
 поколения, живущего богобоязненно, благородно и гордо.
 Сильнейшее напряжение религиозного чувства у индийцев было в
 его глазах непременным условием избавления от колониального
 подчинения. Внедрение мысли об общности устремлений,
 потребности в преображении отечества он связывал с
 формированием религиозного единомыслия, идейного единодушия,
 ибо без них нельзя вызвать могучий подъем человеческих сил и
 способностей, необходимый для воплощения в жизнь идеала
 процветающей Арьяварты. "Очень трудно продвигаться по пути
 прогресса, когда нет общей веры, общего интереса и общих
 чувств (горя и радости)"40, - писал он.
 Его деятельность пришлась на то время, когда индийцы
 начинали постепенно воспринимать свою страну как единое
 целое в противовес утверждениям европейцев, что Индия
 представляет собой конгломерат народов, племен, сект, каст и
 лишь британское присутствие спасает ее от распада и хаоса.
 Он был ярым противником "религиозной экспансии" западного
 мира. Решение же вопроса о взаимоотношениях разных религий
 как принятие некоего единого учения было не только бес-
 перспективно (исторический опыт показывает, что жест-кое
 идейное единомыслие если и приносит успех, то на очень
 короткий срок), но и абсолютно нереально в
 многоконфессиональной стране.
 Слабость позиции Дайянанды проявилась и в том, что отдельные
 элементы его разработки проблемы соотношения различных
 религиозных учений можно было бы использовать для
 подкрепления мысли об индуизме как системе строгих догматов,
 отмеченных духом амбициозности, превосходства и
 воинственности, что позднее и сделали коммуналисты.
 
 ____________________
  39 Дайянанда Сарасвати. Сатьяртха пракаш. С.524,525-
 526.
  40 Там же. С.391.
 
 
 
 123
 
 Но уже близились те дни, когда в деревенский храм в
 Дакшинешваре, что неподалеку от Калькутты, стали приезжать
 молодые индийцы, тоже обеспокоенные судьбой своего
 отечества, чтобы послушать проповеди неграмотного жреца
 Рамакришны, говорившего о том, что все дороги ведут к истине
 и нет необходимости искать лишь одну дорогу, нет нужды
 принимать только одно вероучение, ибо все вероучения
 истинны. Подрастало новое поколение реформаторов индуизма,
 они восприняли позитивное в учении Свами Дайянанды и соеди-
 нили его с положением о бессмысленности поисков единой для
 всех религии, поскольку мир духовных и нравственных
 ориентиров всех людей близок. Это был уже следующий этап
 реформации индуизма, и с этой идеей было связано будущее
 Индии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 124
 
 Глава шестая. "Свое правление лучше всего".
 В оценке отдельных элементов учения Свами Дайянанды многие
 индийские и зарубежные авторы часто расходятся между собой.
 Вызывает споры его интерпретация ведийских текстов, по-
 разному понимается подход реформатора к проблеме
 взаимоотношений религий. Но есть вопрос, в котором
 исследователи различных ориентаций единодушны. Все согласны,
 что учение, деятельность и сама личность Дайянанды сыграли
 большую роль в воспитании патриотизма у широких слоев
 индийского населения, в развитии национального самосознания.
 Основатель "Арья самадж" признается в Индии и за рубежом
 великим патриотом, чьи идеи во многом способствовали
 формированию и упрочению чувства национальной гордости,
 национального достоинства и в конечном счете оказали немалое
 влияние на идеологию национально-освободительного движения.
 Один из ярких выразителей формирующегося национального
 самосознания индийского народа, он обосновал необходимость
 перестройки общества после полного освобождения от
 чужеземного ига. Его предшественники, индийские реформаторы
 и просветители первой половины XIX столетия, в общем
 склонялись к мысли, что прогресс придет в Индию благодаря
 гуманной политике англичан. Они впитали западные либеральные
 идеи, разделяя распространенное убеждение, что британское
 правление несет в страну ценности цивилизованного мира.
 Р.М.Рой, к примеру, возлагал надежды на общественное мнение
 Англии, якобы могущее исправить "ошибочные" действия
 колониального аппарата. В целом же, на его взгляд,
 британское правление, "хотя и является чужеземным
 господством, должно быстро и определенно привести к
 улучшению положения местного населения"1.
 Многие видные ученые прошлого века углубленно занимались
 анализом экономической ситуации в стране. Дадабхай Наороджи
 (1825-1917), например, и Махадев Говинд Ранаде провели
 серьезные исследования причин экономического отставания
 Индии. Они проанализировали большой материал и пришли к
 выводу, что состояние современной им экономики есть законо-
 мерное следствие колониальной политики. "Страну кормят,
 одевают, согревают, обстирывают, чистят, обслуживают,
 удовлетворяют ее потребности в предметах быта тысячи ремесел
 и промыслов, от которых сыны Индии получают с каждым днем
 все меньшую долю"2, - писал Д.Наороджи.
 Однако решение проблем хозяйствования они не связывали с
 борьбой против колониального режима. Вопрос о привлечении
 индийцев к управлению ставился тогда только в самом общем
 виде - самоуправление мыслилось как отдаленная и неясная
 перспектива. Конституционные идеалы тех лет были весьма
 расплывчаты, участие индийцев в местных органах, выборное
 представительство не везде понимались даже как задача
 будущего.
 ____________________
  1 См.: Мах Muller F. Biographical Essays. L., 1884.
 P.47.
  2 Цит по: Parvate T.V. Mahadev Govind Ranade.
 Bombay, 1963. P.176.
 
 
 
 125
 
 Свами Дайянанда был, пожалуй, первым индийским общественным
 деятелем, заговорившим о том, что в стране должно быть
 собственно индийское правление. "Нет сомнений, - утверждал
 он, - что для нации собственное правление лучше всего. Каким
 бы просвещенным, беспристрастным, благодетельным ни было
 правление чужеземцев, оно никогда не приведет к полному
 счастью. Поскольку существуют и будут существовать различия
 в языках, традициях, обычаях и привычках, до тех пор, пока
 они сохраняются, полное взаимопонимание и любовь между двумя
 нациями невозможны"3.
 В его трайтаваду тезис о независимости страны вписывается
 очень органично. Земную жизнь Дайянанда понимает не как
 некий временной период ожидания приобщения к "высшим
 божественным таинствам", она самоценна сама по себе,
 исполнена великого смысла и значения. Только человек наделен
 такими свойствами и качествами, которые сближают его с
 Богом, и он обязан реализовать их максимально.
 "Хорошее правление", согласно Дайянанде, - обязательная
 предпосылка для ведения духовной работы, обеспечивающей
 человеку счастливую жизнь в этом мире и способствующей
 продвижению к "освобождению". Подобное правление может быть
 лишь собственно индийским. Люди были счастливы в древней
 Арьяварте, они должны стремиться к тому же.
 Разумеется, обоснование идеального устройства независимого
 государства реформатор должен был искать в ведах. И
 действительно, по меньшей мере пятая часть текста его
 комментариев к "Ригведе" и целые главы в "Сатьяртха пракаш"
 посвящены описанию идеальной Арьяварты. Привлекает он и
 "Законы Ману"; теории европейских ориенталистов, в первую
 очередь Ф.Макс Мюллера, тоже соответствующим образом
 интерпретируются для подкрепления идеала процветающего
 отечества.
 Во второй половине XIX столетия в европейском обществознании
 доминировала теория "арийского завоевания" Индии. Вопрос
 ставился так: гимны "Ригведы", упанишады, философские
 трактаты - творения предков современных индийцев, но как
 объяснить, что в сегодняшней Индии не наблюдается блеска и
 высочайших достижений в духовной сфере? Ф.Макс Мюллер
 (позднее его поддержали многие европейские авторы) выдвинул
 идею "арийского вторжения": некогда, быть может 1500-1200
 лет до н.э., представители белой "арийской расы", проникнув
 в Индию через северо-запад, смешались с местным населением.
 "Смешение рас" и явилось причиной того, что арийцы
 постепенно утратили свой творческий потенциал и

<< Пред.           стр. 23 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу