<< Пред.           стр. 24 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 возвышенность духовных устремлений; религиозные
 представления, зафиксированные в упанишадах, деградировали,
 общественный строй изменился, и индийская действительность
 служит всего лишь убогим напоминанием о былом величии.
 В этом описании развития историко-культурных общностей
 древнего мира верным можно считать только то, что через
 северо-западные районы Южноазиатского субконтинента
 ____________________
  3 Дайянанда Сарасвати. Сатьяртха пракаш. - Дайянанда
 грантхамала. Ч.1. С.344.
 
 
 
 126
 
 постепенно просачивались племена, среди которых были и
 индоиранские. Они называли себя "ариями", т.е.
 "полноправными людьми", в отличие от соседних или покоренных
 ими народов.
 Но нам важно другое - Ф.Макс Мюллер ввел оценочный
 компонент, высказав мысль о превосходстве "арийской расы" по
 сравнению с соседями, к которым он относил "туранскую и
 семитскую расы". "Арийские нации, - сообщал он в 1857 г., -
 двигавшиеся на северо-запад, являются главными нациями
 северо-западной Азии и Европы. Они были ведущими актерами
 исторического действия и довели до полного расцвета активные
 элементы своей натуры. Организация их общества, их этика
 были превосходны, по их литературе и искусству мы познаем
 элементы науки, законы искусства и принципы философии. В
 продолжавшейся борьбе друг с другом и с семитской и
 туранской расами эти арийские нации стали движителями
 истории, и, похоже, это их историческая миссия - соединить
 все части света узами цивилизации, предпринимательской
 деятельности и религии"4.
 Эти суждения оказали влияние на духовный климат Европы:
 "арийская раса" представала наиболее совершенной, наиболее
 значимой по своим идеалам, демонстрируя "воплощение лучших
 черт цивилизованного мира". В предисловии к переводу
 "Критики чистого разума" И.Канта Ф.Макс Мюллер писал, что
 "арийское мышление берет свое начало в "Ригведе" и
 завершается в трудах Канта"5.
 Несостоятельность вводимых в научный оборот понятий
 "арийская раса", "арийские нации", "индоевропейская раса"
 была обнаружена достаточно быстро. Ошибка заключалась в
 смешении языковой и расовой классификаций. Историко-
 культурная общность предков иранцев и индийцев действительно
 существовала, но термин "арья" не может обозначать все
 народы, говорившие на языках индоевропейской семьи языков. К
 этим народам относились различные этнические группы, не
 составлявшие какой-либо единой расы. Новые материалы,
 например, археологические находки в Европе, убедительно
 свидетельствовали об этом. Тем более не было оснований
 говорить об "арийцах" как о представителях "высшей" расы.
 Теоретическая несостоятельность и глубоко антигуманный
 характер деления человечества на "высшие" и "низшие"
 коллективы также очевидны.
 Сам Ф.Макс Мюллер быстро понял, что смешение понятий
 ненаучно. Начиная с 70-х годов прошлого века он многократно
 повторял, что слово "арий" неприложимо к расе и "все, что
 говорится и пишется о золотых волосах, голубых глазах и
 благородном профиле арийца - чистая выдумка"6. Тем не менее
 ученый не отказывался от прежней точки зрения на характер
 ____________________
  4 Max Muller F. Chips from a German Workshop. Vol.1.
 L., 1867. P.65.
  5 Kant I. Critique of Pure Reason. Translator's
 Introduction by F.Max Muller. Preface. N.Y., 1961.
  6 The Transaction of the IX International Congress
 of Orientalists. L., 1892. P.20.
 
 
 
 127
 
 цивилизационных процессов в древнем мире, которые он связы-
 вал теперь уже не с "арийской расой", а с некой аморфной в
 этническом отношении общностью, утратившей в результате
 проникновения в Индию и смешения с дравидийским населением
 свои лучшие черты.
 В работах других авторов того времени тезис о регрессе в
 историческом движении Индии, происшедшем из-за слияния рас,
 утвердился достаточно прочно. Даже в официальной истории
 Индии, подготовленной в Англии при участии видных индологов
 в начале первой четверти XX века, проводится мысль о
 массовом вторжении в Индию высокоорганизованной белой расы и
 последующем ее соединении с местными племенами. Известно,
 что на основе той же теории превосходства белой "арийской
 расы" выстраивал свою концепцию Артюр де Гобино (1816-1882),
 утверждавший, что смешение арийцев с "низшими расами" вело к
 "утрате творческих потенций арийцев". Позднее идеолог
 нацизма А.Розенберг так оценивал современное ему состояние
 Индии: эта страна - "наследница свершившегося расового
 преступления. Сейчас можно видеть, как потомки ее духовно
 обедневших выродков ищут в водах Ганги исцеления своему
 уродству"7.
 Связь между такими, на первый взгляд, отвлеченными
 вопросами, как историко-культурные общности древности и
 проблемы исторического развития народов мира в целом,
 понятна. Теории "арийского завоевания" Индии были поставлены
 на службу британской колониальной политике. Установка на
 провозглашаемый английской короной провиденциальный характер
 чужеземного правления обеспечивалась тезисом его благот-
 ворности, благодетельной помощи британцев своим "младшим
 братьям". Чиновники колониального аппарата отмечали, что их
 господство в чужой стране "воспринимается легче и становится
 более объяснимым после открытий ориенталистов об общих
 предках англичан и образованных индийцев"8. Выразительно
 обрисовал атмосферу тех лет И.П.Минаев. отмечавший, что
 британцы в Индии прилагали немало усилий, чтобы внушить
 местному населению мысль о том, что процесс установления
 колониального режима - это история "нежной любви к законам и
 правам, существовавшим до нас, история всегда присущего нам
 (т.е. англичанам - О.М.) сознания ответственности перед
 народом, управление над которым вверило нам провидение"9.
 Образованные индийцы, знакомые с этой теорией, не пытались
 ни распространять ее, ни опровергать. Разумеется, они
 отрицали идею "арийского вторжения", поданную в откровенно
 расистском духе, понимая, что мысль о некогда существовавшем
 родстве по-разному звучит в гостиных Челси и в порабощенной
 стране. "Несомненно, - писал И.П.Минаев, - что значение и
 влияние англичан в Индии громадно: они явились действовать
 среди народа, который весьма немногие из них до сих пор
 ____________________
  7 Rosenberg A. Race and Race History and Other
 Essays. L., 1970. P.43.
  8 Banton M. The Idea of Race. Calcutta, 1977. P.60-
 61.
  9 Минаев И.П. Очерки Цейлона и Индии. Ч.2. С.78.
 
 
 
 128
 
 понимают, и еще меньшее число любит; большинство ненавидят
 ту среду, куда оно призвано действовать и преобразовывать
 которую оно захотело, приняв на себя обязательство не
 оскорблять туземной религии и не вмешиватся в туземные
 обычаи"10. К.Сен, к примеру, порой высказывался относительно
 "воссоединения некогда расставшихся родственников"11, но в
 целом такие понятия как "арийская сила", "арийский характер"
 приобрели популярность позднее, в трудах Свами Вивекананды и
 особенно Ауробиндо Гхоша. При этом под ними понималась не
 принадлежность к "арийской расе", а специфика духовного
 склада индийцев сравнительно с европейцами, уже утратившими
 "арийский дух".
 Свами Дайянанда свое отношение к этой теории высказал весьма
 определенно. Он решительно отверг концепции
 западноевропейских авторов о трех расах - арийской,
 семитской и туранской, поддерживая идею единства
 человеческого рода, которая, в известной степени, была
 поколеблена трактовками нового материала, предлагаемого
 ориенталистами. Дайянанда подчеркивал глубокие внутренние
 связи древних общностей: "Раньше человечество было едино"12,
 - писал он. Древняя история Индии виделась ему такой:
 некогда все арии жили на территории современного Тибета, и
 именно им Бог открыл веды. Их потомки, пришедшие в Индию,
 изменились к худшему, но вовсе не из-за того, что вступили в
 брачные отношения с представителями дравидийского населения,
 как утверждают европейские востоковеды, поскольку в то
 время, "на заре истории", в Индостане никто не жил. Выслушав
 возражения воображаемого собеседника, излагавшего теорию
 Ф.Макс Мюллера об "арийском вторжении", Дайянанда восклицал:
 "Когда веды говорят совсем иное, как можно слушать вздорные
 речи чужеземцев?"13. Изменения к худшему произошли только от
 того, что стали забываться ведийские предписания. Незнание и
 невежество подготовило появление жрецов-брахманов,
 сознательно направивших ариев на ложную дорогу; убожество
 жизни усилилось и подготовило духовное вырождение некогда
 блистательной Арьяварты. Раздоры, распространение
 антиведийских учений, идолопоклонство, кровавые войны,
 распри привели в конце концов к завоеванию страны
 чужеземцами.
 Итак, согласно Дайянанде, сначала "арийцами" были все
 живущие на земле; сейчас же "арием", "арийцем" можно назвать
 лишь того, чьи личные качества и поведение приближаются к
 идеалу человека. Арийцы - отнюдь не избранная раса, индивид
 не потому арий, что принадлежит к ней по рождению и, значит,
 считается носителем лучших свойств. Его можно считать и
 
 ____________________
  10 Там же. С.185.
  11 Sen K.Ch. Philosophy and Madness in Religion
 //Sources of Indian Tradition //Ed. by de Th.Bary. Vol.2.
 N.Y., 1964. P.273.
  12 Дайянанда Сарасвати. Ригведади-бхашья-бхумика. -
 Дайянанда грантхамала. Ч.II. С.552.
  13 Дайянанда Сарасвати. Сатьяртха пракаш. С.343.
 
 
 
 129
 
 называть "арием" в том случае, если он во всех отношениях
 является достойным и благородным.
 По нашему мнению, Дайянанда в немалой степени воспринял
 разработанную Ф.Макс Мюллером теорию об ариях как носителях
 "лучших черт цивилизованного мира", но придал ей совершенно
 иное звучание. При этом его идеи не увязывались и с
 индуистским пониманием культурно-исторических общностей.
 Индуистская традиция делит мир на тех, кто "рожден от
 Брахмы" и чужаков, именуемых млеччхами, дасью (рабов) и пр.
 Страна млеччхов для ортодоксов - более широкое понятие, чем
 обозначение конкретного географического региона: согласно
 шастрам, существуют страны, где обитают шудры; страны, где
 живут последователи неведийских религий; наконец, страны,
 население которых состоит из еретиков. Арий должен селиться
 лишь там, где обитает "черная антилопа" - символ чистоты,
 красоты и жизненной силы, лишь там, где растет священная
 трава куша, там, где совершаются яджны, жертвоприношения. По
 "Законам Ману", тот, кто "не рожден от Брахмы",
 есть"чужеземец" и не равен арийцу: "Все эти племена, которые
 в мире находятся вне рождения из уст, рук, бедер и ступней
 Брахмы, говорящие на языке млеччхов и ариев, - все они
 считаются дасью" (X,45). "Арии - достойные люди, дасью - это
 недостойный человек"14, - утверждает Дайянанда вопреки
 индуистским представлениям о безусловном превосходстве ариев
 в сравнении с дасью, "варварами", носителями иной, низшей
 культуры.
 По-иному воспринимал Дайянанда и "историческое время". Он
 неоднократно напоминал, что мы живем в кали-югу, "худшую из
 юг". В этом он следовал традиции, расхождение с ней
 начинается тогда, когда речь заходит о будущем человечества.
 Согласно индуистскому миропониманию, после кали-юги
 наступает очередное разрушение мира. Реформатор соглашается
 с тем, что застой, упадок и прочие беды в этот период
 предопределены. Но на общую ситуацию влияет каждый человек
 своим деянием, а они, в свою очередь, - прямое следствие тех
 принципов, которыми он руководствуется в своей жизни. Стало
 быть, даже кали-югой можно управлять изнутри: если все люди
 воспримут ведийское учение, то их ждет успех, вся страна
 опять вернется к былому процветанию15.
 При таком подходе нет места идее заимствования западных
 структур: пафос учения Дайянанды заключается в утверждении
 превосходства индийской цивилизации. Индии нечего брать у
 западного мира, поскольку то действительно значимое, что
 существует в парламентской форме правления ряда европейских
 государств, берет начало в политической мысли древней
 Арьяварты. "Все политические учения, распространенные сейчас
 в мире, и те, что еще только будут созданы, описаны в
 санскритских книгах"16. В ведийских гимнах, в "Законах Ману"
 он находит отражение такого идеального политического
 ____________________
  14 Дайянанда Сарасвати. Сатьяртха пракаш. С.794.
  15 См.: Дайянанда Сарасвати. Сатьяртха пракаш. С.538-
 539.
  16 Там же. С.282.
 
 
 
 130
 
 устройства индийского государства в прошлом, которое в
 действительности более всего ассоциируется с
 идеализированным буржуазно-парламентским строем. Лучшей
 формой государственного правления он называет республику во
 главе с раджей, власть которого должна быть выборной и
 ограниченной советом из восьми человек. "Бог радуется, когда
 раджа и те, кем он управляет, объединенными усилиями
 достигают процветания, роста знаний и культуры с помощью
 трех специальных отделов (отдела по образованию, отдела по
 религии и отдела по политике) и обеспечивают каждому ус-
 ловия, чтобы он мог стать образованным, свободным, довольным
 и обеспеченным человеком"17, - так модернизирует реформатор
 строки из "Ригведы" и "Атхарваведы".
 Он специально подчеркивает, что власть главы государства не
 должна быть бесконтрольной. Раджа - президент, выбираемый на
 совете трех названных выше отделов и ответственный перед
 ними. Даже идеальный правитель, человек исключительных
 личных качеств и достоинств, обязан действовать в
 соответствии с конституцией, и мнение широкого круга людей
 по вопросам, затрагивающим их интересы, непременно должно
 учитываться18.
 Свами Дайянанда останавливается на организации деревенских
 советов, налоговой политике, на вопросе о ведении войн,
 обращении с военнопленными и нарушителями законов, но
 особенно подробно описывает обязанности идеального правителя
 идеального государства. Личный опыт человека, неплохо
 знавшего властителей многих индийских княжеств, был горек.
 Реформатор часто пользовался гостеприимством наследников
 древних правителей Северо-Западной Индии. Возлагая большие
 надежды на просвещенного главу государства, Дайянанда тратил
 много сил для воспитания раджей в качестве "идеальных
 правителей".
 В поисках теоретического обоснования и подкрепления своего
 идеала властителя Дайянанда снова и снова обращался к
 памятникам индийской традиции. Европейские современники
 реформатора резко критиковали его еще при жизни за обращение
 к источникам "варварской эпохи", однако расхождения с
 оригинальными текстами у него порой очень велики. Так,
 достоинства раджи он перечисляет, точно повторяя шлоки
 "Законов Ману", однако оставляет без перевода как раз ту
 строку, где говорится о "посвящении раджи на царство". Это и
 понятно: ведь у Дайянанды президент - лицо выборное.
 Дайянанда пропускает и те строки "Законов Ману", в которых
 сказано, что "раджа создан из частиц лучших из богов"; в
 описании же идеального властелина к словам "как солнце жжет
 он глаза и сердца, и никто на земле не может даже смотреть
 на него" добавляет - "без уважения", и смысл цитированного
 становится совсем иным. И это не единичные примеры. Текст
 памятника Дайянанда истолковывает скорее в духе теории

<< Пред.           стр. 24 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу