<< Пред.           стр. 27 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Арья самадж" вызывало недоверие колониальных властей с
 самого начала его возникновения. Активный член общества
 Л.Л.Рай писал, что "британская администрация всегда была
 недовольна деятельностью "Арья самадж". Ей не нравились
 независимость тона этой организации и ее призывы к
 самопомощи, к опоре на самих себя"40. Точка зрения, что ее
 деятельность имеет ярко выраженную антибританскую
 направленность, была общепринятой. Известный английский
 журналист Валентин Чироль, много лет проживший в Индии, пи-
 сал, что "Свами Дайянанда стремился превратить индуизм в
 силу, противостоящую чужеземному влиянию, которое, на его
 взгляд, угрожало Индии денационализацией"41. Многие
 приверженцы Дайянанды тоже считали, что религия,
 проповедуемая "Арья самадж", - это "высший тип
 национализма". Именно из рядов этого общества вышли видные
 деятели антиколониального движения - Л.Л.Рай, Свами
 Шраддхананда и др. Понятны в этой связи и слова Р.Роллана,
 отметившего, что "Арья самадж, хотел того он (Дайянанда. -
 О.М.) или не хотел, подготовило волнения 1905 г. в
 Бенгалии... Он был одним из самых пламенных проповедников
 возрождения и национального преобразования..."42. В своих
 мечтаниях об идеальной Арьяварте он исходил из того, что,
 "собравшись все вместе", уверенные в своей правоте,
 связанные общим чувством и поддерживаемые общим
 воодушевлением, жители страны смогут противостоять
 "культурной и идеологической экспансии" европейцев. Им
 двигала гордость за национальное наследие, внутреннее
 превосходство отечественной культуры. Он стремился найти
 опору в учениях, сложившихся в индийской традиции, и с их
 помощью преодолеть все препятствия на пути создания
 могущественной и процветающей Арьяварты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ____________________
  40 Rai L.L. The Arja Samaj. L., 1915. P.155.
  41 Chirol V. Indian Unrest. L., 1910. P.110.
  42 Rolland R. The Prophets of the New India. N.Y.,
 1930. P.131.
 
 
 
 142
 
 Заключение
 Свами Дайянанда Сарасвати был сыном своей страны и своего
 времени. Для него преобразование индуизма означало изменение
 и отдельного человека, и всей Индии, и ее места в мировом
 сообществе. В прошлом столетии такое мнение разделяли едва
 ли не все адепты этой религии. Она определяла поведение
 человека, его жизненные ориентации и систему ценностей,
 освящала кастовую систему, давала подкрепление социально-
 политическим теориям, обосновывала идеал образцового
 подданного и правителя, влияла на взаимоотношения члена
 индусской общины с последователями иных вероисповеданий.
 Понятно поэтому, что решение новых проблем, встававших перед
 Индией, связывалось с реформацией индуизма.
 Как известно, у истоков ее стоял Р.М.Рой, первым выступивший
 против многобожия и идолопоклонства, кастовой системы,
 представлений о доминирующей роли брахманов в обществе.
 Свами Дайянанда жил полстолетием позднее и тоже ратовал за
 реформу индуизма, но в отличие от Р.М.Роя, отказавшегося
 даже от таких кардинальных понятий, как "сансара" и "карма",
 напротив, стремился с максимальной полнотой сохранить
 мировоззренчески-мифологические основы вероучения. Он
 постоянно говорил о ценностях индуистской традиции, о
 древнем духовном наследии, об ариях и Арьяварте. Важно,
 однако, что защищал он далеко не то, что утвердилось в
 социальной практике страны и что подкреплялось священными
 текстами. И все же постоянное обращение к авторитету
 традиции сказалось на его подходе ко многим кардинальным
 проблемам социальной жизни. Так, вопрос о соотношении
 религий Дайянанда увязывал с соответствием их принципам
 некоего общего универсального учения, якобы изложенного в
 ведах и позднее утраченного. Реформаторскую деятельность он
 трактовал как борьбу за восстановление этого искаженного во
 времени знания. Идея превосходства ведийских истин обладала
 и политической подоплекой - призвана была пробуждать в
 индийцах чувство национальной гордости и нравственного
 достоинства в обстоятельствах, когда британское колониальное
 господство и активное проникновение чуждой идеологии не
 встречали еще широкого сопротивления. Известный деятель
 национально-освободительного движения Б.Г.Тилак писал, что
 "Махариши Дайянанда был первым вестником свараджа... Яркой
 звездой вспыхнул он на индийском небосводе, блеснул
 ослепительным светом и пробудил жителей Индии".
 Но подход к ведам как к единственному источнику "истинного
 знания" потенциально содержал и некоторые негативные
 аспекты. Стремление "очистить" индуизм естественно
 затрагивало ортодоксов, обрушившихся на Дайянанду с резкими
 нападками, а критика слабых сторон других религий -
 джайнизма, христианства, ислама задевала и оскорбляла
 чувства их адептов. Его оценки основ ислама позднее
 использовали сторонники религиозного сепаратизма, как
 индусы, так и мусульмане.
 Знаменательно, что наиболее прогрессивные представители
 индусской общины быстро осознали, сколь ошибочно ставить
 вопрос об "истинности" какой-либо одной религии. Допустимо
 
 
 
 143
 
 утверждать, что выявление неоднозначности выводов, которые
 можно было бы сделать из тезиса превосходства ведийского
 знания, побудило ряд религиозных и общественных деятелей
 искать иные решения этого вопроса. Все религии в равной сте-
 пени "истинны", говорили Рамакришна Парамаханса, Свами
 Вивекананда, Махатма Ганди, и такой взгляд стал доминирующим
 в общественной жизни.
 Тем не менее многое в учениях индийских мыслителей более
 позднего времени было подготовлено реформаторской
 деятельностью Дайянанды. "Везде, где бы ни ступала моя нога,
 я вижу следы работы Свами Дайянанды Сарасвати", - писал
 М.К.Ганди. Сарвепалли Радхакришнан также отмечал, что немало
 положений его проповеди было воспринято широкими слоями
 населения и стало нормой их каждодневной практики.
 Вклад Свами Дайянанды в становление новой формы религиозного
 сознания действительно значителен. Мировоззренческие
 основания средневекового индуизма он подверг развернутой и
 аргументированной критике, дал всеобъемлющий теоретический
 анализ философских учений Шанкары и Рамануджи. Идея незави-
 симости и самодостаточности бытия, неприятие иллюзорного
 характера мира материальных предметов и явлений прочно
 утверждаются в религиозно-философской мысли Индии нового и
 новейшего времени. "Тенденция к позитивному взгляду на
 универсум явно обнаруживается у всех философов"1, -
 констатирует П.Т.Раджу.
 Свами Дайянанда поддержал высказанную Р.М.Роем мысль о
 необходимости изучения природного мира. Наивными выглядят
 его претензии оценить веды как "хранилище всех знаний",
 однако за этим стояло стремление утвердить познаваемость
 земного мира на базе развития естественных наук и освоения
 достижений Запада. В осуществлении этой задачи реформатор
 видел путь приближения к Брахману, конечной цели жизни
 каждого индуиста. Попытки примирить научное знание и
 "ведийские истины", доказать, что современная наука
 подтверждает религиозное учение или приближается к принятию
 его истин, продолжались и после смерти Свами Дайянанды.
 Многое в этом направлении было сделано Свами Вивеканандой и
 Ауробиндо Гхошем. Эти попытки не прекращаются и по сей день.
 Несомненная заслуга Свами Дайянанды в том, что он выдвинул
 новый идеал человека, заметно расходившийся с традиционными
 представлениями об "истинно верующем". Отвечая на
 потребности нового времени, на задачи изменения окружающей
 среды, он разработал учение, возвышающее человека как
 активного деятеля. Хотя "истинное знание" объявлялось им,
 как и всей многовековой индуистской традицией, целью
 человеческого существования, приближение к Брахману в его
 учении неотделимо от энергичных и сознательных действий,
 опирающихся на нравственные принципы, разум и здравый смысл.
 Личное совершенствование соотносилось с позитивным подходом
 к естественному миру, с необходимостью его освоения.
 
 ____________________
  1 Raju P.T. Idealist Thought of India. L., 1953.
 P.369.
 
 
 
 144
 
 Такое понимание человека получило дальнейшее развитие в
 общественной и религиозно-философской мысли Индии. Индивид
 не должен чураться социальной и общественной жизни.
 Напротив, обязан проявлять себя во всех сферах бытия -
 политической, экономической, духовно-нравственной; это
 лейтмотив учений Свами Вивекананды, Ауробиндо Гхоша,
 Рабиндраната Тагора, Махатмы Ганди2.
 Столетний процесс реформации индуизма связан с именами
 многих религиозных деятелей и мыслителей. Свами Дайянанда
 Сарасвати принадлежал к тем из них, чьи искания определили
 духовный облик страны и оказали большое влияние на ее
 историческую судьбу. Его идеи вошли в сокровищницу
 культурного наследия индийского народа и утвердились в нем
 как религиозное выражение жизненно важных потребностей
 эпохи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ____________________
  2 Костюченко В.С. Классическая веданта и
 неоведантизм. М., 1983; Литман А.Д. Современная индийская
 философия. М., 1985.
 
 
 
 145
 
 Краткая библиография
 Сочинения Свами Дайянанды
  1. Дайянанда грантхамала. Шатабдисанскаран (Собрание
 сочинений к столетию со дня рождения). Ч.1-2. Аджмир, 1925.
 (санскрит-хинди)
  2. Дайянанда грантхасанскаран (Сочинения). Дели,
 1953. (санскрит-хинди)
  3. Дайянанда Сарасвати. Апна джанмачарита
 (Автобиография). Дели, 1985. (хинди)
  4. Дайянанда Сарасвати. Ведангапракаш (Комментарий к
 сутрам Панини). Ч. 1-15. Аджмир, 1968. (санскрит-хинди)
  5. Дайянанда Сарасвати. Дхармавиджняна (Познание
 дхармы). Аджмир, 1939. (хинди)
  6. Дайянанда Сарасвати. Каши шастрартха (Дискуссия в
 Варанаси). Аджмир, 1969. (хинди)
  7. Дайянанда Сарасвати ке патра аур виджняпана
 (Письма и заметки Дайянанды Сарасвати). Аджмир, 1955.
 (хинди)
  8. Дайянанда Сарасвати ке сарвашрештха бхашан (Лучшие
 выступления Дайянанды). Дели, 1976. (хинди)
  9. Дайянанда Сарасвати. Сатьядхарма вичар (Дискуссия
 об истине). Аджмир, 1951. (хинди)
  10. Дайянанда Сарасвати. Яджурведа-бхашья-бхаскара
 (Комментарии к "Яджурведе"). Ч.1-4. Аджмир, 1958-1961.
 (санскрит-хинди)
  11. Махариши Дайянанда. Вайдик-ишвара-упасана
 (Ведийское поклонение Богу). Сахарнапур, 1977. (хинди)
  12. Свами Дайянанда. Пуна правачан (Лекции,
 прочитанные в Пуне). Аджмир, 1976. (хинди)
  13. Aryabhivinaya. The Sadhana and the Havana of Shri
 Paramahansa Dayananda Saraswati. Dehra Dun, 1942.
  14. Autobiography of Swami Dayananda Saraswati /Ed. by
 K.C.Yadav. Manohar, 1987.
  15. Dayananda Saraswati. Devotional Texts of the
 Aryans. Ghaziabad, 1972.
  16. Dayananda Saraswati. Introduction to the
 Commentary of the Vedas /Transl. by Ghazi Ram from Original
 Sanskrit. Ajmer, 1925.
  17. Dayananda Saraswati. Political Sciences /Ed. by
 L.D.Dikshit. Delhi, 1950.
  18. Dayananda Saraswati. Thoughts and Principles.
 Delhi, 1973.
  19. Immortal Sayings of Dayananda. Lahore, 1935.
  20. The Light of Truth /Engl. Transl. of Swami
 Dayananda Saraswati's Book Satyartha Prakash. Allahabad,
 1939.
  21. Swami Dayananda on Vedas. Lahore, 1912.
  22. The Ten Commandments of Dayananda. Lahore, 1969.
 Литература
  1. Shri Aurobindo. Bankim-Tilak-Dayananda. Calcutta,
 1947.
  2. Shri Aurobindo. Dayananda: the Man and His Work.
 Lahore, 1922.
 
 
 
 
 146
 
  3. Bhan. Swami Dayananda. His Life and Work.
 Hoshiarpur, 1929.
  4. Dave N.D. Pointer towards Reassesment. Ahmedabad,
 1983.
  5. Dayananda. Commemoration Volume /Ed. by H.B.Sarda.

<< Пред.           стр. 27 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу