<< Пред.           стр. 28 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ajmer, 1933.
  6. Gagra T.D. Life of Swami Dayanand. Lahore, 1915.
  7. Gupta V.P. Philosophy of Dayananda. Ghaziabad,
 1986.
  8. Jones K.W. Arya Dharm: Hindu Consciousness in the
 19th Century Punjub. Berkeley, 1976.
  9. Jordens J.T.F. Dayananda Saraswati. His Life and
 Ideas. L., 1978.
  10. Mal B. Dayanand: A Study in Hinduism. Hoshiarpur,
 1962.
  11. Malhotra Sh. Political Thought of Swami Dayananda.
 Delhi, 1971.
  12. Max Muller F. Dayananda Saraswati - Biographical
 Essays. L., 1884.
  13. Palm Lata. Swami Dayananda Saraswati. Delhi, 1990.
  14. Pandey Dh. Swami Dayananda Saraswati. Delhi, 1985.
  15. Parameshwaran. Dayanand and Indian Problem.
 Lahore, 1944.
  16. Prakash S. A Critical Study of Philosophy of
 Dayanand. Ajmer, 1938.
  17. Prakash S. Dayananda. A Philosopher. Allahabad,
 1985.
  18. Prakash S. Dayananda's Outline of Vedic
 Philosophy. Delhi, 1985.
  19. Rolland R. The Prophets of the New India. L.,
 1930.
  20. Sarda H.B. The Life of Dayananda Saraswati. Ajmer,
 1946.
  21. Sarda H.B. Sankara and Dayananda. Ajmer, 1944.
  22. Sarda H.B. Works of Maharishi Dayanand and
 Paropakarini Sabha. Ajmer, 1944.
  23. Singh B.A. Dayananda Saraswati. Founder of Arya
 Samaj. Delhi, 1979.
  24. Singh B.A. Swami Dayananda. Delhi, 1970.
  25. Swami Dayananda. A Great Social Reformer. Haryana,
 1974.
  26. Swami Dayananda Saraswati. A Critical Review of
 His Career with a Short Life Sketch. Calcutta, 1924.
  27. Upadhyaya G.P. The Philosophy of Dayananda
 Saraswati. Allahabad, 1955.
  28. Vishvajyoti. Dayanand ank, June-July, 1975//The
 Occasion of the Centenary of the Arya Samaj. Hoshiarpur,
 1975.
  29. Vaswani T.L. Rishi Dayananda. Ajmer, 1956.
  30. World Perspective on Swami Dayananda Saraswati/
 Ed. by Garg G.R. Delhi, 1984.
  31. Амар Шахид, Лекхарам П. Дживанчарита Махариши
 Свами Дайянанда, (Жизнеописание Свами Дайянанды). Чандигарх,
 1983. (хинди)
 
 
 
 147
 
  32. Вачаспати. Сатьяртха-пракаш-бхашья (Комментарий к
 "Сатьяртха пракаш"). Ч. 1-2. Лахор, 1942. (хинди)
  33. Видьявачаспати И. Махариши Дайянанда. Дели, 1975.
 (хинди)
  34. Видьясагар М. Самскар-самуччайя (Собрание
 самскар). Дели, 1980. (хинди)
  35. Вималеш В. Риши гатха (История риши). Дели, 1983.
 (хинди)
  36. Вишвабандхушастри. Махариши Дайянанда (Махариши
 Дайянанда). Дели, 1975. (хинди)
  37. Гхазирам. Дайянанда Сарасвати ка дживанчарита
 (История жизни Дайянанды Сарасвати). Аджмир, 1932. (хинди)
  38. Гопал Р.Н. Дайянанда дигвиджьярк (Триумф
 Дайянанды). Дели, 1974. (хинди)
  39. Джнани П. 1947 ке сватантрия самаграм мэн
 свараджья-праваттак Махарши Дайянанда Сарасвати ки криятмак
 йогадан (Вклад Махариши Свами Дайянанды в освободительную
 борьбу 1947 г.). Дели, 1971. (хинди)
  40. Джьйотишмати Махарши Дайянанда дживанчарита аур
 критатва (История жизни и свершений Махариши Дайянанды).
 Аллахабад, 1983. (хинди)
  41. Махарши Дайянанда ки садхана аур сиддханта
 (Искания и учение Махариши Дайянанды). Хардвар, 1983.
 (хинди)
  42. Махарши Дайянанда кэ свапнон ка бхарат (Индия в
 мечтах Махариши Дайянанды). Дели, 1975. (хинди)
  43. Мегхавратачарья К. Дайянанда дигвиджаямахавакья
 (Повествование о триумфе Дайянанды), [Б.м.], 1947. (хинди)
  44. Мимансак Я. Риши Дайянанда кэ грантхон ка итихас
 (История написания книг риши Дайянандой). Аджмир, 1943.
 (хинди)
  45. Мукхопадхьяя В.Д. Махарши Дайянанда Сарасвати ка
 дживанчарита (История жизни Махариши Дайянанды Сарасвати).
 Т.1-2. Аджмир, 1953. (хинди)
  46. Нараянадатта В. Махарши Дайянанда: дживан аур
 даршан (Махариши Дайянанда: жизнь и мировоззрение). Дели,
 1967. (хинди)
  47. Прабхакар В. Свами Дайянанда Сарасвати. Дели,
 1989. (хинди)
  48. Рамачандра. Дайянанда рахасья (Загадка Дайянанды).
 Гхазиабад, 1954. (хинди)
  49. Сарад Р.Н. Арьядхармендрадживан артхат Свами
 Дайянанда Сарасватиджи ка дживанчарита (Арийская дхарма и
 история жизни Свами Дайянанды Сарасвати). Аджмир, 1904.
 (хинди)
  50. Сатьянанд. Шри Дайянанда пракаш (Свет Дайянанды).
 Аджмир, 1942. (хинди)
  51. Сатьянанд. Шримаддайянанда пракаш (Свет
 божественного Дайянанды). Аджмир, 1975. (хинди)
  52. Сингх С.Т. Дайянандадаян (Путь Дайянанды).
 Хардвар, 1957. (хинди)
  53. Трайкт-мала (Собрание принципов). Праяг, 1974.
 (хинди)
 
 
 
 
 148
 
  54. Шастри В.Д. Дайянанда сиддхантапракаш (Свет
 принципов Дайянанды). [Б.м.], 1962. (хинди)
  55. Шастри В.Д. Вед праманья миманса татха риши
 Дайянанд (Исследование вед и риши Дайянанда). Курукшетра,
 1982. (хинди)
  56. Шривастава. Свами Дайянанда ка даршан катхачарита
 (Жизнеописание Дайянанды). Патна, 1972. (хинди)
  57. Шримаддайянанда джанмашатабдивриттанта (К столетию
 рождения божественного Дайянанды). Дели, 1983. (хинди)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 149
 
 Приложение
 Дискуссия об истинной вере*
 Ом Брахма!
 Беседы о дхарме и о Брахмане на встрече в Чандапуре, куда
 съехались крупные знатоки, последователи арийского,
 христианского и исламского вероучений, с целью выявить
 истину, печатаются ради блага наших уважаемых читателей,
 дабы донести до всех представленные [там] суждения. Нужно,
 чтобы все доброжелательно отнеслись к высказанным взглядам,
 отбросили предубежденность, какими бы ни были их собственные
 воззрения.
 Как известно, встреча продолжалась два дня. Перед ее началом
 несколько человек подошли к Свамиджи и сказали ему, что было
 бы хорошо, если бы арии объединились с мусульманами и
 одолели христиан. Свамиджи на это ответил, что встреча
 устраивалась для того, чтобы выяснить, где истина, а где -
 не-истина, поэтому [адепты] трех [вероучений] должны
 отбросить всякую предубежденность и с учтивостью
 продемонстрировать истину: от вражды с кем бы то ни было нет
 никакой пользы.
 Все собрались в семь тридцать утра и написали пять вопросов,
 которые договорились обсудить. Эти вопросы таковы:
 1. Из чего, когда и для чего Парамешвара сотворил мир?
 2. Присутствует Ишвара или нет во всем творении?
 3. Что есть справедливость и что милосердие Ишвары?
 4. Какие доказательства того, что веды, Библия и Коран -
 слово Бога?
 5. Что такое спасение и как его можно достигнуть?
 Священник Скотт: Хотя мы не знаем, из чего Ишвара сотворил
 этот мир, мы можем утверждать, что [он] сотворил бытие из
 небытия. Потому что раньше, кроме самого Ишвары, не было
 ничего иного, он сотворил мир своим волением. Хотя нам и не
 дано знать, когда он сотворил этот мир, первопричина [мира]
 существует. Нам неизвестен счет годам [творения], знать это
 может только сам Ишвара. Вот все, что можно достоверно ска-
 зать об этом.
 Хотя мы не в силах дать точный ответ на вопрос, зачем Ишвара
 сотворил мир, но знаем, что Ишвара создал творение ради
 счастья мира, чтобы люди достигли счастья и вкусили
 всяческое блаженство в [этом творении].
 Мавлави Мохаммад Касым: Он проявился как мир, то есть мир
 есть порождение его самого; мы неотделимы от него: то, что
 отделимо от него, не находится в его власти. Бессмысленно
 ____________________
  * Сатьядхарма вичар. Аджмир, 1951 (хинди).
 Печатается с сокращениями. Пер. О.В.Мезенцевой.
  Встреча представителей трех вероисповеданий
 состоялась в марте 1877 г. в г.Чандапуре. Кроме Свами
 Дайянанды и Мунши Индрамани на ней присутствовали
 преподобный Т.Г.Скотт, известный деятель епископата из
 г.Барейли, автор нескольких памфлетов и комментариев к
 Библии, а также священники Нобль, Паркер и Дж.Томсон. В
 дискуссии приняли участие мавлави Мохаммад Касым - глава
 Арабской семинарии в Дели и мавлави Сайид Абдул Мансур.
 
 
 
 150
 
 рассуждать о том, когда этот мир был создан... он создан
 ради самого творения, потому что Ишвара сотворил все
 субстанции ради человека. А нас Ишвара сотворил, чтобы мы
 любили его самого. Взгляните, земля существует для нас, а не
 мы - для нее. Не было бы нас, никакого ущерба земле не было
 бы, а если бы не было земли, это был бы большой ущерб для
 нас. Точно так же и все остальное - вода, ветер, огонь и
 прочее - созданы для человека. Человек - наилучшее во всем
 творении, ему дан разум, чтобы он мог убеждаться в своем
 превосходстве, т.е. Ишвара сотворил человека из-за любви к
 самому себе, а мир сотворил для человека.
 Свами Дайянанда Сарасвати: Прежде всего я прошу всех
 мусульман и христиан, и тех, кто пришел послушать [нас],
 [помнить о том], что встреча затеяна только ради выяснения
 истины. Ее устроители ставят перед собой цель - выявить
 истинное суждение из всех [высказанных] суждений. Кто поймет
 истину, тот с ней и согласится. Поэтому не нужно, чтобы
 [участниками встречи] руководило желание победить и
 разгромить [оппонента]: достойные люди исходят из того, что
 истина всегда побеждает, а не-истина терпит поражение.
 Недостойно вести диалог в таком тоне, когда мавлави говорят:
 "Падре лжет", а христиане говорят": Мавлави лжет". Люди
 образованные должны следовать правилу - являть истину
 сообразно своему пониманию и разумению и отвергать не-истину
 учтиво, тогда каждый с радостью поведает истину. Никогда не
 нужно порицать другого, употреблять грубые слова, говорить с
 чувством ненависти: "Он побежден, я победитель". Надлежит
 отказаться от предубеждения и вести честный разговор. Пе-
 речить грубо - привычка людей необразованных, образованные
 так не делают. Я говорю это для того, чтобы здесь, на нашей
 встрече, и потом тоже никто не позволял себе грубости.
 Теперь сообразно малому моему разумению и пониманию я отвечу
 на первый вопрос: "из чего, когда и для чего Ишвара сотворил
 мир?"
 Параматман создал мир из пракрити, которую считают
 [состоящей] из невидимых, несотворенных атомов. Она-то и
 является материальной причиной мира, о которой [Ишвара]
 постоянно говорил в ведах и прочих шастрах, и [эта пракрити]
 есть вечная [сущность]. Как вечен Ишвара, так вечна и
 причина мира. Как Ишвара не имеет ни начала, ни конца, так
 не имеет ни начала, ни конца причина этого мира. В причине
 всех тех веществ, что мы видим в нашем мире, ничто ни
 больше, ни меньше, чем атом. Когда Ишвара создает мир, он
 создает творение из причины [творения]. Причина этого мира
 точно такая же, каким предстает сотворенный мир в
 восприятии. Соединяя тонкие субстанции, [Ишвара] создает
 грубые субстанции, с помощью которых можно видеть и
 действовать. Тот мир, что воспринимается как мир
 множественности, Ишвара создал из одной и той же
 первопричины. Когда [Ишвара] разрушает мир, он заставляет
 распадаться эти атомы веществ грубого мира на отдельные
 несвязанные атомы, и потому несведущие люди полагают, что
 субстанция не сохранилась: [процесс] распада грубой
 субстанции на тонкую недоступен наблюдению. Между тем
 
 
 
 151
 
 [грубая субстанция] распалась на тонкую и пребывает в акаше,
 ибо причина [мира] не подверглась уничтожению, а
 уничтожением считают то, что она недоступна наблюдению, или
 то, что ее нельзя [теперь] увидеть.
 Когда атом становится изолированным, он не воспринимается,
 когда же атомы соединяются, они образуют грубую субстанцию и
 доступны наблюдению. Разрушение и творение мира осуществляет
 Ишвара, он всегда будет делать так же: нельзя сосчитать,
 сколько раз Ишвара творил мир и сколько раз еще будет его
 творить. Никто ничего не может сказать об этом.

<< Пред.           стр. 28 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу