<< Пред.           стр. 29 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 Далее. Нужно знать и то, что суждение о появлении мира из
 несуществующего, то есть о появлении бытия из небытия, или о
 возникновении мира силой слова не может быть верным, ибо
 бытие не может возникнуть из небытия. Это подобно тому, как
 если бы кто-нибудь сказал: "Я своими глазами видел свадьбу
 сына бесплодной женщины". Ведь, коль скоро у нее есть сын,
 ее нельзя назвать бесплодной. Опять же, раз нет сына, то как
 может состояться его свадьба? Или если бы кто-нибудь сказал:
 "Я там не был, и я туда пришел" либо: "Змеи в норе нет, и
 змея вылезла [из норы]". Это не те речи, которые ведут
 образованные люди, потому что это бездоказательно: если не
 существует какой-либо предмет, откуда же он может
 появиться?.. Обратите внимание, в шастрах написано: "То,
 чего нет в наличии, никогда не может быть наличествующим;
 то, что наличествует, будет наличествовать и далее". Отсюда
 вытекает, что без [наличия] бытия никогда не может появиться
 бытие, ибо в этом мире не существует такого предмета,
 который не обладал бы своей причиной.
 Этим доказывается, что из бытия происходит бытие, и из
 существующего происходит существующее... поэтому невозможно
 [принять] объяснение происхождения мира как [появление]
 бытия из небытия, существующего из несуществующего, или
 [объяснить] происхождение мира волением [Бога]. Поэтому
 нужно признать, что Ишвара сотворил весь мир из вечно
 [существующей] материальной причины универсума и никак
 иначе.
 Здесь допустимы два понимания. Первое: если причиной мира
 является Ишвара, то сам он является формой мира, то есть все
 пребывает в самом Ишваре; знание, счастье, страдание,
 рождение, смерть, добро и зло, ад, рай, голод, жажда, жар и
 так далее, болезнь, связанность и освобождение; опять же
 кошка, собака, вор, злодей и тому подобное - все создано
 Ишварой. Второе понимание: если признать, что наличествуют
 материалы, а Ишвара [действует], словно ремесленник. Тогда
 ответ будет таким: существуют три вида причин: первая - ма-
 териальная, с ее помощью [можно] создавать субстанции,
 подобно тому как из глины, золота и ниток [можно] сделать
 кувшин, украшение и ткань. Вторая [причина] действенная -
 горшечник изготовляет кувшин силой своего умения и
 мастерства. Третья [причина] инструментальная: [горшечник
 нуждается] в гончарном круге и прочих приспособлениях, а
 также в пространстве, времени и тому подобном.
 Теперь если признать Ишвару материальной причиной мира, то
 [следует признать], что сам Ишвара и образует все формы
 
 
 
 152
 
 мира, ведь кувшин не может существовать отдельно от глины. А
 если признать Ишвару действенной причиной мира, тогда [надо
 признать], что как горшечник не может создать горшок без
 глины, так и Парамешвара не может создавать мир без материи.
 И если признать Ишвару инструментальной причиной мира, тогда
 [надо признать], что, как горшечник не может сделать горшок
 без самого себя, имея глину, гончарный круг и прочие
 инструменты, так и без Парамешвары создание мира невозможно:
 в двух [из этих трех] построений [Ишвара] предстает
 зависимым и лишенным сознания. Поэтому тот, кто утверждает,
 что Ишвара являет собой все формы мира, тем самым признает,
 что воровство и прочие пороки наличествуют в Ишваре. Следует
 считать [правильным] такое понимание: материальная причина
 мира вечна, а Параматман является создателем мира
 множественных форм. Точно так же вечны по своей природе и
 души, и вечно от начала проявления кармы [существуют] души и
 мир грубых тел. Без признания этого невозможна сколько-ни-
 будь [правильная] картина мира.
 Теперь о том, когда Ишвара создал мир и сколько лет
 продолжается [его] существование. Вот что нужно сказать по
 этому поводу.
 Слушайте, братья! Мы можем ответить на этот вопрос, а вы -
 нет. Потому что одни из вас говорят, что мир создан
 восемнадцать, другие - тринадцать, третьи - пять веков тому
 назад; однако нет такого сочинения, в котором [описывалась
 бы] история мира в вашем понимании. А среди нас, ариев,
 всегда были образованные люди, знающие, когда [появилось
 наше] творение. Смотрите! Из этой страны наука пришла во все
 другие страны, в исторических сочинениях народов всех стран
 есть достоверные свидетельства, что наука из Арьяварты
 распространилась в Египет, оттуда - в Грецию, из Греции - в
 Европу и так далее. Поэтому, что касается истории науки, то
 иного мнения быть не может.
 Смотрите! Мы, арии, всегда знали из установлений вед, шастр
 и тому подобных [сочинений], как возникает мир и
 уничтожается в пралайе, мы знали, что тысяча чатуръюг
 составляет один день Брахмы и что такое же число юг
 составляет одну "ночь Брахмы". Тот сотворенный мир, что
 продолжается сейчас, называется "день Брахмы". Когда же
 после пралайи на протяжении тысячи чатуръюг исчезает мир,
 тогда это называется "ночь Брахмы". В одну кальпу
 укладывается четырнадцать манватар, одна манватара равна 71
 чатуръюге. Наша сегодняшняя манватара - манватара
 Вайвасвата, а до нее было шесть [других] манватар -
 Сваямбхувах, Сварочиша, Ауттами, Тамас, Райвата и Чакшуша.
 Иначе говоря, от начала творения уже прошло 1 960 852 976
 лет, и [до распада мира] осталось 2 333 227 024 года. Все
 это во всех подробностях изложено в исторических сочинениях
 в нашей стране. Об увеличении и уменьшении каждого года
 записано и в астрономических трактатах. В календаре,
 составленном на основе [движения] звезд, тоже все отражено,
 как подобает, в деталях. То есть [мы в этом мире] существуем
 так, что один год [до конца творения] уменьшается и один [от
 начала творения] прибавляется. Все истории Арьяварты пишут
 
 
 
 153
 
 об этом, другое мнение не высказывается... Тому же, кто
 заявит: "Мы такое понимание признать не можем", ответим так:
 "Никто не может назвать заблуждением то, что записывалось
 день за днем в исторических сочинениях и в астрономических
 трактатах и полностью совпадает по содержанию"... А
 говорящего иначе нужно спросить: "Когда же, по вашему
 мнению, было начало творения? ". Он скажет: "Шесть, семь или
 восемь тысяч лет [назад]". Но ведь и он говорит [так],
 основываясь на собственных книгах, стало быть, и [его
 суждения] никто не должен считать [истинным], ибо это
 книжное знание.
 Смотрите! Точность нашего летоисчисления подтверждают и
 данные науки геологии... Поэтому все должны признать
 правильным наше понимание начала сотворения мира.
 Теперь на вопрос, "для чего Ишвара создал мир", дается такой
 ответ: души и причина [этого] мира вечны по самой своей
 природе: карма джив и сотворенный мир вечны в вечном потоке
 [времени]. В пралайю карма джив остается, и тогда Ишвара
 создает мир и представляет свой справедливый закон, чтобы
 дживы [могли] вкусить наслаждение и наградить их плодами
 [действия их кармы]. Ишвара обладает [неограниченным] зна-
 нием, силой, милосердием, творческой энергией и тому
 подобными [качествами]; он создает мир, дабы вкушать плоды
 [этих атрибутов]. Как глаза нужны, чтобы видеть, а уши,
 чтобы слышать, так и способность творить мир [существует]
 ради самого процесса творения. Ишвара создал этот мир, чтобы
 проявить свои способности, чтобы люди с помощью всех вещей
 достигали счастья. Такие органы, как глаза и прочее, созданы
 для того, чтобы дживы приобретали дхарму, артху, каму и
 мокшу...
 Священник Скотт. То, что ограничено пределами, вечным быть
 не может. [Вы рассматриваете] мир как ограниченный
 пределами, потому он не может быть вечным. Никакое вещество
 не может создавать само себя, а Ишвара сотворил мир своей
 собственной силой. Никто не знает, из какого вещества Ишвара
 сотворил мир, и пандитджи [Дайянанда] ничего не сказал об
 этом.
 Мавлави Мохаммад Касым: Если [признается], что вещества
 существуют изначально, тогда нет смысла в признании
 [существования] Ишвары. И говорить [достоверно] о времени
 происхождения мира не может никто.
 Свами Дайянанда Сарасвати: Уважаемый священник меня не
 понял. Ведь я говорю, что вечна причина мира, сотворенное же
 вечным не является. Длина моего тела равна трем с половиной
 локтям, но это не означает, что [мое тело] было такой же
 длины до сотворения мира и останется таким же после [его]
 разрушения; однако атомы, из которых состоит [тело], не
 подвергаются уничтожению, атомы [тела] распадутся на
 отдельные атомы и вольются в акашу, а способность их к
 соединению и разъединению будет всегда им присуща. Глиняный
 горшок не обладал существованием до того, как был сделан, и
 перестал существовать после того, как разбился; вместе с тем
 не исчезла та глина, из которой он был изготовлен, и
 сохранилось ее качество - вязкость - и в комке глины, ибо
 
 
 
 154
 
 [качество] всегда наличествует в глине; точно так же
 способность к соединению и разъединению всегда присуща
 атомам. Поэтому понимать нужно так: вечными являются
 субстанции, из атомов которых создан мир, а произведенные
 субстанции не являются вечными. Когда я сказал, что вещества
 могут создавать себя сами, я имел в виду, что Ишвара создал
 мир из этой причины.
 А священника, сказавшего, что "мир сотворен силой", я
 спрошу: "Что такое сила, представляет ли она собой какой-
 нибудь предмет или нет?" Тот, кто скажет, что сила является
 предметом, [должен будет] признать, что она вечна, а тот,
 кто скажет, что сила предметом не является, [должен будет]
 признать, что в таком случае из нее нельзя создать никакого
 предмета...
 Отвечая мавлави: [Если согласиться с тем], что причина всех
 веществ вечна, тогда, безусловно, нужно признать
 [существование] Ишвары, потому что глина не наделена
 способностью создавать кувшин из самой себя. То, что служит
 причиной [мира], не может создавать формы творения,
 поскольку причина [мира] не наделена знанием того, [как]
 создавать [мир]. Никакая джива не может его создать. До сих
 пор никто не создал какой-нибудь новый предмет. Никто вот не
 может сделать такую вещь, как мой волос. До сих пор не было
 и сейчас нет такого человека, который мог бы сотворить из
 [отдельных] атомов подобную вещь с помощью различных
 инструментов. Никто не может соединить два, три атома.
 Отсюда нужно сделать вывод, что это под силу только
 Парамешвару, который создал весь мир.
 Смотрите! Сколькими знаниями нужно обладать, чтобы
 изготовить один глаз. До сих пор лучшие врачи предпринимают
 усилия, и все же наше знание о глазе остается неполным.
 Никому не известно, какими свойствами Ишвара наделил глаз.
 Поэтому создавать и поддерживать солнце, луну, мир и тому
 подобное под силу только Ишваре. И только Параматман может
 распределять среди джив плоды [действия их] кармы, и никто
 другой. Следовательно, необходимо согласиться с признанием
 [существования] Ишвары...
 Мавлави Мохаммад Касым: Качества бывают двоякого рода:
 внутренние и внешние. Внутренние присущи самому предмету,
 внешние [есть результат] воздействия извне. Внутренние
 [качества], переходя во внешние, тоже приводят к
 преобразованию [предмета], но они отделены от [той
 субстанции], качеством которой являются. Отражение солнца
 также подвергается вращению, когда вращается само солнце,
 тем не менее [отражение] не есть солнце. Значит, всех нас
 Ишвара сотворил своим желанием...
 Свами Дайянанда Сарасвати, отвечая мавлави: Вы говорите, что
 мир создан из внутренних качеств Ишвары, но это неверно, ибо
 качество не может существовать отдельно от субстанции, а
 субстанция не превращается в качество. Если Ишвара создал
 мир из свойственных ему качеств, тогда этот мир и есть сам
 Ишвара. [Коль скоро] вы говорите, что мир создан из внешних
 качеств, вам придется признать вечность качества и суб-
 станции вне Ишвары. И [если] вы говорите, что мы, люди,
 
 
 
 155
 
 созданы желанием, тогда я спрашиваю вас, "что такое желание
 - предмет или качество?" [Если] "предмет", то сохраняется
 [признание] вечности его существования, а тот, кто
 согласится с тем, что желание есть качество, [должен будет]
 признать: как нельзя лишь одним желанием сделать горшок,
 потому что [он] изготовляется из глины, точно так же одним
 только желанием нельзя сотворить нас, людей.
 Священник Скотт: Вы знаете, что Ишвара создал бытие из
 небытия. Но из каких веществ и каким образом мир сотворен,
 мы не знаем. Знать это может только Ишвара, но не человек.
 Мавлави Мохаммад Касым: Ишвара сотворил мир своим светом.
 Свами Дайянанда Сарасвати, отвечая священнику: Вы говорите,
 что Ишвара создал мир своим волением. Тогда я спрашиваю вас:
 воление является вечной [сущностью], или же оно было
 сотворено позднее? [Если] воление вечно, то нужно признать,
 что оно существует в форме субстанции и она-то является
 вечной причиной мира.
 Свами Дайянанда Сарасвати, отвечая мавлави: Вы говорите
 "светом". Никакую субстанцию нельзя сотворить светом. Но
 свет может сделать [наличествующую] субстанцию видимой, и
 этот светозарный [владыка] не может существовать отдельно от
 вещества. Нельзя сконструировать [убедительную] картину
 мира, не соглашаясь с суждением о пракрити как вечной
 причине мира. Мы тоже не признаем творение мира вечным, но
 то, из чего творение создано, считаем его вечной причиной.
 Индиец-христианин: Все творение было вечным в теле Ишвары,
 он создал мир из своего тела. [Если раньше] в теле Ишвары
 оно было безначальным, то теперь Ишвара [стал наделяться]
 ограничениями.
 Свами Дайянанда Сарасвати: Когда все творение находилось в
 теле Ишвары, тогда оно и было безначальным: [творение]
 приобрело ограничение после сотворения его из безначальных
 сущностей. То есть все это из них - длинное, короткое,
 большое, малое и тому подобное - создал Ишвара. Поэтому не
 Ишвара, а сотворенный мир стал ограниченным...
 В час дня все собрались снова, обсудили темы дискуссии и
 решили, поскольку вопросов много, а времени для их
 обсуждения недостаточно, рассмотреть только вопрос о
 спасении...
 Свами Дайянанда Сарасвати: Мы называем спасением пребывание
 в вечном блаженстве, наступающем после освобождения, то есть
 спасение от всех страданий, которые существуют в мире, и
 достижение Сат Чит Ананды Парамешвары; невозвращение в мир
 смертей и рождений и тому подобного и в океан страданий. Вот
 что такое спасение. Как его можно достигнуть? Первая ступень
 к этому - праведное поведение, оно должно показать, что
 праведная душа связана с Парамешварой... Например, кто-
 нибудь совершил кражу, а правитель схватил его за руку и
 спросил: "Ты украл или нет?" Человек говорит: "Нет, я не
 воровал", но душа его говорит: "Да, я совершил кражу". Когда
 кто-нибудь желает солгать, Парамешвара, обитающий в нем,
 предостерегает: "Не поступай так, это плохо", [Парамешвара]
 пробуждает чувство стыда, сомнения, страха и тому подобные в
 душе человека. Когда же [он] творит доброе дело,
 
 
 
 156
 
 [Парамешвара] наполняет его душу блаженством, побуждает
 [человека] к такому поступку. От исполнения благого деяния
 душа приобретает бесстрашие и ублаготворение... Человек,
 поступающий недолжным образом, ослушивающийся установлений
 Параматмана, никогда и никаким путем не достигнет спасения.
 Его называют демоном, злодеем, дайтьей и низким человеком.
 Тому имеется достоверное доказательство в ведах: "Тех, кто
 губит свою душу, нарушает установления Параматмана, ведет
 речи, противоречащие тому знанию, которым наделены их души,
 тех называют асурами. ракшасами, злодеями, грешниками,
 низкими людьми и тому подобными [недостойными людьми]".
 Пути достижения спасения таковы: 1) праведное поведение; 2)
 приобретение знаний и защита истины, постигнутой освоением
 ведийского знания, то есть знания, данного Ишварой; 3)
 общество знающих; 4) очищение ума, индрий и души от

<< Пред.           стр. 29 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу