<< Пред.           стр. 1 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
 Бирюков П.Н.
 Учебное пособие.
 М.: Юристъ. 1998.
 Дается представление о международном праве как самостоятельной системе права, рассматриваются основные отрасли и институты международного права. Приводятся положения действующих международных документов и прежде всего международных договоров РФ. Большое внимание уделяется механизму реализации норм международного права.
 Для студентов вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 Настоящее издание представляет собой учебное пособие по курсу «Международное право». Изучение данного курса включено в учеб­ные планы всех высших учебных заведений, обеспечивающих подго­товку студентов по специальности «Юриспруденция».
 Автор дает представление о международном праве как самостоя­тельной системе права, рассматривает основные отрасли и институты международного права. Студенты ознакомятся с положениями дей­ствующих международных документов и прежде всего международ­ных договоров Российской Федерации.
 Нормы международного права действуют, лишь когда они реали­зуются. Поэтому в пособии большое внимание уделяются механизму реализации (имплементации) норм международного права.
 При исследовании осуществления международных норм в Рос­сийской Федерации студентам необходимо учитывать, что в соответ­ствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Со­трудники государственных и муниципальных органов, предприятия, организации, учреждения, физические лица могут, а в определенных случаях обязаны руководствоваться в своей деятельности междуна­родно-правовыми нормами.
 Однако знание международных норм не может быть правильно использовано без понимания теоретических основ международного права. В этой связи лицам, изучающим международное право, можно рекомендовать регулярный просмотр журналов «Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал», «Законность» и др., пуб­ликующих материалы по международно-правовой тематике.
 Для более полного усвоения курса «Международное право» сту­дентам необходимо также посещать практические занятия, на кото­рых более подробно рассматриваются конкретные проблемы, возни­кающие при реализации международно-правовых норм.
 Пособие подразделяется на общую и особенную части. В общей части рассматриваются основные понятия, категории и институты международного права. Особенная часть посвящена изучению от­дельных отраслей международного права.
 Учебное пособие может служить дополнением к учебникам и учебным пособиям по международному праву:
 Учебная литература
 Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко и Д.Д. Остапенко. Сверд­ловск, 1978;
 Международное право / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1981;
 Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982;
 Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1987;
 Международное право / Под ред. Н.Т. Блатовой. М., 1987;
 Международное право / Отв. ред. ЮМ. Колосов и В.И. Кузнецов. М., 1994 (1995);
 Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994;
 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. Воронеж, 1995;
 Международное право / Под. ред. Г.В. Игнатенко и др. М., 1995;
 Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов, 2-е изд. М., 1996;
 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие, 2-е изд. Воронеж. 1996;
 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996;
 ЛукашукИ.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997;
 Панов В.П. Международное право: Учебное пособие. М., 1997;
 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие, 3-е изд. М., 1997.
 Сборники документов по международному праву
 Международные отношения и внешняя политика СССР / Сост. Л.А. Харла­мова. М., 1957;
 Современное международное право / Сост. В.К. Собакин. М., 1964;
 Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982;
 Международное транспортное право / Сост. С.А. Гуреев, М.Л. Копылов. М., 1987;
 Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по граж­данским и уголовным делам / Сост. Л.В. Ефремов. М., 1988;
 Права человека. Сборник документов. М., 1989;
 Международная защита прав человека. Сборник документов. М., 1990;
 Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии / Сост. Н.И, Марышева. М., 1994;
 Бирюков П.Н. Договор международной купли-продажи товаров. Междуна­родный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994;
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996;
 Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. В 2 т. М., 1996;
 Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 1996—1997;
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1997. Вып. 2;
 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сборник доку­ментов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.
 Схемы, прилагаемые к пособию, составлены коллективом авто­ров: д.ю.н., проф. Г.В. Игнатенко (УрГЮрА), к.ю.н., доц. В.Я. Суво­рова (УрГЮрА), к.ю.н., доц. С.Ю. Марочкин (ТГУ), к.ю.н., доц. П.Н. Бирюков.
 Автор с благодарностью примет пожелания и критические заме­чания читателей.
 
 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
 БМД – Бюллетень международных договоров
 Ведомости СССР – Ведомости Верховного Совета СССР, с июня 1989 г. – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР
 Ведомости РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР, с июня 1990 г. – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР
 Ведомости РФ – Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ
 ВМУ – Вестник Московского университета
 ГиП – Государство и право
 ЖРП – Журнал российского права
 МЖМП – Московский журнал международного права
 РЮЖ – Российский юридический журнал
 СГиП – Советское государство и право
 СЕМП – Советский ежегодник международного права
 СЖМП – Советский журнал международного права
 СЗ – Собрание законодательства Российской Федерации
 СДД СССР – Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами
 СМД СССР – Сборник международных договоров СССР
 
 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
 
 ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - ОСОБАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
 
 § 1. Понятие международного права
 
 В настоящее время в мире существуют два типа правовых сис­тем — международное право и внутреннее право государств.
 Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и сущест­вуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
 Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
 Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах име­ются основные принципы, пронизывающие все их правовое про­странство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, нако­нец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.
 В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструк­ции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.
 В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.
 1) По предмету регулирования.
 Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.
 Международное право, напротив, регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи­зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю­щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ­ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.
 2) По способу создания правовых норм.
 Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.
 Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.
 3) По источникам права (формам воплощения международных норм).
 Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
 Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.
 Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра­вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ­тому указанные соглашения не могут быть признаны международны­ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен­ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).
 4) По субъектам права.
 Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
 Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.
 5) По способу обеспечения исполнения норм.
 Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства. В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).
 Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
 
 § 2. Предмет регулирования международного права
 
 Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между­народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар­ственные и немежгосударственные.
 К межгосударственным относятся отношения:
 1) между государствами;
 2) между государствами и нациями, борющимися за независи­мость.
 Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна­родных отношений — государствами. Собственно говоря, междуна­родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре­мени) исключительно как межгосударственное.
 Что касается отношений между государствами и народами, борю­щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ­ства будут созданы.
 Однако международное право регулирует и отношения немежго­сударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы­чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внут­реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу­дарств.
 Международными немежгосударственными являются отноше­ния:
 1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;
 2) между международными организациями;
 3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;
 4) между физическими и юридическими лицами.
 Иногда предмет регулирования международно-правовых и внут­ригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотно­шений.
 
 § 3 Функции международного права
 
 Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.
 Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.
 Основное социальное назначение международного права заклю­чается в организации международных отношений, отвечающей со­временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст­вия международного права является возникновение, упорядочива­ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.
 Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
 Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, ус­танавливать определенный международный правопорядок, стре­миться упрочить его, сделать более стабильным.
 Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответст­вующим образом регулируя общественные отношения, международ­но-правовые нормы наделяют участников международных отноше­ний определенными правами и обязанностями.
 Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей ох­раны международных правоотношений. При нарушений междуна­родных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.
 
 § 4. Система международного права
 
 Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.
 Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также по­ведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.
 Международное право, как и внутреннее право любого государст­ва, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регу­лируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.
 Например, отрасль «право международной безопасности» регу­лирует отношения по обеспечению международного мира и безопас­ности, «право международных организаций» — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве «несущей кон­струкции» каждой отрасли выступают основные принципы междуна­родного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвое­ния космического пространства в космическом праве).
 Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.
 На мой взгляд, в международном праве сформировались следую­щие отрасли:
 право международной правосубъектности (регламентирует пра­вовое положение государств, наций и народов, борющихся за незави­симость, международных организаций и государствоподобных фор­мирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);
 право международных договоров;
 право международных организаций;
 право международных конференций и совещаний;
 право внешних сношений;
 право международной безопасности;
 международное гуманитарное право;
 международное право в период международных конфликтов;
 право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
 международное морское право;
 международное воздушное право;
 международное космическое право;
 международное атомное право;
 право охраны окружающей среды;
 международное экономическое право.
 Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.
 Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период воору­женных конфликтов».
 Международно-правовой институт — более мелкий элемент пра­вовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить
 их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Приме­рами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных дого­воров и др.
 Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты меж­дународного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института кон­сульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев) в отрасли «право внешних сношений», входят в со­став и международного гуманитарного права, и права международ­ного сотрудничества в борьбе с преступностью.
 Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы (см. гл. 3).
 
 § 5. Основные принципы международного права
 
 Как уже говорилось, «конституцию» международного права об­разуют его основные принципы. Они представляют собой основопо­лагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридичес­кой силой. Все остальные международно-правовые нормы и между­народно-значимые действия субъектов должны соответствовать по­ложениям основных принципов.
 Принципы международного права носят универсальный харак­тер и являются критериями законности всех остальных международ­ных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основ­ных принципов, признаются недействительными и влекут междуна­родно-правовую ответственность.
 Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.
 Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмеша­тельства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.
 Поскольку основные принципы международного права представ­ляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.
 Первоначально эти принципы выступали в форме международ­но-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь прин­ципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обяза­тельств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязатель­ствами по какому-либо международному договору, преимуществен­ную силу имеют обязательства по Уставу.
 Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дру­жественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных доку­ментах. Применительно к европейским условиям содержание основ­ных принципов было конкретизировано актами Совещания по без­опасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинк­ским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.
 Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.
 I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:
 все государства юридически равны;
 все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;
 все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до­говорах и др.;
 территориальная целостность и политическая независимость го­сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять­ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;
 государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы;
 государства обязаны добросовестно выполнять свои междуна­родные обязательства.
 II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои меж­дународные обязательства в отношении поддержания мира и без­опасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также про­паганда войны.
 Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.
 Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, свя­занных с применением вооруженных сил, от организации и поощре­ния иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обя­заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро­ды права на самоопределение.
 III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора средств разрешения спора и с учетом других принципов.
 Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий дру­гими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.
 IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:
 не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;
 не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также
 не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.
 Однако принцип невмешательства во внутренние дела не являет­ся абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе­мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения между­народного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).
 V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая ок­купация или приобретение территории таким образом не признаются законными.
 VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.
 VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружествен­ных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.
 VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само­определение.
 . Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляю­щие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.
 IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей­ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.
 X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.
 
 § 6. Международное публичное и международное частное право
 
 Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.
 Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отноше­ния между государствами и другими его субъектами, и международ­ного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных пред­приятий и граждан.
 В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включа­ет в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.
 Третьи ученые считают, что международное частное право — это подсистема, объединяющая нормы национального права различных государств.
 По моему мнению, международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутриго­сударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения. Иными словами, международное частное право — ис­кусственное образование, объединяющее три группы норм (между­народно-правовые, нормы права РФ, нормы права иностранных го­сударств) для удобства изучения. Выделение международного част­ного права отражает объективную тенденцию возрастания роли международного права в регулировании внутренних правоотноше­ний в РФ.
 Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о международном част­ном праве как о научной дисциплине, но не как об отрасли междуна­родного или национального права или отдельной правовой системе (подсистеме).
 
 § 7. Кодификация и прогрессивное развитие международного права
 
 Международное право — постоянно развивающаяся правовая система, в которой активно осуществляются процессы кодифика­ции.
 Кодификация международного права— это более точное форму­лирование и систематизация международно-правовых норм в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практи­ка, прецеденты и доктрины. Кодификация может быть отраслевой или внутриотраслевой.
 Под прогрессивным развитием международного права понимает­ся подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.
 Важную роль в кодификации и прогрессивном развитии между­народного права играет Комиссия международного права ООН, де­ятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последую­щими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Хотя Комиссия занима­ется преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопросы частного права. За период своей деятельности Комиссия разработала большое число проектов между­народно-правовых актов в различных отраслях международного права.
 Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных ор­ганизаций, права внешних сношений, международного права в пери­од вооруженных конфликтов.
 
 § 8. Наука международного права
 
 Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаи­мосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.), с внутригосударственным правом.
 Она исследует также сущность конкретных международно-пра­вовых институтов, взаимосвязи между ними, тенденции их развития. При этом нормы международного права изучаются в процессе их реализации, в связи с конкретными общественными отношениями, на которые они воздействуют, поэтому в предмет международно-право­вой науки входят также международные правоотношения.
 Большое внимание уделяется истории развития конкретных меж­дународных норм и институтов
 И, наконец, российская наука международного права занимается исследованием зарубежной международно-правовой науки
 Таким образом, предмет российской науки международного права образуют следующие компоненты.
 нормы и институты международного права,
 отношения, регулируемые этими нормами и институтами,
 тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом,
 зарубежная наука международного права.
 Российская международно-правовая наука является неотъемле­мой частью мировой международно-правовой науки Вклад отечест­венных ученых в ее развитие трудно переоценить
 В конце XIX—начале XIX вв. В. Ф. Малиновский выдвинул ряд важных положений о международно-правовых мерах охраны между­народного мира и безопасности, послуживших одними из оснований для разработки права международной безопасности Примерно в это же время Л. А. Комаровский разработал теоретические основы дея­тельности международных судов
 В начале нашего столетия В. Э. Грабарь подробно исследовал ис­торию развития международного права, а Ф. Ф. Мартенс опублико­вал первый в России курс международного права, ставший на многие десятилетия общепризнанным учебником не только у нас в стране, но и за рубежом.
 Советская международно-правая наука продолжила традиции русских авторов Сформировались научные школы в Екатеринбурге,
 Казани, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, ряде других городов Ми­ровое признание получили труды Г И Тункина, Ф И Кожевникова, Д Б. Левина, Д И Фельдмана, других ученых Был издан 6-томный «Курс международного права» (1967—1970 гг).
 Советские ученые принимали активное участие в разработке про­ектов многих международных договоров, являлись членами между­народных органов.
 В настоящее время, несмотря на переживаемые нашим государ­ством трудности, российская наука международного права продол­жает оставаться частью мировой международно-правовой науки.
 За последнее время опубликовано около десятка учебников и учебных пособий, некоторые из которых выдержали несколько изда­ний; завершено начатое в 1989 г. издание нового 7-томного «Курса международного права». В монографиях исследуются теоретические вопросы международного права, его применение во внутригосудар­ственных отношениях. Выходит большое количество периодических изданий («Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал» и др), публикующих материалы по международно-правовой тема­тике
 На проводимых ежегодно заседаниях Российской Ассоциации международного права обсуждаются проблемы прогрессивного раз­вития международного права, реализации международно-правовых норм.
 Российские ученые представлены в Международном Суде ООН, Комиссии международного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании междуна­родной позиции РФ
 
 Документы и литература
 Устав Организации Объединенных Наций 1945 г // Международное право в документах / Сост. Я. Г. Блатова М., 1982. С. 196—228.
 Статут Международного Суда 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова М., 1982. С. 658—668.
 Положение о Комиссии международного права 1947 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. В 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 58—65.
 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организа­ции Объединенных Наций 1970 г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова М., 1982. С. 4—12.
 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Ведомости СССР. 1975. Прил. к № ЭЧ.
 Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Со­вещания. М.,1989.
 Парижская хартия для новой Европы от 1990 г. // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19—21 ноября 1990 г. Документы и материалы. М., 1991. С. 4—23.
 Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983.
 Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988.
 Каламкарян Р.А. Законченность системы современного международного права и зап­рет// ГиП. 1996. № 11. С. 67—75.
 Карапетян Л.М. Грани суверенитета и самоопределения народов // ГиП. 1993. № 1. С. 13—22.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.
 Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.
 МовчанА.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1982.
 Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1. М., 1948.
 Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.
 Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
 Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.
 Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.
 
 ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
 
 § 1. Зарождение международного права
 
 Возникновение и развитие международного права связано с воз­никновением государства.
 Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас междуна­родных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборо­нительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных согла­шений.
 Своеобразным памятником международного права можно счи­тать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировав­шие вопросы посольского права.
 Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осущест­вляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся много­численными посольствами и заключавшие договоры о военной помо­щи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался круп­ный штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.
 В древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сена­те и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой правовой системы.
 В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматрива­лось как нарушение божественного права.
 
 § 2. Международное право в средние века
 
 На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право». Война призна­валась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.
 Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права. Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших между­народно-правовых принципов — принцип добросовестного выпол­нения международных обязательств (расta sunt servanda).
 
 § 3. Формирование буржуазных институтов международного права
 
 Основы буржуазного международного права были заложены в XVII в. На Европейском континенте в это время существовало боль­шое число независимых государств. Их интересы требовали устано­вить правила международного общения, обеспечивающие минималь­ный правопорядок.
 Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торгов­ли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использо­вались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.
 Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемле­мости основных прав и свобод.
 В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии между­народного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работор­говля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независи­мости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имею­щие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.
 На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.
 
 § 4. Возникновение и развитие современного международного права
 
 Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.
 В 1919 г. была учреждена универсальная международная органи­зация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Вер­сальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения меж­дународного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.
 Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов после­военного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных дер­жав.
 На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, кото­рый и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь принципов международного права и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.
 Универсальная система безопасности была дополнена региональ­ными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных воору­женных конфликтов.
 70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием ре­гиональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключитель­ный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европей­ских государств различных систем, формированию системы мер до­верия.
 В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодифика­ции международного права. В это время, в частности, были заключе­ны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.
 80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой рег­ламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.
 Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоя­тельные государства, было создано Содружество Независимых Госу­дарств. С прекращением существования Союза ССР и распадом со­циалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на меж­дународной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Со­ветского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств — НАТО — при­сваивает себе полномочия по урегулированию региональных кон­фликтов, постепенно оттесняя ООН.
 Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающей­ся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенству­ются связи стран Юго-Восточной Азии.
 
 § 5. Российское государство и международное право
 
 Русское государство внесло значительный вклад в развитие меж­дународного права.
 Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.
 В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.
 С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огром­ной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).
 Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных со­юзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Тур­цией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.
 В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительства­ми. В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая со­юзников и используя противоречия в среде западных государств.
 При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущест­венных европейских держав. Политика морского нейтралитета, про­возглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государст­вами, содействовала получению независимости Соединенными Шта­тами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоман­ской империей позволили России в значительной мере решить про­блему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.
 Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывча­тых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения междуна­родных споров.
 Новый этап в международных отношениях начался после Октябрь­ской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права.
 В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации междуна­родных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тя­жесть борьбы с фашизмом.
 Являясь одним из основателей ООН, СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международ­ную арену новые независимые государства.
 С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латин­ской Америке.

<< Пред.           стр. 1 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу