<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеж­дений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.
 
 § 5. Ограничение средств и методов ведения войны
 
 Согласно нормам международного права право сторон в воору­женном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Кроме того, существует принцип, запре­щающий применение в вооруженных конфликтах оружия, снарядов и веществ и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмер­ные повреждения или принести излишние страдания.
 Международное право ограничивает законные средства и методы ведения войны.
 Под средствами ведения войны понимаются оружие и иные сред­ства, применяемые вооруженными силами в войне для нанесения вреда и поражения противника.
 Методы ведения войны — это способы применения средств войны.
 В соответствии с международным правом полностью запрещены следующие средства ведения войны:
 взрывчатые и зажигательные пули (Санкт-Петербургская декла­рация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.);
 пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (Гаагская декларация о воспрещении употреблять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г.);
 яды и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.);
 удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы (Же­невский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.);
 биологическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологи­ческого) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 г. и Женевский протокол 1925 г.);
 средства воздействия на природную среду, которые имеют широ­кие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, на­несения ущерба или причинения вреда другому государству (Конвен­ция о запрещении военного или любого иного враждебного исполь­зования средств воздействия на природную среду 1977 г.);
 любое оружие, основное действие которого заключается в нане­сении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в чело­веческом теле с помощью рентгеновских лучей, и др.
 Относительно возможности применения ядерного оружия в меж­дународном праве и военной доктрине большинства государств суще­ствует следующая точка зрения. Поскольку прямого запрета исполь­зовать ядерное оружие в международном праве нет, ядерные державы (признавая в целом пагубность применения такого оружия) обосновы­вают правомерность его использования при осуществлении права на коллективную и индивидуальную самооборону, при нанесении ответ­ного ядерного удара. Однако, с другой стороны, в международном праве имеются нормы о запрещении средств и методов ведения войны, влекущих чрезмерные разрушения, имеющих неизбирательное дейст­вие, нормы о защите гражданского населения во время войны и т.д., положения которых косвенным образом могут быть применимы и к ядерному оружию. Поэтому, на мой взгляд, ядерное оружие следует относить к запрещенным средствам и методам ведения войны.
 В 1981 г. была подписана Конвенция о запрещении или ограниче­нии применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими не­избирательное действие (ратифицирована СССР в 1982 г.).
 К Конвенции прилагаются три Протокола: Протокол о необнару­живаемых осколках (Протокол I), Протокол о запрещении или огра­ничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Прото­кол II), Техническое приложение к Протоколу о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).
 В соответствии с Протоколом I запрещается применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении по­вреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.
 Протокол II (в связи с внесением поправок он получил новое название: «Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.») касается применения на суше мин, мин-ловушек и других устройств, определение которых содержится в настоящем документе, в том числе мин, устанавливаемых с целью воспрепятст­вовать преодолению прибрежных полос, водных путей или рек, но не относится к применению противокорабельных мин на море или на внутренних водных путях.
 Под «минами» понимается любой боеприпас, установленный под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предна­значенный для детонации или взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства, и «дистанционно устанавливаемая мина» означает любую таким об­разом определенную мину, установленную с помощью артиллерии, ракет, минометов или аналогичных средств или сброшенную с лета­тельного аппарата.
 «Мина-ловушка» — это устройство или материал, который пред­назначен, сконструирован или приспособлен для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и который срабатывает неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвред­ным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным.
 Запрещается использовать мины, мины-ловушки в случае нападе­ния, обороны или в порядке репрессалий против гражданского насе­ления как такового или против отдельных гражданских лиц.
 Запрещается также неизбирательное применение мин, т.е.:
 не на военном объекте или не с целью, направленной на него;
 способом или средством доставки, не позволяющим направлен­ное действие по конкретному военному объекту;
 если оно может повлечь случайные потери жизни среди граждан­ского населения, ранения гражданских лиц, ущерб гражданским объ­ектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отно­шению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.
 Запрещается применение мин, не являющихся дистанционно ус­танавливаемыми минами, мин-ловушек в любом городе, поселке, де­ревне или в другом районе с аналогичным сосредоточением граждан­ских лиц, где боевые действия между сухопутными войсками не ве­дутся или не представляются неизбежными, кроме случаев, когда:
 они установлены на военном объекте или в непосредственной близости от военного объекта, принадлежащего противной стороне или находящегося под ее контролем; или приняты меры по защите гражданских лиц от их воздействия, например, установлены предупреждающие знаки, выставлен караул, опубликованы предупреждения или выставлено ограждение.
 О любой установке или любом сбрасывании дистанционно уста­навливаемых мин, которые могут иметь последствия для гражданско­го населения, производится эффективное заблаговременное опове­щение.
 Запрещается при любых обстоятельствах применять:
 мины-ловушки в виде кажущегося безвредным переносного пред­мета, который предназначен для помещения в него взрывчатого ве­щества и для взрыва при прикосновении или приближении к нему;
 мины-ловушки, которые каким-либо образом соединены или ас­социируются с международно признанными защитными сигналами; больными, ранеными или мертвыми; местами захоронения; медицин­скими объектами, оборудованием или транспортом; детскими игруш­ками; продуктами питания; кухонной утварью; предметами явно ре­лигиозного характера; историческими памятниками и т.п.
 Стороны в конфликте должны регистрировать расположение всех предварительно запланированных минных полей, установленных ими, и всех районов, в которых они в широких масштабах и в соответствии с предварительным планом использовали мины-ловушки.
 Все регистрационные документы подлежат хранению сторонами, которые после прекращения активных военных действий принимают все необходимые и соответствующие меры для защиты гражданских лиц от опасности минных полей, мин и мин-ловушек.
 Протокол III распространяется на «зажигательное оружие», т.е. оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (ог­неметы, фугасы, снаряды, ракеты, гранаты, мины, бомбы, емкости с зажигательными веществами).
 Запрещается подвергать гражданское население или граждан­ские объекты нападению с применением зажигательного оружия.
 Запрещается также превращать леса или другие виды раститель­ного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами явля­ются военными объектами.
 Использование авиации с точки зрения международного права признается допустимым, однако ее нельзя использовать против не­военных объектов, против мирного населения и т.п.
 В соответствии с международным правом запрещены также сле­дующие методы ведения войны:
 предательски убивать или ранить мирное население или непри­ятеля;
 убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля;
 объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет;
 незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.;
 принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства;
 геноцид во время войны;
 некоторые другие действия.
 
 § 6. Ведение морской войны
 
 Определенной спецификой обладает война на море. В войне на море комбатантами являются не только личный состав военно-мор­ских сил, но и все военные корабли, а также невоенные суда, офици­ально обращенные в военные в соответствии с VII Гаагской конвен­цией 1907 г., и летательные аппараты, входящие в состав морской авиации.
 Не пользуются правом ведения войны на море суда, которые хотя и входят в состав военно-морских сил государства, но предназначены исключительно для оказания помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение (госпитальные суда, санитарные транспорты, санитарные летательные аппараты).
 Вооружение торговых судов допустимо только в военное время, при этом вооруженное торговое судно не превращается в военный корабль и не пользуется правом ведения военных действий. Однако оно может использовать оружие для самообороны при нападении противника.
 На подводные лодки распространяются общие правила ведения войны и нормы, касающиеся надводных военных кораблей. Военная деятельность подводных лодок специально регламентируется Прави­лами о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г. (наше государство является участником этого соглашения). Подводные лодки вправе остановить и подвергнуть осмотру неприятельское торговое судно, потопить его в случае отказа остановиться, предварительно обеспечив безопасность пассажиров и команды, захватить его в качестве приза.
 Применение морского минного оружия VII Гаагская конвенция 1907 г. разрешает при соблюдении следующих правил. Запрещается ставить мины:
 не закрепленные на якорях;
 якорные, которые остаются опасными и после отрыва их от мин-репа;
 у берегов противника с единственной целью — помешать торго­вому судоходству.
 Допустимой с точки зрения международного права является мор­ская блокада.
 Морская блокада — это система действий военно-морских сил и авиации, препятствующих доступу с моря к портам и берегам непри­ятеля и выходу из этих портов и берегов в море. Блокада должна быть публично объявлена блокирующим государством с указанием даты начала блокады, блокируемого района, срока для выхода из блокируемых портов судов нейтральных государств. Блокада должна быть дей­ствительной (эффективной). Блокада прекращается в случае ее сня­тия блокирующим государством, уничтожением сил блокирующих или невозможностью обеспечить ее эффективный характер. Наказа­нием за попытку прорыва блокады могут быть захват или конфискация судна и/или груза либо уничтожение судна-блокадопрорывателя.
 Военной контрабандой признаются грузы нейтральных собствен­ников или противника на судах нейтральных государств, которые воюющая сторона запрещает доставлять своему противнику. Соглас­но Лондонской конвенции 1909 г. военная контрабанда делится на абсолютную (предметы и материалы, служащие исключительно для военных целей) и условную (предметы и материалы, могущие слу­жить как для военных, так и для мирных целей). Абсолютная контра­банда подлежит захвату и уничтожению, если перевозящее ее судно следует в неприятельский порт. Условная контрабанда подлежит захвату, если она предназначена для вооруженных сил противника. Если военная контрабанда составляет меньшую часть груза судна нейтрального государства, само судно захвату не подлежит. В против­ном случае захватывается и перевозящее его судно.
 В войне на море существует институт призов и трофеев.
 Призом является любое торговое судно противника вне зависи­мости от характера перевозимого им груза. Такое судно может быть захвачено. Если на его борту находится неконтрабандный груз ней­трального государства, собственник вправе потребовать компенса­ции. Право захватывать приз принадлежит только военным кораблям и летательным аппаратам. Трофей — это захваченные в морской войне военные корабли неприятеля и находящиеся на них ценности. Трофеи переходят в собственность захватившего их государства.
 
 § 7. Режим военного плена
 
 Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:
 личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;
 личный состав партизанских отрядов;
 личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;
 военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;
 члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;
 население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
 Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.
 Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.
 Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.
 Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.
 По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).
 
 § 8. Режим военной оккупации
 
 Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.
 В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.
 В отношении гражданских лиц запрещается:
 совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;
 применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;
 применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;
 применять коллективные наказания;
 захватывать заложников;
 депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.
 Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.
 
 § 9. Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
 
 В период вооруженного конфликта на территории воюющих сто­рон различают гражданские и военные объекты.
 Согласно положениям международных норм, военные объек­ты — это те объекты, которые в силу своего расположения, назначе­ния или использования вносят эффективный вклад в военные дейст­вия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существу­ющих обстоятельствах дает явное военное преимущество.
 Объекты, не являющиеся военными, считаются гражданскими. К ним относятся: жилища, сооружения, средства транспорта, исполь­зуемые гражданским населением; места, используемые исключитель­но гражданским населением (убежища, больницы и др.); источники водоснабжения, плотины, дамбы, электростанции и т.п.
 Гражданские объекты не должны быть объектами военного напа­дения.
 Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. предусматривает дополнительные меры по защите культурных ценностей (т.е. ценности, имеющие боль­шое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства, истории, рукописи, книги, картины и др.); музеи, библиотеки, архивы и т.п.; центры, в которых имеется значи­тельное число культурных ценностей).
 В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.
 
 § 10. Нейтралитет в войне
 
 Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.); эвентуальный нейтра­литет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответ­ствующими государствами.
 Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно ней­тральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; допускать пере­дачу воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального го­сударства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания ра­неных; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств т.д.
 
 § 11. Окончание войны и его международно-правовые последствия
 
 Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.
 Перемирие — временное прекращение военных действий на ус­ловиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных дей­ствий.
 Капитуляция — это прекращение военных действий на услови­ях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуля­цию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — напри­мер, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (на­пример, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).
 Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автома­тического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекраще­нии состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Со­вета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фикси­руется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восста­новлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоен­ных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.
 
 Документы и литература
 Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. // Дей­ствующее международное право / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. Т. 2. С. 573—574.
 Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением рас­пространять удушающие или вредоносные газы 1899 г. // Там же. С. 574.
 Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1899 г.//Там же. С. 574.
 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. //Там же. С. 575—587.
 Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г. // Ведомости СССР. 1963. № 42. Ст. 431.
 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. // СДД СССР. Вып. ХVI. М., 1957. С. 71—97.
 Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекру­шение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С.101—124.
 Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 125—204.
 Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 204—280.
 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. // Действующее международное право/ Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 803—812.
 Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступле­ниям против человечества 1968 г. // СДД СССР. Вып. XXVI. М., 1973. С. 118—121.
 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающий­ся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. // Междуна­родная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
 Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касаю­щийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
 Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г. // Ведомости СССР. 1984. № 3.
 Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 812—819.
 Соглашение СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г. // Там же. С. 819—821.
 Арцибасов И.Н., Казанчев Ю.Д. Международный симпозиум, посвященный «праву войны» // ГиП. 1994. № 4. С. 146—153.
 Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
 Блищенко И.Л. Обычное оружие и международное право. М., 1984.
 Кукушкина А.В. Действие норм международного права в период вооруженных кон­фликтов // ГиП. 1994. № 1. С. 102—108.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.
 Международное морское право: справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985.
 Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
 Фуркало В.В. Международная защита гражданского населения в условиях вооружен­ных конфликтов. Киев, 1986.
 
 ГЛАВА 18. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
 
 § 1. Понятие и источники права международного сотрудничества в борьбе с преступностью
 
 В настоящее время в мире отмечается значительный рост пре­ступности, в том числе имеющей международный характер. Государ­ства координируют свои действия по борьбе с преступностью — за­ключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осу­ществляют совместные меры по предотвращению и пресечению пре­ступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в современном международ­ном праве сформировалась самостоятельная отрасль — «право меж­дународного сотрудничества в борьбе с преступностью» (иногда ее называют «международное уголовное право», что, на мой взгляд, не совсем точно).
 Источниками данной отрасли являются:
 конвенции о борьбе с международными преступлениями и пре­ступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);
 договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;
 договоры, регулирующие деятельность международных органи­заций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.
 Обязательства государств по вышеуказанным договорам заклю­чаются прежде всего в определении международных уголовно нака­зуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких пре­ступлений, обеспечению ответственности преступников, установле­нию правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уго­ловным делам и регулировании взаимоотношений государств и меж­дународных правоохранительных организаций.
 
 § 2. Ответственность за международные преступления
 
 Одним из наиболее опасных международных преступлений явля­ется агрессия. В международном праве отсутствует конвенционное определение агрессии. Конвенция об определении агрессии 1933 г. в силу не вступила.
 В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрес­сии» от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территори­альной неприкосновенности или политической независимости друго­го государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.
 Применение вооруженной силы государством первым в наруше­ние Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии.
 В качестве акта агрессии квалифицируются:
 вторжение или нападение вооруженных сил государства на тер­риторию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
 бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
 блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
 нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты дру­гого государства;
 применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
 действие государства, позволяющего, чтобы его территория, ко­торую оно предоставило в распоряжение другого государства, ис­пользовалась этим другим государством для совершения акта агрес­сии против третьего государства;
 засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечислен­ным выше актам, или его значительное участие в них.
 Другим видом международных преступлений является геноцид.
 Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, является преступлением, наруша­ющим международное право. Под геноцидом (ст. II Конвенции) по­нимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничто­жить полностью или частично какую-либо национальную, этничес­кую, расовую или религиозную группу как таковую:
 убийство членов этой группы;
 причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
 предумышленное создание для какой-либо группы таких жизнен­ных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физичес­кое уничтожение ее;
 меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
 насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
 По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к со­вершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в гено­циде.
 Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом.
 Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.
 К международным преступлениям относится и рабство.
 Согласно Конвенции относительно рабства 1926 г. (с изменения­ми 1953 г.) рабство — это состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некото­рые из них.
 Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, при­обретения или уступки человека с целью продажи его в рабство;
 всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обме­на; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, при­обретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1).
 Государства — участники Конвенции обязались: пресекать тор­говлю невольниками; продолжать добиваться отмены рабства во всех его формах; принимать все меры для наказания этих правонаруше­ний.
 В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. должны быть отменены: долговая кабала, крепостное состоя­ние, обычаи, сходные с рабством, в отношении женщин и детей. Преступлениями объявлены: работорговля; обращение другого лица в рабство или склонение к отдаче себя в рабство; покушение и соучас­тие в таких действиях; а также калечение, клеймение лиц, находящих­ся в подневольном состоянии.
 Международным преступлением признано также наемничество.
 Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским кон­венциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв между­народных вооруженных конфликтов 1977 г., наемник — это лицо, которое:
 специально завербовано на месте военных действий или за грани­цей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
 фактически принимает участие в военных действиях, руководст­вуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать воз­награждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма возна­граждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
 не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
 не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящей­ся в конфликте;
 не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входя­щего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от воен­ных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.
 Наемники являются военными преступниками и не могут ссы­латься на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распро­страняется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответ­ственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специаль­но созданными международными трибуналами.
 Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирова­ния и обучения наемников 1989 г. (Россией пока не ратифицирована) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционно­го порядка или нарушение его территориальной целостности и непри­косновенности. Преступными признаются также действия лиц, осу­ществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.
 Государства — участники Конвенции принимают необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении указанных преступлений, которые совершены:
 на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве;
 любым из граждан или, если данное государство считает это приемлемым, теми лицами без гражданства, которые обычно прожи­вают на его территории;
 в случаях, когда предполагаемый преступник находится на его территории и оно не выдает его какому-либо из государств.
 Государство-участник, на территории которого находится пред­полагаемый преступник, в соответствии со своими законами заклю­чает его под стражу и немедленно проводит предварительное рассле­дование фактов.
 Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.
 
 § 3. Ответственность за преступления международного характера
 
 Борьба с «отмыванием» доходов, полученных от преступной деятельности
 Одним из важных средств борьбы с преступностью является пред­упреждение возможности легализации доходов от преступной дея­тельности и обеспечение их конфискации.
 Российская Федерация является участником нескольких согла­шений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания» преступных доходов. В их числе — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., договоры о правовой помощи и др. В настоящее время Федеральным Собранием РФ рассматривается вопрос о рати­фикации Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.
 Помимо международных договоров, вопросы борьбы с легализа­цией доходов, полученных от преступной деятельности, регулируют­ся также документами ООН (Доклад Целевой группы ООН по фи­нансовым мероприятиям 1990 г., Типовой закон ООН о группе по борьбе с «отмыванием» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, и др.), иными международными актами.
 Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявле­нии, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. «доходы» означают любую экономическую выгоду, получен­ную в результате совершения преступления. При этом под «матери­альными ценностями» понимаются ценности любого вида, вещест­венные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.
 Конвенция дает определение преступлений, связанных с незакон­ным отмыванием доходов. Это — совершенные умышленно:
 конверсия или передача материальных ценностей (о которых из­вестно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфис­кации имущества);
 утаивание или искажение природы происхождения, местонахож­дения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонаруши­телю известно о незаконном источнике их происхождения;
 приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
 Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, иденти­фицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.
 Суды и другие компетентные органы государств — участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопусти­мы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).
 Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государ­ство должно предъявить его своим компетентным органам и испол­нить. В конфискации может быть отказано, если:
 законодательство запрашиваемого государства не предусматри­вает конфискации за данное правонарушение;
 отсутствует имущество, подлежащее конфискации;
 истек срок давности.
 Государства — участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запро­сов о правовой помощи по делам такого рода и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.
 Весьма интересны и положения Конвенции о порядке оказания правовой помощи. По общему правилу, правовая помощь оказывает­ся через центральные правоохранительные органы государств. Одна­ко в срочных случаях запросы могут быть направлены непосредствен­но исполнителям (судебным органам или в прокуратуру). При этом копия запроса высылается центральному органу. В целях оператив­ности запросы могут быть переданы также по каналам Интерпола.
 Запрос должен содержать:
 наименование запрашивающего и запрашиваемого органов;
 объект, основания и мотив запроса;
 фабулу дела;
 если сотрудничество требует принятия принудительных мер — текст соответствующих законов и указание на то, что запрашиваемая мера может быть применена на территории запрашивающего госу­дарства в силу его собственного законодательства;
 если это возможно — данные о соответствующих лицах и пред­приятиях и материальных ценностях;
 положения о желательной процедуре исполнения запроса.
 В соответствующих случаях к запросу прилагаются: заверенная копия решения о конфискации; указание на необходимость принятия предварительных мер и др. Запрос о наложении ареста на имущество, которое может быть объектом конфискации, должен также указывать максимальную сумму покрытия ущерба за потерю этих материальных ценностей.
 Если имеет место конкуренция запросов от нескольких госу­дарств, правоохранительными органами проводятся консультации.
 Запрашиваемое государство информирует запрашивающее госу­дарство: о ходе исполнения запроса; о результате по запросу; об отказе, отсрочке или своих условиях по запросу; об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса.
 Данные, полученные в результате запроса, не должны использо­ваться и передаваться для другого расследования без предваритель­ного согласия запрашивающей стороны.
 Расходы по исполнению запроса, если нет договоренности об ином, несет запрашиваемая сторона.
 Борьба с подделкой денежных знаков
 Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. преступлениями являются:
 все обманные действия по изготовлению или изменению денеж­ных знаков;
 сбыт поддельных денежных знаков;
 действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получе­нию для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;
 покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;
 обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или из­мененных денежных знаков.
 При этом каждое из вышеперечисленных действий, совершенное в различных странах, должно рассматриваться как отдельное пре­ступление.
 Под денежными знаками понимаются бумажные деньги, включая банковые билеты, и металлическая монета, имеющая хождение в силу закона. Конвенция 1929 г. не делает различий между подделкой оте­чественных или иностранных денежных знаков. Так, правоохрани­тельные органы РФ за совершение гражданами РФ фальшивомонет­ничества за рубежом должны наказывать виновных в том же порядке, как если бы преступление было совершено на территории РФ. Ино­странные граждане в свою очередь должны привлекаться к ответст­венности в РФ как за подделку российских денег, так и за подделку иностранной валюты, независимо от того, где это преступление со­вершено (в РФ или за ее пределами, на территории другого государ­ства — участника Конвенции).
 В Конвенции устанавливается обязательное информирование со­ответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании «местных» денежных знаков, об обнаружении подде­лок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях «международных» фальшивомонет­чиков.
 Борьба с преступлениями против лиц, пользующихся международной защитой
 В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (ст. 2) преступлением является преднамеренное совершение:
 убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
 насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося между­народной защитой, которое может угрожать личности или свободе этого лица;
 угроза и/или попытка любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.
 К «лицам, пользующимся международной защитой», относятся:
 глава государства, в том числе каждый член коллегиального орга­на, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или ми­нистр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;
 любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транс­портных средств было совершено преступление, имеет в соответст­вии с международными нормами право на специальную защиту от посягательств на его личность, свободу и достоинство, а также про­живающие с ним члены его семьи.
 Согласно Конвенции 1973 г. Российская Федерация будет осу­ществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:
 деяние совершено любым лицом на территории РФ или на борту судна или самолета, зарегистрированного в РФ;
 преступление совершено против лица, представляющего РФ или в РФ — иностранное государство или международную организацию;
 преступник задержан на территории РФ;
 преступник является гражданином РФ.
 Преступления против лиц, пользующихся международной защи­той, по Конвенции 1973 г. включаются в перечень преступлений, являющихся основанием для выдачи. Если преступник не выдается, он должен быть привлечен к ответственности в государстве, в кото­ром арестован или задержан.
 Борьба против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
 Борьба против незаконных действий с наркотическими средства­ми предусматривается несколькими десятками международных дого­воров, из которых самыми важными являются Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных вещест­вах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
 Конвенция 1961 г. регламентирует прежде всего использование наркотических средств медицинскими и научными учреждениями и предусматривает сотрудничество и контроль за культивированием растений, служащих основанием для изготовления наркотических средств, и производством наркотических препаратов. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, в которых указаны наркотические сред­ства и препараты, используемые для их изготовления.
 Конвенция о психотропных веществах 1971 г. регулирует вопро­сы производства психотропных веществ, их использование в меди­цинских и научных целях, экспортно-импортные операции с ними, меры по предупреждению злоупотребления ими. К Конвенции при­лагаются Списки I, II, III, IV, содержащие перечень психотропных веществ и препаратов.
 Таким образом:
 «наркотическое средство» — это любое природное или синтети­ческое вещество, включенное в Списки I и II Конвенции о наркоти­ческих средствах 1961 г. и этой Конвенции с поправками;
 «психотропное вещество» — это любое природное или синтети­ческое вещество или любой природный материал, включенные в Списки I, II, III, IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г.
 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ 1988 г. является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступле­ния международного характера.
 К Конвенции имеются два приложения: Таблица I и Таблица II. В Таблицах содержатся перечни веществ, могущих быть использо­ванными для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
 Согласно Конвенции (ст.3) преступлениями являются:
 преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, рас­пространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничест­во, переправка, транзитная переправка, импорт или экспорт средств, предусмотренных Конвенцией 1961 г., этой Конвенцией с поправка­ми или Конвенцией 1971 г.;
 культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение Конвенции 1961 г. или этой Конвенции с поправками;
 хранение или покупка любого наркотического средства или пси-хотропного вещества для целей, указанных выше;
 изготовление, транспортировка или распространение оборудова­ния, материалов или веществ, указанных в Таблице I и Таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления нар­котических средств или психотропных веществ;
 организация, руководство или финансирование любых выше­перечисленных правонарушений;
 конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате участия в вышеназванных пра­вонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного ис­точника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений;
 сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, мес­тонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности, полученной в результате указан­ных правонарушений;
 приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонарушений;
 владение оборудованием, материалами или веществами, указан­ными в Таблице I и Таблице II, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
 публичное подстрекательство или побуждение других лиц к со­вершению вышеуказанных действий;
 соучастие и попытки совершения указанных правонарушений. В качестве отягчающих обстоятельств Конвенция предусматри­вает:
 совершение правонарушения организованной группой;
 участие правонарушителя в других видах международной пре­ступной деятельности;
 применение правонарушителем насилия или оружия;
 совершение правонарушения должностным лицом;
 вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних;
 совершение правонарушения в учебном заведении или других общественных местах или вблизи от них или в других местах, исполь­зуемых учащимися для проведения мероприятий;
 предыдущее осуждение за любое правонарушение. Конвенция дает определения некоторых понятий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ: «замораживание» или «наложение ареста», «доходы», «собст­венность» и др.
 В соответствии с Конвенцией РФ будет осуществлять свою юрис­дикцию в случае совершения указанных в ст. 3 деяний:
 любым лицом на территории РФ или на борту водного или воз­душного судна, зарегистрированного в РФ;
 гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на террито­рии РФ;
 совершение за границей некоторых из перечисленных в ст.3 дей­ствий, если они преследовали цель последующего незаконного обо­рота наркотиков в РФ.
 По Конвенции предусматривается оказание правовой помощи по делам о незаконном обороте наркотиков, которая может быть оказа­на и по каналам Интерпола.
 Просьба выполняется в соответствии с законодательством запра­шиваемого государства, с возможным учетом «желательной процеду­ры» исполнения. При этом без согласия запрашиваемой стороны запрашивающее учреждение не вправе использовать информацию или доказательства в иных целях, чем указанные в просьбе.
 В целях выявления и ареста собственности от незаконного оборо­та наркотических средств и психотропных веществ (для последую­щей конфискации) Конвенция предусматривает предоставление и арест банковских, финансовых или коммерческих документов соот­ветствующих физических лиц и их предприятий. При этом государст­ва не могут ссылаться на необходимость сохранения банковской тайны (ст. 7).
 По Конвенции также должны быть обязательно конфискованы сами наркотические средства и психотропные вещества, а также ма­териалы и оборудование, используемые для их производства. После получения просьбы о правовой помощи государство, на территории которого находятся средства или другие предметы, подлежащие кон­фискации, представляет своим компетентным органам запрос (с из­ложением фактов и описанием собственности, подлежащей конфис­кации) для получения постановления о конфискации и приведения его в исполнение; при этом к просьбе прилагается постановление о конфискации, изданное за рубежом.
 Конвенцией предусматривается выдача правонарушителя.
 Борьба против незаконных действий с радиоактивными веществами
 Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвен­ции имеются Приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует «ядерные мате­риалы».
 «Международная перевозка ядерного материала» означает пере­возку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, отку­да исходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и заканчивая его прибытием на установку получа­теля в государстве конечного назначения.
 По Конвенции преступлением является:
 получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, которое влечет или может повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить серьезный ущерб собственности;
 кража ядерного материала или его захват путем грабежа;
 присвоение или получение обманным путем ядерного материала;
 требование путем угрозы силой или применения силы или с помо­щью какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного мате­риала;
 угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье или значительный ущерб собственности, или совершить хищение ядерного материала с 'целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него;
 а также попытка или соучастие в совершении какого-либо из вышеперечисленных деяний.
 РФ будет осуществлять юрисдикцию, когда:
 правонарушение совершено любым лицом на территории РФ, на борту корабля или самолета, зарегистрированных в РФ;

<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу