<< Пред.           стр. 12 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в России 1996 г. // СЗ. 1996. №43.
 «Грязные» деньги и закон Правовые основы борьбы с легализацией преступных дохо­дов / Под общ. ред. Е. А. Абрамова. М., 1994.
 Анчсимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. М., 1974.
 Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международ­ного права. Л., 1986.
 Бастрыкин А.И. Институт выдачи, взаимодействие национальных и международных норм//СЕМП. 1989—90—91. СПб, 1992. С. 115—124.
 Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение 1994. №4. С 110—115.
 Блищенко И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1994.
 Бирюков П.Н. Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранца­ми. международные договоры и законодательство РФ. Воронеж, 1995.
 Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
 Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.,1983.
 Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики) Казань, 1976.
 Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.
 Горшкова С.А., Турсунов И. Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конферен­ции)//ГиП 1996. №5. С. 138—151.
 Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свер­дловск, 1980.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.
 Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера//ГиП. 1995. №6.
 Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностран­ных государств // Правоведение. 1994. № 2.
 Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
 Орлов Г.С. Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении их. Иркутск, 1993.
 Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными пре­ступлениями. М.,1993.
 Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.
 Степаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству// СГиП.1991. №11. -
 
 Глава 19 МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
 
 § 1. Понятие и источники международного морского права
 
 Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих право­вой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
 Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными со­глашениями (Международная конвенция по охране подводных кабе­лей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электро­связи 1983 г. и др.).
 Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.
 Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.
 
 § 2. Внутренние воды
 
 Внутренние воды являются частью территории соответствующе­го государства. Во внутренние воды входят:
 водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
 акватории портов, очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
 воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, при­нятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы);
 морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мор­ских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.
 Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующе­го государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними вода­ми прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международ­ного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
 Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассмат­риваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, уста­навливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения от­крытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государ­ства.
 Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).
 Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.
 
 § 3. Территориальные воды (территориальное море)
 
 Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Одна­ко прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют.
 Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.
 Суверенитет прибрежного государства распространяется на вод­ное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Террито­риальное море является частью территории соответствующего госу­дарства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через терри­ториальное море (в том числе для захода в порты).
 Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:
 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного госу­дарства;
 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
 3) от внутренних морских вод.
 Внешней границей территориального моря является линия, каж­дая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).
 Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юриди­ческих лиц в иностранных территориальных водах может произво­диться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
 При этом под проходом понимается плавание через территори­альное море с целью:
 пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
 или
 пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).
 «Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).
 Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и без­опасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:
 a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости прибрежно­го государства или каким-либо другим образом в нарушение принци­пов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
 b) любые маневры или учения с оружием любого вида;
 c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб оборо­не или безопасности прибрежного государства;
 d) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
 e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого лета­тельного аппарата;
 f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
 g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммигра­ционным или санитарным законам и правилам прибрежного государ­ства;
 h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
 i) любую рыболовную деятельность;
 j) проведение исследовательской или гидрографической деятель­ности;
 k) любой акт, направленный на создание помех функционирова­нию любых систем связи или любых других сооружений или устано­вок прибрежного государства;
 l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
 Прибрежное государство имеет право устанавливать разреши­тельный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).
 
 § 4. Открытое море
 
 За внешней границей территориального моря находятся про­странства морей и океанов, которые не входят в состав территориаль­ных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Откры­тое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства от­крытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).
 В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:
 свободу судоходства;
 свободу полетов;
 свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
 свободу рыболовства;
 свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;
 свободу научных исследований.
 Указанный перечень не является ограниченным.
 Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое госу­дарство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
 В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государст­ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Ис­ключения из этого правила устанавливаются международными дого­ворами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавлива­ет, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:
 что судно занимается пиратством или работорговлей;
 что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
 Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:
 ведет регистр судов;
 принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
 обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
 обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.
 Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряже­нию каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.
 Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибреж­ного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продол­жаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территори­альное море своей страны или третьего государства.
 Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении воен­ных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государствен­ной службе (полицейских, таможенных).
 
 § 5. Прилежащая зона
 
 Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.
 Цель установления прилежащей зоны — предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.
 
 § 6. Континентальный шельф
 
 Континентальный шельф — это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.
 Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).
 Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.
 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:
 морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;
 если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).
 Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.
 Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.
 
 § 7. Исключительная экономическая зона
 
 Термин «исключительная экономическая зона» стал использо­ваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
 Прибрежное государство в экономической зоне имеет:
 суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по эко­номической разведке и разработке ресурсов зоны;
 сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплу­атацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;
 определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взи­мать сборы;
 осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;
 разрешать морские научные исследования;
 принимать меры по защите морской среды.
 В экономической зоне все государства пользуются свободой су­доходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.
 Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибреж­ного государства вправе участвовать на справедливой основе в экс­плуатации ресурсов зоны.
 
 § 8. Международный район морского дна
 
 Морское дно за пределами континентального шельфа и экономи­ческой зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее — Район)*. Во­прос об установлении режима Района возник с достижением техни­ческих возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.
 ___________________________________________________________________
 * В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. термин «Район» означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрис­дикции; термин «Орган» означает Международный орган по морскому дну
 
 Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресур­сов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов.
 Район был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на осно­вании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразде­лением Органа — Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт мине­ралов.
 Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.
 
 § 9. Международные проливы
 
 Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естествен­ный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.
 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следую­щие виды проливов, используемых для международного судоходства:
 проливы между одной частью открытого моря или экономичес­кой зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятствен­ного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;
 проливы между островом и континентальной частью прибрежно­го государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;
 проливы между одним районом открытого моря и территориаль­ным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;
 проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтий­ские проливы и т.д.).
 Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регу­лировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппара­тов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:
 безопасности судоходства;
 предотвращения загрязнения с судов;
 недопущения рыболовства;
 погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.
 
 § 10. Международные каналы
 
 Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях ин­тенсивного морского судоходства и используемые всеми государства­ми в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государст­ва — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомо­чия данного государства.
 Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внут­ренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законода­тельства государства — владельца канала.
 Режим судоходства по большинству каналов характеризуется сле­дующими основными чертами:
 каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
 администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в боль­шинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;
 устанавливаются правила прохождения канала.
 В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать воен­ные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается бло­када.
 Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договора­ми, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.
 
 § 11. Правовое положение военных кораблей
 
 Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличаю­щие его от невоенных судов, находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.
 Права и обязанности военного корабля в открытом море и ино­странных территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а также национальным законо­дательством соответствующих государств.
 Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрис­дикции иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах — уголовной, гражданской и административ­ной юрисдикции); иммунитетом от принудительных действий (арес­тов, обысков, конфискаций и т.п.), специальными привилегиями (осво­бождение от таможенного досмотра, большинства сборов и пошлин).
 В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных судов вправе:
 производить осмотр судна, если имеются достаточные основания полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным ве­щанием, не имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг, имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр корабль,
 вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;
 осуществлять преследование по «горячим следам»;
 сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;
 осуществлять иные правомочия, предусмотренные международ­ными договорами.
 В территориальных и внутренних водах военные корабли подчи­няются правилам судоходства и пребывания, установленным при­брежным государством.
 
 § 12. Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море
 
 Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регла­ментируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвен­цией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.
 Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопас­ности плавания все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.
 Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаружен­ному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать на помощь терпящим бедствие судам, после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано пре­ступлением. Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасав­шему судну может быть выплачено вознаграждение.
 Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов В этих целях они организуют морскую поисково-спаса­тельную службу, координируют деятельность национальных средств спасания, разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания, обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бед­ствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.
 
 Документы и литература
 Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу. 1888 г. //Международные отношения и внешняя политика СССР. М., 1957. С. 19—23
 Конвенция о режиме проливов 1936 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. С. 493—501.
 Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости СССР. 1964. №43.
 Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962. № 46.
 Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. // Ведомости СССР. 1964. № 28.
 Договор о Панамском канале 1977 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. С. 505—521.
 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Там же. С. 322—475.
 Конвенция о борьбе с незаконными актами направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П. Н. Бирюков и В. А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 77—83.
 Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности ста­ционарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. // Там же. С. 83—85.
 Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 нояб­ря 1995 г. // СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.
 Международное морское право Справочник / Под ред. Г. С. Горшкова. М., 1985.
 Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987.
 Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. М., 1986.
 
 ГЛАВА 20. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
 
 § 1. Понятие и источники международного воздушного права
 
 Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового стату­са воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческо­го характера. Государства заключали соглашения о порядке исполь­зования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась право­вая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.
 Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся между­народных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиа­ции 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причи­ненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по­верхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном со­общении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.
 Важнейшими принципами современного международного воз­душного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода поле­тов в международном воздушном пространстве.
 
 § 2. Правовой статус воздушного пространства
 
 В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опреде­ленным юридическим статусом.
 Различают два вида воздушного пространства по правовому по­ложению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.
 Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространст­во, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.
 Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объ­ектов регламентируются нормами космического права.
 Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, кото­рый может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.
 Воздушные суда подразделяются на гражданские и государствен­ные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
 Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к воору­женным, таможенным, полицейским силам государства. Военный ле­тательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий во­оруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние при­знаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат на­ходится под командованием офицера, состоящего на правительст­венной службе, имя которого внесено в список офицеров вооружен­ных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной воен­ной дисциплине.
 Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.
 Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международ­ные полеты и полеты в пределах одного государства.
 К международным относятся все полеты, при которых пересека­ется граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Ре­гулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пасса­жиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным распи­санием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые поле­ты, например, для обеспечения чартерных перевозок.
 
 § 3. Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
 
 Воздушное пространство, расположенное над территорией госу­дарства, является частью его территории. Государство обладает пол­ным и исключительным суверенитетом над своим воздушным про­странством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.
 Для организации полетов воздушных судов и осуществления дру­гих видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэро­дромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответст­вующие карты и схемы.
 В целях обеспечения государственной или общественной без­опасности государства вправе также устанавливать зоны ограниче­ния полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных рай­онах государства полеты могут быть полностью запрещены.
 Государства регулируют деятельность национальных и иностран­ных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплу­атацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.
 В соответствии с международными договорами выработаны сле­дующие «права или свободы воздуха»:
 право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем про­странстве иностранным авиаперевозчиком;
 право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.);
 право принимать на борт и высаживать на территории иностран­ного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;
 те же действия для любых третьих стран;
 право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;
 право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
 Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государствен­ный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. Собы­тия 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном про­странстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
 Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное про­странство в пределах границ РФ является государственной террито­рией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламен­тируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 но­ября 1996 г. и Федеральным законом от 19 июля 1997 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.
 Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями междуна­родных договоров и нормами национального законодательства. Ус­танавливаются, в частности, правила пролета государственной грани­цы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами испол­нительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разо­вых полетов.
 Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное про­странство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совер­шать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.
 На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находя­щиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными догово­рами.
 Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установ­лены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разре­шения федеральных органов исполнительной власти.
 Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.
 
 § 4. Режим полетов в международном воздушном пространстве
 
 Открытое воздушное пространство — это пространство над от­крытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарк­тида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).
 В открытом воздушном пространстве признаны следующие сво­боды:
 свобода беспрепятственно осуществлять полеты;
 право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;
 право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять «преследование по горячим следам».
 Эти свободы реализуются в дозволенных международным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено ис­пользовать государственные летательные аппараты в военных целях.
 Особые правила установлены для пролета над международными каналами, проливами и т.д.
 
 § 5. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
 
 Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, при­чиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по­верхности, 1952 г. (РФ участвует).
 Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на терри­тории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрирован­ным в другом государстве-участнике.
 Право на возмещение ущерба возникает только при условии до­казательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находив­шимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.
 Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является пря­мым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.
 Обязанность возместить ущерб, возлагается на эксплуатанта воз­душного судна — лицо, которое использует воздушное судно в мо­мент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.
 Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуа­тантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.
 Лицо не несет ответственности, если:
 а) ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено воз­можности использовать воздушное судно в силу акта государствен­ной власти;
 б) докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.
 Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причине­нию ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.
 Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был при­чинен в результате преднамеренного действия или бездействия экс­плуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при усло­вии, что служащий или агент действовал при исполнении своих слу­жебных обязанностей и в пределах своих полномочий.
 Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует его, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.
 
 Документы и литература
 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздуш­ных перевозок, 1929 г. // СЗ СССР. 1934. № 20. Отд. 2.
 Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. и тексты поправок к Чикаг­ской конвенции // Международное публичное право. Сборник документов. Сост. К.А. Бекяшев и А.Г. Ходаков. Т. 2. С. 412—439.
 Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздуш­ных судов, 1963 г. // Там же. С. 439—445.
 Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292—296.
 Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // СДД СССР. Вып XXIX. М., 1975. С. 90—95.
 Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584—587.
 Воздушный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1997. 26 марта.
 Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.
 Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. М., 1986.
 Словарь международного воздушного права / Отв. ред. Ю.Н. Малеев. М., 1988.
 
 ГЛАВА 21. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
 
 § 1. Понятие, источники, субъекты международного космического права
 
 В современном международном праве сформировалась новая от­расль — международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и небес­ных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космичес­ких объектов, наземных космических систем; космическая деятель­ность.
 Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе — Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной от­ветственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглаше­ние о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглаше­ния между государствами, между государствами и международными организациями.
 Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядер­ного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др.
 Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельнос­ти в космическом пространстве или использования космической тех­нологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности.
 Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей ком­петенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в кос­мической деятельности.
 Так, например, по Конвенции об ответственности 1972 г., для того, чтобы международная организация пользовалась правами и несла обязанности, вытекающие из Конвенции, необходимо соблю­дение дополнительных условий:
 организация должна официально заявить о принятии ею обяза­тельств по данной Конвенции;
 большинство членов организации должны быть участниками До­говора по космосу 1967 г.;
 организация должна осуществлять космическую деятельность.
 Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами). Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, по­скольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями кон­тракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется «с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего госу­дарства», которое несет ответственность за деятельность таких юри­дических лиц.
 В международном космическом праве сложились следующие от­раслевые принципы: свобода исследования и использования косми­ческого пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба кос­мическому пространству и небесным телам и др.
 
 § 2. Правовой статус космического пространства и небесных тел
 
 Правовой статус космического пространства
 Космическое пространство — это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км).
 Правовой режим космического пространства заключается преж­де всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суве­ренитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми иными средствами (ст. II Договора по космосу).

<< Пред.           стр. 12 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу