<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 Следует учитывать, что все соглашения по налоговым вопросам непосредственно применяются в РФ и имеют, в случае коллизии, приоритет перед нормами российского налогового законодательства.
 
 § 5. Международные таможенные соглашения
 
 Россия активно сотрудничает с государствами и международны­ми организациями в сфере таможенных отношений, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли, деятельности таможенных организаций, заключает международные соглашения по таможенным вопросам. Качественное своеобразие таможенных отношений, а также объем и качество их международ­но-правового регулирования свидетельствуют о том, что в современ­ном международном праве идет формирование новой самостоятель­ной отрасли — международного таможенного права. Можно назвать сотни соглашений по таможенным вопросам: Конвенции о номенкла­туре для классификации таможенных тарифов 1950 г., Конвенции об оценке товаров в таможенных целях 1950 г., Международная конвен­ция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Основы таможенного законодательства государств — участ­ников Содружества Независимых Государств 1995 г. и др.
 Выделяются следующие направления международного сотрудни­чества в области таможенных отношений: определение таможенного режима; создание таможенных союзов и организаций; унификация национальных таможенных правил и процедур; развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической де­ятельности субъектов.
 Различают три вида таможенного режима.
 Национальный режим заключается том, что предприятия и граж­дане одного государства приравниваются в сфере таможенных отно­шений к физическим и юридическим лицам другого государства.
 Режим наибольшего благоприятствования означает предоставле­ние другому государству, его физическим и юридическим лицам ус­ловий, которыми в таможенных отношениях пользуется любое третье государство.
 Режим преференций предполагает предоставление другому госу­дарству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и пре­имуществ в области таможенных отношений.
 В ряду международных таможенных организаций центральное место занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)*. Генеральное соглашение о тарифах и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Сегодня в эту организацию входят свыше 130 государств, в том числе и Россия. Функции ГАТТ заключаются в регулировании торговой политики государств, подго­товке и принятии соглашений по экономическим вопросам, урегули­ровании межгосударственных споров.
 _____________________________________________________________________________
 * GATT — General Agreement on Tariffs and Trade.
 
 Деятельность ГАТТ была направлена на обеспечение соблюде­ния следующих принципов:
 осуществление торговли без дискриминации;
 поощрение здоровой конкуренции;
 регулирование внешнеэкономических операций и др.
 Члены ГАТТ, в частности, обязались сокращать таможенные пошлины и сборы, унифицировать процедуру их взимания, прини­мать меры к сближению систем национального хозяйственного зако­нодательства, предоставление преимуществ в торговле развиваю­щимся странам.
 В 1994 г. было подписано соглашение, предусматривающее созда­ние на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).
 Основная цель ВТО — содействие экономическому сотрудниче­ству государств в интересах повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства и торгового об­мена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, охраны окру­жающей среды.
 Высшим органом ВТО является Конференция министров, состо­ящая из представителей всех государств-членов. Созывается раз в два года; создает вспомогательные органы; решения принимаются кон­сенсусом. Исполнительный орган — Генеральный совет, в ведении которого находятся Орган по решению споров, Орган по торговой политике, различные комитеты. Организационной деятельностью за­нимается Секретариат ВТО.
 Совет таможенного сотрудничества (СТС) был образован в соот­ветствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудниче­ства 1950 г. (Россия участвует). Цели СТС: исследование вопросов взаимодействия национальных таможенных систем; обеспечение более тесного сотрудничества государств — участников Конвенции, обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регу­лировании; унификация таможенного законодательства стран-участ­ниц; разработка рекомендаций и проектов конвенций по таможен­ным вопросам.
 Органами СТС являются Совет, Постоянный технический коми­тет и Генеральный секретариат.
 Штаб-квартира Совета располагается в г. Брюсселе.
 
 § 6. Международные транспортные соглашения
 
 Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств, и в настоящее время представляет собой подотрасль права международного сотрудничества в области экономики.
 Следует учитывать, что перевозки морским, воздушным, желез­нодорожным и автотранспортом осуществляются на основании как универсальных транспортных конвенций (Конвенция для унифика­ции некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), так и в соответствии с двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и перевозках (Россия участвует в нескольких десятках таких соглашений).
 По общему правилу, универсальные конвенции применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого другого заинтере­сованного лица. Конвенции применяются также в том случае, если перевозки, входящие в область их применения, производятся госу­дарствами или правительственными учреждениями или организа­циями. Нормы двусторонних соглашений применяются в качестве специальных норм по отношению к положениям многосторонних конвенций.
 Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор перевозки груза. Фактический перевозчик — лицо, которому перевозчиком по­ручено осуществление перевозки груза или части перевозки.
 Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с догово­ром морской перевозки. «Грузополучатель» — это лицо, управомо-ченное на получение груза.
 Понятие «груз» включает и живых животных; в тех случаях, когда товары объединены в контейнере или подобном приспособлении для транспортировки или когда они упакованы, «груз» включает такое приспособление для транспортировки или упаковку, если они предо­ставлены грузоотправителем.
 Правила перевозок различными видами транспорта регламенти­руются специальными источниками.
 Международные воздушные перевозки
 Положения о международных воздушных перевозках содержатся прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил меж­дународных воздушных перевозок 1929 г. (в 1955 г. Конвенция была дополнена Гаагским протоколом, в котором участвуют около 100 го­сударств, в том числе Россия), Чикагской конвенции о международ­ной гражданской авиации 1944 г. Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторон­них соглашений о воздушном сообщении.
 Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке людей, багажа или грузов, осуществляемой посредством воздушного судна, как за плату, так и бесплатно. Конвенция применяется к пере­возкам, совершаемых государством или юридическими лицами. В Конвенции регулируются вопросы выдачи перевозочных документов (проездных билетов, багажных квитанций, воздушно-перевозочных документов), содержание договора перевозки, устанавливаются пра­вила об ответственности перевозчика, регламентируются вопросы смешанных перевозок.
 Двусторонние соглашения определяют порядок установления и эксплуатации международных воздушных линий. Государства назна­чают национальные авиапредприятия для эксплуатации договорных линий по обозначенным маршрутам, устанавливают условия предо­ставления и аннулирования разрешений, регламентируют вопрос о тарифах, таможенных пошлинах, правилах авиационной безопаснос­ти и т.д.
 Международные железнодорожные перевозки
 Вопросы железнодорожных перевозок регулируются прежде всего Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция уста­навливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорож­ным транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.
 В отношениях РФ со странами Восточной Европы действует Со­глашение о международном грузовом сообщении (СМГС).
 Международные морские перевозки
 В международном торговом судоходстве сложились две формы перевозок: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом, выдаваемым перевозчиком грузоотправителю при передаче груза перевозчику. Чартерные пере­возки осуществляются чаще всего с помощью посредника на основа­нии фрахта, заключаемого в соответствии с правилами и националь­ного законодательства.
 Правовой статус коносамента урегулирован Конвенцией об уни­фикации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и Протоколом к ней 1968 г. (Россия в Конвенции и Протоколе не участвует).
 Конвенция 1924 г. дает определения понятий, используемых в морской перевозке (перевозчик, договор морской перевозки, пере­возка, грузы, коносамент, судно), устанавливает правила принятия грузов и выдачи коносамента, пределы ответственности перевозчика и др.
 Вопросы морских перевозок регламентируются в РФ двусторон­ними соглашениями о торговле, судоходстве и мореплавании и дру­гими документами.
 Международные автомобильные перевозки грузов
 Правила международных автомобильных перевозок грузов урегу­лированы многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г. (Россия участвует), а также дву­сторонними соглашениями о международном автомобильном сооб­щении (их несколько десятков).
 Конвенция 1956 г. применяется к договорам дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по край­ней мере одна является участницей Конвенции.
 Необходимо учитывать, что применение Конвенции не зависит от места жительства и гражданства или государственной принадлежнос­ти заключающих договор сторон.
 Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность перевозчик, порядок заключения и изменения договора перевозки, требования, предъявляемые к накладной, порядок приемки и пере­дачи грузов, ответственность перевозчика, предъявление претензий и исков, правила перевозки несколькими перевозчиками.
 
 Документы и литература
 Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. // Действующее между­народное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. С. 135—145.
 Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Там же. С. 211—225.
 Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. // Там же. С. 162—173.
 Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества 1992 г. //БМД. 1993. №10.
 Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // БМД. 1995. №4.
 Бирюков П. Н. Договор международной купли-продажи товаров. Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994.
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996.
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Вып. 2. Воронеж, 1997.
 Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1996.
 Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991.
 Магомедова А. И. Организационная структура ГАТТ // Правоведение. 1994. № 4.
 Малинин С. А., Магомедова А.И. О «праве ГАТТ» //Правоведение. 1995. №1. С.52—59.
 Мартынов И.С. Сфера применения и выбор права по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. // ГиП. 1994. № 9.
 Международное транспортное право. М., 1987.
 Саушкин Д. В. О понятии внешнеторговой сделки//Правоведение. 1993. №1. С. 119— 120.
 Магомедова А. И. Организационная структура ГАТТ // Правоведение. 1994. № 4. С. 51—60.
 Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1995.
 Шреплер Х.-А. Международные организации. М., 1995.
 
 Глава 25. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
 
 § 1. Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи
 
 Государства активно сотрудничают в области обмена информа­цией и связи, включая радиовещание, телевещание, распространение печатной и звуковой продукции. Имеется несколько десятков между­народных специальных соглашений в этой сфере, в большинстве из которых Россия участвует: Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г., Международная конвенция электросвязи (в редакции 1991 г.), Конвенция о международном обме­не изданиями 1958 г., Конвенция о международном обмене официаль­ными изданиями и правительственными документами 1958 г., Конвен­ция о распоряжении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г., соглашения об обмене правовой, экономической ин­формацией, информацией в сфере внешнеэкономической деятельности.
 В соответствии с соглашениями субъектами международного ин­формационного обмена могут быть как государства, субъекты феде­рации, органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, так и физические и юридические лица.
 Объектами международного информационного обмена являют­ся: документированная информация, информационные ресурсы, ин­формационные продукты, информационные услуги и др.
 Тенденции развития международного сотрудничества в области информации и связи свидетельствуют о формировании в междуна­родном праве новой отрасли, которую можно обозначить как между­народное информационное право.
 
 § 2. Международное сотрудничество в области науки, культуры и образования
 
 Россия заключила несколько сотен соглашений о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. Основные направления международного сотрудничества по этим соглашениям следующие:
 популяризация художественных и культурных ценностей других стран;
 информация о конференциях, научных встречах и симпозиумах;
 осуществление прямых контактов между работниками культуры, гастроли;
 сотрудничество между библиотеками и архивами;
 создание информационно-культурных ценностей;
 мероприятия по сохранению памятников истории и культуры;
 совместное производство печатной продукции;
 обмен специалистами, взаимные стажировки ученых;
 взаимное признание документов об образовании, дипломов, учеб­ных степеней и званий;
 совершенствование изучения иностранных языков;
 организация досуга молодежи;
 развитие спорта и туризма;
 осуществление совместных программ и др.
 
 § 3. Международно-правовая охрана авторских и смежных прав
 
 Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заклю­чено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием.
 Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвен­ции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.
 Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Ох­ране, в частности, подлежат литературные, научные и художествен­ные произведения, а также произведения кинематографии, живопи­си, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.
 Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти. Охрана произведений фотогра­фии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет.
 Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).
 Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.
 Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия яв­ляется участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.
 Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искус­ства и фотографические снимки, созданные гражданами договарива­ющихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусмат­ривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностран­ными авторами. При этом возникновение, содержание или прекра­щение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения.
 
 § 4. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
 
 Оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам предусматривают межгосударственные и межправительственные до­говоры России, а также российским законодательством. Так, в соот­ветствии со ст. 436 ГПК суды России исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производст­ве отдельных процессуальных действий, за исключением случаев, когда:
 исполнение поручения противоречило бы суверенитету России или угрожало бы безопасности РФ;
 исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
 Исполнение поручений иностранных судов о производстве от­дельных процессуальных действий производится на основе россий­ского законодательства.
 Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сно­шений определяется российским законодательством и международ­ными договорами.
 Международными соглашениями РФ, в частности, установлены следующие правила.
 Граждане участвующих в договорах государств пользуются на территории других государств такой же правовой защитой, что и их собственные граждане. Они имеют право беспрепятственно обра­щаться в суды и иные учреждения, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских и семейных дел, предъявлять иски, пода­вать ходатайства, совершать иные процессуальные действия, предус­мотренные национальным законодательством и международными договорами.
 Правовая помощь по гражданским и семейным делам оказывает­ся органами, в чью компетенцию входит рассмотрение гражданских и семейных дел, — суды, органы юстиции, нотариат и т.д. Порядок оказания помощи и исполнения поручений в общем аналогичен пред­усматриваемому для правовой помощи по уголовным делам.
 Договоры о правовой помощи определяют правила подведомст­венности и компетенции. Например, иски к физическим лицам, про­живающим на территории одного из договаривающихся государств, предъявляются в суды этого государства (независимо от гражданства ответчика), а иски к юридическим лицам — в суды государства, на территории которого находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Иски о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество предъявляются в суды по месту нахождения данного имущества.
 Дееспособность физических лиц определяется по законодательст­ву государства его гражданства, а лиц без гражданства — страны его постоянного местожительства. Правоспособность юридического лица определяется по закону государства, в котором оно было учреждено.
 Договоры детально регулируют вопросы признания ограниченно дееспособным или недееспособным, восстановления дееспособности, признания безвестно отсутствующим и объявления умершим, а также установления факта смерти по делам с иностранным элементом.
 В соответствии с положениями договоров форма сделки опреде­ляется по закону места ее совершения (за исключением сделок по поводу недвижимого имущества и прав на него, осуществляемых по закону страны местонахождения имущества). Обязательства сторон по сделкам определяются по закону места ее совершения. Вопросы исковой давности разрешаются по законодательству, которое приме­няется для урегулирования соответствующего правоотношения.
 Правила выдачи и срок действия доверенностей определяются по законодательству государства, на территории которой она была вы­дана.
 Подробно договоры регулируют право наследования и завещания.
 Помимо вопросов правовой помощи и правовых отношений по гражданским делам, договоры регламентируют и вопросы оказания помощи по семейным делам.
 Так, условия заключения брака определяются для каждого из супругов законодательством страны его гражданства, а личные и имущественные правоотношения по законодательству страны, на территории которой супруги имеют совместное местожительство. Расторжение брака производится по законодательству страны, граж­данами которого являются супруги. Если супруги имеют различное гражданство, применяется закон государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака.
 Правоотношения родителей и детей определяются по закону страны, на территории которой постоянно проживают дети.
 Установление или оспаривание отцовства или материнства про­изводится по закону страны гражданства ребенка.
 Установление или отмена опеки и попечительства производится по закону страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого осуществляются данные действия.
 Усыновление или его отмена производится по закону страны, гражданином которого является усыновитель. При этом, если усы­новляемый является гражданином другого государства, требуется согласие его законного представителя или компетентного государст­венного органа (в некоторых случаях согласие самого ребенка).
 Объем правовой помощи по гражданским и семейным делам:
 составление и пересылка документов;
 вручение документов;
 предъявление исков;
 производство изъятий;
 производство экспертиз;
 передача предметов;
 допросы истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, других участ­ников процесса;
 вызов истцов, ответчиков, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запраши­вающее государство;
 уведомление о судебных решениях;
 обмен информацией по правовым вопросам;
 признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений и др.
 Одним из видов правовой помощи по гражданским делам являет­ся легализация иностранных официальных документов — т.е. фор­мальная процедура, используемая дипломатическими или консуль­скими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качест­ва, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежа­щем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
 Действие Гаагской конвенции, отменяющей требование легализа­ции иностранных официальных документов, 1961 г. (Россия участву­ет) распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающего государства. В качестве официальных документов Конвенция рас­сматривает: документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполни­теля; административные документы; нотариальные акты; официаль­ные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждаю­щие определенную дату; заверения подписи на документе, не засви­детельствованном у нотариуса. Указанные документы согласно Кон­венции освобождаются от легализации. Единственной формальнос­тью, которая может быть потребована для удостоверения их подлин­ности, является проставление апостиля (специального штампа на документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; апостиль должен соответствовать образцу — приложение к Конвенции).
 
 § 5. Признание и исполнение иностранных судебных решений
 
 «Обязательность на территории Российской Федерации поста­новлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации» (п. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.)*.
 ___________________________________________________________________________
 * Российская газета 1997. 6 янв.
 
 Решение иностранного суда может быть предъявлено к принуди­тельному исполнению в течение трех лет с момента вступления реше­ния в законную силу (ст. 437 ГПК).
 Признание и исполнение иностранных судебных решений осу­ществляется в РФ в соответствии с положениями договоров о право­вой помощи и конвенций по вопросам гражданского процесса, а также нормами гражданского процессуального права.
 Государства — участники конвенций признают и исполняют ре­шения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, вынесенные на территории других сторон, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.
 Вынесенные учреждениями юстиции и вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения, при­знаются без специального производства при условии, если:
 а) учреждения юстиции запрашиваемой стороны не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;
 б) дело (по конвенциям, а в случаях, не предусмотренных ими, по законодательству стороны, на территории которой решение должно быть признано), не относится к исключительной компетенции учреж­дений юстиции этой стороны.
 Ходатайство о разрешении принудительного исполнения реше­ния подается в компетентный суд стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
 К ходатайству прилагаются:
 а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
 б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом пред­ставлена;
 в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
 г) документ, подтверждающий соглашение сторон (по делам до­говорной подсудности).
 Ходатайство о разрешении принудительного исполнения реше­ния и приложенные к нему документы снабжаются заверенным пере­водом на язык запрашиваемой стороны.
 Суд государства, на территории которого должно быть осущест­влено принудительное исполнение, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ог­раничивается установлением того, что условия, предусмотренные конвенциями, соблюдены. В случае, если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.
 Порядок принудительного исполнения определяется по законо­дательству стороны, на территории которой должно быть осущест­влено принудительное исполнение.
 В признании решений и в выдаче разрешения на принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если:
 а) в соответствии с законодательством стороны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение под­лежит исполнению до вступления в законную силу;
 б) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;
 в) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории стороны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в закон­ную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства, либо если учреждением этой стороны было ранее воз­буждено производство по данному делу;
 г) дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено;
 д) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;
 е) истек срок давности принудительного исполнения по законо­дательству стороны, суд которой исполняет поручения.
 Суд, рассматривающий ходатайство, проверяет соблюдение ука­занных условий и выносит решение о принудительном исполнении, которое производится по закону страны, где осуществляется прину­дительное исполнение.
 
 § 6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
 
 Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России осуществляется на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Европейской конвенции о внешнеторговом арбит­раже 1961 г., договоров о правовой помощи по гражданским делам, соглашений о поощрении и защите капиталовложений, торговых со­глашений, а также в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.*, ГПК РСФСР и др.
 _____________________________________________________________________________
 * ВВС РФ. 1993. №32. Ст. 1240.
 Иностранные арбитражные решение приводятся в исполнение в России судом (не ниже суда субъекта Федерации) — в зависимости от сторон спора и правил подведомственности.
 Арбитражное решение признается в России обязательным неза­висимо от того, в какой стране оно вынесено и заключен ли с этим государством международный договор.
 Заявление (ходатайство) о принудительном исполнении подается в суд по месту нахождения стороны, против которой было вынесено решение. К заявлению прилагаются:
 заверенные должным образом (как правило, в Министерстве юс­тиции) копии арбитражного решения и арбитражного соглашения;
 документы о своевременном уведомлении стороны, против кото­рой было вынесено решение, о рассмотрении дела;
 заверенный перевод указанных документов на русский язык.
 Рассмотрение заявления производится в открытом заседании с извещением должника. Выслушав объяснения должника и рассмот­рев представленные документы, суд выносит определение о призна­нии иностранного арбитражного решения и выдаче документа на принудительное его исполнение или об отказе в этом.
 В признании или приведении в исполнение может быть отказано, если:
 сторона, против которой было вынесено решение, докажет, что она не была уведомлена о назначении арбитра или арбитражном разбирательстве;
 решение вынесено по спору, не предусмотренному соглашением;
 одна из сторон соглашения была недееспособна;
 арбитражное соглашение было недействительным;
 состав арбитража или процедура не соответствовали соглаше­нию;
 решение еще не стало обязательным или было отменено;
 объект спора не может быть предметом разбирательства в РФ;
 истек срок давности предъявления решения к принудительному взысканию.
 Международные договоры устанавливают особенности призна­ния арбитражных решений, вынесенных в отдельных государствах.
 
 § 7. Международно-правовое сотрудничество в области пенсионного обеспечения
 
 Государства должны нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, приобретших право на пен­сионное обеспечение на их территории и реализующих его за грани­цей. Международное сотрудничество в области пенсионного обеспе­чения регламентируется как многосторонними договорами, в кото­рых участвует РФ, так и двусторонними соглашениями, в том числе заключенными СССР (их несколько десятков).
 Например, в соответствии с межправительственным Соглашени­ем о гарантиях граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. (РФ участвует) пенсионное обеспе­чение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на террито­рии которого они проживают.
 Право на обращение за назначением пенсии приобретают граж­дане стран — участниц Соглашения после прописки на территории РФ или приобретении статуса беженца (вынужденного переселенца). Для граждан не участвующих в Соглашении государств пенсионное обеспечение регулируется законодательством РФ. Назначение пен­сий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам госу­дарств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, при­обретенный на территории любого из этих государств. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, ко­торые засчитываются в трудовой стаж. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем по­рядке на территории государств — участников СНГ и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств Содружества без легализации.
 При переселении пенсионера в пределах государств — участни­ков Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства пре­кращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательст­вом государства по новому месту жительства пенсионера.
 Государства берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательст­ве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
 
 Документы и литература
 Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. // СП СССР. 1967. №20.
 Устав Международного союза электросвязи 1992 г. // МЖМП. 1994. № 2. С. 142—168.
 Конвенция Международного союза электросвязи 1992 г.//МЖМП. 1994. №2. С. 168— 180.
 Соглашение о гарантиях граждан государств —участников СНГ в области пенсионно­го обеспечения 1992 г. // БМД. 1993. № 4.
 Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.//БМД. 1995. №5.
 Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Литовской Республикой 1992 г. // БМД. 1995. № 6.
 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.
 Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. №7.
 Договор о правовой помощи и правовых отношениях между Российской Федерацией и Латвийской Республикой 1993 г. // БМД. 1995. № 10.
 Соглашение о координации межгосударственных отношений в области почтовой и электрической связи 1993 г. // БМД. 1993. № 10.
 Соглашение об обмене информацией 1993 г. // БМД. 1993. № 10.
 Соглашение об обмене правовой информацией 1994 г. // БМД. 1995. № 2.
 Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии / Сост. Н.И. Марышева. М., 1994.
 Бирюков П.Н. Договор международной купли-продажи товаров. Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994.
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996.
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Вып. 2. Воронеж, 1997.
 Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. М., 1974.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991.
 Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ
  Схемы по международному праву
 
 Схема 1
 Международное право как особая система права
 
 Схема 2
 Процесс создания норм международного права
 Нормы международного права создаются, как правило, в два этапа:
 1. Согласование воль субъектов международного права относи­тельно правила поведения участников правоотношений.
 2. Дача юридического согласия на обязательность правила пове­дения.
 Императивные нормы международного права (jus cogens) созда­ются в три этапа:
 1. Согласование воль субъектов международного права относи­тельно правила поведения участников правоотношений.
 2. Согласование воль субъектов международного права относи­тельно того, что данное правило поведения будет иметь повышенную юридическую силу по сравнению с другими нормами международно­го права.
 3. Дача юридического согласия на обязательность правила пове­дения.
 Схема 3
  Структура международно-правовой нормы
 Схема 4
 Виды норм международного права
 
 Схема 5
 Основные принципы международного права
 (Основополагающие правила поведения субъектов международного права, нормы международного права, обладающие высшей юридической силой)
 Первые семь принципов закреплены в Уставе Организации Объ­единенных Наций (1945 г.). Их содержание детализируется в Декла­рации о принципах международного права, касающихся дружествен­ных отношений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом ООН (1970 г.).
 Дальнейшее развитие основные принципы получили в Заключи­тельном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.).
 Схема 6
 Отрасли международного права
 Отрасль международного права — совокупность международно-правовых норм и институтов, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобра­зием.
 
 Схема 7
 Субъекты международного права
 Субъекты международного права — участники международных отношений, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, обладаю­щие юридической способностью к самостоятельным международ­ным действиям, к созданию, выполнению и обеспечению исполнения норм международного права.
 К субъектам международных правоотношений относятся субъек­ты международного права и, в установленных случаях, — физические лица и предприятия.
 Схема 8
 Виды международных отношений
 Схема 9
 Механизм международно-правового регулирования
 
 Схема 10
 Формы реализации международно-правовых норм в РФ
 Схема 11
 Отсылки к международным нормам в российском праве
 Схема 12
 Применимые в РФ правовые нормы
 Нормы международных договоров РФ
 Схема 13
 Признание в международном праве
 Юридическое значение признания — содействие реализации ос­новных прав нового субъекта
 Схема 14
 Правопреемство государств
 Смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории (ст. 2 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.).
 Схема 15
 Схема 16
 Составные части государственной территории
 
 Схема 17
 Мирное разрешение международных разногласий
 Схема 18
 Понятие и основания международно-правовой ответственности
 Ответственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту междуна­родного права в результате международного правонарушения, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в ре­зультате деятельности (если это специально предусматривается меж­дународным договором).
 
 Схема 19
 Виды и формы международно-правовой ответственности государств
 Схема 20
 Виды и формы международно-правовых санкций
 Санкции — принудительные меры, применяемые субъектами международного права в ответ на правонарушение с целью его пре­сечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответст­венности нарушителя.
 Отличие санкций от ответственности:
 1) санкции — это действие потерпевшего;
 2) санкции являются правом потерпевшего;
 3) санкции применяются по воле потерпевшего;

<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу