<< Пред.           стр. 5 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступле­ниям против человечества 1968 г. // Ведомости СССР. 1971. № 2. Ст. 18.
 Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии 1993 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова Т. 1. С. 748—759.
 Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г. // Действующее международное право / Там же. С. 761—772.
 Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
 Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 1994.
 Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев, 1976.
 Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
 Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988.
 Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М., 1990.
 Нешатаева Т.Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект) Иркутск, 1992.
 Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.
 Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.
 
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 
 ГЛАВА 11. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
 
 § 1. Понятие и источники права международных договоров
 
 Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и сво­бод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.
 Право договоров представляет собой отрасль международного права, включающую в себя нормы о создании, действии и прекраще­нии международных договоров.
 Нужно сказать, что право договоров — одна из самых кодифици­рованных отраслей международного права. На специально созван­ных международных конференциях были разработаны Венская кон­венция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвен­ция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, ис­полнения и прекращения действия международных договоров.
 
 § 2. Понятие и виды международных договоров
 
 Понятие международного договора
 Международный договор представляет собой международное со­глашение, заключенное между государствами и/или другими субъек­тами международного права в письменной или устной форме и регу­лируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные до­говоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования.
 Субъекты права международных договоров
 Все субъекты международного права обладают правоспособнос­тью заключать международные договоры. Однако такая правоспо­собность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Кроме того, следует учитывать, что если основные (суверенные) субъекты вправе заключать догово­ры практически по любому вопросу, могущему быть предметом меж­дународно-правового регулирования, то правоспособность произ­водных субъектов международного права ограничена их учредитель­ными документами, в частности, уставами международных организа­ций.
 Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государст­ва, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.
 Сторонами в договорах могут быть как государства, так и между­народные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются между­народно-правовыми в части отношений между субъектами междуна­родного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят част­ноправовой характер.
 Виды международных договоров
 В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: межгосударственные (заклю­чаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).
 Форма договоров
 Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже говорилось, Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключе­ния, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не коди­фицированы и представлены международными обычаями.
 Структура договоров
 Международные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральной части (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительной части (в ней предусматрива­ются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложе­ниями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каж­дой из них.
 Языки договоров
 Двусторонние договоры составляются на языках обеих договари­вающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключать­ся на трех языках (например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база). В случае разног­ласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила.
 Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки дела­ются официальные переводы, которые заверяются депозитарием до­говора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются офи­циальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.
 
 § 3. Заключение международных договоров
 
 Заключение договора
 Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями. Полномочия — это документ, исхо­дящий от компетентного государственного органа, посредством ко­торого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязатель­ность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипло­матических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на кон­ференции или в организации).
 При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган междуна­родной организации.
 Можно выделить следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; при­нятие текста договора; выражение согласия на обязательность дого­вора.
 Выработка текста и установление аутентичности
 Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Так, конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. принимались на международных конференциях по кодификации права договоров, Конвенция о борьбе с захватом за­ложников 1979 г. — на Генеральной Ассамблее ООН, Конвенция о принудительном и обязательном труде 1929 г. — в рамках МОТ и т.п. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласо­ван, необходимо установить его аутентичность.
 Установление аутентичности означает, что текст договора окон­чателен и изменениям не подлежит. Установление аутентичности договора производится путем его парафирования (постановки под договором инициалов уполномоченных лиц), подписания, подписа­ния ad referendum (подписания договора с условием последующего одобрения компетентным государственным органом), включения текста в заключительный акт конференции или в резолюцию между­народной организации об одобрении договора. Если после процеду­ры установления аутентичности договора стороны решат внести в текст изменения или дополнения, аутентичность подлежит новому установлению.
 Принятие текста договора
 Текст договора может приниматься либо голосованием (едино­гласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников перегово­ров. Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будут изменено соответствую­щее положение договора или возражение не будет снято). Если дого­вор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора (например, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Текст договора, разрабатываемый на конференции, может прини­маться также путем включения его в заключительный акт конферен­ции, совещания.
 Согласие на обязательность договора
 Согласие на обязательность договора может выражаться путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения к договору, обмена документами.
 Подписание. Необходимо учитывать, что подписание договора может выражать как стадию заключения договора (установление аутентичности текста), так и форму выражения согласия на обяза­тельность договора, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или стороны договорились об этом в процессе переговоров, либо такое намерение вытекает из полномочий пред­ставителя, или иным образом это было выражено во время перего­воров.
 Согласие на обязательность договора может также выражаться путем обмена документами, образующими договор, или иными до­кументами (нотами, письмами и др.), если это предусмотрено этими документами или иным образом установлена договоренность сторон об этом. В некоторых случаях согласие на обязательность договора может выражаться путем обмена ратификационными грамотами, до­кументами об утверждении или присоединении к договору, посред­ством депонирования соответствующих грамот у депозитария, уве­домления о них договаривающихся государств.
 Согласие на обязательность выражается принятием или утверж­дением на условиях, подобных тем, которые применяются при рати­фикации.
 Согласие государства выражается присоединением: если такая возможность предусмотрена договором; государства договорились, что такое согласие может быть выражено путем присоединения.
 Ратификация договора означает дачу государством согласия на обязательность договора. Согласие на обязательность договора вы­ражается ратификацией: если это предусмотрено в самом договоре или вытекает из полномочий представителя государства; если госу­дарства договорились об этом во время переговоров; если договор подписан под условием ратификации (ст. 14 Конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Ратификация происходит в раз­личных сторонах в различном порядке, но этот порядок обязательно регламентируется конституциями.
 Конституцией США предусмотрено, что международные догово­ры заключаются Президентом при условии их одобрения двумя тре­тями присутствующих сенаторов (разд. 2 ст. II). Сходное регулирова­ние содержится в Конституции Италии, согласно которой ратифика­ция осуществляется Президентом при условии уполномочия его на это палатами Парламента (ст. 80 и 87). Во Франции в соответствии с Конституцией «Президент... ведет переговоры о заключении догово­ров и ратифицирует их» (ст. 50). На практике же в принципе порядок ратификации идентичен американскому, но с той разницей, что от имени Президента договоры подписывают премьер-министр или ми­нистр иностранных дел, которые затем передают договор на рассмот­рение парламента. В других государствах ведущая роль в процессе ратификации принадлежит парламенту (ФРГ, Венгрия и др.)*.
 _________________________________________________________________________
 * Подробнее см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1—2. Общая часть/ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996. С. 416-418; 523—525.
 
 В России договоры ратифицируются Государственной Думой с последующим обязательным рассмотрением этого вопроса Советом Федерации (ст. 106 Конституции РФ).
 Депозитарий договора
 Депозитарий хранит подлинник международного договора и вы­полняет в отношении этого договора определенные функции, в част­ности, принимает на хранение ратификационные грамоты, докумен­ты об оговорках, извещает участников договора о поступивших доку­ментах и т.д. В качестве депозитария могут выступать правительство государства, международная организация или ее главное должност­ное лицо.
 Регистрация договоров
 Международный договор подлежит регистрации и опубликова­нию. Согласно ст. 102 Устава ООН международную регистрацию договоров осуществляет Секретариат ООН. Договоры, не зареги­стрированные в ООН, не теряют юридической силы, однако государ­ства не вправе ссылаться на них в органах системы ООН. Секретариат ООН организует публикацию зарегистрированных договоров.
 Оговорки к международным договорам
 Оговорка — это одностороннее заявление государства, сделан­ное при подписании, ратификации, утверждении, принятии догово­ра, присоединении к нему, посредством которого оно желает исклю­чить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.
 Юридические последствия оговорки заключаются в том, что она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Оговорка не изме­няет положений договора для остальных участников в отношениях между ними. Возражение против оговорки препятствует вступлению договора в силу между этими государствами, если об этом заявит возражающее государство.
 Оговорки не могут быть сделаны когда:
 данная оговорка запрещена договором;
 оговорка не входит в число допустимых по договору;
 оговорка несовместима с объектом и целями договора. Если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята сделавшим ее государством в любое время.
 
 § 4. Действие договоров
 
 Вступление договора в силу
 Договор вступает в силу в порядке и с даты, предусмотренных в самом договоре или согласованных между участвующими в перегово­рах государствами. При отсутствии такой договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участников переговоров на обязательность для них договора. Договор также может вступать в силу в момент обмена ратификационными грамота­ми, документами о присоединении, сдачи на хранение установленно­го числа ратификационных грамот или через определенный срок после этого.
 Временное применение договора
 Если об этом договорились участвующие в договоре государства, договор может временно действовать и до вступления его в силу. Договор или его часть могут применяться до вступления его в силу, если это предусмотрено самим договором, или об этом договорились участвующие в переговорах государства.
 Обратное действие договора
 По общему правилу, договоры не имеют обратной силы и обяза­тельны для каждого участника в отношении всей его территории, если не оговорено иное.
 Соблюдение и применение договора
 Каждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.).
 Толкование договора
 Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, придаваемым терминам, в свете объекта и целей договора. Различают официальное толкование (дается участниками договора, специальными органами, например, Международным Судом ООН), неофициальное (доктринальное) и внутригосударст­венное толкование (дается уполномоченным на то государственным органом для внутригосударственных целей). Основные принципы толкования — добросовестность, единство, эффективность, макси­мальное использование разноязычных текстов и др.
 Прекращение и приостановление действия договоров
 Различают прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Приостановление — это временное прекра­щение действия договора.
 Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям (т.е. предусмотрен­ным в самом договоре) относятся: истечение срока действия догово­ра; исполнение договора; денонсация договора; наступление предус­мотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором). Внешние основания пре­кращения договоров (условия, не предусмотренные договором): со­гласие на прекращение договора его участников; аннулирование до­говора; существенное нарушение условий договора одним или не­сколькими участниками; прекращение существования субъекта дого­вора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.
 Денонсация — это правомерный односторонний отказ государст­ва от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денон­сации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть «подразуме­ваемым» (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратифика­ция).
 Аннулирование договора означает признание его недействую­щим, ничтожным с момента заключения. Так, в 1990 г. Советским Союзом были аннулированы как нарушающие основные принципы международного права секретные советско-германские протоколы 1939—1940-х гг. о разделе Польши и прибалтийских стран. Эти доку­менты были признаны не порождающими правовых последствий с момента их заключения.
 Основания и последствия недействительности договоров
 В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридичес­кой силы.
 В зависимости от последствий различают абсолютную и относи­тельную недействительность договоров.
 Абсолютная недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обман­ные действия другого государства; подкуп представителя государст­ва; принуждение представителя государства; принуждение государ­ства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.
 Договоры также являются ничтожными, если в момент заключе­ния они противоречат императивной норме общего международного права (т.е. норме, которая принимается и признается международ­ным сообществом государств в целом как норма, отклонение от кото­рой не допустимо и которая может быть изменена только последую­щей нормой, носящей такой же характер).
 При относительной недействительности (недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросо­вестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.
 Основаниями относительной недействительности являются: на­рушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения); превышение представи­телем государства правомочий на выражение согласия на обязатель­ность договора; ошибка, которая касается факта или ситуации, суще­ствовавших при заключении договора, если они представляли суще­ственную основу для согласия на обязательность Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.
 Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора, как правило, не влияет на правоотношения, установленные международными договорами.
 
 § 5. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
 
 Понятие и виды международных договоров РФ
 Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров в РФ регламентируется нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных дого­ворах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., другими актами законодательства.
 Международный договор РФ — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом; независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его кон­кретного наименования (пакт, протокол, конвенция, соглашение и т.д.).
 В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ находятся в ведении Российской Федерации (п. «к» ст. 71). В соответ­ствии с этим конституционным положением заключение, прекраще­ние и приостановление действия международных договоров РФ на­ходится в ведении РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О междуна­родных договорах Российской Федерации»).
 Международные договоры РФ заключаются от имени РФ (меж­государственные договоры), от имени Правительства РФ (межправи­тельственные договоры), от имени федеральных органов исполни­тельной власти (договоры межведомственного характера). В отдель­ную группу, по моему мнению, следует также выделять соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ и высшими федераль­ными судами.
 Субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заклю­чаются по согласованию с соответствующими органами власти субъ­екта Федерации. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Федерации по пред­метам совместного ведения РФ и субъектов РФ, направляются феде­ральными органами исполнительной власти соответствующим органам государственной власти субъекта Федерации. При этом предель­ный срок для направления предложений не может быть меньше двух недель. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта данного договора.
 Процедура заключения международных договоров РФ
 Рекомендации о заключении международных договоров РФ представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания РФ, субъектами Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти. Такие рекомендации могут представляться также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Гене­ральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномо­ченным по правам человека (по вопросам их ведения). Президент РФ или Правительство РФ либо по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок дают ответ на эти рекомендации.
 До представления Президенту или в Правительство предложения о заключении межгосударственных договоров согласовываются с за­интересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти РФ, органами государствен­ной власти соответствующих субъектов Федерации. Предложение о заключении международного договора должно содержать проект до­говора или его основные положения, обоснование целесообразности заключения договора, определение соответствия проекта договора законодательству РФ, а также, при необходимости, оценку возможных экономических и иных последствий заключения договора. Предложе­ния о заключении международных договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, представля­ются Президенту или в Правительство РФ по согласованию с Минис­терством юстиции. Минюст, в частности, дает юридические заключе­ния по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в РФ, а также по иным вопросам, связан­ным с вступлением в силу и выполнением такого договора.
 После принятия решения о необходимости заключения договора одно лицо или несколько лиц назначаются представлять РФ при ведении переговоров и принятии текста договора. Этим лицам выда­ются соответствующие полномочия. Без предъявления полномочий ведут переговоры и подписывают договоры Президент РФ, Предсе­датель Правительства РФ и министр иностранных дел РФ. Федераль­ные министры, руководители других федеральных органов исполни­тельной власти в рамках своей компетенции также могут подписы­вать международные договоры межведомственного характера без предъявления полномочий. Главы же дипломатических представи­тельств РФ в иностранных государствах или при международных организациях вправе вести переговоры без предъявления полномо­чий лишь в целях принятия текста международного договора; на подписание договора этим лицам полномочия требуются.
 Решения о подписании договоров принимаются: в отношении межгосударственных договоров — Президентом РФ, а по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ; в отношении межправительственных договоров — Правительст­вом РФ.
 Выражение согласия РФ на обязательность международного договора
 Способы выражения согласия РФ на обязательность междуна­родного договора в принципе не отличаются от предусмотренных Венской конвенцией о международных договорах 1969 г.
 Ратификация международных договоров РФ в соответствии с Кон­ституцией РФ производится в форме федерального закона.
 Ратифицирован может быть практически любой международный договор РФ, однако существуют договоры, подлежащие обязатель­ной ратификации. К ним относятся договоры РФ:
 а) исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
 б) предметом которых являются основные права и свободы чело­века и гражданина;
 в) о территориальном разграничении РФ с другими государства­ми, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
 г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, за­трагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обес­печения международного мира и безопасности, а также мирные до­говоры и договоры о коллективной безопасности;
 д) об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полно­мочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.
 Равным образом подлежат ратификации международные догово­ры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
 Кроме этого, по Закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. (ст. 26) подлежат ратификации международные договоры РФ в об­ласти космической деятельности.
 Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу Прези­дентом РФ, а договоры, решения о подписании которых были приня­ты Правительством, — Правительством РФ. Предложения об одоб­рении и о внесении на ратификацию международных договоров пред­ставляются Президенту Правительством РФ, а в Правительство — МИД РФ самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. Решения Правительства об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров, а также об одобрении и представлении Президенту для внесения на ратифика­цию международных договоров принимаются в форме постановле­ния.
 Предложение об одобрении и о внесении на ратификацию дого­вора, должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его рати­фикации, определение соответствия договора законодательству РФ, указание на способ осуществления договора в РФ, а также оценку возможных последствий его ратификации.
 Государственная Дума рассматривает предложения о ратифика­ции договора и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях принимает соответствующие решения. Принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы о ратификации договора подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Приня­тый Федеральным Собранием закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
 На основании закона о ратификации Президентом РФ подписы­вается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационны­ми грамотами, сдача их на хранение депозитарию производятся Ми­нистерством иностранных дел РФ или дипломатическим представи­тельством РФ, если нет иной договоренности.
 Другими формами выражения согласия РФ на обязательность договора являются утверждение, принятие договоров РФ, присоеди­нение к договорам РФ.
 Утверждение или принятие международных договоров либо при­соединение к договорам производятся:
 в отношении межгосударственных договоров, подлежащих рати­фикации, — в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации;
 в отношении иных межгосударственных договоров — Президен­том РФ, а по вопросам, относящимся к деятельности Правительст­ва, — Правительством РФ.
 Утверждение или принятие межведомственных договоров, пред­усматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.
 Если международный договор содержит правила, требующие из­менения отдельных положений Конституции РФ, его ратификация возможна только после внесения соответствующих поправок в Кон­ституцию или ее пересмотра в установленном порядке.
 Временное применение международных договоров РФ
 Договор или часть его до вступления в силу могут применяться РФ временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими дого­вор. Решения о временном применении договора принимается орга­ном, принявшим решение о его подписании.
 Если международный договор, решение о согласии на обязатель­ность которого для РФ подлежит принятию в форме федерального закона, предусматривает временное применение договора или его части либо договоренность об этом достигнута со сторонами каким-либо иным образом, то он представляется в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его временного примене­ния. По решению, принятому в форме федерального закона в поряд­ке, установленном для ратификации, этот срок временного примене­ния может быть продлен.
 Если в международном договоре не предусматривается иное либо государства не договорились об ином, временное применение дого­вора прекращается после уведомления других государств, которые временно применяют договор, о намерении РФ не становиться участ­ником договора.
 Вступление договора в силу для РФ
 Международные договоры вступают в силу для РФ в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между дого­варивающимися сторонами. Официальные сообщения МИД о вступ­лении в силу международных договоров, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, подлежат опубликованию.
 Оговорки к международным договорам РФ
 При подписании, ратификации, утверждении, принятии между­народных договоров РФ или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Оговорки могут быть сняты в любое время (если международным договором не предусмотрено иное) в том же порядке, в каком они были сделаны.
 Регистрация международных договоров РФ
 Единая государственная система регистрации и учета междуна­родных договоров РФ находится в ведении МИД РФ. Регистрация международных договоров в Секретариате ООН и в соответствую­щих органах других международных организаций также осуществля­ется МИД РФ.
 Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) межго­сударственных и межправительственных договоров РФ сдаются на хранение в МИД в двухнедельный срок со дня их подписания (полу­чения от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются заинтересованным федеральным органам испол­нительной власти и при необходимости органам государственной власти соответствующих субъектов Федерации.
 Подлинники международных договоров межведомственного ха­рактера хранятся в архивах федеральных органов исполнительной власти, а заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов) направляются в МИД.
 Опубликование международных договоров РФ
 Вступившие в силу для РФ международные договоры, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в Собрании законо­дательства Российской Федерации и в Бюллетене международных договоров.
 Международные договоры РФ межведомственного характера подлежат официальному опубликованию по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых они заключены, в официальных изданиях этих органов.
 Выполнение международных договоров РФ
 Международные договоры РФ подлежат добросовестному вы­полнению в соответствии с условиями самих международных догово­ров, нормами международного права, Конституцией РФ, Федераль­ным законом «О международных договорах Российской Федерации», иными законодательными актами РФ.
 Президент и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров.
 Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию ко­торых входят вопросы, регулируемые международными договорами, обеспечивают полное исполнение обязательств и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблю­дают за выполнением другими участниками договоров их обяза­тельств. Органы власти субъектов Федерации обеспечивают (в преде­лах своих полномочий) выполнение международных договоров РФ.
 В случае нарушения обязательств по международному договору другими его участниками МИД РФ (либо другие федеральные органы исполнительной власти совместно с МИД) представляет (в зависи­мости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международ­ного права и условиями самого договора.
 Прекращение и приостановление действия международных договоров РФ
 Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ могут представляться в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые дого­вором, на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания. Такие рекомендации могут пред­ставляться также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномоченным по правам челове­ка (по вопросам их ведения).
 Рекомендации и предложения в отношении договоров, решения о согласии на обязательность которых принимались в форме феде­рального закона, вносятся в Государственную Думу РФ Президентом или Правительством (в зависимости от того, каким органом было представлено предложение, на основании которого Федеральное Со­брание давало согласие на заключение этого договора). Предложе­ние о прекращении или приостановлении действия договора должно содержать обоснование целесообразности прекращения или приос­тановления его действия, оценку последствий этого для законода­тельства РФ и финансов.
 Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление дей­ствия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органами, принявшими решение о согласии на обязательность договора. Президент РФ также может принимать, если это вызывается необходимостью, реше­ния о прекращении или приостановлении действия договоров, согла­сие на обязательность которых давалось Правительством РФ.
 Государственная Дума РФ рассматривает предложения о прекра­щении или приостановлении действия договоров и после предвари­тельного обсуждения в комитетах и комиссиях Думы принимает со­ответствующие решения. Принятые Государственной Думой феде­ральные законы о прекращении (в том числе и денонсации) или приостановлении действия договоров подлежат обязательному рас­смотрению в Совете Федерации. Закон о прекращении или приоста­новлении действия международного договора РФ, принятый Феде­ральным Собранием, направляется Президенту для подписания и обнародования и в случае подписания вступает в силу.
 Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием об этом Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствую­щего федерального закона. В случае отклонения Думой проекта за­кона о приостановлении действия договора действие договора под­лежит незамедлительному возобновлению.
 Прекращение и приостановление действия межведомственных договоров РФ производятся федеральными органами исполнитель­ной власти, от имени которых заключены такие договоры. Правитель­ство РФ принимает решение о прекращении или приостановлении действия межведомственных договоров, если соответствующие во­просы имеют важное значение для России.
 Прекращение международного договора РФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с дру­гими его участниками, освобождает РФ от обязательства выполнять договор и не влияет на права и обязательства или юридическое поло­жение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
 Приостановление действия договора освобождает РФ от обяза­тельства выполнять договор в течение периода, на который приоста­новлено его действие. В этот период органы государственной власти РФ и субъектов Федерации воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора. Сообщения МИД о прекращении или приостановлении действия межгосударст­венных и межведомственных договоров публикуются.
 Международные договоры РФ и Конституционный Суд РФ
 Согласно положениям Конституции РФ и Федерального консти­туционного закона о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу для РФ международных договоров либо их отдельных частей, разрешает споры о компетенции между феде­ральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти России и субъектов Федерации в связи с заключением международных договоров РФ.
 Не вступившие в силу для РФ международные договоры, при­знанные Конституционным Судом не соответствующими Конститу­ции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
 
 § 6. Влияние войны на международные договоры
 
 В международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных дого­воров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.
 Общепризнано, что с началом военных действий между воюющи­ми государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консуль­ских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представи­тельств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении опреде­ленных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.
 После окончания войны восстанавливается действие между участниками конфликта многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаклю­чаются.
 
 Документы и литература
 Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // СМД СССР. Вып. XLII. М., 1988. С. 171—197.
 Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными орга­низациями или между международными организациями 1986 г. // Действующее международное право/ Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 1. С. 372—409.
 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие статьи 102 Устава ООН» от 14 декабря 1946 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Международное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. Т. 1. С. 125—129.
 Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 21 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995 № 29. Ст. 2757.
 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.
 Даниленко Г. М. Соотношение и взаимодействие международного права и международ­ного обычая//СЕМП. 1983. М., 1984; СЕМП 1984 М., 1986.
 Иванов М.К. О последствиях договора международной организации для государств — ее членов // Правоведение. 1993. № 1. С 54—60.
 Комментарий к Федеральному закону о международных договорах Российской Феде­рации. М., 1996.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1990.
 Талалаев А. Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М., 1980.
 Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,1985.
 Талалаев А. Н. Договоры с участием международных организаций. М., 1989.
 Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. Пермь, 1976.
 
 ГЛАВА 12. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОНФЕРЕНЦИЙ
 
 § 1. Понятие и источники права международных организаций и конференций
 
 Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из орга­низационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.
 Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX вв., когда потреб­ности международного общения обусловили необходимость созда­ния постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. — Междуна­родная организация труда и т.д. Первой международной организа­цией с ярко выраженной политической направленностью была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версаль­ской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.
 После Второй мировой войны были учреждены сотни междуна­родных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах междуна­родных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой международной организации оформляется заключением междуна­родного договора, в международном праве сформировался достаточ­но большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество и объем меж­дународно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о су­ществовании в самостоятельной отрасли международного права — права международных организаций.
 Право международных организаций состоит из двух групп меж­дународных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право» орга­низации (нормы, регулирующие структуру организации, компетен­цию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоот­ношения); и, во-вторых, «внешнее право» организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными ор­ганизациями).
 Нормы права международных организаций — преимущественно договорные нормы, а само право организаций — одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между госу­дарствами и международными организациями или между междуна­родными организациями 1986 г, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др
 Поскольку специфика международной правосубъектности орга­низаций уже рассматривалась (см. гл. 5), отметим, что международ­ные организации, являясь производными субъектами международно­го права, обладают самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в организации государств. Некото­рые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.) правомочны прини­мать обязательные для всех ее членов решения и обладают правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отноше­нии государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных организаций, в отличие от воли государств, несуверенна.
 Таким образом, право международных организаций образует со­вокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.
 
 § 2. Организация Объединенных Наций
 
 Организация Объединенных Наций создана после Второй миро­вой войны. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Францис­ко 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как День Объединенных Наций.
 Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универ­сальным международным договором и закрепляет основы современ­ного международного правопорядка. ООН преследует цели:
 поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
 развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения наро­дов;
 осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам чело­века;
 быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
 Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разреше­ние международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновен­ности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпри­нимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.
 При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому между­народному соглашению, преимущественную силу имеют обязатель­ства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).
 Членство в ООН
 Первоначальными членами ООН являются государства, кото­рые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 ян­варя 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.
 Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, кото­рое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности
 В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по реко­мендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осущест­вление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государ­ство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблей по рекомен­дации Совета Безопасности.
 В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инстру­ментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международ­ных отношениях.
 
 § 3. Органы Организации Объединенных Наций
 
 Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассам­блея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
 Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. Европейское отделение ООН находится в Женеве.
 Генеральная Ассамблея ООН
 Генеральная Ассамблея состоит из всех государств — членов ООН*. Делегация каждого государства — члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.
 ________________________________________________________________________
 *В настоящее время в ООН входят более 180 государств.
 
 Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН об­суждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находя­щихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомен­дации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопро­сам.
 Генеральная Ассамблея, в частности:
 рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности,
 избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, чле­нов Экономического и Социального Совета,
 по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;
 совместно с Советом Безопасности избирает членов Междуна­родного Суда ООН;
 координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;
 осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.
 Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре — марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генераль­ной Ассамблеи Работа сессии проходит в форме пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и комиссий.
 Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети при­сутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов.
 Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каж­дом из которых представлены все члены ООН: Комитет по полити­ческим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Спе­циальный политический комитет; Комитет по экономическим и со­циальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гу­манитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый ко­митет), Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
 Помимо главных комитетов, Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.
 Совет Безопасности ООН
 Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и без­опасности.
 Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Рос­сия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоян­ных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоян­ных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены изби­раются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немед­ленного переизбрания.
 Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопас­ности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может реко­мендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
 Стороны спора, продолжение которого может угрожать между­народному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Од­нако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и без­опасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими.
 Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.
 Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует при­нять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
 Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осу­ществления его решений, и требовать от членов организации осу­ществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частич­ный перерыв экономических отношений, железнодорожных, мор­ских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
 Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воз­душными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необ­ходимыми для поддержания или восстановления мира и безопаснос­ти. Государства — члены ООН обязуются предоставить в распоряже­ние Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.
 При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индиви­дуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.
 Каждое государство — член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои пра­вила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.
 Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры счита­ются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета про­голосует против, решение считается не принятым (право вето).
 Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помо­щи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предо­ставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников шта­бов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.
 Экономический и Социальный Совет
 Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 членов ЭКО­СОС избираются ежегодно сроком на три года.
 ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и со­ставлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и дру­гим вопросам.
 ЭКОСОС уполномочен:
 делать рекомендации Генеральной Ассамблее в целях поощрения уважения прав человека;
 готовить проекты конвенций по вопросам своей компетенции;
 заключать соглашения с различными специализированными уч­реждениями системы ООН и других международных организаций;
 созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;
 осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом ООН.
 Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов членов ЭКОСОС, присутствующих и участву­ющих в голосовании. ЭКОСОС устанавливает свои правила процеду­ры, включая избрание своего Председателя, избираемого ежегодно.
 Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает:
 шесть функциональных комиссий. Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам;
 пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для Африки, для Латинской Америки, для Западной Азии);
 шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.;
 ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение и борьба с преступностью, международное сотруд­ничество в вопросах налогов и др.).
 При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправи­тельственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию ЭКОСОС.
 Совет по Опеке
 После Второй мировой войны под руководством ООН была созда­на международная система опеки. Эта система распространялась на:
 территории, находившиеся под мандатом;
 территории, отторгнутые от вражеских государств во время Вто­рой мировой войны;
 территории, добровольно включенные в систему опеки государ­ствами, ответственными за их управление.
 Совет по Опеке ООН состоит из: государств, управляющих тер­риториями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избира­емых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющих и неуп­равляющих территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каж­дый член Совета имеет один голос.
 Основные цели системы опеки— способствовать прогрессу насе­ления подопечных территорий и его постепенному развитию к само­управлению или независимости. Цели системы опеки в определенной степени были достигнуты: из первоначальных 11 подопечных терри­торий в системе опеки осталась только одна — управляемые США Тихоокеанские острова (Микронезия). Другие, в основном в Африке и в Тихом океане, достигли независимости — в качестве самостоя­тельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам.
 Международный Суд ООН
 Международный Суд является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства — не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
 Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъ­являемым в их странах для назначения на высшие судебные должнос­ти, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства*. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя ни­какому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатичес­кими привилегиями и иммунитетами.
 ________________________________________________________________________
 *В настоящее время одним из судей является российский юрист В. С. Верещетин.
 
 Государства представляют список кандидатур в члены Суда Гене­ральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей — девять лет, при этом каждые три года переиз­бираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.
 При характеристике правового положения Суда следует учиты­вать, что стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе.
 К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторона­ми, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или дей­ствующими конвенциями.
 По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любо­го вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обя­зательства; характера и размера возмещения за нарушение междуна­родного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
 Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) со­глашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.
 Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, пред­ставлении иных документов и длится, как правило, несколько меся­цев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, экспер­ты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.
 Разбирательство дела в Суде производится публично, если сторо­ны не просят о проведении закрытых заседаний.
 После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совеща­ние, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае ра­венства голосов голос председательствующего является решающим.
 По итогам судебного разбирательства выносится решение. В ре­шении указываются имена судей, соображения, на которых оно осно­вано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.
 Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера преце­дента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалова­нию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открыв­шихся обстоятельств.
 Суд вправе давать консультативные заключения по любому юри­дическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченно­го делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.
 Суд решает споры на основании международного права и приме­няет: международные конвенции, устанавливающие правила, при­знанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, с оговор­кой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспо­могательного средства для определения правовых норм.
 В настоящее время заявления о признании обязательной юрис­дикции Международного Суда ООН сделали около пятидесяти госу­дарств СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда и при подписании договоров, предусматривающих возможность обращения для толкования договора в Суд, зачастую делал оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Россий­ская Федерация пересматривает позицию СССР в отношении обяза­тельной юрисдикции Международного Суда ООН и постепенно сни­мает оговорки Союза ССР.
 Официальными языками Суда являются французский и англий­ский Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках.
 Местопребывание Суда — Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Предсе­датель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда.
 Со времени создания Международного Суда в 1946 г. государства представили на его рассмотрение свыше 60 споров, и более 20 кон­сультативных заключений были затребованы международными орга­низациями.
 Секретариат ООН
 На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их реше­ний, претворение в жизнь программ и политики ООН. Подразделе­ния Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

<< Пред.           стр. 5 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу