<< Пред.           стр. 6 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осущест­вляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных догово­ров государств — членов ООН.
 Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Ге­неральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассам­блеей по рекомендации Совета Безопасности.*
 _________________________________________________________________________
 * Первым Генеральным секретарем ООН был Трюгве Ли (Норвегия), который занимал этот пост с 1946 по 1953 г. Даг Хаммаршельд (Швеция) был Генеральным секретарем с 1953 г. до его гибели в авиационной катастрофе в Африке в 1961 г. В течение 1961—1971 гг. этот пост занимал У Тан (Бирма, ныне именуемая Мьянмой). Затем его сменил Курт Вальдхайм (Австрия), занимавший этот пост с 1972 по 1981 гг. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) вступил в должность 1 января 1982 г. и исполнял ее до конца 1991 г. Бутрос Гали (Египет) был Генеральным секретарем с января 1992 по декабрь 1996 г. В конце 1996 г. Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности ООН назначила Генеральным секретарем ООН Кофи Аннана (Гана) на период с 1 ян­варя 1997 г. по 31 декабря 2001 г.
 
 Генеральный секретарь ООН:
 осуществляет общее руководство подразделениями Секрета­риата;
 представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН;
 участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН;
 назначает персонал Секретариата и руководит его работой.
 При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств.
 Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Эти международные гражданские служащие (численностью более 25 тыс. человек) приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать инструкций от какой-либо власти, не имеющей отношения к ООН.
 Специализированные органы Организации Объединенных Нации по правам человека
 1. Верховный комиссар ООН по делам беженцев.
 В соответствии с Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) 1950 г Верховный комиссар, дейст­вуя под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты, под эгидой ООН, тем беженцам, которые подпадают под действие данного Ус­тава, и по изысканию окончательного разрешения проблемы бежен­цев путем оказания содействия правительствам и, с согласия соответ­ствующих правительств, частным организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев или их ассимиляции в новых странах.
 Деятельность Верховного комиссара совершенно аполитична по своему характеру; она носит гуманитарный и социальный характер и касается, как общее правило, лишь отдельных групп и категорий беженцев.* УВКБ осуществляет свои программы помощи полностью за счет добровольных взносов правительств и средств из частных источников.
 ___________________________________________________________________________
 * Согласно содержащемуся в Уставе УВКБ определению, беженцами являются те лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся за пределами страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой зашитой из за боязни подвергнуться гонениям.
 
 Верховный комиссар следует руководящим директивам, которые даются ему Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социаль­ным Советом.
 Верховный комиссар обеспечивает защиту беженцев, забота о которых входит в компетенцию его Управления, путем:
 содействия заключению и ратификации международных конвен­ций о защите беженцев, наблюдения за выполнением этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним;
 содействия при помощи специальных соглашений с правительст­вами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облег­чение положения беженцев и сокращение числа беженцев, нуждаю­щихся в защите;
 содействия правительственным и частным усилиям, направлен­ным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ас­симиляции в новых странах;
 облегчения допуска беженцев на территорию различных госу­дарств;
 получения от правительств информации относительно числа бе­женцев на их территории и положения их, а также законов и поста­новлений, их касающихся;
 поддержания контакта с заинтересованными правительственны­ми и неправительственными организациями.
 В пределах предоставленных в его распоряжение средств Верхов­ный комиссар занимается другими видами деятельности, в том числе репатриацией и расселением. Комиссару поручается заведование всеми общественными или частными средствами, получаемыми им для оказания помощи беженцам, и распределение их между частны­ми и государственными учреждениями.
 Верховный комиссар имеет право излагать свою точку зрения в Генеральной Ассамблее, в Экономическом и Социальном Совете и в их вспомогательных органах.
 Верховный комиссар ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС; его доклад рассматривается как отдель­ный пункт повестки дня Генеральной Ассамблеи.
 2. Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека.
 Пост Верховного комиссара ООН по поощрению и защите всех прав человека был учрежден в соответствии с резолюцией 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. Верховный комиссар является личностью, характеризующейся высокими моральными ус­тоями и честностью и обладающей опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара.
 Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей на четыре года с возмож­ностью продления еще на один срок. Верховный комиссар является заместителем Генерального секретаря ООН.
 Верховный комиссар действует в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных документов в об­ласти прав человека и несет основную ответственность за деятель­ность ООН в области прав человека.
 В рамках обшей компетенции, полномочий и решений Генераль­ной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека обязан­ности Верховного комиссара заключаются в следующем:
 поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людь­ми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав;
 выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы Организации Объединенных Наций в области прав челове­ка, и представлять им рекомендации в целях содействия эффектив­ному поощрению и защите всех прав человека;
 поощрять и защищать реализацию права на развитие и усиливать для этого поддержку со стороны соответствующих органов системы ООН;
 оказывать через Центр по правам человека Секретариата и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и техничес­кую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государст­ва и, при необходимости, региональных организаций по правам чело­века с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека;
 координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы Организации Объединенных Наций в области прав чело­века;
 играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав чело­века во всем мире;
 расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека;
 координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН;
 осуществлять общее руководство деятельностью Центра по пра­вам человека.
 Верховный комиссар по правам человека представляет ежегод­ный доклад о своей деятельности в соответствии со своим мандатом Комиссии по правам человека, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН.
 Управление Верховного комиссара размещается в Женеве.
 3. Комиссия по правам человека.
 Комиссия ООН по правам человека учреждена Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. первоначально в составе 18 членов. Комиссия ныне избирается Советом на три года и состоит из 43 чле­нов.
 Комиссия разрабатывает предложения и рекомендации и пред­ставляет Совету доклады относительно международно-правовой рег­ламентации гражданских и политических прав человека, правах жен­щин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.
 Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Рабочую группу по вопросу о насильственных или не­добровольных исчезновениях людей и др.
 Правительства и неправительственные организации представля­ют Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств высту­пают в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может при­нять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое из­менение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкрет­ных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупирован­ных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975—1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др.
 Заседания Комиссии проходят в Женеве.
 
 § 4. Специализированные учреждения Организации Объединенных Нации
 
 В соответствии со ст. 57 и 63 Устава ООН в связь с ООН постав­лены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономической, социальной, культуры, об­разования, здравоохранения и других. Специализированные учреж­дения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.
 В настоящее время существует 16 специализированных учрежде­ний ООН и МАГАТЭ. По сфере деятельности их можно разделить на две группы.
 1) В области экономики — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Между­народная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Продовольственная и сельскохозяйственная ор­ганизация (ФАО), Международная организация гражданской авиа­ции (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемир­ный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Между­народный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), Организа­ция Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
 2) В гуманитарной области — Организация Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
 Рассмотрим некоторые из них.
 Международный валютный фонд (МВФ)
 (International Monetary Fund – IMF)
 МВФ был учрежден в 1944 г. и начал функционировать в 1946 г. Членами МВФ являются около 180 государств, в том числе Россия.
 В задачи МВФ входит координация валютно-кредитной полити­ки государств-членов, предоставление им кредитов для урегулирова­ния балансов и поддержания валютных курсов; льготное кредитова­ние наименее развитых государств.
 Высшим органом Фонда является Совет управляющих, в который входят по два представителя от каждого члена МВФ. Текущей дея­тельностью МВФ руководит Исполнительный директорат из 21 ди­ректора. Председателем директората является Директор-распоряди­тель (в настоящее время Мишель Камдессю).
 Местонахождение МВФ — г. Вашингтон.
 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD).
 МБРР основан в 1944 г., начал работу в 1946 г. Членами МБРР могут быть только члены МВФ. На сегодняшний день членами МБРР являются порядка 170 государств, в том числе РФ.
 Задачами МБРР является предоставление кредитов правительст­вам главным образом развивающихся государств или частным орга­низациям под контролем правительства. Получатели кредитов обя­заны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.
 Органами МБРР являются:
 Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместите­лей (по одному от каждого государства-участника);
 Директорат, состоящий из 20 исполнительных директоров, 5 из которых назначаются государствами, имеющими наибольшее число акций, 15 избираются управляющими из остальных государств;
 Президент МБРР избирается Директоратом и является главным административным должностным лицом Банка.
 Местонахождение МБРР — г. Вашингтон.
 Международная финансовая корпорация (МФК)
 (International Finance Corporation — IFC)
 МФК основана в 1956 г. как филиал МБРР, и в настоящее время в МФК участвуют порядка 150 государств. Задачами МФК является помощь в управлении экономикой, а также финансирование инвес­тиций частного и смешанного секторов экономики, прежде всего в развивающихся странах, путем предоставления кредитов (на срок до 25 лет).
 Органы управления МФК: Совет управляющих (состоит из уп­равляющих МБРР и их заместителей), Совет директоров (состоит из директоров-распорядителей МБРР), Председатель Совета директо­ров МФК (является одновременно Президентом МБРР).
 Месторасположение МФК — г. Вашингтон.
 Международная ассоциация развития (МАР)
 (International Development Association — IDA)
 МАР создана в 1959 г. и начала функционировать в 1960 г. для предоставления займов на более льготных условиях, чем МБРР. Ор­ганы МАР те же, что и в МБРР (Совет управляющих и Совет испол­нительных директоров). Президент МАР одновременно является президентом МБРР и МФК. Персонал МБРР выполняет по совмес­тительству функции персонала МАР.
 Месторасположение МАР — г. Вашингтон.
 Международная морская организация (ИМО)
 (International Maritime Organization — IMO)
 ИМО функционирует с 1959 г. В задачи ИМО входят обеспече­ние сотрудничества по вопросам судоходства и безопасности пла­вания, разработка рекомендаций и проектов конвенций по морскому праву.
 Высший орган ИМО — Ассамблея — состоит из всех ее членов. В период между заседаниями Ассамблеи работой ИМО руководит Совет, избираемый Ассамблеей в количестве 18 членов. Комитет по безопасности на море избирается Ассамблеей в количестве 16 членов и разрабатывает рекомендации по правилам безопасности морского судоходства. Секретариат ИМО возглавляет Генеральный секретарь.
 Местонахождение ИМО — г. Лондон.
 Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
 (International Aviation Organization – ICAO)
 ИКАО основана в соответствии с Чикагской конвенцией о граж­данской авиации 1944 г. Участниками ИКАО являются около 190 го­сударств. СССР вступил в ИКАО в 1970 г. ИКАО исследует пробле­мы международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэро­портов и аэронавигационных средств, разрабатывает международ­ные стандарты для конструирования и эксплуатации воздушных судов, правила по использования оборудования, средств связи и кон­троля над полетами, содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил и т.д. В рамках ИКАО разрабатывают­ся проекты международных конвенций.
 Высшим органом ИКАО, состоящим из представителей госу­дарств-членов, является Ассамблея. Исполнительный орган ИКАО — Совет. Он состоит из представителей 30 государств, изби­раемых Ассамблеей. Обеспечивает работу ИКАО Секретариат, воз­главляемый Генеральным секретарем ИКАО.
 Местопребывание ИКАО — г. Монреаль (Канада).
 Международная организация труда (МОТ)
 (International Labour Organization – ILO)
 МОТ как межправительственная организация была создана еще в 1919 г. Специализированной организацией ООН МОТ является с 1946 г. (РФ — участница МОТ). Наряду с государствами в МОТ представлены профсоюзы и предприниматели.
 Целями и задачами МОТ являются: содействие установлению социальной справедливости; улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся; разработка международных конвен­ций и рекомендаций по вопросам заработной платы, рабочего време­ни, охраны труда, признания прав на объединение в профсоюзы и др. Из 200 конвенций МОТ наше государство ратифицировало около 50.
 Высшим органом МОТ является Генеральная конференция, со­стоящая из делегаций стран-участниц (два представителя от прави­тельства, по одному — от предпринимателей и трудящихся). Деятель­ностью Международного бюро труда (Секретариата МОТ), комите­тов и комиссий МОТ руководит Административный совет, состоя­щий из 56 членов (в том числе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей предпринимате­лей). Главное административное должностное лицо МОТ — Гене­ральный директор.
 Местопребывание МОТ — г. Женева. В столицах ряда госу­дарств-членов, в том числе в Москве, находятся отделения Междуна­родного бюро труда.
 Международный союз электросвязи (МСЭ)
 (International Telecommunication Union — ITH)
 МСЭ основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз. Специализированным учреждением ООН Союз является с 1947 г. В своем нынешнем виде МСЭ действует с 1954 г. Россия участвует в МСЭ.
 Задачи МСЭ: регулирование и координация сотрудничества в области электросвязи, включая космическую радиосвязь; совершен­ствование технических средств радиосвязи; принятие мер по обеспечению безопасности связи. В этих целях МСЭ распределяет радио­частоты и регистрирует их присвоение, принимает рекомендации по унификации соответствующих правил и тарифов, оказывает финан­совую и технологическую помощь.
 Органы МСЭ:
 Полномочная конференция (созывается раз в 5 лет для принятия и пересмотра конвенций по электросвязи);
 Административный совет, состоящий из 36 членов, избираемых конференцией. Совет координирует деятельность МСЭ в период между конференциями и в свою очередь состоит из: Генерального секретариата, Международного комитета регистрации радиочастот, Международного консультативного комитета по радио, Междуна­родного консультативного комитета по телеграфии и телефонии.
 Местонахождение МСЭ — г. Женева.
 Всемирный почтовый союз (ВПС)
 (Universal Postal Union — UPO)
 ВПС основан в 1874 г. и специализированным учреждением ООН является с 1947 г. (РФ участвует).
 В задачи ВПС входит образование почтовой территории во всех странах и совершенствование национальных почтовых систем.
 Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из всех членов ВПС. Конгресс созывается раз в 5 лет для пересмотра и заключения почтовых конвенций. Исполнительный совет избирается Конгрессом в количестве 40 членов. Консультатив­ный совет по почтовым исследованиям также избирается Конгрес­сом. Международное бюро (секретариат Союза) — постоянно дейст­вующий орган.
 Местонахождение ВПС — г. Берн (Швейцария).
 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
 (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — UNESCO)
 ЮНЕСКО создана в 1946 г. и на сегодняшний день в ней участву­ют 185 государств, в том числе и Россия.
 Устав ЮНЕСКО был разработан конференцией, созванной в Лондоне в 1945 г. ЮНЕСКО начала функционировать 4 ноября 1946 г., когда 20 государств, подписавших ее Устав, передали на хра­нение Великобритании свои акты акцепта.
 Цели ЮНЕСКО: содействовать сотрудничеству посредством об­разования, науки и культуры, чтобы поощрять соблюдение и поощ­рение прав человека, использование средств массовой информации.
 Главным органом ЮНЕСКО является Генеральная конферен­ция, в которой участвуют все члены Организации.
 Исполнительный Совет состоит из 51 члена и избирается Гене­ральной конференцией на 4 года.
 Секретариат возглавляется Генеральным директором. С ноября 1987 г. им является Федерико Майор Сарагоса (Испания).
 Местонахождение Секретариата ЮНЕСКО — г. Париж.
 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
 (World Health Organization — WHO)
 Устав ВОЗ принят в 1946 г., вступил в силу 7 апреля 1948 г., когда ее Устав ратифицировали 26 государств. Эта дата ежегодно отмеча­ется как Всемирный день здоровья. Целями ВОЗ являются:
 укрепление национальных служб здравоохранения;
 содействие подготовке специалистов в области здравоохранения;
 борьба с опасными болезнями;
 охрана здоровья матери и ребенка;
 улучшение состояния окружающей среды.
 Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоо­хранения, в которой представлены все члены.
 Исполнительный комитет состоит из 30 членов, созывается не реже двух раз в год.
 Секретариат состоит из Генерального директора и персонала. ВОЗ издает «Хронику ВОЗ», «Бюллетень ВОЗ», «Здоровье мира», публикует серии технических докладов, статистические сборники и др. В мае 1998 г. Генеральным директором ВОЗ избрана Гру Харлем Брундтланд (Норвегия).
 Местонахождение Секретариата ВОЗ — г. Женева.
 Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
 (World Intellectual Property Organization — WIPO)
 ВОИС была учреждена на основе Парижской конвенции по ох­ране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенции по охране произведений литературы и искусства 1886 г. Конвенция о создании ВОИС была подписана в 1967 г. в Стокгольме и вступила в силу в 1970 г.
 ВОИС стала специализированным учреждением ООН 17 декабря 1974 г. (рекомендация 3346 (XXIX) Генеральной Ассамблеи). (РФ участвует.) В задачи ВОИС входят: содействие охране интеллекту­альной собственности во всем мире, обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных организаций (союзов), за­нимающихся разными аспектами оказания помощи в охране интел­лектуальной собственности и авторского права. Интеллектуальная собственность охватывает две основные области: промышленную собственность (патенты и другие права в области технических изобре­тений, права в области товарных знаков, промышленных образцов, наименований места происхождения товаров и др.) и авторское или издательское право и смежные права (на литературные, музыкальные и художественные произведения, фильмы, исполнительскую деятель­ность артистов, фонограммы и т.п.).
 ВОИС имеет Конференцию, в состав которой входят все государ­ства-члены, и Генеральную ассамблею, состоящую из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского (100 госу­дарств) или Бернского (83 государства) союзов. Руководящие органы ВОИС и союзы, управляемые ВОИС (9 из которых имеют собствен­ные межправительственные органы), обычно проводят совместную сессию для принятия своих программ и бюджетов. Ассамблея изби­рает Международное бюро (исполнительный орган). Главным адми­нистративным должностным лицом является генеральный директор ВОИС.
 Местонахождение ВОИС — г. Женева.
 Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
 (International Atomic Energy Agency — IAEA)
 Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода.
 В рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство международ­ных документов в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспече­нию невоенного применения ядерных материалов. Членами МАГАТЭ являются все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность. В настоящее время в МАГАТЭ участвуют около 150 стран.
 Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:
 обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;
 содействие научно-исследовательским работам в области мир­ного использования атомной энергии и обмену научными сведе­ниями;
 помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мир­ной атомной деятельности;
 осуществление т.н. «гарантий МАГАТЭ» (системы мероприятий, препятствующих использованию в военных целях ядерных материа­лов, оборудования и документации);
 определение норм безопасности ядерной деятельности и кон­троль за их соблюдением;
 приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;
 содействие государствам-участникам в производстве электро­энергии.
 Местонахождение центральных учреждений МАГАТЭ — г. Вена.
 
 § 5. Региональные международные организации
 
 Лига арабских государств
 Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В протоколе были сформу­лированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига. 22 марта 1945 г. в Каире состоялась общеа­рабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945 г.). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 г. В настоящее время число участников Пакта — более двадцати. Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любое независимое арабское государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).
 Целями Лиги являются: обеспечение более тесных отношений между государствами — членами Лиги; координация их политичес­ких действий; обеспечение их независимости и суверенитета.
 Сотрудничество членами ЛАГ осуществляется в следующих сфе­рах:
 экономические и финансовые проблемы;
 транспорт и связь;
 вопросы культуры, здравоохранения;
 гуманитарные проблемы.
 Высшим органом ЛАГ является Совет ЛАГ, в котором представ­лены все участники Пакта. Решения, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ, решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.
 В случае агрессии или угрозы агрессии против государства — члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, в том числе принудительными мерами. Объединенный совет обороны и Постоянная военная комиссия оказывают консультативную помощь Совету.
 Совет также вправе рассматривать споры между государствами ЛАГ.
 Совет избирает на пять лет Генерального секретаря ЛАГ.
 С 1964 г. в рамках ЛАГ действует Конференция глав государств и правительств, на которой обсуждаются наиболее важные вопросы.
 Организация африканского единства
 Организация африканского единства (ОАЕ) создана на основе Хартии африканского единства 1963 г. в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения между­народного сотрудничества. Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время — около 50.
 Высшим органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, состоящая из глав государств и прави­тельств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решения конференции принимаются большинством в две трети голосов.
 Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета входит работа по подготовке к Конференции.
 Генеральный секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на 4 года Ассамблеей.
 В рамках ОАЕ действует региональный механизм по разрешению споров — Комитет по посредничеству, примирению и арбитражу.
 Местопребывание штаб-квартиры ОАЕ — г. Аддис-Абеба (Эфиопия).
 Организация Исламская конференция
 Формально Организация Исламская конференция (Исламский Конгресс) была создана еще в 1954 г., однако ее реальная деятель­ность началась с 1969 г., когда была созвана Конференция стран — участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности Против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме.
 Поэтому постоянно действующий орган ОИК — Секретариат во главе с Генеральным секретарем находится временно («до полного освобождения Иерусалима») в Джидде (Саудовская Аравия). Офи­циальные языки ОИК — арабский, английский, французский.
 ОИК действует на основании устава утвержденного в 1972 г. Чле­нами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшин­ства в немусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей. Цели ОИК:
 содействие укреплению мусульманских государств;
 охрана святых мест;
 поддержка борьбы палестинского народа;
 сотрудничество в экономической, социальной и культурной об­ластях.
 ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признания принципов Устава ООН. Она имеет представителя в статусе посто­янного наблюдателя при ООН.
 Органы ОИК:
 Конференция глав государств и правительств (созывается по мере необходимости);
 Конференция министров иностранных дел (созывается раз в год);
 Секретариат;
 Комиссии по политическим, экономическим, социальным и иным вопросам.
 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была со­здана в 1967 г. на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия.
 Ныне членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Ма­лайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов). В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Россия еще с 1991 г. взяла курс на развитие отношений с сообществом «азиатских тигров», как иногда называют АСЕАН. Постоянными партнерами АСЕАН являются также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зе­ландия и Европейский Союз. В этих странах открыты подразделения АСЕАН. В частности, действует Московский комитет АСЕАН, в который входят представители Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.
 Цели АСЕАН:
 создание в районе региона мира, свободы и нейтралитета;
 содействие сотрудничеству государств в экономической, соци­альной и культурной сферах;
 установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;
 взаимодействие с другими региональными организациями.
 Высший орган АСЕАН — Конференция глав государств и прави­тельств, созываемая раз в три года. Ежегодные встречи министров иностранных дел. Текущую работу между конференциями и встреча­ми осуществляет Постоянный комитет. Встречи других министров проводятся по мере необходимости.
 Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, изби­раемый на три года. Местопребывание Секретариата — г. Джакарта (Индонезия).
 Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
 Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 г. и дейст­вует на основании Устава 1965 г. Интересно, что членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирую­щие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.
 Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-чле­нов, созываемая два раза в год.
 Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуе­мый из управляющих, которые назначаются государствами и утверж­даются Конференцией.
 Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспе­чению стабильности нефтяных рынков, координации политики в об­ласти цен и энергетики.
 Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначае­мым Конференцией на три года.
 Местопребывание штаб-квартиры ОПЕК — г. Вена (Австрия).
 На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью.
 
 § 6. Европейский Союз
 
 Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообще­ства 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоя­тельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Ев­ропейскими сообществами.
 В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной по­литики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегу­лировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.
 Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сооб­ществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданст­во ЕС.
 Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люк­сембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.
 По вопросу о юридической природе права Европейского Союза имеется несколько точек зрения. Согласно одной из них, ЕС пред­ставляет собой федеративное государствоподобное образование добровольно объединившихся стран. В соответствии с другой точкой зрения, ЕС, хотя и имеет ряд особенностей, является международной организацией, а ее право — это международное право. Третьи авто­ры полагают, что ЕС — это международная организация с элемента­ми конфедерации.
 Вторая точка зрения представляется более правильной и вот по­чему. Государства, вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета, в том числе и области национального законотворчества. Однако Союзу был делегирован необычайно широкий объем правомочий. Следует отметить, что право ЕС имеет прямое действие на террито­рии стран-участниц и приоритет перед национальным правом, вклю­чая приоритет постановлений ЕС перед более поздними националь­ными законами. В то же время цели ЕС несколько шире, чем у обычных международных организаций. В их числе не только созда­ние политического и торгово-экономического союза стран — членов Союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС, но и введение единой валюты,* фактическая отмена внутренних границ стран Союза, совместная внешняя политика и политика в области международной безопаснос­ти и др.
 _____________________________________________________________________
 *В начале мая 1998 г. лидеры ЕС приняли решение о переходе на единую валюту — евро с 1 января 1999 г.
 
 Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:
 внутреннее право Союза как международной организации;
 право Союза, регулирующее конкретные виды политико-эконо­мической, социальной и культурной деятельности государств Союза.
 Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европей­ская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.
 Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместите­ли (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает два раза в год.
 Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент кон­тролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.
 Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в г. Брюсселе (Бельгия), где ра­ботают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.
 Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представи­тельство в Совете, когда требуется квалифицированное большин­ство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирлан­дия — три, Люксембург — два и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель.
 Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, на­значаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюс­сель.
 Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных проку­роров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского Союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Евро­пейским Союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.
 С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.
 Российская Федерация активно сотрудничает со странами Ев­ропейского Союза. Так, в 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сооб­ществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглаше­нием учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Це­лями этого партнерства являются обеспечение рамок для полити­ческого диалога между сторонами, содействие торговле, инвести­циям; укрепление политических и экономических свобод; поддерж­ка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завер­шению перехода к рыночной экономике, обеспечение соответству­ющих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и дви­жения капитала.
 
 § 7. Совет Европы
 
 Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.
 Цели Совета Европы:
 обеспечение более тесных связей между государствами Европы;
 содействие превращению Европы в демократическое простран­ство;
 защита прав человека;
 координация деятельности Совета с другими европейскими госу­дарствами.
 Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соот­ветствовать следующим условиям:
 правовое устройство и институты должны соответствовать прин­ципам демократии;
 народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.
 Учитываются также гарантии осуществления свободы выраже­ния мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и — обязательное условие — подписание Ев­ропейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.
 Органами Совета являются — Комитет министров, Консульта­тивная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.
 Комитет министров (высший орган Совета) состоит из министров иностранных дел государств-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы Совета, принимает бюджет Совета, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Реше­ния Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.
 Консультативная ассамблея состоит из депутатов и из заместите­лей, избираемых из числа членов национальных парламентов.
 Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.
 Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей
 Местопребывание Совета — г. Страсбург (Франция).
 
 § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
 
 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Со­вещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Реше­нием Будапештского совещания 1994 г. Совещание было преобразо­вано в организацию.
 Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 евро­пейских государств, США и Канады. Этот документ содержал про­грамму сотрудничества в области разрядки процесса напряжен­ности.
 Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 г., Венским итоговым до­кументом 1989 г., Документом Копенгагенского совещания 1990 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г., Пражским докумен­том о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Документом Московского совещания 1993 г. и др.
 Проводившиеся все чаще совещания представителей государств требовали создания постоянно действующих органов для обеспече­ния их деятельности. По мере необходимости создавались органы СБСЕ и одновременно принимались документы, регулирующие их деятельность Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов.
 Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учре­дительного документа международных организаций — устава.
 Целями ОБСЕ объявлены:
 обеспечение мира и безопасности в Европе;
 поддержание разрядки международной напряженности;
 обеспечение соблюдения прав человека;
 соблюдение в отношениях между странами принципов междуна­родного права.
 Структура ОБСЕ довольно сложна. Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных мень­шинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская ассамблея, Арбитражный и ми­ровой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулиро­вания споров и др.
 
 § 9. Международные конференции
 
 Международная конференция — это встреча официальных пред­ставителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании кон­ференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.
 Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения дея­тельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, ко­миссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами — участниками конференции. Основное отличие кон­ференций от международных организаций заключается в том, что конференции — это временные органы.
 Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных орга­низаций; универсальные и региональные конференции; конферен­ции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.
 Право международных конференций не кодифицировано. Ис­точниками этого института являются обычные нормы и акты между­народных организаций.
 Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).
 Порядок работы конференции определяется регламентами, ут­верждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.
 На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по об­суждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке реше­ния и др.
 Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос.
 Акты конференции могут содержать тексты международных до­говоров, разработанных на конференции, или являться самостоятель­ными источниками международного права.
 
 Документы и литература
 Устав Международной организации труда 1919 г. // Бирюков П.Н., Шумский А.В. Международные нормы о труде и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
 Устав Организации Объединенных Наций. 1945 г. // Международное право в докумен­тах / Сост. Н. Т. Блатова. М., 1982.
 Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций. 1946 г. // Международное публичное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков Т. 1. С. 237—241.
 Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанно­го с ней персонала 1995 г. // Там же. С. 241—248.
 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 1945 г. // Там же С. 252—262.
 Устав Совета Европы 1949 г. // Там же. С. 322—330.
 Пакт Лиги арабских государств 1945 г. // Международные отношения и внешняя поли­тика СССР. М., 1957.
 Хартия Организации африканского единства 1963 г. // Современное международное право. М., 1964.
 Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. С. 733—735.
 Пражский документ о дальнейшем развитии и структур СБСЕ 1992 г. // Там же С. 695—702.
 Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 702—707.
 Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Там же Т. 3 С. 211—225.
 Беджауи М.М. Право международных организаций на обращение в Международный Суд ООН: итоги и перспективы // ГиП. 1995. № 6. С. 3—14.
 Кожевников Ф.И., Шармазанашвилч Г.В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. М.,1971.
 Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация//ГиП. 1994. №4. С. 105—113.
 Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992; Т. 7. М., 1993.
 Мареско М. Западная Европа на переломе веков: юридико-политические аспекты интеграционных процессов в ЕС // ГиП. 1994. № 7.
 Международные организации системы ООН. Справочник / Отв. ред. В. Ф. Петровский М., 1990.
 Олтеану О. М. Международная правоспособность Европейского сообщества // ВМУ. Серия 11. Право. 1994. №1.
 Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: правовые институты М.,1992.

<< Пред.           стр. 6 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу