<< Пред. стр. 6 (из 17) След. >>
Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.*
_________________________________________________________________________
* Первым Генеральным секретарем ООН был Трюгве Ли (Норвегия), который занимал этот пост с 1946 по 1953 г. Даг Хаммаршельд (Швеция) был Генеральным секретарем с 1953 г. до его гибели в авиационной катастрофе в Африке в 1961 г. В течение 1961—1971 гг. этот пост занимал У Тан (Бирма, ныне именуемая Мьянмой). Затем его сменил Курт Вальдхайм (Австрия), занимавший этот пост с 1972 по 1981 гг. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) вступил в должность 1 января 1982 г. и исполнял ее до конца 1991 г. Бутрос Гали (Египет) был Генеральным секретарем с января 1992 по декабрь 1996 г. В конце 1996 г. Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности ООН назначила Генеральным секретарем ООН Кофи Аннана (Гана) на период с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2001 г.
Генеральный секретарь ООН:
осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата;
представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН;
участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН;
назначает персонал Секретариата и руководит его работой.
При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств.
Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Эти международные гражданские служащие (численностью более 25 тыс. человек) приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать инструкций от какой-либо власти, не имеющей отношения к ООН.
Специализированные органы Организации Объединенных Нации по правам человека
1. Верховный комиссар ООН по делам беженцев.
В соответствии с Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) 1950 г Верховный комиссар, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты, под эгидой ООН, тем беженцам, которые подпадают под действие данного Устава, и по изысканию окончательного разрешения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам и, с согласия соответствующих правительств, частным организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев или их ассимиляции в новых странах.
Деятельность Верховного комиссара совершенно аполитична по своему характеру; она носит гуманитарный и социальный характер и касается, как общее правило, лишь отдельных групп и категорий беженцев.* УВКБ осуществляет свои программы помощи полностью за счет добровольных взносов правительств и средств из частных источников.
___________________________________________________________________________
* Согласно содержащемуся в Уставе УВКБ определению, беженцами являются те лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся за пределами страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой зашитой из за боязни подвергнуться гонениям.
Верховный комиссар следует руководящим директивам, которые даются ему Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социальным Советом.
Верховный комиссар обеспечивает защиту беженцев, забота о которых входит в компетенцию его Управления, путем:
содействия заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдения за выполнением этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним;
содействия при помощи специальных соглашений с правительствами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облегчение положения беженцев и сокращение числа беженцев, нуждающихся в защите;
содействия правительственным и частным усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах;
облегчения допуска беженцев на территорию различных государств;
получения от правительств информации относительно числа беженцев на их территории и положения их, а также законов и постановлений, их касающихся;
поддержания контакта с заинтересованными правительственными и неправительственными организациями.
В пределах предоставленных в его распоряжение средств Верховный комиссар занимается другими видами деятельности, в том числе репатриацией и расселением. Комиссару поручается заведование всеми общественными или частными средствами, получаемыми им для оказания помощи беженцам, и распределение их между частными и государственными учреждениями.
Верховный комиссар имеет право излагать свою точку зрения в Генеральной Ассамблее, в Экономическом и Социальном Совете и в их вспомогательных органах.
Верховный комиссар ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС; его доклад рассматривается как отдельный пункт повестки дня Генеральной Ассамблеи.
2. Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека.
Пост Верховного комиссара ООН по поощрению и защите всех прав человека был учрежден в соответствии с резолюцией 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. Верховный комиссар является личностью, характеризующейся высокими моральными устоями и честностью и обладающей опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара.
Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей на четыре года с возможностью продления еще на один срок. Верховный комиссар является заместителем Генерального секретаря ООН.
Верховный комиссар действует в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных документов в области прав человека и несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.
В рамках обшей компетенции, полномочий и решений Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека обязанности Верховного комиссара заключаются в следующем:
поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людьми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав;
выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы Организации Объединенных Наций в области прав человека, и представлять им рекомендации в целях содействия эффективному поощрению и защите всех прав человека;
поощрять и защищать реализацию права на развитие и усиливать для этого поддержку со стороны соответствующих органов системы ООН;
оказывать через Центр по правам человека Секретариата и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и техническую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и, при необходимости, региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека;
координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы Организации Объединенных Наций в области прав человека;
играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав человека во всем мире;
расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека;
координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН;
осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека.
Верховный комиссар по правам человека представляет ежегодный доклад о своей деятельности в соответствии со своим мандатом Комиссии по правам человека, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН.
Управление Верховного комиссара размещается в Женеве.
3. Комиссия по правам человека.
Комиссия ООН по правам человека учреждена Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. первоначально в составе 18 членов. Комиссия ныне избирается Советом на три года и состоит из 43 членов.
Комиссия разрабатывает предложения и рекомендации и представляет Совету доклады относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, правах женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.
Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Рабочую группу по вопросу о насильственных или недобровольных исчезновениях людей и др.
Правительства и неправительственные организации представляют Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступают в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может принять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975—1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др.
Заседания Комиссии проходят в Женеве.
§ 4. Специализированные учреждения Организации Объединенных Нации
В соответствии со ст. 57 и 63 Устава ООН в связь с ООН поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и других. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.
В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ. По сфере деятельности их можно разделить на две группы.
1) В области экономики — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
2) В гуманитарной области — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Рассмотрим некоторые из них.
Международный валютный фонд (МВФ)
(International Monetary Fund – IMF)
МВФ был учрежден в 1944 г. и начал функционировать в 1946 г. Членами МВФ являются около 180 государств, в том числе Россия.
В задачи МВФ входит координация валютно-кредитной политики государств-членов, предоставление им кредитов для урегулирования балансов и поддержания валютных курсов; льготное кредитование наименее развитых государств.
Высшим органом Фонда является Совет управляющих, в который входят по два представителя от каждого члена МВФ. Текущей деятельностью МВФ руководит Исполнительный директорат из 21 директора. Председателем директората является Директор-распорядитель (в настоящее время Мишель Камдессю).
Местонахождение МВФ — г. Вашингтон.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD).
МБРР основан в 1944 г., начал работу в 1946 г. Членами МБРР могут быть только члены МВФ. На сегодняшний день членами МБРР являются порядка 170 государств, в том числе РФ.
Задачами МБРР является предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся государств или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.
Органами МБРР являются:
Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей (по одному от каждого государства-участника);
Директорат, состоящий из 20 исполнительных директоров, 5 из которых назначаются государствами, имеющими наибольшее число акций, 15 избираются управляющими из остальных государств;
Президент МБРР избирается Директоратом и является главным административным должностным лицом Банка.
Местонахождение МБРР — г. Вашингтон.
Международная финансовая корпорация (МФК)
(International Finance Corporation — IFC)
МФК основана в 1956 г. как филиал МБРР, и в настоящее время в МФК участвуют порядка 150 государств. Задачами МФК является помощь в управлении экономикой, а также финансирование инвестиций частного и смешанного секторов экономики, прежде всего в развивающихся странах, путем предоставления кредитов (на срок до 25 лет).
Органы управления МФК: Совет управляющих (состоит из управляющих МБРР и их заместителей), Совет директоров (состоит из директоров-распорядителей МБРР), Председатель Совета директоров МФК (является одновременно Президентом МБРР).
Месторасположение МФК — г. Вашингтон.
Международная ассоциация развития (МАР)
(International Development Association — IDA)
МАР создана в 1959 г. и начала функционировать в 1960 г. для предоставления займов на более льготных условиях, чем МБРР. Органы МАР те же, что и в МБРР (Совет управляющих и Совет исполнительных директоров). Президент МАР одновременно является президентом МБРР и МФК. Персонал МБРР выполняет по совместительству функции персонала МАР.
Месторасположение МАР — г. Вашингтон.
Международная морская организация (ИМО)
(International Maritime Organization — IMO)
ИМО функционирует с 1959 г. В задачи ИМО входят обеспечение сотрудничества по вопросам судоходства и безопасности плавания, разработка рекомендаций и проектов конвенций по морскому праву.
Высший орган ИМО — Ассамблея — состоит из всех ее членов. В период между заседаниями Ассамблеи работой ИМО руководит Совет, избираемый Ассамблеей в количестве 18 членов. Комитет по безопасности на море избирается Ассамблеей в количестве 16 членов и разрабатывает рекомендации по правилам безопасности морского судоходства. Секретариат ИМО возглавляет Генеральный секретарь.
Местонахождение ИМО — г. Лондон.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
(International Aviation Organization – ICAO)
ИКАО основана в соответствии с Чикагской конвенцией о гражданской авиации 1944 г. Участниками ИКАО являются около 190 государств. СССР вступил в ИКАО в 1970 г. ИКАО исследует проблемы международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, разрабатывает международные стандарты для конструирования и эксплуатации воздушных судов, правила по использования оборудования, средств связи и контроля над полетами, содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил и т.д. В рамках ИКАО разрабатываются проекты международных конвенций.
Высшим органом ИКАО, состоящим из представителей государств-членов, является Ассамблея. Исполнительный орган ИКАО — Совет. Он состоит из представителей 30 государств, избираемых Ассамблеей. Обеспечивает работу ИКАО Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем ИКАО.
Местопребывание ИКАО — г. Монреаль (Канада).
Международная организация труда (МОТ)
(International Labour Organization – ILO)
МОТ как межправительственная организация была создана еще в 1919 г. Специализированной организацией ООН МОТ является с 1946 г. (РФ — участница МОТ). Наряду с государствами в МОТ представлены профсоюзы и предприниматели.
Целями и задачами МОТ являются: содействие установлению социальной справедливости; улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся; разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам заработной платы, рабочего времени, охраны труда, признания прав на объединение в профсоюзы и др. Из 200 конвенций МОТ наше государство ратифицировало около 50.
Высшим органом МОТ является Генеральная конференция, состоящая из делегаций стран-участниц (два представителя от правительства, по одному — от предпринимателей и трудящихся). Деятельностью Международного бюро труда (Секретариата МОТ), комитетов и комиссий МОТ руководит Административный совет, состоящий из 56 членов (в том числе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей предпринимателей). Главное административное должностное лицо МОТ — Генеральный директор.
Местопребывание МОТ — г. Женева. В столицах ряда государств-членов, в том числе в Москве, находятся отделения Международного бюро труда.
Международный союз электросвязи (МСЭ)
(International Telecommunication Union — ITH)
МСЭ основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз. Специализированным учреждением ООН Союз является с 1947 г. В своем нынешнем виде МСЭ действует с 1954 г. Россия участвует в МСЭ.
Задачи МСЭ: регулирование и координация сотрудничества в области электросвязи, включая космическую радиосвязь; совершенствование технических средств радиосвязи; принятие мер по обеспечению безопасности связи. В этих целях МСЭ распределяет радиочастоты и регистрирует их присвоение, принимает рекомендации по унификации соответствующих правил и тарифов, оказывает финансовую и технологическую помощь.
Органы МСЭ:
Полномочная конференция (созывается раз в 5 лет для принятия и пересмотра конвенций по электросвязи);
Административный совет, состоящий из 36 членов, избираемых конференцией. Совет координирует деятельность МСЭ в период между конференциями и в свою очередь состоит из: Генерального секретариата, Международного комитета регистрации радиочастот, Международного консультативного комитета по радио, Международного консультативного комитета по телеграфии и телефонии.
Местонахождение МСЭ — г. Женева.
Всемирный почтовый союз (ВПС)
(Universal Postal Union — UPO)
ВПС основан в 1874 г. и специализированным учреждением ООН является с 1947 г. (РФ участвует).
В задачи ВПС входит образование почтовой территории во всех странах и совершенствование национальных почтовых систем.
Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из всех членов ВПС. Конгресс созывается раз в 5 лет для пересмотра и заключения почтовых конвенций. Исполнительный совет избирается Конгрессом в количестве 40 членов. Консультативный совет по почтовым исследованиям также избирается Конгрессом. Международное бюро (секретариат Союза) — постоянно действующий орган.
Местонахождение ВПС — г. Берн (Швейцария).
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
(United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — UNESCO)
ЮНЕСКО создана в 1946 г. и на сегодняшний день в ней участвуют 185 государств, в том числе и Россия.
Устав ЮНЕСКО был разработан конференцией, созванной в Лондоне в 1945 г. ЮНЕСКО начала функционировать 4 ноября 1946 г., когда 20 государств, подписавших ее Устав, передали на хранение Великобритании свои акты акцепта.
Цели ЮНЕСКО: содействовать сотрудничеству посредством образования, науки и культуры, чтобы поощрять соблюдение и поощрение прав человека, использование средств массовой информации.
Главным органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, в которой участвуют все члены Организации.
Исполнительный Совет состоит из 51 члена и избирается Генеральной конференцией на 4 года.
Секретариат возглавляется Генеральным директором. С ноября 1987 г. им является Федерико Майор Сарагоса (Испания).
Местонахождение Секретариата ЮНЕСКО — г. Париж.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
(World Health Organization — WHO)
Устав ВОЗ принят в 1946 г., вступил в силу 7 апреля 1948 г., когда ее Устав ратифицировали 26 государств. Эта дата ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья. Целями ВОЗ являются:
укрепление национальных служб здравоохранения;
содействие подготовке специалистов в области здравоохранения;
борьба с опасными болезнями;
охрана здоровья матери и ребенка;
улучшение состояния окружающей среды.
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены.
Исполнительный комитет состоит из 30 членов, созывается не реже двух раз в год.
Секретариат состоит из Генерального директора и персонала. ВОЗ издает «Хронику ВОЗ», «Бюллетень ВОЗ», «Здоровье мира», публикует серии технических докладов, статистические сборники и др. В мае 1998 г. Генеральным директором ВОЗ избрана Гру Харлем Брундтланд (Норвегия).
Местонахождение Секретариата ВОЗ — г. Женева.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
(World Intellectual Property Organization — WIPO)
ВОИС была учреждена на основе Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенции по охране произведений литературы и искусства 1886 г. Конвенция о создании ВОИС была подписана в 1967 г. в Стокгольме и вступила в силу в 1970 г.
ВОИС стала специализированным учреждением ООН 17 декабря 1974 г. (рекомендация 3346 (XXIX) Генеральной Ассамблеи). (РФ участвует.) В задачи ВОИС входят: содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных организаций (союзов), занимающихся разными аспектами оказания помощи в охране интеллектуальной собственности и авторского права. Интеллектуальная собственность охватывает две основные области: промышленную собственность (патенты и другие права в области технических изобретений, права в области товарных знаков, промышленных образцов, наименований места происхождения товаров и др.) и авторское или издательское право и смежные права (на литературные, музыкальные и художественные произведения, фильмы, исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и т.п.).
ВОИС имеет Конференцию, в состав которой входят все государства-члены, и Генеральную ассамблею, состоящую из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского (100 государств) или Бернского (83 государства) союзов. Руководящие органы ВОИС и союзы, управляемые ВОИС (9 из которых имеют собственные межправительственные органы), обычно проводят совместную сессию для принятия своих программ и бюджетов. Ассамблея избирает Международное бюро (исполнительный орган). Главным административным должностным лицом является генеральный директор ВОИС.
Местонахождение ВОИС — г. Женева.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
(International Atomic Energy Agency — IAEA)
Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода.
В рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство международных документов в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерных материалов. Членами МАГАТЭ являются все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность. В настоящее время в МАГАТЭ участвуют около 150 стран.
Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:
обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;
содействие научно-исследовательским работам в области мирного использования атомной энергии и обмену научными сведениями;
помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности;
осуществление т.н. «гарантий МАГАТЭ» (системы мероприятий, препятствующих использованию в военных целях ядерных материалов, оборудования и документации);
определение норм безопасности ядерной деятельности и контроль за их соблюдением;
приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;
содействие государствам-участникам в производстве электроэнергии.
Местонахождение центральных учреждений МАГАТЭ — г. Вена.
§ 5. Региональные международные организации
Лига арабских государств
Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В протоколе были сформулированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига. 22 марта 1945 г. в Каире состоялась общеарабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945 г.). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 г. В настоящее время число участников Пакта — более двадцати. Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любое независимое арабское государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).
Целями Лиги являются: обеспечение более тесных отношений между государствами — членами Лиги; координация их политических действий; обеспечение их независимости и суверенитета.
Сотрудничество членами ЛАГ осуществляется в следующих сферах:
экономические и финансовые проблемы;
транспорт и связь;
вопросы культуры, здравоохранения;
гуманитарные проблемы.
Высшим органом ЛАГ является Совет ЛАГ, в котором представлены все участники Пакта. Решения, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ, решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.
В случае агрессии или угрозы агрессии против государства — члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, в том числе принудительными мерами. Объединенный совет обороны и Постоянная военная комиссия оказывают консультативную помощь Совету.
Совет также вправе рассматривать споры между государствами ЛАГ.
Совет избирает на пять лет Генерального секретаря ЛАГ.
С 1964 г. в рамках ЛАГ действует Конференция глав государств и правительств, на которой обсуждаются наиболее важные вопросы.
Организация африканского единства
Организация африканского единства (ОАЕ) создана на основе Хартии африканского единства 1963 г. в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества. Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время — около 50.
Высшим органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решения конференции принимаются большинством в две трети голосов.
Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета входит работа по подготовке к Конференции.
Генеральный секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на 4 года Ассамблеей.
В рамках ОАЕ действует региональный механизм по разрешению споров — Комитет по посредничеству, примирению и арбитражу.
Местопребывание штаб-квартиры ОАЕ — г. Аддис-Абеба (Эфиопия).
Организация Исламская конференция
Формально Организация Исламская конференция (Исламский Конгресс) была создана еще в 1954 г., однако ее реальная деятельность началась с 1969 г., когда была созвана Конференция стран — участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности Против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме.
Поэтому постоянно действующий орган ОИК — Секретариат во главе с Генеральным секретарем находится временно («до полного освобождения Иерусалима») в Джидде (Саудовская Аравия). Официальные языки ОИК — арабский, английский, французский.
ОИК действует на основании устава утвержденного в 1972 г. Членами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшинства в немусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей. Цели ОИК:
содействие укреплению мусульманских государств;
охрана святых мест;
поддержка борьбы палестинского народа;
сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях.
ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признания принципов Устава ООН. Она имеет представителя в статусе постоянного наблюдателя при ООН.
Органы ОИК:
Конференция глав государств и правительств (созывается по мере необходимости);
Конференция министров иностранных дел (созывается раз в год);
Секретариат;
Комиссии по политическим, экономическим, социальным и иным вопросам.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия.
Ныне членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов). В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Россия еще с 1991 г. взяла курс на развитие отношений с сообществом «азиатских тигров», как иногда называют АСЕАН. Постоянными партнерами АСЕАН являются также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Европейский Союз. В этих странах открыты подразделения АСЕАН. В частности, действует Московский комитет АСЕАН, в который входят представители Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.
Цели АСЕАН:
создание в районе региона мира, свободы и нейтралитета;
содействие сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;
установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;
взаимодействие с другими региональными организациями.
Высший орган АСЕАН — Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года. Ежегодные встречи министров иностранных дел. Текущую работу между конференциями и встречами осуществляет Постоянный комитет. Встречи других министров проводятся по мере необходимости.
Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на три года. Местопребывание Секретариата — г. Джакарта (Индонезия).
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 г. и действует на основании Устава 1965 г. Интересно, что членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирующие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год.
Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией.
Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.
Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года.
Местопребывание штаб-квартиры ОПЕК — г. Вена (Австрия).
На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью.
§ 6. Европейский Союз
Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.
В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.
Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданство ЕС.
Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.
По вопросу о юридической природе права Европейского Союза имеется несколько точек зрения. Согласно одной из них, ЕС представляет собой федеративное государствоподобное образование добровольно объединившихся стран. В соответствии с другой точкой зрения, ЕС, хотя и имеет ряд особенностей, является международной организацией, а ее право — это международное право. Третьи авторы полагают, что ЕС — это международная организация с элементами конфедерации.
Вторая точка зрения представляется более правильной и вот почему. Государства, вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета, в том числе и области национального законотворчества. Однако Союзу был делегирован необычайно широкий объем правомочий. Следует отметить, что право ЕС имеет прямое действие на территории стран-участниц и приоритет перед национальным правом, включая приоритет постановлений ЕС перед более поздними национальными законами. В то же время цели ЕС несколько шире, чем у обычных международных организаций. В их числе не только создание политического и торгово-экономического союза стран — членов Союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС, но и введение единой валюты,* фактическая отмена внутренних границ стран Союза, совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности и др.
_____________________________________________________________________
*В начале мая 1998 г. лидеры ЕС приняли решение о переходе на единую валюту — евро с 1 января 1999 г.
Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:
внутреннее право Союза как международной организации;
право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.
Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.
Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает два раза в год.
Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.
Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.
Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное большинство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирландия — три, Люксембург — два и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель.
Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюссель.
Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского Союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Европейским Союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.
С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.
Российская Федерация активно сотрудничает со странами Европейского Союза. Так, в 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглашением учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике, обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.
§ 7. Совет Европы
Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.
Цели Совета Европы:
обеспечение более тесных связей между государствами Европы;
содействие превращению Европы в демократическое пространство;
защита прав человека;
координация деятельности Совета с другими европейскими государствами.
Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям:
правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;
народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.
Учитываются также гарантии осуществления свободы выражения мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и — обязательное условие — подписание Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Органами Совета являются — Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.
Комитет министров (высший орган Совета) состоит из министров иностранных дел государств-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы Совета, принимает бюджет Совета, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Решения Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.
Консультативная ассамблея состоит из депутатов и из заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов.
Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей
Местопребывание Совета — г. Страсбург (Франция).
§ 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание было преобразовано в организацию.
Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 европейских государств, США и Канады. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса напряженности.
Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 г., Венским итоговым документом 1989 г., Документом Копенгагенского совещания 1990 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г., Пражским документом о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Документом Московского совещания 1993 г. и др.
Проводившиеся все чаще совещания представителей государств требовали создания постоянно действующих органов для обеспечения их деятельности. По мере необходимости создавались органы СБСЕ и одновременно принимались документы, регулирующие их деятельность Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов.
Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций — устава.
Целями ОБСЕ объявлены:
обеспечение мира и безопасности в Европе;
поддержание разрядки международной напряженности;
обеспечение соблюдения прав человека;
соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.
Структура ОБСЕ довольно сложна. Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных меньшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская ассамблея, Арбитражный и мировой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулирования споров и др.
§ 9. Международные конференции
Международная конференция — это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.
Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами — участниками конференции. Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции — это временные органы.
Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.
Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций.
Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).
Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.
На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке решения и др.
Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос.
Акты конференции могут содержать тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права.
Документы и литература
Устав Международной организации труда 1919 г. // Бирюков П.Н., Шумский А.В. Международные нормы о труде и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
Устав Организации Объединенных Наций. 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. М., 1982.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций. 1946 г. // Международное публичное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков Т. 1. С. 237—241.
Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1995 г. // Там же. С. 241—248.
Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 1945 г. // Там же С. 252—262.
Устав Совета Европы 1949 г. // Там же. С. 322—330.
Пакт Лиги арабских государств 1945 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М., 1957.
Хартия Организации африканского единства 1963 г. // Современное международное право. М., 1964.
Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кршччкова. Т. 1. М., 1996. С. 733—735.
Пражский документ о дальнейшем развитии и структур СБСЕ 1992 г. // Там же С. 695—702.
Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 702—707.
Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Там же Т. 3 С. 211—225.
Беджауи М.М. Право международных организаций на обращение в Международный Суд ООН: итоги и перспективы // ГиП. 1995. № 6. С. 3—14.
Кожевников Ф.И., Шармазанашвилч Г.В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. М.,1971.
Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация//ГиП. 1994. №4. С. 105—113.
Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.
Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992; Т. 7. М., 1993.
Мареско М. Западная Европа на переломе веков: юридико-политические аспекты интеграционных процессов в ЕС // ГиП. 1994. № 7.
Международные организации системы ООН. Справочник / Отв. ред. В. Ф. Петровский М., 1990.
Олтеану О. М. Международная правоспособность Европейского сообщества // ВМУ. Серия 11. Право. 1994. №1.
Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: правовые институты М.,1992.