<< Пред.           стр. 7 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // ГиП. 1993. № 4.
 Федоров В.Н., Ефимов Г.К. ООН и проблема адаптации ее Устава к новым реальнос­тям//ГиП. №6.
 Шибаева Е. А. Право международных организаций М., 1986.
 Шреплер Х. –А. Международные организации. Справочник. М., 1995.
 
 ГЛАВА 13. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
 
 § 1. Создание и цели Содружества Независимых Государств
 
 Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. Догова­ривающиеся Государства образовали Содружество Независимых Го­сударств (ст. 1).
 Государства СНГ признали, что к сфере их совместной деятель­ности, реализуемой через общие координирующие институты Содру­жества, относятся:
 координация внешнеэкономической деятельности;
 сотрудничество в формировании общего экономического про­странства, общеевропейского и евразийского рынков, в области та­моженной политики;
 сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
 вопросы миграционной политики;
 борьба с организованной преступностью.
 Соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. В тот же день Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г.
 21 января 1992 г. руководители Азербайджана, Армении, Бело­руссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существо­вания СССР и образование СНГ. Тогда же, в соответствии с Согла­шением о координационных институтах СНГ, было принято решение о создании высших органов Содружества — Совета глав государств и Совета глав правительств.
 На этой же встрече был подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., по которому Соглашение о созда­нии СНГ вступает в силу для каждого государства-участника с момен­та его ратификации.
 В течение 1992 г. шло формирование механизмов и институтов СНГ, и полностью юридическое оформление Содружества было за­вершено 22 января 1993 г. принятием Устава СНГ.
 Во исполнение положений Устава Содружества в 1993—1995 гг. были заключены соглашения об утверждении положений об органах Содружества.
 Наряду с указанными многосторонними соглашениями в рамках СНГ действует большое число двусторонних договоров, регулирую­щих различные аспекты политического, экономического, гуманитар­ного, военного сотрудничества.
 Целями Содружества являются:
 осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;
 развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
 обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права и докумен­тами СБСЕ;
 свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;
 правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;
 мирное разрешение споров между государствами — членами СНГ (ст. 2 Устава СНГ).
 
 § 2. Членство в Содружестве Независимых Государств
 
 Согласно Уставу СНГ членство в Содружестве основано на нача­лах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются стра­ны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Прото­кол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ (22 января 1993 г.). Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержа­щиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех госу­дарств-членов.
 Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоцииро­ванного членства. Кроме того, страны — не члены СНГ могут прини­мать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.
 Государство — участник СНГ вправе выйти из Содружества, из­вестив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.
 В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего Союза ССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины.
 
 § 3. Органы Содружества Независимых Государств
 
 Организационная структура Содружества довольно сложна. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Совет министров обороны, Совет коман­дующих Пограничными войсками, Экономический суд.
 Кроме того, в рамках СНГ действует много вспомогательных органов — Межгосударственный банк, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ и др.
 Государства назначают своих постоянных полномочных предста­вителей при уставных и иных органах Содружества. Представители аккредитуются при Координационно-консультативном комитете Со­дружества; круг их полномочий в принципе не отличается от полно­мочий представителей государств при других международных орга­низациях.
 Местопребывание Исполнительного секретариата СНГ — г. Минск.
 Совет глав государств
 Совет глав государств — высший орган Содружества. В Совете представлены все члены СНГ. Совет собирается на заседания два раза в год и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств СНГ в области их общих интересов. В сфере обеспечения международной безопасности Совет правомочен в любой стадии спора между государствами — членами Содружества, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира и правопорядка, рекомендовать сторонам процедуру и методы урегулирования кон­фликта.
 Совет глав правительств
 Совет глав правительств состоит из руководителей правительств государств — членов Содружества и координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социаль­ной и иных областях. Совет созывается на заседания четыре раза в год.
 Порядок работы Совета глав государств и Совета глав прави­тельств регулируется Правилами процедуры. Решения в этих органах принимаются с общего согласия — консенсусом.
 Совет министров иностранных дел
 Совет министров иностранных дел действует на основании Уста­ва СНГ и Положения о Совете министров иностранных дел госу­дарств — членов СНГ 1993 г. Членами Совета являются министры иностранных дел всех государств — членов СНГ. В функции Совета входят: осуществление координации внешнеполитической деятель­ности стран СНГ; организация реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств; обеспечение взаимодействия дипломатических служб государств СНГ; укрепление связей СНГ с ООН и другими международными организациями.
 При Совете организована Постоянная консультативная комис­сия по миротворческой деятельности.
 Координационно-консультативный комитет
 Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ. Комитет состоит из полномочных представителей стран СНГ (по два от каждого государства), Координатора комитета, назначаемого Со­ветом глав государств. Оперативное руководство Комитетом осу­ществляет Председатель. При Комитете имеется Секретариат, воз­главляемый Координатором — заместителем Председателя Комите­та. Место пребывания Комитета — г. Минск.
 Совет министров обороны
 Органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств — членов СНГ является Совет министров обороны. Деятельность Совета подробно регламентирует­ся Уставом СНГ и Соглашением о Положении о Совете министров обороны государств — участников СНГ 1993 г. В состав Совета вхо­дят министры обороны государств — членов СНГ, Главнокомандую­щий Объединенными Вооруженными Силами Содружества (ОВСС) и начальник штаба ОВСС. Возглавляет Совет Главнокомандующий ОВСС.
 Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ
 В рамках СНГ создаются Объединенные Вооруженные Силы Со­дружества. Руководство Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве осуществляет Главное командование ОВСС. Главное командование состоит из Главнокомандующего, его первого заместителя — начальника штаба, заместителей и других должност­ных лиц.
 Совет командующих Пограничными войсками
 Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ госу­дарств — членов СНГ и состоит из руководителей их пограничных служб.
 Межгосударственный экономический комитет
 Комитет состоит из заместителей глав правительств и организует реализацию решений Совета глав государств и Совета глав прави­тельств, заключенные в рамках СНГ международные договоры.
 Межгосударственный банк
 Межгосударственный банк организует платежный оборот и кли­ринговые расчеты между государствами — членами СНГ.
 Экономический суд СНГ
 В целях обеспечения единообразного применения соглашения государств Содружества создан Экономический суд СНГ, который не является органом Совета глав государств, а занимает самостоятель­ное положение. Деятельность Суда регламентирована Уставом СНГ и Положением об Экономическом суде СНГ 1992 г. К ведению Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:
 возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями органов Содружества;
 о соответствии нормативных и других актов государств СНГ при­нятым по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Со­дружества;
 других споров, отнесенных к ведению Суда соглашениями Содру­жества.
 Споры рассматриваются в Суде по заявлению заинтересованных государств, а также органов Содружества.
 Суд также осуществляет толкование применения актов Содруже­ства и законодательства бывшего Союза ССР.
 Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Судьи избираются (назначаются) каждым государством в порядке, установленном для судей высших арбитражных (хозяйст­венных) судов, сроком на 10 лет. Председатель Суда и его заместите­ли избираются судьями на пять лет и утверждаются Советом глав государств.
 Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из всех судей Суда, а также председателей выс­ших арбитражных (хозяйственных) судов государств Содружества. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда, принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения актов СНГ, разрабатывает предложения по устранению коллизий в законодательстве стран СНГ.
 Местопребывание Суда — г. Минск.
 Комиссия по правам человека
 Комиссия по правам человека является консультативным орга­ном Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по пра­вам человека в рамках СНГ. Комиссия состоит из представителей государств — членов СНГ и находится в г. Минске.
 Межпарламентская Ассамблея
 Конвенция о Межпарламентской Ассамблее 1995 г. определила ее как межгосударственный орган СНГ.
 Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делега­ций стран СНГ. Ассамблея проводит межпарламентские консульта­ции, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности парламентов. Место пребывания Ассамблеи — г. Санкт-Петербург.
 Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод: с точки зрения международного права Содружество Независимых Госу­дарств представляет собой региональную международную организа­цию, обладающую определенной спецификой.
 
 § 4. Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
 
 Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:
 межгосударственная ассоциация свободной торговли;
 таможенный союз;
 общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
 валютный союз.
 Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможен­ной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законода­тельства договаривающихся стран.
 В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учреж­ден постоянно действующий орган Экономического союза — Меж­государственный экономический комитет.
 В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной тор­говли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможен­ных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.
 Зона свободной торговли являлась переходным этапом к форми­рованию единого Таможенного союза, который складывается в на­стоящее время на территории государств — членов СНГ.
 Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о произ­водственной и научно-технической кооперации предприятий обо­ронных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между пра­вительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).
 Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотруд­ничество государств по таможенным вопросам.
 В соответствии с Соглашением о принципах таможенной полити­ки 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий тамо­женный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налого­обложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.
 Для обеспечения функционирования Таможенного союза учреж­ден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение спо­ров стран Союза Членами Совета являются члены правительств государств Союза Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.
 Штаб-квартира Совета находится в Москве.
 В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними кон­венциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Согла­шение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с дру­гой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, нало­гов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.
 На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казах­стана и России об участии в тройственном Таможенном союзе дру­гих заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулиро­вания в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, тамо­женный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодатель­ства государств — участников Содружества Независимых Госу­дарств.
 
 Документы и литература
 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Народный депутат. 1992. №1.
 Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 де­кабря 1991 г. // Народный депутат. 1992. № 1.
 Соглашение о координационных институтах Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. // Народный депутат. 1992. № 1.
 Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. // БМД. 1994. № 1.
 Решение об утверждении Положения о Совете министров государств — членов СНГ 1993 г.//БМД. 1994. №12.
 Соглашение о Положении о Совете министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств 1993 г. // БМД 1993. № 7.
 Соглашение о Положении о Совете командующих Пограничными войсками 1993 г. // БМД. 1994. № 8.
 Решение об утверждении Положения о постоянных полномочных представителях государств — членов СНГ при уставных и иных органах Содружества 1993 г. // БМД. 1994. №11.
 Соглашение о статусе Экономического суда СНГ 1992 г. // БМД 1994. № 9.
 Соглашение об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. // БМД. 1993. № 8.
 Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г. // БМД. 1994. № 9.
 Договор о создании Экономического союза 1993 г. // БМД. 1995. № 1.
 Соглашение о Таможенном союзе 1995 г. // БМД. 1995. № 6.
 Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономичес­кого союза 1993 г. // БМД. 1995. № 6.
 Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Неза­висимых Государств 1995 г.// БМД 1995. № 9.
 Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ 1995 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3.
 Игнатова Н.С. Содружество Независимых Государств и проект Евразийского Союза // Правоведение. 1995. № 2. С. 77—82.
 Королев Ю.А. Проблемы соотношения законодательства государств — участников СНГ и актов органов Содружества // ГиП. 1995. № 2.
 «Круглый стол» журнала «Государство и право» — Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств//ГиП. 1993. №7. С. 100—111.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 7. М., 1993.
 Освободившиеся страны и международное право. М., 1987.
 Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств // 1994. № 7.
 Пустогаров В.В. Международно-правовой статус Содружества Независимых Госу­дарств // ГиП. 1993. № 2.
 
 ГЛАВА 14. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
 
 § 1. Международное право и дипломатия
 
 Дипломатическая деятельность государства — это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международ­ного правопорядка и законности.
 Государства осуществляют дипломатическую деятельность в раз­личных правовых формах: международные переговоры, заключение международных договоров, дипломатическая переписка, представи­тельство государств в международных организациях и участие в ра­боте международных конференций.
 Дипломатическая деятельность государств регулируется норма­ми международного и национального права, в которых устанавлива­ются органы внешних сношений государств, регламентируются их полномочия, определяются формы дипломатической деятельности и другие вопросы.
 
 § 2. Понятие и источники права внешних сношений
 
 Право внешних сношений — это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между го­сударствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.
 Источниками права внешних сношений являются Венская кон­венция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представитель­стве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы как универсального, так и локального характера.
 В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломати­ческих и консульских сношений с иностранными государствами, сле­дует назвать Конституцию РФ, Федеральный закон «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., регламенты палат Федерального Собрания, Положение о министерстве ино­странных дел РФ 1995 г., Положение о дипломатических и консуль­ских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., Консульский устав 1976 г. и другие акты.
 
 § 3. Органы внешних сношений государств
 
 Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.
 К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
 Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федераль­ным законодательством определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях. Президент РФ, в частности: осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплома­тических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.
 Государственная Дума принимает законы, в том числе о ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за предела­ми ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонса­ции международных договоров РФ.
 Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомствен­ных договоров.
 Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 г.: разрабатывает общую стратегию внешней поли­тики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными госу­дарствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских фи­зических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.
 Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ отно­сятся: Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная по­граничная служба и др.
 Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.
 
 § 4. Дипломатические представительства
 
 Виды и функции дипломатических представительств
 Существуют два вида дипломатических представительств: по­сольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительства­ми — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полно­мочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.
 Дипломатические отношения устанавливаются на основании со­глашения между соответствующими государствами (например, Со­вместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить пол­номасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представи­тельств в различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения посольства Великобритании в РФ.
 Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккре­дитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно испол­няющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).
 Класс, к которому принадлежит глава, представительства в кон­кретном государстве, определяется соглашением между государства­ми об установлении дипломатических отношений
 Дипломатические представительства выполняют следующие функции:
 представительство своего государства в стране пребывания;
 защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;
 ведение переговоров с правительством страны пребывания;
 выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;
 поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.
 Назначение главы представительства
 Перед назначением главы представительства аккредитующее го­сударство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой предста­вительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представи­тельства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агре­мане.
 По получении агремана лицо назначается главой представитель­ства. Главе представительства выдается верительная грамота — до­кумент, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название — «верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает свои веритель­ные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства — поверенный в делах).
 В РФ главы дипломатических представительств в иностранных государствах назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ.
 Персонал дипломатического представительства
 Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-техни­ческий персонал и обслуживающий персонал.
 Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломати­ческие ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздуш­ный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
 В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президен­том, остальные — министром иностранных дел. Сотрудники дипло­матического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.
 Административно-технический персонал — это лица, осущест­вляющие административно-техническое обслуживание представи­тельства (переводчики, референты и т.д.).
 Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, пова­ра и т.д.).
 Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены администра­тивно-технического и обслуживающего персонала могут быть граж­данами страны пребывания.
 Дипломатические привилегии и иммунитеты
 Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотруд­никам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотруд­ников из юрисдикции и принудительных действий со стороны госу­дарства пребывания.
 Различают привилегии и иммунитеты дипломатических предста­вительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.
 Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
 1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства пони­маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
 2) Помещения представительства и находящееся в них имущест­во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.
 3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.
 4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
 Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко­мандиру экипажа гражданского самолета.
 5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.
 Сотрудники представительства пользуются следующими приви­легиями и иммунитетами.
 1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло­мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.
 2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представи­тельства.
 3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.
 4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от граждан­ской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:
 вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
 исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;
 исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности дипломатического агента за пределами его офици­альных функций.
 
 § 5. Посольство Российской Федерации
 
 Посольство РФ является государственным органом внешних сно­шений РФ, осуществляющим представительство России в государст­ве пребывания.
 Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатичес­ких отношений с соответствующим иностранным государством.
 Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведе­ние единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов ис­полнительной власти, российских государственных учреждений, ор­ганизаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установлен­ном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.
 Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в госу­дарстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребыва­ния.
 Основными задачами и функциями посольства являются:
 представительство РФ в государстве пребывания;
 обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполи­тического курса РФ в государстве пребывания;
 выполнение поручений Президента РФ, Правительства, МИД России, а также согласованных с МИДом поручений других феде­ральных органов государственной власти и запросов органов государ­ственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения феде­ральных органов исполнительной власти и запросы органов государ­ственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций направляются по­сольству только через МИД России;
 сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и со­юзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
 обеспечение развития сотрудничества РФ с государством пребы­вания, оказание содействия государственным органам, обществен­ным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установ­лении контактов с представителями государства пребывания;
 участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществле­ние контроля за выполнением договоров РФ с государством пребы­вания;
 защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц;
 выполнение консульских функций, общее руководство деятель­ностью консульских учреждений РФ;
 выполнение других функций.
 Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом РФ. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру посольства, распределяет должностные обязаннос­ти между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве.
 В случае отсутствия посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломати­ческих сотрудников посольства.
 В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, обще­ственных объединений, за исключением профессиональных союзов.
 
 § 6. Торговые представительства
 
 Торговые представительства, как правило, рассматриваются в качестве части дипломатического представительства государства и на них распространяется действие Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях.
 Торговые представительства осуществляют внешнеэкономичес­кую деятельность от имени государства. В функции торговых пред­ставительств входят: представительство интересов государства в об­ласти внешней торговли; изучение условий и норм о торговой дея­тельности в данном государстве; выдача разрешений и утверждение внешнеэкономических сделок от имени государства и др.
 Государство несет ответственность по обязательствам торгового представительства.
 
 § 7. Консульские представительства
 
 Виды и функции консульских представительств
 Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции кон­сульских учреждений могут выполнять дипломатические представи­тельства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять не­которые из дипломатических функций.
 Различают четыре вида консульских представительств: генераль­ное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агент­ство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям отно­сятся также консульские отделы дипломатических представительств.
 Местонахождение консульского учреждения и его класс опреде­ляются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство в отличие от дипломатического действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.
 При назначении на должность консул получает письменное пол­номочие — консульский патент. Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) госу­дарства пребывания. Экзекватура оформляется в форме записи на консульском патенте либо в виде отдельного документа.
 В РФ консульские учреждения подчинены МИД РФ и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Кон­сульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИД.
 Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений РФ входят:
 защита за границей прав и интересов РФ, российских физических и юридический лиц;
 содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;
 учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан РФ;
 воинский учет граждан РФ;
 обеспечение и защита прав граждан РФ, находящихся под арес­том, задержанных или лишенных свободы в иной форме или отбыва­ющих наказание;
 выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;
 регистрация актов гражданского состояния;
 совершение нотариальных действий;
 легализация документов;
 содействие военным кораблям РФ, морским и воздушным судам;
 иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.
 Персонал консульских учреждений делится на три группы: кон­сульские должностные лица, административно-технический и обслу­живающий персонал.
 Консульские привилегии и иммунитеты
 Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.
 Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:
 1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
 Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавли­вает ограничение неприкосновенности консульских представи­тельств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожар­ная оговорка» отсутствует.
 Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
 Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:
 2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.
 3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.
 4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.
 5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
 6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
 В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
 1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуют­ся личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задер­жанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» оп­ределяется по законодательству страны пребывания (Венская кон­венция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в от­дельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.
 2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.
 3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.
 4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:
 исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
 вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,
 исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,
 исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.
 Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким
 
 § 8. Постоянные представительства государств при международных организациях
 
 Государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилеги­ях и иммунитетах организации и другими документами.
 Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Пол­номочия главы представительства выдаются от имени главы государ­ства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет ор­ганизацию о назначении, должности, звании сотрудников представи­тельства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о место­нахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.
 Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:
 обеспечении представительства посылающего государства при организации;
 поддержании связи между посылающим государством и органи­зацией;
 ведении переговоров с организацией и в ее рамках;
 выяснении осуществляемой в организации деятельности и сооб­щении о ней правительству посылающего государства;
 обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;
 защите интересов посылающего государства по отношению к организации;
 содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.
 Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе:
 обеспечение представительства посылающего государства и ох­рана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней;
 выяснение осуществляемой в организации деятельности и сооб­щения о ней правительству посылающего государства;
 содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней пере­говоров.
 Привилегии и иммунитета постоянных представительств и мис­сий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: не­прикосновенность помещений, неприкосновенность архивов и доку­ментов, освобождение от налогов и сборов и т.д.
 
 § 9. Специальные миссии
 
 В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.
 Государство может направить специальную миссию в другое го­сударство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.
 Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом.
 Наличие дипломатических или консульских сношений не являет­ся необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
 Посылающее государство может по своему усмотрению назна­чить членов специальной миссии, сообщив предварительно принима­ющему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и долж­ности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее го­сударство может не дать своего согласия на направление специаль­ной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специ­альной миссии.
 Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал.
 Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем госу­дарстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привиле­гий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.
 Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.
 Граждане принимающего государства не могут назначаться в со­став специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.
 Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведом­ляется:
 о составе специальной миссии и о любых последующих его изме­нениях;
 о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекра­щении их функций в миссии;
 о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровожда­ющего члена миссии;
 о назначении главы специальной миссии;
 о местонахождении помещений, занимаемых специальной мис­сией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.
 Принимающее государство может в любое время, не будучи обя­занным мотивировать свое решение, уведомить посылающее госу­дарство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылаю­щее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.
 Функции специальной миссии начинаются с момента установле­ния миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.
 Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего госу­дарства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государст­вом.

<< Пред.           стр. 7 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу