<< Пред. стр. 7 (из 17) След. >>
Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // ГиП. 1993. № 4.Федоров В.Н., Ефимов Г.К. ООН и проблема адаптации ее Устава к новым реальностям//ГиП. №6.
Шибаева Е. А. Право международных организаций М., 1986.
Шреплер Х. –А. Международные организации. Справочник. М., 1995.
ГЛАВА 13. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
§ 1. Создание и цели Содружества Независимых Государств
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. Договаривающиеся Государства образовали Содружество Независимых Государств (ст. 1).
Государства СНГ признали, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие институты Содружества, относятся:
координация внешнеэкономической деятельности;
сотрудничество в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
вопросы миграционной политики;
борьба с организованной преступностью.
Соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. В тот же день Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г.
21 января 1992 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР и образование СНГ. Тогда же, в соответствии с Соглашением о координационных институтах СНГ, было принято решение о создании высших органов Содружества — Совета глав государств и Совета глав правительств.
На этой же встрече был подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., по которому Соглашение о создании СНГ вступает в силу для каждого государства-участника с момента его ратификации.
В течение 1992 г. шло формирование механизмов и институтов СНГ, и полностью юридическое оформление Содружества было завершено 22 января 1993 г. принятием Устава СНГ.
Во исполнение положений Устава Содружества в 1993—1995 гг. были заключены соглашения об утверждении положений об органах Содружества.
Наряду с указанными многосторонними соглашениями в рамках СНГ действует большое число двусторонних договоров, регулирующих различные аспекты политического, экономического, гуманитарного, военного сотрудничества.
Целями Содружества являются:
осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;
развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;
правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;
мирное разрешение споров между государствами — членами СНГ (ст. 2 Устава СНГ).
§ 2. Членство в Содружестве Независимых Государств
Согласно Уставу СНГ членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ (22 января 1993 г.). Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Кроме того, страны — не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.
Государство — участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.
В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего Союза ССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины.
§ 3. Органы Содружества Независимых Государств
Организационная структура Содружества довольно сложна. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Экономический суд.
Кроме того, в рамках СНГ действует много вспомогательных органов — Межгосударственный банк, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ и др.
Государства назначают своих постоянных полномочных представителей при уставных и иных органах Содружества. Представители аккредитуются при Координационно-консультативном комитете Содружества; круг их полномочий в принципе не отличается от полномочий представителей государств при других международных организациях.
Местопребывание Исполнительного секретариата СНГ — г. Минск.
Совет глав государств
Совет глав государств — высший орган Содружества. В Совете представлены все члены СНГ. Совет собирается на заседания два раза в год и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств СНГ в области их общих интересов. В сфере обеспечения международной безопасности Совет правомочен в любой стадии спора между государствами — членами Содружества, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира и правопорядка, рекомендовать сторонам процедуру и методы урегулирования конфликта.
Совет глав правительств
Совет глав правительств состоит из руководителей правительств государств — членов Содружества и координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных областях. Совет созывается на заседания четыре раза в год.
Порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Правилами процедуры. Решения в этих органах принимаются с общего согласия — консенсусом.
Совет министров иностранных дел
Совет министров иностранных дел действует на основании Устава СНГ и Положения о Совете министров иностранных дел государств — членов СНГ 1993 г. Членами Совета являются министры иностранных дел всех государств — членов СНГ. В функции Совета входят: осуществление координации внешнеполитической деятельности стран СНГ; организация реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств; обеспечение взаимодействия дипломатических служб государств СНГ; укрепление связей СНГ с ООН и другими международными организациями.
При Совете организована Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности.
Координационно-консультативный комитет
Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ. Комитет состоит из полномочных представителей стран СНГ (по два от каждого государства), Координатора комитета, назначаемого Советом глав государств. Оперативное руководство Комитетом осуществляет Председатель. При Комитете имеется Секретариат, возглавляемый Координатором — заместителем Председателя Комитета. Место пребывания Комитета — г. Минск.
Совет министров обороны
Органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств — членов СНГ является Совет министров обороны. Деятельность Совета подробно регламентируется Уставом СНГ и Соглашением о Положении о Совете министров обороны государств — участников СНГ 1993 г. В состав Совета входят министры обороны государств — членов СНГ, Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества (ОВСС) и начальник штаба ОВСС. Возглавляет Совет Главнокомандующий ОВСС.
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ
В рамках СНГ создаются Объединенные Вооруженные Силы Содружества. Руководство Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве осуществляет Главное командование ОВСС. Главное командование состоит из Главнокомандующего, его первого заместителя — начальника штаба, заместителей и других должностных лиц.
Совет командующих Пограничными войсками
Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств — членов СНГ и состоит из руководителей их пограничных служб.
Межгосударственный экономический комитет
Комитет состоит из заместителей глав правительств и организует реализацию решений Совета глав государств и Совета глав правительств, заключенные в рамках СНГ международные договоры.
Межгосударственный банк
Межгосударственный банк организует платежный оборот и клиринговые расчеты между государствами — членами СНГ.
Экономический суд СНГ
В целях обеспечения единообразного применения соглашения государств Содружества создан Экономический суд СНГ, который не является органом Совета глав государств, а занимает самостоятельное положение. Деятельность Суда регламентирована Уставом СНГ и Положением об Экономическом суде СНГ 1992 г. К ведению Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:
возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями органов Содружества;
о соответствии нормативных и других актов государств СНГ принятым по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества;
других споров, отнесенных к ведению Суда соглашениями Содружества.
Споры рассматриваются в Суде по заявлению заинтересованных государств, а также органов Содружества.
Суд также осуществляет толкование применения актов Содружества и законодательства бывшего Союза ССР.
Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Судьи избираются (назначаются) каждым государством в порядке, установленном для судей высших арбитражных (хозяйственных) судов, сроком на 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются судьями на пять лет и утверждаются Советом глав государств.
Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из всех судей Суда, а также председателей высших арбитражных (хозяйственных) судов государств Содружества. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда, принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения актов СНГ, разрабатывает предложения по устранению коллизий в законодательстве стран СНГ.
Местопребывание Суда — г. Минск.
Комиссия по правам человека
Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека в рамках СНГ. Комиссия состоит из представителей государств — членов СНГ и находится в г. Минске.
Межпарламентская Ассамблея
Конвенция о Межпарламентской Ассамблее 1995 г. определила ее как межгосударственный орган СНГ.
Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций стран СНГ. Ассамблея проводит межпарламентские консультации, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности парламентов. Место пребывания Ассамблеи — г. Санкт-Петербург.
Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод: с точки зрения международного права Содружество Независимых Государств представляет собой региональную международную организацию, обладающую определенной спецификой.
§ 4. Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:
межгосударственная ассоциация свободной торговли;
таможенный союз;
общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
валютный союз.
Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.
В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономический комитет.
В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.
Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств — членов СНГ.
Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).
Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.
В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.
Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза Членами Совета являются члены правительств государств Союза Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.
Штаб-квартира Совета находится в Москве.
В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, б января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унифицикация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.
На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств.
Документы и литература
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Народный депутат. 1992. №1.
Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. // Народный депутат. 1992. № 1.
Соглашение о координационных институтах Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. // Народный депутат. 1992. № 1.
Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. // БМД. 1994. № 1.
Решение об утверждении Положения о Совете министров государств — членов СНГ 1993 г.//БМД. 1994. №12.
Соглашение о Положении о Совете министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств 1993 г. // БМД 1993. № 7.
Соглашение о Положении о Совете командующих Пограничными войсками 1993 г. // БМД. 1994. № 8.
Решение об утверждении Положения о постоянных полномочных представителях государств — членов СНГ при уставных и иных органах Содружества 1993 г. // БМД. 1994. №11.
Соглашение о статусе Экономического суда СНГ 1992 г. // БМД 1994. № 9.
Соглашение об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. // БМД. 1993. № 8.
Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г. // БМД. 1994. № 9.
Договор о создании Экономического союза 1993 г. // БМД. 1995. № 1.
Соглашение о Таможенном союзе 1995 г. // БМД. 1995. № 6.
Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. // БМД. 1995. № 6.
Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств 1995 г.// БМД 1995. № 9.
Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ 1995 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3.
Игнатова Н.С. Содружество Независимых Государств и проект Евразийского Союза // Правоведение. 1995. № 2. С. 77—82.
Королев Ю.А. Проблемы соотношения законодательства государств — участников СНГ и актов органов Содружества // ГиП. 1995. № 2.
«Круглый стол» журнала «Государство и право» — Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств//ГиП. 1993. №7. С. 100—111.
Курс международного права. В 7 т. Т. 7. М., 1993.
Освободившиеся страны и международное право. М., 1987.
Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств // 1994. № 7.
Пустогаров В.В. Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств // ГиП. 1993. № 2.
ГЛАВА 14. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
§ 1. Международное право и дипломатия
Дипломатическая деятельность государства — это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного правопорядка и законности.
Государства осуществляют дипломатическую деятельность в различных правовых формах: международные переговоры, заключение международных договоров, дипломатическая переписка, представительство государств в международных организациях и участие в работе международных конференций.
Дипломатическая деятельность государств регулируется нормами международного и национального права, в которых устанавливаются органы внешних сношений государств, регламентируются их полномочия, определяются формы дипломатической деятельности и другие вопросы.
§ 2. Понятие и источники права внешних сношений
Право внешних сношений — это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.
Источниками права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы как универсального, так и локального характера.
В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., регламенты палат Федерального Собрания, Положение о министерстве иностранных дел РФ 1995 г., Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., Консульский устав 1976 г. и другие акты.
§ 3. Органы внешних сношений государств
Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.
К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федеральным законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ, в частности: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.
Государственная Дума принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ.
Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомственных договоров.
Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 г.: разрабатывает общую стратегию внешней политики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских физических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.
Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ относятся: Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба и др.
Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.
§ 4. Дипломатические представительства
Виды и функции дипломатических представительств
Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.
Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами (например, Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить полномасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения посольства Великобритании в РФ.
Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно исполняющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).
Класс, к которому принадлежит глава, представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений
Дипломатические представительства выполняют следующие функции:
представительство своего государства в стране пребывания;
защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;
ведение переговоров с правительством страны пребывания;
выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;
поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.
Назначение главы представительства
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.
По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота — документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название — «верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства — поверенный в делах).
В РФ главы дипломатических представительств в иностранных государствах назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ.
Персонал дипломатического представительства
Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, остальные — министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.
Административно-технический персонал — это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.
Дипломатические привилегии и иммунитеты
Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.
Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.
Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
2) Помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.
4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета.
5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.
Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.
2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.
4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.
§ 5. Посольство Российской Федерации
Посольство РФ является государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим представительство России в государстве пребывания.
Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством.
Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.
Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.
Основными задачами и функциями посольства являются:
представительство РФ в государстве пребывания;
обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания;
выполнение поручений Президента РФ, Правительства, МИД России, а также согласованных с МИДом поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России;
сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
обеспечение развития сотрудничества РФ с государством пребывания, оказание содействия государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установлении контактов с представителями государства пребывания;
участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением договоров РФ с государством пребывания;
защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц;
выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений РФ;
выполнение других функций.
Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом РФ. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве.
В случае отсутствия посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников посольства.
В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
§ 6. Торговые представительства
Торговые представительства, как правило, рассматриваются в качестве части дипломатического представительства государства и на них распространяется действие Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Торговые представительства осуществляют внешнеэкономическую деятельность от имени государства. В функции торговых представительств входят: представительство интересов государства в области внешней торговли; изучение условий и норм о торговой деятельности в данном государстве; выдача разрешений и утверждение внешнеэкономических сделок от имени государства и др.
Государство несет ответственность по обязательствам торгового представительства.
§ 7. Консульские представительства
Виды и функции консульских представительств
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые из дипломатических функций.
Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств.
Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство в отличие от дипломатического действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.
При назначении на должность консул получает письменное полномочие — консульский патент. Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. Экзекватура оформляется в форме записи на консульском патенте либо в виде отдельного документа.
В РФ консульские учреждения подчинены МИД РФ и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИД.
Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений РФ входят:
защита за границей прав и интересов РФ, российских физических и юридический лиц;
содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;
учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан РФ;
воинский учет граждан РФ;
обеспечение и защита прав граждан РФ, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме или отбывающих наказание;
выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;
регистрация актов гражданского состояния;
совершение нотариальных действий;
легализация документов;
содействие военным кораблям РФ, морским и воздушным судам;
иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.
Персонал консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.
Консульские привилегии и иммунитеты
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.
Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.
Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:
2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.
3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.
5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.
2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.
3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим
§ 8. Постоянные представительства государств при международных организациях
Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами.
Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет организацию о назначении, должности, звании сотрудников представительства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о местонахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.
Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:
обеспечении представительства посылающего государства при организации;
поддержании связи между посылающим государством и организацией;
ведении переговоров с организацией и в ее рамках;
выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства;
обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;
защите интересов посылающего государства по отношению к организации;
содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.
Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительств. В их числе:
обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов по отношению к организации, поддержание связи с ней;
выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщения о ней правительству посылающего государства;
содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.
Привилегии и иммунитета постоянных представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов и документов, освобождение от налогов и сборов и т.д.
§ 9. Специальные миссии
В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.
Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.
Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.
Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.
Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.
Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.
Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.
Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.
Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:
о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;
о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;
о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;
о назначении главы специальной миссии;
о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.
Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.
Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.
Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.