<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Давайте попробуем расклассифицировать известные вам чувства. Например, чувства бывают положительные и отрицательные по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Можно выделять чувства, направленные на других людей, и чувства, направленные на самого себя. К первым относятся любовь, благодарность, зависть, презрение. Ко вторым - самодовольство, стыд, раскаяние. Есть чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира - огорчение, разочарование, радость. Целая группа чувств связана с инстинктом самосохранения - страх, тревога, испуг. Есть и переходные, "промежуточные" чувства, которые могут быть отнесены к нескольким группам: например, злость и досада могут быть направлены и на других, и на себя.
 Материал для практического занятия
  Практикум по этой теме желательно проводить в форме тренинга. Учащимся предлагается система эмоциональной гимнастики - это упражнения, в которых подростки демонстрируют и распознают эмоциональные состояния друг друга.
 Пример 1. "Мимика".
  Педагог последовательно поворачивается к разным подросткам и с помощью мимики и позы изображает для каждого из них некоторое эмоциональное отношение. Обида, восхищение, усталость, ужас - это вполне по силам изобразить учителю и опознать учащемуся. Последний может обратиться к помощи тех, кто сидит рядом.
  Потом педагог предлагает продолжить этот ряд эмоциональных отношений кому-то из участников тренинга.
  Задание может постепенно усложняться : ребята могут разбиться на пары, выбрать себе роли и без слов разыграть этюд, в основе которого лежит некоторый эмоциональный сюжет ( например, ссора в кафе между приятелями, неприятный разговор с директором школы, поход к зубному врачу и т.д.). Задача зрителей - определить эмоциональное состояние исполнителей и оценить, с помощью каких невербальных средств это состояние было передано.
 Пример 2. "Отгадай вещь".
  Участники садятся в круг. Тренер мимикой, жестами, телодвижениями изображает действия с неким всем известным предметом. Главное, чтобы этот предмет отгадал тот, кто сидит в круге. Если он отгадал, то кивает тому, кто изображает предмет. Первый участник как бы передает изображавший предмет второму, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй участник изображает деятельность со своим новым предметом. Отгадывает вся группа, но кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий подросток. Второй передает свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение совершает круг. Последним отгадывает первый участник.
  Приведем примеры только названий вещей, которые часто загадываются в этом упражнении: зонтик, спички и сигареты, фотоаппарат, нож и вилка, пишущая машинка (клавиатура), утюг, цветы, зеркало и т.п.
  Подробное описание данных упражнений можно найти в следующих пособиях:
 Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие. Москва, Академия, 2001.
 Фопель Клаус. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.Москва. Генезис.1999.
  Если занятие проводит психолог, в практикуме возможно использование элементов аутогенной тренировки. Подготовка к аутотренингу предполагает беседу о психической саморегуляции, ее механизмах и возможностях. Аутогенная тренировка позволяет более эффективно овладеть собственными эмоциями, тренировать волю, память, концентрировать внимание, вырабатывать привычку к самонаблюдению и самоотчету.
 Тема 3. "Кризисные состояния и успешность
 переживания". (2 часа)
 Цель: Создание благоприятных условий для самопознания, осознания подростком сильных сторон своей личности, анализ одной из типичных кризисных ситуаций и разработка стратегии поведения - преобразующей, адаптивной, защитной или самопоражающей.
 Основные понятия: Кризисная ситуация как возможность саморазвития. Стратегии преодоления кризисных ситуаций: преобразующие, адаптивные, защитные техники, самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания, суицид). Ситуации учебной и внеучебной деятельности. Как успешно сдать экзамен. Новенький в классе.
 Методические рекомендации: Во время занятий по данной теме происходит формирование представлений о кризисных ситуациях жизни как возможности для саморазвития; анализ неконструктивного разрешения предыдущих кризисных ситуаций, формирование представлений подростка о своих способностях к совладанию с проблемой в кризисной ситуации.
  Рекомендуется эту тему поручить провести школьному психологу в режиме подгрупповых занятий. Для работы каждому учащемуся необходимы тетрадь или листы для рабочих записей, "Дневник значимых переживаний", цветные карандаши, акварель, кисти.
  Желательно, чтобы помещение (классная комната) была оборудована шторами для затемнения, аудио- и видеоаппаратурой. Пространство класса должно позволять проводить работу за партами, "в кругу", выполнять двигательные упражнения.
  Можно порекомендовать использование в этой теме видеосюжетов из фильмов, где герои переживают кризисные ситуации жизни ("Общество мертвых поэтов", "Форрест Гамп" и др.)
 Схема построения занятия
 * Ритуал приветствия (разминка, требующая эмоциональной выразительности)
 * Рефлексия эмоционального состояния ( вербальные и невербальные техники - графика, цветопись) Обучение работе с Дневником значимых переживаний
 * Основной блок (групповая дискуссия, игровые приемы, элементы психодрамматизации, арттерапии, музыкотерапии)
 * Блок приемов саморегуляции (психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и т.д.)
 * Рефлексия эмоционального состояния. Ритуал прощания.
  Если занятия по этому блоку проводит учитель, рекомендуется остановиться на форме групповой дискуссии о содержании кризисных ситуаций в учебной и внеучебной деятельности. Подробно остановиться на ситуации экзаменов. Выработать всем классом правила поведения во время экзамена.
  В качестве основы для подобного разговора можно предложить публикацию в прессе, видеосюжет или реальные события, происходившие в классе. Мы, в качестве примера предлагаем статью С.Степанова "Репетиция успеха", опубликованную в газете "Школьный психолог".
 С РАЗНЫХ С ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
  Теоретически экзамен представляет собой вспомогательную оценочную процедуру в учебном процессе. Сам по себе он ничего не прибавляет к знаниям учащихся. Но весь учебный процесс в старших классах оказывается сориентирован на этот решающий рубеж. Само усвоение материала подчиняется требованию воспроизвести его на экзамене. Это облегчает итоговое испытание, поскольку целенаправленная подготовка к нему осуществляется заблаговременно и поэтапно. Однако в подростковом и юношеском возрасте отдаленное планирование еще представляет для человека почти невыполнимую задачу. Большинство школьников не воспринимают экзамены всерьез, пока те не замаячат в ближайшей перспективе. Поэтому львиная доля подготовки, как правило, приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение, причем троякого рода.
  Во - первых, успешное прохождение испытания требует владения большим объемом знаний, который еще незадолго до экзамена представлен в сознании большинства учеников недостаточно полно и систематизировано. Поэтому на завершающем (а по сути - главном) этапе подготовки требуется интенсивное освоение огромного материала. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации. С помощью волевого усилия возможно немного расширить эти рамки, но это связано с большим напряжением. Поэтому интенсивное "накачивание" информации и ее правильное воспроизведение на экзамене - серьезная интеллектуальная задача, связанная с большой нагрузкой на мозг.
  Во - вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями. Неопределенность результата на этапе подготовки порождает опасения, тревогу и неуверенность - так называемый экзаменационный стресс. Педагоги знают, что нередко ученик волнуется так сильно, что это просто мешает ему пройти испытание на уровне своих знаний и способностей.
  В - третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика, его отношения к учебе и к самой экзаменационной процедуре. Поэтому мотивационно - волевая готовность оказывается не менее важна, чем интеллектуальная и эмоциональная.
  Как же достичь такой комплексной готовности? Одни ребята с головой уходят в подготовку, с утра до ночи просиживают над учебниками, пользуя свой измученный мозг крепким кофе вперемешку с валерьянкой. Другие, наоборот, стараются максимально отвлечься, полагаясь на ранее усвоенные знания и на везение. И те и другие, как правило, на экзаменах не блещут. Легче всего даются экзамены тем, кто избирает третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендуемый психологами.
 ПОСМЕЕМСЯ НАД СТРЕССОМ
  Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на "жаворонков" и "сов" и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Родителям ученика и ему самому надо разобраться, к какому типу он принадлежит. Для "жаворонка" лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик - скорее "сова", то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне. Впрочем, в экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток. Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство - даже безобидная валерьянка - оказывает тормозящее действие на нервную систему. В подростковом жаргоне тормозом называют тугодума, человека туповатого и плохо соображающего. Так что не следует становиться таким тормозом добровольно. Ученик, опившийся перед экзаменом валерьянки, рискует не вспомнить даже то, что прочитал накануне. А в качестве снотворного, если в том есть необходимость, лучше всего использовать древнейшее средство - мед, который к тому же прекрасно питает мозг.
  Питание молодого организма в это время, как и в любое другое, должно просто быть регулярным и полноценным (то есть достаточно калорийным и витаминизированным). Не следует увлекаться таким популярным стимулятором, как кофе. Тому, кто с чашечки кофе привык начинать свой день, оно действительно полезно. А вот большие дозы, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо, наоборот, вогнать в депрессию.
  Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой - например, для разрядки поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах, либо просто погулять. Посвященный этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками. Кто - то, наверное, сочтет, что для полноценной разрядки совсем здорово было бы сходить, например, на дискотеку. Но такое времяпрепровождение лучше отложить на послеэкзаменационную пору. Действительно, энергичные танцы под бодрую музыку дают немалую физическую нагрузку и приносят положительные эмоции. Однако эту нагрузку и эти эмоции современные дискотеки обеспечивают даже в избытке, что само по себе становится для организма и психики довольно сильным стрессом.
  Однако на фоне естественного и вполне объяснимого беспокойства положительные эмоции в разумных пределах просто необходимы. Порой родители, стремясь создать ребенку наилучшие условия, буквально запирают его дома, запрещают гулять, смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с друзьями даже по телефону. В итоге у бедного ученика создается полное впечатление, что он под домашним арестом. А естественное состояние арестанта - уныние и тоска. Родителям нелишне было бы вспомнить свои школьные годы и собственное состояние перед экзаменом. Тогда, может быть, они попытались бы защитить ребенка эмоционально. А это очень просто: не нужно накалять обстановку, провоцировать конфликты и нервничать по всякому поводу. Куда лучше просто вместе погулять и поговорить о жизни: после этого легче становится на душе и старшим, и младшим. Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Конечно, фильм ужасов или скулодробительный боевик энтузиазма перед экзаменом не прибавят. Зато забавная комедия или эксцентричное шоу могут оказаться чудодейственными. И это не преувеличение. В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Не смотревшие фильма или смотревшие фильм невеселый в большинстве своем с задачей не справились. Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это - только к лучшему.
 О ПОЛЬЗЕ ШПАРГАЛОК
  Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации. Как же правильно построить работу? Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30 % прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора - два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне. При этом нельзя забывать про коварные психологические "ловушки". Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где - то когда - то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!
 Еще одна ловушка - эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
  Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...
 НЕ ДУМАТЬ О ПРОВАЛЕ
  Экзамен - волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована прежде всего необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване - пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен. Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ - стоя "у доски", может быть даже в том же костюме, в котором отправишься на экзамен. О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого - то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.
 Кто - то мудро заметил: "Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились". Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...
  Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
 Сергей СТЕПАНОВ
 Тема 4. "Гений общения: как понять другого".(1 час)
 Цель: Сформировать у учащихся навыки общения со сверстниками (повысить коммуникативную компетентность).
 Основные понятия: Мой круг общения. Общение в группах- больших и малых. Давление групповых норм. Конформность, устойчивость, внушаемость. Правила доверительного общения. Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Ссоры в семье. Причины, "безопасные" стратегии поведения. Техники эффективного слушания и высказывания.
 Методические рекомендации: Во время данного занятия проводится социально-психологический тренинг. Вводится понятие групповых норм поведения. Обсуждаются понятия конформность, устойчивость, внушаемость. Происходит усвоение правил доверительного, делового, формального общения и изучение техник эффективного общения - слушания и высказывания. Рекомендуется предварительное проведение социометрии в классе.
 Примерный сценарий тренинга
 * Знакомство. Разминка. Принятие правил поведения в тренинговой группе.
 * Дискуссионная часть. Вводится определение коммуникации, коммуникативной компетентности, определяется цель и задача занятия по повышению коммуникативной компетентности. В зависимости от специфики социально-психологической структуры класса, дискуссия может быть сформирована вокруг какого-то ключевого понятия, например, контактность, застенчивость, конфликтность, агрессивность, конформность, устойчивость, внушаемость и т.д.
 * Игровая часть. Она может состоять из системы этюдов, которые обсуждаются в группе ( как познакомиться с девушкой, как вести себя в незнакомой компании и т.д.).Разыгрываются ситуации, в которых участники группы обращаются с просьбой к кому-либо из сверстников
 * просят помочь в каком-либо деле;
 * предлагают свою помощь;
 * просят внимания.
 * Проводится анализ разыгрываемых ролей. Полезно предложить учащимся меняться ролями. Обсуждаются различия видения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится человек.
 * Обсуждение итогов. Ритуал окончания встречи. Здесь возможны несложные тренинговые упражнения, направленные на поддержание позитивного отношения участников тренинга : "Цветы", "Комплименты" и т.д.
 Материал для учителя
  Общение может выполнять следующие функции:
 * информационно-коммуникативная - для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;
 * познание людьми друг друга - осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;
 * организация межличностных взаимоотношений - предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;
 * взаимовлияние людей друг на друга - проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске "слабых точек" в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
  К невербальным (внесловесным) средствам общения относятся: паралингвистические (мелодика речи, дикция, интонация, использование пауз, повышения-понижения тона, тембровые изменения) и экстралингвистические (мимика, жесты, цветозвуковые параметры помещения, акустика) средства.
  К вербальным средствам общения относятся техники слушания и высказывания. В любом высказывании присутствует уровень информационный и уровень эмоциональный. В соответствии с этим обратная связь, поступающая от слушателя, может быть отражением информации или чувств говорящего. Вид слушания, в котором проявляется отражение информации, называется активным слушанием. Применяется в ситуациях, когда партнер по общению равен или занимает доминирующую позицию.
 Активное слушание предполагает:
 * заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза заинтересованного слушателя, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
 * уточняющие вопросы;
 * вопросы, построенные по типу: "Правильно ли я понял, что...?" (с пересказом своими словами указаний или претензий собеседника);
 * получение ответа на свой вопрос.
  Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Целью пассивного слушания является помощь партнеру в преодолении состояния аффекта, приведение его в состояние относительного спокойствия. Пассивное слушание предполагает:
 * демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику;
 * поддерживающие "угу-реакции" ("Да, да, угу-угу" и т.п.);
 * уточняющие вопросы, помогающие "выговориться" собеседнику
 ("И что она Вам ответила?", "Как отнеслись к этому Ваши близкие?" и т.п.).
  Эмпатическое слушание - вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора. Эмпатическое слушание предполагает:
 * избегание оценок и толкования, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного: "Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер", спросим: "Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость?...");
 * точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
  Важными характеристиками и средствами эффективного педагогического общения являются:
 * рефлексия, как способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков;
 * эмпатия - сопереживание, вчувствование в другого человека, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им;
 * идентификация - уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.
  Эффективность педагогического общения зависит и от овладения педагогом навыком выражения чувств, техникой Я-высказывания. Техника Я-высказывания позволяет человеку:
 * свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит;
 * строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.
  Я-высказывание строиться по следующей схеме:
 * Описание ситуации, вызвавшей напряжение ("Когда это происходит...", "Когда я сталкиваюсь с тем, что...");
 * Точное называние своего чувства в этой ситуации ("Я чувствую... раздражение, горечь, беспомощность и т.д.");
 * Называние причин ("Потому что...", "В связи с тем, что...").
  В процессе педагогического общения могут проявляться различные стили поведения и руководства педагога.
  Автократический стиль - автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет.
  Авторитарный (или директивный) стиль - доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как к личности.
  Демократический стиль - уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.
  Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль - передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.
 
 Тема 5.8 "Думая о будущем: проблемы целеполагания
 и жизненной перспективы" (1 час)
 Цель: Научить подростков рациональному использованию времени, привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.
 Основные понятия: Я- реальное. Я- идеальное. Преодоление страха перед любым целеполаганием. Искусство достигать и искусство побеждать Письмо в будущее. Проект "Я в будущем" (самопрезентация). Построение жизненных целей и планов.
 Методические рекомендации: Данное занятие можно провести в форме развернутой дискуссии и группового обсуждения проблемы жизненных планов и перспектив. Проект "Я в будущем" в форме самопрезентации может быть осуществлен как итог занятия.
  Для изучения этой темы потребуется подготовительная работа учителя. В качестве подготовительного этапа работы рекомендуется предложить учащимся написать сочинение на тему "Мой день через 10 лет". Обсуждение предложенных моделей будущего может лечь в основу дискуссии на тему о жизненных перспективах.
  Перед занятием можно предложить вопросы для обсуждения (написанные на доске или распечатанные в форме анкеты) :
 1. Умеешь ли ты рационально использовать свое время?
 2. Легко ли тебе отличить среди повседневных дел важные и не очень важные?
 3. Всегда ли тебе удается правильно рассчитать свои силы и время?
 4. Как часто ты даешь обещание и не можешь его выполнить?
 5. Всегда ли твои цели соответствуют твоим потребностям?
  Методическим средством для работы по планированию времени, может быть, составление подростками специального дневника целей.
  Наиболее сложная, на наш взгляд, задача - научить подростка использовать ресурсы своей собственной личности и не бояться ставить перед собой жизненно важные цели.
  Можно предложить подросткам построить гистограмму "Моя жизнь":
  У каждого на листочке должно быть изображено две оси: горизонтальная "Время" (годы жизни) и вертикальная "Значимость события" от 0 до 10 баллов. Ось "время" задается самими учащимися (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события (от 0 до 10). Синим цветом обозначают события прошлого, красным - настоящего, зеленым - будущего.
  Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зеленого и синего цвета на этой гистограмме.
  Обсудите с учащимися получившиеся рисунки. Попытайтесь выяснить, многое ли из значимых событий зависело от обстоятельств? Можно ли их было предусмотреть?
  В ходе этого занятия необходимо научить подростков:
 1. Не торопиться соглашаться в ситуации психологического давления (классификацию или просто список видов такого давления легко можно составить вместе с учащимися)
 2. Принимать решение только после рассуждений о приоритете и затратах
 3. Честно говорить "нет", если не сможешь сдержать слово
 4. Предлагать компромиссы, то есть брать на себя посильную часть проблемы.
 5. При оценке ориентироваться не на заблуждения товарищей ("Мы же договорились!"), а на собственное решение, даже если ты не успел его высказать.
 6. Не забывать самому себе говорить "Молодец!", когда сдержал слово.
 Правовой блок (6 часов)
  Частью механизма социального регулирования отношения людей является мораль и право. В 10-11-х классах учащиеся продолжают знакомится с отраслями права.
  Охраной жизни и здоровья человека, общественных интересов, занимается государство. Посягательства на права и свободы людей жестоко им пресекаются, и наказываю через нормы Уголовного кодекса. Знание учащимися основных положений УК помогут предотвратить преступные замыслы и действия, воспитают гражданское повиновение закону.
  Знание норм УК и СК позволяет вооружить учащихся правовыми рычагами регулирования здорового образа жизни. С этой целью проводится систематизация и обобщение знаний учащихся в области теории права.
 
 
 Схема "Право"
  Система права Отрасль права Институт права Нормы права Гипотеза (условие) Диспозиция
 (правило поведения) Санкция
 (последствие)
  В юридической науке существует иерархия правовых норм, которой необходимо придерживаться при выстраивании цепочки рассуждений. При построении урока педагог пошагово продвигается в глубь изучаемой отрасли: определение отрасли, источники (формы) права, правоотношения, субъекты, объекты, институты, реализация норм права, юридическая ответственность.
 
 
 Методические рекомендации по правовым знаниям.
  Систематизация и изучение основ уголовного и семейного права РФ происходит в виде модуля. Модули "Уголовного право", "Семейное право" изучаются в курсе "Основы здорового образа жизни". Каждый модуль рассчитан на 6 учебных часов и имеет следующую структуру:
 Урок лекция или презентация - Урок тренинг - Урок практикум - Урок-лекция - Урок-тренинг - Видео урок (урок-форма)
  Такая логика расположения занятий позволяет вести учеников от теории к практике и наоборот, что делает усвоение материалов более осознанным. Учащиеся при изучении модулей приобретают навыки работы с правовыми документами и их комментариями. От коллективного рассмотрения статей кодексов и соотнесения их с научной литературой необходимо идти до индивидуального изучения норм права и практического их применения к конкретным случаям.
  Особое внимание педагог должен обратить на подбор примеров: сначала рассматриваются элементы отвлеченного преступления, затем отвлеченные примеры всего преступления, и только в последствие, когда ученики приобрели навыки анализа преступлений, изучается конкретный пример с полным разбором его элементов.
  Методика решения задач:
 * Ознакомление с задачей;
 * Определение каждого понятия задачи;
 * Определения вида (классификация);
 * Решение задачи.
  Так как словесные методы играют большую роль при изложении материала, то выбираемые определения понятий должны быть четкими, простыми для понимания детей 15-16 лет, логически выстроенными. Поэтому оправдано сочетание объяснения с условной наглядностью. Т.о., модули должны развивать правовое сознание учащихся, формировать правовую направленность поведения и активную гражданскую позицию.
 Тема 1: "Уголовное право как отрасль права.
 Преступление"(1час)
 Цель: обобщение знаний учащихся об основах публичного права; ознакомление с уголовно-правовым регулированием; рассмотрение преступления, его состава и стадий совершения.
  Основные понятия: право, отрасль права, система права, институты права, нормы права; уголовное право (уголовный кодекс), общая часть УК, особенная часть УК, преступления, состав преступления, стадии совершения преступления.
 Оборудование: схема, карточки.
 Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс, учебник по уголовному праву (общая часть).
 Методические рекомендации: рекомендуется комбинированный тип урока, вид урока - презентация или лекция. Вначале урока необходима актуализация знаний учащихся в области права. Можно провести вводную (или повторительно-обобщающую беседу) используя следующие вопросы:
 * Что такое право?
 * Дайте определение системе права. Чем отрасль права отличаются от институтов права?
 * Какие отрасли вам известны?
 * Что такое нормы права?
  Далее рекомендуется составить оргсхему "Право".
  В ходе аналитической беседы учащиеся под руководством педагога вырабатывают определение уголовного права, либо определение вычитывается из содержания курса "Уголовное право". Учитель описывает источники уголовного права - это Конституция РФ и Уголовный кодекс. Раскрывая структуру данной отрасли, детям демонстрируется общая и особенная часть УК. Из ст. 14 УК учащиеся знакомятся с определением преступления. Необходимо обратить их внимание на то, что данное определение имеет 4 составляющих:
 1. Виновность
 2. Общественная опасность
 3. Уголовная противоправность
 4. Наказуемость
  С помощью объяснительно-иллюстративного метода раскрывается состав преступления
 
  (схема "Состав преступления").
  объект интересы благо деяние объективная сторона связь Состав преступления последствия 16(14) лет субъект - лицо вменяемость физ. лицо субъективная сторона
 мотив
 
 цель
 вина
 эмоциональное
 состояние
  Особо описываются субъект преступления и вина (возможна схема "Вина").
  В качестве иллюстрации состава преступления и закрепления его элементов возможно комментирование педагогом отвлеченного примера преступления. Далее рассматриваются стадии совершения преступления:
 1. Приготовление к преступлению
 2. Покушение на преступление
 3. Окончание преступления.
  Сочетание первой и второй стадии образуют неоконченное преступление.
  Учитель формулирует проблему с помощью конкретных примеров: "Существует ряд условий, обстоятельств, при которых имеется полный состав преступления, но оно таковым не признается - это обстоятельства, исключающие преступность деяния" (глава 8 УК РФ). Какие признаки преступления отсутствуют у таких деяний?
  Домашнее задание: найти в УК РФ главу 8, познакомиться с обстоятельствами, исключающими преступность деяния.
  Тема 2: "Виды преступлений"(1 час)
 Цель: знакомство с классификацией преступления и некоторых его видов (преступления против жизни и здоровья, преступления против личности, свободы, чести и достоинства личности...); формирование навыков работы с правовыми документами.
 Основные понятия: Конституция РФ, Уголовный кодекс, преступление, его состав, виды преступлений, преступления против личности.
 Оборудование: таблица, схемы.
 Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.
 Методические рекомендации: рекомендуется проведение комбинированного урока (по виду урок-тренинг). Целесообразнее на первом этапе занятия закрепить (откорректировать) знания учащихся об уголовном праве вообще и преступлении в частности. Репродуктивный метод воспроизведения материала учащихся комбинируется с заданиями на развитие логики. Например, сравните:
 Преступление-деяние; Объект преступления - субъект преступления; Оконченное - неоконченное преступление...
  На данном уроке модуля "Уголовное право" анализируются только отвлеченные примеры преступления.
  В течение вводной беседы учащиеся припоминают, что, согласно Конституции РФ, ст. 2 высшей ценностью является человек, его права и свободы. В целом и первая, и вторая глава Конституции РФ не изменяемы. Нарушение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, чаще всего квалифицируется как преступление. С помощью таблицы "Виды преступления" педагог бегло характеризует их.
 Таблица. Виды преступлений.
 Конституция РФ Уголовный кодекс А) Права и свободы человека
 1. Личные права и свободы А) Преступление против личности
 1. Преступление против жизни и здоровья (16 гл.) 2. Преступление против свободы, чести и достоинства личности (17 гл.) 3. преступления против половой неприкосновенности и половой свободоличности (18 гл. УК) Политические права 4. преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (19 гл. УК) Социальные права 5. Преступления против семьи и несовершеннолетних (20 гл. УК) Экономические права Б. Общество. В. Государство. По выбору педагога рассматриваются 2-3 преступления против личности, которые чаще всего совершают дети 15-16 лет. Об одном из преступлений против личности повествует учитель: вид преступления состав его, стадии совершения преступления, конкретный пример. Затем учащиеся под руководством педагога рассматривают другой вид преступления против личности по следующему алгоритму: - чтение статей УК - чтение комментария к данной статье - изучение состава преступления (по учебнику "Уголовное право. Особенная часть" - приведение примеров.
  Домашнее задание: подготовиться к уроку-практикуму по теме "Преступление против семьи и несовершеннолетних". Класс разбивается на 8 групп. Каждая группа - это эксперты-юристы по одной из статей 20 главы УК.
 Тема 3 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" (1 час)
 Цель: познакомится с понятием и видами преступлений против семьи и несовершеннолетних.
 Основные понятия: Конституция РФ, уголовный кодекс, преступление, его состав и виды, преступление против семьи и несовершеннолетних.
 Оборудование: схема.
 Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ с комментариями, учебники по уголовному праву, выписки (вырезки) из газет, журналов.
 Методические рекомендации: Рекомендуется комбинированный тип урока (формирование и закрепление знаний, умений и навыков). Вид урока: урок-практикум.
  В начале занятия по ходу обобщающей беседы учащиеся повторяют материал, связанный с преступлениями. Что такое преступление? Каковы признаки преступления? Опишите состав преступления... Возможно использование элементов интеллектуальной игры, например, кроссворд.
  6. П Р 1. Д Е Я Н И Е С 2. О Б Щ Е С Т В О 3. У Г О Л О В Н Ы Й П Л 4. Н А К А З А Н И Е Н 5. В И Н А Е 1. Действие или бездействие, повлекшее за собою тяжелые последствия.
 2.Чьи интересы (блага) ущемляет преступление в целом.
 3. Кодекс, регулирующий отношения людей связанные с преступлениями.
 4. Что следует за преступлением?
 5. Что проявляется в виде умысла и неосторожности?
 6. Какой институт уголовного права обладает следующими признаками: деяние, общественная опасность, виновность, наказуемость.
  Учащиеся перечисляют виды преступлений.
  Далее педагог раскрывает понятие преступлений против семьи и несовершеннолетних, описывает источники появления данной главы УК РФ. Логика дальнейшей работы такова: Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, УК. Необходимо четко определить, что такое семья (из семейного кодекса) и кого считают несовершеннолетними (по УК). Затем каждая группа представляет свой вид преступления, остальные ученики принимают активное участие в осуждении его.
  Алгоритм работы.
 1. Чтение статьи УК РФ.
 2. Описание состава преступления.
 3. Обсуждение квалифицирующих признаков преступления.
 4. Приведение примера преступления (из газет, журналов)
 5. Обсуждение и рассмотрение примера.
  В заключение урока учитель вместе с учащимися составляет схему "Преступление против семьи и несовершеннолетних".
 Вовлечение несовершеннолетнего,
 Совершение преступления Уголовная ответственность за:
 
 
  Незаконное усыновление Совершение антиобщественных деяний Купля и продажа Разглашение тайного усыновления Уклонение от уплаты средств на содержание Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних потребление алкоголя Употребление одурманивающих средств Бродяжничество или попрошайничество Тема 4: " Уголовная ответственность.
 Наказание"(1 час)
 Цель: Познакомится с формами реализации уголовной ответственности; формировать юридическую ответственность как мотивационно - ориентировочную направленность личности.
 Основные понятия: Конституция РФ, Уголовный кодекс (общая часть) юридической ответственности и ее виды, уголовная ответственность, наказание и его виды, освобождение от уголовной ответственности, освобождение от уголовного наказания, амнистия, помилование, судимость, реабилитация.
 Оборудование: схемы "наказание", "юридическая ответственность".
 Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс (общая часть, учебники по уголовному праву).
 Методические рекомендации: Данный урок, это урок изучения нового материала, проводить его рекомендуется в виде лекции.
  С целью актуализации знаний учащихся по юридической ответственности, педагог проводит вводную беседу по следующим вопросам: Что такое ответственность?
 Почему выделяют юридическую ответственность?
 Каковы виды юридической ответственности?
  Возможно применение схемы "Юридическая ответственность". (организация преподавания права в общеобразовательном учреждении: Региональный опыт: сборник материалов. М "Новый учебник", 2002. с 210.
  Уголовная ответственность как правоотношение - это осуждение
 ( и наказание) лица, совершившего преступление, и принуждение его к исполнению правовой обязанности претерпевать лишения личного или имущественного характера.
  Рассматривается объект, субъект уголовной ответственности.
 Уголовное наказание - это реакция государства на совершенное лицом преступление, оно обладает рядом признаков. Педагог бегло описывает признаки наказания и представляет схему "Виды уголовных наказаний" (объяснительно-иллюстративный метод) однако существуют виды освобождения от уголовной ответственности:
 1. деятельное раскаяние (ст. 75)
 2. примирение с потерпевшим (ст. 76)
 3. изменение обстановки (ст. 77)
 4. истечение срока давности (2-15 лет)
 5. амнистия (ст. 84)
  Текущее закрепление основных понятий и просмотр (зарисовка) предложенных учителем схем.
 Домашнее задание. Усвоение материала лекции.
 Тема 5: "Уголовная ответственность
 несовершеннолетних"(1 час)
 Цель: углубление знаний в области уголовной ответственности, отработка навыков изучения правовых документов.
 Основные понятия. Конституция РФ, Уголовный кодекс, преступление, уголовная ответственность несовершеннолетних.
 Материалы: Конституция РФ, Уголовный кодекс (общая часть), учебники по уголовному праву.
 Оборудование: схема "наказаний".
 Методические рекомендации: Данный урок рекомендуется проводить как урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков (комбинированный). Вид урока: урок-тренинг (репетиция).
  В процессе повторения (корректировки) знаний учащихся, учитель отрабатывает основные понятия темы "уголовная ответственность", так как полученные сведения будут являться фундаментом для дальнейшего хода урока. Кроме репродуктивных методов игровых элементов, возможна постановка проблем: "Нужная ли смертная казнь в России", "Почему преступник должен нести наказание?", "Уголовная ответственность и дети".
  В составе преступления выделяют субъект.
 Кто является субъектом уголовного права? Детей, какого возраста называют малолетними? Как называют детей от 14 до 18 лет? На детей, какого возраста распространяется уголовная ответственность?
  Учащиеся под руководством педагога сравнивают уголовную ответственность детей и взрослых, читая Уголовный кодекс.
 * Уголовная ответственность несовершеннолетних (82 ст. УК).
 * Виды наказаний несовершеннолетних (ст. 88 УК).
 * Меры воспитательного воздействия (90 ст. УК).
 * Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних (75-90 ст. УК).
 * Освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних.
 * Срок давности.
 * Сроки погашения судимости (95 ст. УК).
 Алгоритм:
 * чтение статей;
 * припоминание учащимися общих положений УК;
 * сравнение положения несовершеннолетних и взрослых преступников;
  В конце занятия учитель организует дискуссию о реализации принципов права по отношению к детям: социальная справедливость и гуманизм.
 Домашнее задание. Повторить материал всего модуля.
 Тема 6: "Уголовный процесс" (1 час)
 Цель: создать представление об уголовном процессе. Изучить стадии и участников уголовного процесса.
 Основные понятия: Конституция РФ, Уголовно-процессуальное право, уголовный процесс, стадии уголовного процесса, субъекты уголовного процесса, меры пресечения.
 Оборудование: видеофильм, фотографии.
 Материалы: Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный процесс, учебник.
 Методические рекомендации: Данный урок, это повторительно-обобщающий урок. Его можно провести как видеоурок (желательно) или урок-драма.
  На первом этапе занятия проводится повторительно-обобщающая беседа по всему модулю "Уголовное право" или может быть использован обучающий тест с последующим обсуждением его результатов.
  Круг повторяемых вопросов должен быть ограничен основными понятиями уголовного права (Уголовное право; уголовная ответственность, преступление, его состав, стадии и виды; наказание, его виды, освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания).
  Учитель сжато сообщает задачи уголовного процесса:
 * быстрое и полное раскрытие преступления;
 * правильное применение законов;
 * привлечение виновных к ответственности;
 * предупреждение роста преступности.
  Стадии уголовного процесса:
 * возбуждение уголовного дела;
 * предварительное расследование;
 * назначение судебного заседания;
 * судебное разбирательство;
 * проверка;
 * исполнение приговора;
 * производство надзорной инспекции;
 * возбуждение дел по вновь выявленным фактам.
  Источники уголовно-процессуального права:
 * Конституция РФ,
 * Уголовно-процессуальный кодекс РФ,
 * Постановление конституционного Суда РФ.
  Субъекты уголовного процесса:
 * государственные органы (суд, судьи);
 * прокурор;

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу