<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Основные понятия: Мониторинг физического и психического состояния здоровья. Заполнение и регулярное ведение паспортов здоровья на школьников. Оперативная диагностика изменений в состоянии здоровья школьников. Тестирование и оценка физического состояния. Контроль за динамикой физического и психического развития школьников. Регулярный скрининг медицинских аспектов состояния здоровья школьников. Выявление групп риска по состоянию здоровья.
 Методические рекомендации:
  Занятие рекомендуется начать с теоретической части, во время которой педагог ознакомит ребят с основными понятиями темы. Затем предлагается раздать материалы анкет, которые школьники заполняют, а затем анализируют.
  В конце занятия педагог подводит учащихся к выводу о необходимости регулярного отслеживания состояния своего здоровья.
 
 Материалы для учителя
 ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ КЛАССА ____ школы № ____ за 200__/200__ уч.год
 Состав класса: ____ учащихся, в том числе __ мальчиков, __ девочек
 1. Состояние здоровья 1.1. Имеющиеся хронические заболевания Кол-во случаев % от общего Врожденные пороки Заболевания сердечно-сосудистой системы Заболевания органов дыхания Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное) Заболевания эндокринной системы (желез внутренней секреции) Заболевания нервной системы Аллергические и кожные заболевания Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата Лор-заболевания (ухо, горло, нос) Нарушения зрения, слуха Кариес Травмы (переломы, ожоги, черепно-мозговые травмы) за последний год Перенесенные оперативные вмешательства Иное 1.2. Медицинская группа Мальчики Девочки Суммарно Кол-во чел. % от общего Кол-во чел. % от общего Кол-во чел. % от общего Основная Подготовительная Специальная медицинская 2. Объем двигательной активности (время в минутах)
 ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Среднее за неделю / уч-ся Среднее за день /уч-ся Утренняя гимнастика (зарядка) Пешая ходьба (дорога до школы, по делам, прогулки) Подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня Школьные уроки физкультуры Спортивные занятия в секциях, клубах, бассейне, на тренажерах Занятия в художественной самодеятельности, танцы Туристические походы, походы в лес, гребля и др. Прогулки на велосипеде, роликах, лыжах, доске, автомотоспорт и пр. Работа физическая по дому (мытье полов, подноска воды, закупки и пр.) Сельскохозяйственные работы (на участке, на ферме, на огороде) Работа производственная физическая Общее время двигательной активности 3. Оздоровительные и профилактические мероприятия (указать цифровые данные)
 Проведение мероприятий Раз/год Спорт-оздоровит.занятия Кол-во %% Диспансеризация учащихся Занимаются спортом вне школы Профилактические прививки Занимаются в оздоровительных группах вне школы Дни здоровья, турпоходы В школьных спортивных секциях занимаются Школьные спортивные праздники Участие в районных, городских и др. спортивных соревнованиях В группах ЛФК занимаются Беседы о здоровье с учащимися (уроки здоровья) Спецмедгруппа включает детей Беседы о здоровье с родителями Выезжают в спорт.-оздоров. лагеря
 Количество детей Витаминизация Выпуск санбюллетеней, листков здоровья и др. Иное: АНКЕТА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕГОСЯ 11 класса _____ школы № _______________
 1. Состояние здоровья
  1.1. Имеющиеся хронические заболевания Отметить Врожденные пороки ( Заболевания сердечно-сосудистой системы ( Заболевания органов дыхания ( Заболевания желудочно-кишечного тракта ( Заболевания внутренних органов (печень, почки, иное) ( Заболевания эндокринной системы (желез внутренней секреции) ( Заболевания нервной системы ( Аллергические и кожные заболевания ( Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата ( Лор-заболевания (ухо, горло, нос) ( Нарушения зрения, слуха ( Кариес ( Травмы (переломы, ожоги, черепно-мозговые травмы) ( Перенесенные оперативные вмешательства ( Иное 2. Двигательная активность
 Хронометраж недельной двигательной активности учащегося
 ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс За нед Средн/день Утренняя гимнастика (зарядка) Пешая ходьба (дорога до школы, по делам, прогулки) Подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня Школьные уроки физкультуры Спортивные занятия в секциях, клубах, бассейне, на домашних спортивных снарядах и тренажерах Занятия в художественной самодеятельности, танцы Туристические походы, походы в лес, гребля и др. Прогулки на велосипеде, роликах, лыжах, доске, автомотоспорт и пр. Работа по дому (уборка, ручная стирка, закупка продуктов и др.) Сельскохозяйственные работы Работа производственная физическая (доставка газет, мытье автомобилей, уборка территории, уход за детьми и др.) Общее время двигательной активности 3. Питание
 Обычно я ем: (кол-во раз) Утром до школы: Питание в школе: Продукты питания мы обычно: едим каждый день едим 2-3 раза в неделю едим 1 раз в неделю едим по праздникам МЯСО, САЛО, РЫБА, КОЛБАСА
 (
 (
 (
 ( ФРУКТЫ,
 СОКИ
 (
 (
 (
 ( МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, СЫР, ПРОСТОКВАША
 (
 (
 (
 (
 Тема 3: "Профилактические мероприятия в режиме дня девушек и юношей" (1 час)
 Цель: сформировать представления о профилактических мероприятиях как способе поддержания и сохранения здоровья. Познакомить с комплексами профилактических упражнений.
 Основные понятия: Режим дня, профилактические упражнения, методы снятия утомления.
 Методические рекомендаци:
  В начале урока учитель проводит экспресс-диагностику хронической утомленности. На основании ее результатов создается положительная мотивация к восприятию материала занятия.
  В ходе беседы учитель выясняет, насколько школьники понимают понятие "профилактика" и сущность профилактических упражнений. Описывает и, при возможности, проводит на практике примеры профилактических упражнений
  Поскольку данный урок является одним из заключительных, педагог обязательно останавливается на том, что ребятам предстоят серьезные экзамены, учеба в ВУЗах, работа. Поэтому необходимо научиться элементарным приемам снятия переутомления. Необходимо подготовить и раздать старшеклассникам комплексы таких упражнений.
 Тема 4: "Основы здорового образа жизни" (1 час)
 Цель: формирование убежденности в необходимости здорового образа жизни, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, понимания того, что здоровый образ жизни составляет основу счастливой жизни человека; пропаганда здорового образа жизни.
 Основные понятия: Образование в области здоровья. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Основы здорового образа жизни. Факторы структуры здорового образа жизни: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; психосексуальная и половая культура, рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек; образование. Духовный фактор. Здоровый образ жизни - основа счастья человека.
 Методические рекомендации:
  Заключительный урок является результативно-обобщающим и проходит в виде учебно-теоретической конференции, на которой ученики демонстрируют самостоятельно подготовленные доклады (2-4-минуты) по основным понятием темы. Конкретная тематика сообщений разрабатывается совместно с учителем за 2-3 месяца до конференции. Афиша с программой конференции за неделю вывешивается в вестибюле школы (с указанием регламента). Выбирается президиум конференции. Тезисы докладчиков могут быть иллюстрированы таблицами, схемами, видеозарисовками и, в дальнейшем, представлены в виде методического пособия для других классов.
 Рекомендуемая литература:
 1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.
 2. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
 3. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. 1993. № 46.
 4. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль. 1988.
 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992.
 6. Берлянд И.Е. Школа диалога культур // Школьные технологии. - 1999. № 1-2. С.100-105.
 7. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.
 8. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.
 9. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - М., 1982 (или более поздние переиздания).
 10. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем./ Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
 11. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.
 12. Вислоцкая М. Радость любви. М.: Панорама, 1994.
 13. Гипниус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.
 14. Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.
 15. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. - М: Мир, 1992. С.26-29, 53-55.
 16. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.М. Народное образование, 2001
 17. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., Народное образование, 2001.
 18. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебн. пособие. М.: Вестник, 1997.
 19. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
 20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии..Питер, 2000.
 21. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
 22. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.
 23. Карелин А.А. Психология изменений. - Саратов: "Научная книга", 2000. -352 с.
 24. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - Кемерово, 1991.
 25. Ковалев С. В. Психология семейных отношений М.: Педагогика. 1987.
 26. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.
 27. Козлов Н.И. Вопросник "Семейный договор" (Приложение к книге "Как относиться к себе и людям"). М. 1994.
 28. Козлов Н.И. Синтон-программа. Лучшие психологические игры и тренинги. М. 1996.
 29. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985.
 30. Кривцова С.В. Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины",М.,Генезис, 1997
 31. Кроль Л.М.,Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. Класс, 1993
 32. Культура семейных отношений.. М.: Знание, 1980.
 33. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.М., 2001
 34. Лезова. - М.: Республика, 1995. С.15-92.
 35. Лук А.Н. Эмоции и личность. Знание, 1982.
 36. Макеев Т. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.
 37. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.
 38. Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.
 39. Мацковский М., Золотова Т. Закон весов или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни. М., 1980.
 40. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., Просвещение., 1993
 41. Обозов Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М., Знание, 1986. отношений
 42. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./ Общ. Ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро. - М.: Прогресс, 1992. - 240 с.
 43. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997
 44. Прибрам К. Языки мозга. - М.: Прогресс, 1975. - 464 с.
 45. Прутченков А.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
 46. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
 47. Прихожан А.М. Психологический справочние для неудачника, или как обрести уверенность в себе.М., Просвещение, 1994
 48. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.М., 1996.
 49. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., Владос, 2000.
 50. Психология и этика: опыт построения дискуссии Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. - 128 с.
 51. Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: "Питер", 2000.- 416 с.
 52. Рудостам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс. 1999.
 53. Руководство практического психолога. М.: 1995.
 54. Селеменев С.В., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. - 1996. № 3. С.89-101.
 55. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. - М.: Наука, 1993. - 111 с.
 56. Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1963.
 57. Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет. В кн.: Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., Академия, 1995.
 58. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов. 2002.
 59. Шварцман К.А. Философия воспитания. М., 1989.
 60. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., Владос, 1995.
 61. Шнайдер К. Как снять стресс. М., 1993.
 62. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
 63. Фоппель Клаус. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.М., Генезис.,2000.
 64. Франк С.Л. Смысл жизни. - Брюссель, 1992. С.106.
 65. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 368 с.
 66. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - 430 с. С.13-108.
 67. Эстес Кларисса Пинкола. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - Пер. с англ. - К.: "София", 2003. - 496 с.
 68. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997.
 69. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1997.
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3 Психологические особенности старшеклассников............................................ ...........................
  4 О.П. Аккузина., Т.В. Кобзева., М.В. Лысогорская.,
 М.Ю. Михайлина., М.М. Орлова., М.А. Павлова., Л.П. Потапова., Н.П. Смирнова., М.А. Тяпкина., С.В. Фролова.
 Программа для старших классов общеобразовательных учреждений ..............................................
 
 
 
 5 М.В. Лысогорская., М.Ю. Михайлина., М.А. Павлова.,
 Л.П. Потапова., С.В. Фролова.

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу