<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Организованная группа определена в п. 3 ст. 35 УК РФ как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
  Устойчивость преступной группировки означает ее существование в течение более или менее значительного промежутка времени в целях подготовки преступления.
  Об устойчивости говорит относительно стабильный численный состав преступной группы. Устойчивость может проявляться и в неоднократности однородных преступных действий. В таких группах существуют внутренние связи между их членами, наличествует распределение ролей между преступниками не только в момент террористических актов, но и в период между ними, когда группа существует как структура.
  Согласно п. 5 ст. 35 УК РФ организатор или руководитель преступной группировки несет ответственность за все преступления, совершенные террористической группой, если они охватывались его умыслом.
  Участники группировки несут ответственность за те террористические акты, в которых они участвовали, или принимали участие в их подготовке. Если выполнялись действия по подготовке террористического акта, но сам терракт еще не был совершен, то его приготовление квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ.
  Наступление смерти пострадавших от терроризма людей или наступление иных тяжких последствий, причиненных по неосторожности, по тяжести составляет, по мнению законодателя, равноценный квалифицированный вид терроризма, как и совершение его организованной группой.
  Разграничение терроризма и смежных с ним преступлений представляет собой значительную сложность.
  Законодатель выделяет несколько составов преступлений, смежных с терроризмом:
  - терроризм и убийство при отягчающих обстоятельствах;
  - терроризм и захват заложника;
  - терроризм и бандитизм;
  - терроризм и диверсия;
  - терроризм и посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и др.
  1. Отграничение терроризма от убийства при отягчающих обстоятельствах. Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенным общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
  Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно - в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.
  Как уже отмечалось, при терроризме действия совершаются с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используется как средство достижения таких целей и адресуются обществу в целом.
  При убийстве, попадающем под п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ, цель - отомстить конкретному человеку или его близким, или воспрепятствовать его законной деятельности.
  При терроризме же выбор жертвы не определен, т.е. ею может стать любое лицо (случайная, "невинная" жертва). Когда в результате террористических действий наступила умышленно причиненная смерть человека, возникает вопрос о необходимости квалификации терроризма и умышленного убийства по совокупности.
  Особенно это характерно для ситуаций, когда виновный посягает одновременно на два объекта: убивает конкретного человека, но общеопасным способом или при других обстоятельствах, свидетельствующих о стремлении устрашить других лиц.
  Полагаем, что такая идеальная совокупность должна быть отражена в квалификации с тем, чтобы была полностью охвачена юридическая совокупность и общественная опасность содеянного.
  2. Отграничение терроризма от захвата заложников. На практике определенные трудности представляет разграничение терроризма и захвата заложников, двух самостоятельных составов преступлений. Примером этому может служить следующее дело из судебной практики.
  Действия Б. и Х., связанные с захватом и удержанием заложников, с требованием предоставить оружие и самолет, угрозами расстрелом заложников и созданием угрозы для жизни людей путем взрыва канистр с бензином, были квалифицированы наряду со ст. 206 УК РФ и по ст. 205 УК РФ как терроризм.
  Между тем, из материалов дела следовало, что угрозы расстрелом заложников и производство выстрелов из автоматов в воздух не были направлены на нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органами власти, а преследовали цель добиться от военного командования выполнения требований о предоставлении оружия и самолета, чтобы вылететь с острова. Канистры же с бензином были занесены в автомобиль, а затем в самолет в других целях.
  Учитывая эти обстоятельства, Военная коллегия Верховного суда России пришла к выводу, что указанные действия Б. и Х. охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, в совершении которого они признаны виновными, и не требуют дополнительной квалификации по ст. 205 УК РФ69.
  Таким образом, для квалификации деяния как терроризма необходимо, помимо прочих указанных в ст. 205 УК РФ обстоятельств, наличие одной из следующих целей: 1) нарушение общественной безопасности; 2) устрашение населения; 3) оказание воздействия на принятие решения органами власти70.
  В качестве примера приведем еще один случай из судебной практики. Так, Действия Р. были квалифицированны органами следствия по ч. 1 ст. 205 УК РФ как терроризм. Он обвинялся в том, что 9 августа 1998 г., находясь на борту самолета ТУ-154М, следуя рейсом № 22 по маршруту Усть-Илимск-Москва, в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения и оказания воздействия на принятие решений органами власти анонимно передал членам экипажа изготовленный им 8 августа 1999 года рукописный документ, в котором требовал выдать ему деньги в сумме 621000 рублей. В случае невыполнения его требований в тех же целях угрожал взорвать самолет с находившимися на борту 98 пассажирами и 11 членами экипажа71.
  3. Отграничение терроризма от бандитизма. Определенные трудности вызывает и разграничение таких очень схожих по многим признакам преступлений, как терроризм и бандитизм.
  Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или совершаемых ими нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность.
  Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.
  Обязательный признак объективной стороны бандитизма - создание организованной устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды)72. При терроризме создание террористической группировки - лишь подготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой, - квалифицированный терроризм.
  Нападение - основное общественно опасное действие бандформирований. Терроризм не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой "рассеянную" угрозу или опасность населению, обществу. Вооруженность - обязательный признак бандитизма, в то время как при терроризме возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия.
  Главное различие - в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и "обложение данью" предпринимателей и т.п.
  Цель терроризма - устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.
  4. Отграничение терроризма от диверсии. По законодательной обрисовке действия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации) диверсия почти полностью совпадает с терроризмом. Но, если в ст. 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия.
  Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является причинение материального ущерба; терроризм не окончен в момент создания опасности наступления общественно опасных последствий.
  Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь государства; терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное - запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу "достаточно" создания опасности, хотя, как уже ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.
  Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме.
  Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства - общественная безопасность при терроризме и экономическая безопасность России - при диверсии.
  5. Отграничение терроризма от посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля. В УК СССР убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, совершенное с целью подрыва или ослабления советской власти, называлось террористическим актом и рассматривалось как проявление терроризма, способное ослабить власть. Аналогично террористическим актом считалось и убийство представителя иностранного государства.
  Разграничение терроризма (ст. 205 УК РФ) и посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) следует проводить как по субъективным признакам (целям действия), так и объективным: объекту и самим действиям (объективной стороне).
  Цель политического убийства - так называемого "селективного террора", - стремление добиться прекращения государственной ли общественной деятельности конкретного лица путем его убийства.
  Целью терроризма является воздействие на принятие решения органом власти в пользу террористов путем запугивания населения. Терроризм - это своеобразная, с высокой степенью общественной опасности угроза, которая иногда может реализовываться в реальную гибель людей, причем, случайных, не причастных к принятию решений и удовлетворению требований террористов.
  Если для преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, убийство - цель преступления, то для терроризма убийство - средство достижения других целей73.
  Объективная сторона сравниваемых преступлений может выражаться как во внешних совпадающих, так и в различных действиях.
  Так, взрыв может быть как следствием угрозы, запугивания, так и способом убийства. Но в первом случае взрыв носит демонстративный характер, и пострадать от него могут случайные люди. Во втором - это способ убийства конкретного лица, государственного или общественного деятеля.
  Убийство этих лиц возможно также и другим способом: выстрелом, путем отравления, удушения и т.д.; терроризм же реализуется, согласно ст. 205 УК РФ, посредством взрыва, поджога и иных общественно опасных действий.
  С учетом оценки этих различий законодатель поместил преступления в различные разделы и главы УК РФ, отразив тем самым, что объектом терроризма является общественная безопасность, а объектом индивидуального террористического посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля является конституционный строй, государственная безопасность и жизнь человека.
  6. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Это преступление не является собственно терроризмом, но, безусловно, относится к числу преступлений террористической направленности, так как причиняет ущерб общественной безопасности и неразрывно связано с самим терроризмом.
  В работе Г.В. Овчинниковой "Терроризм" анализу этого вида преступления отводится целый раздел, так как автор обращает внимание на то, что в последнее время в обществе получило широкое распространение это преступление, и в юридической науке необходима классификация его признаков для действенной практической борьбы с ним.
  Несмотря на то, что сообщение об акте терроризма ложное и за ним не стоит реальная опасность наступления ущерба общественной безопасности, характерная для истинного терроризма, тем не менее, такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений - все это создает тот же психологический дискомфорт, ощущение незащищенности, которые являются составными общественной безопасности при самом терроризме. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (проверка заминированности объекта, эвакуация людей и прочее)74.
  Г.В. Овчинникова называет еще один признак преступления заведомо ложного сообщения, связывающий его с терроризмом: активные действия по доведению до государственных, общественных органов или граждан сведений о готовящемся или совершенном (якобы) акте терроризма. Способы и формы сообщения могут быть различными: письменно, устно (чаще всего по телефону).
  Необходимый признак, характеризующий объективную сторону преступления - ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (как правило, эта информация плод его вымысла). Ложное сообщение об акте терроризма - это умышленное преступление, мотивы которого могут быть не только террористической направленности, но и иные (хулиганские, месть, даже корысть). Таким образом, необходимо проводить разграничение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ и ст. 207 УК РФ.
  Г.В. Овчинникова предлагает проводить разграничение по трем признакам:
  1. Угрозу совершить террористические действия высказывают сами террористы. Заведомо ложное сообщение об угрозе взрыва, поджога и т.д. исходит от других лиц, информирующих о якобы подготавливаемых кем-то террористических действиях.
  2. Мотивы и цели действий, предусмотренных ст. 205 УК РФ, - ущерб общественной безопасности, запугивание населения и др. Преступление, предусмотренное ст. 207 УК РФ, возможно (чаще всего!) и из хулиганских побуждений, и как легкомысленное проявление подросткового озорства (телефонные звонки о заминировании школ, вузов) и т.д.
  3. Терроризм является преступлением, в котором последствие включено в элементы объективной стороны его состава: в виде "опасности", в виде ее реального воплощения и различных последствий; состав преступления заведомо ложного сообщения - чисто формальный, ответственность наступает независимо ни от факта наступления последствий, ни от их характера.
  Санкции за ложное сообщение об акте терроризма свидетельствуют, о сравнительно невысокой степени его общественной опасности, однако широкое распространение в последние годы этих действий вызывает известную тревогу правоохранительных органов. Представляется необходимым законодателю ужесточить наказание за это преступление, а также вести более действенно через средства массовой информации профилактическую работу в этом направлении.
  Необходимо отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ Уголовный кодекс России дополнен статьей 2051 "Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению", которая устанавливает уголовную ответственность за: 1) вовлечение лица в совершение: терроризма; захвата заложника; организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем; угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля; нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой; 2) склонение лица к участию в деятельности террористической организации; 3) вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений; 4) а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации.
  Квалифицирующими признаками в ч. 2 ст. 2051 УК РФ названы неоднократность и использование своего служебного положения.
  Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2051 Уголовного кодекса России относится, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ к категории тяжких преступлений. Санкция за это преступление предусматривает лишение свободы на срок от четырех до восьми лет. Квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 2051 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений. Санкция за это преступление представляет собой лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой75.
  В примечании к ст. 2051 УК РФ указано, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
  Основной смысл примечания заключен в предоставлении возможности "оступившимся" лицам избежать уголовной ответственности за вовлечение (склонение) лица к совершению деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 2051 УК РФ.
  Примечательно, что в отличие от ст. 205 УК РФ, субъектом преступления предусмотренного ст. 2051 УК РФ является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, то есть субъект указанного преступления общий.
  Необходимо также обратить внимание на использование в содержании ч. 1 ст. 2051 УК РФ слова "склонение", что говорит о расширительном понятии фразы "вовлечение в совершение преступлений террористического характера". Это означает, что ответственность по ст. 2051 УК наступает не только за вовлечение (как указано в наименовании статьи), но и за склонение лица к участию в деятельности террористической организации.
 
 
 
 § 3. Наказание за терроризм по УК России
  Наказание за терроризм, предусмотренное санкцией ст. 205 УК РФ представляет собой лишение свободы: по ч. 1 - на срок от пяти до десяти лет; по ч. 2 - на срок от восьми до пятнадцати; по ч. 3 - на срок от десяти до двадцати лет.
  Законодательством предусматривается система мер по предотвращению терроризма. В их числе имеются и непосредственно уголовно-правовые меры. В соответствии со ст. 31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма.
  Добровольный отказ от преступления - это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.
  Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:
  - добровольность и окончательность отказа от совершения преступления;
  - совершение лишь таких действий, которые не образуют состава другого преступления;
  - осознание лицом объективной возможности довести преступление до конца.
  Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые "внесли" в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.
  Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования, в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч. 4 ст. 31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем.
  Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.
  Условия освобождения, в соответствии со ст. 31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.
  Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются ч.ч. 1-3 ст. 31 УК РФ; если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой) - ч.ч. 4,5 ст. 31 УК РФ.
  Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий:
  1) лицо участвовало лишь в подготовке акта терроризма;
  2) лицо своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению терроризма (не обязательно предотвратило его);
  3) если в действиях такого лица не содержится признаков иного преступления.
  Самое значительное отличие добровольного отказа от особых оснований освобождения от ответственности заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке терракта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном "сотрудничестве" террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих терракт действий.
  Спорным в юридической литературе остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности, если террористом уже совершено другое преступление.
  В Комментарии к ст. 205 УК РФ под редакцией Н.Ф. Кузнецовой говорится о том, что допустимо освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление76.
  Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ вообще невозможно77.
  Представляется, что вопрос следует решать дифференцировано: если лицо добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его предотвращению, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынужденно способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив до того другое преступление, то оно не может быть освобождено от ответственности ни за терроризм, ни за другое преступление.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА
  § 1. Проблемы предупреждения терроризма
  Термин "предупреждение" означает - отвратить что-либо заранее принятыми мерами; опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произошло78.
  На наш взгляд, предупреждение терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним - одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.
  Вместе с тем, прежде чем вести речь о мерах предупреждения терроризму, необходимо обратить внимание на факторы, создающие трудности в применении этих мер, и с учетом этих факторов в дальнейшем совершенствовать их.
  Как справедливо считает В.Н. Антонов "в современных условиях терроризм трансформировался в весьма масштабное и сложное социально-политическое явление, осуществляемое на систематической основе и обусловленное самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни"79.
  Х. Алиев, заместитель прокурора Республики Дагестан, отметил ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом.
  К ним, в настоящее время, относятся следующие80: 1) борьба с преступностью террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления; 2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации террористических организаций; 3) в настоящее время еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных террористическими группами преступлениях и участниках этих групп; 4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с терроризмом. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией; 5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совершение преступлений террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по местам жительства предполагаемых челнов террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях.
  Вместе с тем, проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых можно говорить об эффективной системе предупреждения и борьбы с ним. Профессор В.В. Лунеев, в качестве основной тенденции терроризма называет интенсивное изменение терроризма в направлении повышения его общественной опасности:
  - по темпам роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ);
  - по уровню организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа "Аль-Каида");
  - по материально-техническому и финансовому обеспечению (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций);
  - по национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности (терроризм "движется" от единичного места преступления до охвата целых городов, стран, регионов);
  - по степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв (темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем повинных людей);
  - по характеру и объему целей (диапазон достаточно широк: от убийств отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов);
  - по расширению социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои)81.
 
  § 2. Меры предупреждения терроризма
  В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности82. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.
  Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
  К примеру, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п. В политической сфере - это становление и развитие новой российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п. В социальной сфере (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеет устранение резкого социального расслоения общества, поддержка малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.
  Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.
  Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминоло-гические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.
  Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить классификация мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым83. По мнению автора, такими мерами являются:
 - законодательные;
 - административно-правовые;
 - уголовно-правовые;
 - социальные;
 - финансвово-экономические;
 - политические;
 - военные;
 - пропагандистские;
 - профилактические и др.
  Указанное мнение С. Гончарова поддерживает В. Величко, отмечая, что необходимо включить в приведенную классификацию также совместную деятельность национальных и международных участников, справедливо полагая что силовые методы возможны на последней стадии - уничтожения террористов84.
  Схожую точку зрения высказывает В. Петрищев85, указывая на то, что новая ситуация диктует необходимость проведения международной согласованной политики сдерживания терроризма. Автор отмечает, что правительствам следует договорится по некоторым принципиальным позициям: какие дипломатические меры могут повысить эффективность антитеррористической деятельности; какие уступки допустимы в переговорах с террористами, при этом, автор справедливо замечает, что жесткий принцип "никаких уступок" не действует в сегодняшних условиях; каким должен быть механизм введения экономического эмбарго в отношении государств - спонсоров терроризма и др.
  Вместе с тем, как отметил Генеральный прокурор России В. Устинов86, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом - в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Как заметил В. Устинов, необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также и негосударственных структур.
  Заметим, что ранее Д. Таль87, председатель Совета директоров Всемирной ассоциации детективов отметил роль частных служб безопасности в предупреждении и борьбе с терроризмом, высказав мнение о том, что профессиональные организации могут действовать в качестве проводников идей и усилий и в качестве мостов, соединяющих правительства, правоохранительные органы и индустрию частных служб безопасности. Его российский коллега Ю. Левицкий, президент Ассоциации негосударственных структур безопасности "Аргус" также отметил роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом.
  При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются88:
  - своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
  - участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);
  - публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
  - разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;
  - организация общественных мероприятий (конференций, "круглых столов", семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
  - привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;
  - участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
  - разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.
  Говоря о мерах предупреждения терроризму необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением. Так, академик В. Кудрявцев, говоря о проблеме международного терроризма, отметил, что ученым по силам выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов89.
  Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин и др.)90 высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.
  Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.)91.
  Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.
  1. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.
  2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.
  3. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.
  5. Министерство обороны России обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций92.
  6. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.
  7. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.
 
 
 
 
 
  § 3. Международное сотрудничество государств
  в борьбе с терроризмом
  В настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это обуславливается, прежде всего, особенностями терроризма, который носит в настоящее время транснациональный характер.
  В месте с тем, в современном международном праве уже существует целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четко очерченных критериев в качестве предмета своего регулирования устанавливают осуществление взаимного сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом. К ним можно отнести: Женевскую Конвенцию по противодействию терроризму, 1937 г.; Вашингтонскую Конвенцию о предотвращении и наказании актов терроризма, 1971 г.; Европейскую Конвенцию о пресечении терроризма, 1977 г. и др.)93.
  Следует отметить, что у мирового сообщества уже имеется определенный опыт совместной борьбы с терроризмом, а именно94:
  - на международных конференциях по унификации уголовного законодательства в 1930, 1931, 1934 годах были приняты резолюции по противодействию терроризму. В 1937 году такую же конвенцию выработала Лига Наций;
  - начиная с середины 70-х годов XX столетия на каждой сессии Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбы с ней в той или иной степени интерпретации ставился вопрос о терроризме вообще и о международном терроризме в частности (например, на V и VI сессиях, состоявшихся в 1980 и 1982 гг.; на XI сессии комитета в 1990 году было одобрено решение 11/III "Террористическая преступная деятельность", показывающее отношение экспертов в области борьбы с общеуголовной преступностью к проблеме международного терроризма);
  - начиная с 1970-х годов ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов;
  - созданы и действуют международные структуры, функциями которых полностью или частично является противодействие терроризму (к примеру, Международная организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), Европейское полицейское ведомство (ЕВРОПОЛ), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ СНГ) и др.);
  - на 13-ой сессии Совета министров внутренних дел Лиги арабских государств был принят проект "Кодекса поведения" в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую, материальную и иную помощь террористическим организациям.
  - Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях. Развивается плодотворное сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом с США, Великобританией, Турцией, Францией, Германией.
  Особого внимания заслуживает сотрудничество России в области борьбы с терроризмом со странами-участницами Содружества Независимых государств95.
  Государства Содружества, в частности Россия, Таджикистан, Кыргызстан, совместно с другими государствами СНГ предприняли конкретные меры по координации усилий в борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР. Результатом этого стало решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В августе 2001 года в Киргизской республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг оперативной обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах Содружества и работает в тесном контакте с компетентными органами по борьбе с терроризмом Казахстана, Киргизской Республики, России и Таджикистана96.
  В результате заседаний Совета глав государств СНГ, прошедших в Москве 25 января 2000 г. и 21 июня 2000 г., была принята Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г97.
  Таким образом, практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Борьба с терроризмом требует участия всех стран мирового сообщества, тем более в условиях глобализации мировых процессов, и приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методик противостояния различным террористическим проявлениям.
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Основные выводы проведенного по теме квалификационной работы исследования сводятся к следующему.
  1. Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма.
  2. В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, политологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые, более изощренные формы терроризма, связанные с развитием научно-технического прогресса (например, компьютерный терроризм).
  3. На наш взгляд, правовое понятие терроризма должно быть уже философского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.
  4. Мы разделяем мнение ученых, которые считают, что необходимо уточнить уголовно-правовое понятие терроризма в Уголовном кодексе России (например, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, А.Э. Жалинский и др.). При этом терроризм можно определить лишь посредством установления системы признаков, характеризующих в своем неразрывном единстве его специфику.
  5. По нашему мнению, необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.
  Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный фанатизм, необходима массовая разъяснительная работа среди населения с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации.
  6. Необходимо дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, которые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм. При этом нужно привлекать специалистов различных областей знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.
  7. Целесообразно было бы выработать универсальные принципы проведения контртеррористических операций, тщательно регламентировать порядок освещения в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, рассмотреть вопрос о создании единого банка данных о проявлении различных форм терроризма.
  8. Следует обратить особое внимание на сотрудничество силовых ведомств (ФСБ России, МВД России, Генеральная Прокуратура России), занимающихся борьбой с терроризмом, в целях повышения эффективности их взаимодействия и координации при проведении совместных контр- и антитеррористических операций. Целесообразно усилить информационный обмен между указанными органами.
  9. Необходимо дальнейшее консолидированное международное сотрудничество государств-членов мирового сообщества в целях борьбы с терроризмом и выработки мер его предупреждения. Чем ближе будут правовые оценки терроризма со стороны различных стран, чем единообразнее подход к вопросам его предупреждения и пресечения, чем активнее и шире взаимодействие в этой области, тем, как нам представляется, будет меньше возможностей для маневра и реализации своих намерений у террористов.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 Нормативно-документальные материалы
 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. - М.: "Новая волна", 1997.
 2. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2001.
 3. Федеральный закон Российской Федерации "О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998. № 31. Ст. 3808.
 4. Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3031.
 5. Федеральный закон РФ "О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 9.02.1999 г. № 26-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 7. 1999. Ст. 873.
 6. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3020.
 7. Информация о некоторых результатах деятельности ФСБ России в 2002 году. - 16.12.2002.
  - http://www.fsb.ru/press/2002/msg1216-1.html (26.02.2003 г.).
 8. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М.: "Спарк", 1998.
 
 Специальная литература
 1. Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву. // Российская юстиция, 2002. № 8.
 2. Алексенко Д.М. Актуальность новых подходов в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 3. Антитеррор. Адекватна ли правовая база? // Журнал российского права, 2002. № 1.
 4. Антонов В.Н. Современный терроризм: теория и реальность. // Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономика. Политика. Право, 2002. № 2.
 5. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности. // Законность, 2002. № 4.
 6. Артамонов И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2002.
 7. Асанов Т.Б., Федоров В.В. Формы терроризма и методы (способы) реализации террористических акций. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. - М., 1999.
 8. Беляев С.С. О борьбе с международным терроризмом. // Государство и право, 1998. № 9.
 9. Биккинин Б. О мерах по координации взаимодействия национальных силовых структур Беларуси и России в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 10. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация. - http://www.crime-research.org/library/kiber1.htm (04.01.2003).
 11. Бойнов Ю.И. Ядерный терроризм: аспекты, типология, профилактика. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. - М., 1999.
 12. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века. - http://www.crime-research.org/library/kiber.htm (04.01.2003).
 13. Василенко В. Методологические подходы к организации борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 14. Величко В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 15. Вилкс А. Политические и криминологические проблемы современного терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 16. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных условиях. - http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm (04.01.2003).
 17. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма. - http://www.crime-research.org/library/Gol_tem3.htm (04.01.2003).
 18. Голубев В. "Кибертерроризм" - миф или реальность? - http://www.crime-research.org/library/terror3.htm (04.01.2003).
 19. Гончаров С. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 20. Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации. // Государство и право, 2001. № 1.
 21. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. -М.: "Русский язык", 1980.
 22. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. -М.: "Русский язык", 1980.
 23. Даниленко Н.Н. О проблеме терроризма в Российской Федерации. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 24. Долгова А.И. Совершенствование системы уголовно-правовых норм Особенной части УК, направленных на борьбу с терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2002.
 25. Долгова А.И. Совершенствование уголовно-правовой основы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2002.
 26. Евдокимов А. Средства массовой информации в противодействии терроризму. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 27. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направ-ленности. - Харьков: "Рубикон", 1997.
 28. Емельянов В.П. Понятие терроризма в уголовном законодательстве России и Украины: сравнительный анализ. // Российская юстиция, 1999. № 11.
 29. Емельянов В.П. Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма в России и Украине: сравнительный анализ. // Российская юстиция, 2000. № 1.
 30. Емельянов В.П. Ответственность за угрозу террористическим актом в России и Украине: сравнительный анализ. // Российская юстиция, 2000. № 5.
 31. Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение. // Законность, 2002. № 7.
 32. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризи-рования: уголовно-правовое исследование. - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002.
 33. Емельянов В.П. К вопросу о создании унифицированного понятийного аппарата в антитеррористическом законодательстве. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 34. Ждите ответа. // Власть, 2001. 25 сентября.
 35. За терракты платят долларами. // "Аргументы и Факты", 2002 г., ноябрь. № 47.
 36. Изъюров Е. У терроризма большое будущее ? // "Владивосток", 2002. 22 ноября.
 37. Кабанов П.А. Политический терроризм: криминологическая характе-ристика и меры сдерживания. - Нижнекаменск: ИПЦ "Гузель",1998.
 38. Кириллов И.А. О проблеме причин терроризма. // Сибирский юридический вестник, 2002. № 2.
 39. Ковалев Н.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 40. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издательство "Экзамен", 2003.
 41. Комментарий к УК РФ. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. -М., 1997.
 42. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. -М., 1995.
 43. Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против безопасности общества. По новому УК РФ. - М.: Издательство "Кросна-Лекс", 1997.
 44. Короткова М. Региональное сотрудничество стран СНГ в области борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 45. Корчагин А.Г., Иванов А.М. Политико-правовые проблемы коррупции в странах АТР (сравнительные аспекты). // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Сб. мат. Международн. научн.-практ. конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / Под ред. В.В. Лунеева. - М.: Юристъ, 2001.
 46. Корчагин А.Г., Иванов А.М. Сравнительное исследование корруп-ционных и служебных преступлений. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.
 47. Криминология. / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. - М.: Издательская группа ИНФРА * М-НОРМА, 1997.
 48. Кудинов В. Проявить искреннюю коллективную политическую волю в борьбе с международным терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 49. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Учебное пособие. - М., 1998.
 50. Левицкий Ю.В. Роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе мер борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 51. Лизен А.-М. Заметки по поводу эффективной борьбы против терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 52. Литвинов Н.Д. Антигосударственный терроризм: понятие и виды (историко-криминологический аспект). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. - М., 1999.
 53. Лукашев А. Некоторые новые взгляды на системный подход к борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 54. Лунеев В.В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 55. Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним. // Государство и право, 2002. № 6.
 56. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: "Международные отношения", 1991.
 57. Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования. // Государство и право, 1998. № 8.
 58. Микеев А.К. Технологический терроризм - современная реальность. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. - М., 1999.
 59. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним. // Государство и право, 1997. № 8.
 60. Михайлов В. Правовое обеспечение противодействия экстремизму. // Российская юстиция, 2002. № 7.
 61. Новоселов Г.П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
 62. Номоконов В.А. Глобализация - криминологические аспекты. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 63. Нечипоренко О.М. Терроризм - древний и смертельно опасный спутник человечества. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 64. Овчинникова Г.В. Терроризм: Серия "Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе" / Науч. редактор проф. Б.В. Волженкин. - СПб., 1998.
 65. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002.
 66. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: "Русский язык", 1968.
 67. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом. // Государство и право, 1998. № 3.
 68. Петрищев В. Новые вызовы современного терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 69. Пропуск к боеголовкам нашли у террориста. // Российская газета, 2002 г.,1 ноября.
 70. Раскопали корни терроризма. // Российская газета (Российская научная газета), 2002, 26 ноября.
 71. Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). - М.: РосКонсульт, 2001.
 72. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка / Под ред. проф. А.И. Коробеева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.
 73. Савинков Б.В. Воспоминания террориста. // Антология мировой правовой мысли. Т. V. Россия: конец XIX-XX в. - М.: "МЫСЛЬ", 1999.
 74. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М.: Издательство "Щит-М", 1999.
 75. Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. С.П. Щербы. - М.: ООО Изд-во "Юрлитинформ", 2002.
 76. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1981.
 77. "Суицидный терроризм". // Уголовное право, 2002. № 3.
 78. Таль Д. Роль частных служб безопасности в войне против терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002.
 79. "Терроризм: психологические корни и правовые оценки". - Круглый стол журнала "Государство и право". // Государство и право. 1995. № 4.
 80. Устинов В. Экстремизм и терроризм: проблемы разграничения и классификации. // Российская юстиция, 2002. № 5.
 81. Устинов В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма. // Российская юстиция, 2003. № 1.
 82. Философский энциклопедический словарь. - М.: "Советская энциклопедия", 1983.
 83. Цепелев В. Европейская конвенция о пресечении терроризма теперь обязательна и для России. // Российская юстиция, 2001. № 2.
 84. Цой Л.Н. Новый взгляд на борьбу: с терроризмом или с террористом ? (размышления социолога). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. - М., 1999.
 85. Шабалин В.А. Политика и преступность. // Государство и право. 1994. № 4.
 Судебная практика
 1. Определение № 2-0122/99 по делу Бугаева и др. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, 2001. № 1.
 2. Постановление Президиума и Определения судебных коллегий Верховного суда Российской Федерации по уголовным делам. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, 1997. № 7.
 3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" от 17 января 1997 г. № 1. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, 1997. № 3.
 4. Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. по делу 1093п-2000пр.
 - http://www.supcourt.ru/1/frames.htm. (20.02.2003).
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу