<< Пред.           стр. 1 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 OCR: Ихтик (г. Уфа)
 http://ihtik.da.ru
 Ihtik@ufacom.ru
 
 
 
 Мир философии: Книга для чтения.
 В 2-х ч.
 Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы.
 
 - М.: Политиздат, 1991. - 672 с.
 ISBN 5-250-01106-3 (Ч. I)
 
 Книга представляет собой антологию (в 2-х частях) тематически сгруппированных философских текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая современность. В текстах первой части книги освещаются вопросы смысла и назначения философии, ее истории, исходные философские проблемы (бытие и познание), понятия и принципы. Предназначенная в помощь изучающим курс философии по новому учебнику для вузов "Введение в философию", книга привлечет внимание всех, интересующихся философской проблематикой.
 
 
 
 
 Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 624 с.
 ISBN 5-250-01382-1 (Ч. 2)
 
 В книгу включены отдельные работы и извлечения из трудов философов разных эпох, включая и современность. Предназначенная в помощь тем, кто изучает курс философии по учебнику для вузов "Введение в философию" (под ред. И. Т. Фролова), она представит интерес для широкого круга читателей, интересующихся философской проблематикой.
 
 
 Тираж 150 тыс. экз.
 
 Составители:
 Павел Семенович ГУРЕВИЧ и Владислав Иванович СТОЛЯРОВ
 
 В квадратных скобках указаны примечания. Звёздочкой (*) отмечены сноски.
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ:
 
 Предисловие
 
 Раздел первый
 
 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
 
 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА?
 
 Платон
 Аристотель
 Августин
 Фома Аквинский
 М. Монтень
 Т. Гоббс
 Р. Декарт
 И.В. Гёте
 И.Г. Фихте
 Ф. Шлегель
 Ф. Шеллинг
 Г.В.Ф. Гегель
 Л. Фейербах
 А. Шопенгауэр
 О. Конт
 Ф. Ницше
 В. Виндельбанд
 Э. Гуссерль
 М.А. Антонович
 А.И. Герцен
 
 П.Л. Лавров
 В.С. Соловьев
 Н.А. Бердяев
 Г. Башляр
 М. Хайдеггер
 Х.-Г. Гадамер
 
 
 
 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 
 И.Г. Фихте
 Ф. Шлегель
 Г.В. Плеханов
 Г.В.Ф. Гегель
 Л. Фейербах
 Ф. Ницше
 Н.Г. Чернышевский
 А.И. Герцен
 В.С. Соловьев
 Н.А. Бердяев
 Б. Рассел
 
 
 
 Раздел второй
 
 БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. ПРИРОДА
 
 1. БЫТИЕ И МАТЕРИЯ
 
 Аристотель
 Лукреций Кар
 Августин
 Д. Бруно
 И. Кант
 Д. Беркли
 Ф. Вольтер
 Ж.О. Ламетри
 Г.В. Лейбниц
 Д. Юм
 B.C. Соловьев
 Н.А. Бердяев
 М. Хайдеггер
 Б. Рассел
 
 
 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
 
 Ф. Бэкон
 И.В. Гёте
 П. Гольбах
 Р. Декарт
 Л. Фейербах
 Н.Ф. Федоров
 В. Гейзенберг
 
 
 
 
 Раздел третий
 
 ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД
 
 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
 
 Аристотель
 П. Гольбах
 Г.Ф.Ф. Гегель
 Л. фон Берталанфи
 Б. Рассел
 
 
 2. ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
 
 Зенон Элейский
 Аристотель
 Цицерон
 Т. Гоббс
 С. Соловьев
 Г. Башляр
 Г. Рейхенбах
 
 
 3. ДЕТЕРМИНИЗМ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ
 
 Аристотель
 Т. Гоббс
 Г. В. Лейбниц
 Д. Юм
 Г. Башляр
 Р. Карнап
 Б. Рассел
 Г. Рейхенбах
 
 
 4. ТОЖДЕСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЕ
 
 Аристотель
 Т. Гоббс
 Г.В. Лейбниц
 Д. Юм
 Г.В.Ф. Гегель
 И.В. Гёте
 Ф. Ницше
 Н.А. Бердяев
 Б. Рассел
 
 
 5. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
 
 Г.В.Ф. Гегель
 Н. Г. Чернышевский
 Г.В. Плеханов
 
 
 
 Раздел четвертый
 
 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
 
 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОЗНАНИЯ
 
 Платон
 Д. Дидро
 Э.Б. де Кондильяк
 Ж.О. Ламетри
 Г. В. Ф. Гегель
 Л. Бюхнер
 З. Фрейд
 С.Н. Трубецкой
 К.Э. Циолковский
 
 
 
 2. СТРУКТУРА, ФОРМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
 
 Аристотель
 Фома Аквинский
 Ф. Бэкон
 Д. Локк
 Т. Гоббс
 Р. Декарт
 К. Гельвеций
 Г.В. Лейбниц
 Д. Юм
 И. Кант
 Г.В.Ф. Гегель
 Л. Фейербах
 Н.Г. Чернышевский
 П.Л. Лавров
 Н.А. Бердяев
 В.С. Соловьев
 П.А. Флоренский
 Х.-Г. Гадамер
 В. Гейзенберг
 Р. Карнап
 
 
 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЁ РЕШЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ
 
 Аристотель
 Августин
 П. Абеляр
 Ф. Бэкон
 Т. Гоббс
 Р. Декарт
 Г.В. Лейбниц
 Д. Беркли
 Г.В.Ф. Гегель
 Ф. Шеллинг
 В.Г. Белинский
 В.С. Соловьев
 Л.И. Шестов
 Б. Рассел
 К. Поппер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Раздел первый
 
 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
 
 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА?
 
 ПЛАТОН
 
 ...В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, - никому, кто не стремился к познанию. Потому-то, милые мои Симмий и Кебет, истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво, и хотя они, в отличие от властолюбивых и честолюбивых, не страшатся бесчестия и бесславия, доставляемых дурною жизнью, они от желаний воздерживаются.
 
 - Так ведь иное было бы и недостойно их, Сократ! [1] - воскликнул Кебет.
 
 1 Сократ был предметом осмеяния таких комедиографов, как Аристофан, Эвполид, Теликид, Каллий.
 
 
 - Да, недостойно, клянусь Зевсом. Кто заботится о своей душе, а не холит тело, тот расстается со всеми этими желаниями. Остальные идут, сами не зная куда, а они следуют своим путем: в уверенности, что нельзя перечить философии и противиться освобождению и очищению, которые она несет, они идут за ней, куда бы она ни повела.
 
 - Как это, Сократ?
 
 - Сейчас объясню. Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве. Видит философия и всю грозную силу этой тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любого блюстителя караулит собственную темницу. Да, стремящимся к познанию известно, в каком положении бывает их душа, когда философия берет ее под свое покровительство и с тихими увещаниями принимается освобождать, выявляя, до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдаляться от них, не пользоваться их службою, насколько лишь это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, когда, сама в себе, она мыслит о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. Вот то освобождение, которому не считает нужным противиться душа истинного философа, и потому она бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, насколько это в ее силах, понимая, что, если кто сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием, он терпит только обычное зло, какого и мог бы ожидать, - например, заболевает или проматывается, потакая своим страстям, - но и самое великое, самое крайнее из всех зол и даже не отдает себе в этом отчета.
 
 - Какое же это зло, Сократ? - спросил Кебет.
 
 - А вот какое: нет человека, чья душа, испытывая сильную радость или сильную печаль, не считала бы то, чем вызвано такое ее состояние, предельно ясным и предельно подлинным, хотя это и не так. Ты, я думаю, со мною согласишься, что, в первую очередь, это относится к вещам видимым.
 
 - Охотно соглашусь.
 
 - А согласишься ли ты, что именно в таком состоянии тело сковывает душу особенно крепко?
 
 - То есть как?
 
 - А вот как: у любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу, пронзает ее и делает как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. А разделяя представления и вкусы тела, душа, мне кажется, неизбежно перенимает его правила и привычки, и уже никогда не прийти ей в Аид чистою - она всегда отходит, обремененная телом, и потому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки. Так она лишается своей доли в общении с божественным, чистым и единообразным.
 
 - Верно, Сократ, совершенно верно, - сказал Кебет.
 
 - По этой как раз причине, Кебет, воздержаны и мужественны те, кто достойным образом стремится к познанию, а вовсе не те, о которых любит говорить большинство. Или, может, ты иного мнения?
 
 - Нет, что ты!
 
 
 - Да, душа философа рассуждает примерно так, как мы говорили, и не думает, будто дело философии - освобождать ее, а она, когда это дело сделано, может снова предаться радостям и печалям и надеть прежние оковы, наподобие Пенелопы [2], без конца распускающей свою ткань. Внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить, пока она жива, а после смерти отойти к тому, что ей сродни, и навсегда избавиться от человеческих бедствий. В завершение такой жизни, Симмий и Кебет, ей незачем бояться ничего дурного, незачем тревожиться, как бы при расставании с телом она не распалась, не рассеялась по ветру, не умчалась неведомо куда, чтобы уже нигде больше и никак не существовать.
 
 2 Пенелопа (греч.) - дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Одна из главных действующих лиц "Одиссеи", идеал женского благородства и супружеской верности. Во время двадцатилетнего отсутствия Одиссея всяческими хитростями отдаляла ответ на предложения домогавшихся ее руки представителей местной знати. Обещала выбрать себе нового мужа после того, как закончит ткать покрывало на гроб своего свекра. Однако ночью распускала все, что успевала наткать в течение дня.
 
 После этих слов Сократа наступило долгое молчание. Видно было, что и сам он размышляет над только что сказанным, и большинство из нас тоже. Потом Кебет и Симмий о чем-то коротко перемолвились друг с другом. Сократ приметил это и спросил:
 
 - Что такое? Вы, верно, считаете, что сказанного недостаточно? Да, правда, остается еще немало сомнительных и слабых мест, если просмотреть все от начала до конца с нужным вниманием. Конечно, если у вас на уме что-нибудь другое, я молчу. Но если вы в затруднении из-за этого, не стесняйтесь, откройте свои соображения, если они кажутся вам более убедительными, наконец, примите в свой разговор и меня, если находите, что с моею помощью дело пойдет лучше.

<< Пред.           стр. 1 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу