<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  26.24. Разум постоянно прислушивается к голосу души и даже жаждет перестроить всю жизнь в соответствии с душевными просьбами.
  26.25. Вторая субличность в силу своей доверчивости ко всему, веры в чудо, внутренней чистоты и страстности притягивается ко всякого рода необычному.
  26.26. Душа этого человека не верит во зло. Не верит тому, что человек ставит своей задачей достижение зла и что получает при этом удовольствие.
  26.27. Она доверяет людям тёмным, не веря плохому в них, потому что тёмные обещают ожидаемое ею чудо. Верит даже тогда, когда с нею поступают безобразно.
  26.28. Душа этого человека больше всего связана со второй субличностью, точнее, она почти полностью проецируется на вторую субличность. Разум - с первой.
  26.29. Понять в таком случае себя человеку сложно, ибо у него почти совсем отсутствует область сознания, призванная анализировать оба вида деятельности на основании одних и тех же высших критериев. Анализ происходит как у совершенно разных людей, несвязанно.
  26.30. Однако, анализ производится на основании одних критериев, а сознательное поведение осуществляется на основании других критериев.
  26.31. Можно совершенно обоснованно говорить, и психология это утверждает, что какие-то уровни сознания образуют вполне определённый "орган", помогающий человеку самостоятельно принимать решения.
  26.32. Этот орган можно условно назвать третьей субличностью, которая оказалась отсутствующей в структуре анализируемой нами личности.
  26.33. Целостность личности этого человека оказалась явно нарушенной.
  26.34. Человек всегда находит выход, проверенный на практике, для восстановления своей целостности: появляется учитель жизни, человек, который и берёт на себя роль этого отсутствующего органа, третьей субличности.
  26.35. Кто-то бросит мне упрёк в том, что я будто бы нарисовал образ человека-зомби, который хорошо программируется другими людьми.
  26.36. Ибо человек-зомби не ощущает свою ущербность, не понимает, где зло, а где добро.
  26.37. Я же говорю о случае, когда человек нормален в своём поведении, более того, он душевно чист, но не может сориентироваться лишь в некоторых жизненных ситуациях, чреватых для него полным одиночеством. У него развита непереносимость одиночества.
  26.38. Я хочу на этом примере продемонстрировать, что даже такая непереносимость, по-другому называемая как аффилиация - стремление быть в обществе других людей, может быть побеждена без особых напряжений.
  26.39. Начинается игра троих - триалог как сложное вербальное и невербальное взаимодействие, в котором, если упростить образ, один есть актёр, второй - зритель, третий - критик и режиссер.
  26.40. Если человек-режиссёр не является умным и духовным человеком, то он, решая за первого его проблемы, притягивает первого именно тем, что берёт на себя ответственность за его поступки.
  26.41. Такая привязанность на уровне снятия личной ответственности сродни любви. Однако, рано или поздно ощущение зависимости от учителя станет неотступно преследовать человека, наделённого явными душевными качествами, делая жизнь его иногда совершенно невыносимой.
  26.42. Недуховный режиссёр может сделать из человека, не наделённого высокими душевными качествами, преступника - в душе или наяву.
  26.43. Духовный и умный учитель открывает, прежде всего своему ученику законы мира и смысл Жизни, постепенно выводя человека в сферу критериальных знаний, то есть знаний о Законах Законов.
  26.44. Учитель анализирует конкретные ситуации и объясняет ему отличие простого ситуативного поведения от поведения, осуществлённого в соответствии с критериями.
  26.45. Если раньше у человека была уверенность в решении проблем только в узкопрофессиональной области, а за её пределами он чувствовал себя бессильным и ненужным, не ощущал смысла своего существования, то теперь он может ориентироваться в широких пространствах принятия решения даже при информации с большой долей неопределённости.
  26.46. Произошло наращивание следующего уровня сознания человека: он стал фактически обладателем ценности - критериев, согласно которым он мог теперь уже принимать самостоятельные решения в совершено новых для него ситуациях.
  26.47. Однако, всё равно в некоторых ситуациях к нему будет возвращаться неверие в свои силы.
  25.48. Это ситуации, связанные с суггестией, верой, религией, эзотерикой, целительством, с манипуляциями в тонком мире.
  26.49. Ибо вся критериальность тонкого мира лежит в духовном пространстве.
  26.50. Нарастить духовное быстро, за счёт одного лишь понимания, нельзя. Нужно набирать свой собственный опыт, что даётся трудно и постепенно.
  26.51. Иногда такой человек, когда он одинок, находит себе учителя в другом человеке, прочитав его книгу или услышав его как исполнителя песен, как актёра, сыгравшего положительную и духовную роль.
  26.52. Как кажется его душе (сознанию потом), именно этот человек обладает как раз тем недостающим багажом критериальных знаний, которые ему так необходимы.
  26.53. Неискушённые в знаниях по этой теме люди часто "клюют" на актёра или певца, исполняющих роли или песни не только положительного характера, а, скорее, отвечающие внутренним запросам первых.
  26.54. Человек прозревает: "Так вот где то, что мне больше всего нужно! Это самое настоящее! Это любовь!".
  26.55. К сожалению, любовь всё ещё является и будет долго являться атрибутом нашего поведения и нашей внутренней среды, над которой мы почти невластны.
  26.56. Суггестия в любви настолько сильна, что она часто полностью порабощает одного или обоих партнёров.
  26.57. И тогда может оказаться, что даже то критериальное поле, которым обладал человек, окажется ещё более урезанным, иногда очень сильно.
  26.58. А это всегда чревато не расширением сознания, то есть не расширением критериального поля и поля смысла личности, а, наоборот, его сужением.
 27. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ И ВАЖНОСТИ ДУХОВНОСТИ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ
  Пусть многие смеются, но любовь всё меньше становится животной и всё больше становится кровью души. Можно много кричать о сознательном членовредительстве врача, но если он сочувствует больному, то теряет при этом свою кровь души.
 
  27.1. Аристотель когда-то заявил, что душа - это особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит.
  27.2. В моей концепции душа - высший орган организма, который практически не подчиняется Человеку и через который в мир протекает Любовь Божественная.
  27.3. Чистая и духовно воспитанная душа оправдает лишь то, что высокодуховно. Она есть тот самый главный анализатор, который проверяет на духовность каждое наше движение, наше поведение и наши мысли.
  27.4. Странный заголовок предпослал я этой главе. Многие просто усмехнутся, прочитав его. Все мои изданные книги - это доказательства существования души. Прибавить к сказанному что-либо новое, кажется, вряд ли удастся.
  27.5. Другое дело - любовь. Если следовать З. Фрейду, то любовь, как была животной, так и останется, а человеком движет неудовлетворённое сексуальное влечение.
  27.6. Однако психология в своём развитии, в том числе и гуманистическая, раскрепостила человека из-под ига сексуальности, развеяв этот миф.
  27.7. И высшим проявлением любви уже принято считать развитую духовность, которая может стать высшей формой любви человеческой.
  27.8. Духовность даёт истинные представления о правильном выборе, об истинных критериях Жизни.
  27.9. Болезни психики настолько часто происходят от нехватки знаний по выбору, от слабости критериального поля, что это просто не замечается как не замечается привычка.
  27.10. Такова особенность нашего сознания: полностью игнорировать абсурд, если он повторяется, а выход из положения искать во всём, что только подворачивается под руку.
  27.11. Любой совет, любой пример становятся слишком заразительными. Подсказки сердца оказывается мало, душа остаётся не услышанной.
  27.12. Интересно, что душа человека слабым голосом издалека кричит ему о его неправильном выборе.
  27.13. Бывают случаи, когда он вообще не может принять решение, и как умер Буриданов осёл меж двух охапок сена от голода, не решив для себя, какая же из охапок предпочтительнее, так и этот человек может совсем опустить руки и потерять интерес к делу. То есть умереть как творческая личность.
  27.14. Либо его нервная система, если ценность решения для него велика, впадает в процесс всё более возрастающего напряжения, перенапрягается и выводит весь организм в состояние стресса, а его мыслительный аппарат - в ещё более худшее состояние.
  27.15. Однако, смею утверждать, что душа Человека становится всё более открытой для понимания.
  27.16. Думаю, что, наконец-то, начался хорошо видимый ускоренный необратимый процесс накопления положительных свойств души, чего раньше не было. Чем это вызвано, сказать однозначно невозможно.
  27.17. Предположим, что два человека любят друг друга. Чем сильнее любовь, тем сильнее притяжение друг к другу, сильнее биологическая и интеллектуальная привязанность.
  27.18. Их организмы создают некий общий целостный организм, общее виртуальное тело целостности со всеми вытекающими отсюда полями.
  27.19. Больше всего такому объединению радуется душа, ибо она объединилась из двух. Странное это объединение для нашего понимания.
  27.20. Возможности объединённой души увеличились не сложением, а умножением.
  27.21. Душа принципиально несёт функцию объединения, её цель - объединение, а критерием его служит Любовь Божия как максимум любви человеческой.
  27.22. Чем больше любви человеческой проявляется, тем лучше душе.
  27.23. Если говорить о поле Любви Божественной, то следует сказать и об объединённом поле общей души.
  27.24. При любой духовности объединённое поле всегда значительно больше отдельных полей любящих людей. И воздействие такого поля на окружающих людей значительно сильнее, чем от поля одного человека.
  27.25. Если же люди бездуховны или духовность их низка и они расстаются из-за того, что обстоятельства им не позволяют жить вместе, то общее поле общего организма рвётся.
  27.26. Образуется поверхность разрыва как рваная рана, которая кровоточит болью виртуальной, душевной.
  27.27. Именно боль душевная при разрыве любящих преобладает настолько, что часто недуховный человек теряет всякий смысл жизни, если только он не находит его в чём-нибудь более приземлённом.
  27.28. Общая душа недуховных людей рвётся так, что снова делится на две маленькие.
  27.29. Духовность позволяет обоим любящим людям сохранять общую большую душу и общее поле их любви, даже если они по каким-то причинам расходятся, ибо не могут жить вместе.
  27.30. Ибо чем выше духовность каждого, тем каждая душа богаче, уверенней, потому что она сливается с общей душой. А общая душа увеличивается, мы помним, умножением, а не сложением.
  27.31. Это означает, что через общую душу предано больше Любви, больше критериев созидания и больше отсечено критериев зла.
  27.32. Голос души передаётся через сердце, через ощущения, чувства, настроения, состояния, разум, эмоции, тело.
  27.33. По тому, как ведёт себя человек, что он делает и чего не делает можно многое сказать о его душе.
  27.34. Чистоту, любовь и красоту своей души люди реализуют вокруг себя.
  27.35. У недуховного человека душа, отделяясь от общей, стягивается чуть ли ни в точку, кровоточит, сердце болит, он забывает высшие критерии, он бывает в абсолютной панике, если рушатся какие-то материальные ценности, если его предаёт что-то тленное, временное.
  27.36. Силой притяжения из его души буквально вырываются её куски, уносятся по направлению к своей второй половине и пропадают по пути.
  27.37. В отличие от него, духовный человек, даже если его предают друзья, не станет страдать, ибо он понимает, что его духовность - это любовь, которая всегда при нём.
  27.38. Паникующая душа притягивает всякую нечисть, которая, ощущая рану, тут же садится на неё и начинает пить кровь души - любовь.
  27.39. Страдающая душа быстро выращивает на своем поле паразита.
  27.40. Силы могут покинуть такого человека. Он захочет покоя, и ему будет дан покой в виде болезней.
  27.41. Если такая любовь сменится любовью духовной, то есть любовью, когда душа при разлуке этих людей не будет делиться и кровоточить, то как качественно изменится сама человеческая жизнь?
  27.42. У духовного Человека любовь распределяется между людьми и Богом. Причём, большая часть любви отдана Богу, а Человеку и людям вообще как будто бы остаётся немного.
  27.43. На самом деле это совсем не так. Ибо общий потенциал любви духовного Человека превышает потенциал любви недуховного во много раз.
  27.44. А личностное поле любви такого Человека, которое собственно и воздействует на других людей, не делится на два, каждое из которых отправлено своему адресату. Оно общее и потому воздействует на людей с особой очень большой целительной силой.
  27.45. Поэтому и болезненной привязанности из такой любви не получается, ибо она не концентрируется вся лишь в одном направлении к любимому человеку или от него.
  27.46. Необходимо понимать, что так называемая направленность человеческой любви к Богу означает всего лишь, что общее поле любви человека окружает его вокруг и распространяет своё положительное влияние во все стороны, по отношению ко всем людям, животным, растениям и так далее.
  27.47. Зададимся вопросом: если любовь-привязанность эгоистична и так много концентрирует в себя любви, то, с другой стороны, что достанется от неё другим людям и Богу?
  27.48. Парадокс, как мы уже говорили, заключается в том, что даже при таком варианте общее поле любви, действующее положительно на всех, увеличивается.
  27.49. Иногда приходится слышать, как недостаточно созревший духовно человек спрашивает себя: интересно, когда эта моя любовь закончится, что произойдёт со мной, со Вселенной, с моим отношением к любимому?
  27.50. Духовный человек таких вопросов себе не задаёт - он знает, что, как бы ни сложилось в жизни, он никогда не изменит своего отношения к предмету своей любви.
  27.51. Духовный человек знает, что человеческая любовь в мире никогда не уменьшается, она только накапливается в Любви Божественной.
  27.52. Ибо человеческая любовь есть антизеркало энтропии.
  27.53. Энтропия, то есть бессмысленность, какого бы происхождения она ни было, растворяется в любви.
 28. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОЛЯ ВСЕЛЕННОЙ
  Каждый человек живёт наедине со своим страданием, каким благополучным внешне он бы ни был. Страдание его - это суд, который вершится. Страдание - это свет будущих знаний.
 
  28.1. Я не задаюсь специальным вопросом о месте отдельно взятой психологии или философии, медицины или кибернетики в той картине мира, которую я представляю себе в этой книге и в других своих книгах.
  28.2. Поэтому у меня, казалось бы, смешалось в кучу воздействие на Человека, диагностика заболеваний, психотерапия в свете гуманистической психологии, целительство, философское осмысления, нетрадиционная теология, картина мира и исследование человеческого поведения.
  28.3. Прежде всего, в концепцию Жизни и Природы я ввожу два потока движения, которые мы с вами ощущаем так же хорошо, как себя.
  28.4. Первый поток - восходящий, отражающийся в наращивании сложности живых, неживых, мысленных, виртуальных и психических структур в материи и в сознании.
  28.5. Второй поток - сходящий, нисходящий, выражающийся в схождении в материальный мир и мир нашего сознания тех самых критериев восхождения и нисхождения, созидания и разрушения.
  28.6. Если мы говорим о структурах и системах, то нужно объяснить разницу между ними. Структурой можно выразить практически всё в виде элементов и связей между ними.
  28.7. Системой структура станет только тогда, когда вся она окажется пронизанной деревом критериев, которым в соответствии с ними и согласованно им будет подчиняться работа, функционирование каждого элемента и всей структуры в целом.
  28.8. Без такого согласованного взаимодействия системы быть не может.
  28.9. Только так система становится способной выполнять задания, осуществлять свою функцию и существовать в динамике, то есть во времени.
  28.10. Как сознание разделено на проявленную и непроявленную часть, так и весь мир, вся Природа разделена на такие же части.
  28.11. Проявленная часть Природы - это материя в грубой и тонкой формах, сознание в своих виртуальных свободных формах и время как граница раздела, форма представления этой границы, проявленной и непроявленной частей.
  28.12. В непроявленной для нашего сознания части Природы находятся Бесконечные Источники Жизни, Любви и Разума.
  28.13. Источник Жизни питает жизнь в любой форме и даёт возможность наращивать её в неограниченном расширении в проявленной части.
  28.14. Источник Любви питает человеческую любовь, устремляя её к Глобальному Максимуму Божественной Любви.
  28.15. Источник Разума питает сознание Человека бесконечным потоком локальных критериев, необходимых для творчества, устремляя их к Духовному Максимуму Вселенной, к Богу, Отцу нашему Небесному.
  28.16. Критерии проявляются для нашего сознания, прежде всего, в смыслах наших поступков, действий, целей, мотивов, установок, стремлений и в других когнитивных элементах, понятиях, категориях и так далее как некая их высшая суть, уже достигнутая в процессе их понимания и осмысления.
  28.17. Процесс осмысления - это и есть восхождение к своему локальному максимуму в наращивании понимания сути какого-либо предмета или какого-либо явления.
  28.18. Смыслы в нашем сознании проявляются, передаются и трансформируются с помощью языков.
  28.19. Языковые понятия могут быть представлены в сознании Человека разным качеством смысла:
  1) чёткие понятия, или детерминированные, количественные, однозначные, сконцентрированные в смысловом пространстве в виде импульса, имеющие чёткие, сильные и немногочисленные связи с другими понятиями; такие понятия образуют поля, полностью определённые в смысловом отношении, - поля определённого смысла;
  2) стохастические понятия, или полностью неопределённые, смысл которых отсутствует или же полностью распределён в однородном смысловом поле, имеющие полностью разорванные связи между собой и другими понятиями; такие понятия образуют стохастические поля, неопределённые в смысловом отношении, - поля неопределённого смысла;
  3) понятия с размытыми границами, с одной стороны сильно связанные с чётким ядром, а с другой, - в разной степени силой с неопределёнными объектами; такие понятия образуют поля, смешанные в смысловом отношении, - поля смешанного смысла.
  28.20. Понятия первой и третьей групп - это понятия, наполненные для нас смыслом. Понятия второй группы смыслом для нас либо не наполненные, либо имеют равномерно распределённый смысл.
  28.21. Детерминированные понятия - это продукт рациональной части процесса мышления и сознания, их рацио-составляющей.
  28.22. Стохастические понятия - это продукт иррациональной части процесса мышления и сознания, их иррацио-составляющей.
  28.23. Сознание обладает свойством независимого построения моделей мира при помощи рацио-составляющих и иррацио-составляющей программ мышления.
  28.24. Сознание обладает свойством независимого представления, или отражения, внутреннего и внешнего мира моделированием его, прежде всего, при помощи иррацио-составляющей процесса мышления с объектами поля неопределённого смысла.
  28.25. Модель - это система, в которой выделены чёткие смысловые свойства, вполне определённые характерным для данной модели критерием.
  28.26. Можно сказать, что каждое понятие есть модель.
  28.27. Процесс моделирования происходит лишь тогда, когда имеется критерий, распространяющий своё влияние на выбор области, или пространства, элементов моделирования, на избирательный отбор элементов, на их обобщение и классификацию, на синтез связей с другими моделями или понятиями, на оценку полученной модели среди других моделей и понятий.
  28.28. Рациональное моделирование осуществляется на основе уже полученных прежде моделей из полей определённого и смешанного смысла.
  28.29. Творчество, отличающее Человека от других форм сознательной Жизни, проявляется в наращивании смыслов через формирование понятий и моделей не только и не столько за счёт уже известных понятий-элементов или моделей-элементов рацио-составляющей сознания, сколько за счёт формирования новых смыслов из стохастических, неопределённых в смысловом отношении полей при помощи иррацио-составляющей сознания и мышления.
  28.30. Таким образом, процессы мышления, функционирования нашего сознания подобны процессам клеточного характера в своём независимом автоматическом наращивании или смене структур, совершающихся не в слепую, методом "проб и ошибок", а под управлением детерминированных, вполне определённых критериев, данных Человеку для этого Природой изначально.
  28.31. Как бы кто ни хотел признавать вселенскую заданность Природы на процессы жизнедеятельности, ему невольно придётся согласиться с существованием нисходящих Свыше критериальных полей, пронизывающих все процессы Вселенной.
 29. СИСТЕМНОСТЬ ПРИРОДЫ. РЕАЛЬНОСТЬ ДУШИ
  "Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир..."
  (Евангелие от Иоанна, гл. 3, стих 19)
  Дух святой сходит с Неба и пронизывает Светом своим.
 
  29.1. Я далёк от мысли, что нисходящее критериальное поле Природы и Дух Святой - это одно и то же.
  29.2. Думаю, что критерии лишь отражают на своём уровне схождение Духа Святого.
  29.3. Но это уже значительно выше, чем просто смысл и суггестия. Это существенно приближает нас к высшим формам понимания природных явлений.
  29.4. Вселенная начальная чудится мне ровным возделанным "полем плодородия". Физики думают, что это "пустота" вакуума.
  29.5. И как семена, брошенные в землю, дают всходы, прорастают и размножаются согласно правилам, заложенных в них, так и процессы во Вселенной начинают своё существование со своих "семян" по своим правилам.
  29.6. Любая функция времени, любая система или любой процесс, если они характеризуются хоть в какой-то степени устойчивостью, взаимно однозначно отражаются в своём критерии, задаваемым своим конечным значением и видом.
  29.7. Сознание Человека есть процесс генерализованный, природный, устойчивый, а, следовательно, как показывает теория систем и теория управления, и критериальный.
  29.8. Критериальность Природы проявляется при проведении системного анализа. Она не является явной, психология, физиология, биология, физика и другие науки ею не оперируют. Лишь теория оптимальных систем и некоторые разделы математики используют понятие критерия как функционалов.
  29.9. Сознание отдельного человека называют субъективным, подчёркивая этим как непредсказуемость поведения человека, так и выделенность его из пространства с якобы предсказуемым продолжением процессов.
  29.10. Наука как бы говорит о существовании критерия разделения природных явлений на субъективные и объективные.
  29.11. Вопрос в том, что является в таком случае объективным?
  29.12. Если объективизация всё-таки происходит, то в виде проявленной для сознания человека реакции той части Природы, которую мы называем Средой проживания или жизненным пространством.
  29.13. Субъективно переживаемое человеком в своём сознании не должно получать такого отклика вообще по определению.
  29.14. Поэтому критерий деления на субъективное и объективное может быть представлен по минимизации этой реакции Природы на действия или мысли человека.
  29.15. Однако, говорить, что процессы субъективного характера не имеют под собой никакой объективной почвы и не несут объективной нагрузки, некорректно, ибо корректность есть понятие относительное, изменяемое в зависимости от принимаемой парадигмы оснований и методов фиксации реакций.
  29.16. Виртуальный мир субъективного в своём существовании так же закономерен и объективизирован, как и мир материальный.
  29.17. А идеи материализуются в такой степени, какой силой воли и новизны они наделены.
  29.18. Самым объективным является то, что Бесконечные Источники Любви, Разума и Жизни постоянно подпитывает всё материальное, даже неживое, накачивая их всеми необходимыми видами энергии-смысла.
  29.19. Но начало процессу самоорганизации будет положено, когда равномерная структура "поля плодородия" будет "знать", что для этого делать.
  29.20. А это произойдёт, когда она станет пронизываться всем полем критериев.
  29.21. Только при таком процессе включения в "поле плодородия" критериев возникают условия для протекания автоматических процессов природного синтеза.
  29.22. Критерии в начале выступают как бы в роли центров кристаллизации. Они организуют некое поле притяжения, специфика которого зависит от вида критерия.
  29.23. Как я иногда говорю, духовность - это такое положительное действие, которое создаёт для простого и недуховного человека силы притяжения к истинно духовному.
  29.24. И не столько мы сами заставляем себя переосмысливать и изменяться к лучшему в своей жизни, сколько автомат Природы почти самостоятельно предлагает нам новые смыслы и притягивает нас ко всё более и более высокому.
  29.25. Человек сравнительно недавно - около ста лет назад - смог осознать в себе душу как некий нематериальный орган своего организма, хотя со времён Аристотеля прошло немало времени.
  29.26. До этого душа представлялась в виде субстанции, в которой концентрировался жизненный потенциал. В средние века считали, что душа находится в крови.
  29.27. В более поздние времена отождествили с психикой вообще.
  29.28. Если человек - высшая материальная форма Жизни, то высшим органом в нём следует признать душу, выполняющую свою, высшую, обобщённую функцию. Ибо душа является проводником и высших, Духовных, критериев.
  29.29. Конечно, для физика, основывающего свои наблюдения только на основе материальных подтверждений в осязаемой форме, сложно принять подобную объективизацию виртуального органа. Хотя подобные аналогии в мире физики и математики существуют.
  29.30. Более того, вся математическая наука, на которой стоят самые фундаментальные науки, построена на сплошной виртуальности.
  29.31. Ещё А. Ухтомский указывал, что с точки зрения физиологии Человека необходимо функциональные системы человеческого организма приравнять материальному органу по статусу.
  29.32. В сложившихся обстоятельствах обязаны ли мы выделить орган, пусть виртуальный, который отвечал бы за снабжение человека критериями Природы и передачи их в сознание?
  29.33. С одной стороны, он должен быть независимым от сознания и желаний человека, а, с другой стороны, он должен реагировать на деяния Человека и оценивать их, не в сильной степени навязывая коррекцию поступков.
  29.34. Последнее требуется для того, чтобы Человек не мог потерять свободу своего выбора, если критерии им вырабатываются самостоятельно. Выработка критериев Человеком самостоятельно есть основа его творчества.
  29.35. Таким виртуальным органом из всего известного может быть только душа. Во всяком случае она ближе всего по смыслу, согласно которому обеспечивается контакт нашего сознания с Высшим.
  29.36. Она обладает голосами вины, совести, прямым каналом информации, соединяющим её с сердцем.
  29.37. В теории идентификации существует понятие так называемой ненаблюдаемости, когда не существует способов измерения координат состояния части системы. Они не могут быть определены явно.
  29.38. Психология выделяет и оперирует с большими подсистемами, наделёнными относительной целостностью и явно не наблюдаемыми: подсознательным, бессознательным, коллективным бессознательным и так далее. Душа поэтому не может быть исключением.
  29.39. Почему же тогда душа может представляться и светлой, и чёрной, если мы говорим лишь о её чистой, неизменяемой части, связанной с проводимостью критериев Природы и Любви?
  29.40. Думаю, что почти всё, связанное с системными частями организма, можно представить состоящими из двух половин.
  29.41. Первая - это неизменяемый каркас, матрица или монада, передаваемая корневой, наследственной программой генетики.
  29.42. Это природная рацио-составляющая организма, функционирующая вполне определённым образом. Это программа в какой-то мере, как говорят, конституциональная.
  29.43. Вторая - это полностью видоизменяемая со временем часть, тело, оболочка, среда, подвергаемые изменчивости за счёт работы иррацио-составляющей программ организма и самой среды.
  29.44. Подобный принцип нашёл своё отражение даже в поведении Человека, в том, как он следует выбору в соответствии с критериями, которые принял для себя или же, наоборот, отверг.
  29.45. Поэтому поведение человека имеет разное качество, как положительное, так и отрицательное.
  29.46. Именно поэтому вторая половина души может формироваться самим человеком в силу каких-либо негативных обстоятельств в негативном свете.
  29.47. Иногда внутренние манипуляции человека с его критериями видны невооружённым взглядом по тому, как он меняет своё поведение и перестраивает свои суждения вслед за изменением ситуации, с потерей интереса или вообще прекращает свою деятельность.
  29.48. К сожалению, психология привела себя к такому тупику, что слишком мало учитывала системность мира, которая не может быть определена из внутренних психологических постулатов.
  29.49. Наоборот, чтобы выйти из создавшегося тупикового положения, этой науке необходимо перешагнуть свои границы.
  29.50. Оказалось, что многие психотехники и психотехнологии прошлого и настоящего направлены на поиски, так называемых, комплексов - негативных структур психики, с которыми осуществляется основная работа психолога.
  29.51. Это своеобразный "остаточный принцип" от нормы, который только подтверждает отражение психологией следование за нарушениями.
  29.52. Позитивность устойчивых виртуальных образований сознания, психики, души привлекала мало внимания исследователей, ибо психология ограничила себя моделями мира примитивного плана.
  29.53. Как во Вселенной совершенно объективно существуют чёрные дыры, наблюдаемые физиками лишь опосредованно, так и многие виртуальные объекты психологии и сознания тоже можно "увидеть" при помощи непрямых измерений.
  29.54. Для Человека мир физических форм, феноменальный, и мир внутренних форм, виртуальный, или ментальный, равнозначны.
  29.55. Ибо существует сильная прямая и обратная зависимость между ними, выражающаяся в замкнутой обратной связи организма, его частей, подсистем, независимо от того, физически или не физически мы можем представить их себе.
  29.56. Оказалось, что Человек пока ещё не освободился от того, чтобы не наделять ограничениями собственных мыслимых представлений окружающий мир.
 30. РАЗВИТИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ. СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  Мы так много придаём значения мелочам и так близко к ним подходим, что за их частоколом и мнимой величиной совершенно теряем природные значения гигантских размеров.
 
  30.1. В словаре практического психолога конца двадцатого века вообще нет понятия жизненного критерия. Это меня удивляет, забавляет и вводит в грусть.
  30.2. Может быть, слепота в отношении определяющего значения критериев произошла у психологов потому, что критерии сильно связаны с нашими желаниями. А уследить за всеми желаниями как бы невозможно. Оправдание налицо.
  30.3. Ибо как доминанта, мотив, воля даже инстинкт маскируют критерий, точно так же это делает и желание. Но желание более многозначно, нежели доминанта.
  30.4. Новое желание может изменить критерий вплоть до обратного. Например, человек, находясь в одном из состояний сознания, вполне осознанно даёт себе слово, что в определённых конкретных других жизненных ситуациях не будет выполнять вполне определённого действия.
  30.5. То есть он неосознанно подчиняет себя некоторому выбранному критерию, который тоже им не осознаётся.
  30.6. Но приходит эта ситуация, а человек в силу какой-либо причины оказывается в другом состоянии сознания - в изменённом.
  30.7. Сдвиг состояния сознания и определяет изменение человеческих желаний и критериев поведения.
  30.8. Желание маскирует свою суть, заключающуюся в критерии.
  30.9. Человек, находясь в другом, изменённом относительно первого, состоянии сознания, легко может нарушить данное себе и другим слово.
  30.10. Отсюда проистекает его нетвёрдость, безволие, распущенность, предательство.
  30.11. В психологии долгое время считается, что осознаваемой причиной, лежащей в основе выбора действий и поступков личности, является мотив. Мотиву приписывается то, чего он не может.
  30.12. На самом деле мотив - это всё-таки импульс побуждения к деятельности. И вряд ли что-то более.
  30.13. Мотив может длиться некоторое время без затухания, но быть основой деятельности в процессе сложной самоорганизации - это не его прерогатива. Он - всего лишь часть функции самоорганизации.
  30.14. В корне неверно связывать мотивы лишь с кругом деятельности, направленной на удовлетворение потребностей личности.
  30.15. Мотив может возникнуть от неосознаваемого виртуального органа - души, от действия критерия, абсолютно не связанного ни с какой деятельностью.
  30.16. Мотив может возникнуть даже беспричинно, то есть какое-то действие или какая-то мысль в таком случае являются немотивированными. Это как бы давно известно, но к абсурду привыкли.
  30.17. Многие теории психологии и физиологии подошли вплотную к открытию первенства в определении развития Жизни за критериальным уровнем в самоуправлении любым живым объектом.
  30.18. Теория функциональных систем П. Анохина, физиология активности Бернштейна, теория когнитивного соответствия, теория поля К. Левина и некоторые другие подчёркивали системность организмов, их самоорганизацию.
  30.19. По теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера негативное побудительное состояние - диссонанс - есть следствие недостаточного оправдания выбора.
  30.20. Чем же человеческое сознание может оправдать выбор? Оправдать может многим, ибо разум есть инструмент - куда его направил, в том направлении он и работает.
  30.21. Однако, жизненный выбор не относится по своему статусу к проблеме оправдания, ибо он - не наказание.
  30.22. Оправдание выбора может иметь основания, если результат произведённого выбора известен и несущественен или негативен.
  30.23. Мы же говорим о том, что существует возможность спрогнозировать результат заранее с определённой степенью надёжности, избрав всего лишь соответствующий критерий для будущего процесса решения.
  30.24. Выбор есть решение особой задачи по удовлетворению критерия выбора.
  30.25. А "диссонанс", отклонение, рассогласование оказывается необходимым и достаточным условием для получения управляющего сигнала в системе самоорганизации.
  30.26. Значит ли это, что выбор, если он всё же тяжёл для Человека, должен быть "оправдан"?
  30.27. Без сомнения это так, но в Природе это "оправдание" происходит лишь свыше и только свыше, только критериально через смыслы, пока ещё не все понятные Человеку.
  30.28. Критериальный уровень есть уровень более высокий, чем уровень смысла, более внутренний, более скрытый.
  30.29. Человек оперирует в своих доказательствах только смыслами. Критериальный уровень пока ещё не осмыслен.
  30.30. Это однозначно говорит о том, что любое оправдание выбора есть прерогатива не столько Человека, сколько того, что находится выше его.
  30.31. Знание критериев переводит человеческую задачу выбора с поведенческого уровня на уровень выбора самого критерия.
  30.32. Выбор критериев автоматически включает задачу осознания Высших Критериев Жизни, знания нашей души.
  30.33. Поэтому психология становится системной тогда, когда её знания наполняются действием критериев Природы и Человека.
  30.34. Проявление критериальных возможностей человека, то есть осознанное или неосознанное оперирование критериями, созданными как Природой, так и самим Человеком, зависит и от его способностей, и от развитости среды проживания.
  30.35. Способности Человека можно отождествить с его внутренними побудительными силами.
  30.36. Из всех побудительных сил и мотивов способности выделяются своей мощностью воздействия на всю его внутреннюю сферу.
  30.37. Какая-либо способность даётся Человеку независимо от его выбора или желания.
  30.38. К возникновению способности ни мотивация, ни доминанта не имеют никакого отношения. И то, и другое лишь проявляют её. Они - следующий этап её обрамления.
  30.39. Со способностью Человек рождается и с нею же умирает, если в течение его жизни не происходит его деградация.
  30.40. Любую внутреннюю способность я рассматриваю как своеобразную личность, точнее субличность.
  30.41. Субличность - это замкнутая на себя, высокой степени целостности структура личности, которая устойчиво может существовать длительное время.
  30.42. Внутренний побудительный мотив способности проявляется в сознании Человека всегда. Различна лишь его мощность, которая зависит от степени страстности человека.
  30.43. Но какой бы ни была страстность, способность требует реализации. Вот почему неразвитие способности есть убийство внутри себя человека, личности.
  30.44. Многие патологии в сознании, в психике или в поведении людей возникают именно от подобного убийства способности в своей личности.
  30.45. Способности людей требуют от них саморазвития, постоянного внимания, напряжённых усилий, времени и забот. Способности - это ребёнок, дитя каждого.
  30.46. Неразвитая способность в начале - это неразвитый ребёнок, капризный, своенравный, который потом, с течением времени, без внимания со стороны человека может стать его убийцей.
  30.47. Другими словами, способность обладает своей и только своей доминантой, которая может подавить все остальные доминанты на очень длительное время, иногда навсегда.
  30.48. Системная психология поэтому относит потребности к реализованным способностям, или к инстинктам, получающих быстрое удовлетворение.
  30.49. Потребности, какого бы уровня они не были, не могут обеспечить саморазвитие уровня самоорганизации.
  30.50. Последнее достигается только при участии сознательной компоненты Жизни в осознании Высших Критериев, спускающихся в сознание.
  30.51. Поэтому при адаптации к тягостным временам в обществе, когда реализация способности человека во внешнем жизненном пространстве угнетена, а людям, другими словами, "надо было сидеть тихо", они находили себя во зле, агрессии.
  30.52. Природа агрессии лежит, прежде всего, в запрете на развитие способности и в запрете на поиск.
  30.53. Ибо развитие Жизни заложено в ней самой в её основах, а блокирование развития является фактически убийством Жизни.
  30.54. Неожиданная блокировка развития Жизни в её различных проявлениях в Человеке ли, в растении ли, в отдельной клетке ли приводит к негативному стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  30.55. Развитие же требует от Человека перейти на уровень эмоционально сильных положительных переживаний и поддерживать их.
  30.56. А это лучше всего достигается в духовной жизни отдельного человека, ибо она является более общим пространством существования.
  30.57. Переживания хотя и носят внутренний характер, но реализуются во внешней среде проживания, ибо направлены от человека к Богу его самосовершенствованием во всех своих аспектах.
 31. ДОМИНАНТА ЦЕЛОСТНОСТИ
  Если бы человек захотел стать всесильным, он бы начал с Любви. Он бы стал думать о том, что нужно сделать, чтобы затопить мир Любовью.
 
  31.1. Доминанта помогает Человеку поддерживать в себе высокий уровень напряжения, а для некоторых людей уровень положительного или отрицательного стресса, чтобы внутренние процессы в организме и процессы жизни вокруг него, в его жизненном пространстве, шли при выполнении соответствующего критерия.
  31.2. Отличие моего подхода, например, от подхода Курта Гольдштейна (организмическая теория личности) состоит в том, что он не показывает, каким образом, самоактуализируясь, достигает своей цели Человек, а фактически, организм, по выравниванию своей психической энергии в среднем.
  31.3. Открытость, разомкнутость, системы личности в организмической теории личности не есть открытость критериальная, то есть реальная.
  31.4. Это всего лишь открытость влияния на Человека, которое Человек стремится выровнять, в одних случаях снизить, в других повысить. Но как выровнять действие критерия?
  31.5. Традиционная психология в своём многообразии, в основном, рассматривает личность лишь как психологический субъект, функционирующий в психологической среде (или, по-другому, в жизненном пространстве), отрывая личность от процессов, происходящих за рамками психологической среды.
  31.6. Абсурден принцип психологии, согласно которому за организм Человека принимается лишь его психологическая часть, да и то "фактически" реализуемая в феноменальном мире.
  31.7. Ни о какой системной открытости тут не может быть и речи. Это - изолированная система, в которой процессы в их развитии обязательно рано или поздно зайдут в тупик.
  31.8. Попытки внести коррективы в теории личности или в общие теории психологии, которые бы учитывали целостность как реальность, не увенчались успехом. Да иначе и быть не могло.
  31.9. Одна из главных причин неудач состояла в том, что, как правило, психологические теории создавались и обосновывались на многочисленных случаях психических отклонений и применялись в основном для лечения заболеваний.
  31.10. Спору нет, крайности в поведении людей всегда более ярки и репрезентабельны. Однако, увлечение подобным направлением привело к тому, что психология традиционная стала трактоваться в основном как поведенческая.
  31.11. Целью психических процессов в организме стала считаться расплывчатые в понятийном выражении самоактуализация и самореализация личности.
  31.12. Некоторые психологи, такие как А. Маслоу и целое направление психологов, развивающих когнитивную психологию, предприняли серьёзную попытку восстановить справедливость и представить психику Человека как некий целостный объект, изначально наделённый сугубо положительными свойствами.
  31.13. К сожалению, понятие целостности личности или психики в психологической науке до сих пор не было сформулировано корректно.
  31.14. И потому любые попытки придать даже гуманистической психологии законченный вид не удались.
  31.15. И хотя гуманистическая психология оказалась наиболее близкой из многих направлений психологии к первичной сути этой науки, она не оказала прорывного действия.
  31.16. В основном же, психология как наука во многом стала наукой не о психике Человека, а о его сознании и его поведении.
  31.17. Причём в подавляющем большинстве работ и направлений под объектом исследований в психологии понималось лишь малоосознанное или совсем неосознанное человеческое поведение.
  31.18. Психология в своём развитии завела себя в тупик, сознательно сузив свои претензии до слишком малого объёма исследований, из которого уже ничего нового было извлечь невозможно.
  31.19. Ярким примером тому может служить теория поля К. Левина, в которой им самим и его последователями были предприняты попытки с помощью математизации и структурализации решить проблему выхода за пределы замкнутого пространства традиционной психологии.
  31.20. Даже когнитивная психология оказалась в том же самом тупике с невысоким результатом развития. Ибо как понимание системности, так и модель мира, на котором она основывалась, оказались некорректными.
  31.21. Ключевыми понятиями, точнее, категориями философского плана, в развитии психологии будут являться, по-видимому, в ближайшем будущем понятия целостности, системы и критерия.
  31.22. О критериях мы уже много говорили и ещё будем неоднократно возвращаться.
  31.23. В понятии системы мы подчеркнули принципиальную важность, причину, по какой система становится системой - именно потому, что она не может существовать без своего критерия.
  31.24. Понятие же целостности пока что было определено недостаточно. Причиной этого может служить оправдание, что оно тесно связано с философской парадигмой представлений о мире, о Жизни, о Человеке.
  31.25. Мною принята почти восточная парадигма Мироздания и Жизни с некоторыми отличиями, где понятие целостности личности либо может совсем игнорироваться, либо отсутствует.
  31.26. Причиной подобного является принятие основного принципа существования Жизни и Человека, в частности, как космического явления со всеми вытекающими отсюда тесными связями.
  31.27. Поэтому говорить о целостности Человека можно только очень условно, каждый раз подчёркивая специально степень условности.
  31.28. Самым, может быть, сильным определением целостности было бы определение её как способности к выполнению заданной функции.
  31.29. Однако, трудность заключается в том, что многообразие функций, выполняемых человеческим организмом, так велико, что представить всё поле его функций не представляется возможным.
  31.30. Аналогично и детерминистского понятия организма Человека в силу тех же причин предложить нельзя.
  31.31. Ибо к структуре организма необходимо будет отнести и непроявленные в материальном мире его тонкоматериальные структуры и поля.
  31.32. Как смена доминант в Человеке отражает смену критериев его поведения и мышления, так она определяет и смену процессов в его организме. Этот факт бесспорный, подтверждённый физиологами.
  31.33. Можно говорить о жизненном пространстве Человека, как это делает в своей теории поля К. Левин, с позиций личности.
  31.34. Можно же с позиций критериальности Природы, понимая, как среда проживания стимулирует человека, оперировать критериальным полем.
  31.35. Но где критериальное поле, как и любое поле, начинается в жизни каждого человека? И где оно заканчивается?
  31.36. Что включает Человек в своё жизненное пространство? Ведь понятие жизненного пространства меняется со сменой этапов человеческого развития и со сменой теорий о Человеке.
  31.37. Жизненное пространство включает в себя два понятия - жизненность, или жизнь, и пространство - и их соединяющее, общее и критериальное, именно то, что делает просто пространство жизненным.
  31.38. Некоторым людям трудно понять, почему к двум, чтобы получить из них третье, необходимо прибавить ещё и четвёртое?
  31.39. Так и в теории К. Левина проще всего имплицировать локомоцию - указать путь от и до. Но объяснить, почему именно этот, а не другой, путь осуществляется, невозможно. Ибо сама импликация "если..., то..." как логическая операция скрыла в своей сути работу её критерия.
  31.40. Поэтому недостаток многих теорий и понятий состоит в их сильной статичности, в отсутствии развивающих тенденций, как подчёркивается в психологической теории поля.
  31.41. Введение динамических характеристик в теории оказалось незаконченным именно потому, что динамика всегда предполагает соответствующие модели, начало которым положено в дифференциальном исчислении.
  31.42. Применение таких моделей рано или поздно в силу их сути выводит исследователя за пределы своего начального пространства, или начального множества.
  31.43. Принцип разомкнутости систем поэтому и выполняется в системах, что он является естественным отражением самой природной систематики.
  31.44. Это характерно и для такого понятия, как целостность. Ибо под целостностью можно понимать степень удовлетворения некоему функциональному критерию системы.
  31.45. Понятие целостности Человека как понятия, отделённого от представления остального организма, некорректно, ибо оно должно объективно отражать не статичное и изолированное положение, а динамичное и связанное со средой.
  31.46. Значит, целостность должна определяться во взаимосвязи, в динамике изменений.
  31.47. Но этого же требует и каждое понятие психологии, ибо оно может быть корректно определено только во множестве взаимосвязей, в сложной смысловой структуре пространства своего существования.
  31.48. Целостность системы не может характеризоваться изоляцией системы, как то было в прежних представлениях.

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу