<< Пред.           стр. 7 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Процесс принятия решения о возможности передачи бизнес-процессов или отдельных функций организации-аутсорсеру состоит из нескольких основных этапов.
  Этап 1 - выделение ключевых стратегических компетенций организации, от развития которых зависит ее жизнеспособность и которые не должны передаваться на сторону. В дальнейшем именно эти компетенции станут фундаментом взаимовыгодных аутсорсинговых проектов и залогом успеха компании при выстраивании отношений с партнерами.
  Этап 2 - разделение всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные, а также определение необходимости и очередности передачи этих бизнес-процессов внешнему исполнителю. Одновременно решается вопрос о целесообразности перевода части активов аутсорсеру. Опыт компаний США, прибегавших к услугам аутсорсеров с целью повышения экономических показателей и рыночной стоимости компании, показывает, что роль материальных активов в бизнесе значительно снизилась, что является одновременно причиной и следствием повседневной практики аутсорсинга в большинстве отраслей.
  Этап 3 - выбор партнера-аутсорсера или поставщика услуг, при этом существенная роль отводится формулировке четких критериев такого выбора. В ряде случаев невозможно в общих чертах определить явные преимущества собственного производства или преимущества услуг сторонних организаций. Сторонняя организация должна предоставить четкое описание бизнес-процесса, дать оценку воздействующим факторам. Дополнительно к детальному анализу издержек принимаются во внимание неценовые факторы, влияющие на принятие решения производить или покупать.
  Размещение производства в сторонних организациях способствует упрощению внутренних процессов планирования и управления из-за уменьшения доли производства. Как правило, издержки процессов планирования, управления и контроля сокращаются, потребность в капиталовложениях в ресурсы, которые относятся к постоянным издержкам, тоже сокращается. С другой стороны, возрастают издержки за счет увеличения числа сделок с внешними поставщиками, которые включают в себя описание дополнительных процессов в совокупности с изучением рынка поставщиков, выбором поставщика, его оценкой, размещением производства, способом поставки, транспортировкой, контролем и складированием материалов. Это принципиально важно для тех организаций, которые предоставляют услуги, а также в тех случаях, когда какой-либо процесс (например, складирование) полностью исключается из бизнес-процесса компании.
  Следующим этапом является разработка аутсорсинг-проекта и договора (контракта), включающая в себя определение конкретных условий сотрудничества и его правовых основ. Договор (контракт) об услугах аутсорсинга предполагает продолжительные сроки действия, высокую степень ответственности сторон, учет и разделение рисков и прибылей, четко обозначенные условия выхода из контракта или его досрочного прекращения. Должны быть определены правила поведения сторон в случае возникновения разногласий по вопросам управления и порядок решения таких проблем.
  Заключение контракта предполагает выбор компанией формы аутсорсинга, которая определяется степенью важности тех или иных процессов или компетенций, передаваемых на сторону.
  Можно выделить следующие формы аутсорсинга.
  Полный аутсорсинг - передача бизнес-процесса аутсорсеру в целом, преследующая цели повышения рыночной стоимости компании, обеспечения соответствия качественного уровня бизнес-процессов требованиям рынка. Полный аутсорсинг находит применение в отношении прежде всего вспомогательных бизнес-процессов, находящихся вне специфических компетенций компании. Примером полного аутсорсинга является обучение и рекрутинг персонала, управление финансами компании, управление отдельными подразделениями, складирование и транспортировка, аутсорсинг ряда административных функций и др. К полному аутсорсингу относится также так называемый усовершенствованный аутсорсинг, когда компания полностью передает производственные процессы одному или нескольким аутсорсерам, оставляя за собой лишь функции контроля качества, разработки и продвижения новых продуктов, выбор стратегии развития и пр.
  Выборочный (частичный) аутсорсинг - передача определенного набора функций аутсорсеру или выделение для этой цели подразделения компании в отдельное производство, создание дочерней фирмы. Частичный аутсорсинг широко используется при разработке новых продуктов, внедрении ноу-хау или дорогостоящих технологий, требующих значительных инвестиций и продолжительных сроков освоения. При этом в реализацию бизнес-процессов вовлечены ресурсы нескольких организаций, каждая из которых в данном случае снижает долю собственного риска, перераспределяя затраты между партнерами.
  Определяя сферу своих интересов в развитии бизнеса на основе методологии аутсорсинга, компания оценивает долгосрочный эффект от сотрудничества со своими партнерами и приобретает широкие возможности совершенствования именно тех сторон своей деятельности, которые в настоящий момент играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ. Собственно, именно необходимость сосредоточить ресурсы на развитии сильных сторон своей организации, помимо изменения структуры и сокращения издержек, объясняет постоянное стремление современного международного бизнеса к поиску и использованию новых методов управления. Стратегическое значение аутсорсинга для развития компании в условиях постоянной борьбы с не менее изобретательными и сильными конкурентами бесспорно.
  Не менее важную роль играет и иная форма сотрудничества в рамках международной кооперации, по отношению к самой компании противоположная аутсорсингу: инсорсинг (insourcing) - использование компанией собственных ключевых компетенций и ресурсов для расширения сферы своей деятельности, включение в структуру бизнес-процессов компании функций, ранее выполняемых другими организациями.
  Каждая компания самостоятельно принимает решение о необходимости и возможности использования той или иной формы аутсорсинга или инсорсинга в отношении отдельных бизнес-процессов и функций. При этом может быть использована матрица оценки стратегической важности, уровня развития, качества собственных компетенций компании и уровня развития внутренних ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных функций (рис. 13.3).
 
  Принимается во внимание также качество услуг, оказываемых аут-сорсером. Для успешной реализации аутсорсинг-проектов уже с первых шагов весьма существенное значение имеет выбор поставщика услуг на альтернативной основе, когда есть возможность сравнивать и оценивать перспективы развития собственной организации в рамках стратегического партнерства.
  Успех аутсорсинг-проектов в значительной степени зависит не только от того, насколько изначально продуманным и обоснованным было решение производить или покупать в пользу применения аутсорсинга, но и от текущего контроля за выполнением контракта. Реализация контракта возлагается на специально создаваемую группу, состоящую из менеджеров организации-аутсорсера и организации-клиента, что соответствует интересам обеих сторон.
  В ряде случаев на решение производить или покупать влияют отдельные факторы, выявленные в ходе анализа собственных ресурсов или возможностей поставщика. Каждый из этих факторов способен сыграть определяющую роль в принятии окончательного решения высшим менеджментом компании. Перечислим некоторые причины, по которым компания стремится к использованию аутсорсинга или отказывается от него.
  Причины возможного отказа от аутсорсинга следующие:
  слишком маленький объем продукции и (или) никто из поставщиков не заинтересован в ее продаже;
  требования к качеству так точны или необычны, что необходимы особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;
  гарантированное снабжение или баланс снабжения и потребности;
  сохранение технологических секретов;
  снижение расходов;
  получение преимущества и (или) отсутствие простоя оборудования и рабочих;
  обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей корпорации, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильности спроса;
  отсутствие зависимости от одного источника поставок;
  вопросы конкурентоспособности, политические, социальные вопросы или вопросы защиты окружающей среды могут вынудить компанию производить изделия, даже если компании предпочтительнее их покупать. Когда конкурент приобретает в собственность ключевой источник снабжения сырьем, это может вызвать адекватные действия. Многие страны настаивают на том, чтобы определенный объем сырья перерабатывался внутри национальных границ. Компания, расположенная в районе с высоким уровнем безработицы, может принять решение о производстве конкретных изделий для облегчения ситуации с занятостью. Часто принимаются решения обрабатывать побочную продукцию, чтобы не загрязнять окружающую среду. В каждом из приведенных случаев стоимость может не являться ключевым вопросом;
  - наконец, существуют чисто эмоциональные причины. Руководство
 некоторых компаний гордится их масштабами.
  Основные аргументы в пользу применения аутсорсинга:
  желание сосредоточиться на основных видах деятельности;
  необходимость повышения качества обслуживания;
  острая потребность в снижении затрат;
  компании не хватает административного или технического опыта для производства нужных изделий или услуг;
  избыточное производство может заставить компанию выйти на рынок и даже конкурировать с ее бывшими поставщиками. Это может сказаться на отношениях с другими поставщиками или клиентами;
  -- поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потребителя покупать их комплектующие. Как правило, такие комплектующие - это детали с торговой маркой, делающие конечный продукт более привлекательным для потребителя. Производители строительного оборудования или оборудования для горных разработок часто побуждают клиентов назвать предпочтительного для них производителя электрических компонентов этого оборудования и рассматривают такой вариант в качестве преимущественного при продаже их оборудования;
  необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности;
  часто трудно отменить принятое решение. Сочетание общего давления и инерции руководства способствует сохранению существующего положения;
  трудно определить истинные долгосрочные расходы, связанные с решением о производстве. Когда руководство определенно привержено той или иной политике снабжения, нетрудно построить расчеты таким образом, чтобы оправдать изначальное решение и его реализацию;
  существует большая гибкость в выборе возможных источников и изделий-заменителей;
  компании должны определить, где их деятельность по созданию добавочной стоимости является частью основного бизнеса и где они желают отделить себя от других. В последние 10 лет наблюдается тенденция пересмотра решений о производстве или покупке в свете существующей сегодня конкуренции. Эта тенденция наряду со значительными возможностями рынка побудила многих заняться покупкой или поиском внешнего источника снабжения;
  наличие квалифицированных специалистов по снабжению;
  процесс приобретения обычно требует меньше накладных расходов.
  По мнению Роберта Монзка из Мичиганского университета, существуют семь перспективных тенденций, влияющих на стратегию введения аутсорсинга (табл. 13.2).
 
 
  Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства. Это философия и методология современного международного бизнеса, естественным образом вытекающая из общих тенденций его развития.
  Основные термины и определения
  Аутсорсинг - выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
  Инсорсинг - использование компанией собственных ключевых компетенций и ресурсов для расширения сферы собственной деятельности, включение в структуру бизнес-процессов компании функций, ранее выполняемых другими организациями.
 
  Вопросы для самоконтроля
  Объясните происхождение термина "аутсорсинг".
  Приведите примеры применения аутсорсинга в мировой практике бизнеса.
  Какие формы аутсорсинга вы знаете?
  Сформулируйте основные причины применения аутсорсинга.
  Назовите причины отказа от аутсорсинга.
  Что означает термин "инсорсинг"?
  Литература
  Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учебное пособие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003.
  Календжян СО. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компании. М: Дело, 2003.
  ХейвудДж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ/ Пер. с англ. М: ВИЛЬЯМС, 2002.
  Lux IV. Outsourcing dcr Datenverarbcitung: von der Idee zur Umsetzung. Berlin: Springcr-Verlag Berlin Heidelberg, 1997.
  Outsourcing: Eine strategische Allianz besondercn Typs/Hrsg. von W. Кое I ner-Fro st. Berlin: Erich Schmidt, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЛОГИСТИКА
 КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ
 Глава 14
 14.1. Национальная и международная логистика
 
  Логистика в международном бизнесе (международная логистика) - это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с национальным законодательством.
  Основными участниками процесса международной логистики являются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредническая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.
  Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, проводимой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер товаров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщиков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импортеру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие компании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.
  Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как па импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потребителем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.
  Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:
  оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
  обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
  определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
  выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
  определение оптимального уровня логистического сервиса;
  выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
  организация работы зарубежных филиалов компании;
  анализ международной конкурентной среды и получение конку-
 ( рентных преимуществ.
  Определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издержек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса необходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции; сервис удовлетворения потребительского спроса; сервис оказания производственных услуг; сервис послепродажного обслуживания; сервис финансового и информационного обслуживания.
  Выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капиталов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, организация производства на зарубежных рынках даст возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров
 или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности компании на мировом рынке.
  Компании, применяющие принципы международной логистики, проходят несколько стадий.
  Для стадии 1 характерно отсутствие связи компании с мировым рынком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции. При этом сокращается прибыль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.
  На стадии 2 компания осуществляет международные операции, но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания увеличивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда осуществляется экспорт продукции.
  Стадия 3 характеризуется самостоятельной работой компании-экспортера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской компании без учета национальных особенностей.
  На стадии 4 компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материнской компании.
  Для последней стадии - стадии 5 - характерно создание региональных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйственной политики.
  Одной из получивших широкое распространение форм применения международной логистики в деятельности транснациональных компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство на дочерних предприятиях в зарубежных странах с последующей реализацией там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями использования рабочей силы с более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможенные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю и т.д. Еще одной из важных сторон осуществления ТНК международных логистических операций стало использование специалистов из стран базирования заграничных дочерних компаний, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием специалистов, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК с переходом к организации управления по географическим регионам и отдельным странам.
 
  ТНК, создавая заграничные дочерние предприятия, тем самым изменяют и сам характер используемых методов осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и методов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.
 
  14.2. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе
 
  При импорте или экспорте товаров компания может использовать следующие основные организационные формы: покупка импортной продукции у компаний-импортеров или передача продукции для экспорта в специализированную внешнеторговую компанию с заключением соответствующего контракта; импортные и экспортные операции могут осуществляться силами специализированного подразделения, которое осуществляет все необходимые действия для организации логистики в международном бизнесе; различные сочетания названных вариантов.
  Привлечение специализированной внешнеторговой компании имеет свои преимущества: удобство, так как часть функций, связанных с внешнеторговыми логистическими операциями, передается в специализированную фирму; эффективность и качественный уровень поставок, поскольку привлекается посредник, обладающий опытом в данной области деятельности; снижение расходов благодаря оптимизации объемов, сроков поставок и т.д.
  В свою очередь, создание в компании специализированного подразделения, которое занимается внешнеторговыми логистическими операциями, также имеет свои преимущества: возможность выбора более подходящих поставщиков или заказчиков; повышение качества поставляемой и получаемой продукции за счет непосредственного контроля; использование более низких* цен из-за отсутствия посредников; возможность организации экспедирования заказа; более полное информационное обеспечение организуемых поставок; организация более качественной и оперативной связи. Кроме приведенных форм организации логистики внешнеторговых операций могут использоваться и их смешанные формы в зависимости от целей, стоящих перед компанией, а окончательный выбор использования конкретной формы будет осуществлять менеджер по международной логистике.
  Информационная система при организации международной логистики является той основой, на которой базируются все действия участников и принимаемые ими решения. Она объединяет все логистические подсистемы в единое целое, становясь самостоятельной силой и расширяя возможности для повышения конкурентоспособности компании. Качественно органи-
 зованная информационная система дает возможность без погрешностей с необходимым уровнем обработки и своевременно получить всю необходимую информацию о наименовании, местонахождении груза, его количестве, объеме, весе и т.д. В результате у логистического менеджера появляются дополнительные возможности по улучшению управления данным материальным потоком, совершенствованию системы управления запасами (как находящимися в пути, так и лежащими на складах). Таким образом информационная система заменяет реальные запасы информацией об их местонахождении. Информационная логистическая система служит связующим звеном не только внешней и внутренней информации, но и се разнонаправленных потоков. Накапливаемая в системе информация дает возможность оценить эффективность работы внешнеторговой логистической службы и предложить пути ее повышения.
  При организации логистики в международном бизнесе необходимо сделать выбор формы осуществления международных расчетов. Это могут быть банковский перевод, аккредитив, инкассо, расчет по открытому счету
  Банковский перевод представляет собой поручение своему банку-корреспонденту выплатить определенную сумму по поручению и за счет перевододателя иностранному получателю -- бенефициару. Платежное поручение заполняется в соответствии с условиями внешнеторгового контракта. Банковский перевод может быть проведен как авансовый платеж или за поставленный товар. Банковский перевод отличает простота его оформления через банк. В России это наиболее популярная форма, на которую приходится около 90% всех международных расчетов страны
  Аккредитив представляет собой обязательство банка провести по указаниям импортера платеж экспортеру. Различают несколько видов аккредитивов: отзывные и безотзывные; покрытые и непокрытые; подтвержденные и неподтвержденные; переводные; револьверные (возобновляемые)-документарные и денежные; резервные. Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован или изменен без согласия всех заинтересованных сторон, а отзывной может быть изменен или аннулирован без предварительного уведомления участвующих сторон. Подтвержденные аккредитивы имеют гарантию платежа банка, который не является эмитентом. По переводному аккредитиву кроме экспортера деньги, по указанию импортера могут получить и другие лица. Револьверный (возобновляемый) аккредитив применяется, как правило, при платежах за регулярные поставки
  Сумма аккредитива может автоматически восстанавливаться через оговоренное время или после ее израсходования. При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент переводит средства плательщика на отдельный счет банка поставщика на весь срок действия аккредитива. При установлении между банками прямых корреспондентских отношений может использоваться непокрытый аккредитив, дающий право списывать всю сумму аккредитива со счета банка-эмитента. Документарный аккредитив предусматривает платеж против предоставления коммерческих и финансовых документов, оговоренных в аккредитиве. Денежный аккредитив представляет собой поручение о выплате денег получателю в течение указанного срока при выполнении определенных условий. Резервный аккредитив содержит гарантию платежа экспортеру или банку экспортера в случае невыполнения импортером своих обязательств.
  Аккредитив любого вида должен содержать следующие данные: наименование и адрес экспортера и банка экспортера; отзывной или безотзывный аккредитив; срок действия аккредитива; сумму аккредитива; предоставляемые документы; наименование, количество, цену и условия поставки товара. Аккредитив является самостоятельным документом, независимым от внешнеторгового контракта, на котором основан.
  Аккредитив чаще более выгоден экспортеру, так как обязательство банка по оплате усиливает надежность расчетов, получение денег после отгрузки увеличивает скорость расчетов, появляется возможность получения дополнительных финансовых средств под открытый подтвержденный аккредитив. Для импортера выгодным будет повышение надежности поставки, но он платит за открытие аккредитива и, открыв его, выводит средства из оборота.
  Инкассо ~ форма международных расчетов, представляющая собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) оговоренную сумму или подтверждение выплаты этой суммы в установленные сроки. Инкассо бывает простое (чистое) и документарное. Простое (чистое) инкассо - взыскание платежа по финансовым документам (векселям, чекам и т.д.) без коммерческих документов (к коммерческим документам относятся коносамент, почтовая квитанция, воздушная, железнодорожная или автотранспортная накладная, акт приемки (сдачи) товара и т.д.). Документарное инкассо есть взыскание платежа по финансовым и коммерческим документам либо только по коммерческим документам. При документарном инкассо банк по указанию импортера может выдать коммерческие документы: только после оплаты; против акцепта тратты - переводного векселя; без оплаты (желательно под банковскую гарантию платежа).
  Инкассо выгодно импортеру, так как осуществляется оплата фактически поставленного товара. С одной стороны, банки защищают право экспортера на товар до момента оплаты документов или акцепта тратт (кроме выдачи коммерческих документов без оплаты). С другой стороны, экспортер несет риск отказа импортера от платежа.
  Еще одна форма международных расчетов -расчеты по открытому счету, т.е. платежи импортера экспортеру с зачислением задолженности на счет импортера. Данная форма представляет собой товарный кредит ' экспортера импортеру, порядок погашения которого определяется соглашением между сторонами. Этот вид расчетов выгоден импортеру, так как оплата производится после получения товара; плата за предоставленный кредит не взимается. У экспортера при этой форме расчетов замораживаются финансовые средства и высока степень риска неполучения платежа. Чаще всего этот вид расчетов используется между филиалами ТНК или компаниями-партнерами, доверяющими друг другу.
  Основным документом при организации логистики внешнеторговых операций по сделке между двумя или несколькими сторонами, расположенными в разных странах, является международный контракт. Правовой основой международных договоров купли-продажи является Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.). В международном контракте указываются базисные условия поставки товаров, которые устанавливают, как распределяются расходы между сторонами контракта в процессе его выполнения. Международная торговая палата (МТП) с 1923 г. публикует базисы поставок товаров, а с 1936 г. издает Правила толкования международных терминов (International Commercial Terms, INCOTERMS - ИНКОТЕРМС). Последняя редакция ИНКОТЕРМС была опубликована в 2000 г.
  Кроме международного контракта для организации логистики в международном бизнесе важную роль играют следующие документы: коносамент - документ, подтверждающий приемку груза для водной перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар владельцу; договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем); железнодорожная накладная; автомобильная накладная; книжка международной дорожной перевозки TIR (Transport International Routine) и др.
  Международная логистика, применяемая на различных рынках товаров и услуг, опирается на законодательную основу, правила и особенности конкретных рынков. Для примера рассмотрим мировой рынок транспортных услуг, на котором осуществляется перемещение предмета транспортной операции между странами при осуществлении международных экономических связей.
  В международных логистических цепях процесс условно можно разделить на несколько участков транспортировки: от точки возникновения товара до поставщика - экспортера товара; от поставщика на территории страны-экспортера до таможни страны; транзитом через территорию третьей страны (или стран) до таможни страны-импортера; от таможни страны - импортера товаров до покупателя внутри данной страны; от покупателя в стране-импортере до конечного потребителя. На каждом из перечисленных участков будут свои особенности: различия в законодательных базах стран, по территории которых перемещается груз; особенности транспортных средств и погрузочно-разгрузочного оборудования; особенности транспортировки и хранения перевозимых грузов и т.д. На отдельных участках доставки товара или на всем пути транспортировки компания-заказчик может использовать услуги логистических внешнеторговых или национальных посредников: перевозчиков, операторов грузовых терминалов (стивидоров), экспедиторов и т.д.
  С усилением конкуренции в современном международном бизнесе происходит и рост применения компаниями международной логистики, причем к традиционному (дологистическому) подходу, основой которого являются более низкие издержки, добавляется логистический подход, ориентированный на выбор оптимальных логистических издержек. Действительно, стремясь максимально сократить издержки на каком-либо участке логистической цепи, можно в сумме получить прямо противоположный результат за счет значительного увеличения затрат на другом участке (например, увеличение срока поставки может дать уменьшение затрат на внешнеторговую транспортировку, но вызвать сокращение времени оборачиваемости капитала). В дологистическом варианте для получения конкурентных преимуществ компания должна, удовлетворяя потребности покупателя, предлагать товар или более высокого качества, или со специальными потребительскими свойствами, или с широкими возможностями послепродажного сервисного обслуживания.
  В случае применения логистики в международном бизнесе компания будет получать конкурентные преимущества, предлагая товар, удовлетворяющий потребностям покупателя, с оптимальными показателями качества, оптимальными потребительскими свойствами и оптимальным уровнем послепродажного сервисного обслуживания.
  Финансовые барьеры в международной логистике складываются из финансовых препятствий на внутренних - национальных рынках стран и на международном уровне. На национальных рынках это определенные темпы инфляции, влияющие на цены товаров, услуг; местный уровень заработной платы; национальные особенности как поставщиков, так и потребителей товаров и услуг; законодательные препятствия; сезонность деловой активности в стране и т.д. На международном уровне можно выделить особенности внешнеэкономической политики государств, в частности таможенного оформления при пересечении границ, колебания валютных курсов и т.д.
  И на международном, и на национальном уровнях общими будут сложности в прогнозировании объемов заказов, способах их обработки и определении сроков доставки, оценках финансового риска и объемов запасов (как находящихся в процессе транспортировки, так и хранящихся на складах), а также специфические особенности в работе задействованных в международной логистической системе банков, страховых компаний, перевозчиков и др. Все эти препятствия являются непосредственно или косвенно формирующими финансовые барьеры, которые и преодолевает международная логистика.
  В логистике под каналами распределения понимают направление или путь движения сырья, незавершенного производства или готовой продукции от точки их возникновения до конечного потребителя. Здесь интерес представляет то, что выбирать каналы распределения может любой участник логистических операций в международном бизнесе, например заказчик перевозки товаров, в роли которого может выступать как экспортер продукции, так и импортер. Кроме того, выбор канала распределения может осуществлять и компания - перевозчик товара, место расположения которой возможно и в стране импортера, и в стране экспортера или в какой-либо третьей стране.
  При выборе канала распределения добавляются и национальные различия стран, через которые он проходит. Страновые отличия могут быть в законодательной базе, средствах транспортировки, ширине железнодорожной колеи, грузоподъемности, оборудовании грузопереработки, складских мощностях, системах связи, информационном обмене и т.д. Даже исходя из перечисленных вариантов, можно сделать вывод о большом разнообразии как каналов распределения, так и количества видов логистических издержек для каждого конкретного канала.
  Логистические издержки - все затраты, которые возникают в логистической системе. По отношению к производственной единице логистические затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты начисляются на единицу продукции, например, 1 человеко-час на сборочной линии. Косвенные затраты возникают в процессе производства, но не связаны напрямую с единицей производимой продукции, например, амортизация транспортных средств, аренда помещения. Другой вариант классификации логистических затрат предполагает их деление на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, изменяющиеся с изменением уровня деловой активности предприятия. Например, производство 10 автомобилей требует соответствующего количества сырья, а с изменением количества производимых автомобилей изменяется и количество необходимого сырья. Постоянные затраты, в отличие от переменных, не меняются с изменением объемов производства продукции (например, налог на транспортные средства в течение определенного интервала времени не будет изменяться даже в случае изменения объемов производства). Международные логистические издержки могут быть подразделены на: затраты, связанные с перемещением товаров через границу государств (затраты на транспортировку, стоимость таможенного оформления и т.д.); затраты на содержание и хранение запасов в ходе их международной перевозки (затраты по хранению продукции на промежуточных складах, затраты по переупаковке, объединению грузов и т.д.); затраты на послепродажное обслуживание, связанные с перемещением товаров через границу, и т.д.
  Анализ логистических издержек заключается в определении структуры себестоимости продукции и услуг, образующихся в процессе пересечения национальных границ. Весь процесс эволюции международной логистики неразрывно связан с изменением подходов к анализу логистических издержек. На начальном этапе к последним относили затраты на перемещение товаров, затем к ним добавились затраты на содержание запасов и послепродажное обслуживание. В дальнейшем компании переходят к анализу суммарных затрат всей логистической системы.
  В настоящее время наиболее известным методом анализа логистических издержек является "метод миссий", когда компания проводит калькуляцию по двум направлениям: анализ издержек, необходимых для реализации отдельно выбранных целей; разбивка затраты по конкретным функциональным областям логистики (закупочная, производственная, сбытовая, транспортная, информационная).
 
  14.3. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики
 
  Регулирование логистики в международном бизнесе может быть рыночным (т.е. стихийным), государственным и надгосударственным. Рыночное регулирование осуществляется под воздействием спроса и предложения на конкретном рынке товаров или услуг. Государственное и над-государственное регулирование можно подразделить на несколько составляющих: регулирование в стране - экспортере товаров или услуг; регулирование в стране, через которую осуществляется транзит товаров; регулирование в стране-импортере.
  Наиболее ярко государственное и надгосударственное регулирование логистики в международном бизнесе проявляется в тарифных и нетарифных методах. В основе тарифного регулирования лежат таможенные пошлины как импортные, так и экспортные. Говоря о таможенных пошлинах, в первую очередь надо иметь в виду, что это налог на экспорт или импорт товаров при пересечении ими таможенной границы государства. Изменение пошлин оказывает значительное влияние на ценообразование товаров, пересекающих границы. Уровень таможенных пошлин определяется целями внешнеторговой политики государств, которыми могут быть: ограничение вывоза или ввоза товаров, сырья; обеспечение определенного уровня поступлений в государственный бюджет; защита отечественных товаров от конкуренции с импортными и т.д.
  Нетарифные методы включают квоты, лицензии, добровольное ограничение экспорта. Роль квот заключается в ограничении размеры импорта или экспорта определенной продукции. Лицензии (импортные и экспортные) - это разрешения на проведение внешнеторговых операции и выдаются компетентными государственными органами. Добровольные ограничения экспорта представляют собой компромиссные соглашения между конкурентами на тех или иных рынках товаров или услуг.
  Широкое распространение в международной торговле получили протекционистские меры, которые являются мерами, направленными на защиту национальной экономики. Это могут быть валютные ограничения, т.е. законодательное или административное ограничение осуществления операций с валютой или валютными ценностями. Кроме того, возможно введение дополнительных санитарных норм, определенных стандартов и технологических норм на продукцию, и т.д.
  Существенное воздействие на организацию международной логистики оказывает изменение величины валютных курсов (которое может происходить как в результате стихийных изменений под воздействием спроса и предложения валюты, так и в результате валютной интервенции, проводимой центральным банком), которое непосредственно влияет на величину логистических издержек компаний в международном бизнесе.
  Основные термины и определения
  Логистика в международном бизнесе (международная логистика) - планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материальных, финансовых, информационных и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени.
  Каналы распределения - направление (путь) движения сырья, незавершенного производства или готовых изделий от точки их возникновения до конечного потребителя.
  Логистические издержки - все затраты, которые возникают в рассматриваемой логистической системе.
  Вопросы для самоконтроля
  Что такое международная логистика (или логистика внешнеторговых операций)?
  В чем заключается роль основных участников логистики в международном бизнесе?
  Охарактеризуйте стадии развития логистики от национального до международного уровня.
  Какие формы и методы организации логистики в международном бизнесе можно выделить?
  Перечислите основные формы международных расчетов при организации логистики внешнеторговых операций.
  Какие задачи необходимо решать при осуществлении логистики в международном бизнесе?
  Каким образом осуществляется регулирование логистики внешнеторговых операций?
  Литература
  БауэрсоксД. Дж., КлоссД. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок/Пер. с англ. М: Олимп-Бизнес, 2001.
  Линдере М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999.
  Логистика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2004.
  Логистика. Серия "Вопрос-ответ": Учебное пособие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. М: ИНФРА-М, 2002.
  Практикум по логистике: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003.
  Johnson J. С, WoodD.E, Wardlow D.L., Murphy P.R. Jr. Contemporary Logistics. Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall, 1999.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  РАЗДЕЛ III
  МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС В ОСНОВНЫХ СЕКТОРАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
 
 
 
 АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ
 КОМПЛЕКС
 Глава 15
 
  Агропромышленный комплекс мировой экономики представляет собой один из наиболее важных секторов мирового хозяйства, без которого было бы невозможным само существование человечества. В него входят разнообразные отрасли и предприятия: сельскохозяйственное машиностроение, переработка продукции агросектора, чисто сельскохозяйственные, торговые, транспортные и т.п., прямо или косвенно вовлеченные в процессы создания и распределения продуктов питания и продукции промышленного назначения, получаемых в результате переработки сельскохозяйственного сырья. По приблизительным оценкам доля агропромышленного комплекса (АПК) в мировом ВВП составляет 20--25% и имеет тенденцию к увеличению за счет расширения применения машин, оборудования и химикатов в сельскохозяйственном производстве, а также усиления степени переработки сырья и роста числа предприятий сферы услуг (торговли, транспорта и общественного питания). Существенная часть субъектов АПК также активно участвует в системе международного бизнеса.
  В целом АПК можно разделить на четыре основные группы производств, взаимосвязанных, но разных по характеру деятельности:
  отрасли по производству машин, оборудования и химикатов для сельского хозяйства;
  непосредственно сельскохозяйственное производство;
  переработка и хранение сельскохозяйственной продукции (пищевая, кожевенная, текстильная промышленность, общественное питание);
  внутренняя и внешняя торговля, инфраструктура (транспорт, связь).
 
  15.1. Общая характеристика
 
  Во второй половине XX в. в сельском хозяйстве мира были достигнуты исключительно высокие результаты благодаря внедрению в него новейших достижений науки и техники. Никогда до этого не были столь высоки темпы роста производства, повышения продуктивности и улучшения показателей среднедушевого потребления продуктов питания.
  О масштабах роста сельскохозяйственного производства можно судить по данным, представленным в табл. 15.1. Однако следует иметь в виду, что стоимостные показатели приведены в текущих ценах, т.е. включают обесценение доллара, ускорившееся в последние десятилетия XX в. В реальности рост был менее значительным, даже меньше темпов роста ВВП, о чем свидетельствует сокращение доли сельского хозяйства в мировом ВВП. На рубеже XXI в. темпы прироста в развивающихся странах колебались в пределах 2-3% в год, тогда как в развитых странах они были отрицательными.
 
  Пик мирового сельскохозяйственного производства был достигнут в 1996 г., после чего оно стало снижаться, несмотря на продолжение роста в некоторых развивающихся странах, главным образом в Китае и Индии. Высокий уровень доли сельского хозяйства в ВВП в регионах развивающихся стран свидетельствует о недостаточном развитии других секторов экономики, прежде всего сферы услуг. В развитых странах объем сельскохозяйственного производства после 1996 г. неуклонно снижался.
  В сельском хозяйстве важнейшим фактором производства является зелия. Из общей территории суши, равной 13,43 млрд га, в сельскохозяйственном обороте находится около 5 млрд га, в том числе на постоянные посадки (сады и др.) и пахотные земли приходится 1,5 млрд га. Пастбищное скотоводство занимает около 3,5 млрд га. Характерно, что площади, занимаемые различными видами сельскохозяйственного производства, в последнее время изменяются весьма незначительно. г)го свидетельствует о том, что в мире практически достигнут предел освоения земель, пригодных для сельского хозяйства.
  Потребности человечества в продуктах питания сегодня почти на 84% удовлетворяются растениеводством и только на 16% - животноводством, в том числе удовлетворяются за счет зерновых - на 48, мяса и рыбы - на 9, жиров и масел - па 10, овощей и фруктов - на 8, сахара - на 9, корнеплодов - на 5, молока - 4%. Из этого следует, что важнейшее значение имеют пахотные земли, распределение которых по регионам крайне неравномерно.
  Из приведенных в табл. 15.2 данных следует, что на Азию приходится 36% пахотных земель, на Европу - 21, на Северную и Центральную Америку - 19, на Африку - 7, на Океанию - 4%. Между тем, в Азии проживает свыше половины населения мира, а в Европе, Северной и Центральной Америке -лишь около 15%, что свидетельствует о весьма неравномерном распределении пахотных земель по отношению к населению мира. Площадь пахотных земель России - около 105 млн га, что составляет 7% мировых. Примечательно, что в России сосредоточено 40% чернозема мира.
 
 
  Точно так же неравномерно размещение производства основных сельскохозяйственных видов продукции. В начале XXI в. на пять основных стран-производителей в мире приходилось; кукурузы - 76% всего производства, пшеницы - 63, соевых бобов - 90, свинины - 86, сливочного масла - 70%. За последние 30 лет XX в. наиболее быстро росло производство: маслосемян - в 3,1 раза, яиц -- в 2,6, овощей - в 2,5, фруктов -- в 2, мяса - в 2,2, но зерновых только в 1,7 раза, корнеплодов - в 1,2, молока - в 1,4 раза. Это отражает изменение тенденций спроса на отдельные виды продовольствия. Рис, пшеница, кукуруза являются основными продуктами питания для 4 млрд человек. В последние годы сборы каждой из этих культур составляли около 600 млн т.
  Резкая диспропорция в размещении основных аграрных производящих районов и регионов потребления предопределила необходимость вовлечения составных частей АПК в систему международного бизнеса (табл. 15.3).
 
  Рост сельскохозяйственного производства во второй половине XX в. позволил существенно улучшить обеспечение населения земного шара продуктами питания. В настоящее время среднедушевое потребление составляет 2800 ккал в сутки, тогда как в 1950 г., при численности населения 2,5 млрд человек, оно равнялось 2450 ккал. Однако неравномерность производства по странам и особенно огромная разница в доходах обусловили резкий контраст в объемах, ассортименте и качестве пищи у богатых и бедных слоев населения. По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на 20% беднейшего населения планеты в последние годы приходится лишь 1% мировых доходов, а на 20% богатых - 86%. С 1960 г. до конца века соотношение доходов между указанными группами населения изменилось с 1 : 30 до ! : 78.
  Определенная часть сельскохозяйственной продукции идет на промышленное потребление. Помимо чисто технических культур - хлопка, льна, натурального каучука, табака и др. - на промышленную переработку идет и часть продукции пищевого сектора, особенно для потребления в некоторых областях непосредственно сельскохозяйственного производства, в частности для производства кормов, удобрений и др. Например, для получения привеса 1 кг мяса необходимо 4-5 кг комбинированных кормов, для приготовления которых требуется соя, кукуруза, кормовое зерно и другие ингредиенты. Морская рыба может использоваться для получения удобрений или в качестве кормовых добавок, а также в аква-культуре - для выращивания 1 кг креветок нужно израсходовать до 5 кг рыбы. Растущий спрос на животные протеины - мясо, морепродукты и т.п. требует и соответствующего увеличения производства кормовых культур.
 
 
 
  15.2. Основные тенденции развития сельского хозяйства
 
  Впечатляющие успехи в развитии сельскохозяйственного производства, достигнутые во второй половине XX в., были обусловлены действием ряда факторов, непосредственно связанных с высокими достижениями сельскохозяйственной науки и научно-технического прогресса в смежных областях. Решающее значение имели механизация, химизация и электрификация, а также интенсификация сельскохозяйственного производства, внедрение более эффективных методов ведения сельского хозяйства, новых высокоурожайных сортов культур, более продуктивных пород скота и применение промышленных способов производства, в частности, в области животноводства и садово-огородных культур. Весьма внушительно расширилось орошаемое земледелие - с 80 млн га в 1950 г. до 273 млн га в 2001 г., более :/3 которого пришлось на страны Азии.
  Переход к машинной стадии сельскохозяйственного производства можно сравнить с тем, что произошло в мировой экономике после промышленной революции. Естественно, наиболее высокие результаты были достигнуты в крупных сельскохозяйственных предприятиях, где преимущества применения машин могли дать наивысшую рентабельность. Это в свою очередь обусловило сильную дифференциацию в масштабах использования машин и оборудования в регионах, отличающихся степенью концентрации капитала и финансирования сельского хозяйства (табл. 15.4).
 
 
  В 1950 г. в сельском хозяйстве мира было занято около 700 млн человек, менее 7 млн тракторов (из них в США -- 4 млн, в ФРГ -- 180 тыс., во Франции - 150 тыс.) и менее 1,5 млн уборочных комбайнов. Слабое изменение численности сельскохозяйственных машин на рубеже XXI в. отражает, во-первых, относительную насыщенность машинами развитых регионов и, во-вторых, ограниченность возможностей финансирования сельского хозяйства в бедных регионах. Различия в численности используемой техники в Европе и Северной Америке объясняются особенностями землевладения: фермы в Европе, как правило, намного меньше американских, соответственно на них применяется менее мощная техника. Но в целом мощности сельскохозяйственной техники неуклонно возрастали. В 50-е годы использовались преимущественно тракторы мощностью 10- 30 л.с, на которых один работник мог обрабатывать 15--20 га. В последние десятилетия мощность тракторов неуклонно повышалась, если этому позволяли площади сельскохозяйственных угодий, и в наиболее крупных фермерских хозяйствах сейчас применяются тракторы мощностью свыше 120 л.с, на которых один работник может обрабатывать до 200 га. В то же время там, где площади хозяйств невелики (в Европе в среднем 12 га, против десятков и сотен, вплоть до тысяч гектаров в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), по-прежнему преимущественно применяются тракторы небольшой мощности.
  Механизация не только распространилась на область полевых работ, но затронула все аспекты сельскохозяйственной деятельности. Например, пар" к доильных агрегатов сейчас составляет в мире 200 тыс. Коли в 1950 г. один работник доил два раза в сутки 12 коров, то в настоящее время современная аппаратура позволяет ему обслуживать до 100 коров. Аналогичные изменения произошли и в других видах сельскохозяйственных работ.
  Широкое внедрение всевозможной техники позволило резко повысить производительность занятых в сельском хозяйстве, хогя одновременно оно потребовало более высоких затрат электроэнергии и минерального топлива. В итоге уже к концу 70-х годов энерговооруженность и электро-вооруженность сельскохозяйственного работника превзошли аналогичные показатели промышленного рабочего. Это означало, что сельское хозяйство перешло на промышленный способ производства. Разумеется, сказанное относится только к крупным фермерским хозяйствам развитых стран, но именно они являются наиболее рентабельными и производительными.
  Еще одним направлением механизации явилась универсализация применяемого оборудования. Один трактор при помощи различных навесных и прицепных орудий мог выполнять самые различные функции. Также совершенствовалось оборудование для первичной обработки полученного урожая: сушки, подготовки к хранению, транспортировки и т.д. Все это повышало энергоемкость хозяйств.
  Химизация сельского хозяйства - еще один важный фактор совершенствования сельскохозяйственного производства. Среди многих видов применения химикатов в сельском хозяйстве наибольшую масштабность и эффективность имеют два: применение удобрений и химических средств защиты растений для повышения урожайности и продуктивности растениеводства при одновременном совершенствовании агротехнических приемов.
  О масштабах применения минеральных удобрений можно судить по данным их производства (табл. 15.5), которое в последние годы стабилизировалось. Следует отметить, что сейчас в почву вносится минеральных удобрений примерно в 8 раз больше, чем в 1950 г.
 
  Использование минеральных и органических удобрений в сочетании с выведением новых сортов растений, которые могли наиболее эффективно реагировать на них, позволило серьезно повысить урожайность многих культур. Но возможности их применения ограничены, поскольку избыточное удобрение почвы может нанести серьезный ущерб не только урожайности, но в еще больших размерах качеству продукции. Так, излишнее содержание нитратов приводит к быстрой порче овощей во время их хранения и вредно для здоровья человека.
  Значительный ущерб сельскому хозяйству наносят всевозможные вредители: насекомые, грибки, гусеницы, сорняки и т.п., способные иногда в короткие сроки погубить урожай. Для борьбы с ними были разработаны средства химической защиты растений, имеющие, как правило, конкретную направленность на определенный тип вредителей. Так, фунгициды применяются против грибковых заболеваний, инсектициды -для борьбы с насекомыми-вредителями и т.д. В развитых странах уже давно налажено крупномасштабное производство средств химической защиты растений, и их ежегодный экспорт в последние годы превышает 11 млрд дол. За последние 50 лет были разработаны десятки и сотни различных ингредиентов для средств химической защиты. Несмотря на то что разработка велась под тщательным контролем и с соблюдением необходимых мер предосторожности, их применение, особенно с нарушением правил, иногда может приводить к серьезному ущербу окружающей среде и здоровью людей.
  Разработка различной техники и химикатов для обслуживания сельского хозяйства и для переработки его продукции, а также селекционные работы по выведению новых сортов растений и пород скота потребовали создания научной базы и существенных затрат на НИОКР. На протяжении второй половины XX в. финансирование НИОКР в сельском хозяйстве развитых стран осуществлялось при активной помощи государства. Это объяснялось стратегической важностью отрасли и стремлением обеспечить продовольственную безопасность стран.
  К концу истекшего века приоритеты в области финансирования НИОКР в АПК стали постепенно меняться. Промышлснно развитые страны уже добились обеспечения продовольственной безопасности и стали сокращать финансирование этого вида работ, все более предоставляя это поле деятельности частному сектору. Но и там произошла переоценка приоритетов - стал сокращаться удельный вес финансирования непосредственно сельского хозяйства при увеличении доли разработок в секторах его обслуживания и переработки его продукции. Но темпы прироста расходов на НИОКР продолжают оставаться значительно более высокими, чем темпы роста сельскохозяйственного производства. Наиболее развиты эти виды научных работ в США, Англии, Голландии, Австралии и Новой Зеландии, в которых проблемам сельского хозяйства традиционно уделялось большое внимание. Частные инвестиции, по некоторым оценкам, в этих странах достигают половины всего финансирования на эти цели и в середине 90-х годов определялись примерно в 7 млрд дол.
  Проведение широким фронтом НИОКР, в отличие от предыдущих периодов развития сельского хозяйства, когда внедрялось и распространялось какое-нибудь одно нововведение, позволило добиться поразительных результатов в течение исторически короткого периода (10-20 лет). В растениеводстве селекционеры вывели новые сорта и гибриды, отличающиеся высокой урожайностью и другими полезными свойствами, животноводы вывели новые, более продуктивные породы скота.
  Примером повышения урожайности может служить Великобритания, где средняя урожайность пшеницы была повышена до 70 ц с га. В начале 50-х годов урожайность основных культур в большинстве стран была такой же, как в начале века. К концу века она была повышена в 3-4 раза, а в наиболее развитых странах па передовых фермах она выросла в еще больших размерах: например, по пшенице - до 100 ц с га, или в 5-10 раз. Примерно в таких же масштабах была повышена продуктивность животноводства, в частности надои молока возросли с 2000 до 10 000 л в год.
  Интенсификация агропроизводства под воздействием НТП, получившая название "зеленая революция", вместе с тем означала резкий рост капиталоемкости сельскохозяйственных ферм, сравнимой в расчете на одного работника с удельными капиталовложениями в современной промышленности. Именно необходимость очень крупных финансовых затрат стала основным препятствием широкому внедрению достижений "зеленой революции" в сельское хозяйство развивающихся стран.
  Другим важным обстоятельством, затрудняющим использование этих достижений, является необходимость высококвалифицированных специалистов, способных грамотно использовать технику, удобрения и средства химической защиты. Достаточно отмстить, что в некоторых развитых странах в законодательном порядке установлено, что фермерами могут быть только лица со специальным высшим сельскохозяйственным образованием.
  Наряду с достижениями постепенно стали проявляться и негативные стороны "зеленой революции". Часть из них была связана с нарушением экосистем, сложившихся на протяжении тысячелетий, эрозией плодородной почвы, отрицательными последствиями стремительного развития орошаемого земледелия, а также с исчезновением многих растительных и живых организмов. Но главным отрицательным следствием оказалось появление в продукции как растениеводства, так и животноводства повышенного содержания химических соединений, антибиотиков, гормонов и т.д., что чрезвычайно вредно для здоровья людей. Кроме того, выяснилось, что чрезмерное увлечение новшествами аграрного НТП в отдельных случаях привело к неоправданному удорожанию продукции: в процессе производства и последующих сортировки, переработки, хранения и транспортировки продовольствия затрачивалось излишне много энергии и к моменту, когда она доходила до потребителя, оказывалось, что на производство одной калории пищи расходуется 5-7 калорий топлива и энергии.
  Эти и некоторые другие нежелательные последствия "зеленой революции" и повышенная чувствительность новых сортов сельскохозяйственных культур и пород скота к вредителям и болезням (например, картофеля к колорадскому жуку, или периодически возникавших эпизоотии типа ящура, "коровьего бешенства", птичьего гриппа и т.д., приводящих к массовому уничтожению огромного количества животных и птиц) сформировали у части общества критическое отношение к современному сельскохозяйственному производству. Одновременно появились и стали развиваться новые направления в сельском хозяйстве.
  15.3. Новейшие тенденции в сельском хозяйстве
  В 90-е годы XX в. получают развитие два новых направления в современном аграрном производстве, хотя предпосылки их возникновения образовались раньше. Одно из них было обусловлено расширением спроса на экологически чистые продукты, т.е. произведенные без использования химикатов, гормонов, антибиотиков, стимуляторов роста и т.п. средств, созданных в результате бурного развития НТП. По сути дела это в значительной мере был возврат к прежнему земледелию, но на новой качественной основе, с применением современных агротехнологий, новых сортов культур и пород скота. Производство такой продукции осуществлялось и ранее, но в небольших размерах. По мере химизации сельского хозяйства и роста использования медикаментов, вакцин и других препаратов в обществе стало нарастать негативное отношение к продуктам, в которых обнаруживались нежелательные компоненты. Окончательно это оформилось в 90-е годы, когда спрос на чистую биопродукцию стал массовым. Соответственно, производство органической, как ее стали называть, продукции стало получать государственную поддержку и регулирование в странах Западной Европы, Северной Америки и в Японии.
  Одновременно стали создаваться национальные и международные организации потребителей такой продукции, а также научные центры, занимающиеся изучением различных проблем, связанных с органическими агротсхнологиями. Постепенно налаживалась работа по определению требований к качеству биопродуктов, их сертификации, методам их производства и т.д. Так, в 1999 г. был согласован и принят список разрешенных и запрещенных веществ и средств, разработанный в Комиссии кодекса алиментариус (ККА), Широко известна также деятельность международной неправительственной организации International Federation of Organic Agriculture Movement (ИФОАМ).
  Органическое агропроизводство имеет более высокие трудозатраты, чем современное. Урожайность и продуктивность ниже, что обусловливает существенно более высокие цены на экологически чистые продукты. Поэтому спрос на такие продукты расширяется преимущественно в наиболее богатых странах. По данным 2000 г., в Европе органическим агро-производством было занято 11 тыс. ферм с общей площадью 3 млн га, т.е. 1,8% сельскохозяйственных площадей. Объем продаж может в ближайшем будущем составлять от 5 до 10% европейского рынка. Темпы роста производства и продаж весьма высоки: от 5-10% в ФРГ до 30-^0% в Дании, Швеции, Швейцарии.
  Наиболее сильно в Европе развито производство и потребление органических продуктов в Швейцарии, Италии, ФРГ, Англии, Австрии, Франции, Скандинавских странах и в Чехии. Объем розничной торговли биопродуктами в 2000 г. составил в Европе 20 млрд дол., но ее доля в общих продажах продовольствия пока невелика и в большинстве стран колеблется от 1 до 4%. Наиболее высока доля таких продаж в Швейцарии (4%) и Дании (4,5%). Италия, Испания и Греция, в основном, ориентируются на развитие экспорта биопродукции. В США, Канаде и Мексике производство органической продукции в 2000 г. оценивалось в 10-12 млрд дол. Очень хорошо оно развивается в Австралии, где площадь под ними достигла 1,7 млн га, а в Азии, за исключением Японии, пока еще развито слабо.
  Правительства ряда стран оказывают поддержку фермерам, переходящим на производство органических продуктов, вплоть до прямого субсидирования. Часть средств на эти цели поступает из фондов ЕС. Размеры субсидий зависят от вида деятельности. Например, в Австрии они составляют на 1 га от 218 евро для пастбищ, 327 евро для пахотных земель до 727 евро для земель под виноградниками и овощами. Активная государственная поддержка биофермеров, которые будут, конечно, производить меньше продукции, во многом объясняется тем, что развитые страны уже давно решили проблему обеспечения своей продовольственной безопасности.
  Производство генетически модифицированных организмов (ГМО) представляет второе, быстро развивающееся в последние годы, новое направление в современном сельском хозяйстве. Оно явилось следствием успешного развития в конце истекшего века "генной инженерии", позволяющей путем пересадки отдельных генов (растений, рыб, моллюсков, животных и даже человека) в геном растений или животных получать новые организмы с заранее заданными свойствами. Впервые трансгенная продукция была произведена в 1983 г.. когда в США получили неуязвимый для вредителей табак. Позднее были получены генетически измененные томаты, соя, кукуруза, огурцы, хлопок, рапс, картофель, лен, гыквя. папайя и т.д. В открытую реализацию ГМО впервые поступили в 1994 г., когда в США стали продаваться ГМ-томаты, способные хороню сохраняться длительное время в обычных условиях.
 
  В последние 10 лет темпы распространения трансгенных продуктов были исключительно высоки. Площади под посадками модифицированных культур за семь лет коммерческой реализации возросли в 34 раза и в 2002 г. составили 58,7 млн га. Ведущими странами, производящими ГМО, в 2002 г. были США, Аргентина, Канада и Китай. На их долю приходилось 99% мирового производства ГМО. В последние годы во все возрастающих объемах они производятся в Австралии, ЮАР, Мексике, Уругвае, Болгарии, Румынии, Украине и в большом числе развивающихся стран.
  В основном ГМО получают такие новые свойства, как устойчивость к гербицидам, вирусам, насекомым, а также улучшение качественных характеристик, предотвращение порчи при хранении и транспортировке, создание продуктов питания с заранее заданными свойствами и т.д. На рынок, в том числе во внешнюю торговлю, они поступают либо в натуральном виде (фрукты, овощи и др.), либо в виде различных кормов и добавок в производимую продукцию. Так, в молочную и мясную продукцию они попадают в составе кормов или ингредиентов (соя) в колбасных изделиях. На мировой рынок в увеличивающихся количествах поступают генетически модифицированные семена, экспорт которых в 2000 г. достиг 3 млрд дол.
  Отношение к ГМО неоднозначно. В США, Японии, развивающихся странах оно, в основном, положительное. Однако в Европе с самого начала и до настоящего времени идут дискуссии о возможных нежелательных последствиях использования ГМО как для людей, так и для окружающей среды. Производство ГМО может несколько сократить затраты фермеров на пестициды, удобрения и повысить урожайность за счет устойчивости к вредителям или неблагоприятным условиям окружающей среды. Но сведения об экономической эффективности разрозненны и противоречивы. Считается, что возделывание ГМО может повысить урожайность или сократить затраты на 10-20%. Но какие могут быть последствия, в том числе для последующих поколений, пока неизвестно.
  В последние годы состоялось много конференций, симпозиумов и других форумов, на которых обсуждались проблемы трансгенеза. Например, в 1993 г. была подписана Конвенция по биологическому разнообразию, но ряд важных стран к ней не присоединились. В развитие этой Конвенции в январе 2000 г. 130 странами был одобрен Картахенский протокол по биологической безопасности, содержащий основные положения в отношении возможного воздействия живыми модифицированными организмами на окружающую среду, но он пока не вступил в силу, поскольку его ратифицировало недостающее число стран.
  В Европе, особенно в ЕС, существует активное противодействие импорту и производству ГМО. В ряде стран обязательна маркировка на упаковке о содержании в продуктах ГМО. В России с июля 2004 г. такая маркировка обязательна в случае, если содержание ГМО превышает 0,9%.
 
 15.4. Формы собственности в АПК
 
  В силу специфики агропромышленного комплекса мировой экономики в нем представлены все известные формы собственности от натурального и мелкотоварного хозяйства до транснациональных корпораций. В последние несколько десятилетий в структуре АПК четко определилось несколько тенденций, свидетельствующих о возрастании социальной, экономической, а в некоторых отношениях и политической значимости проблемы обеспечения продовольственной безопасности на национальном и мировом уровнях. Но в трех основных подразделениях АПК - обеспечивающем потребности сельского хозяйства, самом производстве и в сегменте переработки - исторически сложились специфические особенности фирменной структуры.
  Снабжение агропроизводителя всем необходимым уже давно производится крупными машиностроительными и химическими компаниями, поделившими между собой основные рынки сбыта. Малый и средний бизнес здесь представлен в основном фирмами, имеющими прочные партнерские отношения, в частности на основе контрактов субподряда с крупными концернами. Число независимых фирм сравнительно невелико и по большей части представлено предприятиями мелкооптовой торговли и другими посредниками.
  Процессы концентрации и централизации производства и капитала были сосредоточены непосредственно в сфере сельскохозяйственного производства. Жесткая конкуренция между производителями агропродук-ции обусловила несколько направлений в формах концентрации производства. Там, где размеры ферм были достаточно велики - в Северной Америке, Австралии, ряде стран Европы - преобладали процессы укрупнения крупных ферм, обладающих большими возможностями в области финансирования, и банкротства мелких ферм в массовых масштабах. В результате, в США и Великобритании на примерно 10% крупных ферм приходится половина товарной продукции, а половина мелких ферм даст только 10% продукции, поступающей на рынок.
  В тех странах, где преобладают относительно небольшие по размерам угодий фермы, получило развитие кооперативное движение в различных формах - производственной, по совместной закупке и эксплуатации сельскохозяйственной техники, по созданию перерабатывающих предприятий, по закупке семян и химикатов, по сбыту продукции и т.п. Характерными примерами здесь могут быть Франция и ряд среднеземноморских стран.
  В области переработки сельскохозяйственного сырья наблюдается более пестрая картина. Здесь широко представлены предприятия различных размеров - от небольших семейных по производству, например, сыра, вина до ТНК и агропромышленных объединений, имеющих различные формы кооперации совместной деятельности.
  В развивающихся странах сегодня можно встретить все формы сельскохозяйственной деятельности в силу многоукладное(tm) их экономик - от патриархально-общинного земледелия до современных форм капиталистического характера, плантационных хозяйств, предприятий государственного сектора, в зависимости от степени экономического развития страны. Процессы концентрации сельского хозяйства мировой экономики во многом были обусловлены "зеленой революцией", предъявившей повышенные требования к капиталоемкости агропроизводства.
  Транснациональные корпорации (ТНК) стали проникать в агробизнес сравнительно давно. Первоначально связь осуществлялась через торгово-посрсдническис фирмы и торговые отделы концернов. Но постепенно ТНК стали проявлять все большую заинтересованность в установлении прочных связей, вплоть до слияний с непосредственными агропроизводителями. Эти процессы особенно ускорились в конце XX в. При этом химические корпорации, заинтересованные в определении научно обоснованных рациональных норм и методов использования их продукции, стали все чаще устанавливать прочные связи с фермерами, в том числе путем закрепления за своей продукцией прочных рынков сбыта.
  Наибольший интерес к проникновению в сельскохозяйственное производство возник в корпорациях пищевой промышленности, которые были заинтересованы в постоянстве качества и сроков поставки сырья. Первоначально широко использовалась система контрактации, при которой фермер еще до получения урожая заключал контракт на поставку всей продукции, которую он получит, с гарантией определенного уровня цен. Позже связи стали становиться более прочными и превращаться в вертикально интегрированные системы, зачастую при непосредственной поддержке и содействии государства, вплоть до субсидирования агропроизводства в районах с неблагоприятными социальными или природными условиями. Помимо этого, государство обычно финансирует создание инфраструктуры: дорог, энергоснабжения и т.п.
  Вертикально интегрированные корпорации все больше вовлекают в свою систему все звенья технологической цепочки производства, переработки, хранения, транспортировки и сбыта продукции. Они также распространяют свою деятельность на территории развивающихся стран, особенно в случаях организации производства органической и ГМ продукции.
  Что касается России, то структура се АПК существенно отличается от аналогичных показателей промышленно развитых стран, что является следствием длительного пренебрежения проблемами гражданских отраслей в советское время и непродуманностью реформ, развалом многих коллективных хозяйств и ориентацией на ускоренное развитие фермерских хозяйств в условиях отсутствия должного обеспечения их финансовыми и материально-техническими ресурсами в 90-е годы.
  Основным звеном в АПК России является непосредственно сельскохозяйственное производство, на долю которого приходится 48% объема продукции АПК, 68% основных производственных фондов и примерно столько же занятых во всем АПК. В развитых странах пропорции прямо противоположны: доля сельского хозяйства составляет всего 2% ВВП, а доля АПК определяется в 20-25%, т.е. на сам агробизнес остается около 10% ВВП АПК. Слабое развитие ресурсной базы и отраслей переработки обусловили низкую производительность сельского хозяйства России и очень большие потери - до 30% зерна и 40-45% овощей и картофеля. К тому же ситуация в 90-х годах привела к резкому сокращению посевных площадей и валового сбора многих культур и продукции животноводства (по мясу -- почти в 2 раза, по молочной продукции - на 35%, по зерновым в 1999 г. - в 2 раза и т.п.). Небольшое увеличение производства в последние 2-3 года не смогло сколько-нибудь значительно компенсировать это снижение.
  В 2002 г. в России было произведено около 87 млн т зерновых (в 1998 г. - 48 млнт), 38 млн т картофеля (в 1998 г. - 31 млн т), 13 млн т овощей, 16 млн т сахарной свеклы, 0,4 млн т сои, 4,7 млн т мяса, включая птицу, в убойном весе, и 33 млн т молочных продуктов. Импорт продовольствия в 2002 г. составил 11 млрд дол., или около 74 общего импорта. Средняя урожайность зерновых равнялась 20 ц/га, кукурузы на зерно - 28,5 ц/га, надои молока на одну корову - 2,8 тыс. л в год.
 
  15.5. Международная торговля продовольствием и сырьем для его производства
 
  Глобализация хозяйственной деятельности и продолжающееся углубление международного разделения труда ускоряют темпы роста международной торговли всеми видами товаров. Однако темпы роста международной торговли сельскохозяйственным сырьем и продуктами питания несколько ниже, чем готовой промышленной продукции. Поэтому доля аграрной продукции в мировом товарообороте постепенно снижается и в последние годы составила всего 12% мирового экспорта. Но это всего лишь отражает более медленный рост аграрного экспорта в условиях НТП. Фактически объемы экспорта и импорта увеличиваются как в натуральных, так и в денежных показателях.
  В период 1970-2002 гг. экспорт продовольственных и сельскохозяйственных товаров возрос с 52 до 441 млрд дол., а импорт -с 57 до 464 млрд дол., или более чем в 8 раз. Однако реальный рост был, разумеется, меньше вследствие роста цен. Экспорт и импорт сельскохозяйственных машин выросли с 2,5 млрд до 21 млрд дол. каждый. Мировая торговля удобрениями и средствами химической защиты возросла в еще больших масштабах. В частности, экспорт пестицидов - с 0,6 млрд до 10,9 млрд дол.
  В торговлю продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также продукцией, необходимой для их производства и переработки, вовлечены практически все страны мира. В последние годы не менее четверти производимого в мире продовольствия и сырья для его производства поступает в каналы международного бизнеса.
  Некоторые данные о мировой торговле приведены в табл. 15.6.
  Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что существенная часть мировой торговли продовольствием имеет место внутри регионов, что вполне объяснимо с точки зрения экономии на транспортных расходах, особенно это относится к Европе. Вместе с тем очевидно, что Азия и Африка остаются регионами, имеющими наибольший дефицит в обеспечении населения продовольствием, в первую очередь зерновыми и мясом. Также следует отметить резко возросшую роль европейского континента в качестве поставщика основных видов продовольствия на мировой рынок, тогда как до середины XX в. Европа выступала как импортер продовольствия. Одновременно снизилось значение Северной и Южной Америки, а также Австралии, ранее доминировавших на мировом рынке продовольствия. Во многом эти изменения были обусловлены успехами в осуществлении Единой сельскохозяйственной политики ЕС.
  Крупнейшими экспортерами продовольствия в настоящее время являются (2001 г., млрд дол., в скобках в процентах к мировому итогу): США - 39,7 (14,0), Франция - 20,2 (7,1), Нидерланды - 17,1 (6,0),
 
  ФРГ - 16,7 (5,9), Канада - 14,1 (5,0), Испания - 11,7 (4,1), Бразилия - 11,0 (3,9), Италия- 10,9 (3,8), Австралия - 10,8 (3,8), Китай -9,1 (3,2). Соответственно, крупнейшими импортерами являются: Япония - 24,3 (8,1), ФРГ -23,6(7,9), Англия- 18,3 (6,1), Франция- 15,4 (5,2), Италия - 13,4 (4,5), Китай - 10,2 (3,4), Канада - 8,7 (2,9), Мексика - 8,7 (2,9), Испания - 7,0 (2,3), Россия - 6,2 (2,1). На 10 крупнейших стран - экспортеров и импортеров приходится свыше половины мирового экспорта и импорта продовольствия. Примечательно, что за исключением Японии, Мексики, Бразилии, Австралии и России все остальные выше перечисленные страны являются одновременно крупнейшими экспортерами и импортерами продовольствия. Это свидетельствует о высокой степени диверсификации их товарного ассортимента, что наиболее характерно для богатых стран. В частности, они в большом количестве ввозят фрукты и овощи. Хотя эти товары не являются основными продуктами питания, но по стоимости мировой торговли они находятся на первом месте. В 2002 г. общий импорт этих товаров составил 80,7 млрд дол.
  Спорным вопросом в мировой торговле продовольствием сейчас является дальнейшая ее либерализация, включающая устранение различных тарифных и нетарифных ограничений. Соглашение по сельскому хозяйству, разработанное еще в рамках ГАТТ и вступившее в силу в 1995 г., в принципе, предусматривало либерализацию торговли и сокращение государственного субсидирования производства и экспорта, а также облегчение поставок из развивающихся стран на рынки развитых стран, но оно постоянно нарушается.
  Торговля продовольствием и сырьем для его производства по-прежнему остается болезненной проблемой во внешней и внешнеэкономической политике развитых стран вследствие стратегической важности данного сектора международного бизнеса, особенно с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности.
 
  15.6. Регулирование аграрного сектора

<< Пред.           стр. 7 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу