<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 * разработку системы адаптации молодых специалистов и рабочих на производстве, включая подготовку специальных изданий и другой информации о предприятии, проведение "дней открытых дверей", церемоний поступления на работу;
 * определение принципов, форм и сроков аттестации персонала;
 * проведение аттестации работников;
 * формирование кадрового резерва.
 
 ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА осуществляет:
 
 * разработку системы (сроков, форм, технологий) профессионально-квалификационного развития и обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) персонала;
 * организацию проведения мероприятий по развитию персонала, в т.ч. руководителей;
 * оценку эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;
 * развитие шефства-наставничества, организацию производственной практики студентов и учащихся;
 * разработку и внедрение системы продвижения по службе.
 
 ОТДЕЛ КАДРОВ осуществляет:
 
 * подготовку кадровых приказов;
 * оформление трудовых отношений (прием, увольнение, перемещение);
 * ведение личных дел;
 * учет перемещений, поощрений и увольнений;
 * делопроизводство системы управления персоналом.
 
 ОТДЕЛ МОТИВАЦИИ ТРУДА осуществляет:
 
 * разработку систем оплаты труда, видов материального и морального стимулирования работников;
 * определение системы показателей труда;
 * установление системы стимулов, компенсаций, льгот, обеспечение процесса участия работников в распределении прибылей;
 * нормирование и тарификацию этапов трудового процесса.
 
 ОТДЕЛ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ осуществляет:
 
 * анализ и регулирование групповых и межличностных отношений, конфликтов;
 * выявление социальной напряженности в коллективе и ее снятие;
 * развитие отношений с представительными органами работников;
 * участие в подготовке коллективного договора, контроль за ходом его выполнения;
 * правовые услуги персоналу;
 * согласование распорядительных документов по кадрам.
 
  ОТДЕЛ ОХРАНЫ ТРУДА осуществляет:
 
 * управление охраной труда;
 * контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
 * работу по профилактике производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
 * аттестацию рабочих мест по условиям труда;
 * пропаганду вопросов охраны труда;
 * проведение инструктажей, обучение, проверку знаний требований охраны труда работников;
 * планирование мероприятий, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
 * оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
 * участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
 * расследование и учет несчастных случаев на производстве.
 
 ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ осуществляет:
 
 * организацию общественного питания;
 * управление жилищно-бытовым обслуживанием;
 * развитие культуры и физического воспитания;
 * обеспечение отдыха, медицинского и транспортного обслуживания;
 * обеспечение детскими дошкольными учреждениями;
 * работу с ветеранами труда.
 
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
  Президент компании "Российско-американские управленческие ресурсы, Инк" Ричард Склар в интервью журналу "Управление персоналом", оценивая российских специалистов по управлению персоналом, отметил, что, по его мнению, они представляют собой администраторов кадрового производства. Свою основную задачу эти работники видят в четком соблюдении норм трудового законодательства и в правильном ведении личных дел. Склар считает, что российский путь работы с персоналом - это путь бюрократической поддержки компании, но не более того.
  Изменение данного положения дел, в первую очередь, зависит от первых руководителей организации. А им мешает непонимание или недопонимание значимости этого направления работы. Огромной проблемой считает это В.И.Травин, возглавляющий "Школу кадрового менеджмента" в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. По его мнению, "многие руководители предприятий, имея преимущественно техническое образование, не могут осознать важность человеческих ресурсов и поэтому первая задача - внедрить в сознание руководителей практическую необходимость и значимость этого сегмента управления организацией в целом".
  Каково же сегодня мнение директорского корпуса по данной проблеме? Для ответа на этот вопрос под руководством доктора экономических наук, профессора И.Б.Гуркова, заведующего лабораторией организационного развития Высшей школы экономики в 2000 и 2001 годах был проведен опрос 825 директоров предприятий основных отраслей промышленности. Одним из направлений опроса была оценка деятельности служб управления персоналом (кадровых служб). Результаты опроса показали - по-прежнему наиболее важными и трудно решаемыми руководителям предприятий представляются финансовые, маркетинговые и технологические проблемы. Проблема обеспечения производства квалифицированными работниками все еще находится на втором плане, а содержательные вопросы кадрового менеджмента оказываются практически вне сферы внимания высшего руководства.
  Результат подобного отношения - значительные сложности в достижении целей производства, требуемого уровня качества продукции, высокий уровень скрытого сопротивления работников совершенствованию методов управления.
  То же исследование показало, что доля нововведений по "инициативе снизу" в кадровом менеджменте крайне низка. Основная доля нововведений инициируется "сверху", поэтому так важно именно первого руководителя убедить повернуться лицом к вопросам кадрового менеджмента.
  В предлагаемой вашему вниманию брошюре изложено краткое теоретическое обобщение современных представлений об организационной структуре и функционировании службы управления персоналом современной организации, рассказано о первых шагах в этом направлении, как в стране, так и уже в крае, а также даны подробные методические рекомендации по созданию современных служб управления персоналом в реальном секторе экономики.
  Подводя итоги, можно сделать следующие основные выводы:
 * невозможно эффективно управлять персоналом, если функции этого процесса разрозненны по уровням подчиненности;
 * сегодня персонал - это ведущий ресурс производства, поэтому служба, управляющая этим ресурсом, не может быть вспомогательной по своей сути;
 * структуру службы управления персоналом нельзя найти в экспертной литературе, ее можно только разработать для каждой конкретной организации, учитывая особенности этой организации, мировой и отечественный опыт;
 * без повышения квалификации руководителя, других руководящих работников и работников службы управления персоналом невозможно внедрить необходимые изменения, т.к. им не только придется начать процесс изменения с себя, но и стать проводниками этих изменений в организации;
 * необходимо выработать механизм передачи данных нововведений широкому кругу работодателей, провести значительную по объему разъяснительную работу (посредством проведения семинаров, "круглых столов", издания брошюр и т.п.) по их приживаемости в крае.
  И в заключение правомерно задать вопрос: "Кто следующий в крае готов идти по пути создания единой службы управления персоналом?" Мы готовы ему оказать всяческую помощь в этой работе: определить комплекс последовательных, логичных и самое главное эффективных действий, провести обучение руководителей и специалистов. Это нужно для того, чтобы они понимали, как эти процессы будут протекать и предлагали идеи по их оптимизации, т.е. были союзниками, а не противниками внедрения новых идей в управлении персоналом.
  Телефон для справок на этот счет - 36-68-22. По этому же телефону можно высказать замечания и предложения по сути настоящих методических рекомендаций, которые авторы воспримут с благодарностью.
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 1. Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала: мифы и реалии // Управление персоналом. 2000, №№ 9 - 11.
 2. Байдаченко П.Г. Служба управления персоналом. Новосибирск: Эко, 1997.
 3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998.
 4. Герчиков В.И. Восприятие западных управленческих инноваций российским бизнесом // ЭКО. 1999, № 10.
 5. Гурков И.Б. На пути к современной модели кадрового менеджмента: результаты широкомасштабного обследования предприятий российской промышленности // Управление персоналом. 2001, № 6.
 6. Крамаренко Ю. Служба управления персоналом отечественной фирмы: о методологии и последовательности действий по ее организации // Управление персоналом. 1999, № 9 (39).
 7. Мишин А.К. Какой быть службе персонала на предприятии? // Проблемы привлечения и закрепления кадров на производстве, развитие шефства-наставничества молодежи/ Под ред. В.Г.Горшкова и А.К. Мишина.- Барнаул: Изд-во ОАО "Алтайский полиграфический комбинат", 2000.
 8. Мишин А.К. Особенности формирования кадровой политики на кризисном предприятии// Антикризисная организация и управление в условиях неопределенности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Барнаул, 1999.
 9. Шенков И. Карьеру делать не обязательно // Секрет фирмы. Тематические страницы журнала "Коммерсантъ деньги". 2001, № 46.
 10. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Изд-во НОРМА, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Анатолий Константинович Мишин
  Наталья Анатольевна Третьякова
 
 
  ЕДИНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 
  Методические рекомендации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Издательская лицензия _______________________________
  Подписано в печать ________________Формат___________
  Бумага _________________. Печать офсетная.
  Усл.печ.л. ________ Тираж экз. Заказ _______
 
 
  Издательство НП "Азбука"
  Барнаул, пр. Красноармейский, 98а
 
 
 
 1 По итогам единовременного исследования 1887 крупных и средних предприятий, проведенного комитетом администрации Алтайского края по труду в 2000 году
 2 Согласно ст.48 Гражданского Кодекса России, вступившего в силу с 1 января 1995 года, "организация" - это наиболее универсальное определение всех видов юридических лиц.
 3 В состав отделов организации в зависимости от ее численности могут входить различные секторы (бюро) и группы специалистов по направлениям работ.
 4 Первичное обучение проводится для работников, не имеющих профессиональной подготовки; вводное - после приема на работу.
 5 Например, в единую службу управления персоналом ОАО "Барнаульский завод механических прессов" пока не входит отдел охраны труда.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу