<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
 Обзор отрасли
 Март 2003
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ 2
 РЫНОК ПРОДУКЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
 ПРОИЗВОДСТВО МЯСНЫХ И КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ 8
 КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 8
 ПРОЦЕСС КОПЧЕНИЯ 8
 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ 10
 РЫНОК МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ 14
 ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ 14
 ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ 16
 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 17
 ПРИЛОЖЕНИЕ 19
 ИСТОЧНИКИ И ССЫЛКИ 23
 
 
 Общая характеристика отрасли
 
 Население России хорошо помнит, времена так называемых "колбасных" электричек, когда вся страна ездила в Санкт-Петербург и Москву за колбасами и сосисками, в магазинах выстраивались огромные очереди, а продукция мясоперерабатывающих заводов считалось деликатесом.
 По спросу на колбасные изделия, сосиски, сардельки или мясные консервы можно было оценить благосостояние семьи, региона и страны. К настоящему времени мясоперерабатывающие предприятия смогли удовлетворить потребности рынка и ликвидировать хронический дефицит, однако объем спроса продолжает напрямую зависит от роста доходов населения.
 В течение 90-х годов отечественная мясоперерабатывающая индустрия испытывала значительные трудности. В условиях роста цен и снижения жизненного уровня населения спрос на более дорогие продукты, такие как колбасы и сосиски снизился, одновременно вырос спрос на мясные консервы, как дешевый "заменитель". С другой стороны в середине 90-х годов на рынке мясных изделий значительную долю занимала импортная продукция, которая поставлялась из стран ЕС. В отдельные периоды ее доля на рынке мясных изделий достигала 25%. Иностранные мясные изделия пользовались повышенным спросом у населения, так как были дешевле отечественной продукции.
 После кризиса 1998 г. ситуация на рынке мясных изделий кардинально изменилась. Ввиду резкого падения валютного курса импортерам стало невыгодно продавать свою продукцию на российском рынке, и они уступили его отечественным предприятиям. Те получили шанс расширить свое производство и занять освободившиеся рыночные ниши. К 2000 г. доходы населения превзошли докризисный уровень и, как следствие, стал расти спрос на продукцию мясоперерабатывающих предприятий. В течение последних нескольких лет рынок мясных полуфабрикатов увеличивается в среднем на 15%, колбасных изделий на 17,5% ежегодно. Предприятия получили средства для обновления производственных фондов и увеличения переработки продукции. В отрасли начались структурные изменения.
 Отечественные производители были не способны обеспечить мясоперерабатывающую промышленность сырьем, что вынудило заводы обратиться к импортным закупкам мяса. Основной причиной этого стала неприспособленность сельскохозяйственных предприятий России к новым условиям хозяйствования. Большинство предприятий, обеспечивающих мясоперерабатывающую промышленность мясным сырьем, или разорилось, или оказалась на грани банкротства.
 В течение 1990 - 1998 гг. поголовье крупного рогатого скота в России сократилось в 2 раза (до 28,6 млн. голов), свиней - в 2,3 раза (до 16,7 млн. голов), птицы - 1,8 раза (до 359 млн. шт.) И хотя с 2000 г. наметился рост, восстановление отечественной сырьевой базы потребует длительного периода.
 Серьезной проблемой существующих ныне сельскохозяйственных предприятий зачастую является их неспособность к сотрудничеству с мясоперерабатывающими заводами. Отечественные поставщики сырья не могут обеспечить ни постоянство качества сырья, ни требуемые условия и графики поставок. По мнению экспертов, зависимость отечественных производителей мясопродуктов от импортного сырья сохраниться как минимум в течение 4-5 лет. В настоящий момент доля импортного мяса в общем объеме используемого сырья составляет 40-50%, и снижаться эта доля пока не спешит.
 Чтобы решить проблему с поставками сырья предприятия мясоперерабатывающей промышленности создают собственные вертикально интегрированные группы, которые объединяют в себе животноводческие хозяйства, обеспечивают хранение мясного сырья, его переработку и организуют собственные сбытовые сети.
 Одним из первых по этому пути пошел агропромышленный комплекс (АПК) "Черкизовский" в структуру которого, на данный момент входят: 9 мясных предприятий, 7 птицефабрик, 2 свинокомплекса и животноводческие хозяйства в различных регионах России. Другое предприятие - "Эксима" приобрело в 2002 г. 3 мясокомбината в разных регионах России. Крупнейшим в группе компаний "Эксима" выступает "Микояновский мясоперерабатывающий комбинат" (МК).
 Подобные процессы происходят и на других МПЗ. Наличие собственной сырьевой базы означает для предприятий уменьшение зависимости от импортных поставок и колебаний валютного курса.
 
 За последний год мясоперерабатывающая промышленность входила в число ведущих отраслей по росту объема инвестиций. Совокупный объем инвестиций в 2002 г. составил, по оценке экспертов, более 1 млрд. долл. Наиболее активно в мясокомбинаты инвестировали компании "Планета менеджмент" - структура, аффилированная с НК "Сибнефть", АПК "Агрос", входящая в холдинг "Интеррос", а также ряд региональных компаний нефтяного сектора.
 Среди крупных приобретений "Планеты менеджмент" такие известные предприятия, как "Дарья" (производство замороженных продуктов), ОАО "Омский бекон", крупный нижегородский оптовик "Торговая компания "Альянс". "Планета менеджмент" планирует приобрести завод "Новгородский мясной двор" (Великий Новгород) и еще несколько региональных мясоперерабатывающих предприятий. АПК "Агрос" является владельцем крупного свинокомплекса "Ильиногорское" и наряду с АПК "Черкизовский" претендует на покупку Уфимского мясоперерабатывающего комбината. Так же АПК "Агрос" принадлежат несколько крупных сельскохозяйственных активов.
 
 
 Рынок продукции мясоперерабатывающих предприятий
 
 В настоящий момент показатель потребления мяса и мясопродуктов на душу населения в России составляет 50 кг при норме в 80 кг на человека в год. Средний россиянин потребляет мясопродуктов почти в три раза меньше, чем житель США, и в 2 раза меньше, чем граждане Франции, Германии и Великобритании. Более благополучное положение на рынке Москвы, где потребление мяса и мясных изделий составляет 60 кг.
 
 Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения, кг
 
 
 В регионах мощности мясоперерабатывающих предприятий заняты на переработке мяса на 20%, по изготовлению копченостей на 45% и по консервам на 35-38%. Если раньше заводы и комбинаты перерабатывали 10 млн. т мяса в год, то сейчас лишь 2 млн. т.
 Согласно прогнозам аналитиков, в случае продолжающегося роста российской экономики темпы прироста потребления мяса и мясопродуктов в расчете на душу населения будут расти на 1-2 кг
 в год. Среди продукции мясоперерабатывающей промышленности наибольшим спросом пользуются колбасные изделия. Их доля в общем производстве составляет 23%. Производство и потребление колбасных изделий по мнению специалистов наиболее точно отражает тенденции происходящие на рынке всех мясных изделий. 16% рынка продукции мясоперерабатывающей продукции занимают пельмени и котлеты. Доля этих полуфабрикатов стремительно увеличивается в основном за счет малых и средних предприятий. На рынке за последние годы появилось большое количество разнообразных сортов пельменей и в настоящий момент этот сегмент рынка приближается к перенасыщению. На третьем месте идут сосиски и сардельки. Их доля составляет 9%.
 
 Структура рынка продукции мясоперерабатывающих предприятий
 
 
 
 Объем производства колбасных изделий в 2002 г. по отношению к 1999 вырос на 51,3%. Рост объемов производства обусловлен повышением спроса и увеличением объемов производства и импорта сырья, из которого изготовляются колбасные изделия.
 На долю Центрального федерального округа приходится почти половина объема производства колбасных изделий в России. Основные мясоперерабатывающие комбинаты расположены в Москве и Московской области, что и определяет лидирующее положение по объему выпуска колбасных изделий Центрального Федерального округа. Доля Москвы в производстве Центрального округа занимает 56%, в общем объеме российского производства - 26%, доля Московской области соответственно 21% и 8%. Основными мясоперерабатывающими предприятиями, расположенными в Москве, являются "Микояновский" МПЗ, АПК "Черкизовский", "Останкинский" МПЗ, "Царицынский" МПЗ, "Бирюлевский комбинаты" МПЗ, "Кампомос" .
 
 
 
 
 
 
 
 
 Динамика объемов производства колбасных изделий за 1997-2002*гг
 
  *Оценка
 
 Доля федеральных округов в производстве колбасных изделий
 
 
 
 Объем экспорта и импорта колбасных изделий в 1997-2002 гг. (тыс. т)
 
 
 
 Производство мясных и колбасных изделий
 
 Колбасные изделия
 Согласно ГОСТу вареная колбаса вырабатывается из говядины первого или второго сортов, свинины, шпика, соевых белков, а так же с добавлением в содержимое специи. Допускается замена любого вида мясного сырья до 30% мясом птицы. Сардельки с сосиски делают из колбасной говядины, жира-сырца, соевых белков, крахмала или пшеничной муки. Использование соевых белков позволяет достичь нежной консистенции при существенном снижении расхода мяса. Полукопченая колбаса вырабатывается из жирной говядины, причем допускается применение 2-2,5% соевого концентрата взамен 10% говядины.
 Технология мясопереработки представлена в следующем виде. Туши разделываются на куски, а куски перемалываются в фарш в мясорубке. Затем фарш перемешивается со специями в фаршемешалке и некоторое время (в зависимости от технологии) выдерживается в посоле. Тонкое измельчение фарша, необходимое для приготовления вареных продуктов (колбасы, сосиски и т.п.) производится в куттере. Готовым фаршем набиваются колбасные оболочки с помощью шприца и колбасы в оболочках загружаются в термокамеру, где производится варка, обжарка, копчение и сушка. На выходе из нее получается готовый продукт, который поступает на охлаждение и в дальнейшем на продажу.
 
 Процесс копчения
 Копчение - процесс обработки пищевых продуктов дымовоздушной смесью с целью достижения бактериального и антиокислительного эффектов. При этом их поверхности окрашиваются в золотисто-коричневые цвета, а сами продукты приобретают специфический приятный вкус и аромат копчения.
 Процесс копчения - самопроизвольный, длительный и трудо-энергоемкий. Длительность процесса приводит к необходимости использования коптильных камер.
 Среди нетрадиционных способов копчения можно выделить два принципиально разных варианта:
 * копчение с применением коптильных препаратов;
 * копчение в электростатическом поле высокого напряжения.
 Принцип копчения с применением коптильных препаратов заключается в "пропитывании" продукта коптильной жидкостью путем поверхностного нанесения её на продукт, либо добавлением ее в посол или при измельчение и перемешивание мяса. При этом качество получаемого продукта зависит от качества коптильного оборудования. Затраты на электроэнергию и потребности в площадях сокращаются, но при этом внешний вид продукта, полученного таким способом (если говорить о продукте "холодного" копчения), невыгодно отличается от традиционного "холодного" копчения. Данный способ наиболее интересен для получения продуктов с наличием в технологической цепи стадии температурной обработки. При копчении в электростатическом поле высокого напряжения процесс проникновения коптильных веществ по своей природе близок к традиционному способу копчения, но за счет ионизации компоненты дымовоздушной смеси бомбардируют поверхность продукта и продолжительность копчения сокращается с нескольких суток (традиционное копчение) до одного часа. Дальнейшая стадия - выдержка в холодильной камере с целью проникновения коптильных веществ внутрь продукта. Кроме того, электрическое поле и ионизированная среда оказывают губительное действие на кишечную палочку. Эффективность воздействия повышается с увеличением времени обработки: через 3 мин. погибает 63,5%, через 10 мин. - 68,3%, через 45 мин. - 75,4% микроорганизмов. После 55-минутной обработки все микроорганизмы, как и предусмотрено ветеринарно-санитарными требованиями, уничтожаются.
 
 
 Основные предприятия отрасли
 
 В России насчитывается несколько сотен мясоперерабатывающих предприятий. Однако более 50% - это малые предприятия, которые имеют мощности менее 5 т в сутки. Многие из этих предприятий работают в сфере теневой экономики и выпускают продукцию низкого качества. Это подрывает доверие со стороны потребителей к мясоперерабатывающей продукции и вредит крупным предприятиям. Многочисленные проверки со стороны медицинских служб периодически выявляют мясную продукцию, которая не соответствует ГОСТ стандартам. В виду этой проблемы актуальным становится формирование и продвижение общенациональных брендов.
 Наиболее активными игроками российского рынка являются московские производители - АПК "Чкркизовский", ООО "КампоМос", "Микояновский МК", ОАО "Царицино". Марки московских производителей в настоящий момент могут считаться единственными национальными брендами на российском рынке мясопродуктов. Тем не менее, мясоперерабатывающим предприятиям еще далеко до масштабов аналогичных брендов в молочной и соковой промышленности.
 Крупные региональные предприятия, мощностью более 100 т в сутки так же стремительно наращивают производство, однако пока не играют значительной роли в национальном масштабе. К лидерам регионального рынка можно отнести "Омский бекон", "Уфимский МПЗ" и др.
 
 Доля рынка крупнейших мясоперерабатывающих предприятий (в 5%)
 
 Предприятия отрасли Доля рынка АПК "Черкизовский" 11% "Микояновский" MК 9% "Царицыно" 5% "Омский бекон" 4% "КампоМос" 3% "Останкинский МПЗ" 3% "Парнас" 2% Остальные 62%
 
 
 
 
 
 Рейтинг крупнейших производителей колбасных изделий (тонн)
 Предприятие Годовой объем производства ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" (Москва) 59 923 АО "Царицыно" (Москва) 57 727 ООО КАМПОМОС (Москва) 43 755 ОАО"Микомс" (Москва) 39 338 ОАО "Парнас-М" (Санкт-Петербург) 24 483 Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат (Москва) 23 595 ЗАО "Мясокомбинат Клинский" (Московская обл.) 20 655 Останкинский мясоперерабатывающий комбинат (Москва) 20 621 Мясокомбинат "Омский" (Омская обл.) 19 484 ОАО "Мясокомбинат "Екатеринбургский" (Свердловская обл.) 18 332
 Черкизовский мясоперерабатывающий завод (МПЗ) входит в крупный российский холдинг АПК "Черкизовский". Наряду с этим крупнейшим предприятием комплекса, в него входят девять мясоперерабатывающих предприятий (среди них: МПК "Бирюлевский" и "Пензенский", 000 "Черкизово-Кашира" и "Белмясо", АПК "Михайловский"), мясокомбинаты "Ульяновский", "Сальский", "Лабинский", семь птицефабрик, животноводческие хозяйства, а также свыше 20 торговых домов. Общий объем инвестиций в производство за последние пять лет превысил 350 млн. долл. Предприятия комплекса выпускают более 500 т продукции в сутки. В настоящее время холдинг производит полный ассортимент сельскохозяйственной продукции и продукции мясопереработки: свежее мясо (свинина, говядина, мясо птицы), молочные продукты, куриное яйцо, колбасные изделия, замороженные полуфабрикаты и пельмени, мясные консервы. "Черкизовский" МПЗ выпускает колбасы, деликатесы, полуфабрикаты и мясные консервы.
 Предприятие в производстве мясных изделий использует около 50% импортного мяса, однако в планах компании в течение 3-5 лет перейти на 100% отечественное сырье.
 В ближайшее время АНК "Черкизовский" собирается привлечь дополнительные инвестиции в размере 150-200 млн. долл. путем размещения IPO на международных фондовых биржах.
 По мнению специалистов, продукция АПК "Черкизовский" занимает 11% российского и 30% московского рынка мясоперерабатывающей продукции.
 Основными акционерами АПК "Черкизовский" являются: АРКО - 20%, Morgan Stanley -15%
 
 "Микояновский мясоперерабатывающий комбинат" одно из крупнейших российских мясоперерабатывающих предприятий. С середины 1999 г комбинат входит в акционерную внешнеэкономическую корпорацию "Эксима" (Москва). В настоящее время в структуру "Эксимы", кроме "Микояновского МК", который самый крупный в холдинге, входят 5 мясоперерабатывающих предприятий: Филоновский мясокомбинат (Волгоградская область), Бутурлиновский (Воронежская область), Светлоградский (Ставропольский край), Овчинниковский мясокомбинат (Барнаул) и Матвеево-Курганский (Ростовская область). В ассортименте предприятия 350 наименований колбас и деликатесов, около 20 видов мясных полуфабрикатов, 40 наименований мясных консервов. Сейчас 90% сырья для завода поступает из-за рубежа: Италии, Германии, Румынии. Цеха оснащены современным оборудованием и автоматизированными линиями. Комбинат объединяет огромное колбасное производство, холодильник, ремонтно-строительное управление, коммерческий центр.
 В 2002 г предприятие увеличило реализацию мясных продуктов по сравнению с предыдущим годом на 48% до 87 тыс. т. Комбинат планирует увеличить выпуск продукции в 2003 г. с 300 до 600 т в сутки. Увеличение произойдет за счет введения в эксплуатацию новых производственных площадок. Помимо этого, с апреля 2003 г "Микояновский МК" начнет выпуск пельменей - около 50 т в сутки. К 2005 г. планируется увеличение производства предприятия до 180 тыс. т, к 2010 г - до 300 тыс. т. По оценкам специалистов компании, доля "Микояновского мясокомбината" на рынке колбасной и деликатесной продукции страны составляет 8 - 9%, Москвы - 25%.
 
 ООО МПЗ "Кампомос" было образовано с привлечением инвестиций испанской компании Campofrio в 1989 г. В 1991 компания открыла первый завод в Москве, в 1994 г - второй. Предприятия начинали с того, что производили 5 т мясных изделий в сутки, теперь они производят по 150 - 170 т ежедневно.
 В настоящее время Campofrio владеет контрольным пакетом акций предприятия. За 1992 - 2002 г инвестиции испанской компании в развитие "КампоМоса" составили более 50 млн. долл. В 2002 г. компания увеличила объем производства по сравнению с уровнем 2001 г. на 1,9% до 53 тыс. т. Объем продаж возрос приблизительно на 2% до 130 млн. долл. Продукция предприятия ориентирована главным образом на Московский рынок. По мнению аналитиков, доля российского рынка мясоперерабатывающей продукции составляет 3%. В 2003 г. компания собирается провести анализ и принять решение по выходу продукции "КампоМоса" в регионы. Помимо этого компания собирается в течение нескольких лет инвестировать около 50 млн. долл. в строительство или покупку еще одного мясоперерабатывающего завода. В 2003 г планируется увеличить объем продаж мясных продуктов на 8% до 140 млн. долл.
 
 ОАО "Царицыно" занимает 5% российского рынка. В группу компаний "Царицыно" входят 4 мясоперерабатывающих завода. Головным предприятием группы является ОАО "Царицыно" (Москва), основанное в 1970 г. Продукция под маркой "Царицыно" отгружается в 340 городов России и СНГ. Производственные мощности предприятия составляют около 300 т в сутки. Ассортимент продукции предприятия представлен более 300 наименований. В 2002 г. предприятие увеличило производство на 4,5%.
 В 2001 году объем производства группы компаний "Царицыно" составлял 85,7 тыс. т, в 2002 г. - 89,5 тыс. т.
 
 
 
 
 Рынок мясоперерабатывающего оборудования
 
 В настоящее время рынок оборудования для мясоперерабатывающей промышленности представлен в основном отечественной продукцией. Она продается в 2,5 - 3 раза чаще, чем импортная. Главная причина - цена. Отечественное оборудование для обработки мяса в несколько раз дешевле импортных аналогов. Однако иностранные компании рассматривают российский рынок, как наиболее перспективный. Согласно прогнозам иностранных компаний рынок мясоперерабатывающего оборудования будет расширяться, как минимум лет пять. Крупные предприятия будут переходить с отечественного на импортное оборудование. Несмотря на то, что оно значительно дороже, срок службы у него более длинный, а переработка мяса более качественная.
 
 Первичный рынок мясоперерабатывающего оборудования
 Комплект оборудования для мясоперерабатывающих предприятий, как правило, состоит из стандартных агрегатов. Варьируется только количество и типоразмеры одних и тех же наименований позиций. Например, если в ассортименте превалирует группа полукопченых продуктов, в комплекте оборудования будет больше термокамер, если вареных продуктов - необходим более объемный куттер и т.п.
 Оборудование состоит из: термокамеры, куттера, шприца для набивки колбас и льдогенератора.
 Как считают специалисты, если говорить о комплекте оборудования для производства объемом 5 т в сутки, следует отметить, что отечественное производство не может предложить оборудование, которое бы гарантировало качество готовой продукции. Как минимум 4 позиции оборудования должны быть импортными. Это термокамеры (импортные термокамеры работают с оптимальными термическими условиями), хорошей куттер, шприц для набивки колбас (рекомендуется использовать шприцы 2 типов: шнековый и роторный) и льдогенератор (лед в процессе куттерования необходим для охлаждения фарша и добавления в него воды, которая коагулирует с белком при пониженной температуре).
 Для производства колбасных изделий высокого качества лучше использовать полностью импортное оборудование. По мнению специалистов на сегодняшний день самое высококачественное оборудование для мясопереработки производится в Германии. Однако в этом случае совокупность всего оборудования оказывается очень высокой, поэтому обычно предлагается компромиссный вариант - так называемая оптимальная комплектация. При этом часть оборудования - отечественного производства, часть - импортного, часть - "second hand" из Германии. Такой проект для производства объемом 5 т продукции в смену оценивается специалистами в 1200 тыс. долл.
 
 В настоящее время на рынке представлено оборудование для распиловки туш и первичной разделки мяса (пилы) в основном российского производства. Стоимость ленточных пил зависит не только от производительности и габаритов, но и от степени автоматизации оборудования (автомат или полуавтомат). Максимальной стоимости достигает автоматическая ленточная пила СПЛ-350П, характеризующаяся минимальными габаритами.
 К агрегатам, предназначенным для окончательной разделки (нарезки) мяса, относятся слайсеры. Например, автоматические слайсеры моделей GM300/350 разработанные для крупных поставщиков пищевых продуктов, позволяют нарезать большие количества продукта без прямого участия оператора, что является необходимым условием при работе с другими моделями слайсеров. Слайсеры, представленные на российском рынке, в основном итальянского и польского производства. Стоимость итальянских слайсеров варьируется от 7,8 до 12,5 тыс. руб. и при прочих равных параметрах зависит от диаметра ножа. Увеличение этого параметра приводит к возможности производить разделку мяса различной толщины. Немаловажное влияние на формирование стоимости слайсеров также оказывает степень автоматизации.
 Стоимость оборудования для измельчения мяса находится в прямой зависимости от производительности, она также обусловлена количеством ножей, различными энергопотребностью и габаритами. Стоимость подобного оборудования колеблется от 7,8 тыс. руб. за электромясорубку МИМ-300 с производительностью 300 кг/ч до 80 тыс. руб. за куттер УКН-100 с шестью ножами и производительностью 1000 кг/ч.
 Оборудование для охлаждения характеризуется различной емкостью бункера - от 135 кг/сутки (IQ 135) до 1030 кг/сутки (SF 1000) и стоимостью - от 2,7 тыс. до 11 тыс. долл. Минимальная стоимость отмечается у льдогенератора Q 135 2,8 тыс долл., максимальная - у льдогенератора чешуйчатого льда 11,200 тыс. долл. В большинстве случаев стоимость оборудования находится в прямой зависимости от производительности. На российском рынке в настоящее время представлено оборудование для производства льда, в основном зарубежного производства (Испания, Италия, Германия).
 Вторичный рынок мясоперерабатывающего оборудования
 Бывшее в употреблении оборудование для мясопереработки, предлагаемое на российском рынке, можно условно разделить на три основные группы.
  * Оборудование, восстановленное на заводе-изготовителе. Обычно оно отработало около трех лет, поэтому капитальный ремонт, произведенный изготовителем, позволяет ему долго и эффекивно функционировать и в дальнейшем. На подобное оборудование предоставляется год гарантии, т. е. такой же срок, как и на новое. Стоимость его составляет около 70% от первоначальной цены нового оборудования.
 
  * Оборудование, восстановленное в специализированных фирмах. Предоставляемая гарантия колеблется от трех до шести месяцев, что может свидетельствовать о более низком качестве восстановления. Это сказывается и на цене реализации подобного оборудования, обычно она составляет 30-50% от цены нового. Следует подчеркнуть, что цена зависит от года выпуска оборудования и от степени его изношенности.
 
  * Оборудование в состоянии "как есть". Существуют две градации такого оборудования: "хорошее рабочее состояние" и "рабочее состояние". Его стоимость не должна превышать 30% от первоначальной цены. В этом случае покупатель сам определяет, что представляет из себя это оборудование, какие запасные части ему потребуются и, соответственно, есть ли смысл приобретать это оборудование за указанную остаточную стоимость.
 По мнению специалистов для мясоперерабатывающих цехов целесообразно приобретать следующие единицы оборудования, бывшего в употреблении: импортные куттера, т. к. они имеют лучшую разработку на фарше, чем российские. Ножи для них изготавливают в России. В России можно приобрести для них также подшипники и ремни. Куттер, как правило, покупают без автоматики (без релейной автоматики), чтобы его было проще обслуживать; инъекторы многоигольчатые, поскольку отечественных производителей инъекторов очень мало (в России их производит ММ "ПРИС"); фаршемешалки и массажеры.
 
 Тенденции развития отрасли
 
 Эксперты полагают, что в развитых странах, несмотря на высокий средний показатель среднедушевого потребления мяса (87 кг), все же ожидается его дальнейшее увеличение до 97 кг к 2030 г. Есть прогноз и относительно стран СНГ: они достигнут дореформенного уровня потребления только к 2020 г. В то же время ряд российских экспертов полагает, что в России это произойдет на десятилетие раньше, к 2010 г.
 Можно предположить, что при сохранении высоких темпов развития экономики России и росте доходов домашних хозяйств будет наблюдаться рост потребления мяса и мясопродуктов вплоть до уровня европейских стран. Это создает в ближайшее десятилетие хорошие перспективы для работы на рынке мяса и мясопродуктов в России. Однако для этого должен быть реализован целый ряд мер.
 Пока в России едят примерно 50 кг мяса в год. По прогнозам в этом году средний россиянин съест на 1-2 кг этого продукта больше, чем в предыдущем году.
 В мясоперерабатывающей отрасли продолжатся структурные изменения. Будет продолжено формирование вертикально интегрированных агропромышленных холдингов с развитым мясоперерабатывающим производством. Крупнейшие мясоперерабатывающие предприятия, такие как АПК "Черкизовский", "Царицино" или "Микояновский мясной комбинат" продолжат наращивать производство и усилят экспансию в регионы. Они продолжат скупку небольших мясоперерабатывающих предприятий и будут стараться укрепить собственную сырьевую базу.
 Действия правительства в сфере регулировании импорта, понижении квот на мясную продукцию и повышении таможенных тарифов беспокоят отечественные мясоперерабатывающие заводы, так как в этом случае импортеры могут повысить цены на свою продукцию, а следовательно возрастут цены на мясные изделия. В виду этого предприятия стараются укрепить собственную сырьевую базу. Однако, как отмечают специалисты, предприятия как минимум в течение 3-4 лет будут находиться в зависимости от импортных поставщиков.
 
 Предприятиями мясоперерабатывающей промышленности в течение последних нескольких лет интересуются агропромышленных холдинги. Наиболее активный интерес проявляют холдинг "Агрос", входящий в финансово промышленную группу "Интеррос", "Планета Менеджмент", "Росагрос" и др.
 Холдинги вложили уже сотни миллионов долларов в агропромышленный комплекс, в частности в мясную промышленности и их последующий интерес к мясоперерабатывающим предприятиям закономерный процесс.
 Крупные мясоперерабатывающие комбинаты не скрывают своей готовности продаться холдингам, подчеркивая, что вопрос в основном в цене продажи.
 Так или иначе, в ближайшее время продолжится укрупнение и расширения мясоперерабатывающих предприятий. Возможно к 2005 г. в отрасли сформируется 3-4 мощных холдинга, которые будут контролировать подавляющее большинство российского рынка мясных изделий.
 
 
 Приложение
 Структура товарных групп
 
 Ветчина % вареная 64,6 в/к 31,83 к/в 1,8 с/к 0,5 запечен. 0,2 запечен., жарен. 0,2 подкопчен. 0,2 не указано. 0,7 Мясные деликатесы Мясо 25,8 Грудинка 9,6 Карбонат 9,4 Окорок 8,4 Шейка 8,3 Шинка 6,2 Рулька 3,7 Бекон 3,6 Балык 3,3 Ребра 3,1 Филей 2,8 Буженина 2,7 Корейка 1,5 Пастрома 1 Тушка 1 Щелковина 0,8 Филей 0,7 Лопатка 0,7 Бастурма 0,7 Щеки 0,7 прочее 3,7 Колбаса вареная 48,9 п/к 22,2 с/к 18 в/к 8,4 жареная, п/к 1,4 с/в 0,3 запечен. 0,2 жареная 0,1 подкопчен. 0,1 жареная, в/к 0,1 копчен. 0 не указано 0,3 Сосиски, сардельки Сосиски 53,9 Сардельки 21,8 Колбаски 18,7 Шпикачки 5,6 Мясные, мясо-раст. консервы мясные без добавок 68,2 с соев. белком 9,3 в с/с 5,4 в желе 2,8 с капустой 2,3 Другие 12,0 Пельмени, котлеты, блинчики и т.п. Пельмени 38,1 Котлеты 23,8 Блинчики 14,4 Фрикадельки 4,9 Шницели 3,8 Вареники 3 Ромштексы 2,4 Люля-кебаб 1,8 Биточки 1,8 Ежики 1,5 Хинкали 0,9 Тефтели 0,8 Кордон Блю 0,7 Манты 0,6 Чебуреки 0,5 Наггеты 0,4 Зразы 0,3 Чебуречные палочки 0,1 Тортеллини 0,1 Мясо обработанное, фарш Фарш 35,9 Рулет 5,2 Купаты 4,5 Гуляш 3,5 Поджарка 2,9 Набор 1,7 Рагу 1,7 Азу 0,8 Колбаса (п/фабрикат) 0,8 Карбонад 0,6 Масса 0,6 Бефстроганов 0,5 Эскалоп 0,5 Бифштекс 0,2 Галантин 0,2 Отбивная 0,2 Прочие п/ф из птицы 27,9 Прочие мясные п/ф 12,6
 Рейтинг крупнейших производителей мясных консервов (тыс. условных банок*)
 Предприятие Годовой объем производства АО "Супрема" (Смоленская обл.) 28 901 АО "Консервный завод "Ставропольский" (Ставропольский край) 27 867 АО "Мясной двор" (Новгородская обл.) 25 206 ОАО "Орский мясоконсервный комбинат" (Оренбургская обл.) 22 578 ОАО "Бурятмясопром" (Республика Бурятия) 18 971 ОАО "Смолмясо" (Смоленская обл.) 13 143 ОАО "Микомс" (Москва) 12 123 ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" (Москва) 10 259 *1 условная банка - 325 гр.
 
 
 
 Объем производства мясных изделий в регионах РФ в 2001-2002 гг.
 
  Колбасные изделия (т) Мясные полуфабрикаты (т) Мясные консервы, усл. банкок 2002 2002 01/02 (%) 2002 2002 01/02 (%) 2002 2001 02/01 (%) Итого по России 1443166 1234468 116,91 353255 333476 105,93 494888 465782 106,25 Северный район 30140 25049 120,32 16267 13270 122,58 1652 1549 106,65 Республика Карелия 5172 2870 180,21 975 1095 89,04 264 532 49,62 Республика Коми 4441 3841 115,62 5280 2726 193,69 Архангельская область 1667 1670 99,82 1422 1285 110,66 0 77 0 Ненецкий авт.округ 505 424 119,1 187 126 148,41 147,66 Вологодская область 15154 13160 115,15 6904 6481 106,53 1388 940 72,71 Мурманская область 3706 3508 105,64 1686 1683 100,18 Северо-западный район 124621 107260 116,19 62166 61347 101,34 37421 51464 102,75 г. Санкт-петербург 67803 56709 119,56 50016 50412 99,21 13286 12930 94,45 Ленинградская область 4391 4743 92,58 6745 6727 100,27 7285 7713 51,57 Новгородская область 8529 13228 64,48 4464 3346 133,41 12442 24126 65,84 Псковская область 43898 32580 134,74 941 862 109,16 4408 6695 107,58 Центральный район 582001 519614 112,01 118443 107673 110 123569 114862 357,12 Брянская область 14284 11461 124,63 2747 1992 137,9 2282 639 156,49 Владимирская область 7443 6826 109,04 1805 2364 76,35 241 154 82,94 Ивановская область 2868 3818 75,12 336 256 131,25 Калужская область 18139 15154 119,7 7090 5805 122,14 Костромская область 6295 5595 112,51 963 944 102,01 141 170 111,71 г. Москва 368306 338300 108,87 47048 52135 90,24 19683 17619 101,08 Московская область 119897 102346 117,15 38066 26499 143,65 51215 50667 249,17 Орловская область 2978 3183 93,56 251 431 58,24 1054 423 113,46 Рязанская область 3199 3124 102,4 1595 912 174,89 1905 1679 108,9 Смоленская область 7710 6368 121,07 1366 993 137,56 43326 39785 40,4 Тверская область 14500 9870 146,91 1632 3563 45,8 261 646 78,64 Тульская область 9025 8013 112,63 5381 4255 126,46 681 866 125,56 Ярославская область 7357 5556 132,42 10163 7524 135,07 2780 2214 178,59 Волго-вятский район 68833 56639 121,53 12571 11016 114,12 28290 15841 181,02 Республика Марий-эл 7768 6078 127,81 3214 2649 121,33 25024 13824 120,26 Республика мордовия 12408 8346 148,67 1181 892 132,4 273 227 125,55 Чувашская республика 6522 5008 130,23 975 819 119,05 1651 1315 269,57 Кировская область 13611 12644 107,65 2153 2495 86,29 434 161 289,17 Нижегородская область 28524 24563 116,13 5048 4161 121,32 908 314 138,26 Центрально-черноземный район 69624 62712 111,02 9878 8580 115,13 19535 14129 478,35 Белгородская область 25488 23334 109,23 2707 1893 143 6850 1432 97,76 Воронежская область 25924 21430 120,97 1629 1694 96,16 11340 11600 185,08 Курская область 7566 7397 102,28 3243 2318 139,91 335 181 72,52 Липецкая область 7570 7519 100,68 1737 2015 86,2 351 484 152,55 Тамбовская область 3076 3032 101,45 562 660 85,15 659 432 100,02 Поволжский район 87115 71628 121,62 20940 12913 162,16 39711 39702 105,54 Республика Калмыкия 108 116 93,1 15 19 78,95 Республика татарстан 17307 14779 117,11 6938 3605 192,45 724 686 168,78 Астраханская область 1183 981 120,59 78 62 125,81 8871 5256 66,62 Волгоградская область 10723 6525 164,34 4910 3898 125,96 14257 21400 880 Пензенская область 20837 21455 97,12 6059 1963 308,66 88 10 137,64 Самарская область 16322 15903 102,63 1902 2392 79,52 2417 1756 83,6 Саратовская область 11829 7540 156,88 417 418 99,76 8499 10166 1134,35 Ульяновская область 8806 4329 203,42 621 556 111,69 4855 428 107,56 Северо-кавказский район 93467 70946 131,74 10080 8909 113,14 73839 68650 146,83 Республика Адыгея 210 339 61,95 21 58 36,21 3493 2379 2410,71 Республика Дагестан 24 16 150 675 28 Кабардино-балкарская Республика 264 241 109,54 10 6 166,67 0 10 0 Карачаево-черкесская Республика 414 604 68,54 219 280 107,08 Республика Северная Осетия 486 520 93,46 0 14 0 13749 12840 108,12 Краснодарский край 65542 50684 129,31 4690 4637 101,14 Ставропольский край 5015 4995 100,4 4629 3136 147,61 52081 48171 73,29 Ростовская область 21512