<< Пред.           стр. 17 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

  Конфликты между Естественным и Приспособившимся Ребенком
  Внутри состояния Я Ребенка некоторых людей идет бесконечная борьба
 между их Естественным и Приспособившимся Ребенком. В таких случаях поведение
 и чувства личности сильно колеблются между уступками родительскому
 вмешательству и сопротивлением против него. Такой конфликт часто наблюдается
 у людей, чьи родители позволяют детям радоваться и получать удовольствия,
 только когда они выполнят их определенные жесткие требования. Во взрослом
 человеке смущенный внутренний Ребенок может заниматься постоянным поиском
 одобрения или, согласно Берну, прибегать к "защитной неуклюжести, заменяющей
 аутентичность в поведении" (7).
  Иллюстрирующий пример
  Хотя Гаролду было уже сорок, его беспокоили отношения с матерью. Каждый
 раз перед ее посещением он мысленно репетировал, как признается, что он и
 его жена дали согласие, чтобы их дети больше не ходили в церковь. Однако,
 когда Гаролд видел мать, он не мог ей сказать о своем решении. Вместо этого
 он придумывал разные истории о детях, чтобы доставить ей удовольствие. В то
 же время его дети находились в травмирующей их психику ситуации, поскольку
 им полагалось говорить бабушке одно, а поступать по-другому.
  Мать Гаролда была самой важной фигурой в его драме и продолжала
 направлять сына, даже когда он стал взрослым. Хотя Гаролд чувствовал себя
 скверно, колеблясь между желанием уступать ее требованиям и желанием
 воспротивиться им, в конце концов он всегда выбирал ее одобрение.
  Письмо, полученное журналисткой Энн Ландерз, иллюстрирует подобную
 личную проблему:
  Дорогая Энн Ландерз!
  Эта проблема беспокоит меня долгие годы, и я хотела написать Вам уже
 много раз. Теперь я чувствую, что должна это сделать. Дело касается моей
 матери.
  Хотя я взрослая женщина и имею уже собственных детей, моя мать
 по-прежнему самый важный человек в моей жизни. Я всегда чувствовала, что она
 никогда меня не любила, и, как бы я ни старалась доставить ей удовольствие,
 я все равно не достигала цели.
  Мои сестры и брат практически избегают маму, тем не менее она относится
 к ним намного лучше, чем ко мне. Она всегда звонит им и приходит к ним домой
 (и как это ни странно, по собственному приглашению). Я же вынуждена
 упрашивать ее прийти ко мне.
  Эта проблема сильно осложняет мою супружескую жизнь. Пожалуйста,
 скажите мне, в чем я не права и что я должна делать. Мой муж говорит:
 "Забудь это".
  Нелюбимая дочь (8)
  Бесплодный поиск родительского одобрения на- Г столько поглощает
 внимание человека, что свои текущие отношения с людьми он не может строить
 по ' принципу "здесь и теперь". Вместо того чтобы иметь дело с настоящей
 сценой, такие люди по-прежнему играют прошлую сцену внутреннего конфликта.
  Активизация состояния Я Ребенка
  Альбер Камю в повести "Падение" утверждает: "В конце каждой свободы нас
 ждет кара; вот почему свобода -- тяжелая ноша, особенно когда у человека
 лихорадка, или когда у него тяжело на душе, или когда он никого не любит"(
 См.: А. К а м ю. Падение (пер. Н. Немчиновой). -- Избранное. М., "Радуга",
 1988, с. 328. -- Прим, ред.)
  Именно в такие моменты, когда люди обижены, больны, усталы или
 раздражены, наружу выходит Ребенок. Чувствуя свою частичную или полную
 несостоятельность, они реагируют в соответствии со своими детскими типами
 поведения:
  Отдаляясь от других людей.
  Пытаясь все упорней и упорней.
  Скуля от боли.
  Требуя расплаты за услугу.
  Скрывая свое напряжение за веселостью.
  Больные люди обычно предпочитают ту пищу, к которой они привыкли в
 детстве, когда болели, -- чай, гренки, омлет или куриный бульон. Их
 Маленький Профессор может считать эту пищу волшебным эликсиром и может есть
 ее, даже когда Естественный Ребенок хочет только мороженое и желе (9).
  Когда человек устает, его Естественный Ребенок хочет спать или ничего
 не делать. Его Приспособившийся Ребенок не может позволить себе этого,
 особенно когда добродетель приравнивается к постоянной занятости. Чтобы
 уладить этот внутренний конфликт, Маленький Профессор старается рассчитать,
 как "ухватить кота за хвост".
  Когда человек раздражен, его Естественный Ребенок хочет как-то
 отвлечься, например что-нибудь пососать: сигарету, жевательную резинку или
 конфету. Его Приспособившийся Ребенок медлит и всеми способами оттягивает
 решение проблемы или ждет, пока другие решат ее. Если в действие вступает
 Маленький Профессор, личность может прийти к творческому решению проблемы
 или прибегнуть к некоторым формам волшебства, чтобы заставить проблему
 исчезнуть.
  Когда человек сильно расстроен, его Естественный Ребенок хочет кричать,
 плакать и требовать заботы. Приспособившийся Ребенок может молча страдать,
 особенно если в детстве его приучили, что за плач отшлепают. Маленький
 Профессор может вычислить, что жалостный вид помогает добиться желаемого. У
 каждого человека свои индивидуальные реакции. Увеселительная поездка,
 контрольная работа, конец дня, отпуск, неожиданный выигрыш, повышение по
 службе или краска смущения на лице -- все эти ситуации могут активизировать
 Ребенка.
  Например, у одного человека его Приспособившийся Ребенок может
 чувствовать робость или свое отличие от других и не хотеть идти в гости.
 Затем Маленький Профессор обнаруживает, что алкоголь одолевает сдерживающего
 Родителя и личность становится менее робкой. В конце концов алкоголь
 одолевает и Взрослого, оставляя человека во власти неосмотрительного
 Ребенка, который берет на себя управление всей личностью. Потеряв внутренний
 контроль, человек может проявлять непредсказуемое поведение из любой части
 состояния Я Ребенка -- спорить, ругаться, петь, плясать, оскорбить хозяйку
 или влюбиться. В конце концов Ребенок может окончательно "уступить" алкоголю
 и личность "исчезнет".
  Другой человек может прийти в гости как Естественный Ребенок, желая
 смеяться, играть и веселиться. Личность с менее сдерживающим, чем в
 приведенном выше примере, Родителем может не испытывать потребность в
 спиртном, но может получать от него известное удовольствие; или может,
 потеряв благодушие, эгоистично перевернуть все вверх дном на вечеринке. Если
 верно последнее, то это, вероятно, вызовет возмущение чьего-то критического
 Родителя или затаившего обиду Ребенка, который также хочет быть центром
 внимания.
  Не только переживание стрессовых и критических .ситуаций, но и
 некоторые трансакции также активизируют Ребенка. Когда одна личность
 "выступает" из состояния Я Родителя, другая часто чувствует себя в состоянии
 Я Ребенка. Родительские комментарии, подобные следующим, обычно "зацепляют"
 Ребенка:
 
 
  Муж жене
  (критически)
 
  В доме
  беспорядок. Что ты делала весь день!
 
  Секретарша шефу
  (покровительственно)
 
  Не забудьте взять свой зонтик, когда пойдете обедать. Вы
  ведь не хотите простудиться,
  не так ли !
 
  Подросток подростку (презрительно)
 
  Ты
  ничего не можешь сделать как следует. Ты даже не можешь поймать мяч
 
 
  Комментарии Ребенка, подобные следующим, также могут "зацепить" Ребенка
 другого человека:
 
 
  Юноша
  девушке (восхищенно):
 
  Ух,
  какая ты хорошенькая!
 
  Девушка
  юноше (восхищенно):
 
  Ты
  такой большой и сильный!
 
  Продавец продавцу (подмигивая):
 
  Не выпить ли нам
  после работы ?-
 
  Сотрудник сотруднику (сердито):
 
  Я взбешен, ты поставил
  меня перед шефом в смешное
  положение, и я готов был просто плюнуть тебе в лицо
 
  Хотя определенные ситуации и трансакции стремятся активизировать
 Ребенка, он может оставаться невыраженным. Многие люди хорошо действуют из
 состояния Я Взрослого, несмотря на внутреннее воспроизведение записей их
 Ребенка.
  Резюме
  В каждом из нас находится внутренний маленький мальчик или девочка.
 Когда Вы ведете себя или чувствуете подобно тому, как это было с Вами в
 детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка.
  Естественный Ребенок чувствует себя свободным и делает то, что он
 хочет. Когда Вы бываете выразительны, нежны, веселы, эгоистичны или
 отстаиваете свои права, Вы, скорее всего, выражаете Вашего Естественного
 Ребенка.
  Маленький Профессор -- это находчивый маленький ребенок в каждой
 личности. Когда Вы чувствуете себя интуитивным, переживаете моменты
 творчества, создаете что-нибудь для удовольствия или манипулируете
 кем-нибудь, чтобы получить, что Вы хотите, то в этом участвует Ваш Маленький
 Профессор.
  Приспособившийся Ребенок -- это воспитанный ребенок, который ведет себя
 так, как этого хотели бы Ваши отец или мать, например очень зависимо от них
 или не по годам самостоятельно, но иногда чувствует себя не о'кей. Когда Вы
 бываете вежливыми, послушными, избегаете конфронтации, отдаляетесь, медлите
 или чувствуете себя не о'кей, Вы, вероятно, проявляете Вашего
 Приспособившегося Ребенка.
  Ребенок становится активным, если кто-то ведет себя как родитель. Он
 также может активизироваться во время зависимости, например, когда человек
 болен или когда веселится, как, например, в гостях.
  Ребенок -- это основа представления личности о себе. Ваши ощущения --
 Выигрывающий Вы или Проигрывающий, -- вероятно, происходят из Вашего
 состояния Я Ребенка.
  Упражнения
  Люди вспоминают свое детство по-разному. Одни довольно легко вспоминают
 большую часть событий, другие находят трудным вспомнить хоть что-нибудь.
 Если Вы хотите оживить воспоминания, заново пережить детские чувства и
 получить данные о Вашем Ребенке, выделите время для следующих упражнений.
 Некоторые из них усилят как эмоциональный, так и интеллектуальный инсайт.
  Эмоциональный инсайт приходит с расширением сознания. Именно в этот
 момент самораскрытия человек восклицает: "Ага!" Перлз пишет: "Всякий раз,
 когда что-нибудь щелкает, попадая на свое место, закрывается гештальт, это и
 есть щелчок "Ага", потрясение от узнавания" (10). Интеллектуальный инсайт
 приходит по мере накопления фактов. Это мыслительный процесс, как правило,
 аналитический по характеру, в результате которого человек часто заключает
 "Да, именно так это и происходит!"
  1. Дом Вашего детства
  Закройте глаза. Вообразите, что Вы снова в доме Вашего детства. Пусть
 возникнут картины прошлого. Не надо включать в них то, что должно находиться
 там. Пусть будет только то, что Вы видите.
  * Что Вы видите на самом деле? Людей? Мебель? Или что-то еще?
  * Осмотрите комнату в деталях -- цвета, размер, обои, двери, окна и
 т.д.
  Далее попытайтесь заново пережить Ваши ощущения по отношению к этому
 дому.
  * Какие Вы слышите звуки? Какие ощущаете запахи, прикосновения? Какой
 испытываете вкус?
  * Обратите внимание на Ваши эмоции, когда Вы переживаете прошлое.
  Теперь начните осознавать людей, которые находились в доме Вашего
 детства.
  * Взгляните на их лица, жесты, позы, одежду.
  * Как они взаимодействуют друг с другом? С Вами?
  * Какой вид драмы происходит? Комедия? Фарс? Трагедия? Сага? Или что-то
 еще?
  * Какие роли исполняются? Кто Преследователь, Жертва, Спаситель? Каковы
 Ваши роли в этой драме?
  Чтобы возвратить воспоминания о доме Вашего детства, Вам может
 потребоваться несколько посещений. Вы можете также побывать в нескольких
 домах, связанных с Вашим детством.
  2. Прикосновение к Вашему детству
  Возьмите Ваш семейный альбом или любую Вашу детскую фотографию.
 Медленно изучите фотографии. Дайте появиться Вашим воспоминаниям.
  * Это были счастливые времена? Печальные? Ничем не примечательные?
  * Что происходило тогда в Вашей жизни?
  * Сравните себя младенца, дошкольника, школьника.
  * Что Вы видите на этих фотографиях из того, что видите в себе сейчас?
  * Видите ли Вы на этих фотографиях что-нибудь из того, что Вам хотелось
 бы увидеть в себе сейчас?
  После изучения своей фотографии представьте себя этим ребенком, сидящим
 в тихом, уединенном месте, возможно, в любимом прибежище Вашего детства.
  * Прислушайтесь к болям, радостям, сильным желаниям Вашего внутреннего
 Ребенка.
  * Что думает этот Ребенок о себе?
  * Продолжайте оставаться там, пока Вы не узнаете что-нибудь
 примечательно новое о себе как о Ребенке.
 
  3. Ваш Ребенок в настоящее время
  Попытайтесь обнаружить, как активизируется Ваше состояние Я Ребенка в
 настоящем. Начните с осознания того, как Вы себя ведете:
  * Когда Вы напряжены, больны, устали, расстроены и т.д.
  * Когда кто-то выступает Родителем по отношению к Вам.
  * Когда Ребенок другой личности раздражает или привлекает Вашего
 Ребенка.
  * Когда Вы идете в гости.
  * Когда Вы хотите что-то от кого-нибудь.
  Далее, попытайтесь обнаружить, нет ли у Вас привычки поступать как
 Ребенок неподходящим образом.
  * Делаете Вы или говорите вещи, которые вызывают неодобрительные
 взгляды или насмешки окружающих?
  * Делаете ли Вы или говорите вещи, которые заставляют людей прервать
 разговор или приводят их в замешательство?
  * Существуют ли люди, которым Вы обычно отвечаете из состояния Я
 Ребенка? Если это так, то почему это происходит? Когда Вы с ними общаетесь,
 что Вы чувствуете и как себя ведете? Принимаете ли Вы ответственность за
 характер ваших отношений?
  Если Вы обнаружите несоответствующие типы Детского поведения,
 исследуйте альтернативные пути своего поведения.
  4. Осознание фантазий
  В дальнейшем Вы должны "отключиться" от того, что происходит вокруг
 Вас, и начать осознавать, что происходит внутри Вас.
  * Совершали ли Вы фантастическое путешествие в какое-нибудь особенное
 место?
  * Разговаривали ли с каким-то необыкновенным человеком? Спорили?
 Соблазняли? Оправдывались? Ссорились?
  * Репетировали будущее событие?
  * Играли роль супермена или воображали себя кем-нибудь другим, кто
 вызывал Ваше восхищение?
  * Можете ли Вы определить, какая часть Вашего Ребенка фантазирует?
  * Способны ли Вы слышать других, когда фантазируете?
  5. Ваши детские адаптации
  Вспомните методы, словесные и невербальные, которыми Вас учили.
 Попытайтесь сравнить, что Вы хотели сделать (например, влезть к папе на
 колени, не спать допоздна, играть с детьми), с тем, что Вы должны были
 делать (например, вести себя сдержанно, рано ложиться спать, выполнять
 задания родителей перед тем, как играть).
  * Какие слова, взгляды и т.д. использовались, чтобы сдерживать Вас?
  * Какие слова, взгляды и т.д. использовались, чтобы подбодрить Вас?
  * Какие ограничения устанавливались на Вашу деятельность?
  * Были ли они разумными и необходимыми или ущемляли Ваши права?
  Теперь выберите определенное событие и переживите его заново.
  * Посмотрите, кто участвовал в нем.
  * Прислушайтесь к тому, что было сказано тогда.
  * Снова почувствуйте то, что Вы чувствовали тогда.
  Теперь спросите себя:
  * Когда в настоящее время Вы чувствуете себя так же ?
  * Вы поступаете по отношению к кому-нибудь сейчас так же, как поступали
 Ваши родители по отношению к Вам тогда?
  Какими были Ваши типы адаптации к родительским требованиям?
  * Вы соглашались? Когда?
  * Вы отдалялись? Когда?
  * Вы старались промедлить? Когда и как?
  * Был ли среди этих типов поведения один, преобладающий над другими?
  * Как эти типы адаптации действуют в Вашей жизненной драме в настоящем?
  Насколько соответствуют Ваши Детские типы адаптации Вашей жизни в
 настоящем? Какие адаптации остались:
  * Полезными для Вас?
  * Смущающими Вас?
  * Сковывающими Ваши возможности?
  * Губительными для Вас или окружающих?
  Если Вы обнаружите типы адаптации, которые мешают Вам теперь,

<< Пред.           стр. 17 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу