<< Пред.           стр. 12 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

  -галантным с женщинами и стреляющим без промаха, как Джеймс Бонд,
  -"бесчувственным компьютером", как звездный путешественник м-р Спок,
  -рыцарем, спасающим дев из беды, как Сир Ланселот.
  Люди, живущие по сценариям, перенятым из книжных историй, и не желающие
 ощущать свою собственную неповторимость, как правило, являются
 Проигрывающими.
  Резюме
  Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре,
 которая также имеет свои сценарии. Психологический сценарий содержит
 программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он берет свои корни из
 предписаний, принятых ребенком от родителей, которые могут быть
 конструктивными, деструктивными или непродуктивными, и из психологических
 позиций, которые ребенок в конечном счете принимает относительно себя и
 других. Позиции принимаются относительно людей в целом или относительно
 каждого пола в отдельности.
  В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют
 реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут
 приводить к развитию патологии. Патология имеет различные степени и может
 изменяться от легкой степени, редко мешающей личности использовать свои
 способности, до сильной, когда человек становится нелепой карикатурой на
 свое настоящее Я.
  Хотя все сценарии напоминают колдовство, некоторые из них дают личности
 вполне реальные идеи об использовании своих способностей в обществе. Одни
 сценарии направляют личность по ложному пути следования за несуществующими
 идеалами или, возможно, идеалами, выбранными с досады. Другие сценарии
 программируют Ребенка на разрушение и трагический конец.
  Большинство людей так или иначе играют роли и скрывают свое Я. Если они
 начнут осознавать, когдаони играют в жизни, то это осознание даст им
 определенную свободу, чтобы отказаться от ложных ролей. Ради аутентичности
 можно отказаться от исполнения| ролей.
  Осознающий человек может определить линию своих жизненных планов и
 переписать свои драмы в соответствии со своей неповторимой
 индивидуальностью. Такие люди могут встретиться со своими возможными Я и
 справиться со своей принужденностью жить в строго определенных рамках.
 Большинству людей это дается не так легко, и на самом деле такая работа
 часто болезненна и требует больших усилий. Иногда для этого необходим
 настоящий Спаситель, как описано в "Притче об Орле" Джеймса Аггри (24):
  Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и
 оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как
 они.
  В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как
 орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.
  "Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он
 никогда не научится летать, -- объяснил хозяин. -- Он перестал быть орлом и
 ведет себя, как настоящий цыпленок".
  "Тем не менее, -- настаивал натуралист, -- у него сердце орла, и он
 может научиться летать". Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: "Ты
 создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети".
  Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на
 цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
  На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на
 крышу дома. "Ты орел, -- снова убеждал он его. -- Расправь крылья и лети".
 Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся
 перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
  На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он
 встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его,
 сказал: "Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети".
  Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг
 случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно
 расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под
 облака и улетел.
  Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда
 навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней
 жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.
  Так же как и герой этой притчи, люди, которые научились осознавать свою
 неповторимую индивидуальность, могут заново принять решение в пользу своих
 настоящих возможностей. Они могут стать Выигрывающими.
  Упражнения
  Если Вы хотите исследовать свой сценарий, выделите время для работы со
 следующими упражнениями, поскольку они будут интересны для Вас.
  1. Культурный и семейный сценарий
  Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто были Ваши предки
 семьдесят пять лет или сто пятьдесят лет назад?
  * Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в
 Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию)?
  * Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь и которая
 определяется культурным сценарием.
  * Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены. Включают ли какие-либо из
 них субкультурные сценарии?
  * Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не
 повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили?
  2. Личный сценарий
  Невербальные сообщения Вашего сценария (прочтите все упражнение, перед
 тем как выполнить его).
  Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц,
 которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как
 глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?
  Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от
 родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок,
 нежный поцелуй).
  * Какие приятные или неприятные чувства возникли у Вас?
  * Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные
 действия?
  Словесные сообщения Вашего сценария
  Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем
 словам, которые говорились о Вас в Вашей семье. Что говорилось:
  * о Вашей ценности
  * о Вашем лице
  * о Вашей сексуальности
  * о Ваших способностях
  * о Вашем уме
  * о Вашей морали
  * о Вашем здоровье
  * о Вашем будущем
  * Произнесите фразы, которые Вы вспомнили и которые отражают, что думал
 про Вас каждый из родителей.
  * Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших
 родителей о Вас?
 
  Ролевые отождествления
  Вспомните несколько последних дней и Ваши отношения с различными
 людьми. Не играли ли Вы какую-либо из трех драматических ролей -- Жертвы,
 Преследователя, Спасителя?
  * Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?
  * Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?
  * Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых
 мифов, сказок, притч и т.п.?
  Когда Вы читали "Притчу об Орле", не отождествляли ли Вы себя с
 определенным персонажем? Спросите у себя:
  * Кто-нибудь кормит и приручает меня? Кормил ли и приручал ли я
 кого-нибудь?
  * Спас ли я кого-нибудь по-настоящему? Кто-нибудь спасал меня?
  На сцене
  Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняется на сцене.
  * Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?
  * Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Если да, то на что она
 направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной,
 деструктивной или непродуктивной?
  * Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать,
 свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет
 или поведете себя как-нибудь по-другому?
  Жизненные сцены
  Представьте свою жизнь в виде вращающейся сцены. Изобразите на ней
 различные окружения в соответствии со временем, которое Вы находитесь в
 каждом из них. Возьмите типичный месяц Вашей жизни. Исключите время,
 затрачиваемое Вами на сон, если оно не представляет для Вас особой важности.
 Примеры таких диаграмм приведены на рис. 28.
 
  * Соответствует ли энергия, которую Вы расходуете на каждой сцене,
 количеству времени, проводимому на ней?
  * Есть ли у Вас реальный интерес к той области, где Вы расходуете свое
 время и энергию?
  * Кто, по Вашему мнению, направляет Вашу жизненную драму на каждой
 сцене?
  * Вы удовлетворены тем, как Вы используете свои возможности в различных
 окружениях?
  Список действующих лиц
  Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей
 жизненной драме.
  * Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы
 расходуете на них, и реальным _ интересом, который Вы испытываете к ним.
  * Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой
 реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам?
  * Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным
 планам?
  * С кем и на каких сценах Вы играете в игру "Если Бы..."?
  * С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не
 только играете ее?
 
 
 
 
  5. ВОСПИТАНИЕ И СОСТОЯНИЕ Я РОДИТЕЛЯ
  Это действительно прекрасно -- иметь хорошее происхождение, но слава
 принадлежит лишь нашим предкам.
  Плутарх
  Одни люди считают, что хорошими родителями быть легко, Другие -- что
 тяжело. Большинство же испытывает при воспитании детей и взлеты, и падения.
 Одни родители получают радость от детей, другие обижаются на них, третьи не
 способны справиться с ними по разным причинам. Время от времени родители
 переживают все три установки. "Пугающий факт относительно характера
 наследственности и окружения заключается в том, что и то, и другое
 обеспечиваем мы, родители" (1).
  Родители устанавливают эмоциональный климат, который, подобно
 атмосферному климату, может быть теплым или холодным, мягким или резким,
 способствующим или препятствующим росту. Родители, обеспечивающие
 постоянную, нежную заботу о своих детях через положительные контакты, тем
 самым поощряют конструктивные сценарии. Родители, пренебрегающие детьми,
 поощряют деструктивные или непродуктивные сценарии. Лучшее, что могут
 сделать родители для своих детей, -- это оценить свой собственный сценарий и
 затем решить, стоит ли передавать его следующему поколению.
  Состояние Я Родителя
  Родители служат моделями, которые отпечатываются в мозгу ребенка.
 Состояние Я Родителя -- это объединение установок и образцов поведения всех
 эмоционально значимых людей, которые служат для личности родительскими
 фигурами. Родитель не обязательно функционирует по типу, определяемому
 культурой как "материнский" или "отцовский". В действительности люди не
 обладают явно различимыми материнскими или отцовскими инстинктами. В
 соответствии с исследованиями Харлоу это положение справедливо и для низших
 приматов (2). Люда обучаются быть родителями у своих собственных родителей.
 Обезьяны, по-видимому, вынуждены делать то же самое.
  Состояния Я внутри Родителя
  Каждый родитель имеет три уникальных состояния Я. Поэтому состояние Я
 Родителя личности объединяет Родителя, Взрослого и Ребенка родителя,
 Родителя, Взрослого и Ребенка кормилицы и т.д. Временами родители ведут себя
 по отношению к своим детям так же, как вели себя их собственные родители по
 отношению к ним, -- поучают, наказывают, воспитывают, избегают их. Иногда
 родители рассуждают на основе текущих, объективных данных, объясняя почему,
 показывая как, приводя факты и решая проблемы. Но бывает и так, что они
 используют поведение из своего детства, хныча, отдаляясь, проказничая,
 хихикая, манипулируя другими и играя. Следовательно, поведение человека,
 откликающегося из своего состояния Я Родителя, может происходить из любого
 перенятого состояния Я одного или нескольких родителей. Родитель в состоянии
 Я Родителя личности -- это в большинстве случаев фигура дедушки или бабушки.
  Анализ состояний Я внутри одного состояния Я называют структурным
 анализом второго порядка. В применении к Родителю это означает выделение
 состояния Я Родителя, Взрослого, Ребенка внутри состояния Я Родителя
 личности. Структурный анализ второго порядка Родителя изображен на рис.
 29.(Родитель состоит из любой и всех реальных родительских фигур, включенных
 ребенком. Изображение второго порядка состояния Я Родителя любой личности
 показывает равновесие включенных родительских фигур. -- Прим. авт.)
 
  Это означает, что поведение личности может походить на бабушкиного
 Взрослого или Родителя кормилицы или папиного Ребенка и так далее. Следующая
 история показывает, как определенные традиции и верования -- культурные и
 семейные сценарии -- могут тянуться многие поколения, хотя основания для них
 давно позабыты:
  Новобрачная готовила окорок, и муж спросил ее, зачем она разрезала его
 на несколько кусков. "Но так всегда делала моя мама", -- ответила она.
  В следующий раз, когда у них гостила теща, зять поинтересовался, почему
 она разрезает окорок на несколько кусков. "Так всегда делала моя мама", --
 ответила она.
  Когда их навестила бабушка, он спросил и ее, почему она разрезает
 окорок на несколько кусков. Она сказала: "Только так я могу поместить его в
 кастрюлю" (3).
 
 
  Внешнее выражение состояния Я Родителя
  Когда происходит внешнее выражение состояния Я Родителя, личность
 взаимодействует с состояниями Я других так, как это делали ее родители (см.
 рис. 30).
 
  Трансакции из состояния Я Родителя особенно наглядны при воспитании
 детей. Во многих случаях люди автоматически стремятся воспитывать своих
 детей так же, как воспитывали их самих.
 
  Иллюстрирующий пример
  Каждый раз, когда отец Джо хотел наказать сына, он сурово избивал его
 ремнем. Джо поклялся, что никогда не ударит своего ребенка. Однако, когда у
 Джо появился первый ребенок, ему стало казаться "естественным" ударить его,
 когда тот плохо себя ведет. Он принял решение сдерживаться и получил
 информацию от Взрослого, как исправить поведение своего Родителя.
  Иллюстрирующий пример
  Мать Мэри редко обращалась за помощью к врачам, когда ее дети были
 больны. Мэри вспоминает, что всякий раз, когда она заболевала, ее мама
 приготовляла чай и сладкий пудинг. Когда у Мэри родился ребенок и у него
 впервые начался жар, Мэри стала поить его чаем из бутылочки.
  В дополнение к тому, что люди автоматически стремятся воспитывать своих
 детей так же, как воспитывали их родители, они перенимают от родителей позы,
 жесты, мимику, походку, движения. Представьте себе:
  Женщину, выразительно жестикулирующую и ругающую кого-то точно так же,
 как это делала ее мать.
  Мужчину, укоризненно указывающего пальцем на людей точно так же, как
 указывал его отец.
  Женщину, выпрямляющую спину, пожимающую плечами и говорящую: "Это
 радикулит" точно так же, как это делала ее бабушка.
  Мужчину, бьющего кулаком по столу, чтобы подчеркнуть свою точку зрения,
 точно так же, как это делал его отец.
  Женщину, приготавливающую праздничный стол к Дню Благодарения точно так
 же, как делала ее мать.
  Мужчину, ободряюще подмигивающего и кивающего головой точно так же, как
 это делал его отец.
  Люди перенимают от родителей и то, как они выражают словами
 необходимость что-либо сделать. Позже они используют эти родительские слова
 с другими. Некоторые родители обращаются к таким словам, как должен, обязан,
 вынужден, для передачи идеи "долженствования". "Клади каждую вещь на свое
 место, и у тебя не будет никаких проблем", "Каждый должен получить по
 заслугам". Другие родители, более мягкие или равнодушные, могут говорить:
 "Мне все равно. Решай сам" или "Делай все, что захочешь, милый".
  Люди также подражают психологическим играм своих родителей. Молодая
 жена может играть со своим мужем в игру "Это Все Из-за Тебя" совершенно в
 том же стиле, что и ее мать. В этой игре она обвиняет в собственных неудачах
 мешающего ей мужа, когда в действительности боится исполнить то, что
 наметила.
  Учитель может играть со своими студентами в игру "Пятно", выискивая и
 подчеркивая в них незначительные недостатки точно так же, как его родители
 делали с ним самим в детстве.
  Начальница может играть в игру "Угол" с подчиненными, будучи
 непоследовательной в своих требованиях и затем критикуя работников
 безотносительно к тому, что они делают, точно так же, как ее родители,
 которые давали ей почувствовать, что ее "все равно осудят, сделай она это
 или нет".
  Молодой администратор может играть в игру "Попался, Сукин Сын" в том же
 стиле, что и его отец, который подстерегал, когда человек сделает ошибку, а
 затем, почувствовав свою правоту, разражался на него гневом.
  Внутреннее влияние состояния Я Родителя
  Люди не только перенимают поведение своих родителей, но также и
 родительские сообщения, которые позже слышат в своей голове, подобно записи
 на магнитофонной пленке. Иногда внутри состояния Я Родителя беседуют два
 человека, например Взрослый слышит, что говорит внутренний Родитель. Но
 наиболее часто внутренний диалог происходит между Ребенком и влияющим на
 него Родителем (см. рис. 31).
 
  Эти сообщения подобны воспроизведению прежних родительских выражений
 лица, действий, жестов или утверждений и предписаний. Например, взрослый
 мужчина, оставивший пищу в тарелке, мысленно видит образ отца, под
 неодобрительным взглядом которого он очищает свою тарелку, как примерный
 мальчик. Девушка-подросток хочет украсть в магазине шарф, но слышит в своей
 голове голос матери: "Симпатичные девушки не крадут". В той же ситуации
 другая девушка может услышать: "Вперед, но только не попадись", а третья

<< Пред.           стр. 12 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу