<< Пред.           стр. 14 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 отсутствующего отца, который знаком многим современным детям:
  Ее муж был настолько же проницательным, насколько и энергичным, он
 хотел так много для своей семьи, что приходил на работу, когда большинство
 мужчин еще спало, и часто оставался работать до поздней ночи. Он работал
 полный день в субботу и часть дня в воскресенье, а праздники были для него
 не чем иным, как досадной неприятностью. Короче говоря,' Уолтер Бридж был
 мужчиной, который держал в руках обстоятельства.
  У него не хватало времени на семью. Неудивительно было и то, что
 проходила целая неделя, а никто из детей так и не видел отца. В воскресное
 утро дети приходили на кухню, где он завтракал перед работой. Уолтер вежливо
 приветствовал их, а дети почтительно и грустно отвечали ему; они очень
 скучали без отца. Чувствуя это, он удваивал свои усилия на работе для того,
 чтобы дать своим детям все, что они захотят (12).
  Неполное состояние Я Родителя часто приводит к появлению некоторых
 особенностей в поведении. Например, одни люди в своем состоянии Ребенка
 могут непрерывно искать "потерянного" родителя в других взрослых, таких, как
 супруг, начальник, президент, друг, или даже в своих собственных детях.
 Другие, наоборот, вместо поиска того, кто заменит родителя, могут отвергать
 любого, кто отнесется к ним покровительственно. И в том, и в другом случае
 люди просто стараются избежать ответственности и оправдать себя за неудачное
 поведение. В дальнейшей жизни они могут играть в игру "Калека": "Что Вы
 хотите от меня? Когда мой отец умер, мне было пять лет!"
  Люди с неполным состоянием Я Родителя не могут объективно оценить
 других людей того же пола, что и "потерянный" родитель, они могут
 недооценить их, не доверять им или даже чувствовать враждебность по
 отношению к ним.
 
  Иллюстрирующий пример
  Когда Кейт был один год, ее отец и мать погибли в автомобильной
 катастрофе, и ребенка стала воспитывать бабушка. Хотя у Кейт всегда были
 друзья в школе и бабушка хорошо о ней заботилась, девочка чувствовала
 отсутствие родителей, особенно отца. Когда Кейт сама стала матерью, она
 взяла на себя всю ответственность за детей. Она всегда спорила с мужем, если
 он пытался советовать или приказывать детям, и восклицала: "Дети -- это
 забота женщин. Ты занимайся своим делом и дай мне заниматься моим".
  Личность с неполным состоянием Я Родителя может оказаться неполноценным
 "родителем" для других.
  Иллюстрирующий пример
  Карл был самым младшим в своей большой семье. Его отец умер, когда ему
 было четыре года. Повзрослев, .он стал компетентным работником и
 самостоятельным человеком, но временами страдал от депрессии.
  "Я плачу каждый раз, когда говорю о своем детстве, и каждый год
 погружаюсь на недели в глубокую депрессию перед наступлением 4 июля. Это был
 день смерти отца, день, когда я оказался на дне жизни! Я помню, как меня
 чуть не раздавили между катафалком и другим автомобилем, и хорошо помню
 глухой стук комьев грязи, шлепающихся на гроб. С тех пор я стал чувствовать
 неустойчивость своей жизни.
  После этого я с мамой переехал жить к бабушке в город, где у меня было
 множество дядей. Я очень надеялся, что они примут меня как еще одного члена
 их семьи, но они никогда по-настоящему не замечали меня, только гладили меня
 по голове и давали пятицентовики.
  Теперь я очень волнуюсь за моих детей. Должно быть, со мной что-то не в
 порядке. Я не могу объяснить что. Я хочу, но совершенно не представляю, как
 быть хорошим отцом".
  Люди с неполным состоянием Я Родителя не только Переживают сложности в
 воспитании детей, но так же трудно проявляют сочувствие к другим взрослым:
  Муж может не знать, как успокоить свою расстроенную жену.
  Жена может не знать, как выразить сочувствие своему мужу, когда его
 уволили с работы. I
  Начальник может быть безразличным к личным проблемам подчиненных.
  В этих случаях люди нуждаются в обучении соответствующим родительским
 образцам поведения путем повышения их педагогического мастерства. Они могут
 не только читать книги и посещать лекции, а также наблюдать и подражать
 другим, которые обладают лучшими родительскими способностями. В дальнейшем
 они смогут сознательно сосредоточивать свое внимание на потребностях других
 и пытаться ответить на их потребности соответствующим образом. Хорошими
 родителями не становятся автоматически -- этому необходимо учиться.
  Создание нового состояния Я Родителя
  Некоторые люди имеют настолько неудачных родителей, что в их состоянии
 Я Родителя содержатся малополезные, а часто и просто вредные установки и
 способы поведения. В этих случаях необходимо консультирование, направленное
 на отказ от родительских типов поведения. В еще более серьезных случаях
 может оказаться необходимым создание нового Родителя. Один такой метод,
 разработанный Скиффзом, заключается в радикальной процедуре регрессии в
 глубокое детство молодых людей, страдающих шизофренией, а затем постепенное
 проведение их через фазы развития, отвечающие их потребности в доверии. Во
 время этой процедуры старый Родитель стирается и, как отмечает Скиффз, тем
 самым формируется новое состояние Я Родителя молодого человека (13).
  Родитель может быть создан заново менее радикальным способом, с помощью
 метода самостоятельного обновления Родителя, который отличается от метода,
 предложенного Скиффзом (14). Этот метод требует, чтобы человек сначала
 осознал отрицательные стороны своих родителей, которые он перенял от них.
 Отрицательные стороны есть в родителях, которые, может быть имея самые
 добрые намерения, были слишком критическими или слишком эмоциональными,
 чрезмерно опекающими, непоследовательными, противоречивыми, безучастными.
 Следующим шагом в создании нового Родителя является наблюдение за родителями
 в детских садах, на игровых площадках, в магазинах и т.д., а также чтение
 книг о воспитании. За этим следует важный внутренний диалог между Взрослым и
 Ребенком, чтобы определить, в каких особых качествах нового Родителя
 нуждается Ребенок. На основе всех этих данных Взрослый в дальнейшем
 выступает как замещающий Родителя. В конечном счете это новое родительское
 поведение, видимо, становится частью нового состояния Я Родителя. Старые
 отрицательные родительские черты будут уравновешены положительными, так как
 новый, более подходящий Родитель создан Взрослым. Этот новый Родитель не
 обязательно является прообразом реального человека, хотя он может содержать
 некоторые черты любимого учителя, врача или друга. В первую очередь это
 воображаемый Родитель, любящий и разумный, созданный по образу персонажей из
 книг.
  Резюме
  Люди, которых мы знаем хуже всего, -- это наши родители. Зависимое
 положение детей делает практически невозможным объективное восприятие
 родителей. Даже будучи взрослыми, люди могут заблуждаться насчет
 всемогущества своих родителей и считать их сверхъестественными существами,
 не видя, что они простые смертные, которые имеют свои слабости. Человек даже
 может чувствовать себя предателем, если у него появляются отрицательные
 мысли о родителях, .и стараться подавить любые чувства раздражения, гнева
 или обиды по отношению к ним.
  Многие люди видят своих родителей или через "розовые очки", или в
 кривом зеркале. Они воспринимают своих родителей не такими, какие они на
 самом деле, а скорее как объекты, которые удачно или неудачно удовлетворяют
 их детские потребности и желания. В любом случае, когда люди начинают
 осознавать, кем являются или являлись их родители на самом деле, у них
 возникает критическое отношение к ним, и они могут осудить их или даже
 начать ненавидеть. Как говорил Оскар Уайльд; "Дети сначала любят своих
 родителей; затем они становятся старше и судят их; иногда они прощают их".
  Каждая личность имеет мысленные образы родителей, которые образуют ее
 Родителя. Временами человек ведет себя, говорит, жестикулирует и думает так,
 как это делали его родители. Иногда человек находится под влиянием их
 внутренних сообщений.
  Родительские трансакции по своей природе бывают заботливыми или
 содержащими предубеждение. Они применяются со взрослыми так же часто, как и
 с детьми. Например, заботливая сторона Родителя уместна, если он откликается
 на временную потребность коллеги по работе в заботе и сочувствии, когда тот
 слишком взволнован или заболел. Родитель используется неадекватным образом,
 когда он принудительно воспитывает, критикует или выказывает пренебрежение
 другому человеку, который не хочет, не желает это слышать или не нуждается в
 этом.
  Родитель -- это передатчик культурных и семейных сценариев. Он является
 ценным и необходимым для выживания человеческого рода, так как облегчает
 автоматическое исполнение родительских задач, освобождая Взрослого для
 решения более сложных проблем существования.
  Когда состояние Родителя является неполным или в значительной степени
 неадекватным, то родительским качествам может быть обучен Взрослый. Методы
 создания новых состояний Я Родителя находятся в стадии развития.
  Вы имеете неповторимое состояние Я Родителя, являющееся, вероятно,
 смесью полезного и вредного поведения. Осознание Вашего Родителя дает Вам
 более разнообразный выбор способов поведения, которые в свою очередь могут
 увеличить Ваши шансы стать Выигрывающим и воспитать Выигрывающими своих
 детей.
 
  Упражнения
  /. Ваши родители
  Чтобы познакомиться с Вашим Родителем, начните с более полного
 осознания Ваших реальных родителей
  * Представьте себе, что Вы находитесь в комнате, оборудованной
 видеомагнитофоном, который Вы можете использовать для воспроизведения
 видеозаписей Вашего Родителя. Поставьте кассету с записью матери, отца,
 дедушки, бабушки, неродных или приемных родителей, старших родственников,
 экономки или других людей, чей авторитет Вы испытывали на себе в раннем
 детстве.
  * Вообразите, что записи сделаны по темам.
  * Прочтите каждый ряд вопросов, затем включите видеозапись, чтобы
 получить ответы. Начните с записей, имеющих пометку "Деньги".
  Деньги
  * Как Ваши родители относились к денежным проблемам? К возможности
 потерять работу? К внезапному, неожиданному счастливому приобретению?
  * Они были вынуждены вести борьбу за существование или их дела
 удавались им легко?
  * На что они расходовали свои деньги? Кто контролировал семейный
 бюджет? Как его расход отражался на уровне жизни семьи?
  * Как они говорили о деньгах?
  Имущество
  * Были ли у Ваших родителей любимые вещи, например дом, машина, детские
 рисунки? Если да, то не представлялась ли им забота о вещах более важной,
 чем забота о людях, или наоборот?
  * Был ли их стиль жизни сознательным? Старались ли они во всем не
 отставать от Джоунзов?
  * Кто принимал решение о покупках, например о покупке машины, одежды и
 так далее?
  .
  Кризис/
  * Что происходило во время семейных кризисов, таких, как смерть,
 болезнь, несчастный случай, нежелательная беременность, развод или стихийные
 бедствия?
  * На кого из родителей можно было положиться? Кто оказывался в стороне?
 
  Досуг
  * Что делали родители, когда хотели весело провести время? Где они
 любили бывать?
  * Проводили ли они досуг вместе?
  * Как они развлекали гостей у себя дома? Кого они приглашали ^в дом?
 Кто приглашал их?
  * Что делали родители, когда хотели пойти в гости?
  Половые роли
  * Какими были установки Ваших родителей о женственности и
 мужественности? Уважал ли Ваш отец Вашу мать или был невысокого мнения о
 ней? Уважала ли Ваша мать Вашего отца или нет?
  * Какие роли они исполняли из тех, которые считаются "мужскими" или
 "женскими"? Входила ли сюда работа по дому?
  * Надеялись ли они, что Вы будете исполнять эти роли так же, как и они?
  * Были лл в Вашем доме места, считавшиеся отцовскими или материнскими?
  * Слышали ли Вы от них такие фразы, как "Твоя мать носится на машине,
 как сумасшедшая" или "Это так похоже на мужчин"?
  * Были ли Ваши родители внешне холодны или нежны друг с другом?
  * Что Вы знаете об их сексуальной жизни? О чем догадываетесь?
  .Семейные обеды
  * Какая атмосфера царила в доме во время обеда? Праздничная? Горел
 яркий свет, стелилась белая скатерть, все оживленно беседовали? Или обеды
 проходили однообразно и каждый был "сам по себе"?
  * О чем говорили Ваши родители за столом? Как они говорили об этом?
  * Не было ли в их разговорах манерности, которая раздражала Вас?
  * Были ли в Вашей семье традиции не начинать обед, пока все не сядут за
 стол или пока не произнесена молитва?
  * Какие мнения они имели о различных блюдах? О том, как приготавливать
 их и хранить?
  * Какими были ожидания Ваших родителей относительно того, что Вы должны
 есть, и как Вы соответствовали их ожиданиям?
  * Было ли время обеда для Вас наказанием, удовольствием или чем-то
 средним?
  Внешность
  * Что можно сказать о внешности Ваших родителей? Была ли их одежда
 привлекательной, аккуратной?
  * Были ли они небрежно одеты дома и наряжались ли, выходя на улицу?
  * Был ли у них любимый стиль и любимые цвета?
  * Не была ли их одежда крайне броской или слишком однообразной?
  * Смущали ли Вас их одежда, манера одеваться, косметика, фигура,
 физические качества? Были приятны Вам? Или вызывали какие-то другие эмоции?
  Образование
  * Что они говорили об образовании? Было ли образование для них ценным
 само по себе или являлось средством для достижения цели?
  * Какое образование они имели? Были ли они удовлетворены им?
  * Поощряли ли они Вас к тому, чтобы Вы получили лучшее образование, чем
 они? Такое же? Меньшее?
  * Проявляли ли они интерес, были равнодушны или враждебно настроены к
 Вашему образованию? Занятиям? Учителям?
  Работа
  * Какой работой они занимались? Были ли они удовлетворены ею?
  * Что они говорили о своей работе? Как Вы думаете, они справлялись с
 ней?
  * Они хотели, чтобы Вы занимались такой же работой? Или лучшей?
  * Не имели ли они особых установок о том, какая работа является мужской
 и какая -- женской?
  Ценности (15)
  * Какие моральные и этические ценности привили Вам родители? '
  * Имели эти ценности религиозный характер или нет?
  * Были ли Ваши родители атеистами? Агностиками? Входили ли в
 определенную религиозную группу? (Если да, то были ли Вы приняты в нее и
 как?)
  * Имели ли они определенные установки к людям другой веры? Как они их
 выражали? Использовали ли они религию, чтобы управлять Вашим поведением?
 Передать Вам ощущение высокой ценности чудесного дара жизни? Утешить и
 удовлетворить Вашу потребность в безопасности? Объяснить явления природы?
 Что они говорили о религиозных убеждениях? Были ли они согласны друг с
 другом?
  * Как на практике они следовали своим убеждениям? В чем совпадало то,
 что они говорили, с тем, что они делали?
  * Как относились Ваши родители к людям с другим цветом кожи?
 Дружелюбно? Враждебно? Холодно? Или с опасением? К другим этническим
 группам? Что они говорили? Что они делали?
  Образцы высказываний
  * Как они разговаривали друг с другом?
  * Как они разговаривали с другими людьми, например со своими
 родителями? Друзьями? Прислугой? С Вами? Можете ли Вы вспомнить их слова и
 тон голоса?
  * Разговаривали ли они с разными людьми по-разному?
  Образцы выслушивания
  * Прислушивались ли они к другим людям? К Вам?
  * Как они слушали других? С пристальным вниманием? Снисходительно? С
 пониманием? Рассеянно? Отзывчиво?
  * Что они говорили об умении слушать?
 
  Темы и роли сценария
  * Что, по Вашему мнению, делало их счастливыми? Печальными?
 Раздраженными? Расстроенными? Несчастными?
  * Не имели ли они жизненных тем, таких, как "Напиваться До
 Бесчувствия", "Покушаться На Свою Жизнь", "Хорошо Зарабатывать",
 "Преуспевать", "Никогда Не Зарабатывать Достаточно", "Создавать Семью",
 "Получать Удовольствие От Жизни"?
  * Имели ли Ваши родители различные жизненные темы? Находились ли эти
 темы в конфликте друг с другом или дополняли друг друга?
  * Вспомните своих родителей в их различных ролях. Как они исполняли
 роли Жертвы, Преследователя или Спасителя? Какую роль играли Вы по отношению
 к ним?
  Родительские привычки
  * Какими они были родителями? Нежными? Жестокими? Крикливыми?
 Молчаливыми?
  * Какими были выражения их лиц? Их позы?
  * Как они наказывали, ругали или хвалили Вас?
  * Если у Вас были братья или сестры, то не имели ли Ваши родители
 любимцев?
  * Выражали ли они гнев, ненависть или любовь по отношению к Вам? Как?
  * Как они управляли Вашим поведением? Обвиняя? Запугивая? Критикуя? С
 помощью подарков? Фальшивых комплиментов? Или как-то еще?
  * Какими лозунгами и высказываниями Вас воспитывали? Были ли они
 полезными? Вредными? Не относящимися к делу?
  * Были ли Ваши родители в основном заслуживающими доверия или их
 поведение отличалось непредсказуемостью?
  * Соперничали ли они друг с другом или с Вами?
  * Чувствовали ли Вы, что они на Вашей стороне?
  * Что Вам нравилось и не нравилось в них? Почему?
  * Как Вы считаете, они чувствовали себя Выигрывающими или
 Проигрывающими?
 
  2. Установки Ваших родителей
  Как бы реагировали Ваши родители на следующие события:
  * Больной ребенок заплакал посреди ночи.
  * Приближается день рождения ребенка.
  * Ребенок разбил дорогую вазу или сделал что-то запрещенное.
  * Ребенок подвергся сексуальным приставаниям.
  * Ребенок хочет завести собаку.

<< Пред.           стр. 14 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу