<< Пред.           стр. 15 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

  * Ребенок убежал из дома или девушка-подросток забеременела. (
  * Юноша уходит в армию.
  * Женитьба последнего ребенка в семье.
  * Новый сосед иного вероисповедания или национальности.
  * Разгар президентских выборов.
  * Родственник, желающий остаться жить в Вашем доме.
  * Нищий в грязной, изодранной одежде, просящий милостыню.
  * Родственник, который нуждается в опеке.
  * Автомобильная катастрофа.
  * Наступление выходного дня, утро в понедельник или праздники.
  3. Насколько Вы походите на своих родителей?
  После того как Вы более полно поймете, на кого походили Ваши родители,
 начните осознавать, насколько Вы походите на них.
  * Просмотрите вопросы и ответы в упражнениях 1 и 2 и ответьте на
 вопрос: "В чем я подражаю им?"
  * На кого походит Ваш заботливый Родитель и как Вы используете его? В
 семье? С друзьями? С сотрудниками?
  * На кого походит Ваш предубежденный Родитель и как Вы используете его?
 В семье? С друзьями? С сотрудниками?
  * Какие Ваши манеры, позы, тон Вашего голоса напоминают Ваших
 родителей?
  Если Вы занимаетесь с детьми, насколько часто Ваше поведение исходит из
 состояния Я Родителя?
  * Представьте себе, что Вы беседуете с детьми, имеющими различные
 настроения. Как Вы будете отвечать: хныкающему ребенку, вредному ребенку,
 непослушному ребенку, хвастливому ребенку, любопытному ребенку, хихикающему
 ребенку?
  Кто из родителей отвечал бы таким же образом? Были бы Ваши ответы
 похожими? Как Вы используете те же типы поведения по отношению к взрослым?
 Теперь возьмите карандаш и бумагу и опишите Ваши представления об идеальном
 ребенке.
  * Считаете ли Вы, что Ваши родители составили бы такое же описание?
  * Вы соответствовали этому образу, или нет?
  * Не ожидаете ли Вы теперь, что дети или другие взрослые будут жить в
 соответствии с этим образом?
  4. Попробуйте выполнить следующие упражнения, чтобы осознать Ваш
 внутренний диалог. Это поможет Вам начертить его.
  * Представьте, что Вы находитесь на занятиях Родительским
 трансакционным анализом. На него добровольно собралось около двадцати пяти
 человек. Выступающий просит у группы внимания и затем говорит: "Мне нужно
 пять добровольцев, чтобы я мог продемонстрировать ряд принципов нашего
 нового подхода к математике".
  Закройте глаза; что произойдет в Вашей голове, если просьба будет
 обращена прямо к Вам? Кто говорит (в Вашей голове)? Кто одержит победу?
  * Представьте себе, что Вы держите последний экзамен по важному курсу.
 Прислушайтесь к своему внутреннему диалогу.
  Что говорят Ваши родители? Что отвечает Ваш внутренний Ребенок? Каковы
 Ваши телесные ощущения? Объедините их. Не пришел ли Вам на память кто-либо
 из прежних учителей?
  * Представьте, что Вы получили извещение из налогового управления о
 том, что Вам необходимо оплатить свои счета.
  Какой внутренний диалог возникает у Вас при этом?
  * Представьте себе, что Вы присутствуете на банкете, где неожиданно
 произносится Ваше имя. Вас просят подняться и выйти перед столом.
 Вообразите, как Вы стоите там, а выступающий вдруг начинает хвалить Вас за
 "хорошую работу".
  Что говорят Вам родители в Вашей голове? Что отвечает Ваш Ребенок?
  * Представьте несколько эмоциональных или травмирующих ситуаций.
 Прислушайтесь к Вашему внутреннему диалогу. Что говорится в настоящее время?
  5. Ваши состояния Я Родителя
  Напишите важные сообщения, которые Вы получили от каждого из трех
 состояний Я двух самых значительных родительских фигур (см. рис. 32).
 
  Какие из этих сообщений вошли в Ваши собственные состояния Я? Включите
 сюда чувства, мысли и поведение (см. рис. 33).
 
  6. Терапия Нэйкана (японский метод самонаблюдения)
  Если Вы знакомы с практикой дзэн или другими формами медитации, Вы
 можете попытаться использовать японский метод самонаблюдения, называемый
 терапией Нэйкана. "Это процесс исследований, размышлений над своим прошлым
 опытом и через эти размышления -- завершения коренного преобразования себя"
 (16).
  В Японии Нэйкан отводит одну неделю на то, чтобы человек, каждый день с
 пяти утра до девяти вечера, сидя на коленях в небольшой комнате, занимался
 медитацией. Учитель (сэнсей) время от времени заходит в комнату и просит
 размышлять только о тех людях, которые формировали личность медитирующего,
 начиная с его матери. При этом от медитирующего требуют сосредоточиваться в
 своих воспоминаниях на том, что он делал и говорил матери, а не только что
 делала и говорила она. Ударение делается скорее на самонаблюдении, чем на
 наблюдении других.
 
  Модификация метода Нэйкана
  * Удалитесь в какое-нибудь место, где Вы сможете быть изолированы от
 посторонних ощущений в течение длительного времени.
  * Представьте, что Вы мысленно смотрите на черный экран телевизора.
  * Затем поместите на экране Вашу мать. Когда возникнет эпизод с Вашей
 матерью, спросите себя: "Что я делал или говорил в это время?" Сосредоточьте
 свое внимание на том, что Вы сделали, или Вам не удалось сделать, или Вы не
 имели намерения сделать.
  * Повторите то же самое с другими родительскими фигурами.
  * Что Вы узнали о себе?
 
 
 
 
  6. ДЕТСТВО И СОСТОЯНИЕ Я РЕБЕНКА
  Но кто я?
  Дитя, кричащее в ночи?
  Дитя, умоляющее о свете,
  Не знающее языка, кроме крика!
  Альфред Теннисон
  Каждый ребенок рождается с определенными унаследованными качествами, в
 определенной социальной, экономической, эмоциональной среде и направляется
 определенными авторитетами. Каждый ребенок переживает значительные события
 своей жизни, такие, как смерть кого-то из членов семьи, болезни, наказание,
 несчастные случаи, переезды и экономические кризисы. Эти события вносят свой
 вклад в неповторимость детства каждой личности. Не существует двух детей,
 даже в одной семье, у которых было бы одинаковое детство.
  Состояние Я Ребенка
  В мозгу и нервной системе каждого из нас содержатся записи того, как мы
 ощущали свои побуждения, будучи ребенком, как мы воспринимали этот мир, что
 мы чувствовали по отношению к этому миру и как мы приспосабливались к нему.
 Состояние Я Родителя объединяет личностей, которые являются эмоционально
 значимыми авторитетами; состояние Я Ребенка представляет внутренний мир
 чувств, переживаний и адаптации.
  Личность, которая реагирует так, как это делает ребенок, -- с
 любопытством, нежностью, эгоистично, подло, игриво, находчиво -- откликается
 из своего состояния Я Ребенка, которое может проявлять себя тремя способами:
 как Естественный Ребенок, как Маленький Профессор и как Приспособившийся
 Ребенок.
  Естественный Ребенок -- это часть состояния Я Ребенка: нежный,
 импульсивный, необученный, выразительный Ребенок, по-прежнему находящийся в
 каждой личности. Он часто напоминает сосредоточенного на самом себе,
 любящего удовольствия ребенка, который отвечает нежной привязанностью на
 удовлетворение его потребностей или становится раздраженным и непослушным,
 когда они не удовлетворяются.
  Маленький Профессор -- это естественная мудрость ребенка. Именно эта
 часть состояния Я Ребенка является интуитивной, отвечающей на невербальные
 сообщения и предчувствующей. С его помощью ребенок рассчитывает события:
 когда ему плакать, когда быть спокойным и как заставить маму улыбаться.
 Маленький Профессор также является высокотворческим.
  Приспособившийся Ребенок -- это та часть состояния Я Ребенка, которая
 представляет видоизменения наклонностей Естественного Ребенка. Эти адаптации
 естественных побуждений возникают как реакции на травмы, переживания,
 обучение иг самое важное, на требования значимых авторитетных лиц. Например,
 у младенца существует пищевой инстинкт, заставляющий его есть тогда, когда
 он голоден. Однако эта природная потребность может быть приспособлена к
 расписанию кормления ребенка, которое определяется его родителями. Ребенок
 также может под влиянием сиюминутных желаний делать все, что ему захочется,
 например брать понравившиеся игрушки у детей, но может быть приспособлен
 делиться игрушками и быть вежливым с другими, конечно, как это опять же
 определят его родители. На рис. 3 4 изображен структурный анализ второго
 порядка состояния Я Ребенка.
  Естественный Ребенок
  Естественный Ребенок внутри состояния Я Ребенка каждой личности -- это
 то, чем был бы ребенок "от природы", если бы не испытывал других влияний.
 Естественный Ребенок
  нежный,
  импульсивный,
  чувственный,
  бесконтрольный,
  любопытный.
  Младенец инстинктивно отзывается на прикосновение к телу матери и на
 приятное ощущение полного желудка. Если младенец доставляет удовольствие
 матери, они обмениваются удовлетворенными улыбками. Они близки, и это им
 нравится.
  Ребенок импульсивно реагирует на свои телесные ощущения, плача, когда
 он голодный или мокрый, и улыбаясь, когда он сытый и сухой. Дети
 самопроизвольно реагируют на изменения в их обстановке. Инстинктивно
 стремясь к удовольствиям и избегая боли, дети являются "беззастенчиво
 чувственными". Они наслаждаются приятными ощущениями, заворачиваясь в плед,
 шлепая по воде, греясь на солнце, сося палец, жуя шерстяное одеяло, жадно
 поглощая кашу из бутылочки. Они исследуют свое тело и часто наслаждаются
 тем, что они находят. У детей нет внутреннего цензора, который может сказать
 им "нет".
 
  Дети с любопытством относятся к окружающему их миру -- осматривают,
 щупают и часто пытаются сами испытать его.
  Мех плюшевого медвежонка доставляет удовольствие ребенку; движение
 автомобиля привлекает его внимание. Эти и другие предметы, которые ребенок
 видит, слышит, обоняет и осязает, образуются в примитивные мысленные образы,
 из которых ребенок строит свой неконтролируемый воображаемый мир. В
 дальнейшей жизни эти дословесные фантазии могут превращаться в спасительные
 мечты, часто символические по содержанию.
  К тому времени, когда дети начинают говорить, их фантазии становятся
 менее наивными. Они часто содержат темы неограниченного удовольствия или
 агрессии. Взрослый мужчина может в своих фантазиях окружить себя красивыми
 женщинами, которые ублажают его, ничего не требуя взамен; вести агрессивный
 разговор с начальником или избивать кого-либо. Фантазирование -- это один из
 моментов, когда взрослые чувствуют внутреннего Естественного Ребенка.
  Не замечали ли Вы когда-либо пожилого мужчину, который, сидя на
 скамейке в парке, с явным удовольствием поглощает мороженое; женщину средних
 лет, бегущую по берегу моря, или немолодую пару, танцующую с веселой
 непринужденностью? Если да, то Вы видели проявление Естественного Ребенка.
 Естественный Ребенок имеет большую ценность независимо от возраста личности.
 Он придает ей обаяние и теплоту, точно так же, как появившийся ребенок может
 придать обаяние и теплоту семье. Человек, который сохранил такие детские
 черты, как нежность, непосредственность, чувственность, любопытство и
 воображение, вероятно, получает удовольствие от жизни и рядом с ним бывает
 весело другим.
  Однако Естественный Ребенок не только обаятельный, но также и
  боязливый,
  снисходительный к себе,
  сосредоточенный на себе,
  непослушный,
  агрессивный.
  По природе дети боязливы. Ребенок инстинктивно боится упасть и
 оказаться покинутым. Что случится, если никто не придет защищать его или не
 позаботится о нем?
  Дети по своей природе снисходительны к себе, стараются потакать себе во
 всем, хотят делать все по-своему или именно в тот момент, который, конечно,
 по их мнению, является самым подходящим для них. Дети появляются на свет,
 ощущая себя центром вселенной.
  Сосредоточенный на себе ребенок не восприимчив к чувствам других людей.
 Такой ребенок эгоистичен, не любит делиться с другими и соблюдать очереди.
 Он может весело отрывать лапки у паука и жестоко ударить друга игрушкой по
 голове. Сосредоточенный на себе ребенок упрям и часто отстаивает свои
 желания силой.
  Когда надежды ребенка рушатся, его Естественный Ребенок становится
 недисциплинированным. Ребенок может отстаивать свои желания, отказываясь
 есть и сердито крича. Непослушный ребенок может сказать "нет" многими
 способами. Некоторые дети выражают свое непослушание вспышками гнева. Когда
 такое поведение используется взрослыми, оно является самоуничтожающим.
  Иллюстрирующий пример
  Когда Мэри была маленькой девочкой, она, если не могла получить то, что
 хотела, падала на пол, дрыгала ногами и громко кричала. Мать неизбежно
 уступала ее требованиям.
  Став взрослой, Мэри устроилась работать секретарем по вопросу найма
 рабочих. Когда на запрос некоторых данных о свободных местах ей отказывали,
 она кричала: "Мне нужны эти данные, и если я не могу получить их, то
 пропадите вы все тут пропадом!" Затем она топала ногой, выбегала из кабинета
 своего начальника и хлопала дверью. В конце концов начальник подал на Мэри
 отрицательный рапорт, что она не только не может использовать появляющееся у
 нее свободное время, но также не справляется с основной работой.
  Если бы дети не были сосредоточены на своих потребностях, некоторые из
 них могли бы преждевременно погибнуть. Тем не менее, когда агрессивность и
 непослушание становятся полностью бесконтрольными, люди, став уже взрослыми,
 под влиянием этих качеств могут безрассудно искать удовольствия, невзирая
 как на собственное здоровье и безопасность, так и на здоровье и безопасность
 других людей. Такие люди могут как сумасшедшие носиться на машине,
 злоупотреблять алкоголем, непомерно много есть. Их неприспособленный
 Естественный Ребенок может проявляться во многих ролях:
  -Руководители, которые хотят все делать по-своему и в удобное для них
 время, невзирая на интересы других людей.
  -Родственники, которые эгоистично присваивают себе больше, чем им
 должно принадлежать.
  -Родители, которые избавляются от собственной агрессивности, избивая
 своих детей.
  И наоборот, если чувства агрессивности и непослушания полностью
 подавляются в детстве, люди становятся неспособными постоять за себя, даже
 когда это необходимо. Они теряют ощущение личных прав и часто позволяют
 другим использовать себя.
  Здоровая, счастливая личность позволяет каждый день подходящим образом
 проявлять своего Естественного Ребенка.
  Маленький Профессор
  Маленький Профессор -- это та часть состояния Я Ребенка человека, в
 которой он от природы
  интуитивный,
  творческий,
  манипулятивный.
  Не зная психологии, дети понимают большую часть того, что происходит
 вокруг. Дебби смотрит на мать и .по выражению ее лица догадывается, что ей
 лучше прекратить свои действия. Она уловила невербальное сообщение,
 переданное через неодобрительный взгляд матери, и откликнулась на него.
 Затем она попытается решить эту проблему, используя своего Маленького
 Профессора, который "вычислит" самый лучший ход в данной ситуации.
  Плюшевый медвежонок Винни-Пух (1) является литературным прообразом
 интуитивного Маленького Профессора. Пух хотел достать мед с верхушки дерева,
 но его первая попытка окончилась неудачей. Тогда Пух начал разрабатывать
 новый план. Он зашел к своему шестилетнему другу Кристоферу Робину, чтобы
 взять у него воздушный шар и с его помощью подняться к верхушке дерева.
  "Вот какая история, -- сказал он. -- Если хочешь достать мед -- главное
 дело в том, чтобы пчелы тебя не заметили. И вот, значит, если шар будет
 зеленый, они могут подумать, что это листик, и не заметят тебя, а если шар
 будет синий, они могут подумать, что это просто кусочек неба, и тоже тебя не
 заметят. Весь вопрос -- чему они скорее поверят? "
  В соответствии со своим планом Пух вывалялся в грязи. Он надул синий
 шарик и, повиснув на нем, поднялся над верхушками деревьев, став "маленькой
 черной тучкой в небе". Но пчелы увидели маскировку Пуха, и его план опять
 провалился. Хотя Пух использовал много идей для решения своей проблемы, ему
 не хватило знаний об особенностях поведения пчел и о том, как устроено у них
 зрение.
  Подобно Пуху, Маленький Профессор Ребенка не всегда хорошо
 информирован, так как возраст детей не позволяет им иметь достаточного
 опыта. Поэтому дети часто принимают неверные решения и делают неверные
 выводы. Например, шестилетний Раймонд, который любил смотреть по телевизору
 боевики, сказал своей бабушке: "Остерегайся грабителей, когда открываешь
 дверь". "Как же я узнаю, что это грабитель, если увижу его?" --
 поинтересовалась бабушка. Мальчик презрительно заметил: "Эх, бабуля, плохих
 людей узнать очень легко: они носят черные шляпы!"
  Интуитивный Маленький Профессор остается активным, даже когда личность
 становится взрослой. Например, человек может понять смысл ситуации по
 напряженному подбородку шефа или по блеску в глазах друга. Тем не менее
 Маленький Профессор иногда ошибается. Шеф может просто чувствовать зубную
 боль, а друг погружаться в приятные фантазии.
  Маленький Профессор, который умеет создавать что-нибудь оригинальное,
 не испытывая при этом чувства вины или страха, не сможет "остаться в рамках"
 книжки с уже нарисованными цветными картинками, он будет придумывать и
 рисовать в ней новые узоры. Маленький Профессор может строить замки из песка
 и воды, дома из кубиков, лепить пироги из глины.
  Люди, которые проявляют свои творческие возможности, целеустремленно
 используют Маленького Профессора вместе со своим Взрослым. Когда личность
 испытывает инсайт, в этот момент в ней, наверное, находится Маленький
 Профессор. Взрослый и Маленький Профессор составляют отличную команду.
 Вместе они могут:
  проектировать новое здание,
  писать книгу,
  сочинять музыку,
  делать домашний спорт-комплекс
  составлять расписание занятий,

<< Пред.           стр. 15 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу