<< Пред.           стр. 2 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Если бы только я окончил школу..."
 "Если бы только я был красивым..."
  "Если бы только мой супруг бросил пить..."
  "Если бы только я родился
 богатым..."
  "Если бы только я имел лучших родителей..."
  Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, после
 которого они смогут "зажить счастливо". Вместо того чтобы следовать своей
 собственной жизни, Проигрывающие ждут -- ждут волшебного спасения. Какая
 замечательная жизнь начнется, когда:"Когда наконец явится прекрасный принц
 или идеальная женщина..."
  "Когда я кончу школу..."
 "Когда вырастут дети..."
 "Когда представится новая работа..."
  "Когда босс умрет..."
  "Когда я разбогатею..."
  В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения,
 некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая в
 воображении предвкушение того, что если:
  "Что если я потеряю работу..."
 "Что если я лишусь рассудка..."
 "Что если что-нибудь упадет на меня..."
 "Что если я сломаю ногу..."
  "Что если я не понравлюсь им..."
  "Что если я допущу ошибку..."
  Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают
 тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий --
 реальных или воображаемых -- проверок, уплаты счета, любовной истории,
 кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Люди, слишком погруженные в свои
 сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.
 Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их
 беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами
 себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.
  Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своих
 ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом
 зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни
 затруднено. .
  Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь,
 манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на
 сохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо. Карен Хорни пишет:
 "Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняя
 презирается в лучшем случае как бедный родственник" (2). Для играющего роли
 Проигрывающего сама игра часто более важна, чем реальность.
  Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному и
 адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не
 подозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненного
 жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и
 прежде стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные
 ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.
  Проигрывающие избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают
 в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие
 пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их
 ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить,
 следуя ожиданиям других (3).
  Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности
 не лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При
 рационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благовидные
 предлоги. При интеллектуализации они стремятся засыпать других пустым
 красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми,
 нереализованными и неосознанными. Подобно сказочной Царевне-лягушке
 Проигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не
 самим собой.
  Методы изменения
  Человек, желающий открыть и изменить свои черты Проигрывающего, чтобы
 больше походить на Выигрывающего, может использовать гештальтупражнения и
 Трансакционный анализ. Это два увлекательных психологических подхода к
 человеческим проблемам. Первому дал жизнь д-р Фредерик Перлз, второй был
 развит д-ром Эриком Берном.
  Перлз родился в Германии в 1893 году и покинул ее когда к власти пришел
 Гитлер. Берн родился в Монреале в 1910 году. Оба ученых изучали психоанализ
 Фрейда, оба порвали с применением ортодоксального психоанализа, оба обрели
 свою наибольшую популярность и признание в США. Мы занимались у обоих, у
 Берна и Перлза, и нам нравятся их методы, потому что их методы работают.
  В этой книге мы надеемся показать, как теория трансакционного анализа,
 дополненная упражнениями, как созданными нами лично, так и полученными из
 гештальттерапии, может использоваться для развития и углубления черт
 Выигрывающего. Мы верим, что каждый, по крайней мере в некоторых своих
 проявлениях, имеет возможность быть Выигрывающим -- быть подлинной
 личностью, чуткой и осознающей.
  Фредерик Перлз и гештальттерапия
  Гештальт-психология не новое направление в науке, таковым является
 гештальттерапия. Д-р Фредерик Перлз, много лет проработавший
 психоаналитиком, использовал некоторые принципы и открытия
 гештальт-психологии для создания и развития гештальттерапии. Слово
 "гештальт" (от нем. Gestalt) не имеет точного английского (как и русского.
 -- Ред.) эквивалента, оно означает, грубо говоря, нечто целостно
 организованное.
  Перлз изучил многих людей с точки зрения потери ими целостности своей
 личности, людей, являвшихся фрагментарными личностями. Он утверждает, что
 люди часто осознают только часть себя. Например, женщина не может осознать
 или не хочет допустить, что иногда она ведет себя подобно своей матери;
 мужчина не может осознать или не хочет признать, что иногда ему хочется
 плакать, как ребенку.
  Цель гештальттерапии -- помочь людям стать целостными, помочь им стать
 осознающими, принимающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части
 своей личности. Интеграция помогает личности перейти от зависимости к
 самостоятельности, от опоры на внешние авторитеты к аутентичным внутренним
 авторитетам (4). В действительности наличие внутреннего авторитета означает,
 что личность уверена И себе. Такую личность не подчинишь зависимости от
 супруга/ супруги, ученых степеней, служебного звания, терапевта, счета в
 банке или других внешних авторитетов. Вместо этого она обнаруживает, что
 требуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.
 Согласно Перлзу, личность, которая отказывается поступать так, является
 невротичной:
  Я называю невротиком любого человека,
  Который использует свои возможности, чтобы Манипулировать другими
  Вместо того чтобы совершенствоваться самому.
  Он стремится управлять другими, становится
  Помешанным на власти,
  Мобилизует друзей и родных
  Там, где он бессилен
  Использовать собственные возможности.
  Он поступает так потому, что не может вынести
  Те напряжения и разочарования,
  Которые сопутствуют внутреннему росту.
  А рисковать настолько опасно,
  Слишком опасно, чтобы думать об этом (5).
  Основными процедурами и методическими приемами в гештальттерапии
 являются: использование фантазий; принцип пребывания в текущем моменте
 (принцип "здесь и теперь"), который является опытом "существования в
 настоящем"; предпочтительное употребление местоимения "я" по сравнению с
 местоимением "это" как путь принятия ответственности за свое поведение;
 обучение тому, как говорить "с" кем-либо, а не "для" кого-либо; осознание
 своих телесных ощущений; обучение "пребыванию в своих чувствах", пока они не
 будут поняты и интегрированы (внимание к ним) (6).
  Наиболее трудным для многих людей является понимание специализированной
 Перлзом формы исполнения ролей. Исполнение ролей не новый метод в
 психологической практике. Уже в 1908 году д-р Якоб Морено разрабатывал этот
 метод, от которого в дальнейшем и произошли многие виды групп встреч и
 групповой терапии. Он ввел термин "психодрама" в 1919 году для описания
 того, как он предлагал людям принимать на себя роли других и проигрывать их
 проблемы с различных точек зрения (7).
  В противоположность Морено Перлз редко использует других людей в
 ролевой игре с пациентом. Он утверждает, что эти другие могут быть "взяты из
 его собственных фантазий, его собственных наблюдений" (8). дм образом, Перлз
 требует от пациента представить. и проиграть все свои стороны. Он
 сосредоточивается на том, как пациент ведет себя сейчас, а не на том, почему
 он так себя ведет.
  Хотя для этого вида исполнения ролей могут использоваться различные
 средства, техника двух стульев Перлза является единственной в своем роде.
 Ее, оснащение: 1) "горячий стул", стул для пациента, который хочет
 "работать"; 2) пустой стул, расположенный перед пациентом, на который
 пациент проецирует различные стороны своего Я, и 3) коробка из ткани с
 картонными повешенными носами и прослезившимися глазами.
  Метод "горячего стула" применялся, например, в случае с учительницей,
 которая, описывая себя как человека дружелюбного, помогающего людям, не
 понимала, однако, почему у нее нет близких друзей. Хотя она отрицала наличие
 в себе чувств раздражения, ее обычными выражениями были: "Ты пожалеешь об
 этом" и "Мне жаль таких, как ты". Другие, видимо, воспринимали это как
 угрозу и враждебность.
  Когда эта женщина играла роли своих разрозненных сторон, она играла
 свое "дружелюбное Я" с "горячего стула" и представляла свое "раздраженное Я"
 на пустом стуле. Меняя стулья при смене ролей, она постепенно начала диалог:
  Горячий стул: Я не знаю, почему я здесь. Я всегда дружелюбна с людьми и
 стараюсь приносить им пользу.
  Пустой стул: Ты слишком хорошо знаешь, почему ты здесь. У тебя нет ни
 одного друга.
  Горячий стул: Я не могу понять это. Я всегда делаю что-нибудь полезное
 для людей.
  Пустой стул: От тебя только беспокойство. Всегда являешься "полезной
 Анной". Ты заставляешь всех быть обязанными тебе.
  За короткое время голос учительницы стал резким и громким. Когда она
 находилась на "горячем стуле", она придумывала возражения против "полезной
 Анны". Изумленная собственной агрессивностью, она сказала с сомнением: "Я
 никогда не знала, что могу быть такой раздраженной". Хотя другие люди видели
 эту сторону ее личности очень часто, это был первый раз, когда она сама
 восприняла свои полярные противоположности: раздраженность и полезность.
  Иногда люди осознают только одну из своих сторон, как в случае с
 учительницей, приведенном выше. Иногда они могут осознавать их обе и
 говорить: "Я или парю в небесах, как воздушный змей, или придавлен к земле
 депрессией"; "Я или раздражен и агрессивен, или напуган и полон сомнений".
  Человек, личность которого расщеплена на части противоположностями,
 поступает по принципу "или-или" -- или высокомерно, или унижаясь; или
 беспомощно, или авторитарно; или безнравственно, или добродетельно. Человек,
 который остается в тупике этих противоположных сил" ведет внутреннюю войну.
 Используя метод исполнения ролей Перлза, эти противостоящие силы могут быть
 обнаружены при помощи друг друга, примирены друг с другом, и, таким образом,
 может быть найден компромисс между ними или по крайней мере положено начало
 к осознанию их существования.
  Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих
 отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с
 каждой сменой роли. Исполняемая роль может быть ролью человека, какой он
 сейчас, ролью ребенка, матери, отца, супруга или начальника. Исполняемая
 роль также может быть физическими симптомами -- язвами, головной болью,
 болью в пояснице, потными ладонями, сильным сердцебиением. Она даже может
 быть предметами, встретившимися во сне, такими, как часть мебели, животное,
 окно.
  Исполнение ролей с использованием "горячего стула"может применяться для
 того, чтобы прояснить некоторые отношения между людьми. Чтобы достичь этого,
 один человек представляет другого на пустом стуле. Человек говорит с этим
 другим, высказывая то, что действительно у него на уме. Затем он может стать
 этим другим и отвечать. В этом процессе невысказанные обиды и чувства часто
 выходят наружу и могут быть поняты и осознаны.
  Различные части сна также могут исполняться для того, чтобы достичь
 более полного самоосознания. Согласно Перлзу, "сон -- это царская дорога к
 интеграции личности" (9).
  ...все различные части сна являются фрагментами нашей Личности.
 Поскольку наша цель сделать каждого целостной личностью, то есть
 интегрированной личностью, личностью без конфликтов, то для этого мы должны
 совместить различные фрагменты сна. Мы должны снова признать своими эти
 спроецированные, отдельные части нашей личности и признать своими эти
 скромные возможности, которые проявляются во сне (10).
  Или, иначе говоря, весь сон является личностью спящего. Каждый
 персонале и каждый предмет сна представляют некоторую сторону самого
 спящего. С помощью проигрывания ролей людей, предметов сна или даже
 отдельного фрагмента сна может быть обнаружено скрытое содержание сновидения
 не путем его анализа, а через его переживание.
  Например, один мужчина видел повторяющийся сон, в котором всегда
 присутствовал письменный стол. Когда его просили вообразить себя этим
 столом, он бормотал: "Какая глупость, я не письменный стол". Затем он
 все-таки преодолел смущение и начал свою роль. "Я большой письменный стол. Я
 полностью забит чужими вещами. Люди сваливают на меня свои вещи, пишут на
 мне, тычут в меня перьями. Они просто пользуются мной, а я не могу
 двинуться..." Позже он сказал: "Да, это я, все правильно. Я позволяю
 пользоваться мною как письменным столом, и именно поэтому я нахожусь здесь!"
  Гештальттерапия усиливает как эмоциональный, так и интеллектуальный
 инсайт, но ее методы сосредоточены скорее на первом. Эмоциональный инсайт --
 это такой момент самораскрытия, когда человек восклицает: "Ага!" Перлз
 описывает это переживание "Ага!" так: "Всякий раз, когда что-нибудь щелкает,
 попадая на свое место, закрывается гештальт, это и есть щелчок "Ага!",
 потрясение от узнавания" (11). Интеллектуальный инсайт приходит по мере
 накопления фактов.
  Эрик Берн и трансакционный анализ
  При использовании трансакционного анализа люди достигают как
 эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее
 сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, чаще аналитического, при
 котором человек обычно заключает. "Да, именно так это и происходит!"
  Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в
 поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания
 новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали
 выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу
 и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было
 несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних
 личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.
  Он заметил, что эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют с
 другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть
 проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые
 мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими в
 психологических играх и при вымогательствах .
  Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом,
 поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения
 привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным
 анализом, сокращенно ТА.
  Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод.
 Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах (как и
 гештальттерапию). Группа служит окружением, в котором люди могут лучше
 осознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют с
 другими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым они следуют. Такое
 осознание позволяет более ясно понять себя, с тем чтобы человек смог
 изменить или усилить в себе то, что он хочет.
  Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом и
 пациентом. Договор может касаться прояснения таких симптомов, как
 застенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться вопросов
 достижения контроля над поведением в таких случаях, как неумеренное
 пьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он может
 сосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под определенными
 симптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при которых ребенок
 был униженным, заброшенным, слишком избалованным, отвергнутым или с ним
 жестоко обращались (13). Этот договорный подход сохраняет самостоятельность
 пациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия договора будут
 выполнены.
  ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также
 представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого
 поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод
 предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов
 использованию психологических научных терминов или профессиональному
 жаргону. Например, основные стороны личности называются в ТА состояниями Я
 -- Родитель, Взрослый и Ребенок.
  Трансакционный анализ -- это рациональный метод понимания поведения,
 основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе,
 думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои
 чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями
 -- везде, где люди имеют дело с людьми.
  Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является
 установление "возможно более открытых и подлинных взаимодействий между
 эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности" (14). Когда это
 происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой
 интеллект, а не только одно за счет другого. Гештальтметоды могут ускорить
 этот процесс, особенно в области чувств.
  Каждая глава этой книги содержит упражнения, которые построены так,
 чтобы помочь Вам в применении этой теории. Мы советуем, когда Вы
 заканчиваете каждую главу, прочитывать упражнения, относящиеся к ней.
 Выполняйте то, что представляется возможным и интересным, сразу. Затем,
 через некоторое время, выполняйте то, что имеет к Вам отношение, является
 существенным для Вас.
  Резюме
  Личность, которая не осознает того, как она поступает или что
 чувствует, является обедненной. Лишенная уверенности, такая личность мечется
 между внутренними конфликтующими силами. Эта личность не является целостной
 и представляет отчужденные стороны -- интеллект, эмоции, ощущения или
 поведение. Личность, которая начинает лучше осознавать себя и изменяться к
 большей целостности, духовно обогащается.
  Люди, решившие освободиться от черт Проигрывающих и стать
 Выигрывающими, способны достигнуть такого проникновения. Через него они
 откроют, что могут все больше и больше полагаться на свои собственные
 способности, свободно чувствовать и составлять собственное мнение. Они
 продолжат открывать и обновлять себя. Для них жизнь станет заключаться не в
 том, чтобы получать больше, а в том, чтобы быть чем-то большим. Выигрывающим
 нравится быть полными жизни!
 

<< Пред.           стр. 2 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу