<< Пред.           стр. 24 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 детства привыкли манипулировать авторитетами, становясь на их сторону против
 их оппонентов. Позиция, которую они занимают, это позиция "Я о'кей, Вы не
 о'кей". Основные роли этой игры -- Истец, Обвиняемый и Судья. Иногда имеются
 и Присяжные -- дети, сотрудники, отдел кадров или кто-нибудь еще.
  Супружеские пары часто обращаются за помощью к консультанту,
 занимающемуся супружескими проблемами, чтобы он рассудил их; сотрудники
 могут излагать жалобу шефу или другим сотрудникам в перерыве за чашкой кофе
 преподаватель и студент могут вынести свои разногласия на суд ректора,
 декана или совета правления. Каждый, представляя свой случай третьему,
 надеется, что другой будет признан виновным.
 
 
  К
  адвокату
 
 
  Жена в
  качестве истца
 
  Я всегда аккуратна с деньгами. Он же безответственно превысил
  наш кредит, и теперь мы не можем выкупить векселя
 
  Муж в качестве ответчика
 
  Она дает мне так мало денег на карманные расходы, что я даже не могу
 позволить себе угостить моих
  друзей виски
 
  К начальнику
 
 
  Сотрудник А
 
  Я работаю в нашей фирме больше его. Тем не менее он получил отпуск в
 июле, а мне подсунули сентябрь
 
  Сотрудник В
 
  Что поделать, если июль -- это единственный месяц, когда моя жена
  может освободиться. Разве я могу провести отпуск один?
 
  К декану
 
 
  Преподаватель
  в качестве истца:
 
  Он заслужил эту низкую оценку,
  потому что всегда опаздывает с заданиями. Даже когда я давал ему
  дополнительное время, он все равно не
  успевал сделать некоторые из них.
 
  Студент в качестве ответчика
 
  Он дает мне так много заданий, как никому во всем колледже.
  Когда я после занятий пришел к нему за помощью, я думал, что это поможет
  наверстать мне часть работы
 
  "Судебное Разбирательство" может исполняться и как криминальная игра, в
 которой два человека сообщают об обстоятельствах своего дела настоящему
 судье и одного из них находят виновным, а другого оправдывают. В эту игру
 часто играют на многих бракоразводных процессах.
 
  Игра "Полицейские И Воры"
  Некоторые преступники совершают преступления , ради наживы, другие,
 чтобы играть в игру "Полицейские И Воры". Эта игра очень похожа на детскую
 игру в прятки, в которой одни прячутся, а другие их ищут, расплата
 заключается в огорчении по поводу того, что тебя отыскали. Однако вскоре
 становится ясно, что настоящая кульминация игры -- когда тебя нашли. Хорошие
 игроки знают, как надо себя вести, чтобы не затянуть игру и получить от нее
 удовольствие. Так, если ищущий никак не может найти спрятавшегося, тогда тот
 может подать ему сигнал, например кашлянуть или уронить что-нибудь в
 качестве подсказки.
  Игрок, играющий в игру "Полицейские И Воры", который является
 взломщиком или грабителем банка, ухитряется оставить после себя следы или
 совершает ненужное насилие. Вор, потакающий чувствам своего Ребенка,
 стремится проиграть, давая выход своему гневу и побуждая полицейских поймать
 его. Профессиональные же преступники, наоборот, тщательно следят, чтобы не
 оставить после себя никаких следов, избегают излишнего насилия и стремятся к
 тому, чтобы их не поймали.
  Динамика игры "Полицейские И Воры" подобна двум играм, которые
 дополняют друг друга: "Попался, Сукин Сын" и "Пни Меня".
  Отказ от игр
  Игры укрепляют старые решения. Однако старые решения не вечны и могут
 быть изменены. Люди, которые решили отказаться от того, чтобы играть в
 жизни, посвящают свое время осознанию игр, особенно тех, которые начинают
 они сами. Они постигают, как определить свои роли в них, как прервать их,
 как избегать их, как получать и давать положительные контакты и как
 структурировать свое время более подходящим образом "здесь и теперь". Они
 знакомятся со своими возможностями и становятся больше похожими на тех, кем
 рождены быть (10, 11).
  Игру можно прервать, отказываясь играть или отказываясь от расплаты.
 Например, отказ дать совет или предложение игроку в игре "Почему Бы Вам
 Не... -- Да, Но" обычно останавливает игру. Эта остановка игры происходит с
 помощью пересекающейся трансакции (12). Когда играющему в игру "Это Все
 Из-за Тебя" вместо авторитарного ограничения дается разрешение, игра также
 прекращается. Отказ от оправданий в ответ на критическое замечание или
 воздержание от чрезмерной критичности останавливают игру "Скандал".
  Одна молодая женщина, которая многие годы играла со своим отцом в игру
 "Скандал", научилась прерывать эту игру тем, что не защищалась, когда он
 критиковал ее. Вместо этого она, используя трансакцию с обратной связью,
 размышляла над тем, насколько она понимает его чувства. Когда отец ворвался
 на кухню и закричал: "Почему ты не приготовила обед?" -- она вместо того,
 чтобы оправдываться, сказала: "Ты, кажется, очень расстроен из-за того, что
 я не приготовила тебе обед". Удивленно глядя на нее, он выпалил: "Ты не это
 хотела сказать!" Трансакция с обратной связью часто расстраивает игру.
  Тот, кто не хочет начинать игру или участвовать в ней, может также
 использовать метод выравнивания тела, развитый Франклином Эрнстом (13).
 Чтобы выровнять свое тело, человеку надо сесть или встать, поставить ровно
 ноги, руки вытянуть параллельно туловищу, спину держать прямо, голову
 ненаклоненной, подбородок параллельно полу. В таком положении трудно играть
 в игры с подвохом.
  Отказ от пренебрежения -- еще один путь остановить игру. Человек,
 который решил воспользоваться этим методом, должен прежде всего определить,
 в каком месте игры высказывается пренебрежение. Например, в игре "Скандал"
 пренебрежение является обычной частью первой трансакции. В игре "Насильник"
 или "Капкан" это, как правило, последняя трансакция, когда кто-то сражен.
 Чтобы прекратить игру, не обязательно знать ее название. Люди, которые
 отказываются от пренебрежения к себе и другим, тем самым отказываются и от
 своих игр.
  Отказ от игры может приводить к чувству отчаяния и вопросу "А что
 теперь?". Некоторые люди решают играть в менее болезненные и более умеренные
 игры.
  Тем не менее, когда игра прекращается полностью, .обычно требуется
 чем-нибудь занять ее место. Чтобы заполнить этот пробел, люди должны сделать
 свои контакты более открытыми и структурировать свое время более
 конструктивно. Они могут с интересом заниматься дополнительной деятельностью
 и могут позволить себе свободу быть более откровенными. Оба I-"качества
 характерны для Выигрывающих.
  Резюме
  Люди собирают ярлыки, чтобы подкреплять старые детские чувства. Один из
 путей сбора ярлыков -- исполнение игр. Исполнители игр наряду с получением
 ярлыков получают контакты (хотя они
  *могут быть и отрицательными), структурируют время (хотя это может быть
 и трата его), подкрепляют свои психологические позиции (хотя они могут быть
 неразумными), содействуют продвижению сценария (хотя он может быть и
 деструктивным), чувствуют себя оправданными, рассчитываясь за старые обиды
 (хотя они при этом чрезмерно потакают себе), и избегают встречи со своим
 истинным Я (хотя они могут вести себя так, будто этого и хотят). Серьезные
 игроки отказываются от возможности быть Выигрывающими.
  Выигрывающие воздерживаются от сбора отрицательных ярлыков, от
 исполнения одних и тех же старых игр и, таким образом, уменьшают
 отрицательные эпизоды и "расплаты". Изучая, как вести себя более реалистично
 "здесь и теперь", разбираясь со своими обидами настолько быстро и открыто,
 насколько это практически возможно, они "отсекают" свои черты Проигрывающего
 и становятся более похожими на личностей, которыми они и рождены быть.
  Упражнения
  Когда бы Вы ни начали движение к независимости, старые чувства могут
 напомнить Вам, кем Вы "привыкли быть". Осознание того, что Вы чувствуете,
 даже если это кажется неразумным, дает Вам возможность измениться.
  1. Ваша коллекция ярлыков
  Многие чувства являются искренними и соответствующими происходящему.
 Однако если Вы эксплуатируете свои чувства, если они не соответствуют
 настоящей ситуации, то Вы собираете ярлыки. Чтобы изучить Вашу коллекцию
 ярлыков, рассмотрите следующие вопросы:
  * Какие чувства Вы обычно испытывали в детстве в трудных ситуациях, при
 сильном волнении или при нарастающей тревоге?
  * Что Вы видели, слышали или предчувствовали и что заставляло Вас
 испытывать именно эти чувства?
  * Какие чувства (ярлыки), став взрослым, Вы наиболее часто испытываете,
 когда Ваши дела идут плохо? Страх? Неполноценность? Гнев? Вину?
 Беспомощность? Тревогу? Какие еще?
  * В каких ситуациях возникают эти старые чувства? Напоминают ли они
 ситуацию Вашего детства?
  * Вы выкупаете свои ярлыки, чаще всего долго обижаясь на кого-нибудь?
 Давая выход своему гневу? Скрипя зубами? Пускаясь в кутежи? Набрасываясь на
 кого-нибудь?
  * Вы собираете ярлыки для большой коллекции?
  * Если Вы сейчас собираете ярлыки, то как Вы намереваетесь расплатиться
 за них? Какой ценой?
  * Где Вы расплачиваетесь за Ваши ярлыки?
  * Вы собираете их в одном месте, а расплачиваетесь в другом; например,
 собираете на работе, а расплачиваетесь дома?
  2. Интеграция старых чувств
  Следующие упражнения помогут Вам интегрировать определенные чувства,
 которые были обусловлены Вашим прошлым и беспокоят Вас в настоящем.
 Проверьте их, когда активизируется старая запись в Вашей памяти, неуместная
 в настоящей ситуации. Используйте упражнения, более всего подходящие к
 чувствам, которые Вы с большей вероятностью собираете в виде ярлыков. Если
 Вы найдете их слишком волнующими, остановитесь. Большое зеркало, в котором
 Вы можете себя видеть в полный рост, будет Вам удобным подспорьем.
  Неполноценность
  Если у Вас возникает чувство неполноценности, попытайтесь преувеличить
 свои чувства и поступки.
  * Расскажите себе, какой Вы глупый и неполноценный. Посмотрите глупо.
 Утрируйте выражение Вашего лица.
  * Ведите себя глупо и абсурдно, двигаясь по комнате.
  Теперь измените свои ощущения на противоположные.
  * Взгляните на себя в зеркало и скажите себе прямо в лицо: "Я о'кей".
  * Произносите это громко каждый день в течение недели и про себя каждый
 раз, когда увидите свое отражение в зеркале или в оконном стекле.
 Проделывайте это, пока у Вас не появится ощущение "Я о'кей".
  * Спросите себя: "Что меня убедило в том, что я был не о'кей?"
  "Включите Ваш внутренний видеомагнитофон" и прослушайте записи Вашего
 Родителя о Вашей неполноценности.
  * В течение двух дней замечайте все случаи, когда Вы унижаете сами
 себя.
  * Затем, в течение двух последующих дней, прерывайте себя всякий раз,
 когда Вы начнете унижать себя, откажитесь также принимать унижения от
 других.
  * Составьте список всех тем, в которых Вы компетентны. Не пренебрегайте
 любыми деталями жизни, которые Вы полноценно реализуете.
  * Начните собирать золотые ярлыки и вручайте себе золотой ярлык каждый
 раз, как Вы исполните что-нибудь уверенно. Скажите себе: "Я сделал это
 хорошо".
 
  Беспомощность
  Начните упражнение с того, что сосредоточьтесь на осознании реального
 смысла Вашего физического возраста.
  * Посмотрите на себя в зеркало в полный рост. Проверьте, как Вы
 выглядите в фас, в профиль, со спины.
  * Далее, продолжайте изучение себя, постепенно спускаясь от макушки к
 ступням.
  * Начните подробный осмотр лица. Рассмотрите свою кожу, черты лица,
 волосы, какие они на самом деле.
  * Соответствует ли Ваше представление о себе тому, как Вы выглядите на
 самом деле? Заметили ли Вы что-нибудь, что Вы не замечали в себе ранее? Это
 вызвало у Вас улыбку или заставило Вас нахмуриться?
  * Вы ощущаете себя ребенком или понимаете, что Вы взрослый
 мужчина/женщина?
  Теперь определите, в каких областях своей деятельности Вы излишне
 зависимы или беспомощны.
  * С деньгами? В принятии решений? За рулем автомобиля? В выборе одежды?
 В чем?
  * С кем Вы чувствуете себя беспомощным? С кем знающим? В чем состоит
 отличие?
  * Какие преимущества Вы получаете от того, что ведете себя беспомощно?
 Это позволяет Вам манипулировать кем-нибудь? Это "избавляет" Вас от
 чего-нибудь?
  Если Вы чрезмерно зависите от поддержки окружающих, вообразите
 обратное. Представьте себе ситуацию, в которой другие зависят от Вас.
 Выполняйте это упражнение несколько раз в неделю.
  * Когда Вы почувствуете себя готовым перейти к действию, начните
 постепенно делать то, что Вы себе представляли.
  * Затем попытайтесь расширить область своей компетенции. Попробуйте
 испытать новые действия -- добровольно участвовать в решении общественных
 проблем, спланировать воскресное путешествие, принять решение, которое давно
 висит на Вас, сделать что-нибудь для себя, что Вы обычно позволяли делать за
 Вас другим.
 
  Безупречность
  Если Вы чрезмерно озабочены Вашей работой, машиной, одеждой, бумагами,
 столом, домом и т.д., выполните упражнение, чтобы утрировать свою навязчивую
 идею совершенствования.
  * Например, если Вы стараетесь держать все в совершенном порядке,
 преувеличьте Ваши действия, поднимая пыль, возбужденно перекладывая с места
 на место бумаги на Вашем рабочем столе, пытаясь навести на нем порядок.
  * Теперь, после исполнения симптомов Вашей безупречности, выразите их
 словами: "Посмотри, какой я безупречный. Я восхищаюсь собой, потому что я
 безупречен. Я могу управлять людьми потому, что я безупречный человек. Никто
 не может упрекнуть меня, такой я совершенный".
  * Когда Вы почувствуете, что Вами опять движет Ваша идея
 совершенствования, повторите это упражнение, утрируя свое поведение.
  Рассмотрите такие вопросы:
  * В какой старой записи моей памяти говорится, что я должен быть
 безупречным?
  * Каких чувств я избегаю, стараясь быть безупречным?
  * Как влияет моя идея совершенствования на то, как я использую свое
 время?
  * Что действительно важно делать безупречно? Что не так важно?
  Депрессия
  Когда Вас охватывает уныние, посмотрите на себя в зеркало.
  * Внимательно изучите свое лицо. На кого Вы похожи, когда испытываете
 депрессию?
  * Теперь окиньте себя взором. Как Вы держите плечи, руки, живот и т.д.?
  * Напоминаете ли Вы себе одного из Ваших родителей?
  Теперь утрируйте признаки Вашей депрессии.
  * Сначала утрируйте выражение своего лица и положение тела.
  * Если Вас охватывает тоска, свернитесь калачиком, заткните уши,
 прикусите нижнюю губу и, насколько можете, выразите всем своим внешним видом
 свое неудовольствие.
  * Если Вы плачете, возьмите несколько воображаемых букетов и полейте их
 воображаемыми слезами.
  * Утрируйте любой симптом, который Вы осознаете.
  Теперь осознайте, что чувствует Ваше тело, когда Вы подавлены.
  * Если Вы чувствуете тяжесть в плечах и вокруг шеи, попытайтесь
 обнаружить, не связана ли эта напряженность с определенным человеком.
  * Если связана, скажите мягко: "Слезь со спины". Если эта фраза
 "подойдет", произносите ее все громче и громче, повышая громкость до крика.
  Теперь спросите себя:
  * Чем бы я мог заняться в то время, пока я сижу здесь и ощущаю себя
 несчастным?
  Далее измените признаки Вашей депрессии на противоположные.
  * Если Ваши глаза смотрят печально, уголки губ опущены, измените
 выражение своего лица на противоположное.
  * Если Ваша голова наклонена, а плечи опущены, высоко поднимите голову
 и расправьте плечи. Ударьте себя в грудь и скажите: "Я не должен отвечать за
 все и за всех!" или "Я о'кей".
  Страх
  Сядьте и вспомните все обстоятельства и всех людей, которых Вы
 опасаетесь. Напишите их список.
  * Возьмите Ваш список и представьте, что Вы встречаетесь с каждым
 человеком из Вашего списка, попадаете в обстоятельства, которые в нем
 указали.
  * Преувеличивайте Ваши ощущения (в конце концов, это всего лишь
 фантазия).
  * Что самое худшее может произойти с Вами?
  * Что Вы собираетесь предпринять в этой ситуации?
  Теперь испытайте чувство, противоположное чувству страха, --
 свирепость.

<< Пред.           стр. 24 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу