<< Пред.           стр. 26 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 несчастий. Они считают, что пойманы в ловушку работой, обществом, семьей или
 образом жизни. Они не видят альтернатив поиска новой работы или улучшения
 той работы, которую имеют, не видят возможности смены общественной среды,
 супруга/супруги, разрыва отношений с кем-либо или не верят в возможности
 любви и воспитания детей более эффективными методами. Они ограничивают свое
 восприятие проблемы, часто не видя возможных выборов или очевидных решений,
 все время применяют один узкий подход и испытывают его снова и снова, даже
 когда становится очевидным, что он не разрешит проблему и даже не изменит
 ситуацию.
 
  Эффект удара ловушки
 
  Иногда нежелание человека или отказ взглянуть на ситуацию в целом
 является результатом избегания очевидного -- очевидного диагноза, решения,
 обходного пути и т.д. Берн называет избегание очевидного "ударом ловушки"
 Когда люди считают, что пойманы в ловушку, они импульсивно продолжают
 "биться об одну и ту же ситуацию", очень напоминая барана, бодающего
 каменную стену, чтобы проложить себе путь, и не замечающего, что существует
 другой путь, отличный от того, чтобы биться головой об стену. Они ожидают,
 что если стараться изо всех сил, то как-нибудь можно будет устранить
 препятствие и достигнуть того, что они хотели.
  Люди, пойманные в ловушку, часто говорят о себе так:
  "Я бьюсь и бьюсь над этим, а результатов никаких". "День за днем я
 чувствую, что бьюсь головой о кирпичную стену".
  "Я годами пытаюсь это сделать и так ничего не могу достигнуть".
  "Сколько сил я трачу на этого ребенка, но так и не могу справиться с
 ним".
  Человек, который укрепляет состояние Я Взрослого, может выбраться из
 ловушки, поняв, что ему явно не следует делать. Тем самым он освобождает
 себя для того, чтобы более объективно взглянуть на ситуацию и, используя
 возможности своего Взрослого, проверить реальность, найти альтернативные
 решения, оценить их последствия и, наконец, сделать выбор.
  Состояние Я Взрослого
  Каждый человек имеет состояние Я Взрослого и, если только у него нет
 серьезных повреждений мозга, может использовать способности Взрослого по
 обработке данных. Часто обсуждаемая проблема "зрелость против незрелости" не
 существует в структурном анализе. То, что называют "незрелостью", -- это
 привычка проявлять детское поведение неадекватным образом.
  Состояние Я Взрослого может использоваться для того, чтобы размышлять,
 вычислять вероятности, собирать, перерабатывать информацию и сохранять ее
 для использования в будущем. Оно дает возможность быть более независимым и
 более разборчивым в своих реакциях. Берн говорит, что Взрослый -- это:
  ...совокупность чувств, установок и типов поведения, которые
 приспособлены к текущей реальности и на которые не влияют предубеждения
 Родителя и архаические установки, сохранившиеся от детства... Взрослый --
 это состояние Я, которое обеспечивает выживаемость личности (1).
  ...главным образом он занят преобразованием стимулов в информацию,
 переработкой и хранением этой информации на основе предшествующего опыта
 (2).
  ...самостоятельным сбором и переработкой данных и оценкой вероятностей
 как основы для действия (3).
  ...организованный, приспособленный и интеллектуальный, сопоставляющий,
 насколько объективные отношения с внешним окружением основываются на его
 личном жизненном опыте (4).
  Жизненный опыт -- это процесс проверки того, что является реальностью.
 Он включает в себя умение отделить факты от фантазий, традиций, мнений и
 архаических чувств, замечать и оценивать текущие события, сопоставлять их с
 прошлым знанием и опытом. Жизненный опыт позволяет находить альтернативные
 решения.
  Человек, который имеет альтернативные решения, может затем оценить
 возможные последствия различных видов своего поведения. Эти функции
 Взрослого служат для уменьшения возможности неудач и огорчений и направлены
 на увеличение творческих удач.
  Человек, не удовлетворенный работой, но рассчитывающий "торчать здесь,
 что бы ни случилось", может реально оценить свою позицию и решить, является
 ли она подходящей. Человек, решивший, что "торчать на этой работе, что бы ни
 произошло", не имеет смысла, может начать искать альтернативы в зависимости
 от своих способностей, интересов, возможностей и т.д. Чтобы получить
 необходимые данные, он может посетить психолога-консультанта, пройти
 тестирование на профессиональную пригодность, следить за объявлениями в
 газете по найму, изучать рекламу и т.п.
  Человек, тщательно изучив себя, может понять, что же он хочет получить
 от работы -- уверенность в себе, удобный график, материальную выгоду,
 командировки в другие города, возможность творческой самореализации, общение
 с людьми или еще что-нибудь. Он может решить, удовлетворение каких
 потребностей является для него значимым и каким образом, если необходимо,
 найти компромисс между этими потребностями. Затем человек может выбрать
 приемлемые альтернативы, оценить возможные последствия и принять линию
 поведения, которая обеспечит наиболее полное удовлетворение его
 потребностей.
  Критерием состояния Я Взрослого является не исправление решений, а
 процесс проверки реальности и оценивания вероятностей, на базе которых и
 принимаются решения. Короче говоря, Ваш Взрослый хочет сказать: "Ты должен
 делать только самостоятельные объективные оценки ситуации и без
 предубеждений обдумывать все проблемы, которые обнаружил, или решения, к
 которым должен прийти" (5).
  Качество решений будет зависеть от того, насколько хорошо информирован
 Взрослый и насколько хорошо Взрослый умеет отбирать и использовать
 информацию от Родителя и Ребенка. Тем не менее решения, даже принятые с
 учетом фактов, не обязательно будут "правильными", так как мы, как и все
 смертные, порой вынуждены принимать решения на основе неполных данных и
 можем приходить к неверным заключениям.
  Пожилая женщина может внимательно смотреть себе под ноги, переходя
 улицу, и не видеть мчащийся по ней грузовик.
  Молодой человек может взвесить все факты, которые он получил перед тем,
 как устроиться на новую работу, но обнаружить позже, что он не учел тот
 факт, что его шеф -- одинокий человек.
  Ученый может годами работать над исследовательским проектом и затем
 потерпеть неудачу из-за недостатка каких-либо сведений в определенной
 области знаний.
  Некоторые люди компетентны в одной области и абсолютно несведущи в
 другой.
  Хорошо разбирающийся в финансовых проблемах банкир может не понимать
 проблем, касающихся человеческих отношений.
  Опытная мать семейства может быть плохим собеседником при обсуждении
 преимуществ турбинных двигателей.
  Первоклассный механик может быть неспособен определить болезнь ребенка.
  Границы состояний Я
  Личность может ощущать свою реальную самость в каждом из состояний Я в
 зависимости от того, где находится в данный момент ее свободная психическая
 энергия. Другие состояния Я при этом могут быть инертными. Тем не менее
 некоторые состояния Я всегда потенциально присутствуют здесь и могут стать
 активными:
  Когда человек проявляет Родительский гнев, он ощущает, что "это
 действительно он", даже если его самость находится при этом в вызванном
 состоянии Я. В другой момент, когда этот человек рассчитывает своих
 клиентов, он опять ощущает, что "это действительно он производит расчеты".
 Если он обижается в точности, как маленький мальчик, каким он был когда-то,
 то чувствует в этот момент, что "это действительно он обижается". В данных
 примерах свободная энергия, которая возбуждала ощущение, что "это
 действительно я", находилась соответственно в состояниях Я Родителя,
 Взрослого и Ребенка (6).
  Несомненно, полезной является идея о том, что у каждого состояния Я
 есть свои границы. Берн предлагает считать эти границы полупроницаемыми
 мембранами, через которые психическая энергия может перетекать из одного
 состояния Я в другое (7). Границы должны быть полупроницаемыми, потому что
 иначе психическая энергия была бы ограничена лишь одним состоянием Я и не
 могла бы со сменой ситуации спонтанно перемещаться с одного места на другое
 (На наш взгляд, развиваемое в данном случае представление не столько
 концептуально, сколько является эвристичным образом, метафорой, помогающей
 упорядочить повседневный опыт. -- Прим. Ред)
  У одних, очень деятельных людей энергия перетекает быстро, у других
 медленно. Личность, у которой свободная энергия перемещается быстро, может
 быть энергичной и легко возбудимой, но другим порой бывает трудно
 поддерживать такую быстро меняющуюся скорость. Личность, энергия которой
 перемещается более медленно, медленно начинает и медленно прекращает свою
 деятельность, включая и мышление. Другим людям часто не хватает терпения
 выносить такую медлительность, даже если эта личность реагирует на все
 довольно качественно.
  Психология границ состояний Я еще не достаточно изучена, но
 предположение, что она существует, сделано из наблюдений за некоторыми
 дефектами в поведении людей. Одни люди постоянно ведут себя непредсказуемым
 образом, другие же, наоборот, настолько предсказуемым, что кажутся
 однообразными; третьи раздражаются или выходят из себя по малейшему поводу;
 мышление четвертых искажено предубеждениями и заблуждениями. Эти нарушения
 вызваны слишком слабыми или слишком жесткими границами, а также тем, что
 границы имеют повреждения или слишком перекрываются.
 
  Слабые границы Я
  Сэмюэль Батлер писал: "Открытый ум всегда хорош сам по себе, но он не
 должен быть настолько открыт, чтобы не содержать в себе ничего, помимо себя.
 Он должен уметь прикрывать дверь или оставлять небольшой сквозняк". Личность
 со слабыми границами Я не может "закрыть двери" между состояниями Я, но
 проявляет недостаточную тождественность, и это производит впечатление
 непоследовательного поведения (8). Психическая энергия непрерывно
 перемещается из одного состояния Я в другое, реагируя на самые, казалось бы,
 незначительные воздействия. Такой личности очень трудно действовать в
 реальном мире, и она нуждается в серьезной психологической помощи.
  Одну такую женщину со слабыми границами Я члены группы интенсивных
 психотерапевтических консультаций, в занятиях которой она принимала участие,
 описывали так: "Вы никогда не знаете, как вести себя с ней и что она
 собирается сделать в следующий момент". Личность со слабыми границами Я
 изображена на рис. 37.
  Личность со слабыми границами Я имеет низкий контроль Взрослого и ведет
 себя отлично от личности, чья психическая энергия быстро переходит из одного
 состояния Я в другое и тем не менее находится под контролем Взрослого. В
 последнем случае поведение личности может быть вполне разумным, в то время
 как в первом оно непредсказуемо и часто нелогично.
 
  Жесткие границы Я
  Жесткие границы Я препятствуют свободному движению психической энергии.
 Это происходит из-за того, что тонкая стенка удерживает психическую энергию
 в одном состоянии Я, исключая два других. Это явление называют исключением.
 Люди, имеющие жесткие границы Я, стремятся реагировать на большинство
 воздействий только из одного состояния Я. Такой человек либо всегда
 Родитель, либо всегда Взрослый, либо всегда Ребенок (Вариант этой проблемы
 обнаруживается у людей, которые избегают только одного состояния Я. В
 некоторых случаях, когда личность имеет слабо выраженные качества Родителя,
 они могут быть приведены в порядок. Личность может научиться воспитывать
 других из состояния Я Взрослого и контролировать своего внутреннего Ребенка
 Взрослым; личность также может восстановить своего Родителя. -- Прим. авт.)
  Личность, которая использует только состояние Родителя или состояние
 Ребенка, вероятно, будет испытывать серьезные нарушения. Она не может войти
 в контакт с текущими событиями и не может исследовать действительность
 "здесь и теперь" (см. рис. 38).
 
  Личность, исключающая Родителя и Ребенка и использующая только
 Взрослого, может быть скучным человеком, роботом, не испытывающим страстей и
 не знающим чувства сострадания. Берн описывает такого Взрослого как
 "лишенного обаяния, непосредственности и веселости, которые отличают
 здорового ребенка, и неспособного к осуждению или возмущению, которые
 обнаруживают здоровые родители" (9). Жесткое реагирование только из одного
 состояния Я является достаточно серьезной личной проблемой, часто требующей
 профессиональной психологической помощи.
  Некоторые люди сталкиваются с подобными проблемами, но в менее опасной
 форме. Они склонны использовать одно состояние Я, довольно последовательно
 минуя другие два, но эти два состояния при этом полностью не исключаются. В
 следующих примерах мы будем называть эти границы состояния Я как постоянный
 Родитель, постоянный Взрослый и постоянный Ребенок.
  Постоянный Родитель
  Личность, которая действует преимущественно с позиции Родителя, часто
 обращается с другими, даже на работе, как с детьми. Такое поведение можно
 обнаружить у секретаря, "проявляющего заботу" о каждом сотруднике. Такое
 поведение характерно для начальника, который пытается вмешиваться в личную
 жизнь подчиненных, но не может разумно повлиять на них или который проявляет
 при этом отсутствие чувства юмора. Осознанно и неосознанно постоянный
 Родитель собирает вокруг себя людей, стремящихся зависеть от кого-нибудь или
 подчиняться кому-нибудь, и часто вступает в игру с теми, кто исполняет
 дополнительную роль постоянного Ребенка.
  Один тип постоянного Родителя -- это напряженно работающий и обладающий
 сильным чувством долга человек. Такой человек может осуждать и критиковать
 других, быть моралистом, он не способен смеяться и плакать в состоянии
 Ребенка и быть объективным и благоразумным в состоянии Взрослого. Постоянный
 Родитель "на все знает ответы" и манипулирует другими с позиции
 "Собака-сверху", не допуская возражений и авторитарно подавляя других.
  Этот господствующий тип личности привлекает деятельность, которая
 связана с властью над другими людьми. Некоторые президенты компаний,
 домашние хозяйки, служители культа, преподаватели, военные и политики
 стремятся к этим видам деятельности, так как они таким образом удовлетворяют
 свою потребность обладать Родительской властью над другими. Многие
 миллионные предприятия первоначально создавались одним человеком с сильным,
 целеустремленным характером, отношения которого с рабочими соответствовали
 отношениям авторитарного Родителя и уступчивого Ребенка.
  Другой тип постоянного Родителя -- это вечная нянька или спаситель,
 который может играть роль великодушного диктатора или святого, посвятившего
 себя помощи другим. Следующие высказывания могут принадлежать этому типу
 постоянного Родителя.
  Всегда Всем Доступный: "Сразу зови меня, когда бы я тебе ни
 потребовался".
  Непрерывно Жертвующий Собой: "Я могу обойтись без этого, гораздо лучше,
 если ты будешь это иметь".
  Вечный Спаситель: "Не волнуйся. Я всегда могу помочь тебе".
  Вечную няньку часто привлекают профессии, связанные с "помощью" другим
 лицам, в которых она может быть очень эффективной. Тем не менее, сохраняя
 излишнюю зависимость других от себя, вечная нянька потакает своим
 склонностям "проявлять заботу" о других и действует скорее во вред, чем на
 пользу.
  Постоянный Взрослый
  Люди, которые действуют главным образом как постоянный Взрослый, могут
 выглядеть беспристрастными и сосредоточенными прежде всего на фактах и
 логике. Они производят впечатление людей бесчувственных и несимпатичных, не
 умеющих сопереживать чужим неприятностям, и часто среди всеобщего веселья
 испытывают скуку.
  Люди, проявляющие жесткие границы постоянного Взрослого, могут искать
 занятия, где не надо иметь дело с людьми. Они могут выбирать профессии, в
 которых ценится абстрактное мышление, лишенное эмоций. Их, например, может
 привлекать экономика, вычислительная техника, химия, физика или математика.
  Человек, действующий как постоянный Взрослый, часто испытывает тревогу,
 занимаясь работой, требующей руководства другими людьми. Из-за слабого
 заботливого Родителя или жизнерадостного Ребенка его отношения с другими,
 скорее всего, будут слишком "стерильными". Подчиненные могут чувствовать
 обиду из-за того, что их начальник, проявляющий жесткие границы постоянного
 Взрослого, мало с ними общается. Многие сложные ситуации возникают
 вследствие того, что человек действует как постоянный Взрослый и не хочет
 вести себя как воспитывающий Родитель. Врач, имеющий такую проблему, может
 поставить компетентный диагноз, но пациенты будут недовольны, жалуясь, что
 он холодный, равнодушный человек, "не умеющий найти подход к больному".
 Пациент, находясь на операционном столе, может быть лучше эмоционально
 подготовлен к операции, если врач ободряюще скажет: "Не волнуйтесь. Мы как
 следует позаботимся о Вас" -- вместо фактического: "Ваши шансы выжить в этой
 операции пятьдесят на пятьдесят".
  Постоянный Ребенок
  Личность, действующая главным образом как постоянный Ребенок, является
 вечным маленьким мальчиком или девочкой, подобно Питеру Пэну, который не
 хотел вырастать. Люди, действующие с позиции постоянного Ребенка, не умеют
 самостоятельно мыслить, не принимают самостоятельных решений и не берут
 ответственность за свое поведение. Такие люди не испытывают угрызений
 совести в отношениях с другими людьми и часто * привязываются к тому, кто
 заботится о них. Мужчина или женщина, которые хотят "оставаться" ребенком,
 которого наказывают, награждают или одобряют, вероятно, стремятся найти
 постоянного Родителя.
  Люди, имеющие такие проблемы, часто бывают хорошими исполнителями на
 сцене или игровом поле. Однако без участия полноценного Взрослого такой
 человек может, поддавшись сиюминутному порыву, растратить деньги и часто
 оказывается разоренным. Постоянного Ребенка также может привлекать такая
 сфера деятельности, где не требуется самостоятельно принимать решения,
 например работа на сборочном конвейере.
  "Засорение" Взрослого
  Ясное мышление Взрослого часто искажается из-за засорения. "Засорение"
 можно представить как вторжение состояния Я Родителя и/или Ребенка в границы
 состояния Я Взрослого.
  "Засорение" происходит, когда Взрослый принимает за истину некоторые
 необоснованные убеждения Родителя или искажения Ребенка, оправдывает их
 установки и дает им рациональное объяснение. Эти вторжения, также
 представляющие проблему границ Я, изображены на рис. 39.
  "Засорение" от состояния Я Родителя
  В крайних проявлениях "засорение" от Родителя переживается как
 галлюцинация (10), чувственное восприятие вещей, которых не существует.
 Когда человек видит то, чего нет, или слышит воображаемые обвиняющие или
 приказывающие голоса, например "Ты чудовище", "Убей этих ублюдков. Они не
 заслуживают того, чтобы жить", то такой человек галлюцинирует.
 
 
  В менее тяжелых случаях "засорение" от Родителя представляет собой
 предрассудки -- ставшие привычными ложные взгляды, которые не подтверждаются
 объективными фактами. Родители часто выражают свои предвзятые мнения с такой
 уверенностью, что они воспринимаются детьми как соответствующие истине.
 Человек, который верит этим родительским мнениям, не оценивая их
 правдивость, имеет "засоренного" Взрослого.
  Батлер заметил: "Разница между убеждением и рассудком состоит в том,

<< Пред.           стр. 26 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу