<< Пред.           стр. 27 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 что свои убеждения Вы можете объяснить, не выходя из себя". Родительское
 "засорен"6" часто связано с сильными эмоциями, которые возникают
 по отношению к определенным темам, таким, как еда, религия, политика,
 социальная среда, национальность и пол.
  Одна женщина имела "засорение" во взглядах на роль женщины. Элен, как и
 ее мать, была убеждена, что у работающих матерей дети отстают в своем
 развитии. Когда ее мнение подвергли сомнению, она решила провести
 собственное исследование, чтобы доказать правоту своей точки зрения. Сначала
 она опросила группу работающих и неработающих матерей. Затем с позволения
 родителей обсудила успехи их детей с учителями, спрашивая о способностях,
 самостоятельности и эмоциональной устойчивости учащихся.
  Когда результаты ее опросов были обработаны, то у детей работающих
 матерей показатели по этим пунктам оказались несколько выше (хотя и не столь
 значительно), чем у детей неработающих матерей. Элен все-таки не могла
 поверить собственным исследованиям. Вместо этого она дала им такое
 рациональное объяснение: "Учителя, видимо, солгали мне, потому что
 большинство из них сами являются работающими матерями и они не хотели плохо
 выглядеть в собственных глазах".
  Предубеждения обычно выражают в высказываниях, имеющих вид непреложных
 фактов:
 
  Черным доверять
  нельзя
 
  Белым доверять
  нельзя
 
  Мужчинам
  доверять нельзя
 
  Женщинам
  доверять нельзя
 
  Республиканцам
  доверять нельзя
 
  Демократам доверять нель-
  нельзя
 
  Детям
  доверять нельзя
 
  Людям после тридцати
  доверять нельзя
 
  Иногда некоторые предрассудки разделяются большими группами людей.
 Например, большинство жителей города могут считать, что самые прочные дома
 должны строиться из кирпичей, даже если этот город расположен в сейсмической
 зоне.
  "Засорения" часто вторгаются и в законы общества. До недавнего времени
 по законам Техаса мужчина, убивший свою жену за измену, практически
 оправдывался, в то время как жена, убившая мужа в аналогичной ситуации,
 осуждалась как не имеющий никакого права на снисхождение убийца. Подобное
 явление наблюдалось, когда в начале 1969 года законодатель штата Вайоминг
 представил законопроект, требующий, чтобы только те молодые люди после
 девятнадцати лет участвовали в голосовании, которые не носят длинные волосы.
 Он убеждал: "Если они собираются быть гражданами, они должны выглядеть как
 граждане".
  "Засорение" от состояния Я Ребенка
  Сильные "засорения" от состояния Я Ребенка часто происходят из-за
 некоторых детских заблуждений. Одно из распространенных заблуждений -- это
 иллюзия собственного величия. В крайних проявлениях человек может считать
 себя спасителем мира или его правителем. Другая распространенная иллюзия --
 это ощущение преследования: человеку кажется, что его пытаются отравить, за
 ним шпионят или против него готовится заговор.
  В менее серьезных случаях человек, чей Взрослый "засорен" от Ребенка,
 искаженно воспринимает окружающую действительность. Такой человек может,
 например, верить и утверждать, что:
  "Мир обязан мне своим существованием".
  "Люди говорят обо мне за моей спиной".
  "Никто не может простить меня, никто не любит меня, я никому не нужен".
  "Однажды меня спасут".
  Женщина, сохраняющая иллюзию, что однажды явится ее принц, может
 выполнять тяжелую, безрадостную работу, как Золушка, "ожидающая" своего
 Спасителя. Она может считать, что собирается замуж, и поэтому выжидает, пока
 не явится "он" (.Если эта женщина изменит свои взгляды на противоположные:
 "Я не собираюсь выходить замуж", она обнаружит "засорение" своего Взрослого
 и сможет перепроверить свои установки относительно образования, работы,
 того, как она живет, и того, насколько это гармонирует с ее жизнью. -- Прим.
 авт.)
  Иллюзии возникают у детей по-разному. Некоторые заблуждения внушаются
 родителями, другие сами появляются в детском воображении. Например, мальчику
 снится кошмар, что под его кроватью сидит чудовище, которое хочет его
 съесть. Если мать, чтобы успокоить сына, говорит. "Не смей есть моего
 мальчика, подлая ты тварь! Убирайся отсюда!" -- то она тем самым укрепляет
 *иллюзию ребенка. Если же вместо этого она говорит: "Я заглянула под
 кровать, и там нет никакого чудовища. Ты, наверное, видел страшный сон,
 который показался тебе очень правдоподобным", -- то она помогает своему сыну
 отделять правдивую реальность от плодов собственного воображения. Она дает
 ему точную информацию, не принижая его способности фантазировать.
  Когда Родительские предрассудки и Детские заблуждения, подобно слоям,
 окутывают Взрослого, то возникает двойное "засорение". Вместо того чтобы
 реально воспринимать факты, Взрослый пытается рационализировать эти
 "засорения". Если же они устраняются, то личность может яснее воспринимать
 действительность.
  Когда происходит перестройка границ, человек скорее понимает Ребенка и
 Родителя, чем поддается влиянию "засорения". Один клиент выразил этот
 процесс освобождения от "засорения" так: "Я почему-то полагал, что никто не
 может быть похожим на меня. Теперь я понял, что это всего лишь ощущение,
 которое я испытывал, когда был ребенком. Я понял, что не все, но многие
 похожи на меня". Осознание, подобное этому, увеличивает возможности человека
 быть Выигрывающим.
  Повреждения границ
  Личность с поврежденными границами Я проявляет неуправляемое поведение,
 когда затрагивают ее "больные места". Психика такой личности серьезно
 повреждена травмирующим событием или болезненными переживаниями в детстве.
 Когда кто-нибудь задевает "больное место", то рана может "раскрыться" и
 вызвать непонятную окружающим вспышку гнева и ярости. Такие явления часто
 наблюдаются на занятиях в группе интенсивных психотерапевтических
 консультаций. Так, например, одна женщина, участница группы, спросила
 мужчину: "Не могли бы Вы смотреть на меня, когда говорите со мной?" В ответ
 на эту простую просьбу он гневно повернулся к ней и выкрикнул: "Да, Вы
 знаете, на какие струны нажимать, черт бы Вас побрал!"
  Повреждение границ проявляется, когда человек теряет сознание при виде
 мыши, впадает в истерику от удара грома, испытывает неудержимый страх перед
 выступлением и т.д. Некоторые люди разражаются слезами или погружаются в
 депрессию даже в малокритических ситуациях. Повреждение проявляется в
 чрезмерном реагировании на обычные воздействия. Если оно мешает полноценному
 функционированию, то в этом случае необходима профессиональная помощь.
  Взрослый как контролер
  Каждый человек имеет возможность контролировать через Взрослого другие
 состояния Я. Освобожденный от отрицательных или неподходящих влияний
 Родителя и Ребенка, такой человек может принимать самостоятельные решения.
  Если личность не обладает самосознанием Взрослого, то большинство
 внешних воздействий она будет воспринимать и реагировать на них через
 Родителя или Ребенка или через оба эти состояния Я. Когда Взрослый
 становится контролером, личность учится воспринимать все большее число
 воздействий через состояние Я Взрослого. Человек останавливается, смотрит,
 слушает, возможно, считает в это время про себя до десяти и размышляет. Он
 оценивает ситуацию перед тем, как действовать, принимает полную
 ответственность за свои мысли, чувства и поведение и решает, какие реакции
 его состояний Я являются уместными, используя при этом то, что может быть
 полезным, из состояний Я Родителя и Ребенка (см. рис. 40).
 
  В одних случаях человек может взглянуть на ситуацию и решить, что то,
 как поступали в данных обстоятельствах его родители, и является наиболее
 подходящим. Например, он может решить принять поведение Родителя, чтобы
 успокоить плачущего ребенка, потерявшегося в большом универмаге (см. рис.
 41а). В другой раз он может отвергнуть реакцию Родителя и удержаться от
 критического замечания, перенятого от родителей (см. рис. 41б).
 
  В некоторых случаях человек, оценив ситуацию, может решить поступить
 так, как он привык это делать в детстве. Например, проезжая мимо реки в
 жаркий, солнечный день, человек может остановить машину, проверить, в
 безопасном ли месте он встал, и решить немного понырять, чтобы охладиться. В
 другой раз этот человек может отвергнуть побуждение Ребенка "поиграть
 поблизости" (см. рис. 42).
  Согласно Берну, личность, обладающая управляющим
 Взрослым, "учится применять понимание и контроль Взрослого так, что черты
 Ребенка проявляются только в подходящее время и в подходящей обстановке.
 Вместе с этой дисциплиной сознания и взаимоотношений приходит дисциплина
 творческих способностей" (11).
  Сознательный выбор означает управление психической энергией таким
 образом, чтобы личность могла переходить из одного состояния Я в другое,
 когда это необходимо. Например, актом свободной воли личность может сменить
 возмущение Родителя на заботу Взрослого или обиду Ребенку на конструктивное
 поведение Взрослого. Эту способность иллюстрирует случай, рассказанный двумя
 студентками, Джун и Салли, которые изучали трансакционный анализ, занимаясь
 в одной группе.
  Их маленькие дети тихо играли на кухне, когда вдруг раздался грохот
 падающего предмета и испуганный плач ребенка. Джун тут же бросилась на кухню
 узнать, что случилось, подобно тому как поступили бы ее заботливые,
 отзывчивые родители. Опыт научил ее тому, чтобы в состоянии Я Родителя
 всегда быть заботливой и отзывчивой.
  Салли реагировала по-другому. Когда она услышала шум, ее первоначальная
 реакция была подобна реакции ее матери, которая, когда не хотела, чтобы ее
 прерывали, говорила: "Эти проклятые дети не дадут мне побыть в тишине и
 покое даже пять минут!" Родители Салли занимали неправильную воспитательную
 позицию, и она осознавала это. Поэтому Салли активизировала своего Взрослого
 при помощи сознательного решения. Затем она полноценно отреагировала на
 происходящее и, подобно Джун, вышла выяснить, что случилось.
  Взрослый в качестве контролера оценивает, контролирует диалог между
 Родителем и Ребенком, особенно когда этот диалог является деструктивным или
 вызывает болезненные переживания. В таких случаях Взрослый становится более
 разумным Родителем по отношению к Ребенку, чем были действительные родители,
 -- устанавливает разумные ограничения, дает разумные разрешения, старается
 найти приемлемые пути удовлетворения Ребенка, Следующие примеры показывают,
 как Взрослый осуществляет контроль Родителя и Ребенка и находит
 компромиссное решение.
  Джим
  Ребенок Я собираюсь сказаться больным и не пойти на
 этой неделе на работу
  Родитель маменькин сынок может остаться дома, если чувствует себя
 нехорошо.
  Взрослый
  Я мог бы решить проблему, но для этого необходимо работать вдвое
 упорнее, чтобы наверстать упущенное. У меня нет никаких оснований оставаться
 дома.
  .Мэри
  Ребенок
  Если я стану зарабатывать много
 денег, то мужчинам это может не понравиться
  Родитель Женщины не должны зарабатывать столько же, сколько и мужчины.
  Взрослый
  У меня есть способности, но я никогда не получу здесь повышения. Я
 думаю, мне следует подыскать новую работу.
  Ларри
  Ребенок
  Этот брак для меня
 западня
  Родитель Ты должен усерднее молиться, Ларри. Кроме того, учти, что в
 нашей семье никогда не было разводов.
  Взрослый
  Какие у меня "за" и "против", чтобы сохранить этот брак? Какие "за" и
 "против", чтобы развестись? Прежде чем принять решение, мне нужно все
 тщательно взвесить.
  Билл
  Ребенок Я хотел бы сегодня вечером половой близости
  Родитель Дом для мужчины -- это его крепость. Вот чем должен
 руководствоваться настоящий мужчина.
  Взрослый Моя жена только что оправилась от гриппа. Я могу и обождать.
  Сузи
  Ребенок
  Билл не любит меня, поэтому он не придет сегодня вечером.
  Родитель Говорили тебе, что ты не должна доверять мужчинам! У них
 только одно на уме.
  Взрослый
  Я знаю, что Билл должен работать сегодня вечером. Я могу пригласить
 Мейбел, и мы сходим в кино.
  Том
  Ребенок Я не понял значения слова, которое только что употребил лектор,
 но если я спрошу об этом, то покажусь глупым.
  Родитель Никогда не перебивай, если кто-нибудь говорит. Ты можешь
 поставить себя в неловкое положение
  Взрослый Если я не задам свой вопрос, я могу неправильно понять всю
 лекцию. Поэтому надо спросить, даже если я почувствую себя глупо.
  Умиротворение Вашего Родителя
  Иногда внутренний Ребенок постоянно чувствует давление излишне
 критичного, грубого, угрожающего, наказывающего или болезненно
 воздерживающегося от одобрений Родителя. Личность, у которой контроль за
 поведением осуществляет Взрослый, может научиться "бросать крошки" Родителю.
 Это помогает ослабить ощущение дискомфорта, которое возникает, когда человек
 поступает против родительских предписаний или разрешений.
  "Бросание крошек" подразумевает такое влияние на Родителя, когда
 выполняется какая-нибудь "мелочь", которая будет ему приятна. Часто люди
 умиротворяют своего Родителя, когда, например, ходят в церковь на Рождество
 и на Пасху или в синагогу в День Искупления.
  Иллюстрирующий пример
  Одна женщина вынуждена была сохранять семейные реликвии, постепенно
 собрав полную комнату салфеточек, картин, расшитых наволочек и т.д. Она не
 смогла выкинуть эти вещи и жаловалась, что чувствовала себя виноватой при
 одной только мысли об этом, так как такой поступок был бы предательством по
 отношению к ее семье. Позже она рассказала: "Моя мама всегда любила подавать
 нищим. Поэтому я "бросила две крошки", и это действительно доставило мне
 удовлетворение. Я сохранила одну маленькую коробочку памятных сувениров, а
 затем я раздала все вещи различным людям, которые действительно нуждались в
 них. Какое это было облегчение".
  Удовольствия Вашего Ребенка
  Большинство из нас сталкивается с обстоятельствами, при которых мы
 длительное время вынуждены использовать своего Взрослого. Люди могут
 переживать кризисы -- смерть, болезнь, инвалидность или какое-нибудь другое
 несчастье. Они могут, например, испытывать мучительные переживания из-за
 необходимости сдавать экзамены, окончить статью или начать новое дело. В
 таких случаях внутренний Ребенок может игнорироваться и подобно настоящему
 ребенку становиться помехой или "раздражением". Человек в такой ситуации
 расстраивается и не способен ясно мыслить, он становится раздражительным,
 плаксивым или ему кажется, как что-то сдерживает его. Эти чувства часто
 возникают, когда в семье появляется маленький ребенок, требующий и
 получающий все внимание. В результате отец чувствует себя покинутым, а мать
 -- подавленной. Такие чувства часто возникают, когда труд человека
 заменяется машиной, когда он становится жертвой спада производства или когда
 на его место берут другого, например, более молодого.
  Чтобы как-то уменьшить этот груз переживаний, полезно сделать
 что-нибудь особенное для своего Ребенка. Такая деятельность может послужить
 утешением. Иногда она поддерживает или даже возрождает к жизни.
  Иллюстрирующий пример
  Дональд усердно занимался на юридическом факультете несмотря на то, что
 на нем лежала еще забота о семье. Хотя он хорошо знал предмет, тем не менее
 три раза проваливался на выпускных экзаменах. Дональд жаловался: "Я не мог
 думать. Я так боялся провалиться, что даже карандаш застывал в моей руке и я
 не мог писать".
  Когда Дональда спросили о том, что было для него самым приятным, когда
 он был маленьким, он тотчас ответил: "Шоколадные плитки с орехами, но
 родители мне запрещали их есть, так как боялись, что я испорчу зубы".
 Вспомнив об удовольствиях детства, Дональд попытался доставить удовольствие
 своему Ребенку. Поэтому в четвертый раз он взял на экзамен шоколадные
 плитки, чтобы есть их в перерывах.
  Дональд успешно окончил факультет и с тех пор использовал этот метод в
 редких, но важных случаях.
  Многие люди находят разные пути, чтобы доставить удовольствие своему
 Ребенку. Каждый человек может найти свой путь, проверяя желания Ребенка и
 решаясь с помощью Взрослого на что-нибудь подходящее для их удовлетворения.
  Один мужчина снимал напряжение, вызванное замечаниями его
 раздражительного шефа, играя после работы в футбол со своими детьми.
  Другой мужчина, оправляясь от последствий опасных ожогов, поддерживал
 себя тем, что совершал короткие прогулки в горы.
  Одна женщина снимала напряжение, связанное с ее беспокойным ребенком,
 принимая теплую ванну, пока тот спал.
  Другая женщина вынуждена была длительный период соблюдать строгую
 диету. Чтобы как-то утешить, поддержать себя, она позволяет себе раз в месяц
 побаловаться мороженым с фруктами, шоколадом и орехами.
  Этот метод "получения пятерок" для Ребенка дает возможность личности
 продолжать свою деятельность, пока это необходимо. Он заключается в том,
 чтобы позволять себе удовольствия, которые были нам особенно приятны в
 детстве, или удовлетворять неудовлетворенные желания. Каждый человек
 нуждается в оценке того, что является приятным для его Ребенка, и в
 установлении разумных ограничений на частоту удовлетворения этих желаний.
  Активизация и укрепление состояния Я Взрослого
  Состояние Я Взрослого укрепляется по мере его использования "во многом
 подобно тому, как мускулы увеличивают свою крепость с упражнениями" (12).

<< Пред.           стр. 27 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу