<< Пред.           стр. 3 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

  Упражнения
  1.Проверочный список черт
  Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку (v) для тех
 черт, которые соответствуют Вашему мнению о себе. Используйте крестик (х),
 чтобы отметить черты, не свойственные Вам, и знак вопроса (?), если вы не
 уверены в ответе.
  -- Нравлюсь себе
  -- Остерегаюсь других или обижен ими
  -- Люди могут доверять мне
  -- Всегда сохраняю хорошее выражение лица
  -- Обычно высказываю правильное мнение
  -- Недоволен собой
  -- Завишу от чужого мнения
  -- Теряю время зря
  -- Использую свои способности
  -- Думаю сам за себя
  -- Не могу найти работу
  -- Верю в свои силы
  -- Обычно высказываю ошибочное мнение
  -- Люди мне нравятся
  -- Мне не нравится мой пол
  -- Обескуражен жизнью
  -- Не люблю находиться среди людей
  -- Не развиваю своих способностей
  -- Доволен своим полом
  -- Часто поступаю неправильно
  -- Знаю свои чувства
  -- Не понимаю себя
  -- Чувствую себя скованным
  -- Хорошо использую время
  -- Люди избегают меня
  -- Не интересуюсь общественными проблемами
  -- Доволен своей работой
  -- Получаю удовольствие от природы
  -- Участвую в решении общественных проблем
  -- Люди любят быть около меня
  -- Компетентен в работе
  -- Владею собой
  -- Жизнь мне нравится
  -- Не умею сдерживаться
  -- Не нравлюсь себе
  -- Недоволен своей работой
  Теперь посмотрите на отмеченные Вами черты.
  * Отражают ли они Ваш характер?
  * Это черты Выигрывающего, Проигрывающего или смешанные?
  * Какие черты Вы хотели бы изменить?
  В процессе чтения книги, возвращайтесь к этому списку черт.
 Просматривая те черты, которые Вы отметили, пытайтесь исправить те, которые
 Вы решили изменить.
  2.Шкала Выигрывающий/Проигрывающий
  Оцените Ваши чувства к себе, к тому, чего Вы достигли в своей жизни, и
 Ваши отношения с другими, поместите свою оценку где-либо вдоль следующего
 континуума. Считайте, что один конец континуума соответствует трагическому
 Проигрывающему, а другой конец -- совершенно благополучному Выигрывающему.
  * Каким Вы себя чувствуете?
  Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
  * Как Вы относитесь к своим достижениям?
  Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
  * Как Вы воспринимаете свои отношения с другими людьми?
  Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
  * Вы удовлетворены тем, где Вы себя расположили?
  * Если нет, то что бы Вы хотели изменить?
  3. Исполнение ролей внутреннего диалога
  В дальнейшем Вы не должны отвлекаться или прислушиваться к чему-либо
 постороннему, так как Вы будете вести диалог, повторяющийся в Вашей голове,
 и начнете осознавать смысл этого диалога.
  * Вслушайтесь в него. Кто говорит в Вашей голове? Вы говорите с
 определенным человеком?
  * Теперь постарайтесь "вывести" этот диалог наружу. Установите два
 стула напротив друг друга. Используя метод исполнения ролей Перлза,
 произнесите этот диалог вслух. Меняйте стулья со сменой ролей.
  * Попытайтесь привести этот диалог к какому-либо заключению.
 
 
 
 2. ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
  Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн".
  Невротик говорит: "Я хочу, чтобы я был Авраамом Линкольном".
  Здоровая личность творит: *Я -- это я. а ты -- это ты".
  Фредерик Перлз (1)
  В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему необходимо
 разобраться в себе. Трансакционный анализ дает ряд рекомендаций, которые
 человек может понять и использовать в своей жизни. В этой главе дается
 краткий обзор ТА и его приложений (2). В последующих главах каждая сторона
 ТА рассматривается более подробно.
  Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:
  Структурный анализ: анализ отдельной личности.
  Анализ трансакций: анализ того, как поступают люди и что говорят друг
 другу,
  Анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате
  Анализ сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которому
 люди невольно следуют.
  Введение в структурный анализ
  Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я?
 Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти качества? Это метод анализа
 мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его Я
 (3).
  Представьте себе мать, громко ругающую своего непослушного ребенка. Ее
 лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг
 звонит телефон, и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и
 выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно
 опускается.
  Представьте двух рабочих, сердито спорящих друг с другом. Их спор все
 более ожесточается. Они напоминают детей, ссорящихся из-за конфеты. Вдруг
 они слышат грохот металла, за которым раздается истошный крик. Их поведение
 меняется. Спор прерывается. Раздражение сменяется беспокойством. Один спешит
 выяснить, что случилось, другой вызывает "скорую помощь". Следуя теории
 структурного анализа, эти рабочие, так же как и мать ребенка, изменили
 состояние своего Я.
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
  Берн определяет состояние Я как "устойчивый тип восприятия и
 переживаний, связанный с соответствующим устойчивым типом поведения" (4).
 Берн пишет:
  ...в этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту
 переживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния Я. Это
 означает, что состояния Я включают в себя естественный способ переживания и
 записи переживаний во всей их полноте. Наряду с этим переживания
 записываются в виде отдельных фрагментов... (5).
  Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они
 включают все переживания детства, все перенятое у родителей, восприятия
 событий и чувств, связанных с происшедшими событиями, и искажения,
 привнесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям на
 магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже пережить
 заново.
  Каждая личность имеет три состояния Я, которые являются отдельными и
 особыми источниками поведения: состояние Я Родителя, состояние Я Взрослого и
 состояние Я Ребенка. И это не абстрактные понятия, а реальность. "Родитель,
 Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют сейчас
 или которые существовали некогда, которые имеют законные имена и гражданскую
 подлинность" (6).
  Структура личности схематически изображена на рис. 1.
 
 
  Состояния Я сокращенно называют Родитель, Взрослый, Ребенок. В этой
 книге они обозначают состояния Я, а не реальных родителей, взрослых или
 детей (В тех случаях, когда авторы называют конкретных людей родителями,
 взрослыми или детьми, они пишутся со строчной буквы. В тех же случаях, когда
 говорится о состояниях Я, те же слова будут написаны с заглавной буквы:
 Родитель (Р), Взрослый (В). Ребенок (Ре). -- Прим. ред.*)
  Эти три состояния Я определяются следующим образом.
  Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в
 первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях,
 критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они
 переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на
 нашего внутреннего Ребенка.
  Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно
 ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной
 информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым
 и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно
 рассчитывая.
  Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у
 ребенка естественным образом. Онотакже содержит запись ранних детских
 переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как
 "старое" (архаическое) поведение детства.
  Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали
 ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.
  Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их
 объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого.
  Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это в
 детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка.
  Иллюстрирующий пример
  Нашему клиенту посоветовали посмотреть для своего сына частную школу, в
 которой обучение велось неформально и поощрялось творчество. Во время
 рассказа о своих впечатлениях у клиента легко наблюдались три различные
 реакции. Сначала он нахмурился и сказал: "Я не понимаю, как можно чему-то
 научить в этой школе. Здесь же грязный пол!" Затем, откинувшись на спинку
 стула и разгладив лоб, он начал размышлять вслух: "Перед тем как принять
 окончательное решение, я думаю проверить учительские ставки и поговорить с
 кем-нибудь из родителей". В следующий момент широкая улыбка осветила его
 лицо, и он сказал: "Честно говоря, я и сам бы хотел ходить в такую школу!"
  Когда мы попросили клиента проанализировать свои высказывания, он легко
 заключил, что первая его реакция соответствовала тому, как поступил бы его
 отец. Его второй реакцией была реакция его Взрослого, который искал
 дополнительную информацию. Третьей была реакция его Ребенка, вспомнившего
 свое безрадостное школьное существование и представившего, как чудесно было
 бы учиться в школе, подобной той, которую он посетил.
  Перед тем как принять окончательное решение, клиент выяснил вопросы,
 заданные его Взрослым, Впоследствии его сын поступил в эту школу, охотно
 посещал занятия и достиг значительных успехов по сравнению с прежним
 уровнем.
  В соответствии со структурным анализом личность может реагировать на
 определенное воздействие совершенно различным образом из каждого состояния
 своего Я; иногда эти состояния Я находятся в согласии, иногда в конфликте.
  Взгляните на следующие примеры реакций.
  На картину современного художника
  Родитель: Бред какой-то! Что же это должно означать?
  Взрослый: Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит триста
 пятьдесят долларов.
  Ребенок: О, какой прелестный цвет!
  На требование конторского отчета
  Родитель: Мистер Браун никак не отучится быть надсмотрщиком.
  Взрослый: Я знаю, что отчет потребуется мистеру Брауну к 17 часам.
  Ребенок: Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить мистеру Брауну.
  На сцену насилия на улице
  Родитель: Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно.
  Взрослый: Мне лучше вызвать полицию.
  Ребенок: Право, разве это не захватывающая сцена!
  На предложение куска шоколадного торта во время диеты
  Родитель: Смелее, милый, это поддержит твои силы.
 Взрослый: Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста
 калорий.
  Я думаю, что воздержусь от него.
 Ребенок: Какой вкусный тортЯ могу съесть
  его весь.
  На звуки рок-музыки
  Родитель:
  Какую ужасную гадость слушают наши дети!
  Взрослый:
  Мне трудно думать или
 разговаривать, когда звучит такая громкая музыка.
  Ребенок:
  Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать.
  На опоздание молодой машинистки
  Родитель:
  Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью.
  Взрослый:
  Если она не
 может рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны.
  Ребенок:
  Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени.
  На лекцию, в которой используется ненормативная лексика
  Родитель:
  Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе.
  Взрослый:
  Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, каково их действие на аудиторию.
  Ребенок:
  Хотел бы я иметь смелость говорить так же.
  На запах капусты
  Родитель:
  Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье нашей семьи.
  Взрослый:
  Капуста имеет высокое содержание витамина С.
  Ребенок:
  Никто не заставит меня есть
 эту вонючую гадость.
  На знакомство с мужчиной, заключившим Вас в свои объятия
  Родитель:
  Никогда не
 позволяй незнакомым прикасаться к тебе.
  Взрослый:
  Я удивлена, почему он это сделал?
  Ребенок:
  Он смял меня.
  Люди, находясь в каждом состоянии Я, могут по-разному чувствовать,
 обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние
 Я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния Я
 откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще из
 состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их
 способности воспринимать этот мир снижены или искажены.
  Развитие состояний Я
  После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личных
 потребностях и комфорте. Младенец стремится избегать болезненных ощущений и
 реагирует на все на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальное
 состояние Я Ребенка. (Надо отметить, что влияние на состояние Я Ребенка
 внутриутробного периода еще не исследовано.)
  Следующим развивается состояние Я Родителя. Часто оно впервые
 наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их
 поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре
 ребенка. Других это, наоборот, радует.
  Состояние Я Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается
 осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно
 манипулировать. Ребенок может спросить: "Почему я должен есть, когда я не
 голоден?", или может симулировать боль в животе, когда ему не хочется есть.
  Иллюстрирующий пример
  Двухлетней Шери подарили на Рождество шагающую куклу. Шери со словами
 "Я дочка" попыталась забраться на куклу, но та была слишком мала. Тогда она
 попыталась поставить куклу, и это ей удалось. Шери закричала: "Я мама" -- и
 начала подталкивать куклу вперед но скоро услала от этой игры. Сердито
 оттолкнув куклу, Шери опрокинула ее, затем, снова поставив куклу, попыталась
 забраться на нее опять, однако не смогла удержать ее Потерпев неудачу, Шери
 поставила куклу еще раз Она четыре раза пыталась менять свою роль Затем,
 видимо, поняв, что она слишком большая, Шери окончательно стала "мамой" и
 повела себя с куклой так, как вела себя ее мать по отношению к ней.
  Материнское поведение Шери было действительным подражанием матери и
 исходило из ее состояния Я Родителя. Хотя в своем состоянии Я Ребенка Шери
 хотела быть ребенком, ее возникшее состояние Я Взрослого собрало и
 обработало объективные данные, почему она не смогла приноровиться к кукле.
  Любая ситуация может активизировать определенное состояние Я, а иногда,
 как в случае с Шери, различные состояния Я могут соперничать между собой.
 Среди двух взрослых один "ребенок" может пытаться быть "родителем" или
 "старшим" для другого "ребенка".
  Введение в анализ трансакций
  Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым
 взглядом, устным приветствием и та, на языке ТА это называется контактом.
 Два или более контактов составляют трансакцию. Все трансакции можно
 разделить на дополнительные, пересекающиеся и скрытые (7).
  Дополнительные трансакции
  Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение,
 посланное из определенного состояния Я, личность получает ожидаемый отклик
 из определенного состояния Я другой личности. Берн определяет дополнительную
 трансакцию как "соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровым
 человеческим отношениям" (8). Например, если чуткий муж утешает свою жену,
 глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие является
 соответствующим ее потребности в покровительстве (см.рис.2).
 
 
  Дополнительные трансакции могут происходить между любыми двумя
 состояниями Я; Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель

<< Пред.           стр. 3 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу