<< Пред.           стр. 30 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 активизируйте Вашего Взрослого, используя следующие приемы. Некоторые из них
 могут не подходить ко всем проблемам, но по крайней мере рассмотрите их в
 процессе.
  1. Определите проблему и запишите ее (Вы можете обнаружить, что то, что
 Вы считали главной проблемой, вовсе таковой не является).
  2. Каковы мнения, осведомленность и поведение Вашего Родителя по
 отношению к этой проблеме?
  * Напишите, что каждый из Ваших родителей сказал бы или сделал бы в
 связи с этой проблемой.
  * Прислушайтесь к речи родителей в Вашей голове. Запишите то, что они
 считают необходимым, обязательным и т.д. Теперь запишите, чего они избегали,
 а также их невербальные сообщения.
  3. Далее, рассмотрите чувства, установки и осведомленность Вашего
 Ребенка по отношению к этой проблеме.
  * Запишите Ваши чувства, которые связаны с данной проблемой. Это ярлыки
 или настоящие чувства?
  * Не играете ли Вы в какую-нибудь игру в связи с этой проблемой?
  * Соответствует ли эта игра Вашему конструктивному, деструктивному или
 непродуктивному сценарию? Не исполняются ли при этом какие-либо
 манипулятивные роли?
  4. Оцените приведенные выше сведения Родителя и Ребенка с помощью
 Вашего Взрослого.
  * Какие установки Родителя мешают решению проблемы? Какие установки
 Родителя помогают Вам в решении проблемы?
  * Какие чувства и адаптации Ребенка мешают решению проблемы? Какие
 чувства и адаптации Ребенка помогают Вам решить проблему?
  * Какое решение было бы приятно Вашему Родителю? Будет ли оно
 подходящим или деструктивным для Вас?
  * Какое решение было бы приятно Вашему Ребенку? Будет ли оно подходящим
 или деструктивным для Вас?
  5. Представьте различные пути решения проблемы. Не отвергайте никакую
 идею. Вместо этого используйте Вашего Маленького Профессора и "мозговую
 атаку". Привлеките все свои способности, какие только сможете, даже если
 некоторые покажутся смешными.
  6. Затем рассмотрите внутренние и внешние источники, необходимые для
 каждого решения, при помощи "мозговой атаки". Эти источники являются
 доступными? Они являются подходящими?
  7. Оцените вероятность успеха каждой альтернативы. Отбросьте те,
 которые являются невозможными.
  8. Выберите две или три наиболее вероятные. На основе фактов и
 творческого воображения примите Ваше решение.
  9. Осознайте чувства, которые вызовут Ваши решения.
  Решения, которые оставляют "хорошие ощущения", могут удовлетворять все
 состояния Я. Решение, которое оставляет у Вас неприятные чувства, может
 заставлять Вашего Родителя и/или Ребенка сопротивляться ему и в
 действительности быть вредным для Вас или окружающих или может просто
 оказаться неправильным.
  10. Заключите контракт, необходимый для того, чтобы исполнить решение.
 Поставьте соответствующие вопросы Взрослого, которые подходят к Вашему
 контракту.
  1 1. Приведите в действие Ваше решение. Если это возможно, испытайте
 его в малом. Затем двигайтесь вперед с большей энергией.
  1 2. Оцените сильные и слабые стороны Вашего плана по мере
 осуществления. Сделайте необходимые поправки.
  13. Радуйтесь своим успехам. Не впадайте в уныние при неудачах. Изучите
 их и начинайте снова. Обдумайте утверждение Джона Дьюи: "Личность, которая
 по-настоящему мыслит, учится на своих неудачах точно так же, как и на своих
 успехах".
  Когда принимают решения Проигрывающие, то обычно, если дела идут плохо,
 они перекладывают вину на других. Когда решения принимают Выигрывающие, они
 принимают ответственность за свои решения независимо от того, оказались они
 правильными или ошибочными.
 
 
 
 
  10. АВТОНОМИЯ И ЭТИКА ВЗРОСЛОГО
  Человек в конечном счете сам решает за себя! И, в конце концов, любое
 образование должно быть направлено на воспитание способности принимать
 решения
  Виктор Франкл
  Достижение автономии является конечной целью трансакционного анализа.
 Автономия означает владение собой, определение своей собственной судьбы,
 принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от типов
 поведения, не относящихся к делу или неуместных "здесь и теперь".
  Каждый обладает способностью достичь определенной автономии. Но,
 несмотря на то что автономия является исконным правом человека с рождения,
 мало кто в действительности достигает ее. Берн пишет:
  Человек рождается свободным, но одна из первых вещей, которой он
 научается, -- делать то, что ему говорят, и он проводит остальную часть
 своей жизни, делая это. Так что его первое порабощение -- порабощение
 родителями. Он прикован к их инструкциям на веки вечные, оставляя за собой
 лишь право выбирать иногда собственные методы и утешать себя иллюзией
 автономии (1) (.См.: Э.Берн. Секс в человеческой любви. М., МКЦ, 1990, с.75.
 -- Прим. ред.)
  Люди испытывают иллюзию автономии, когда полагают, что изменили свой
 сценарий, а в действительности они лишь изменили декорации, роли, костюмы и
 т.д., но не сущность драмы. Например, человек, имеющий родительские
 предписания быть проповедником, может стать наркоманом, а затем с
 религиозным рвением обращать других в своих последователей. Смена обстановки
 может создавать у человека иллюзии свободы, хотя в действительности это --
 порабощение родительскими предписаниями, только замаскированное.
  Подобным же образом женщина со сценарием "Красавица и Чудовище" может
 верить, что освобождается от жизненных невзгод, разводясь с Чудовищем и
 заново выходя замуж, хотя на самом деле она может при этом менять одно
 Чудовище на другое.
  Подлинная автономная личность, согласно Берну, -- это такая личность,
 которая осуществляет "проявление или восстановление трех способностей:
 осознания, спонтанности и искренности" (2).
  Осознание
  Осознание -- это способность понимать то, что происходит в настоящем.
 Автономная личность является осознающей. Такая личность очищает от
 "засорения" Взрослого и начинает слышать, видеть, обонять, осязать, изучать
 и оценивать независимо. Отбрасывая старые мнения, которые искажают
 восприятие действительности, осознающая личность воспринимает мир скорее
 через личную встречу с ним, чем через то, как она была "приучена" видеть
 его.
  Зная, что жизнь преходяща, осознающая личность ценит природу
 настоящего. Она чувствует, что хотя какие-то секреты природы известны ей, но
 многие тайны еще предстоит открыть. Осознающая личность может, стоя на
 берегу озера, смотреть на цветы, чувствовать дуновение ветерка и испытывать
 благоговение. Осознающая личность может, взглянув на закат, воскликнуть:
 "О!"
  Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям своего
 тела, понимая, когда он напряжен или расслаблен, когда открыт или замкнут.
 Осознающая личность знает свой внутренний мир чувств и фантазий, не боится и
 не стыдится его.
  Осознающая личность умеет слушать других людей и давать активную
 обратную связь во время разговора. Осознающая личность не расходует свою
 психическую энергию на то, чтобы создавать проблемы, использовать различные
 уловки или планировать психические контратаки. Вместо этого она пытается
 улучшать контакты с другими людьми, устанавливая с ними искренние отношения,
 совершенствуясь в умении как говорить, так и слушать.
  Человек, осознающий самого себя, полностью находится в настоящем. Его
 мысль и тело реагируют в унисон ситуации "здесь и теперь"; тело не делает
 ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек
  -не говорит сердитых слов, когда улыбается,
  -не хмурится, когда ситуация вызывает смех,
  -не срывается посреди пикника, чтобы вернуться к "важным делам",
  -не составляет в уме важное деловое письмо, когда занят любовью,
  -не возвращается заново к событиям прошлой ночи, пока составляет важное
 служебное письмо на работе,
  -не носит розовые очки, чтобы не замечать происходящих вокруг событий,
  -не пирует во время чумы.
  Осознающие люди понимают, где они находятся, что делают и что по этому
 поводу чувствуют. Как заметил Авраам Линкольн: "Если мы сначала узнаем, где
 мы находимся и куда стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и
 как это делать".
  Первым шагом к интеграции является осознание с помощью Взрослого как
 контролера. Человек, начинающий осознавать, что ведет себя как тиран или
 бука, может решить, как отнестись к такому поведению, признать его своим и
 остаться таким, каков он есть, или сознательно отказаться от него. Перлз
 утверждает: "Все основывается на осознании" (3).
  Спонтанность
  Спонтанность -- это свобода выбора из полного спектра поведения и
 чувств Родителя, поведения и чувств Взрослого, поведения и чувств Ребенка
 (4). Автономная личность является спонтанной и в то же время гибкой, а не
 бездумно импульсивной. Такая личность видит, что существует много доступных
 выборов, и использует то поведение, которое ей кажется подходящим к ситуации
 и ее цели.
  Спонтанная личность свободна и принимает ответственность за свои личные
 выборы. Такая личность отвергает побуждение жить предопределенным образом и
 учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывать новые способы мышления,
 переживания и реагирования. Она постоянно расширяет и переоценивает
 репертуар возможного поведения.
  Спонтанная личность проявляет или восстанавливает способность принимать
 независимые решения. Такая личность признает Родителя и Ребенка как личную
 историю, но скорее принимает новые решения, чем остается во власти "судьбы".
 Когда личность не принимает самостоятельные решения, пусть и не всегда
 правильные, ее способности остаются ненаправленными, а поведение неясным и
 неустойчивым. Нерешительность, согласно Мартину Буберу, -- это порок, и этот
 порок представляет бесцельный круговорот способностей, без которых ничего
 нельзя достигнуть, но из-за которых, если их не направить и оставить
 нереализованными, все идет наперекосяк (5). В этом отношении автономная
 личность -- это личность, которая принимает решения, придающие
 целесообразность ее способностям. Эта личность сознательно и в разумных
 пределах принимает ответственность за выбранную ею судьбу.
  Принять сознательное решение в отношении себя в состоянии Я Взрослого
 означает быть свободным -- свободным, несмотря на инстинкты и побуждения,
 свободным, несмотря на наследственность и окружающее влияние. Виктор Франкл
 пишет:
  Конечно, у человека есть инстинкты, но он не находится полностью во
 власти этих инстинктов. Мы ничего не имеем против инстинктов и против людей,
 принимающих их. Но мы считаем, что такое принятие должно также предполагать
 возможность отказа, иными словами, оно должно быть свободным решением...
  ...что касается наследственности, то исследования наследственности
 показали, как высока степень свободы человека перед лицом
 предрасположенности. Например, близнецы, имея одинаковую
 предрасположенность, могут по-разному построить свою жизнь. Из двух
 одинаковых близнецов один становится ловким преступником, в то время как
 другой -- опытным криминалистом...
  ...что касается окружения, мы знаем, что не оно создает человека, но
 многое зависит от того, как человек воспринимает окружение, от его установки
 к нему (6).
  Однако от личности требуется большее, чем просто принимать решения.
 Если личность не поступает в соответствии с принятым решением, то такое
 принятие решения бессмысленно. Только когда этика и поведение личности
 соответствуют друг другу, личность является конгруэнтной (Конгруэнтность --
 умение быть самим собой в контактах с окружающими. -- Прим. ред.) и
 целостной. Спонтанная личность свободна "делать свои собственные дела", но
 не за счет эксплуатации и/или равнодушия к другим.
  Искренность
  Искренность -- это проявление Естественным Ребенком сердечности,
 теплоты и близости к другим. Многие люди страдают от неспособности быть
 искренними. Маслоу считает, что это особенно справедливо для американцев:
  ...американцы нуждаются в значительно большем количестве терапевтов,
 потому что они не знают, как быть искренними -- у них нет искренней дружбы
 по сравнению с европейцами и поэтому у них действительно нет близких друзей,
 с которыми можно отвести душу (7).
  Автономная личность имеет смелость дружить и быть искренней тогда,
 когда это уместно. Это особенно нелегко дается людям, которые сдерживают
 свои искренние чувства и у которых нет привычки проявлять их. Они могут
 чувствовать себя неловкими, даже фальшивыми, когда впервые пытаются
 отказаться от старых программ поведения. Тем не менее они делают такие
 попытки.
  В процессе развития способностей к искренности личность становится
 более открытой -- учится раскрепощаться, открывать другим свой внутренний
 мир, приспуская некоторые маски, -- но проявляет это качество всегда с
 осознанием Взрослого. Личность воздерживается от трансакций, которые мешают
 близости, избегает пренебрежений, пересекающихся трансакций или исполнения
 игр. Такая личность играет в игры только тогда, когда это является
 сознательным решением, возможно не желая тратить время или энергию на
 определенного человека или ситуацию. Она не заставляет других играть роли
 Преследователя, Спасителя, Жертвы или оставаться постоянным Ребенком,
 постоянным Родителем, постоянным Взрослым. Вместо этого она стремится быть
 открытой и аутентичной, существуя вместе с другими "здесь и теперь", видеть
 других через их неповторимость, а не через свои искажения отпереживаний
 прошлого. Такая личность никогда не прибегает к обвинениям:
  "Ты в точности такая же неряха, как и твоя мать!"
  "Мой отец мог починить все, что угодно. Почему ты не можешь исправить
 хотя бы кран, чтобы из него не капала вода?"
  "Ты точно, как мой брат, всегда хнычешь, если что-нибудь хочешь!"
  "Ты точно, как моя сестра, всегда все должно быть по-твоему!"
  Люди, которые отвергают осознание, спонтанность и искренность, тем
 самым отвергают ответственность за свой образ жизни. Они считают себя
 удачливыми или неудачливыми, полагая без сомнений, что
  так предназначено быть и этого не изменить,
  так предназначено быть и этого не нужно изменять,
  так предназначено быть и только-- -- -- -- -- может изменить это.
  В противоположность этому автономные личности сосредоточены на
 "существующем, настоящем". Они позволяют развиваться своим способностям и
 поддерживают других в том, чтобы поступать так же. Они проецируют свои
 способности в будущее как реальные намерения, которые придают направленность
 и цель жизни. Если они и жертвуют чем-либо, то только меньшей ценностью ради
 большей, в соответствии с собственной системой ценностей. Они заняты не тем,
 как получить больше, а тем, как быть чем-то большим.
  Интеграция Взрослого
  Люди, стремящиеся к автономии, расширяют свои способности к осознанию,
 спонтанности и искренности. По мере того как это "происходит, они развивают
 интегрированное состояние Я Взрослого. Пропускание все большей и большей
 информации от Родителя и Ребенка через своего Взрослого и изучение новых
 типов поведения является частью процесса интеграции. Берн так описывает
 интеграцию Взрослого (8):
  ...видимо, во многих случаях определенные детские качества
 интегрируются в состоянии Я Взрослого образом, отличным от процесса
 "засорения". Механизм этой интеграции еще следует прояснить. Ее можно
 наблюдать у людей, которые ведут себя как Взрослый, обладая при этом
 сердечностью и открытостью, по природе напоминающими детские. Кроме этого,
 они проявляют чувства доверия к остальному человечеству, которые можно
 обозначить классическим термином "патос". С другой стороны, существуют
 моральные качества, являющиеся всеобщими для людей, принявших на себя
 взрослые обязанности, такие, как мужество, искренность, терпимость и
 надежность, которые проявляются не как сплошные частные предрассудки, а как
 общечеловеческие идеалы. В этом смысле можно сказать, что Взрослый должен
 иметь и детские, и этические стороны. Но эта тема остается наиболее неясной
 в структурном анализе, так что в настоящее время прояснить ее на клиническом
 языке представляется невозможным. Для учебных целей и для возможности
 объяснить некоторые клинические явления тем не менее было бы целесообразно
 подразделять Взрослого на три области (см. рис. 44).
 
  ...на языке трансакций это означает, что каждый поступающий, как
 Взрослый, должен в идеале проявлять три ряда качеств: личную
 привлекательность и отзывчивость, объективность, моральную ответственность.
 (9).
  ...такая интегрированная личность является обаятельной и т.п., смелой и
 т.п. в состоянии Взрослого, какие бы качества она ни имела в своем состоянии
 Ребенка и Родителя. Дезинтегрированный человек может превращаться в
 обаятельного и может чувствовать, что должен быть смелым (10).
  Личность в процессе интеграции принимает ответственность за все, что
 чувствует, что думает, во что верит, а также за развитие собственной
 этической системы жизни -- этоса. Личность также собирает информацию и
 производит объективные подсчеты (11). Кроме этого, личность развивает
 доброжелательность и испытывает эмоции страсти, нежности и сострадания --
 патос.
  В течение этого процесса состояния Я проходят ряд изменений, которые
 показаны на рис. 45.
 
  Личность с интегрированным Взрослым может временами возвращаться к
 архаическому поведению из Родителя или Ребенка. Перлз утверждает, что этого
 не происходит при полной интеграции. Тем не менее в ходе процесса интеграции
 личность становится все более ответственной за свою жизнь.
  Интегрированная личность подобна тем, кого Эрих Фромм называет
 полностью развитой личностью (12), и тем, кого Абрахам Маслоу называет
 самоактуализированной личностью. Кроме того что такие люди используют свои
 способности и знания, они, как утверждает Маслоу, принимают ответственность
 за других так же, как за себя, и обладают воистину детскими способностями к
 осознанию и радости:
  Эти люди обычно имеют призвание в жизни, какую-нибудь задачу для
 осуществления, какую-либо проблему вне самих себя, которая занимает большую
 часть их энергии. в основном эти задачи являются общими и бескорыстными,
 сосредоточенными скорее на благе общества в целом или человечества... Обычно
 занятые общечеловеческими проблемами и вечными вопросами, такие люди живут в
 наиболее широком смысле этого слова... Они живут с ценностями, которые имеют
 всеобщий, а не местный характер и выражаются скорее в терминах столетий, чем
 момента... Они имеют прекрасные способности снова и снова ценить свежесть и
 непосредственность, основные качества жизни, относясь к ним с благоговением,
 удовольствием, удивлением и даже восторгом, какими бы банальными эти
 переживания ни становились для других (13).
  По-видимому, когда личность наиболее полно проявляет свои способности,
 она находится в процессе интеграции Взрослого. Такая личность проявляет

<< Пред.           стр. 30 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу