<< Пред.           стр. 4 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 -- Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом; как
 Взрослый -- Взрослый при решении каких-либо проблем; как Ребенок -- Ребенок
 или Родитель -- Ребенок, когда веселятся вместе. Личность может
 взаимодействовать с любым состоянием Я другой личности, находясь сама в
 состоянии Я Родителя, или Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствует
 ожидаемому, то трансакция является дополнительной. Линии коммуникации
 открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом.
  Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. -- все вносит свой вклад
 в смысл каждой трансакции. Чтобы полностью понять сказанное, необходимо
 учитывать невербальные аспекты трансакции так же хорошо, как и произнесенные
 слова.
  Для лучшего понимания следующих примеров предполагается, что
 воздействия являются непосредственными, а словесные и невербальные сообщения
 совпадают. Любой пример в лучшем случае является учебной приближенной
 схемой. Для большей точности необходимо знать реальные состояния Я Родителя,
 Взрослого и Ребенка каждой личности.
  Обмен сведениями в трансакции
  Взрослый/Взрослый
  1. Какой начальный оклад у этой должности?
  2. Десять тысяч долларов.
 
 
 
 
 
 
  Трансакция сочувствующие
  Родитель/Родитель
  1. Дети так скучают без отца.
  2. Да, давайте возьмем их в парк немного порезвиться.
 
 
 
 
 
 
 
  Трансакция игривые Ребенок/Ребенок
  1. Ты мне действительно нравишься.
  2. Ты мне тоже нравишься.
 
 
 
 
 
 
  Трансакция
  Ребенок/заботливый Родитель
  1. Я так волнуюсь за моего сына, что не могу сосредоточиться на этом
 отчете.
  2. Вы можете раньше уйти с работы, чтобы пойти в больницу и навестить
 его.
 
 
 
 
 
 
  Трансакция с обратной связью
  раздраженный Ребенок/ выслушивающий Взрослый
  1. Я так взбешен, что готов выкинуть этот проклятый магнитофон в окно.
  2. Что это тебя так рассердило, что ты хочешь его выкинуть? И чего ты
 этим добьешься?
 
 
 
 
 
 
  В каждой из вышеприведенных трансакций коммуникации являются открытыми,
 поскольку реакции являлись ожидаемыми и соответствующими стимулам. Но так
 происходит не всегда. Иногда на стимулы реагируют неожиданным или
 несоответствующим образом, линии коммуникации при этом пересекаются.
  Пересекающиеся трансакции
  Когда два человека стоят, свирепо глядя друг на друга, поворачиваются
 спиной друг к другу, не хотят продолжать разговор или приведены в
 замешательство тем, что только что произошло между ними, то вероятно, они
 только что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакция
 возникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция.
 Активизируется неподходящее состояние Я, и линии коммуникации пересекаются.
 С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или
 изменить направление разговора. Если муж нечутко отвечает своей глубоко
 опечаленной жене: "Ну как ты думаешь, я себя чувствую!", то он, вероятно,
 тем самым отталкивает ее от себя (см. рис. 8).
 
  Пересекающиеся трансакции -- частые источники неприятностей,
 возникающих между людьми: между родителями и ребенком, между мужем и женой,
 между руководителем и подчиненным, между преподавателем и студентом и т.д.
 Человек, начинающий трансакцию и ожидающий определенный ответ, не получает
 его. Он чувствует, что ему перечат, и часто испытывает чувство пренебрежения
 и непонимания.
  1. Босс:
  Который сейчас час?
  2. Секретарь: Вы вечно торопитесь
 
 
 
 
 
  1. Муж. Ты можешь повести машину сегодня вечером?
  2. Жена: Сегодня у меня тысяча дел. Джонни ждет торт ко дню рождения.
 Нужно показать кошку ветеринару, а ты еще хочешь усадить меня за руль!
 
 
 
 
 
 
  1.Босс:
  Мне необходимы
 двадцать пять экземпляров этого доклада для вечернего заседания коллегии. Не
 могли бы Вы приготовить их для меня?
  2.Секретарь: Ваше счастье, что Вы можете поручить мне во всем
 заботиться о Вас.
 
 
 
 
 
  1. Ученый А: Возможно, в этом эксперименте могли участвовать некоторые
 переменные, которые мы не учли.
  2. Ученый В: Если это и так, то кто сможет все учесть?
 
 
 
 
  1. Жена: Я хотела бы взять машину в пятницу вечером и заехать поболтать
 к сестре.
  2. Муж: Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени.
 
 
 
 
 
  1. Руководитель: Вы не видели контракт с Уиллоузом, мисс Смит?
  2. Секретарь: Если бы Вы действительно руководили нашим отделением так,
 как это Вам кажется, Вам не нужно было бы спрашивать меня, где находится
 контракт с Уиллоузом.
 
 
 
  1. Джон: Давай повеселимся.
  2. Маршия: Ты можешь хоть когда-нибудь быть серьезным?
 
 
 
 
 
 
 
  Трансакции могут быть прямыми или косвенными, откровенными или
 разбавленными, интенсивными или вялыми.
  Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек говорит с
 другим, надеясь повлиять на третьего, который их слышит. Например, мужчина
 может быть слишком робким, чтобы сказать прямо своему шефу то, что он хочет,
 и он говорит это сотруднику, надеясь, что шеф "получит сообщение".
  Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный, полунежный оттенок.
 Сообщение скрывают в форме подшучивания. Например, один студент может
 сказать другому: "Эй, гений, когда ты собираешься закончить эту книгу? Я
 тоже хочу прочитать ее". Тот может бросить ему книгу со словами: "Вот она,
 ротозей. Лови ее, если сможешь".
  Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаются
 отсутствием глубоких чувств. Так происходит, например, когда жена говорит
 мужу: "Хотела бы я знать, мы выберемся поужинать сегодня вечером вместе?",
 -- а он отвечает: "Мне все равно, дорогая. Как ты скажешь, дорогая".
  При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и
 откровенными и, в случае необходимости, интенсивными (9). Эти трансакции
 являются дополнительными и свободными от скрытых мотивов.
  Скрытые трансакции
  Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от
 дополнительных и пересекающихся трансакций тем, что включают более двух
 состояний Я, так как скрытое сообщение, маскируется в них под социально
 приемлемой трансакцией. Именно таково содержание избитой фразы: "Вы не
 хотели бы подняться ко мне посмотреть мои гравюры?" В этом примере Взрослый
 говорит одно, в то время как Ребенок при помощи намека сообщает нечто другое
 (см. рис. 16).
 
  Когда продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: "Это наша самая
 великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас",
 то его слова могут быть восприняты как состоянием Я Взрослого клиента, так и
 его состоянием Я Ребенка (см. рис. 17). Когда их слышит Взрослый, ответ
 может быть таким: "Да, Вы правы, учитывая, сколько я получаю". В то время
 как Ребенок может ответить: "Я беру ее. Это как раз то, что я хочу".
 
 
  Аналогично скрытое сообщение передается, когда машинистка представляет
 своему шефу письмо с несколькими типичными ошибками и этим провоцирует его
 сделать ей Родительское назидание (см. рис. 18). То же происходит, когда
 студент постоянно опаздывает с выполнением заданий, отсутствует на занятиях,
 неразборчиво пишет контрольные или каким-либо другим образом вызывает
 Родительскую критику преподавателя.
 
  Подобный тип скрытой трансакции имеет место в следующем случае.
 Сотрудник, "исправившийся алкоголик", приходит на работу с похмелья, с
 блеском в глазах и похваляется перед сослуживцем: "Ну, парень, я все проклял
 прошлой ночью, напился до бесчувствия. Ну и голова же у меня сегодня!" На
 первый взгляд он просто делится информацией. Однако на скрытом уровне
 состояние Я Ребенка алкоголика надеется вызвать у состояния Я Родителя
 своего собеседника снисходительную улыбку и тем самым прощение его срыва.
  Но вместо отклика Родителя своего собеседника алкоголик может вызвать
 отклик его Ребенка, и тот рассмеется над несчастьем коллеги. Если сотрудник
 смеется из состояния Я Родителя или Ребенка, он усиливает Родительское
 мнение, обычно невербально выражаемое алкоголику как Ребенку: "Тебе же будет
 хуже, пропащий ты человек". Этот неуместный смех или неуместную улыбку Клод
 Стейнер называет трансакцией виселицы (10). Улыбка способствует затягиванию
 петли и подкрепляет деструктивное поведение алкоголика.
 
  Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакцией
 виселицы. Например, в случае, когда
  -учитель насмехается над "тупостью" ученика;
  -мать смеется над своим упавшим ребенком;
  -отец с сияющей улыбкой следит, как опасно рискует его сын.
  Трансакции виселицы, подобно другим трансакциям со скрытыми мотивами,
 широко распространены среди Проигрывающих, которые пользуются ими для того,
 чтобы играть в психологические игры.
 
 
 
 
  Игры, в которые играют люди
  Люди играют в психологические игры, которые напоминают такие игры, как
 бридж, шашки, "Монополия". Для того чтобы играть, игроки должны знать
 правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж в
 то время, как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся
 хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую
 плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в них
 играют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые играют в покер тоже
 не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как "часто
 повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне
 разумное обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой"
 (11). Чтобы последовательность трансакций образовала игру, необходимо
 наличие трех аспектов:
  Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на
  социальном уровне.
  Скрытая/трансакция,
  которая является сообщением, лежащим
  в основе игры.
  Ожидаемая расплата,
  которая завершает игру и является ее
  настоящей целью.
  Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между
 играющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что
 они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о
 себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.
  Хотя в психологические игры играют, чтобы выиграть, люди, для которых
 игры стали стилем жизни, не могут быть Выигрывающими. Иногда для того, чтобы
 выиграть, личность ведет себя как Проигрывающий (см. рис. 20). Например, в
 игре "Пни Меня", играющий пытается вызвать у своего партнера неуважительную
 к себе реакцию.
  Студент: Я очень поздно лег прошлой ночью, но так и не выполнил
 задание.
  (Скрытое: Я плохой мальчишка, ударьте меня.)
  Преподаватель: Вам не повезло. Сегодня последний день, когда я могу
 принять эту задолженность. (Скрытое: Ты плохой мальчишка, и вот тебе пинок.)
  Играющие в игру "Пни Меня", хотя могут это и отрицать, стремятся
 привлечь к себе тех, кто хочет подыграть им и желает кого-нибудь "пнуть".
  Каждая игра имеет первый ход. Первый ход может быть бессловесным
 действием: холодно отвернуться, кокетливо подмигнуть, погрозить пальцем,
 хлопнуть дверью, обнаружить грязь в доме, прочесть чужую почту или мрачно
 молчать. Первый ход может быть фразой:
  "У тебя такой одинокий, отсутствующий вид..."
 "Как ты можешь ходить в школу в таком виде!"
 "Он критиковал тебя. И ты собираешься терпеть это?"
 "Разве это не ужасно, что..."
  Любимой игрой Барбары и Тома была игра "Скандал". Они оба знали первый
 ход и потому каждый мог начать ее. Стоило только игре начаться, как она
 переходила в предсказуемый ряд трансакций и достигала своей кульминации,
 превращаясь в громкую ссору. Оканчивалась игра всегда одним и тем же --
 враждебным уходом. Расплатой за игру было избегание близости.
  Чтобы начать игру, Барбара молча провоцирует партнера своим поведением
 (или то же делает Том): курением одной сигареты за другой, надутым видом,
 уединением, раздраженными действиями. Когда партнер втянут в игру, она
 началась. По мере продолжения игры партнер зарабатывает пренебрежительные
 замечания в свой адрес. После обмена обидными словами супруги окончательно
 отдаляются друг от друга.
  Игру начинает Барбара
  Барбара: (С недовольной гримасой на лице выкуривает одну за одной
 несколько сигарет.)
  Том: Что случилось? Что-нибудь не в порядке?
  Барбара Это не твое дело!
  Том: (Уходит в ближайший бар.)
  Барбара: (Разражается гневом, когда возвращается Том. Следует долгая
 баталия, заполненная обвинениями и контробвинениями. Расплата наступает,
 когда Барбара вся в слезах бежит в спальню и хлопает дверью. Том удаляется
 на кухню за новой порцией виски. В этот вечер они больше не вступают в
 контакт.)
  Игру начинает Том
  Том: (Приготовляет себе выпить, выходит в свой кабинет и закрывает
 дверь.)
  Барбара: Почему ты не приготовил выпить и для меня? Что-нибудь
 произошло?
  Том: Могу я побыть хоть несколько минут один!
  Барбара: Если ты хочешь остаться один, я могу уйти! (Барбара идет в
 универмаг, делает покупки, которые обычно не может себе позволить, и
 возвращается, неся несколько пакетов.)
  Том: (Срывается в гневе из-за того, на что Барбара потратила деньги.
 Игра завершает полный цикл, когда Барбара начинает неистово топать ногами, а
 Том выносит свою постель в кабинет.)
  Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же
 слова с теми же интонациями, меняется только время и место. Повторение игры

<< Пред.           стр. 4 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу