<< Пред.           стр. 5 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 может восприниматься как ощущение, что это уже проходило раньше.
  Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально
 приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня.
 Берн различает:
  а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;
  б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб,
 но которые игроки будут, скорее всего, скрывать от посторонних;
  в) игры третьей степени, которые играют раз и навсегда и которые
 заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге (12).
  Игры индивидуально программируются. Их исполняют из состояния Я
 Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я
 Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я
 Ребенка, если они основаны на ранних жизненных переживаниях, решениях и на
 позициях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве.
  Дни решений
  К восьми годам у детей развивается представление о своей ценности. У
 них также формируется представление о ценности окружающих. К этому времени
 выкристаллизовывается их жизненный опыт, и они решают, что он означает для
 них, какие роли и как они собираются играть. Такие дни являются днями
 решений ребенка (13).
  Когда решения о себе и других принимаются слишком рано, они могут
 оказаться совершенно нереалистичными. Эти решения, по всей вероятности, и
 будут отчасти искаженными или нерациональными, так как ребенок воспринимает
 мир лишь через призму собственного существования. Эти искажения могут
 достичь различной степени патологии, от непоследовательности в поведении до
 серьезных нарушений. Тем не менее они кажутся логичными и имеющими смысл для
 ребенка в тот момент, когда он принимает их. Следующая история, рассказанная
 Бетти, женщиной сорока трех лет, которая двадцать лет была женой алкоголика,
 иллюстрирует влияние ранних решений.
  Иллюстрирующий пример
  Мой отец был хроническим алкоголиком. Когда он напивался, то кричал на
 меня и пытался ударить. Я пряталась от него. Однажды он пришел домой более
 пьяный, чем обычно. Он схватил кухонный нож и начал метаться по дому. Я
 спряталась в платяной шкаф. В шкафу было темно и страшно, и мне казалось,
 что вещи бьют меня по лицу. Мне тогда было около четырех лет. В этот день я
 решила, что мужчины -- это грубые животные, которые всегда будут только
 обижать меня. Я была крупным ребенком и помню, как думала тогда: "Если бы я
 была меньше, он любил бы меня" и "Если бы я была более красивой, он любил бы
 меня". Я всегда считала, что я ничего не стою.
  Дни решений приводят людей к принятию психологических позиций (14). В
 вышеприведенном случае женщина приняла позицию "Я ничего не стою" ("Я -- не
 о'кей") и "Мужчины -- это животные, которые будут обижать меня" ("Мужчины
 г-- не о'кей"). На основе этих позиций она выбирала людей, которые играли
 определенные роли, соответствующие ее жизненному сценарию.
  Бетти вышла замуж за "животное", ее муж был алкоголиком. В дополнение к
 этому она часто играла на людях в игру "Насильник". Привлекая мужчину
 беседой, она пыталась его соблазнить. Если он поддавался на это, то она с
 возмущением отвергала его, еще раз убеждаясь, что "мужчины -- это животные,
 которые хотят обидеть ее".
  Психологические позиции
  Когда люди принимают психологические позиции относительно себя, они
 могут решить:
  Я остроумный. Я глупый. Я сильный. Я ненормальный.
  Я славный. Я ужасный. Я ангел. Я дьявол.
  Я все делаю неправильно Я никогда не ошибаюсь.
  Я лучше всех. Я не заслуживаю того, чтобы жить.
  Когда люди принимают психологические позиции относительно других, они
 могут решить:
 
 
  -Люди дадут мне все,
  что я захочу. Люди чудесны.
 
  -Никто мне ничего не
  даст. У людей и в мыслях нет делать
  добро.
 
  -Кто-нибудь мне поможет, когда возникнет необходимость.
 
 
  -Когда мне что-нибудь
  понадобится, никого не будет рядом.
 
 
  -Меня все любят.
 
  -Меня никто не любит
 
  -Люди симпатичны
 
  -Каждый человек низок
 
 
  В основном вышеприведенные позиции являются позициями "Я -- о'кей" или
 "Я -- не о'кей" и "Вы -- о'кей" или "Вы -- не о'кей". Эти психологические
 позиции, принимаемые относительно себя и других, образуют четыре основных
 типа позиций (15). Первый тип является позицией Выигрывающего, но даже
 Выигрывающие могут изредка испытывать чувства, сходные с остальными тремя
 типами позиций.
  Первая позиция: "Я -- о'кей, Вы -- о'кей" -- психологически здоровая
 позиция. Люди с такой позицией относительно себя и других могут
 конструктивно решать свои проблемы. Их ожидания, вероятно, будут адекватны.
 Они признают значимость других.
  Вторая, или проективная, позиция: "Я -- о'кей, Вы -- не о'кей" -- это
 позиция людей, которые чувствуют себя обманутыми или преследуемыми и поэтому
 обманывают или преследуют других. Они упрекают других в своих ошибках.
 Аферисты и преступники часто имеют эту позицию, принимающую форму
 параноидного поведения, которое в крайних своих проявлениях может привести к
 убийству.
  Третья, или интроективная, позиция: "Я -- не о'кей, Вы -- о'кей" --
 позиция людей, чувствующих свое бессилие, когда они сравнивают себя с
 другими. Эта позиция приводит их к отдалению от людей, депрессии и в крайних
 случаях к самоубийству.
  Четвертая, или позиция тщетности: "Я -- не о'кей, Вы -- не о'кей" --
 позиция тех, кто теряет интерес к жизни, кто проявляет шизоидное поведение и
 кто в крайних случаях совершает самоубийство или убийство.
  Люди с первой позицией чувствуют. "Жизнь стоит эго, чтобы жить". Со
 второй позицией они чувствуют, "Ваша жизнь немногого стоит". С третьей
 позицией: "Моя жизнь немногого стоит". И с четвертой позицией: "Жизнь вообще
 ничего не стоит".
  Пол и психологические позиции
  Психологические позиции зависят также от пола. При формировании
 идентичности личность принимает две позиции или оценки себя, одна из них
 является общей, а другая -- половой. Иногда эти позиции подобны, иногда
 различны. Например, некоторые принимают относительно своей профессиональной
 деятельности позицию о'кей, но как мужчины или женщины -- позицию не о'кей.
 Когда это происходит, они могут играть в такие половые игры, как "Насильник"
 или "Катись Отсюда". Древний миф о Кадме отражает эту двойственность
 личности. Кадм был талантливым строителем древнего города Фивы, но в своей
 семье, как мужчина, казался неудачником. Его потомки пережили много
 несчастий. Знаменитый Эдип был одним из них.
  Во время занятий в психотерапевтической группе современный Кадм о той
 же проблеме говорил так: "Я знаю, что я способный архитектор, но я чувствую
 себя 'терпящим фиаско как мужчина, особенно дома, в моей семье". Одна
 женщина, член группы, ответила ему: "Я понимаю вас. Я достигла самых высоких
 педагогических успехов, но я не чувствую себя женщиной". Многие высказывания
 отражают психологическую позицию по отношению к определенному полу (16).
 
 
  Я никогда не смогу понять мужчину/женщину
 
  Я никогда не стану настоящим мужчиной/женщиной
 
  Я красивый
 
  Женщинам доверять нельзя.
 
 
  Женщины -- это тираны
 
  Мужчины -- это тираны
 
  Женщины милы и нежны
 
  Мужчины защитят меня
 
 
  Некоторые люди принимают психологическую позицию, считая, что один пол
 -- о'кей, а другой -- не о'кей.
  Мужчины умны, а женщины глупы.
  Мужчины порочны, а женщины чисты.
  Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы
 сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становится ее жизненной
 позицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем
 резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей
 психологической Позиции. Этот процесс можно изобразить следующим образом:
  Переживания RРешения RПсихологические позиции RСценарий, подкрепляющий
 поведение
  Введение в анализ сценария
  Сценарий можно кратко определить как жизненный план, удивительно
 напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть.
  Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве. Он
 находится в состоянии Я Ребенка и "записывается" через трансакции,
 происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые они играют,
 являются частью этого сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может
 лучше понять свой жизненный сценарий.
  Иллюстрирующий пример
  Во время занятий в группе Фред рассказывал: "Если я услышал это один
 раз, то я услышу это сотни раз: "Ну что за глупость ты делаешь, Фред. Ты
 можешь сделать хоть что-нибудь правильно?" Я не мог говорить достаточно
 быстро с моими родными и до сих пор иногда заикаюсь. В школе я всегда был
 последним в классе и хорошо помню учителей, говоривших: "Это глупый вопрос,
 Фред". Учителя напоминали мне мою маму. При зачитывании отметок успеваемости
 мое имя было последним, и дети смеялись надо мной. Затем я поступил в высшую
 школу, и консультант сказал мне, что я могу учиться лучше, что я не глуп, а
 только ленив. Я просто не пытался заставить себя".
  На последующих занятиях Фред понял, что в детстве он принял позицию "Я
 глуп. Я не о'кей". Он считал себя неудачником и играл эту роль. Хотя Фред
 был неуспевающим, он остался в школе и играл в игру "Тупица", получая низкие
 оценки, вызывая унизительные и недовольство учителей. Это укрепило его
 основную психологическую позицию. Фред обнаружил, что его сценарий был
 сценарием Проигрывающего. В состоянии Я Ребенка он чувствовал себя глупым и
 играл роль Тупицы. Он также обнаружил, что его Родитель согласен с этой
 позицией и, образом, поощряет его терпеть неудачу. Анализ состояний Я,
 проведенный Фредом, дал его Взрослому объективные сведения о том, кем он
 был, как он приобрел эти черты и какую роль они играли в его жизни. Это
 позволило Фреду решить, какое состояние Я будет управлять его жизнью. В
 конце концов его Взрослый полностью победил. Фред вернулся в колледж и
 достиг хороших успехов в учебе.
  После того как он обнаружил, что его сценарий был сценарием
 Проигрывающего, Фред решил, что он не должен больше быть Проигрывающим. Он
 может стать Выигрывающим, если только захочет этого. Берн пишет: "Основной
 целью трансакционного анализа является анализ сценария, так как этот
 сценарий определяет судьбу и идентичность личности)" (17).
 
  Резюме
  Современные люди носят много масок и имеют много видов психологической
 защиты, из-за которых их подлинная сущность остается ограниченной и не
 осознанной даже для них самих. Возможность встречи со своей подлинной
 сущностью -- изучение своей самости -- может быть пугающей и фрустрирующей.
 Многие боятся открыть самое плохое в себе. Они также испытывают скрытый
 страх перед возможностью обнаружить самое хорошее.
  Открыть самое плохое означает не страшиться принять решение продолжать
 или прекратить прежний образ жизни. Узнать самое хорошее означает оказаться
 перед решением: быть или не быть достойным этого. Каждое открытие может
 повлечь за собой изменения, а это вызывает тревогу. Однако это может быть
 творческая тревога, которую можно рассматривать как внутреннее побуждение --
 побуждение к развитию своих возможностей быть Выигрывающим.
  Трансакционный анализ является методом, помогающим узнать себя, узнать,
 как Вы относитесь к другим, и раскрыть драматическую линию Вашей жизни,
 принятую Вами. Единицей структуры личности является состояние Я. Через
 осознание состояний Вашего Я Вы можете дифференцировать различные источники
 Ваших мыслей, чувств, типов поведения. Вы можете понять, где они согласованы
 друг с другом, а где нет. Вы можете более осознанно использовать свои
 возможности.
  Единицей измерения в межличностных отношениях является трансакция. С
 помощью анализа трансакций Вы можете более осознанно управлять своим
 влиянием на других и их влиянием на Вас. Вы можете определить, когда Ваши
 трансакции дополнительные, когда пересекающиеся или скрытые. Вы также можете
 узнать, в какие игры Вы играете.
  Трансакционный анализ -- это практическая система рекомендаций, с
 помощью которой Вы можете оценить прежние решения и поведение и изменить то,
 что, по Вашему мнению, было бы желательно изменить.
  Упражнения
  Выберите место, где Вам не могли бы помешать. Выделите время,
 достаточное, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях,
 рассмотрите следующие вопросы.
  1. Изучение состояний Вашего Я
  Ваш Родитель
  * Вспомните что-нибудь в своем поведении, что Вы заимствовали от
 родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему супругу/супруге,
 ребенку, друзьям или коллегам по работе.
  * Вспомните какое-нибудь родительское утверждение, которое Вы до сих
 пор слышите внутри себя и которому Вы следуете, с которым Вы боретесь или
 перед которым чувствуете смущение.
  Ваш Взрослый
  * Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы собрали факты и на их
 основе приняли разумное решение. Вспомните недавнюю ситуацию, в которой Вы
 чувствовали себя враждебно настроенным и агрессивным (или рассерженным,
 подавленным и т.д.) и тем не менее были способны разумно и правильно
 действовать, несмотря на Ваши чувства.
 
  Ваш Ребенок
  * Вспомните какую-нибудь форму манипулирования, которую Вы использовали
 в детстве и применяете до сих пор.
  * Вспомните, что доставляло Вам радость в детстве и что Вы с
 удовольствием делаете до сих пор.
  2. Состояния Вашего Я и Ваши чувства
  Представьте себя дома одного в грозовую ночь. Вы проспали несколько
 часов. Неожиданно раздается звонок в дверь, и по бою часов Вы узнаете, что
 сейчас три часа ночи.
  * Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?
  * Что бы Вы почувствовали в детстве? Чувствуете ли Вы то же и теперь?
  * Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия
 сходными с действиями одного из Ваших родителей?
  * Как Вы считаете, что "лучше всего" сделать?
  Представьте, что Вы пришли, как обычно, на работу. Ваш чем-то
 рассерженный руководитель уже ожидает Вас и неожиданно обрушивается на Вас с
 обвинениями в том, что Вы забыли что-то сделать.
  * Какие чувства и мысли возникли у Вас? Что Вы станете делать?
  * Какие чувства возникли бы у Вас в
 детстве, если начальник был Вашим родителем или учителем? Чувствуете ли Вы
 то же и теперь?
  * Как поступил бы каждый из Ваших родителей? Будут ли Ваши действия
 сходными с действиями одного из Ваших родителей?
  * Как Вы считаете, как нужно "лучше всего" поступить?
  3. Анализ трансакций
  * Вспомните какую-либо трансакцию, которая была сегодня. Попробуйте
 начертить ее. Не считаете ли Вы, что это была скрытая трансакция, которая
 содержала скрытое сообщение? Если да, то включите ее в схему (см. рис. 21).
  4. Ваша о'кей позиция
  Представьте себя лицом к лицу с человеком, являющимся для Вас
 авторитетом, который смотрит Вам прямо в глаза и спрашивает: "Вы чувствуете,
 что Вы о'кей или не о'кей?"
  * Какие бы у Вас возникли чувства и мысли? Что бы Вы ответили?
  * Можете ли Вы вспомнить, когда Вы решили, что Вы о'кей или не о'кей?
  * Вообразите эту сцену снова. Кто при этом присутствовал и что при этом
 происходило? Попытайтесь снова пережить ее.
  5. Ваша половая о'кей позиция
  Представьте себе ситуацию, в которой важна Ваша половая роль.
 Вообразите себя супругом/супругой, другом/подругой или родителем. Вы
 чувствуете себя о'кей или не о'кей мужчиной/женщиной?
  * Вспомните установки Ваших родителей по отношению к Вашей
 мужественности/женственности? Попытайтесь вспомнить, какие слова они при
 этом говорили.
  * Попытайтесь вспомнить какой-нибудь эпизод из Вашей жизни, в котором
 имел значение Ваш пол, и попробуйте пережить его заново.
 
  3. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОНТАКТАХ И СТРУКТУРИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ
  Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко.
  Если смотришь на меня и улыбаешься мне,
  Если слушаешь, что я иногда говорю,
  Перед тем, как творишь сам,
  Я вырастаю, действительно вырастаю.
  Брэдли (9 лет)
  Каждому человеку необходимо общение с людьми и признание с их стороны,
 каждый нуждается в том, чтобы делать что-нибудь во время, отведенное ему
 между рождением и смертью. Это и есть биологические и психологические
 потребности, которые Берн называет "жаждой". Жажду общения и признания можно
 "утолить" с помощью контактов, которые являются "любым действием,

<< Пред.           стр. 5 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу