<< Пред.           стр. 8 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 отрицательный опыт в этой области и Вы хотите расширить свои способности, то
 никогда не поздно начать учиться этому.
  Обучение тому, как изменить старые привычки проявления пренебрежения,
 не всегда дается легко. Тем не менее люди способны осознать, как они
 пренебрегают собой и остальными, и развивать новый стиль поведения. Вместо
 того чтобы давать пренебрежительные оценки, они могут сознательно
 активизировать свое состояние Взрослого, чтобы сдерживать деструктивные
 замечания и поведение. Они могут фильтровать через состояние Я Взрослого то,
 что они выбирали из состояния Я Родителя и Ребенка. Вместо пренебрежения они
 могут создавать положительные контакты с окружающими. Они принимают
 ответственность за свое поведение.
  Родителям, которые пытаются добиться таких изменений, обычно требуется
 больше данных Взрослого. Они нуждаются в психологической помощи (12). Им
 необходимо изучать развитие детей, наблюдать родителей, чьи воспитательные
 методы действуют более успешно, работать над трансакциями, которые служат
 для поддержания детей.
  Когда люди принимают решение поступать таким образом, они разговаривают
 открыто, их сообщения становятся более соответствующими ситуации -- ясными,
 содержательными, прямыми и уместными. Когда маленькая девочка спрашивает,
 может ли она надеть новое платье, родители отвечают ей "да" или "нет" и
 рационально объясняют почему. Когда жена спрашивает мужа, когда он вернется
 домой, он отвечает ей то, что ему известно об этом.
  Время структурируется в процессе получения, передачи и избегания
 контактов. Отдаление -- один из путей избегания контактов. Ритуалы и
 развлечения предусматривают минимальные контакты на поверхностном уровне.
 Игры также являются источником контактов -- часто отрицательных.
 Деятельность и искренность, дающие положительные контакты, отличают
 Выигрывающих.
  Упражнения
  1. Вы и контакты
  Чтобы лучше осознать тип Ваших контактов, вспомните, как Вы провели
 последние сорок восемь часов. Оцените Ваши способности давать и принимать
 контакты.
  * С кем Вы контактировали? Как Вы контактировали? Положительно?
 Отрицательно?
  * Избегали ли Вы контактов с кем-либо? Почему? Хотели ли Вы контактов с
 кем-либо? Почему?
  * Кто контактировал с Вами? Как они контактировали? Положительно?
 Отрицательно?
  * Избегали ли Вы чьего-либо желания контактировать с Вами? Почему?
 Хотели ли Вы, чтобы кто-либо контактировал с Вами?
  Теперь представьте себе континуум потребностей в контактах, один конец
 которого соответствует полному избеганию контактов, а второй -- полному и
 непрерывному стремлению к контактам. Где Вы расположите себя на этом
 континууме? Где Вы хотели бы быть расположены? (см. рис 23)
 
  Теперь, используя континуум потребностей в контактах, оцените частоту
 Ваших контактов, их напряженность, искренность (см. рис. 24).
 
  Можете ли Вы установить связь между нынешним стилем Ваших контактов и
 Вашим детским опытом? Если Вы не можете вспомнить, как и где с Вами
 контактировали в детстве, то следующие упражнения помогут Вам.
  * Нарисуйте очертания Вашего тела спереди и сзади. Раскрасьте красным
 цветом те участки, к которым другие прикасаются чаще всего, розовым -- к
 которым прикасаются менее часто, зеленым -- редко и голубым -- к которым
 никогда не прикасаются. Те участки, где контакты отрицательны, заштрихуйте
 сверху черными линиями (13).
  * Изучите Ваш "портрет контактов". Попытайтесь заново испытать свои
 старые чувства. Нет ли у Вас барьера, который мешает пережить эти чувства?
  Теперь попробуйте выполнить одно из упражнений Бернарда Гантера по
 сенсорному осознанию.
  * Согните пальцы в суставах и начните постукивать ими по макушке
 головы; энергичные сильные удары напоминают падающий дождь (в течение
 пятнадцати -- двадцати секунд каждый участок). Затем двигайтесь вокруг ушей
 далее через лоб. Теперь, снова обстукивая всю голову, особенно тщательно
 выполняйте задание там, где Вы чувствуете в этом потребность; постепенно
 снижайте интенсивность ударов. Опустите руки, закройте глаза и прислушайтесь
 к ощущениям Вашей головы и затем медленно откройте глаза (14).
  Следующее упражнение предназначено для тех, кто боится контакта.
  * Вспомните какой-нибудь тип контакта, который бы Вы хотели изменить.
 Что бы Вы делали теперь? Что бы Вы хотели уметь делать?
  * Представьте себя делающим что-то необычное для Вас. Вообразите себя в
 различных ситуациях контактирующим таким образом, как Вам этого хотелось бы.
  * Теперь, проникнув в свои фантазии, спросите се-0л; "В каких ситуациях
 я поступил правильно?"
  * Вообразите себя повторяющим это несколько раз. Обратите внимание на
 других людей. Обратите внимание на свои контакты.
  * Когда Вы почувствуете достаточную уверенность в себе, попробуйте
 осуществить эти контакты с реальными людьми.
  2. Вы и признание
  Чтобы осознать Ваши образцы признания, вернитесь к упражнению 1.
 Замените слово "контакт" словом "признание".
  Оцените свою потребность в признании на континууме, приведенном ниже
 (см. рис. 25).
 
  Теперь оцените Ваши способности признавать других (см. рис. 26).
 
  * Удовлетворены ли Вы тем, где Вы расположены на этих континуумах? Если
 нет, то что Вы хотели бы изменить?
  Теперь вспомните, какой вид признания Вы получили в детстве. Вы уверены
 в том, что Ваши родители проявили его достаточным образом? Было ли оно
 положительным или отрицательным?
  * Как они хвалили или критиковали Вас? Какие слова при этом
 использовали?
  * Какие невербальные сообщения признания Вы получали? Были ли среди них
 какие-либо особые семейные знаки: показать рукой "о'кей", покрутить пальцем
 у виска -- "сумасшедший", погрозить пальцем "нет, нет", поднести к лицу
 кулак?
  Рассмотрите Ваши нынешние типы признания.
  * Не подражаете ли Вы Вашим родителям в типах признания своих детей,
 друзей или сослуживцев?
  * Какие типы признания Вы успешно изменили?
  * Есть ли кто-нибудь в Вашей жизни теперь -- супруг/супруга, босс,
 друг, -- кто выказывает Вам тот же тип признания, положительный или
 отрицательный, который выказывали Вам Ваши родители?
  3. Вы и структурирование времени
  * Что говорили Ваши родители о времени? Использовали ли они фразы: "Ты
 живешь только раз", "Веселись, пока можешь", "Не трать зря свое время", "Ты
 что, так и собираешься весь день дома сидеть? Пойди пройдись" или "Отдохни,
 милый, завтра будет снова день".
  * Как они использовали свое собственное время?
  * Существует ли какое-либо словесное или невербальное сообщение о
 времени, которое и сейчас влияет на Вас? Вы чувствуете себя энергичным,
 ленивым, беспорядочным, заторможенным, умелым, опустошенным или каким?
  * Вы боретесь со временем? Убиваете его? Используете его? Получаете
 удовольствие от него?
  Теперь выберите в середине недели день и попытайтесь оценить, какая
 часть Вашего времени структурируется ритуалами, развлечениями, отдалениями,
 деятельностью, играми и искренностью.
  Выполните это же упражнение для выходного дня.
  * Вы удовлетворены своими установками и чувствами по отношению ко
 времени?
  * Если нет, то каким, по Вашему мнению, было бы лучше использование
 времени Вашей жизни? Например, если Вы прекратили играть в психологические
 игры с супругом/супругой или друзьями, то как Вы будете структурировать свое
 время более удовлетворительным образом?
  * Когда Вы находитесь на работе, но не заняты ею, как Вы структурируете
 свое время?
  4. Ваши способности к искренности
  Это упражнение предназначено для тех, кто хочет лучше узнать свои
 способности к искренности (15). Оно проводится с помощью супруга/супруги или
 надежного друга и с их согласия. Согласие должно включать в себя решение не
 отдаляться и не потворствовать ритуалам, развлечениям или играм. Установите
 регламент времени пятнадцать минут.
  * Выберите укромное место. Сядьте лицом друг к другу на расстоянии не
 более полутора метров. Посмотрите прямо друг другу в глаза.
  * Поделитесь друг с другом чем-либо действительно важным для Вас --
 своими опасениями, увлечениями или случаем из жизни. Поделитесь своими
 мыслями и чувствами.
  * Когда Вы слушаете, пытайтесь активно откликаться. Когда
 рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осознайте Ваши чувства и
 выразите их. Осознайте, как изменяются Ваши чувства.
  * Выполняйте это упражнение поочередно друг с другом несколько раз.
 Какие чувства Вы испытываете к своему партнеру после него?
 
 
  4. ДРАМА ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ
  Весь мир -- театр.
  В нем женщины, мужчины, -- все актеры.
  У них свои есть выходы, уходы,
  И каждый не одну играет роль.
  Шекспир
  Большинство людей так или иначе оказываются вовлечены в драматическое
 искусство, играя на нескольких сценах для разных аудиторий. Временами эта
 аудитория может существовать лишь в нашем воображении.
  Согласно Фредерику Перлзу, каждая личность имеет две сцены -- личную
 сцену, где в глубине скрытых мыслей каждый непрерывно репетирует свое
 будущее, и публичную сцену, на которой можно увидеть поступки личности.
 Перлз утверждает: "Мы живем на двух уровнях -- публичный уровень,
 представляющий наши поступки, который является наблюдаемым и проверяемым, и
 личный уровень, воображаемая сцена, на которой мы готовимся к будущим ролям,
 которые хотим играть" (1).
  Мысленные репетиции на личной сцене могут иногда быть полезными, но
 чаще всего из-за них личность становится оторванной от внешнего мира и
 слишком поглощенной собой.
  Иллюстрирующий пример
  На первом занятии группы Дорис избегала смотреть на кого-либо. Она
 пристально глядела на потолок, стены, пол или на свои руки. Когда у нее
 спросили, что с ней происходит, то Дорис ответила: "Я пыталась представить,
 как я буду вести себя здесь. Я все думала и думала об этом, но так и не
 знаю, что делать. Я хотела бы кому-нибудь понравиться. Может быть, это
 покажется глупостью, но я хотела бы знать, следует ли мне быть застенчивой
 или лучше мне быть уверенной? Быть ли мне остроумной или малоразговорчивой?
 Я так напряженно думала над этим всю дорогу, пока ехала сюда на занятия
 группы, что чуть не задавила собаку, перебегающую дорогу перед моей
 машиной".
  Дорис была настолько поглощена репетицией ролей на личной сцене для
 своей публичной сцены в психотерапевтической группе консультаций, что
 практически ничего не замечала вокруг.
  Публичная сцена, на которой люди исполняют свой сценарий, может быть
 домом, клубом, школой, конторой, заводом и т.д. Некоторые люди предпочитают
 одну сцену всем другим. Это относится прежде всего к тем, кто большую часть
 времени проводит на работе, а не дома, или к тем, кто постоянно учится и чья
 единственная публичная сцена -- университет, колледж или школа. Тем не менее
 большинство людей расходуют свои силы на нескольких сценах и часто играют
 различные роли на каждой. Мужчина, который на работе строгий начальник,
 может дома превратиться в "желеобразную массу" для своей трехлетней дочки.
  Сценарии
  В жизни каждой личности драматические события, роли, которые она
 заучивает, репетирует и исполняет, первоначально определяются сценарием.
  Психологический сценарий (2) имеет поразительное сходство с театральным
 сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги,
 действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и
 оканчиваются занавесом. Психологический сценарий -- это план действий
 жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к
 концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. Эта драма исполняется
 личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно ее осознать.
  Сценарий личности может походить на сентиментальную драму,
 фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс, роман, веселую комедию или
 скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные
 драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или
 непродуктивными, то есть никуда не ведущими.
  Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в
 состоянии Я Ребенка через трансакции между родителями и ребенком. По мере
 своего роста дети приучаются играть различные роли -- героев, героинь,
 злодеев, жертв, спасителей -- и неосознанно ищут тех, кто играет
 дополнительные роли.
  Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте
 того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные
 драматические формы. Как сказал Шекспир, "вес мир -- театр". Личности
 следуют сценариям, нации следуют сценариям (3, 4). Жизнь каждой личности --
 это единственная в своем роде драма, которая может включать элементы
 семейного и культурного сценариев. Взаимовоздействие этих сценариев влияет
 на жизненную драму каждой личности и тем самым развертывается в историю
 народа.
  Культурные сценарии
  Культурные сценарии -- это те принимаемые и ожидаемые драматические
 формы, которые происходят в данном обществе. Они определяются словесными и
 молчаливыми соглашениями, разделяемыми большинством людей. Как и театральные
 сценарии, культурные сценарии имеют темы, характеры, ожидаемые роли,
 ремарки, костюмы, декорации и финальный занавес. Культурные сценарии
 отражают то, что обычно понимают под национальным характером. Сходная драма
 может повторяться из поколения в поколение.
  Темы сценариев меняются от одной культуры к другой. Сценарии могут
 содержать сцены страдания, гонения, лишения (исторически -- евреи); они
 могут содержать темы создания империй и завоеваний (как это было с
 римлянами). На протяжении всей истории одни нации занимали позицию
 завоевателей, другие -- позицию побежденных. В первые годы в Америке, куда
 люди приезжали, чтобы спастись от преследования, освоить новые земли и
 исследовать неизвестное, основной темой была "борьба за существование". Во
 многих случаях эта борьба велась между первыми поселенцами и колонистами.
 Некоторые люди уживались .и с теми, и с другими.
  Пионеры всегда были в движении, искали новые "сцены", рисковали и
 осваивали новые места для поселенцев, шедших за ними. Хотя декорации,
 действия и персонажи менялись, основная тема часто оставалась той же.
 Сегодня подобный сценарий первооткрывателей исполняют астронавты, хотя и в
 других костюмах, и в другой обстановке. Енотовые шапочки пионеров отступили
 перед более сложными головными уборами, лошади сменились автомобилями,
 бабушкино воскресное жаркое в горшочке -- продуктами в полиэтиленовой
 упаковке.
  Декорации изменились от поверхности суши и моря до космоса и лунной
 поверхности, опора на собственные силы сменилась зависимостью от технологии.
 Пионеры космоса так же, как и их предшественники на Земле, могут завоевывать
 новые пространства для поселенцев, которые последуют за ними. Однако
 первооткрытия не обязательно должны относиться только к области
 географических открытий. Проявление подобного же мужества можно обнаружить и
 на других обширных границах научных и социальных миров.
  В противоположность пионерам, все время находящимся в движении, первые
 колонисты Америки имели сценарий, главное содержание которого было "осесть и
 пустить корни". Колонисты возделывали землю, строили дома и города,
 основывали торговые предприятия, усердно трудились над приобретением
 материальных благ, решением вопросов народонаселения. Их борьба была
 тяжелой, а жизнь короткой и ненадежной.
  Сегодня большая часть американского общества, но, конечно, не вся, уже
 не поглощена борьбой за выживание. Средняя продолжительность жизни
 современного жителя Америки приближается к восьмидесяти годам. Сегодняшний
 американец скорее служит в большой корпорации или государственном
 учреждении, чем работает независимо. Он скорее будет стремиться к
 удовольствиям и изобилию, чем удовлетворится скромным физическим
 существованием.
  Времена меняются, появляются новые темы сценариев: получение
 образования, зарабатывание денег, стремление к наслаждениям, поиск смысла
 жизни. Сегодня американская сцена переполнена людьми и предметами, и
 представление начинается на новой сцене. Когда большая часть людей выбирает
 темы, отличные от тех, которые предписываются их культурой, драматический
 стиль всей культуры начинает меняться. В то время как одни изменения могут
 проходить относительно безболезненно, другие чреваты мучением и даже
 кровопролитием.
  Современные молодые люди, родившиеся в иной обстановке, чем их
 родители, отвергают прежние темы сценариев как не имеющие ценности или
 неуместные в их жизни. Однако многие опять обращаются к теме "борьба за
 существование", так как она возрождается в масштабах выживания человеческого
 рода и защиты окружающей среды.
  В дополнение к темам культурные сценарии предписывают и определенные
 роли. Большинство культур разделяют, рационально или иррационально, роли,
 исполняемые мужчинами и предназначенные для женщин (5). Маргарет Мид
 описывает одно племя в Новой Гвинее, в котором мужчинам предписывалось быть
 пассивными, а женщинам решительными. Мужчины должны быть заботливыми отцами,
 ухаживающими за детьми и обживающими жилище, женщины -- энергичными
 добытчицами. В США мужчина, который предпочитает поддерживать "огонь
 домашнего очага", в то время как женщина добывает пищу, вероятно, получит
 низкую оценку в глазах определенных слоев общества.
  В противоположность племени из Новой Гвинеи племя охотников за
 черепами, недалеко от Бирмы, готовит мальчиков для будущих сражений и
 обучает их жестокости. Каждый мальчик репетирует роль воина, ежедневно
 приготовляясь к сцене своей насильственной смерти. Мало кто из мужчин
 достигает зрелости; женщины принимают смерть своих мужей как должное, и
 оставшиеся в живых мужчины делят их между собой.
  В некотором смысле подобные модели войны существуют в Соединенных
 Штатах, где считается, что только мужчины должны сражаться на войне. Эта
 точка зрения разделяется большинством культур, хотя деление женщин между
 оставшимися в живых мужчинами не столь распространено. В противоположность
 этому в Израиле считается, что и мужчины, и женщины должны проходить военную
 подготовку, и оба пола там признаются военнообязанными.
  В то время как в одних культурах различным полам предписывают различные
 роли, в других -- они могут частично пересекаться, что делает чередование
 ролей относительно легким. В сценариях большинства культур независимо от
 половой роли записана тема уничтожения. Между культурами она проявляется
 через экономическую эксплуатацию и войны. Внутри культуры убийства,
 самоубийства, перенаселенность и нарушение экологического равновесия

<< Пред.           стр. 8 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу