<< Пред.           стр. 9 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 выступают как различные формы уничтожения.
  Япония, в которой в прошлом поощрялось самоубийство как героический
 финал жизни, до сих пор имеет самый высокий процент самоубийств в мире. В
 1964 году уровень самоубийств в Западном Берлине также был крайне высоким,
 среди мужчин он составлял 56,3 на 100 000, а среди женщин -- 30,9. Другие
 страны с высоким уровнем самоубийств -- Швейцария, Австрия, Швеция и Дания.
  Хотя уровень самоубийств в Соединенных Штатах вдвое ниже, чем в Швеции
 и Дании, уровень убийств там в десять раз выше (6). В Соединенных Штатах
 количество преступлений, связанных с насилием, заметно растет. Это
 свидетельствует о том, что значительная часть людей имеет сценарий с тем или
 иным отношением к насилию.
  Некоторые культуры вместо сценария внезапной смерти имеют сценарии
 более медленных форм разрушения через перепроизводство "персонажей". Когда
 число действующих лиц становится слишком велико для возможностей сцены, это
 неизбежно приводит к смерти от голода и болезней. Перенаселенность, такая,
 например, как в Индии, представляет форму национального самоубийства,
 которому благоприятствуют люди, следующие семейным сценариям, предписывающим
 иметь большие семьи. Демографический взрыв принес целый ряд новых проблем.
 Число живущих в настоящее время людей составляет половину всех когда-либо
 живших на Земле!(7).
  Культурные сценарии содержат сценические ремарки для характера
 действующих лиц. Они содержат такие детали, как позы, жесты и действия. Даже
 выражение эмоций может зависеть от культуры. Многие итальянцы легко выражают
 свои чувства. Без смущения мужчины заключают друг друга в сердечные объятия.
 В Америке, хотя и отвергающей влияние британской морали, такое
 демонстративное проявление чувств между мужчинами будет расценено как
 подозрительное. Большинство культур имеют излюбленные позы и жесты,
 заключенные в ритуалах, половых ролях и манерах. Следующий пример
 показывает, как этот аспект культурного сценария проявляется в поведении
 личности.
  Иллюстрирующий пример
  Мэй, красивая американка китайского происхождения, пришла в группу
 "марафона" (Группа интенсивных консультаций, проводимых в сжатые сроки в
 течение целого дня или за выходные дни. -- Прим. авт.) узнать, что можно
 изменить в себе. "Я хочу быть более раскованной в своем поведении. Мы,
 китайцы, всегда такие учтивые, никогда не прерываем собеседника, никогда не
 выражаем несогласие. Хуже всего то, что мы никогда не показываем своих
 чувств. Я не хочу продолжать этот традиционный китайский путь". Мэй
 предложили использовать метод гештальттерапии -- мыслить и действовать
 противоположным образом. "Какая культура, по Вашему мнению, имеет поведение,
 полностью отличное от китайского?" "О, -- ответила она немедленно, --
 итальянская!" Ей предложили стать перед группой и обратиться к каждому члену
 группы сначала в традиционной китайской манере, затем в соответствии с ее
 представлением о поведении итальянцев. Она проделала это с все возрастающим
 энтузиазмом, преувеличивая свои эмоции, голос и выражения. В конце концов
 она рухнула на стул, вскинула руки и, громко рассмеявшись, воскликнула: "О,
 мама мия! Теперь здесь по крайней мере две меня -- мое китайское Я и мое
 итальянское Я".
  Одни люди принимают сценарий своей культуры, другие -- нет. Если
 жизненные драмы личностей соответствуют ожиданиям их культуры, то они
 получают признание и одобрение. Например, в культуре, сосредоточенной на
 том, чтобы "делать деньги", материально процветающие люди будут цениться
 высоко. Их сценарии гармонируют со сценарием их культуры.
  Некоторые люди в той же культуре могут потерпеть значительную неудачу,
 если они предпочли следовать своим собственным интересам, идеям или
 способностям и отвергают тему "делать деньги". Поскольку их личный сценарий
 не согласуется со сценарием их культуры, они, вероятно, получат неодобрение,
 подвергнутся осмеянию или наказанию со стороны других.
  В истории человечества многие культурные сценарии содержат темы,
 отражающие религиозные убеждения или убеждения, свойственные проявлению
 высших творческих способностей человека. Они могут стать проклятием для
 некоторых людей данной культуры, вступающих с ними в противоречие. Например,
 во времена, когда решение научных вопросов считалось функцией церкви,
 итальянский ученый Галилей (1564 -- 1642) мыслил самостоятельно, используя
 собственные знания и делая собственные наблюдения. Вопреки желаниям церкви
 он занял твердую позицию, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца, а не
 наоборот. Церковь же учила, что человек -- это единственное и
 привилегированное создание Бога, поэтому он и Земля должны находиться в
 центре мира. Галилея заставили публично отречься от своих взглядов и
 запретили до самой смерти принимать участие в дальнейших публичных
 дискуссиях религиозного или политического содержания.
  Подобным же образом в 1600-х годах Анна Хатчинсон из Бостона бросила
 вызов пуританской теологии. Она выступила не только против религиозной
 догмы, но также против того, что женщинам было отказано в праве голоса в
 церкви. Очевидно, ее личный сценарий, подобно сценарию Галилея, дал ей
 возможность думать самостоятельно. Анна Хатчинсон открыто призывала других,
 включая женщин, поступать так же, как и она. За это ее подвергли долгому,
 унизительному суду, обвинили в ереси, отлучили от церкви и в качестве
 наказания выслали в пустынную местность. В конце концов она и ее семья были
 уничтожены. Единственный голос, который раздался в защиту миссис Хатчинсон,
 принадлежал молодой женщине Мэри Дайер. Двадцать два года спустя подобная же
 драма повторилась. Мэри Дайер была повешена как член религиозной
 христианской общины квакеров бостонскими отцами церкви (8).
  Наряду с тем, что всегда существовали люди, склонные обвинять в своих
 незначительных достижениях культуру, история полна примерами мужчин и
 женщин, сумевших независимо мыслить в обществе, культурный сценарий которого
 был нетерпим к введению новых драматических возможностей.
  Так же верно и то, что история знает многих мужчин и женщин, способных
 не только оставаться независимыми, а существовать и совершенствоваться даже
 в окружении культурных сценариев, враждебных к ним. Так Харриет Табмен и
 Джордж Вашингтон, каждый в своей области, в условиях расовой дискриминации
 благодаря своим усилиям достигли значительных успехов. Бруно Беттельгейм и
 Виктор Франкл, будучи заключенными в нацистский концентрационный лагерь,
 выжили, углубили свои знания и внесли значительный вклад в разработку
 методов лечения людей с серьезными эмоциональными расстройствами.
  Субкультурные сценарии
  Внутри больших и сложных культур существует много субкультур.
 Субкультуры часто определяются географическим расположением, этническими
 группами, религиозными вероисповеданиями, половыми, возрастными,
 образовательными или другими общими признаками. Например, в прошлом среди
 молодежи было принято подражать старшему поколению и стараться стать такими
 же. Однако для сегодняшней, молодежи нет ничего необычного в том, что она
 отличается от своих предшественников одеждой, прическами, музыкальными
 вкусами, танцами, лексикой, украшениями, внешним видом и стремится получить
 высокую оценку в глазах своей группы.
  Каждая субкультура, безразлично, возрастная или образованная по другому
 признаку, создает свои собственные драматические действия. Люди,
 принадлежащие одной субкультуре, могут отождествлять себя, называя себя
 "мы", и отождествлять людей других субкультур, называя их "эти".
 
  Мы техасцы Эти хиппи
  Мы с востока Эти из Сити
  Мы пресвитеране Эти евреи
  Мы католики Эти атеисты
  Мы черные Эти ирландцы
  Мы мексиканцы Эти немцы
  Между субкультурными сценариями часто возникают конфликты: богатые
 против бедных, либералы против консерваторов, протестанты против католиков.
 Конфликт также может возникнуть между сценариями субкультуры и сценариями
 большей культуры: евреи против христиан, необразованные против образованных,
 черные против белых. Тринадцатилетний американский юноша мексиканского
 происхождения так описывает свой конфликт. "Если мы, мексиканцы, говорим в
 школе по-испански, то получаем нагоняй от учителей. Дома, если я использую
 английский вместо испанского, отец сразу взрывается. Другая неразрешимая
 проблема -- мои усы. Учитель требует, чтобы я сбрил их, а мама говорит, что
 они великолепны и свидетельствуют о том, что я становлюсь мужчиной. Что бы я
 ни делал, я не могу достичь цели".
  Драматически различные субкультуры могут одновременно утвердиться
 только в терпимой более крупной культуре. Тем не менее даже в терпимой
 культуре всегда существуют люди, питающие отвращение к различиям или
 опасающиеся их. Каждая нация имеет свои неповторимые образцы сценариев,
 относящихся к субкультурам.
  Семейные сценарии
  Культурные и субкультурные сценарии передаются из поколения в
 поколение, эта передача обычно осуществляется через семью. Естественно,
 каждая семья имеет драматические модели, которые содержат элементы
 культурных сценариев. Некоторые семьи, однако, развивают свой особый ряд
 драм и настаивают на том, чтобы дети исполняли соответствующие традиционные
 роли (9).
  Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для
 каждого члена семьи, которые успешно передаются из поколения в поколение.
 Эти сценарии передаются от Родителя к Родителю. Исторически это можно
 наблюдать в королевских или в аристократических семьях, которые на
 протяжении поколений давали филантропов, политиков, профессионалов,
 диктаторов и т.д. Проигрывающие выходят из своих семей, Выигрывающие тоже
 выходят из своих семей.
  Когда семейные сценарии передаются из поколения в поколение, стремление
 к единству членов семьи и ожидание определенного поведения могут отражаться
 в следующих фразах:
  "Мы, Грэмы, всегда жили на Земле так и всегда будем жить так".
  "Мы, Адамсы, всегда будем основой нашей общины".
  "Мы, Келли, известны нашими добрыми делами".
  "Традиции нашей семьи не позволяют нам быть малодушными".
  "В нашей семье скорее будут голодать, чем попросят помощи".
  "Эдуардсоны всегда одеваются лучше других".
  "Все берутся судить нас, Джоунзов".
  "Женщины в нашей семье всегда были бесполезными, как сорняки".
  "В нашей семье дом -- это крепость мужчины".
  Некоторые семейные сценарии включают длительно поддерживаемые традиции,
 связанные с надеждами на призвание:
  "В нашей семье всегда были врачи".
  "Мы, Маршаллы, династия учителей".
  "У нас, Смитов, всегда рождались хорошие дети".
  "Мы, Гоулдены, дали три поколения политиков".
  "В нашей семье всегда был по крайней мере один конокрад".
  "Сыновья в нашей семье всегда были защитниками Отечества".
  Член семьи, который не осуществляет ожидаемый сценарий, часто
 воспринимается как белая ворона. Однако некоторым семейным сценариям как раз
 может требоваться такой человек, чтобы завести интригу или иметь козла
 отпущения на семейной сцене.
  Многие семейные сценарии имеют определенный ряд предписаний для каждого
 человека в семье и различные предписания для мужчин и женщин. Например, нет
 ничего удивительного, если старший сын занимает в семье особое место. Одна
 студентка рассказала о своем семейном сценарии следующее:
  Корни сценария нашей семьи в Италии. Каждый мальчик должен быть служкой
 в церкви. День Благовещения отмечался так же торжественно, как и дни
 рождения. Старший сын всегда становился священником. Одна из дочерей должна
 была пойти в монастырь. Когда мне исполнилось девять лет, я решила, что не
 буду монахиней, потому что в монастыре я не смогла бы носить высокие
 каблуки.
  Другая студентка рассказывала:
  В нашей семье мальчики следуют по стопам отца. От них ждут, что они
 станут фермерами. Женщины помогают своим мужьям и детям делать карьеру. Мама
 часто говорила: "Бог создал тебя женщиной, чтобы воспитывать детей и
 заботиться о муже. Скитаться по свету -- это удел мужчин". Так было в нашей
 семье испокон века. Поэтому то, что я стала учителем, вызвало в семье ужас.
 С одной стороны, я испытывала гордость за себя, с другой стороны, мне
 казалось, что сделала что-то неправильно и позорю мою семью. Я чувствовала,
 что попала в ловушку.
  Последние исследования (10) показывают, что сценарии женщин, которые
 приравнивают профессиональные достижения к потере женственности, являются
 общей темой во многих американских семьях. В этом случае женщина,
 стремящаяся преуспеть в какой-либо деятельности и использующая для этого
 свой интеллект, может умалять свои успехи и страдать от чувства вины, что
 она живет "не по-женски".
  Как уже отмечалось, не все семьи непрерывно продолжают семейные
 сценарии. Многие семьи намеренно и обдуманно избавляются от традиционных
 сценариев Старого Света или старшего поколения. Некоторые традиции просто
 умирают, потому что их трудно поддерживать в условиях быстро меняющихся
 обстоятельств. Этот процесс может переживаться как "культурный шок".
 Непрерывно возникающие новые и новые сценарии имеют тенденцию к постепенному
 снижению чувства общности и ослаблению структуры семьи. Нами обнаружено:
  -Люди охотнее обращаются за помощью к государству, чем к своим семьям.
  -Молодые люди больше не хотят заботиться о своих пожилых родителях.
  -Дети, родители, бабушки, дедушки настолько разобщены (физически,
 эмоционально или интеллектуально), что им даже трудно собраться вместе,
 чтобы провести праздники.
  -Все большее число молодых людей оказывается вовлечено в деятельность
 общественных и политических организаций.
  Семейные сценарии могут меняться под действием внешнего влияния.
 Некоторые семьи в Соединенных Штатах, испытывающие нужду на протяжении
 нескольких поколений, имеют низкие ожидания для себя и для других. Детям в
 этих семьях приписывается сценарий неудачников. Это особенно показательно в
 отношении к образованию. Томас Заз пишет:
  Так как люди без образования не могут состязаться на равных в игре
 жизни со своими более образованными братьями, то они имеют тенденцию стать
 хроническими Проигрывающими. От игроков, которые все время проигрывают,
 нельзя ожидать, что они будут испытывать "нежные" чувства к игре и к своим
 противникам (11).
  Семейный сценарий бедности и неудач можно изменить. Наглядное
 подтверждение такого полного изменения сценария наблюдается во многих бедных
 негритянских семьях. Т1од влиянием ведущего группы, который утверждает:
 "Черные симпатичны" или "Я черный и горжусь этим", сценарии неудачи могут
 переписываться в направлении самоуважения и достижений. Таким образом,
 потенциальные Проигрывающие могут стать потенциальными Выигрывающими.
  Когда старые ожидания и традиции отброшены или их дальнейшее
 продолжение становится невозможным, возникают новые сценарии. Переживание
 смены сценария может быть болезненным или приятным, разобщающим или
 объединяющим, восприниматься как улучшение или как ухудшение.
  Одни семейные сценарии способствуют успеху, другие неудаче. Некоторые
 семьи переписывают свои сценарии, способствуя изменениям. Тем не менее в
 жизни любой отдельной личности самой важной силой, формирующей ее сценарий,
 являются сообщения, воспринятые от родителей.
  Психологические сценарии личности
  Принужденность прожить заранее предопределенную, непрерывно
 продолжающуюся жизненную драму является наиболее трудной для понимания
 личностью. (В настоящий момент эта теория и ее понятия находятся в стадии
 разработки. См.: Transactional Analysis Bulletin, Oct,1969, Vol. 8, р. 112.
 -- Прим. авт.)
  Несмотря на это, в повседневной жизни большинство людей замечают по
 себе и другим, что они вынуждены вести себя определенным образом, жить
 согласно определенным ожиданиям. Это особенно заметно на примере людей с
 деструктивной личной драмой, которые совершают убийства или самоубийства.
  Вы, вероятно, знаете кого-то, кто идет к трагическому концу --
 самоубийству или одному из его эквивалентов, такому, как алкоголизм,
 наркотики, неумеренность в еде и т.п.
  Вы, вероятно, знаете кого-то, кто стремится преуспеть в жизни, чего бы
 это ни стоило ему и окружающим.
  Вы, вероятно, знаете кого-то, кто умеет получать удовольствие от жизни,
 исследований, размышлений и изменений.
  Вы также можете знать кого-то, кто не замечает, как проходят дни, или
 кого-то, кто живет, как растение, просто существуя, вместо того чтобы жить
 полной жизнью.
  Согласно мнению Эрика Берна:
  Почти вся человеческая деятельность запрограммирована продолжающимся
 сценарием, начинающимся в раннем детстве, поэтому ощущение автономности --
 это почти всегда иллюзия -- иллюзия, которая является величайшим бедствием
 человечества, так как она делает осознание, честность, творчество и
 искренность возможными только для небольшого числа счастливых людей. Что же
 касается остального человечества, то оно смотрит на других людей главным
 образом как на объекты для манипулирования. Их нужно приглашать, убеждать,
 соблазнять, подкупать или заставлять исполнять подходящую роль для
 поддержания позиции главного героя, осуществления его сценария и его
 стремления защитить себя от обращения к реальному миру и своим собственным
 возможностям в нем (12).
  Сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые
 касаются личной идентичности человека и его судьбы: кто я? Что я здесь
 делаю? Кто все эти другие? Переживания могут привести личность к заключению:
  Я никчемный человек. Я никогда ничего не достигну. Другие люди
 уничтожат меня.
  У меня хорошая голова. Я могу сделать все, что захочу.
  Другие люди помогут мне.
  Я тупица. Я никогда ничего не сделал по-настоящему хорошо.
  Другие люди знают, что нужно делать.
  Как складывается сценарий
  Первоначально сценарий образуется невербально. Маленькие дети, как
 будто радаром, начинают ловить сообщения о себе и своей ценности через
 первые ощущения от положительных или отрицательных контактов. Вскоре они
 начинают понимать выражения лица и откликаться на них так же, как на
 прикосновения и звуки. Дети, которых нежно прижимают к себе, которым
 улыбаются и с которыми разговаривают, получают сообщения, отличные от тех,
 что получают дети, кото рых держат на руках со страхом, враждебностью или
 тревогой. Дети, получающие мало контактов и чувствующие равнодушие или
 враждебность родителей, испытывают пренебрежение к себе. Они приучаются
 чувствовать, что они -- не о'кей, а возможно, даже могут чувствовать, что
 они "ничто".
  Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной
 силой в их жизненной драме, значительно влияя на психологические позиции,
 которые они принимают, и на роли, которые они играют.
  В течение первых нескольких лет дети начинают понимать сценарные
 сообщения, передаваемые им родителями словесно. Эти сообщения являются
 предписаниями, которым впоследствии дети чувствуют себя обязанными
 следовать:
  "Однажды ты станешь знаменитым".
  "Ты никогда ничего не достигнешь".
  "Ты ужасный ребенок".
  "Ты, несомненно, помешанный".
  "Мальчик, в тебе что-то есть".
  "Ты медлительный, как черепаха".
  "Ты дурное семя".

<< Пред.           стр. 9 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу