<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Выручка от реализации продукции;
 Среднегодовой остаток оборотных средств. 3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара.
 3.1.Рентабельность продаж, %.
 
 
 
 3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией.
 
 
 3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности.
 
 3.4.Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
 
 
 Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара.
 
 Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса.
 
 Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта
 Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта.
 
 Прибыль от реализации х 100 %;
 Объём продаж.
 
 
 Объём нереализованной продукции;
 Объём продаж.
 
 
 Объём выпуска продукции;
 Производственная мощность.
 Затраты на рекламу и стимулирование сбыта;
 Прирост прибыли от реализации. 4.Конкурентоспособность товара.
 4.1.Качество товара.
 
 
 
 
 4.2.Цена товара.
 Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением.
 -
 Комплексный метод.
 
 
 
 
 - В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
 Во вторую группу объеденены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильногоразвития предприятия в будущем.
 В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
 И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
 В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), эксертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
 Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической [16]:
 ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ
 где: ККП - коэфициент конкурентоспособности предприятия;
 ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
 ФП - значение критерия финансового положения предприятия;
 ЭС - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
 КТ - значение критерия конкурентоспособности товара;
 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.
 ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П
 где: ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;
 И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
 Ф - относительный показатель фондоотдачи;
 РТ - относительный показатель рентабельности товара;
 П - относительный показатель производительности труда;
 0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
 ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО
 где: ФП - критерий финансового положения предприятия ;
 КА - относительный показатель автономии предприятия;
 КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;
 КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;
 КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
 0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости показателей.
 ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР
 где: ЭС - критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;
 РП - относительный показатель рентабельности продаж;
 КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
 КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;
 КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;
 0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.
 Расчёт критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле, представленной в первом методе.
 В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа:
 Этап 1-й. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия 1.1-4.2 (табл.) и перевод показателей 1.1-3.4 в относительные величины (баллы).
 Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:
 * среднеотраслевые показатели;
 * показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;
 * показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
 В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю баллами - лучше, чем базовый.
 Этап 2-й. Расчёт критериев конкурентоспособности предприятия по представленным выше формулам.
 Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности предпрития (ККП).
 Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприяти, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
 
 
 Глава 7 Оценка конкурентного статуса фирмы
 Конкурентный статус фирмы (КСФ) характеризует предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества, т. е. главной цели конкурентной борьбы на рынке.
 Эти предпосылки определяются:
 * стратегическим потенциалом фирмы ( т. е. внутренними факторами конкурентоспособности фирмы);
 * совокупным воздействием внешних факторов маркетинговой среды (детерминантов <национального ромба>) на условия достижения определенного уровня конкурентного преимущества.
 КСФ предопределяет уровень конкурентного преимущества фирмы (далее для удобства КПФ)[29]:
 YКПФ= f (КСФ)
 Главная задача в определении КСФ - оценка степени достаточности развития стратегического потенциала фирмы (СПФ) и условий внешней маркетинговой среды для поддержания на высоком уровне КПФ. Для этого должны быть выполнены следующие действия:
 * по каждому элементу стратегического потенциала должны быть определены ресурсы,которые могут обеспечить достижение целей фирмы в той или иной фазе (этапе) ЖЦ КПФ. Сравнивая значения фактических и требуемых параметров ресурсов, определяют показатели соответствия фактических параметров требуемым по каждому элементу стратегического потенциала, которые сводят в обобщающую оценку с учетомзначимости каждого элемента.
 * должна быть определена степень достаточности условий, формируемых элементами <национального ромба>. Сложность состоит в том, что условия внешней среды характеризуются высокой динамичностью. Поскольку скорость, с которой происходят изменения практически непредсказуема, остается лишь постоянно отслеживать эти изменени, прогнозировать возможность и ожидать моменты их появления. На основе обработки полученной информации экспертным путем определяют, насколько благоприятны внешние условия для достижения фирмой максимального значения уровня КПФ на том или ином этапе его ЖЦ.
 Таким образом, уровень КСФ зависит от уровня <пролезности> (Парето-эффективности) СПФ и характера и степени использования условий внешней среды.
 YКСФ = f (СПФ, DНР )
 Принципы количественной оценки уровня КСФ состоят в следующем:
 * оценки должны быть дифференцированы по этапам жизненного цикла КПФ;
 * оценки должны учитывать значимость каждого детерминанта <национального ромба> в формировании условий КПФ;
 * оценки должны учитывать структуру СПФ по его элементам, видам и степени соответствия ресурсов принципу Парето-эффективности;
 * оценочные показатели должны позволять анализировать влияние как отдельных сторон внутренней и внешней маркетинговой среды (частные показатели), так и совокупное влияние этих условий на создание предпосылок соответствующего уровня КПФ (обобщающий показатель).
 В данном случае оценки всех условий для создания КПФ в большинстве своём не могут быть определены статистически, они, как правило, базируются на субъективных мнениях (ощущениях) экспертов.
 Формируют следующие оценочные показатели условий для КПФ (т. е. показатели КСФ), определяемых внешней и внутренней сферами:
 а) Условия, формируемые совокупным воздействием детерминантов <национального ромба>, оцениваются следующими показателями:
 ; ,
 где , - показатели совокупного воздействия детерминантов за весь и за z-й этап ЖЦКПФ, соответственно; отношение числа благоприятных к общему числу факторов, формируемых g -м детерминантом в z-й этапе ЖЦКПФ; a g z - коэффициент значимости g -ог детерминанта для z-ог этапа ЖЦКПФ.
 б) Условия, формируемые стратегическим потенциалом фирмы, оцениваются показателями
 ; ;
 ; ,
 где - показатель оценки i-ог элемента стратегического потенциала фирмы по соответствию j-ог ресурса фирмы требованиям, отвечающим целям фирмы в z-ом этапе ЖЦКПФ; - коэффициент значимости i-ог элемента стратегического потенциала в z-ом этапе ЖЦКПФ; - коэффициент соответствия j-ог ресурса фирмы требованиям, отвечающим целям фирмы в z-ом этапе ЖЦКПФ; СПФ, СПФz , СПiz - показатели соответствия стратегического потенциала целям фирмы по формированию КПФ за весь ЖЦКПФ, z-й этап ЖЦКПФ, i-ог элемента стратегического потенциала за z-й этап ЖЦКПФ, j-ог вида ресурса фирмы за z-й этап ЖЦКПФ, j-ог вида ресурса фирмы за весь ЖЦКПФ, соответственно.
 ; ;
 Обобщающими оценками КСФ будут:
 а) за z-й этап ЖЦКПФ1
 
 б) за весь ЖЦКПФ КСФ
 
 Количественную оценку уровня КСФ используют для последующего анализа причин наиболее существенного расхождения между фактическими и требуемыми значениями параметров СПФ, выявления степени положительного (или отрицательного) влияния внешних факторов на уровень КПФ и выработки на основе такого анализа наиболее актуальных целей стратегического развития фирмы.
 Результаты оценки уровня КСФ сводят в аналитические таблицы, с помощью которых анализируют уровень КСФ в следующих разрезах:
 * определение обеспеченности на каждом этапе ЖЦ КПФ элементов СПФ ресурсами как по каждому элементу стратегического потенциала, так и по каждому виду ресурса(табл.A );
 * определение уровня КСФ, формируемого стратегическим потенциалом фирмы как по каждому виду ресурсов, каждой фазе (этапу) ЖЦ КПФ, так и стратегическому потенциалу фирмы в целом (табл.B );
 * определение уровня КСФ, формируемого детерминантами <национального ромба>, как по каждому детерминанту, каждой фазе ЖЦ КПФ, всему ЖЦ КПФ, так и в целом по всему <национальному ромбу> (табл.C );
 * определение уровня КСФ, формируемого совокупным влиянием внутренних и внешних факторов (табл.D )
 Таблица А
 Оценка КСФ, формируемого стратегическим потенциалом фирмы в фазе _______________________ ЖЦКПФ
 Элементы стратегического потенциала
  Виды ресурсов фирмы (J) Итоговая оценка по элементу Технические Технологические и т.д. фирмы (J) СПiz 1 2 3 4 5 6 7 ... 23 1. Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за её пределами. 2. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей. ... 16. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы. Итоговая оценка по ресурсу
 1,0 - СПjz 1,0 - СПjz СПФz Таблица В
 Сводная оценка КСФ, формируемого стратегическим потенциалом фирмы
  Виды ресурсрв фирмы (J) Итоговая Фазы ЖЦКПФ
 (z) Технические Технологические и т. д. оценка по фазе ЖЦКПФ СПjz СПjz СПФz 1 2 3 4 5 ... 16 1. Зарождение 2. Ускорение роста 3. Замедление роста 4. Зрелость 5. Спад Итоговая оценка по виду ресурса
 1,0 СПj 1,0 СПj СПФ Таблица С
 Оценка КСФ, формируемого детерминантами "национального ромба"
 Детерминанты "национального ромба"(g ) Фазы (этапы) ЖЦКПФ (z) Итоговая Технические Технологические и т.д. оценка за весь ЖЦКПФ 1 2 3 4 5 6 7 ... 17 1. Параметры факторов 2. Стратегия фирм, их структура и соперничество 3. Параметры спроса 4. Родственные и поддерживающие отрасли Итоговая оценка по ресурсу
 - 1,0 - 1.0 Таблица D
 Сводная оценка уровня КСФ
 Фазы (этапы) Оценки уровня КСФ, формируемые Обобщающая ЖЦКПФ (z) стратегическим потенциалом фирмы (СПФz) детерминантами "национального ромба" оценка КСФ 1 2 3 4 1. Зарождение 2. Ускорение роста 3. Замедление роста 4. Зрелость 5. Спад Итоговая оценка по сфере формирования КСФ СПФ КСФ Так, анализируя данные таблицы А, мы можем получить ответы на следующие вопросы:
 * какой элемент стратегического потенциала фирмы нуждается в первоочередном обеспечении тем или иным ресурсом на том или ином этапе ЖЦ КПФ?
 * воздействуя на какой элемент стратегического потенциала можно наиболее эффективно (с точки зрения Парето-эффективности) усилить весь стратегический потенциал фирмы?
 * какой вид ресурса нуждается в первоочередном расширении?
 * какой вид ресурса предпочтительнее расширять с точки зрения повышения эффективности функционирования фирмы?
 * для какого элемента стратегического потенциала эффективнее расширение того или иного ресурса?
 Анализируя данные таблицы B, можно получить ответы на такие вопросы:
 * какой этап ЖЦ КПФ в наибольшей мере обеспечен ресурсами?
 * какой вид ресурса сдерживает усиление стратегического потенциала фирмы?
 * как предпочтительнее распределять те или иные ресурсы по этапам ЖЦ КПФ?
 Данные таблицы C позволяют ответить на вопросы:
 * какие детерминанты <национального ромба> формируют наиболее или наименее благоприятные условия для создания и поддержания на том или ином этапе ЖЦ конкурентного преимущества фирмы?
 * на каких этапах ЖЦ КПФ всеми детерминантами <национального ромба> сформированы наиболее или наименее благоприятные условия для создания и поддержания КПФ?
 * каково совокупное влияние всех детерминантов <национального ромба> на уровень конкурентного статуса фирмы?
 Наконец, анализируя данные таблицы D, можно получить ответы на вопросы:
 * каков уровень конкурентного статуса фирмы на каждом этапе ЖЦ КПФ?
 * как влияют на уровень КСФ на каждом этапе внутренние и внешние факторы КПФ?
 * на какие факторы (стратегический потенциал фирмы или детерминанты <национального ромба>) следует в первую очередь направить деятельность руководства фирмы для повышения её конкурентного статуса?
 Таким образом , количественная оценка КСФ позволяет вести целенапрвленный поиск наиболее предпочтительных вариантов создания и поддержания на всех этапах жизненного цикла КПФ благоприятных предпосылок для высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Предложенные оценки могут быть ранжированы для определения конкурентных позиций фирмы. Для этого можно воспользоваться градацими, предложенными И. Ансоффом [1]:
 0 < КСФ < 0,4 - слабая позиция;
 0,5< КСФ< 0,7 - средняя позиция;
 0,8<КСФ <1,0- сильная позиция.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу