<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 * выдвинуть идеи;
 * принять решения;
 * предпринять действия.
 Ситуация -> Проанализируйте опыт -> Выдвиньте идеи -> Примите решения -> Беритесь за дело
  Это одна из важнейших способностей менеджера, и все же столько вроде бы блестящих идей так и не раскрываются до своего ожидаемого потенциала, в основном из-за замеченных проблем в трех областях между "ситуацией" и "действиями". Для решения этих типов проблем возникла целая индустрия. То, насколько много организаций пользуется услугами консультантов, чтобы ввести у себя во имя "совершенствования" программы качества, "активные группы", технологию "ре-инжиниринг", и множество других методологий, свидетельствует о том, что среднему сотруднику предприятия нужна помощь в том, чтобы анализировать опыт, выдвигать идеи и принимать решения.
  Здесь я часто провожу аналогию с мистером Споком и его Вулканом из телесериала "Стар Трек", где в преувеличенном виде показаны многие из наших человеческих черт. Вы можете себе представить, на что была бы похожа жизнь в организации, если бы мы все были Вулканами? Мы бы определяли проблему и использовали логику, чтобы решить ее. Если бы жизнь была такой-логика без эмоций и творческой мысли, она была бы очень правильной и точной, но невыносимо нудной и скучной. Так что мы можем быть благодарны судьбе за наши человеческие качества-творчество и эмоции.
  Но часто те же качества, которые придают вкус жизни, вызывают у людей разногласия. Нейрологические процессы, которые создают творческие идеи и эмоциональные состояния,-неотъемлемая часть нашей сложной системы передачи информации. Чтобы лучше объяснить, как эти наши качества влияют на создание идей, я использую еще одну аналогию-волшебство.
  Вы знаете принцип, благодаря которому фокусник может поразить вас фокусом с исчезновением монеты? Он основан на особенностях восприятия и ловкости рук. Сначала фокусник показывает вам, как монетка быстро переходит из одной руки в другую. Когда вы несколько раз прослеживаете эти движения, у вас формируется привычка наблюдения, основанная на ваших ожиданиях.
 Волшебства нет, есть только фокусники и человеческие восприятия.
  В третий раз фокусник делает что-то немного иначе, и быстрее, чем раньше, и вы этого совсем не замечаете, потому что вы следили за тем, к чему вы были подготовлены. Волшебства нет, есть только фокусники и человеческие восприятия. Мы прекрасно умеем формировать неточные восприятия реальности.
 Волшебство существует благодаря нашей способности отфильтровывать информацию из окружающей обстановки и формировать уникальные восприятия реальности.
  Волшебство существует благодаря нашей способности отфильтровывать информацию из окружающей обстановки и формировать уникальные восприятия реальности. А какое отношение это имеет к воплощению идей в действия? Если наши восприятия приводят нас к неуместным идеям и неэффективным решениям, неудивительно, что мы разочаровываемся своими результатами. Если мы допускаем мусор в свой ум, то и получаем оттуда мусор. Принятие решений на основе того, что мы думаем о происходящем, приводит к разочарованиям. Если вы собираетесь развить свою изощренную систему передачи информации, чтобы ваши идеи и решения принимались на основе информации высшего качества, вам нужно более или менее понимать механизм человеческого общения. Этим механизмом служит наша нейрология-система, которая мастерски делает предположения, формирует неверные восприятия, приходит к поспешным выводам и совершенно неправильно истолковывает предельно ясные сообщения.
  Задача этой главы в том, чтобы с помощью модели общения НЛП подробно объяснить, как мы (не) общаемся. В первой главе вы познакомились с некоторыми важными аспектами внутреннего общения на уровне идентичности, ценностей и убеждений. В этой главе я добавлю дополнительные элементы нейрологии в систему передачи информации, но сначала стоит определить элементы, общие для всех систем передачи информации.
  Общие составные части систем передачи информации
  На рисунке 2.1 показан процессор обработки данных, подсоединенный к системе передачи информации, состоящей из шифратора, передатчика, приемника и дешифратора, придающего смысл принимаемой информации.
 Рисунок 2.1. Общие составные части систем передачи информации
  приемник дешифратор
  обработка информации
  шифратор передатчик
  внешняя территория
  ?
 мусор на входе -> система -> мусор на выходе
 Наши фильтры восприятия программируют наши шифраторы и дешифраторы.
  Приемник собирает сигналы с внешней территории и передает их дешифратору. Дешифратор может расшифровать только ту информацию, которая соответствует заложенному в него шифру,-все остальное он будет отфильтровывать. Затем расшифрованная информация передается на обработку. Обработанная информация передается на шифратор, и кодируется в сигналы, которые получатели смогут распознать как информацию. Этот код идет на передатчик, и оттуда на внешнюю территорию. По сути дела, так устроена любая система передачи информации, и любая система подчиняется универсальному правилу передачи информации, GIGO (Garbage In Garbage Out), мусор на входе-мусор на выходе. Одно из основных ограничений такой системы в том, что она может расшифровать только те сигналы, которые она запрограммирована распознавать. Например, обычный телефон не может передать информацию с листа бумаги, потому что он предназначен для передачи звуков. В таком случае нужен дополнительный шифратор, например факс, или сканер, компьютер и модем. Этот простой пример помогает понять человеческую систему передачи информации-наши фильтры восприятия программируют наши шифраторы и дешифраторы.
  Модели мира
  Если подсчитать всю информацию, каждое мгновение поступающую на наши органы чувств, то получится до двух миллионов отдельных единиц. Исследования и тесты показали, что мы можем сознательно уделять внимание только семи плюс-минус два частицам информации 1. Чтобы разобраться в окружающем мире (территории), мы отфильтровываем огромное количество информации, которую мы считаем ненужной. Представьте себе, что будут замечать и на что будут обращать внимание полицейский и архитектор, идя по оживленной улице? Сомневаюсь, чтобы у них было одинаковое восприятие, даже если бы они шли вместе как друзья. Информация, которую мы, отфильтровав, вбираем в себя, формирует нашу карту реальности. Эта карта не всегда отображает территорию, с которой мы собрали информацию для ее построения.
 Дорожная карта не совпадает с территорией. Это только один моментальный снимок, который не представляет собой реальности.
  Дорожная карта не совпадает с территорией. Это только один моментальный снимок, который не представляет собой реальности. На дорожных картах нет дорожно-ремонтных работ, погоды, людей, и тому подобного. Территория всегда гораздо богаче деталями, чем любая карта, созданная для ее отображения. В нашу карту входят предположения, восприятия, убеждения и ценности. Мы используем эту карту, управляя по ней своим поведением, поэтому важно помнить, когда и как мы отфильтровываем информацию. Случалось ли с вами, что вы сидели на семинаре, делая записи, и замечали, что пропустили то, что сказал выступающий? В этом примере ваши фильтры удалили слова выступающего, так как сознательное внимание было направлено на записи. На рисунке 2.2 показан упрощенный вариант модели передачи информации НЛП. Я буду использовать эту модель, чтобы помочь вам лучше узнать то, как вы общаетесь, выдвигаете идеи, принимаете решения, и предпринимаете действия.
  Сначала я объясню, как устроена модель, чтобы дать вам общее понимание того, как она действует, а затем приведу несколько практических примеров, чтобы объяснить каждый отдельный элемент. Позже в этой главе я познакомлю вас с одной из самых простых и эффективных систем НЛП-"Взмахом". На этом этапе мы работаем над улучшением осознания того, как вы генерируете свои мыслительные процессы и воплощаете их в действия. Когда вы им уверенно овладеете, многочисленные техники и упражнения, приведенные в этой и последующих главах, помогут вам расширить свою свободу выбора (гибкость) в поведении, независимо от ситуации.
 Рисунок 2.2. Модель передачи информации НЛП
 
  Как устроена модель передачи информации НЛП
 Подсознательно мы активно ищем ту информацию, которая поддерживает то, что для нас важно.
  Мы живем в окружающей обстановке, или на нашей территории, избирательно воспринимая информацию с помощью своих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, и осязания. На наши чувства, или приемники, каждое мгновение поступает больше двух миллионов единиц информации, и чтобы в этом всем разобраться, нам приходиться решать, на какие единицы информации мы будем обращать внимание. Чтобы решать, что важно и что неважно, мы используем фильтры-ценности, убеждения, воспоминания, речь, восприятие времени и так называемые "метапрограммы", укоренившиеся фильтры (о метапрограммах будет рассказано позже в главе 4).
  Отфильтрованная информация формирует в уме внутреннюю карту, сочетание образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Внутренняя карта и физиология, вместе взятые, создают "состояние существования". Иногда мы говорим, что находимся в определенном "умонастроении", но часто не сознаем, насколько наше тело влияет на состояние. Попробуйте войти в "состояние печали", стоя выпрямившись с поднятой вверх головой и широкой улыбкой,-это очень трудно. А если медленно и глубоко дышать, снять мышечное напряжение, то можно достичь состояния релаксации.
 Внутренние системы представления информации (репрезентативные системы):
  В-образы (визуальная); А-звуки (аудиальная); К-ощущения (кинестетическая); О-запахи (обонятельная); Г-вкусы (вкусовая)
  Любое поведение зависит от состояния.
  Наше состояние влияет на наше поведение и тем самым определяет получаемые результаты. Таким образом любое поведение зависит от состояния. Это именно тот процесс, в ходе которого идеи выдвигаются и воплощаются в действия. Поэтому, чтобы увеличить гибкость в поведении, сначала нужно научиться управлять состояниями ума и тела, а для этого нужно понимать, как устроены фильтры информации.
  Фильтры информации
  Ценности и убеждения побуждают нас искать и замечать ту информацию, которая поддерживает важные для нас вещи. Действуя таким образом, мы упускаем из виду огромное количество информации, которая могла бы быть полезной. Мы уже узнали, как ценности и убеждения создают ограничения в каждой из ролей, из которых состоит идентичность, так что я продолжу этот раздел темой "речь".
 Речь
  Если бы с помощью речи мы давали точное описание своего опыта, можете себе представить, какие бы у нас были нудные и педантичные разговоры. Возможно, вы знаете таких людей. Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из своего первоначально полученного опыта.
 Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из своего первоначально полученного опыта.
  Например, ваш коллега возвращается с собрания и вы спрашиваете: "Как прошло собрание?" Типичным ответом на такой вопрос может быть: "Да, оно было очень продуктивным, потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в определенных вопросах, но в конце концов мы достигли согласия." Что это вам говорит о собрании? Очень немного. Если вам был бы нужен более подробный отчет, надо было бы просмотреть протокол собрания, и даже в нем могли бы быть какие-то ошибки из-за искажения или перестановки слов.
  Слова дают очень неточное и упрощенное описание первоначального опыта, и часто из-за них тратится зря много усилий. Вы помните менеджера, которого попросили создать центральную службу поддержки информационных технологий? Сколько потерянного времени и усилий, не говоря уже о неприятностях для сотрудников, и все из-за того, что менеджер принял слова начальника за чистую монету и согласился со всеми подразумеваемыми в ней предпосылками.
  Речь часто неверно отображает наш опыт, и используя ее, мы вносим дополнительный смысл в окружающий мир. Попробуйте решить такую задачку:
 Вопрос: Стрелочник увидел, что машинист поезда проезжает мимо красного сигнала светофора, но не доложил об этом-почему?
  Постарайтесь предложить свои собственные ответы, прежде чем читать дальше.
 Ответ 1: Красный свет предупреждал поезда, идущие в противоположном направлении.
 Ответ 2: Машинист ехал на велосипеде.
 Ответ 3: Стрелочник смотрел фильм о машинисте по телевизору.
 Ответ 4: Красный свет предназначался для автомашин на железнодорожном переезде.
 Ответ 5: Стрелочник наблюдал за машинистом из самолета, который взлетал над железной дорогой.
  Речь-это наш универсальный код, который мы используем для обмена информацией с другими людьми. Приведенный выше пример показывает, как легко мы формируем ненужные нам восприятия реальности, при расшифровке придавая словам такой смысл, который совершенно отличается от первоначального. Чтобы избежать таких ошибок, нужно было бы задать такие вопросы:
 * Каким образом стрелочник увидел машиниста?
 * Каким образом машинист проезжал мимо светофора?
 * Какой именно красный свет, и где он находился по отношению к машинисту и стрелочнику?
 Когда вы понимаете, что речь действует как фильтр опыта, создавая уникальную реальность для каждого человека, вы можете разобраться в одной из основных причин нарушения передачи информации в организациях.
  Политики прекрасно умеют использовать речь с выгодой для себя. Когда вы понимаете, что речь действует как фильтр опыта, создавая уникальную реальность для каждого человека, вы можете разобраться в одной из основных причин нарушения передачи информации в организациях. В восьмой главе я познакомлю вас с двумя моделями речи-"милтон-моделью", и ее противоядием, "мета-моделью". Эти модели вооружат вас инструментами для того, чтобы раскрывать глубокую структуру опыта и избегать ловушек речи.
 Память
  Воспоминания помогают нам осмысливать новую информацию, мы находим связь с тем, что мы уже знаем. В процессе поиска в памяти связей с опытом создаются ожидания будущего. В памяти об опыте могут содержаться обстоятельства, которые влияют на мышление и поведение во время следующих похожих ситуаций. Например, был отклонен письменный запрос начальнику на дополнительные ресурсы, и память об этом отказе влияет на то, как человек будет просить дополнительные ресурсы в будущем. Опыт обобщается, и похожим происшествиям в будущем придается такой же смысл.
 В каждом воспоминании об опыте содержатся ситуационные элементы (что, кто, где, и т. д.) плюс эмоции, связанные с опытом.
  С воспоминаниями тесно связаны эмоции. В каждом воспоминании об опыте содержатся ситуационные элементы (что, кто, где, и т. д.) плюс эмоции, связанные с опытом. Когда вы вспоминаете случай, с которым связана сильная эмоция, можно вызвать и действительно почувствовать те же чувства, которые были вызваны во время первоначального происшествия. НЛП использует связи между памятью, эмоциями и чувствами, помогая делать выбор между "состояниями существования". С некоторыми запомненными состояниями могут быть связаны негативные эмоции. Такие состояния называются не-ресурсными, потому что они преграждают доступ ко многим внутренним ресурсам, например логическому мышлению, творчеству, уверенности, осмыслению и так далее.
  У одной женщины, менеджера по персоналу, было болезненное воспоминание о первой встрече с главным менеджером, чью манеру общения она истолковала как агрессивную и отвергающую. После этой стычки у нее осталось чувство робости, и каждый раз, когда она встречалась с необходимостью снова общаться с главным менеджером, она вспоминала свой первый опыт и готовилась к похожей неприятной встрече, входя в запомненное нересурсное состояние. Ее память о первом опыте установила ожидания для всех последующих встреч. Давайте прокрутим этот сценарий по модели общения НЛП на рисунке 2.2 , используя вымышленные имена для участников:
 Адриан (главный менеджер) звонит Джейн (менеджеру по персоналу). Адриан говорит очень быстро, низким тоном и с оттенком срочности в голосе (в музыке эту отличительную черту удачно называют "атакой"). Услышав голос Адриана, Джейн вспоминает первую встречу с ним, на которой она почувствовала робость-это чувство связано в ее памяти с первым опытом, в частности с особенностями голоса Адриана. Это чувство вызывает те убеждения, которые она построила на основе этого опыта, усиленные внутренним диалогом: "Я не знаю, что делать с Адрианом... он подрывает мой авторитет... он гораздо четче выражает свои мысли и настойчивее, чем я."
  Такие слова оказывают обессиливающее воздействие на подсознательном уровне. Ее убеждения поддерживают такие ценности: "сейчас важно пережить встречу невредимой и не утратив доверие к себе". Результат этого телефонного разговора с Адрианом-внутреннее представление информации, карта, состоящая из образов, звуков, чувств, и возможно, каких-то запахов или вкусов, которые связаны с этим воспоминанием. С помощью этой "карты" Джейн внутренне представляет опыт телефонного разговора с Адрианом. Эта карта создает состояние общее нересурсное состояние, которое влияет на физиологию (тело немного сутулится, некоторые мускулы плеч, лица и тела напряжены).
  И вот это состояние ума и тела управляет поведением Джейн,-что она делает и что говорит. Результат именно такой, какой она предчувствовала и к какому она готовилась,-Адриан устраивает все по-своему, а Джейн остается невредимой, чтобы сразиться когда-нибудь потом.
 Ваша способность создавать творческие, полезные и содержательные идеи сильно повысится, когда вы будете управлять своим состоянием.
  Если, как и Джейн, вы сохраняете воспоминания, связанные с не-ресурсными эмоциональными состояниями, почему бы вам не изменить их так, чтобы будущие переживания стали для вас полезнее? Зачем снова прокручивать старые шаблоны из своей памяти, которые мешают вам повысить результативность вашей работы? Ваша способность создавать творческие, полезные и содержательные идеи сильно улучшится, когда вы будете управлять своим состоянием, в ответ на обратную связь от внешней территории и от собственной нейрологии. Прежде чем я познакомлю вас с техникой, помогающей управлять состоянием, я объясню два основных типа состояния, которые будут специально использоваться для разных целей-"вовлеченное" и "отстраненное".
  Вовлеченное (ассоциированное) состояние
  Когда вы вспоминаете случай из опыта, или создаете воображаемый опыт, где вы являетесь участником визуального представления опыта, вы "вовлечены" в происшествие. Вы как бы видите своими глазами и слышите своими ушами. В вовлеченных состояниях вы соединены с чувствами или эмоциями, связанными с воспоминанием или созданным происшествием. Актеры "вовлекаются" в свои роли, создавая настоящие чувства, а не поддельные эмоциональные состояния. Если вы хотите вызвать определенное чувство, вовлекитесь в воспоминание о случае, когда у вас в прошлый раз было это чувство.
  Отстраненное (диссоциированное) состояние
  Когда вы в уме создаете картинку, воспоминания или воображаемой ситуации, и наблюдаете себя, вы "отстранены" от происшествия. Отстранение удаляет эмоциональное содержание из переживания. Терапевты используют эту технику, когда хотят, чтобы клиент воспроизвел травматическое происшествие, не переживая заново эмоциональное содержание. В технике "Взмах" используется отстраненное воображаемое внутреннее представление, для того чтобы заменить нересурсное состояние на ресурсное. Я познакомлю вас с этой техникой, используя визуальную систему, так как это для большинства людей легче всего, хотя кому-то может оказаться лучше работать в кинестетической или аудиальной системах.
 УПРАЖНЕНИЕ 3
 Техника "Взмах"
  Шаг 1
 Вспомните ситуацию, в которой вы отреагировали таким способом, который вас беспокоит сейчас. Это могла быть встреча, телефонный разговор или презентация-любая ситуация, в которой вы хотели бы заменить в будущем нересурсные реакции на ресурсные.
  Шаг 2
 Найдите пусковой механизм (триггер) нересурсного состояния. Откуда вы знаете, когда создавать у себя это состояние? В примере с Джейн и Адрианом, состояние Джейн включалось картинкой, которую она создавала в своем уме, когда думала про Адриана. Ее состояние ухудшилось, когда она добавила его голос в свое внутреннее представление картинки Адриана, разговаривающего по телефону. Это внутренний пусковой механизм (полностью созданный в уме). В других случаях пусковым механизмом было что-то в голосе Адриана по телефону (внешний пусковой механизм). Если в вашем примере пусковым механизмом служит внутреннее представление, то воссоздайте те визуальные, аудиальные, обонятельные и вкусовые элементы в таком же виде, как они обычно возникают в вашем уме. Если пусковой механизм внешний, используйте все модальности, чтобы создать полностью вовлеченное внутреннее представление, то есть как бы снова переживите воспоминание.
  Шаг 3
 Определите два качества своей внутренней картинки, которые при усилении меняют вашу внутреннюю реакцию. Обычно хорошо действую яркость и размер, но могут действовать и цвет, контраст, местоположение или глубина. Вы скорее всего заметите свою внутреннюю реакцию как чувство или эмоцию. Поиграйте с ней, пока вас не удовлетворят два выбранных качества. Эти качества (так называемые субмодальности)-"решающие субмодальности".
  Шаг 4
 Теперь встаньте, пройдитесь и немного подумайте о чем-то совершенно другом. Это поможет вам выйти из состояния, в которое вы только что входили.
  Шаг 5
 Постройте новый образ того, каким вы предпочитаете быть в ответ на такую ситуацию. Вы создаете образ другого "себя", обладающего ресурсами того, как выбрать лучший результат. Это другое ваше "я" приближается к тому, каким вы хотите быть в такой ситуации. Ваша картинка должна быть отстранена, то есть вы смотрите на себя на картинке. Отстраненные картинки создают мотивацию двигаться к тому, чего вы хотите. Вовлеченная картинка дала бы вам чувство, что у вас уже есть ресурсы, так что сделайте картинку отстраненной.
 Обязательно включите в образ все необходимые вам ресурсы. Среди них могут быть настойчивость, уверенность, ясность мысли, способность слушать, творчество, способность расспрашивать, и так далее. Выберите свои собственные ресурсы,-если вы выбираете какое-то умение, обеспечьте, чтобы у вас было хотя бы знание этого умения,-если вам нужно умение, которого у вас пока нет, найдите способ как можно скорее приобрети это умение.
 Нужно, чтобы ваш образ был притягательным и реалистичным. Еще его нужно проверить по отношению к другим областям вашей личности и взаимоотношений. Испробуйте его в разных ситуациях-совместимо ли это ваше новое "я" с другими взаимоотношениями? Если вы будете так реагировать в других ситуациях, будет ли результат благоприятным для вас и для тех, с кем вы общаетесь? Вам может потребоваться изменять образ, пока он полностью вас не удовлетворит.
  Шаг 6
 Теперь еще раз пройдитесь по комнате и подумайте немного о чем-то совершенно другом,-это "прерыватель состояния",-такой же, как и в четвертом шаге.
  Шаг 7
 Возьмите свой первый образ и усильте решающие субмодальности,-как в третьем шаге. Теперь возьмите свой новый образ себя, сделайте его маленьким и темным, и поместите его в уголок первого образа. Для следующего шага нужна скорость. Говоря про себя "взмах", или со свистящим звуком, мгновенно сделайте большую картинку маленькой и темной, одновременно делая новый образ себя большим и ярким.
  Шаг 8
 Повторите седьмой шаг около пяти раз, обязательно "прерывая состояние" после каждого раза. Необходимы скорость и повторение.
  Шаг 9
 Чтобы проверить свою новую "реакцию", вам нужно только снова включить состояние, вообразив ситуацию в будущем, когда вам будет нужна такая новая реакция. Это называется "подстройкой будущего". Если ваш пусковой механизм внешний, вам нужно только вообразить событие, которое включило бы ваше состояние. Если вы все еще получаете первоначальную реакцию, вернитесь к первому шагу и проделайте его снова, хотя когда вы "махнете" ваши образы пять-шесть раз, вы обнаружите, что новое состояние переключается само.
 Рисунок 2.3. Взмах
 "Махните" решающие субмодальности (для многих людей хорошо действуют яркость и размер)
  Поэкспериментируйте с этой техникой и часто ее используйте. Вы можете получить больше свободы выбора в своих внутренних картах реальности, программируя свою нейрологию более ресурсно реагировать на внешнюю территорию. Тогда ваши фильтры восприятия будут работать на улучшение и усовершенствование ваших действий, устраняя вами же поставленные ограничения.
 Время
 Невозможно управлять временем; на самом деле вы управляете собой во времени и через время.
  Современная концепция "тайм-менеджмента" (управления временем)-ошибочна. Невозможно управлять временем; на самом деле вы управляете собой во времени и через время. Представьте, что вам могут ответить, если вы спросите десять случайно выбранных людей, что они делали во вторник две недели назад. Ответы будут похожими? Конечно, нет. Ответы могут быть самыми разными, от "я не знаю" до "кажется, я ..." и конкретных ответов "да, я играл в теннис с одной моей знакомой". После этого спросите их, что именно они будут делать ровно через две недели. Некоторые скажут, что именно они будут делать, у некоторых может быть смутное представление об этом, и найдутся те, кто об этом еще не думал.
 То, как мы внутренне воспринимаем время, сильно влияет на то, как мы вспоминаем прошлые события, как мы переживаем настоящее, и как планируем будущие события.
  Каждый из нас по-своему представляет себе время. Некоторые люди хорошо умеют планировать на долгие сроки, а другим трудно предполагать что-то дальше выходных. И мы сильно отличаемся друг от друга по способности вспоминать прошлые события. От того, как мы внутренне воспринимаем время, сильно зависит то, как мы вспоминаем прошлые события, как мы переживаем настоящее, и как планируем будущие события. Можно было бы подумать, что время для всех одинаково,-у каждого есть часы, которые помогают нам вносить в жизнь понятие времени, и все они настроены на одинаковое время. В НЛП предлагается техника под названием "линия времени", которую можно использовать, чтобы перестроить ненужное нам восприятие времени (или маркировку времени), и максимально использовать время, планируя действия так, чтобы достигать своих целей.
  Линия времени-это метафора, и причем очень полезная. В ней используется принцип маркировки времени в физическом пространстве, в котором находится наше тело. Бывает, что время организовано как хронологическая линия, идущая из прошлого через настоящее в будущее. Я встречал многих людей с совершенно другими и гораздо более сложными конструкциями. Но обнаружены некоторые общие принципы, которые относятся к большинству людей, и которые помогут нам понять преимущества и недостатки разных типов линии времени.
  Есть две основных формы линии времени, у каждой из которых много вариантов. Люди, которые постоянно живут в "здесь и сейчас", часто опаздывают на встречи, потому что "сейчас" для них гораздо важнее и реальнее, чем будущее. Оказывается, что такие люди обычно опаздывают на встречи, потому что они полностью вовлечены в "сейчас" и не обращают внимания на расписания и графики времени, часто затягивая сроки. Их к тому же легко уговорить остаться дольше, когда они глубоко вовлечены в обсуждение. Когда их внимание сосредоточено на чем-то, они легко умеют удерживать его.
 Жизнь "во- времени" запоминается с большим количеством эмоций. Когда человек вспоминает такой опыт, он обычно полностью ассоциирован (вовлечен) в него.
  Такие люди обычно не используют блокноты - "органайзеры", часто предпочитая простые записи будущих событий в дневнике. Жизнь "во - времени" запоминается с большим количеством эмоций. Когда человек вспоминает такой опыт, он обычно полностью ассоциирован (вовлечен) в него. У людей, находящихся "во- времени", пространственное размещение линии времени похоже на показанное на рисунке 2.4, где тело действительно находится "внутри" линии времени.
 Рисунок 2.4. Пространственное расположение линии " во- времени".
 Вид сверху Будущее Настоящее (сейчас) Прошлое Второй основной тип расположения временной линии, "через- время", показан на рисунке 2.5 . Люди, у которых так расположена линия времени, часто используют сложные системы блокнотов- "органайзеров", потому что прошлое и будущее настолько же важны, как и настоящее. Таких людей часто отвлекают собственные мысли о событиях в прошлом и в будущем, и даже если телом они здесь, их ум часто где-то в другом месте. Они обычно приходят вовремя на встречи, а выраженные типы "через- время" могут приходить и на час раньше, потому что для них совершенно немыслимо опаздывать, и прийти вовремя часто важнее, чем сама встреча.
  Эти два вида расположения в пространстве типичны для правшей. У левшей прошлое и будущее могут быть зеркально развернуты.
 Если вы определите свою линию времени, вы сможете ее менять, и использовать как очень эффективную систему планирования, которая поможет вам планировать достижение успехов.
  Где находится ваша линия времени? Вы "во-времени" или "через-время"? Как вы воспринимаете и маркируете время по отношению к физическому пространству, в котором находится ваше тело? Если вы определите свою линию времени, вы сможете ее менять, и использовать как очень эффективную систему планирования, которая поможет вам планировать достижение успехов.
 Рисунок 2.5. Типичное расположение линии времени "через-время"
 Прошлое уходит налево в виде дуги Будущее уходит направо в виде дуги Настоящее Вид сверху Чтобы выяснить, как расположена ваша собственная линия времени, выберите случай из своего далекого прошлого, когда вы праздновали день рождения, и вспомните какие-то конкретные события этого дня. Теперь вспомните другой день рождения на несколько лет позже, и проделайте то же самое. Теперь вспомните еще один день рождения через несколько лет ... и продолжайте, пока не дойдете до своего прошлого дня рождения. На несколько секунд задерживайтесь в каждом воспоминании, вызывая в уме как можно больше образов каждого дня рождения.
  Теперь я попрошу вас снова проделать то же самое, и в это раз постараться заметить, в каком направлении расположена каждая из внутренних картинок празднования дня рождения. Проведите воображаемую линию через все образы, и вы получите свою метафорическую линию времени. Она может быть не похожа ни на один из двух примеров на рисунках 2.4 и 2.5-это нормально. Бывают люди с очень своеобразным расположением времени. В некоторых азиатских культурах есть вертикальные вверх / вниз линии времени, и я был знаком с людьми, у которых это были спирали вокруг тела. Вопрос в том, насколько вам полезна ваша форма линии времени? Если она не особенно полезна, то представьте себе, что бы вы предпочли. Насколько эффективно вы умеете заканчивать работу вовремя? Как вы вкладываете свое время, насколько разумно? Умеете ли вы придерживаться графиков времени? Можете ли вы с уверенностью заранее планировать крупные и важные проекты? Как насчет повседневного вложения времени и общей дисциплины времени?
  Если вы хотите усовершенствовать какую-то из этих областей, может быть полезно поэкспериментировать с непривычными линиями времени. Для западного бизнеса лучшего всего подходит линия "через-время" в форме буквы "V", расположенная перед собой (как показано на рисунке 2.5). В пятой главе у вас будет возможность использовать свою линию времени, чтобы спланировать успешное будущее событие.
  Физиология
 Ум и тело-единая система, и следовательно, влияют друг на друга.
  На этом этапе важно познакомиться с физиологией, потому что она оказывает огромное влияние на все, что вы думаете и делаете. Возвращаясь к модели передачи информации НЛП (рисунок 2.2), ум и тело-единая система, и следовательно, влияют друг на друга. Результат их взаимного влияния-"состояние существования", и это состояние определяет поведение. Вы когда-нибудь замечали, что у вас нет желания делать что-то, потому что вы "не в том настроении"? Или иногда вам просто не хотелось что-то делать. Насколько на ваше состояние влияет то, что думает ум и то, что ощущает тело? В каком состоянии ума и тела вам нужно быть, чтобы достигать успехов? Ясно, что для определенных задач нужны соответствующие состояния, и что состояние-это результат взаимного влияния ума и тела.
 Конгруэнтность (согласованность)
  Физиология включает в себя такие элементы, как поза, движения, мимика, жесты, дыхание, мышечный тонус, внешние прикосновения и внутренние ощущения. Встаньте, ссутультесь, сделайте печальное выражение лица, согните колени, опустите плечи, замедлите дыхание, прикройте веки, расслабьте мышцы и скажите: "Сегодня я чувствую себя как никогда хорошо!". Как вы себя почувствовали? Своеобразно? Как вы думаете, кто-то бы вам поверил?
  Своей физиологией вы дали мозгу сигнал, что вы чувствуете себя устало и обессилено, так что слова, которые вы сказали, получились неконгруэнтными (несогласованными) с тем сообщением, которое передавало ваше тело. Вы передали двойственное сообщение. Вряд ли получится сделать блестящую корпоративную презентацию, если ваше тело и ум не находятся в полной гармонии друг с другом. Бесполезно стоять в уверенной позе, если ваш внутренний диалог говорит: "Я слишком нервничаю и не смогу сделать этого-я меня недостаточно опыта." Вы не в лучшей своей форме, если вы в чем-то не конгруэнтны. Если ваш начальник спрашивает вас, хотите ли вы повышения, и вы отвечаете "да", но с нерешительностью в голосе и сгорбившись-вам нужно выяснить, почему ваши сигналы не конгруэнтны.
 Многие из "инстинктивных чувств"-подсознательные сигналы неконгруэнтности. Прислушивайтесь к ним, они дают вам обратную связь.
  Подсознание часто передает сигналы неконгруэнтности через ум или тело, потому что оно определило проблемную область. Возможно, подсознание обеспокоено экологией поспешных решений? Многие из "инстинктивных чувств"-подсознательные сигналы неконгруэнтности. Прислушивайтесь к ним, они дают вам обратную связь.
 Оптимальные физиологические состояния
  Для каждой задачи есть оптимальное физиологическое состояние, которое делает более конгруэнтным ваше состояние и повышает качество ваших действий. Получать обратную связь о том, как вы себя чувствуете, настолько же важно, как и получать обратную связь от внешней территории. Если вы встречаетесь с руководителями высокого уровня и вдруг чувствуете, что вас вытеснили из обсуждения-это обратная связь. Где находится это чувство, и как оно повлияло на ваше общее состояние?
  Вам нужно какими-то способами управлять своей физиологией-как вы дышите? Верхней частью груди или животом? Быстро или медленно? Начните дышать по-другому и проверьте свое состояние. В какой вы позе? Напряжены ли мускулы? Вы наклонены в какую-то сторону? Вы прямо сидите или немного сутулитесь? Измените что-то и снова проверьте свое состояние. Не обязательно делать резкие изменения, небольших изменений обычно достаточно для того, чтобы изменить состояние. И не забудьте проверить, что происходит в вашем уме. Что делают ваши фильтры восприятия? Насколько полезен сейчас ваш внутренний диалог? Какие изменения вам нужно сейчас сделать, чтобы стать полностью конгруэнтным (согласованным) с самим собой?
 Любая неконгруэнтность будет замечена другими людьми и обработана их фильтрами восприятия.
  Если вы собираетесь эффективно выступить на собрании, вам нужно сделать это конгруэнтно и уверенно. Любая неконгруэнтность будет замечена другими людьми и обработана их фильтрами восприятия, и кто знает, в каком виде они отобразят вас в своем уме. Я еще вернусь к физиологии и сигналам конгруэнтности во втором и третьем разделах, когда вы узнаете, как использовать свою физиологию, чтобы строить раппорт (взаимопонимание), воздействовать на других людей и усиливать свое влияние.
  Нас никогда не обманывают; мы обманываем сами себя.
  Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) Немецкий поэт, драматург, прозаик
 
 ГЛАВА 3
 Создание руководящего направления
 * Приверженность
 Описание текущего состояния и желаемого состояния / Разработка своего направления / Воплощение в жизнь
  Все люди стремятся к одной цели: успеху и счастью. Единственный способ достичь настоящего успеха-это полностью выразить себя в службе обществу. Во-первых, нужно иметь четкий, ясный, практический идеал-цель, задачу. Во-вторых, нужно иметь средства, необходимые для достижения целей-мудрость, деньги, материалы и методы. В-третьих, нужно приспосабливать свои средства к цели.
  Аристотель,384-322 до н.э. Греческий философ
  Приверженность
  В теории менеджмента среди всех метафор, наверное, больше всего метафор руководящего направления деятельности. Идея создания руководящего направления в том, чтобы использовать весь потенциал персонала и добиться трудно достижимой 110- процентной эффективности. Самое главное в том, чтобы полностью раскрыть способности персонала-это создать обстановку, в которой люди полностью привержены достижению целей бизнеса в результате внутренней мотивации, а не какого-то внешнего подхода кнута и пряника.
 Музыка, которую слышит оркестр, отличается от музыки, которую слышит публика.
  Одна из моих любимых метафор-это оркестр, состоящий из талантливых музыкантов, у каждого из которых есть свой особый дар создавать музыку с помощью какого-то инструмента. Если им дать партитуру, они могут понять сложное нотное письмо, перевести его в физические действия с помощью своих инструментов, и издать звуки, которые вызовут эмоции у слушателя. А что делает дирижер? Он своими движениями направляет и руководит оркестром. Представьте, что вы играете на трубе в оркестре из 50 человек. Как вы думаете, вы сможете услышать флейты за ударными инструментами? Музыка, которую слышит оркестр, отличается от музыки, которую слышит публика. Слушатель, сидящий впереди слева, слышит другую музыку, чем тот, кто сидит сзади справа.
  Теперь представьте, что вы следите за воодушевленным дирижером-за его телодвижениями в такт музыке, которые согласовывают и синхронизируют разные части оркестра; за его жестами, которые ценят ваше участие и ведут вас к высоким взлетам и мягким полутонам; за тем, как он наполняет музыку эмоциями с помощью ярких и выразительных визуальных * физиологических сигналов. Это руководящее направление. Часто энтузиасты симфонической музыки могут сказать вам имя дирижера, слушая музыку и узнавая его особый стиль. Каждый дирижер руководит оркестром по-своему, но без руководства теряется эмоциональное наполнение, в котором и есть вся суть музыки.
 Нужно самому на 110 процентов посвятить себя руководящему направлению-с энтузиазмом воодушевленного дирижера.
  Как менеджер вы можете разрешить своим специалистам выполнять ваши письменные инструкции, и у них всегда найдется достаточно работы, чтобы заполнить свое время и давать результаты. Главный вопрос для всех менеджеров в том, "как создать обстановку, которая поощряет внутреннюю мотивацию, так что люди на 110 процентов посвящают себя работе?" Прежде всего вам нужно знать, какое из направлений правильное. Затем нужно самому на 110 процентов посвятить себя руководящему направлению-с энтузиазмом воодушевленного дирижера.
  В этой главе вам предлагается трехэтапная модель создания руководящего направления деятельности для вашей команды, настройки самого себя в этом направлении, и создания соответствующих нейрологических условий, которые помогут вам "воплотить это в жизнь". Можно сказать, что в этой модели (рисунок 3.1) описывается, как обеспечивать обратную связь от вашей миссии * (предназначения)
  более высокого уровня. Эта обратная связь помогает согласовывать собственную энергию и направлять энергию своей команды. В этой модели руководящего направления особое внимание обращается на обеспечение для вас обратной связи, чтобы вы могли быть увлеченным и приверженным образцом для подражания для своей команды. О том, как превращать это руководящее направление в действия команды, будет рассказано во втором разделе по лидерству.
 Опишите желаемое состояние ->Опишите текущее состояние ->Разработайте свое направление ->
 Интегрируйте это направление в свою нейрологию
 Рисунок 3.1. Создание руководящего направления
 1 Опишите желаемое состояние и текущее состояние
  Обратите внимание на
  Миссию организации и направление развития бизнеса
  Техники и концепции НЛП
  Глобальный обзор
  Позиции восприятия
 2 Разработайте свое направление
  Обратите внимание на
  Собственную миссию, идентичность, ценности и убеждения
  Техники и концепции НЛП
  Конгруэнтность
  Хорошо сформированные результаты
 3 Интегрируйте это направление в свою нейрологию
  Обратите внимание на
  Свое мышление и поведение
  Способности, необходимые для успеха
  Техники и концепции НЛП
  Актуализация будущего
  Присоединение к будущему
 
  Теперь я проведу вас по модели руководящего направления, предлагая вам упражнения, которые повышают потенциал успеха.
 Описание текущего состояния и желаемого состояния
 Всегда лучше знать, куда вы идете, а иначе можно попасть куда угодно.
  При создании направления подразумевается, что вы хотите быть в каком-то другом месте, а не там, где вы сейчас. Есть какое-то глубокое свойственное людям желание, которое заставляет нас так мыслить. Как бы мы ни наслаждались своей окружающей обстановкой, через некоторое время в будущем мы захотим каких-то изменений. Все методы совершенствования организации основаны на этом глубоком желании-идти от текущей ситуации (или состояния) к какой-то другой желаемой ситуации (или состоянию), которая безопаснее и выгоднее. В этом заключена идея ухода оттуда, где вы находитесь, и движения к каком-то другому состоянию, известному или неизвестному. Всегда лучше знать, куда вы идете, а иначе можно попасть куда угодно.
 текущее состояние
 неопределенные будущие состояния
 известное желаемое состояние
  В моем опыте проведения тренингов, поддерживающих программы организационного развития, я наблюдал, как начиная от анализа потребностей до завершения разработки обучения, "ориентиры целей" много раз меняются. Это говорит о том, что руководство желает изменений, но не определилось насчет желаемой ситуации. В результате такого шаблона действий будущее возникает как серия рефлекторных реакций на текущие события, а не как стратегическая, запланированная последовательность управляемых изменений. Если вы не знаете, каким будет будущее, как вы можете вкладывать время и средства в умения, которые станут тогда необходимы?
  Глобальный обзор
  Чтобы начать описывать свое желаемое состояние, нужно рассмотреть место вашей части организации во всей организации. Если вы президент фирмы, рассмотрите свою организацию как часть рынка, на котором она действует. На этом этапе вам нужно мыслить системно о частях и о целом. В какую большую логическую единицу системы ваш объем ответственности входит как часть? Вы помните закон необходимого разнообразия из первой главы? Вы собираетесь сделать свою часть организации самой гибкой, создав такое направление, которое позволит вам постоянно перестраиваться в зависимости от миссии и задач бизнеса большей системы.
  Чтобы достичь в этом успеха, вам нужно самому обладать гибкостью, чтобы учитывать всю обратную связь, которую вы будете получать при создании руководящего направления для себя и своей команды. Прежде всего, вам нужно знать миссию и задачи более высокого уровня, и вложить какую-то конкретную реальность в общие слова корпоративной миссии. В утверждениях типа "мы стремимся быть первыми" мало смысла, если нет подкрепляющих их конкретных фактов. У одних организаций лучше, у других хуже получается разрабатывать формулировку миссии, передавать ее вниз по иерархии и превращать ее в рабочие задания. Если у вас недостаточно информации глобального характера, чтобы определить руководящее направление для вашей части организации, я настоятельно советую сделать это своим первым желаемым результатом.
 Чего организация от вас на самом деле ожидает?
  Многие организации знают направление, в котором они идут, но их системы передачи информации блокируют распространение этой важной информации. Вам может потребоваться настойчивость, чтобы выяснить ее. Чего организация от вас на самом деле ожидает?
  Позиции восприятия
 Со своей позиции вы не можете оценить, как публика слышит вашу музыку, пока не перестанете играть и не услышите громкость аплодисментов, или тишину (свою обратную связь).
  В глобальной системе вы являетесь частью оркестра, и эта позиция ограничивает то, что вы слышите. Со своей позиции вы не можете оценить, как публика слышит вашу музыку, пока не перестанете играть и не услышите громкость аплодисментов, или тишину (свою обратную связь). Так часто и происходит в организациях-можно настолько увлечься производством или услугами, что будет трудно узнать, направлены ли усилия в правильное русло, пока не остановишься и не начнешь заниматься созданием полезной обратной связи от клиентов, внутренних и внешних. К сожалению, в связи с тем, что обратная связь субъективна (если вы не вложите время в разработку сбалансированной системы обратной связи), может оказаться, что большая часть обратной связи приходит от небольшого количества клиентов, и следовательно, не отображает всю вашу базу клиентов.
  Независимо от того, производите ли вы товары, предоставляете услуги, или занимаетесь любым другим типом взаимодействий с другими людьми, ваша работа оценивается по разным критериям с разных точек зрения. Например, начальник сборочной линии и директор предприятия по-разному воспринимают работу бухгалтера предприятия. Техника позиций восприятия помогает глубже понять разнообразные взгляды на ваше собственное поведение, или на то, как работает предприятие, имитируя звук музыки с двух или больше дополнительных точек зрения, кроме вашей собственной.
 Рисунок 3.2. Позиции восприятия
 1 Вы 2 Другие люди, с которыми вы взаимодействуете 3 Наблюдатель (или мета-позиция) Наш автопилот вполне способен обдумывать ситуации с разных точек зрения, но результаты получаются намного лучше, когда эта естественная деятельность проводится с целью и намерением. Это повышает качество вашего мышления. Возможно, вам везет и вы получаете полезную обратную связь от своих клиентов, и это часто лучшая информация, которая вам доступна.
  Упражнение по позициям восприятия позволит вам интегрировать эту информацию, когда вы станете на место клиентов. Первая позиция-это вы. Вторая позиция-это точка зрения ваших клиентов, и там могут быть несколько точек зрения, если у вас есть разные группы клиентов. Третья позиция-это точка зрения наблюдателя, или мета-позиция (то есть расположенная на уровень выше всего остального). С этой позиции вы можете наблюдать взаимодействие между вами и вашими потребителями. Вот упражнение, которое поможет вам использовать позиции восприятия.
 УПРАЖНЕНИЕ 4
 Позиции восприятия
 1 Вспомните взаимодействие с другим человеком, при котором вы чувствуете неудобство, или которое вас озадачивает.
 2 Расположите три метки на полу, по одной в каждой вершине треугольника, так чтобы они находились приблизительно на два метра друг от друга. Назовите эти три вершины "я", "другой человек", участвующий во взаимодействии, и "наблюдатель".
 3 Станьте на метке "я" и посмотрите на "другого человека". Ответьте на вопрос: "Как его поведение влияет на меня?" Получите качественную информацию, прежде чем переходить к следующему шагу.
 4 Станьте на метке "другой человек" и станьте этим человеком, ассоциировавшись * в его роль. Посмотрите оттуда на метку "я" и заметьте чувства, соответствующие тому, что вы видите и что вы слышите. Ответьте на вопрос: "Что это поведение дает (не дает) мне?" Получите качественную информацию, прежде чем переходить к следующему шагу.
 5 Встаньте на метку наблюдателя и взгляните на обе другие метки. Заметьте, что происходит и что говорится. Какой процесс происходит? Что достигается (не достигается)? Важно оставаться диссоциированным * из обеих ролей, когда вы их наблюдаете.
 6 Повторите шаги 3-5 столько раз, сколько нужно для появления новых догадок, более глубокого понимания. Обязательно "прерывайте состояние" между третьим и пятым шагами, несколько секунд думая о чем-то совершенно отвлеченном.
  Эту технику можно использовать на уровне отдела или фирмы. Если вы способны ассоциироваться во вторую позицию (роль), вы получите интересные новые догадки о восприятиях другого человека, что может дать ответы на озадачивающие или сбивающие с толку ситуации, и поможет вам создать руководящее направление для вашей команды. А вот как вы можете установить многочисленные точки зрения второй позиции для отдела предоставления внутренних услуг (см. рисунок 3.3).
  Позиция 1 Сфера ответственности за отдел, миссия и задачи отдела.
  Позиция 2(а) Точка зрения работника на ваши услуги.
  Позиция 2(б) Точка зрения менеджера на ваши услуги.
  Позиция 2(в) Точка зрения члена правления на ваши услуги.
  Позиция 3 Точка зрения наблюдателя за каждым из взаимодействий.
  Кроме взаимодействий между первой позицией и несколькими вторыми, заметьте взаимодействие между членом правления, менеджером и работником. То, что происходит между этими точками зрения, тоже важно. Ассоциируясь * в каждую из ролей второй позиции, менеджер отдела может узнать, как другие роли в организации воспринимают место услуг его отдела в повседневной рабочей деятельности.
 Рисунок 3.3. Несколько точек зрения второй позиции
 1 вы 2 (а) работник
 2 (б) менеджер
 2 (в) член правления 3 наблюдатель Только глубоко ассоциировавшись в роли клиентов, вы можете узнать на своем опыте их точки зрения на вашу работу.
  Пространственно "отмечать" каждую позицию на полу не обязательно, но это помогает обеспечить, чтобы вы "прерывали состояние" при передвижении между позициями. Важно быть в чистом, ассоциированном состоянии, чтобы можно было "стать" каждой из ролей второй позиции. Только глубоко ассоциировавшись в роли клиентов, вы можете узнать на своем опыте их точки зрения на вашу работу.
  Вы можете проделать это со своей командой, используя ролевую игру. Одни участники могут играть роли клиентов, а другие занять мета-позицию. Нужно, чтобы команда была постоянно ассоциирована в свои роли, так что стоит пригласить консультанта, который поможет вам организовать это. В разделе по инновации вы познакомитесь с видоизмененным вариантом этого упражнения, который применяется для выработки творческих идей.
 Разработайте стратегию, которая направит вашу команду к желаемому будущему состоянию.
  Упражнение по позициям восприятия поможет вам обнаружить много полезных идей для совершенствования обслуживания клиентов. Оно поможет вам "мыслить за рамками отдела" и точнее узнавать, что нужно изменить. Оно поможет вам разработать стратегию, которая направит вашу команду к желаемому будущему состоянию, и избежать стратегии рефлекторных реакций, которая ведет к неясным будущим состояниям. Я получал с помощью этого упражнения такую обратную связь, которую вряд ли бы получил с помощью какого-то другого метода.
  Исследуйте позиции восприятия или самостоятельно, разместив их в пространстве, или со своей командой. Или же прокручивайте это в уме (помните, что нужно прерывать состояния при переходе от одной позиции к другой).
 Разработка своего направления
  Конгруэнтность (Согласованность)
 Ваш оркестр будет следовать за вами, если вы будете вести его с энтузиазмом и твердой убежденностью в цели.
  В соответствии с моделью руководящего направления (рисунок 3.1) мы пришли к второму шагу, где вам нужно направить внимание на собственную миссию, идентичность, ценности и убеждения. Суть всего этого в том, чтобы стать образцом для подражания для вашей команды. Если вы хотите, чтобы команда "купилась" на ваши указания, они должны видеть, что вы не только конгруэнтны в своих сообщениях, что все ваши действия и слова подкрепляют то направление, в котором вы их призываете идти. Ваш оркестр будет следовать за вами, если вы будете вести его с энтузиазмом и твердой убежденностью в цели.
  В упражнении 1 вы выработали несколько названий ролей для своей идентичности, а в упражнении 2 проверили свои ценности и убеждения, связанные с вашей ролью на работе. Начиная разрабатывать свое новое направление, сравните свои ценности и убеждения с теми, которые нужны вам для поддержания нового направления.
 Согласуйте идентичность, ценности и убеждения в соответствии с новым направлением, и станьте образцом успеха для своего персонала.
  Здесь вам нужно быть согласованным. Например, если ваша обратная связь подсказывает, что нужно инициативно предоставлять информацию большим рабочим группам, но по своей идентичности, ценностям и убеждениям вы администратор, у вас серьезное несовпадение. Если вы цените ответственность за преуспевающий отдел больше, чем роль администратора, вы можете приобрести убеждение, что это может произойти, только если вы начнете проводить встречи с каждой из рабочих групп. Вам нужно согласовать идентичность, ценности и убеждения в соответствии с новым направлением, и стать образцом успеха для своего персонала.
  Хорошо сформированные желаемые результаты
  Еще за триста лет до нашей эры Аристотель написал:
  "Все люди стремятся к одной цели: успеху и счастью. Единственный способ достичь настоящего успеха-это полностью выразить себя в службе обществу. Во-первых, нужно иметь четкий, ясный, практический идеал-цель, задачу. Во-вторых, нужно иметь средства, необходимые для достижения целей-мудрость, деньги, материалы и методы. В-третьих, нужно приспосабливать свои средства к цели."
  Идея о том, чтобы иметь цели и задачи, не нова. Но полезнее говорить о желаемых результатах, чем о целях, потому что в результаты входят последствия, а в цели нет. Помните парня, который поставил себе целью стать миллионером? Последствия этого привели к развалу его семьи. Хорошо сформированные результаты могли предотвратить эту ситуацию. Так что, предполагая, что вы описали желаемое состояние для своей команды, пора построить желаемые результаты, которые приведут вас к этому состоянию. Чтобы помочь вам запомнить это простой, но чрезвычайно эффективный метод, я буду использовать аббревиатуру ПРОЭКТ.
 Хорошо сформированные результаты
 Положительно сформулированные
 Ресурсные и реалистичные
 Осуществимые и сохраняемые собственными силами
 Экологичные для себя и других
 Критерии признаков достижения
 Точно расположенные во времени
  Положительно сформулированные Несколько секунд не думайте о зеленом жирафе. Я сказал не думать о зеленом жирафе. Ум может отобразить отрицание (не), только сделав его положительным. Если вы будете говорить персоналу, чего нельзя делать, не удивляйтесь, если они будут делать именно то, чего вы не хотите.
 Формулируйте свои результаты положительно.
  Это играет ключевую роль в воспитании и образовании. Я давно перестал говорить моим студентам, чтобы они "не забывали". Для обучения гораздо лучше помнить, вы согласны? Ум превращает отрицательное в положительное, так что формулируйте свои результаты положительно-чего вы хотите достичь, а не чего вы хотите избежать, а иначе можно в итоге получить то, чего не хочешь. К тому же, если вы сформулируете только то, чего вы хотите избежать, может оказаться, что отдельные члены команды разработают собственные будущие желаемые состояния, что может не способствовать целям организации.
  Ресурсные * и реалистичные Убедитесь в том, что у вас есть, или вы можете приобрести, все ресурсы, необходимые для достижения ваших результатов. Ресурсами могут быть физические активы, например персонал, деньги и материалы. К ресурсам также относятся знания и умения. И устанавливайте реалистичные цели. Нереалистичные цели могут разрушать мотивацию и создавать стрессовую обстановку.
  Осуществимые и сохраняемые собственными силами Если ваши результаты слишком зависят от других, вы напрашиваетесь на неприятности. Вы отвечаете за свою собственную часть бизнеса. Никто не выручит вас и не будет за вас отдуваться, если вы не добьетесь успеха (если вы не работаете в фирме типа загородного клуба). Задайте себе такой вопрос о результатах: "Есть ли у меня достаточно полномочий и контроля в организации, чтобы достичь желаемых результатов, без необходимости опоры на других людей?" Если ответ "нет", еще раз обдумайте свои желаемые результаты и как вы собираетесь их достичь. Вы сами должны быть способны осуществить и сохранять свои результаты, чтобы обладать гибкостью реагировать на изменения в системе по мере продвижения к результатам.
 Вы полностью конгруэнтны в том, что вам нужно для достижения этого результата?
  Экологичные Обдумывая, что нужно сделать для достижения желаемых результатов, делайте это с чуткостью к другим частям системы. Какие последствия возникнут в результате вашего продвижения к результату? Как на это могут отреагировать другие менеджеры, работники, отделы, потребители, поставщики, члены семьи и друзья? Как на них это повлияет? А как насчет вас самих? Вы полностью конгруэнтны в том, что вам нужно для достижения этого результата? Прислушайтесь к своим неконгруэнтностям-у них есть цель.
  Критерии признаков достижения Как вы узнаете, что вы достигли своих целей? На основании каких подтверждающих признаков вы так решите? Пусть это будут воспринимаемые признаки-что вы увидите, услышите, почувствуете, что скажет вам о том, что вы достигли желаемого результата?
  Точно размещенные во времени Вы разместили во времени свои желаемые результаты? Реально ли за это время успеть все сделать? Когда именно вы рассчитываете достичь своих целей? Вашей команде нужно будет знать эти временные графики, а иначе может оказаться, что приоритеты других людей заберут время, необходимое для достижения ваших целей. Эта тема будет подробнее раскрыта в пятой главе.
  Установление хорошо сформированных результатов-это одна из основ НЛП. Желаемые результаты-это совсем не обязательно долговременные перспективные желания. У вас должен быть желаемый результат для каждого действия, и я еще расскажу об этом в разделе по общению.
 Достижение результатов
  Допустим, вы привлекли свою команду к решению, каким будет желаемое состояние, и определили желаемые результаты. С этого момента все, что происходит в вашем отделе, должно быть согласовано с вашими результатами. Например, вообразите, что вы менеджер отдела маркетинга большой нефтяной компании, и одна из ваших целей в том, чтобы разрабатывать и создавать каждые полгода в стандартном виде, планы по всемирной стратегии маркетинга для директоров крупных подразделений. Вам будет нужно разработать систему для выработки этой информации, включающую в себя рабочий процесс и линии общения, чтобы снимать информацию, обрабатывать ее и выдавать ее указанным получателям.
  На рисунке 3.4 это показано в виде базовой диаграммы с входом, выходом и циклом обратной связи. На предприятии "стопроцентного качества" в рабочие процессы встроено много циклов обратной связи. Если вы будете рассматривать работу в вашем отделе системно, как на рисунок 3.4, и определите входы и выходы каждого процесса, вы получите основу для проверки того, согласуется ли происходящее в отделе с вашими желаемыми результатами.
 Любая неисправность-это обратная связь.
  Чтобы давать вам информацию о направлении и результатах, должна быть разработана система обратной связи-на верном ли вы пути? Если вдруг оказывается, что информация подается не в согласованном виде, в системе неисправность. Любая неисправность-это обратная связь, так что вам нужно исследовать, почему происходит отклонение от согласованных результатов. Возможно, система подсказывает вам, что с развитием бизнеса нужно сформировать новые желаемые результаты. Будьте гибким и вернитесь к шагу 1 модели руководящего направления (рисунок 3.1), чтобы проверить это. Диаграмма системы со входом и выходом-это полезный метод для оценки того, насколько удачно энергия вашей команды направлена на ваши желаемые результаты, и насколько эти результаты подходят к изменяющимся потребностям клиентов.
 Рисунок 3.4. Базовая диаграмма рабочей системы
 входные величины => рабочие процессы => выходные величины ? обратная связь ? Способности
  Если вернуться к уровням обучения и изменений из первой главы, вам нужно оценивать свои способности и способности своей команды. Это один из признаков хорошо сформированного результата, и по моему опыту, эта область часто страдает от грубого пренебрежения. Возможно, вы слышали о "принципе Питера"-что людей повышают в должности до уровня их некомпетентности. Нужно только сравнить знания и умения с выполняемыми заданиями, и вы определите дефицит умений, который нужно закрыть. Обучение и развитие персонала для выполнения новых, более трудных ролей, прекрасно окупается, но конечно, не удивительно, что я так говорю, учитывая мою профессию. Если вы будете обладать гибкостью постоянно перестраиваться в соответствии с желаемыми результатами и корпоративным направлением, вы создадите обстановку для изменений и разнообразия, и это даст возможности для поощрения личностного развития.
  Интеграция как необходимый катализатор
  Очень часто факторы, определяющие степень успеха в достижении любого результата, относятся к внутренним свойствам нейрологии человека. Даже с прекрасно продуманными планами, с точными подробностями и указаниями на каждом уровне, успех часто не достигается. Здесь важен человеческий фактор.
  Вообразите две группы десятилетних детей. Одна группа полна энтузиазма и мотивирована преподавателем, который превращает обучение в развлечение и радость. Вторая группа застряла с учителем, который весь день пишет мелом на доске и говорит монотонным голосом, и который предпочел бы быть кем-то другим. Теперь дайте каждой группе одинаковые конструкторы и попросить построить что-то по своему выбору. Можете себе представить результаты, которые вы получите.
 Если вы не мотивированы и без энтузиазма относитесь к направлению, которое вы установили, не ожидайте этого от своего персонала.
  Способности любой системы, состоящей из набора процессов или указаний, зависят от умственной и физической энергии, вкладываемой работающими в ней людьми. По аналогии с тем, что учителя служат образцами поведения для своих учеников, менеджеры-это образцы поведения, или ролевые модели, для своей команды на работе. Если вы не мотивированы и без энтузиазма относитесь к направлению, которое вы установили, не ожидайте этого от своего персонала. Вам нужно сделать желаемое будущее состояние неотразимо привлекательным для достижения своей энергии, другими словами, вы можете актуализировать будущее.
  Актуализация будущего Исследования того, благодаря чему предприниматели становятся преуспевающими, показали, что очень немногие из них разрабатывают подробные планы. У них обычно множество идей, и возможно, какие-то глобальные планы, но подробности оставлены на самотек. Общей для многих преуспевающих предпринимателей является стратегия визуализации своего руководящего направления, или желаемых результатов. В 1985 году молодой председатель "Вирджин Груп" сказал:
  "Я вижу, что "Вирджин" становится самой большой корпорацией в сфере развлечений, базирующейся вне США. Путь до нашего сегодняшнего положения был довольно трудным. Путь отсюда до компании с оборотом в миллионы фунтов будет гораздо легче. Я иногда задаю себе вопрос, какой компанией мы будем тогда."
  Эти слова, произнесенные Ричардом Бренсоном, дают подсказки о его внутренней стратегии успеха. Ясно, что он визуализировал, как стать компанией с оборотом в миллионы фунтов. Его структура убеждений определила, что он этого достигнет. В своем уме он уже предпринимал для этого действия.
 Наши умственные картинки дают ориентиры для нашего поведения, направляя нас к принятию повседневных правильных решений, которые ведут нас в желаемом направлении.
  Визуальная модельность очень мощна, и ее можно использовать, чтобы направлять наше подсознательное поведение к желаемым результатам. Наши умственные картинки дают ориентиры для поведения, направляя нас к принятию повседневных правильных решений, которые ведут нас в желаемом направлении. Это действует аналогично с экраном компьютера, который был включен много лет с одним и тем же изображением на экране. В конце концов изображение выжигается на экране, так что его видно, даже когда компьютер выключен. Техника визуализации выжигает привлекательное будущее в вашей нейрологии.
  Вообразите, что вы, ваша команда и ваши потребители будете делать и говорить, когда вы достигнете своих желаемых результатов. Визуализируйте это как умственную картинку-сделайте ее яркой, ясной и очень красочной. Пусть она будет диссоциированной *-вы смотрите на нее как наблюдатель. Увеличьте ее, чтобы видеть детали лиц людей, когда они выражают восхищение вашими продуктами или услугами. Сделайте картинку трехмерной и внесите в нее движение. Добавьте звуки, которые вы ожидаете слышать вокруг себя, и теперь усильте все эти качества, чтобы эти образы запечатлелись в вашем уме.
  Когда вы достаточно увеличите картинку, вы начнете чувствовать успех. Это может быть легкое волнение в области живота, или уверенная улыбка. Ваше тело примет позу успеха, ваша голова поднимется, глаза обратятся вверх, вы увидите, услышите и почувствуете успешное будущее. Вы это уже сделали? Хорошо, теперь делайте это регулярно, чтобы наверняка интегрировать потенциал успеха во всю свою нейрологию.
  Техника, которую вы только что проделали-это вместе с тем "присоединение к будущему". Визуализируя успех, вы вообразили, каким будет желаемое состояние. Это немного похоже на примеривание будущего с целью узнать, подходит ли оно. Если оно не подходит, вы получите какую-то обратную связь, возможно в виде сигнала неконгруэнтности от какой-то части вашей физиологии. Тогда вы знаете, что делать. Учтите обратную связь, внесите поправки в желаемые результаты и еще раз "актуализируйте будущее".
  Рассудок и страсть-руль и паруса странствующей души. Когда паруса или руль выходят их строя, можно только носиться по волнам и дрейфовать, или стоять на мертвой точке посреди моря.
  К. Джибран "Пророк"
 
 ГЛАВА 4
 Владение собой
 * Шестая стратегия
 Страх неудачи / Несоответствие идентичности / Нечеткие результаты / Неприязнь к задаче / Быть мотивированным
  Тот, кто знает людей-благоразумен.
  Знающий себя-просвещен.
  Побеждающий людей-силен.
  Побеждающий самого себя-могущественен.
  Дао Дэ Цзин,часть первая
  Недавно у меня взяла интервью журналистка, которая хотела написать статью про тренинг на открытом воздухе. Ее приятные манеры и уверенный стиль показывали высокий уровень профессионализма. И она была очень честолюбива. Мы чудесно пообедали вместе и после интервью она призналась мне, что потенциал ее карьеры не реализован, потому что она не может заставить себя звонить в редакции лучших журналов и предлагать свои статьи. Почему же честолюбивая, уверенная в себе, талантливая, интеллигентная женщина откладывает со дня на день такие простые вещи?
  Если вы достаточно хорошо знаете себя, вы можете научиться мотивировать себя делать что угодно. Тем не менее большинство людей знают очень мало о подсознательных схемах мышления и поведения, которые помогают им решать, во что вкладывать энергию и ресурсы, что откладывать со дня на день, и чего избегать. В этой главе анализируются определенные личностные черты, которые влияют на мотивацию, и предлагаются способы построения дополнительной мотивационной гибкости с помощью речи, схем мышления и поведения. Желаемый результат в том, чтобы развить высокий уровень гибкости в мышлении и поведении, чтобы у вас было чувство мастерского владения тем, как вы работаете в качестве менеджера в организации.
 У вас есть все ресурсы, необходимые для успеха. Нет неудач, есть только обратная связь.
  В этой главе два основных принципа:
 * у вас есть все ресурсы, необходимые для успеха,
 * нет неудач, есть только обратная связь.
  Возьмите их на вооружение в свою систему убеждений. Чтобы развить владение собой, нужно только получить доступ к своим ресурсам и взять на себя управление ими.
  Цель отдела по работе с персоналом-управлять, развивать и использовать ресурсы каждого отдельного человека для блага и организации, и стремлений сотрудников. Одна из проблем таких отделов в том, что при проведении общих инициатив по развитию и мотивации во всей организации, большая часть личных ресурсов остается нераскрытой из-за недостаточного стимулирования. Отделы по работе с персоналом могли бы проводить меньше общего управления ресурсами, и больше развития ресурсов, чтобы помочь людям управлять, развивать и брать ответственность за свои собственные ресурсы. В этой главе мы займемся вопросами ресурсов личности.
 Прежде чем делать что-то, вам нужно мотивировать себя хотеть делать это.
 Цели, которые не являются вместе с тем желаниями, вряд ли будут достигнуты.
  Как у менеджера, у вас есть виды работы, в которых вы мастер, есть то, чему вы только учитесь, и есть области, в которые вам не хотелось бы углубляться. Независимо от того, кем вы себя видите, и как вы относитесь к какому-то конкретному виду деятельности, бывают случаи, когда результаты зависят от того, насколько хорошо вы выполняете конкретное задание или деятельность, и прежде чем делать что-то, вам нужно мотивировать себя хотеть делать это. В любом задании, в котором не хватает само-мотивации, есть немного нежелания, а нежелание-это часто враг владения собой. Цели, которые не являются вместе с тем желаниями, вряд ли будут достигнуты.
  Шестая стратегия
  Почему вы вообще что-то делаете? Что мешает вам делать одни вещи и заставляет делать другие? Как получается, что одни задания вы внутренне мотивированы превосходно выполнять, а другие нет? Я говорю только о само-мотивации, а не о внешней мотивации кнута и пряника, которая может создаваться или отменяться вашей организацией.
 Вы образец для подражания и ролевая модель для своей команды, поэтому создание имиджа владения собой будет оказывать положительное влияние.
  Как менеджеру, вам нужна гибкость в том, чтобы мотивировать себя когда угодно, на любое задание, с помощью внутренних средств-независимо от внешних попыток организации манипулировать вашей энергией. Вы образец для подражания и ролевая модель для своей команды, поэтому создание имиджа владения собой будет оказывать положительное влияние. На рисунке 4.1 показаны пять стратегий откладывания дел со дня на день и одна стратегия (шестая)-стратегия мотивации, необходимая для владения собой.
  Есть пять основных причин, по которым задания или не выполняются, или выполняются, но с низким или посредственным качеством. Мой желаемый результат в этом разделе-дать вам технологию для выполнения любого задания с заметной легкостью и мастерством. То есть я имею в виду, что любое задание в рамках ваших умственных и физических возможностей, может быть выполнено с высоким мастерством, если вы знаете, как себя подготовить. Подготовка не только создает оптимальное состояние для выполнения задания, она к тому же дает восприятие легкости его исполнения.
  Я сказал, что есть пять причин, по которым задания не выполняются. Я назвал эти пять причин стратегиями, потому что это именно стратегии уклонения. Я начну с того, что объясню первую и вторую стратегии, затем покажу, как с ними справляться, прежде чем переходить к третьей стратегии. Когда вы дойдете до шестой стратегии, стратегии достижения, вы узнаете, как создавать себе состояние шестой стратегии в любой момент, когда она вам нужна. Шестая стратегия-это любой метод, который вы используете для того, чтобы войти в состояние высокой само-мотивации, и здесь можно использовать сколько угодно техник НЛП, в зависимости от того, какую стратегию уклонения вы хотите преодолеть.
 Рисунок 4.1. Шестая стратегия
 ЗАДАНИЕ
  Страх неудачи
 1. Регулярное откладывание со дня на день
  Несоответствие идентичности
 2. Неконгруэнтная нейрология
  Нечеткие результаты

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу