<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  (а) Замечать точки зрения других людей?
  (б) Настраиваться на то, как звучат высказывания?
  (в) Вникать в то, какие приводятся доводы?
 7 При "мозговом штурме" вы предпочитаете:
  (а) Рассматривать ситуацию в перспективе?
  (б) Подбрасывать новые идеи?
  (в) Высказывать предложения?
 8 Идя на работу, вы предпочитаете:
  (а) Предчувствовать, как пройдет день?
  (б) Сосредоточиться на предстоящем дне?
  (в) Проговорить расписание дня?
 9 Когда вам нужна информация, вы предпочитаете:
  (а) Поговорить с экспертом в этой области?
  (б) Выяснить точку зрения специалиста?
  (в) Использовать опыт других людей?
 10 Когда с вами спорят, вы предпочитаете:
  (а) Прислушаться к тому, как звучат слова другого?
  (б) Прозондировать другого человека?
  (в) Наглядно обрисовать точку зрения другого человека?
 11 Когда вы проводите собеседование с новыми сотрудниками, вы предпочитаете:
  (а) Рассмотреть все аспекты их потенциала?
  (б) Задать вопросы по автобиографии?
  (в) Прочувствовать, какой у них есть опыт?
 12 Готовясь внести предложение, вы предпочитаете:
  (а) Набросать предварительный план?
  (б) Поставить ударение на основных вопросах?
  (в) Прояснить общую картину?
  Чтобы подсчитать результаты, поставьте "1" в графу рядом с тем ответом, который вы выбрали, а две остальные оставьте пустыми.
  Лист подсчета
  Колонка 1 Колонка 2 Колонка 3 1 а б в 2 б в а 3 б а в 4 б а в 5 в б а 6 а б в 7 а в б 8 б в а 9 б а в 10 в а б 11 а б в 12 в б а ИТОГО Как интерпретировать результаты
 В первой колонке находятся ответы по визуальной модальности, во второй колонке аудиальные, а в третьей кинестетические. Колонка с самым большим результатом скорее всего указывает на вашу предпочитаемую систему представления информации. Это очень краткий и простой тест, нет данных о том, насколько он достоверен. Всегда лучше узнавать информацию по субъективному опыту, а не по какому-то искусственному тесту. Но этот тест может помочь сосредоточить ваше внимание на том, чтобы прислушиваться к нужным словам, пока вы не станете интуитивно чувствовать сигналы о системах представления информации.
  Субмодальности
  Вообразите на мгновение, что вы идете босиком по берегу тропического острова. Обратите внимание, как волны мягко обмывают ваши ноги, и как пальмы плавно колышутся в теплом ветерке, а ритм карибской музыки, которая слышится где-то вдали, совпадает с ритмом ваших шагов. Какую картинку вы создали в своем уме, вообразив это? Это цветная картинка или черно-белая? Она движется или неподвижна? В каком месте в вашем уме она построена?
  Какие у нее размеры? Она яркая или тусклая? Как насчет контраста?
  Эти особенности картинки-субмодальности зрительной системы представления информации. Вы познакомились с субмодальностями в технике "Взмах" во второй главе. В ней вы узнали, что яркие цветные картинки мотивируют больше, чем тусклые и черно-белые. Теперь давайте вернемся к вашему фильму о береге острова. Вы слышали музыку и волны, обмывающие ваши ноги? Вы чувствовали, как ваши ноги погружаются в песок?
  В аудиальной и кинестетической системах тоже есть субмодальности. Нет какого-то канонического списка субмодальностей, а только то, что вы можете субъективно переживать на опыте. Я встречал людей с синими чувствами и людей с многоцветными звуками. Я не собираюсь с этим спорить-это их мир в их нейрологии, а не мой!
 Субмодальности непосредственно связаны с интенсивностью наших переживаний.
  Субмодальности непосредственно связаны с интенсивностью наших переживаний. Один из способов экспериментировать с субмодальностями-вообразить панель управления с передвижными регуляторами каждой из аналоговых субмодальностей (у каждой из них есть диапазон изменения, например от темного до яркого), и переключатель для каждой из цифровых субмодальностей (тех, которые могут быть только в одном из двух состояний, например черное или белое). Как вам нравится управлять своим умом на этом уровне? Многие люди снова и снова прогоняют одни и те же старые фильмы с одними и теми же звуковыми дорожками. И не обязательно, чтобы этим управлял ваш внутренний диалог-вы можете успокоить его и избавиться от старых кольцевых лент, которые запускались, когда им вздумается.
  В следующий раз, когда вы заметите внутренний диалог, которого вам не хотелось бы, переместите его куда-нибудь в другое место. Уменьшите громкость; выключите его; или поменяйте тон и высоту звука и посмотрите, что происходит. Распространенное средство НЛП от бессонницы, связанной с беспрестанным внутренним диалогом (он очень часто встречается у трудоголиков)-передвинуть голос в другое место, уменьшить громкость, понизить тон и сделать его летаргическим. Попробуйте это в следу.ю.щ.и.й р.а..з к..о..г..д...а у в...а...с б...е....с.....с......о.......н.....
 Субмодальности влияют на ваше состояние.
  Субмодальности влияют на ваше состояние. Помните, как на третьем шаге упражнения по стратегии шестого состояния (глава 4) я создал образ себя как профессионального менеджера проектов и чувство того, что я профессиональный менеджер проектов? Я использовал субмодальности для построения новой части своей идентичности, которая может быть успешным менеджером проектов. Даже когда обладаешь всеми знаниями о том, как выполнять задание или роль, если нейрологическое состояние не позволяет выделять определенные отличительные признаки, результативность ограничена.
  Это часто происходит, когда высокопоставленные кабинетные администраторы берут на себя ответственность за людей и пытаются общаться с ними, используя те субмодальности, которые они развили для распределения физических ресурсов, и используя телефон. Персонал часто недоволен из-за того, что администратор не умеет выделять отличительные признаки в визуальной и аудиальной системах, которые необходимы для понимания людей и продуктивного общения с ними. Основное в работе с субмодальностями:
 1 Выясните, какая у вас предпочитаемая и какая ведущая система.
  Заметьте, какие предикаты вы используете, проверьте, как вы дышите и заметьте свои особенности голоса. Попросите своего друга понаблюдать за вашими движениями глаз. Вы можете с помощью друга провести свой собственный тест.
 2 Осознавайте свое поведение и замечайте по получаемой обратной связи, где вам нужно внести изменения.
  Где вам нужно иметь лучшие варианты поведения и улучшить получаемые результаты?
 3 Заметьте по собственным сигналам, какие системы представления информации вы используете для создания данного поведения.
  Полностью сознавайте, как изменяется ваше состояние, когда вы начинаете думать об этих ситуациях. Какая система приводит вас к предпочитаемой системе, которую вы используете в каждой из этих ситуаций?
 4 Используйте свою панель управления, чтобы изменить свои субмодальности, или полностью изменить систему представления информации.
  Найдите решающую субмодальность и в чем-то ее измените. Если вы не знаете, какая из них самая решающая, вы можете начать с любых изменений. Если изменение не действует, попробуйте какое-то другое, потом еще какое-то.
  Вот список наиболее распространенных субмодальностей в каждой из трех основных систем представления информации.
  Визуальные субмодальности
 Ассоциированное или диссоциированное
 Цветное или черно-белое
 Местоположение
 Размер
 Ваш размер (в картинке) по отношению ко всему изображению
 В рамке или панорамное
 Яркость
 Контраст
 Объемность (плоское или трехмерное)
 Прозрачное или нет
 Ориентация (наклон, угол)
 Количество разных картинок
 Движущееся или неподвижное
 Скорость движения
 Резкость
 Увеличение отдельных объектов
  Аудиальные субмодальности
 Громкость
 Местоположение звуков
 Слова, другие звуки, или и то, и другое
 Стерео или моно
 Тон
 Продолжительность
 Чистота
 Высота
 Звучность (резонанс)
  Кинестетические субмодальности
 Давление
 Место
 Вес
 Местное или во всем теле
 Форма
 Структура
 Температура
 Интенсивность
  Чтобы завершить картину того, из чего состоит общение на микро-уровне, в следующей главе вы познакомитесь с лингвистическим каналом общения. Словесное содержание сообщения, которое составляет только 7 процентов смысла, может оказывать сильное воздействие, когда оно передается с конгруэнтными физиологическими сигналами.
  Причина половины наших ошибок в жизни в том, что мы чувствуем тогда, когда нам нужно думать, и думаем тогда, когда нам нужно чувствовать.
  Дж. Чартон Коллинз (1848-1908) Английский писатель, критик, ученый
 
 ГЛАВА 8
 Сила слова
 * Намерение, цель и результат
 * Речь как фильтр опыта
 * Размер частей информации
 * Искусственно туманная речь
 * Рамки (фреймы) информации
 * Переосмысление (рефрейминг)
 * Метафоры
 * Конгруэнтность (согласованность)
  Удар кнутом оставляет следы на теле; а удар словом ломает кости. Многие пали от острия меча; но еще больше погибло от слова.
  Апокрифы Экклезиаста
  Речь-это наша универсальная система для передачи смысла, для понимания и познания друг друга, и хотя происхождение речи теряется в глубинах истории, именно она вызывает многие проблемы человеческих отношений в современных организациях.
 Слова похожи на боеголовки ядерных ракет.
  Когда в организациях обсуждается тема общения, обычно имеются в виду такие вопросы: Что говорить? Кому говорить? Как говорить? В предыдущей главе я сказал о том, что слова отвечают только за 7 процентов смысла, и все же с помощью этого небольшого количества мы можем заложить огромную силу в наше общение. Слова похожи на боеголовки ядерных ракет, которые являются лишь небольшой частью боевой подводной лодки. Хотя сам вид подводной лодки может представлять собой угрозу нападения, именно боеголовка внутри ракеты способна вызывать разрушения.
 У каждого сообщения есть определенная мощность.
  Возможно, вы тоже испытали на своем опыте, как хорошие люди погибают от силы слова, либо непосредственно от силы слова авторитарного, бесчувственного деспота, либо косвенно от лидера, неспособного выражать настоящие мысли других. У каждого сообщения есть определенная мощность, и в этой главе описано много способов, с помощью которых вы можете увеличить мощность своих сообщений, чтобы экологично достигать своих целей.
  Речь-это инструмент, который можно использовать как рычаг управления ситуациями и средство движения к целям. Это инструмент диагностики, воздействия и убеждения. Речь дает подсказки о шаблонах и процессах мышления других людей, и то, как вы ее используете, может либо ограничивать, либо увеличивать вашу гибкость. Некоторые люди мастерски овладели искусством реакции типа "словесных ухищрений", описанной в первой главе, используя сложные специальные термины, чтобы выработать решения, которые на первый взгляд правдоподобны, но срываются из-за того, что не учтены ценности группы. Есть другие, более эффективные люди, которые знают и понимают силу слов. Эти люди научились языку "реакции любопытства". Возможно, вы знаете людей в обеих этих категориях.
  Намерение, цель и результат
 Мысль и речь почти что слиты воедино в один процесс.
  Речь-это один из фильтров восприятия, которые обобщают, искажают и частично удаляют воспринимаемую информацию, помогая формировать собственное видение реальности. Речь подчинена определенной структуре и набору правил, которые помогают упорядочивать слова, чтобы нас могли понимать другие, и эти правила настолько глубоко запечатлены в нашем подсознании, что мысль и речь почти что слиты воедино в один процесс. Я собираюсь познакомить вас с набором правил, которые помогут вам продуктивнее использовать речь, и я начну с намерения и цели.
  Бывает, что у нас вырываются слова, и когда они сказаны, их уже поздно менять,-если бы можно было возвращаться обратно и разумнее выбирать слова, мы бы значительно улучшили свое мастерство общения. Слова сразу же влияют на слушателей. Классический пример этого-человек, который говорит: "Меня раздражают те, кто возит прицепы за машинами", на что второй отвечает: "Я вожу прицеп", и первый говорит: "Ну, не все раздражают, я в основном против больших автопоездов."
 В основе любого сообщения есть намерение.
  Первые же произнесенные слова влияют на слушателя. Как вы думаете, слушатель поверит первому утверждению или второму? Слова нужно выбирать с умом. Встреча эффективна, когда она предназначена для цели более высокого уровня, чем каждое отдельное предложение, и когда к тому же за каждым словом есть четкое намерение. В основе любого сообщения есть намерение, но часто намерение оказывается ненужным, или подсознательным, и которого говорящий не осознает. Некоторые люди без умолку говорят о всевозможных вещах безо всякого продуктивного намерения, кроме наполнения пространства словами. Один менеджер, которого я знал, уводил от темы любое совещание, говоря почти без остановок. Его постоянная болтовня состояла из рассказов о случаях из жизни, и быстро уходила в сторону от обсуждаемого вопроса. В ней явно не было никаких сознательных усилий выдавать слова с намерениями и целями более высокого уровня.
  Я могу только предполагать, что намерением его автопилота было, возможно, убедить других в богатстве его опыта. Если у вас нет сознательного намерения, ваш автопилот выберет то, которое может быть несогласованно (не конгруэнтно) с вашими целями.
 Если у вас нет сознательного намерения, ваш автопилот выберет то, которое может быть несогласованно (не конгруэнтно) с вашими целями.
  Речь как фильтр опыта
  Если мы поймем, в чем речь нас подводит, мы узнаем, в чем нужно начать совершенствовать общение. В модели передачи информации НЛП из второй главы было объяснено, как речь фильтрует переживания. Если бы я рассказал вам о моей недавней поездке в Германию, включая каждое мгновение моего опыта,-размер, форму, цвет гостиницы, какие в ней окна, все мои разговоры с официантами, погоду каждый день, и так далее,-вам бы стало очень скучно. Так что я выбираю то, что мне кажется интересным для вас, и пропускаю остальное.
  Мы делаем это все время, и часто те слова, которые мы используем, чтобы добиваться краткости, на самом деле меняют смысл наших первоначальных мыслей, обобщая, опуская детали, и искажая само воспоминание. Речь можно считать поверхностной структурой нашего опыта, а мысли, которые вызвали слова, глубокой структурой. Слова никак не могут быть самим переживанием, которое они описывают-они слишком далеко от него отстоят. Сначала мы получаем опыт, который мы представляем себе с помощью внутренних систем представления информации, а когда мы хотим рассказать другим об опыте, мы вызываем информацию о восприятиях из памяти (мысли), которые в свою очередь вызывают слова. Слова, которые мы используем, не совпадают с событием или предметом, который они описывают.
 Слова, которые мы используем, не совпадают с событием или предметом, который они описывают.
  Давайте рассмотрим некоторые способы повышения ценности нашего общения, а затем в последующих двух главах вы узнаете, как использовать эти техники в разнообразных контекстах менеджмента.
 Рисунок 8.1. Поверхностная и глубокая структура
 Произнесите выбранные слова
 Поверхностная структура сознательной речи
 Обобщает Искажает Пропускает детали
 Вспомните случай
 Внутреннее представление информации восприятий, хранящееся в памяти
 Глубокая структура подсознательной мысли
 Опыт
  Размер частей информации
  Общение происходит на разных уровнях. Посмотрите, сколько разных уровней общение можно заметить в этом разговоре группы бухгалтеров.
 Джим: "Итоги года выглядят многообещающими."
 Кен: "Они были бы еще лучше, если бы мы сократили канцелярские расходы."
 Сара: "Канцелярские расходы-это мелочи, вы знаете, сколько нам стоит трехминутный телефонный звонок?"
 Ким: "Телефонные компании делают огромные деньги на международном бизнесе."
  Говорить большими частями информации означает говорить глобально и обобщенно, а говорить небольшими частями означает быть более конкретным. Если бы мы говорили о транспорте, "транспортная система"-это крупная (глобальная) часть, а "автобус, на котором я езжу"-мелкая (конкретная) часть. Если вы помните из четвертой главы, на этом основана одна из метапрограмм.
  Если нарисовать график перехода с уровня на уровень, он может выглядеть так:
 Размер частей информации
 Крупные
 Мелкие
 Джим Кен Сара Ким
 Ход разговора
  Некоторые люди предпочитают говорить глобально, другие предпочитают быть конкретными. Для гибкого общения нужна способность укрупнять, дробить или оставаться на том же уровне в зависимости от ситуации. Просто оставаться на одном уровне, конечно, не гибко. Политики-мастера в этом деле. Если вы зададите политику относительно мелкий вопрос, например: "Как вы собираетесь поступить с налогом на прибыль?", обычным уклоняющимся ответом будет: "Налог на прибыль-это только один из элементов формулы инфляции, мы всегда говорили, что этот вопрос еще долго будет очень актуальным в политической повестке дня, и наши результаты за последние пять лет ясно показывают, что мы были в этом правы."
  В этом ответе части укрупнились от "налога на прибыль" до "инфляции". При движении по горизонтали размер частей сохраняется. На рисунке 8.2 показаны все три направления перехода-вверх, вниз и горизонтально, с теми вопросами, которые вызывают движение в каждом из направлений.
  Вообще-то говоря, чем более высокую позицию вы занимаете в организации, тем больше размер частей информации в ваших разговорах. Я знал некоторых очень крупных руководителей, которые предпочитали общаться очень мелкими частями. Оказывается, что при таком вашем поведении сотрудник воспринимает, что начальник вмешивается в его работу. Когда вы разговариваете с руководителем выше по положению, укрупните части по сравнению со своим обычным уровнем и дробите части, только когда собеседник сделает это первым. Когда вы разговариваете с людьми ниже по положению, немного дробите части, чтобы они лучше вас понимали.
 Рисунок 8.2. Перемещение вверх, вниз и горизонтально по размерам частей информации
 Вверх (общее)
 Примером чего это может быть?
 Идеи
 Общение
 Обмен
 Коммерция
 Бизнес
 Банковское дело
 Какие еще есть примеры этого?
 горизонтально
 Розничная продажа пищевых продуктов
 Страхование
 Торговля автомобилями
 Что может быть примером этого?
 вниз (конкретное)
 Коммерческое банковское дело
 Операции с акциями
 Привилегированные акции
 Мои привилегированные акции
  Если вы обращаетесь к большим группам людей, часто лучше всего подавать информацию крупными частями и избегать конкретики. Это позволит людям вложить собственный смысл в ваши обобщения, и вы не увязнете в конкретных деталях и технических подробностях. Укрупнение поможет вам установить направление для вашей команды, определив глобальные задачи бизнеса. Когда вы описали их, просто дробите части, пока не достигнете уровня, на котором работает ваша часть организации.
  С другой стороны, чтобы написать руководство пользователя компьютерной системы, нужны мелкие конкретные детали. Осознавайте свои предпочитаемые размеры частей, и замечайте предпочтения других людей. Развив свою способность переходить выше, ниже и горизонтально, вы увеличите свою гибкость в общении.
  Искусственно туманная речь
  Если вы укрупните части и будете общаться на таком уровне, ваши разговоры станут "искусственно туманными". Это язык президентов, политиков, профессиональных ораторов, гипнотерапевтов и директоров. Это язык, который использовали и Гитлер, и Мартин Лютер Кинг, и Ганди, для достижения своих очень разных целей. Искусственно туманная речь-это могущественная речь. Она могущественна, потому что в ней используются слова, которые лишены конкретного смысла, и все же в которые может поверить каждый. В ней используются грубые обобщения, пропуски деталей и искажения, удаляющие из сообщения весь конкретный смысл.
  Формулировки миссии компании составлены на искусственно туманном языке, для того чтобы они имели смысл для всей организации. Если бы формулировки миссии были конкретными, они были бы настолько длинными, что никто на них не обращал бы никакого внимания. Вот пример одной из самых коротких формулировок миссии-"мы стремимся быть первыми". В ней говорится совсем немного, но ее смысл распространяется по всей организации, и каждый человек понимает ее по-своему. В НЛП искусственно туманная речь называется "милтон-модель" 1 в честь Милтона Эриксона, который приобрел всемирную известность за свои уникальные успехи в гипнотерапии.
 Мета-модель
  Мета-модель-это противоядие искусственно туманной речи. Очевидно, во многих случаях нужна конкретность, например в групповом семинаре по решению проблем, где важно оценивать количества и размеры. В мета-модели даны проверочные вопросы для восстановления информации, которая была обобщена, искажена и пропущена нашими фильтрами восприятия. Как инструмент эта модель известна своей точностью, и ее сравнивают со скальпелем хирурга, который рассекает ткани точно в нужном месте, удаляя пораженные места.
  Бывают случаи, когда нужно быть искусственно туманным, выступая на большой конференции или составляя благодарственное письмо подразделению компании. Бывают другие случаи, когда нужно использовать мета-модель, чтобы привязаться к конкретике, например в группе по решению проблем, когда определяются размеры и количества. Я расскажу о каждом из речевых шаблонов милтон-модели и дам примеры проверочных вопросов мета-модели.
 Номинализации (Отглагольные существительные)
  Возьмите слово "развитие", которое теперь хорошо вам знакомо, и спросите десять человек из вашей организации, что оно для них значит. Я обещаю вам, что вы получите десять разных ответов (и некоторые из них могут удивить вас). Слово "развитие" принадлежит к категории "номинализаций", то есть описывающих процессы слов, которые превращены в существительные; то есть "развиваться" (процесс) и состояние "развития" (существительное). Использование таких слов помогает людям вкладывать в слова собственный смысл, из своей модели мира. Вот номинализированная речь ...
 "Я должен выразить свое искреннее восхищение и уважение южной рабочей группе, чья установка нашей новой системы задала нам новые стандарты достижений и дала новый смысл слову признание для нашей компании." (Выделенные курсивом слова-номинализации.)
  А вот ответы по мета-модели, которые получены с помощью обратного превращения существительного в процесс.
 * Каким образом вы ими восхищаетесь?
 * Как вы проявляете свое уважение?
 * Каким образом они установили систему и кому?
 * Чего именно они достигли?
 * Что было признано, и кем?
 Неуточненные существительные
  В этом шаблоне опускается конкретная информация "кто" и "что", как в
  следующих примерах -
  "Они подготовят это к следующему вторнику."
  "Весь проект от начала до конца был в полном беспорядке."
  "Менеджеры должны вести остальных и быть на переднем крае."
  "Бухгалтерам нельзя доверять эти вопросы."
  И ответы по мета-модели...
 * Кто подготовит это?
 * Какой именно проект? Что в нем было в беспорядке?
 * Какие именно менеджеры? Кого они должны вести? На переднем крае чего?
 * Каким именно бухгалтерам нельзя доверять? Какие вопросы?
 Неуточненные глаголы
  Это просто опущение информации "каким образом", например:
  "Мы выпустили продукт."
  "Заказ был наконец-то выполнен."
  "Мы делаем все, что в наших силах."
  "На это секторе рынка мы занимаем агрессивную позицию."
  И ответы по мета-модели ...
 * Каким образом вы выпустили продукт?
 * Каким конкретно образом был выполнен заказ?
 * Как именно вы делаете все, что в ваших силах?
 * Каким образом вы занимаете агрессивную позицию?
 Потеря субъекта
  Это оценочные суждения, и их можно заметить почти что в каждом предложении, произнесенном политиком. Примеры этого: "совершенно ясно, что мы оказались правы в этой тактике", "у этой отрасли надежное будущее", "у нас лучшая система здравоохранения в во всем западном мире". Все эти предложения-оценки, которые могут оказать огромное воздействие, если их использовать в обращении к участникам конференции или на выступая на презентации высокого уровня. В любом споре, где у сторон-участников разные ценности, можно услышать массу примеров потери субъекта.
  Классический пример-британская угольная промышленность, где с одной стороны, шахтеры говорят: "Уголь-это самое дешевое топливо в Великобритании", а правительство говорит: "Угольная промышленность требует больших затрат по сравнению с другими формами производства энергии." Вопрос в том, "кто так утверждает?" Вот еще несколько примеров ...
  "У нас сегодня лучшая информационная технология на рынке."
  "Наши услуги стали неконкурентоспособными."
  "Очевидно, что нам нужно расширять диапазон услуг."
  "Она несомненно опережает остальных."
  И ответы по мета-модели ...
 * Чье это мнение?
 * Кто так утверждает?
 * Кому очевидно?
 * Для кого несомненно, что она опережает остальных?
 Сравнения
  Одна из человеческих черт-способность сравнивать. Мы постоянно замечаем вокруг себя сходства и отличия. Это неотъемлемая часть обработки информации нашим мозгом. Но часто во время разговора опускается та часть информации, которая используется для сравнения. Вот некоторые примеры ...
  "Лучше использовать такой подход."
  "Тогда объем продаж значительно возрастет."
  "Мы лучшая команда для этой работы."
  "Она идеальный кандидат."
  И ответы по мета-модели ...
 * Лучше по сравнению с чем?
 * Возрастет по сравнению с чем?
 * Лучшая чем кто?
 * Идеальный по сравнению с кем?
 Чтение мыслей
  В этом шаблоне человек предполагает, что он знает, что думает другой человек. Предположим, вы находитесь на собрании, и следя за ходом обсуждения, вы начинаете беспокоиться из-за того, что проект, которым вы руководите, подвергается тщательному рассмотрению и определенной критике. У вас могут появиться мысли о ваших отношениях с теми, кто критикует, возможно, один из них активнее всех. Возможно, вы реагируете на его тон голоса, или язык тела, и вдруг появляется мысль "он что-то против меня имеет."
  Это классическое чтение мыслей. Откуда вы знаете, как он к вам относится? В таких случаях полезнее замечать и словесные, и несловесные сигналы, не прикрепляя к ним ярлыков. Например:
 Он наклонился вперед, его голос резче, чем обычно. Он говорит о проблемах, которые у нас были на втором этапе проекта.
  Предполагать что-то большее означает напрашиваться на неприятности. Если кто-то разносит в пух и прах ваш проект, вам нужно использовать свой ум для рационального анализа ситуации, а не загружать свой ум чтением мыслей других людей. Конечно, пока вы читаете мысли, вы пропускаете много другой информации, которая могла бы вам пригодиться.
  Вот еще один пример чтения мыслей ...
 Я знаю, всем интересно узнать, кто же будет нашим специально приглашенным гостем, но, как и мне, вам не хотелось бы пропустить важное объявление, которого мы все ждем.
  И ответы по мета-модели ...
 * Откуда вы знаете, что всем интересно?
 * Откуда вы знаете, что мне не хотелось бы пропустить объявление?
 * Откуда вы знаете, что мы все ждем объявление?
 Причина и следствие
  В этом шаблоне что-то одно причинно связывается с чем-то другим-А вызывает Б. С помощью этого шаблона мы создаем себе одну проблему-мы строим взаимоотношения, которые нас ограничивают.
  Например, можно сказать, что "солнце заставляет цветы расти". Но когда вы говорите "директор заставляет меня нервничать", причинная связь совершенно другого типа. В первом случае это биологический акт природы, при котором солнце участвует в процессе фотосинтеза, непосредственно биологически воздействуя на цветы. Во втором случае, директор не может заставить нервничать,-здесь нет прямой биологической связи. Цветы не могут сделать выбор, фотосинтезировать или нет, а мы можем выбирать свое "состояние" ума как ответ на свою интерпретацию окружающего мира.
  В предыдущих главах вы узнали, что мы управляем своим умом, и можем брать ответственность за собственные "состояния". Многим людям трудно понять эту идею, и может потребоваться некоторое время, прежде чем возрастет контроль над состояниями ума и тела. Главное-практика, и использование мета-модели в работе над собой поможет вам управлять собой. Для приведенного выше примера проверочным вопросом может быть "каким образом директор заставляет тебя нервничать", или "каким образом ты попадаешь в состояние нервозности при встрече с директором?"
 Вот еще несколько примеров:
  "Если я возьму отгул, это повредит работе."
  "Собрания утомляют меня."
  "Если привлечь персонал к активному участию в этой работе, это приведет к улучшениям."
 И ответы по мета-модели ...
 * Каким образом то, что ты возьмешь отгул, повредит работе?
 * Как ты входишь в состояние усталости, когда ты на собрании?
 * Каким образом привлечение персонала к участию приведет к улучшениям?
 Комплексная равнозначность
  В этом шаблоне двум утверждениям дается один и тот же смысл. Например, "раз вы здесь, мы сможем продвигаться дальше". "Продвигаться дальше" приравнивается к тому, что "вы здесь". Вот еще несколько примеров ...
  "Ты опаздываешь, значит, ты меня не уважаешь."
  "Эти результаты означают, что нам можно немного расслабиться."
  "Раз мы в ведущей рабочей группе, мы можем собой гордиться."
 И ответы по мета- модели ...
 * Каким образом то, что я опаздываю, значит, что я тебя не уважаю?
 * Каким образом эти результаты означают, что нам можно расслабиться?
 * Каким образом то, что мы в ведущей рабочей группе, означает, что мы можем собой гордиться?
 Подразумеваемые предпосылки
  В нашей речи много шаблонов с подразумеваемыми предпосылками, среди них есть полезные и не особенно полезные. Это те часто встречающиеся предположения, которые должны быть истинными, чтобы наша речь имела смысл. Например, "в этот раз мы сделаем все возможное" предполагает, что в предыдущие разы не ВСЕ возможное было сделано. Вот еще несколько подразумеваемых предпосылок ...
 "Вы пользуетесь услугами компании "Акме" для маркетинга нового продукта?" (Предполагается, что я провожу маркетинг нового продукта.)
 "Когда вы будете иметь такой опыт, как я, вы поймете мое решение."
 (Предполагается, что у меня нет такого опыта и я не понимаю решения.)
 "Где вы собираетесь пилотировать проект, в восточных или западных областях?" (Предполагается, что я собираюсь пилотировать проект.)
 "Вы допустили ту же ошибку, что и все остальные." (Предполагается, что все остальные допустили эту ошибку.)
 И ответы по мета-модели ...
 * Почему вы считаете, что я провожу маркетинг нового продукта?
 * Почему вы думаете, что у меня нет такого опыта, как у вас?
 * Откуда вы знаете, что я не понимаю вашего решения?
 * Почему вы решили, что я собираюсь пилотировать этот проект?
 * Откуда вы знаете, что все остальные допустили ту же ошибку?
 Кванторы общности
  Это шаблоны обобщения, в них входят такие слова, как: всё, никогда, каждый, ни один, все и всегда. Например, "всем политикам нельзя доверять". В этом утверждении убеждение насчет политики применяется в отношении любой политической деятельности.
  Обобщение-это способ распространения утверждения на все возможные случаи. Люди часто берут одно или несколько собственных переживаний и применяют их в отношении всех других возможностей. Обычно эти утверждения-мнения и убеждения, и когда мы применяем их ко всем возможным случаям, мы рискуем создать ограничения своему мыслительному процессу и тем самым ограничить свою гибкость. Вот несколько примеров ...
  "Нам всем нужно повысить производительность."
  "В этом году объемы продаж упали."
  "Менеджеры нас не понимают."
  "Я не могу добиться, чтобы подчиненные со мной сотрудничали."
  "В этом районе земельные участки слишком дороги."
 И ответы по мета-модели ...
 * Нам всем?
 * Все объемы продаж упали?
 * Хоть один менеджер вас когда-нибудь понял?
 * Есть хоть один человек, который сотрудничает с вами?
 * Все земельные участки?
 Обобщения
  Кроме кванторов общности, есть множество других обобщений. Многие используемые в бизнесе слова-всего лишь обобщения идеи или понятия. Из них чаще всего к месту и не к месту используют слово "качество". Попробуйте спросить сотрудников, что значит качество, и они скорее всего ответят какими-то выученными утверждениями, например "сделать все как следует с первого раза", или "выполнить работу мастерски". Меня очень часто просят обучить людей "предоставлять качественные услуги, и меня не перестает удивлять тот озадаченный вид, который появляется после первого же моего ответного вопроса: "А чему именно вашему персоналу нужно научиться, чтобы они смогли предоставлять качественные услуги?"
  Типичный ответ на это дается в форме дальнейших обобщений, например: "Им нужно получить навыки общения". Обобщения полезны для общения на глобальном уровне. Тем не менее корпоративный диалект формулировок миссии и лозунгов качества нужно переводить на такой язык, который персонал может воплотить в действия при выполнении заданий, а иначе это только пустые, бессмысленные слова.
 Модальные операторы необходимости
  С раннего детства нас приучают подчиняться правилам. Я помню, как мне с первых же месяцев детского садика говорили, куда можно и нельзя ходить; где я должен быть в определенное время; что я обязан говорить, обращаясь к учителям; что мне нужно и чего не нужно было делать на игровой площадке. И это воспитание остается у нас на всю жизнь. Мы создаем порядок в своем окружении, навязывая себе и другим правила и методики, и иногда тот язык, который мы выбираем для построения собственных структур правил, и наши моральные кодексы поведения, накладывают ограничения на нашу гибкость.
  Те модальные операторы, которые мы выбираем, влияют и на нашу мотивацию. То, кто думает: "Я должен сегодня выполнить заказ", скорее сделает задание, чем то, кто думает: "Может быть, я сегодня выполню этот заказ". Это не имеет ни малейшего отношения к качеству выполнения работы. Первый человек скорее всего останется на работе дольше второго, чтобы довести задание до конца.
  Если вам трудно мотивировать себя сделать что-то, проверьте, какие модальные операторы вы используете. Переход от "может быть" через "должен" к "буду" может полностью изменить дело, особенно если вы к тому же используете субмодальности * "буду" из какого-то другого задания, на которое вы очень мотивированы. Применяйте это вместе со стратегией шестого состояния (глава 4), чтобы еще больше усилить свое состояние мотивации.
  В модальных операторах необходимости обычно содержатся слова должен / не должен, обязан / не обязан, нужно/не нужно, например: "Я должен без опоздания завершить этот доклад". Ответ по мета-модели на модальный оператор необходимости-просто: "Что произойдет (чего не произойдет), если ты это сделаешь (не сделаешь этого)?"
 Модальный оператор возможности
  В этих шаблонах определяются пределы того, что возможно и невозможно. В главе 1, в первых двух реакциях на задачу о квадратной втулке и круглом отверстии, были модальные операторы возможности-"Я не могу этого сделать" и "Да, я могу это сделать". Этими простыми словами мы ставим себе очень много ограничений. Я не говорю, что можно сделать что угодно,-некоторые вещи физически невозможны из-за законов природы, например хождение по воде. Но много потенциала остается нераскрытым из-за ограничивающих убеждений, и вы можете замечать их в речи и в выборе модальных операторов.
  Каждый раз, когда вы замечаете, что используете слово "не могу", спросите себя, физическое ли это ограничение, или больше подходят слова "не хочу" или "еще не научился". Как я говорил в первой главе, "не могу"-обессиливающее слово. Вот несколько примеров этого шаблона ...
  "Я не могу справиться с такой нагрузкой."

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу