<< Пред. стр. 1 (из 9) След. >>
Дэвид МолденМенеджмент и могущество НЛП
Как опередить конкурентов с помощью нейро-лингвистического программирования
Киев 1997
Managing with the Power of NLP. Neuro-Linguistic programming for Personal Competitive Advantage. David Molden. Future Skills. Pitman Publishing
Победителями будущего будут те, кто научится инициативно справляться с хаосом.
Человеческий ум-самый мощный компьютер на Земле. Сейчас у нас есть технология для того, чтобы начать раскрывать этот потенциал.
НЛП развивает ваш потенциал в достижении успехов,-создавая порядок из хаоса. Порядок, который может изменяться и развиваться в гармонии с потребностями персонала и бизнеса.
Выйдите за рамки традиционных моделей обучения, чтобы найти новые способы развития компетентности в менеджменте.
"Менеджмент и могущество НЛП" раскрывает тайны НЛП как мощного инструмента для повышения эффективности. Оно дает возможность построить эффективные стратегии обучения для лидерства, общения и инновации, улучшения результатов в постоянно меняющемся мире менеджмента.
Многие из списка 500 лучших руководителей журнала "Форчун" обнаружили, что с помощью техник НЛП можно достичь и мастерства в менеджменте, и личного благополучия. "Менеджмент и могущество НЛП" даст вам возможность достичь того же.
Откройте в себе умения, взгляды и способности, которые дадут вам силы добиваться успехов.
"Отличный инструментарий и для менеджеров, и для консультантов по менеджменту. Дэвид применил огромный диапазон умений и концепций НЛП с той эффективностью и с тем изяществом, которые приобретены годами личного опыта. Благодаря примерам, метафорам и диаграммам книга привлекательна даже для самых ревностных противников жаргона и терминологии НЛП."
Кэтлин Кинг, преподаватель Лондонской Школы Бизнеса, координатор организационного развития компании RCN, мастер-практик НЛП.
"Наконец-то у нас есть книга, написанная мастером и НЛП, и менеджмента. В этой книге руководителю расшифровывается жаргон НЛП и демонстрируется, как благодаря этой мощной технологии менеджер может стать более эффективным и продуктивным, а бизнес более прибыльным. Эта книга-существенный вклад и в НЛП, и в науку о бизнесе."
Вайат Вудсмол, доктор философии, Национальный Обучающий Институт НЛП, США.
"Знать себя-это необходимое условие для того, чтобы руководить и управлять другими людьми, эффективно, ответственно и честно. В этой сугубо практической книге дается глубокий, реалистичный и вдохновляющий путь лучше узнать самого себя и других, увидеть новые возможности, и кроме того, эта книга помогает использовать это глубокое понимание."
Рой Вильямс, председатель Ассоциации по Обучению и Развитию Менеджмента.
"Это невероятно ценный труд для всех менеджеров и консультантов, интересующихся "обучающейся организацией" ... В ней есть удивительное богатство важных вопросов с многочисленными практическими примерами и применением НЛП в менеджменте и бизнесе."
Марвин Ока, мастер-практик НЛП, Международная Ассоциация Тренеров НЛП.
Об авторе
Дэвид Молден-руководитель по обучению в компании "Компьютасентер", одной из самых быстрорастущих частных компаний в Великобритании, с более чем 1.500 человек персонала и оборотом свыше 500 млн. фунтов стерлингов (1995). Он получил первое образование как инженер по компьютерам, а в 1985 году перешел к менеджменту в сфере услуг. Его растущий интерес к управлению персоналом и к развитию персонала привел его от менеджмента функционирования к менеджменту обучения, где он и занял свой сегодняшний пост как руководитель по обучению персонала в 1991 году. Как один из самых активных специалистов по развитию в течение уже 12 лет, Дэвид Молден сотрудничает с Институтом Развития Персонала, Институтом Менеджмента, Ассоциацией по Обучению и Развитию Менеджмента, и Ассоциацией НЛП. В основном он заинтересован в том, чтобы помогать отдельным людям и организациям развивать свой потенциал к обучению, и с этой целью он активно поддерживает "обучающуюся организацию", ее цели и принципы.
К области НЛП автора привлекло его глубокое стремление работать с самыми передовыми и эффективными технологиями изменения. Он член Ассоциации по Обучению и Развитию Менеджмента, Института Менеджмента и один из основателей компании "Парагон"-международной сети бизнес-консультантов НЛП.
Содержание
Предисловие
За последние 25 лет идея личностного развития перешла в развитии менеджмента и персонала с далекой обочины на первый план. Отчасти это произошло благодаря переходу от стратегий "контроля" к стратегиям "приверженности" в управлении организациями. Специалисты, работающие в рамках господствующей модели управления "планирование, мотивация и контроль", не видят особого смысла в той идее, чтобы персонал сам заботился о своем обучении, отбрасывают эту идею как "несерьезную", или скажем, "калифорнийскую" *. Но в плоских, децентрализованных структурах без излишеств, руководителям оказывается труднее контролировать, и они волей-неволей вынуждены развивать приверженность-задействовать сердца и умы людей, поощрять их расти к своим полным способностям и возможностям.
Этот переход привел к возникновению широкого спектра методов личностного развития. НЛП действительно родилось в Калифорнии, но оно много попутешествовало. Я сам вырос во времена "Битлз", "CND" и книги "Ловушка 22", и всегда остерегался "программирующих" подходов к развитию человека. Обладая значительной силой с создании мощных техник, такие подходы вместе с тем представляют собой некоторую опасность, когда воспринимаются как завершенные, самодостаточные, не нуждающиеся в альтернативах. Многие из моих лучших друзей получили образование как инженеры, ученые и специалисты по информатике, они любят свои традиционные модели, карты мышления и социальные технологии-и они действительно делают какое-то добро в мире. Как заметил Будда: "Лучше сделать немного добра, чем писать сложные книги".
Эта книга проникнута открытостью, энтузиазмом к обучению и дружественностью Дэвида Молдена. На личностное развитие Дэвида сильно повлияло НЛП, в котором есть глубокое понимание моделей мышления, творчества, раскрытия способностей личности и группы. Здесь вы можете увидеть некоторые результаты этого обучения. Книга написана очень ясно и с заметной самоотдачей. В ней есть полезные модели и увлекательные упражнения для улучшения человеческого общения. Она экологична, направлена против авторитарности и за культуру обучения в организациях. Что еще вам нужно?
Майк Педлер
Деловой партнер в проекте "Обучающаяся компания" и Руководитель по развитию менеджмента.
Введение
"Что за мастерское создание-человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движеньях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!"
слова Гамлета, "Гамлет", Вильям Шекспир (перевод М. Лозинского)
Человек, "венец всего живущего", сейчас проходит стадию навязчивого увлечения информационной технологией. Способности, которые разработали ядерную энергию, космические полеты и другие технологические чудеса нашего века, сейчас усиленно заняты революцией кремниевых микросхем. Ускорение научных открытий за последние 50 лет совершенно поразительно, если вспомнить, что потребовалось более 2.000 лет, от Пифагора до Исаака Ньютона, чтобы понять основы движения нашей Солнечной системы. Одной из причин такого быстрого роста может быть то, что сегодня мы охотнее допускаем изменения. Открытие Галилеем того, что земля находится не в центре вселенной, было запрещено католической церковью. Церковь не стала принимать отличающиеся взгляды Галилея, потому что они противоречили ее убеждениям.
У человеческого ума есть дар инновации и застоя; созидания и разрушения; радости и печали. Ум человека-это к тому же самый мощный на Земле компьютер, и в данный период истории он поглощен бурным ростом информационной технологии. С той поры, как Чарльз Бэббидж построил в девятнадцатом веке первую вычислительную машину, наша одержимость компьютерами привела ко многим новшествам в научных и коммерческих внедрениях. Многие новшества, ставшие возможными благодаря компьютеру, очень остроумны, и все же мне хотелось бы знать, как все может измениться, когда центр изменений и инноваций сместится от вещей к людям; от внешнего наблюдения к внутреннему размышлению; от кремниевой микросхемы к человеческому уму.
Вообразите коммерческую организацию, которая ценит развитие человеческого ума как методологию прогресса. Формулировкой ее миссии * (предназначения) может быть: "Развивать умы и вводить новшества, создавая здоровое, вдохновляющее и обучающее сообщество для блага каждого". Затем вообразите деловой климат, в котором процессы и проблемы четко отделены от личностей. Наши организации движутся в правильном направлении с помощью таких программ, как "TQM" ("Менеджмент стопроцентного качества"), "Ре-инжиниринг" и "Бест прэктис". Все эти программы основаны на концепции обучения. Сейчас "Обучающаяся организация" 1 вышла вперед, прокладывая путь для дальновидных команд менеджмента.
Когда-нибудь в будущем мы будем посвящать больше времени обучению тому, как использовать свой ум. Мы научимся мудро общаться и видоизменять мышление еще не открытыми способами. Будущий потенциал нашего мира зависит от развития человеческого ума, и технология для того, чтобы начать раскрывать этот потенциал, есть у нас прямо сейчас.
Нейро... что?
В 1976 году Ричард Бендлер и Джон Гриндер 2 встретились в домике на холмах около Санта-Круза и придумали название для своих революционных исследований по человеческому общению. Они пришли к термину "нейро-лингвистическое программирование", сокращенно НЛП, очень удачному и передающему суть названию. Все же это название многих смущает, и к сожалению, может помешать им глубже исследовать НЛП. Возможно, некоторым людям понятия и жаргон НЛП кажутся настолько необычными, что они предпочитают придерживаться общепринятых теорий. Как обнаружил Галилей, такой тип мышления сдерживает развитие человека, инновации и прогресс вообще.
Возможно, ваше решение прочитать эту книгу означает, что вы стремитесь найти новые точки зрения на обучение, общение и личностное развитие. Может быть, вам любопытно исследовать разные способы мышления и поведения в менеджменте. Точки зрения и разнообразные способы мышления являются основой всего поведения: возьмите, например, различия в мышлении Адольфа Гитлера и Махатмы Ганди, и соответствующие отличия в поведении. То, как мы используем свой ум, определяет наши результаты.
Какими бы ни были ваши мотивы знакомства с этой книгой, если, как все большее количество руководителей, вы хотите развить эффективные навыки общения; если вы хотите достигать большего с заметной легкостью и мастерством-или просто если вы хотите улучшить свои результаты, продолжите со мной это путешествие, чтобы обнаружить могущество НЛП-науки о точках зрения и различиях.
Дэвид Молден
Выражаю благодарность
Прежде всего, двум первопроходцам и создателям НЛП-Ричарду Бендлеру и Джону Гриндеру, и тем многим людям, которые изобрели самые разнообразные разработки и применения НЛП. Моим учителям Бреду Велдрону, Вилли Монтейро, Вайату Вудсмолу, Марвину Оке, Ричарду Дилю, Дейву Маршалу, Роберту Смиту, и всем моим студентам, за время, которое они вложили в мое личностное развитие. Роберту Дилтсу за его работу по нейрологическим уровням, его идеи о структурах убеждений и его моделирование Уолта Диснея и Альберта Эйнштейна. Всем остальным, кто сделал вклад в НЛП, и которых было бы слишком долго перечислять, и Патрику Мерливейди за его НЛП страницу на Интернет и списки компаний.
Особая благодарность Бреду Велдрону, Майку О'Салливену и Рею Перкинсу за предоставленные ими уникальные точки зрения на мои идеи и материалы. Джиму Фроуду за его любопытство и высказывания о живущих в Оксфорде, и особенно Джулии, Россу и Чарли за то, что они живут со мной и поощряли мое почти эксцентричное писательство последние четыре месяца.
Вступление
Нейро-что мы делаем с помощью своего мозга.
Лингвистическое-словесный и несловесный язык, который мы используем, чтобы систематизировать и сообщать свои мысли.
Программирование-тот уникальный способ, которым каждый человек собирает все это вместе, организовывая поведение.
НЛП-это технология обучения.
Если вы хотите выйти за рамки традиционных моделей преподавания в поисках новых способов развития компетентности в менеджменте, эта книга написана для вас. Она отличается от многих традиционных книг по менеджменту в том, что сосредоточивается именно на вас, руководителе, и как вы можете измениться, чтобы развить новые уровни мастерства, а не на том, как вы можете изменять других. Вы образец для подражания вашего персонала. Вы пример того, что значит состоять в вашей организации. Если вы стремитесь учиться и развиваться, НЛП поможет вам обнаружить, как использовать или программировать свою нейрологию и язык, чтобы получать те результаты, которых вы действительно хотите для себя, своего коллектива и своей организации. Я объясню и дам вам практические примеры того, как все руководители могут использовать НЛП, от молодой горячей молодежи, до не таких горячих, но закаленных руководителей, а также главных стратегов корпораций. Я поделюсь с вами моим личным опытом использования НЛП как технологии обучения в менеджменте, деловым опытом других людей, который я у них перенял. И я буду предлагать вам прорабатывать упражнения, чтобы вы смогли начать практиковать НЛП и самостоятельно получать результаты.
Это книга по личностному развитию для руководителей. Замысел написания этой книги был в том, чтобы сосредоточиться на практическом применении НЛП в менеджменте, добавив ровно столько вспомогательной теории и жаргона, чтобы было понятно, как НЛП действует. Как тренер, я использовал НЛП и на занятиях, и вне занятий, так что я буду все время делиться с вами применениями НЛП из моего личного опыта как руководителя, а также из моих курсов по обучению менеджменту. Сначала я подготовлю почву для первой главы, поделившись с вами моим первым личным опытом управления без могущества НЛП.
Что такое руководить?
Я помню, как мне впервые дали по-настоящему испытать свои силы в менеджменте-на пустом месте построить региональную службу услуг. Получив это задание, я стал полноправным участником братства под названием "руководство". Те времена в "Компьютасентер" были радостными, я работал в молодой, но быстро растущей микрокомпьютерной промышленности, и отчаянно стремился достичь успеха и подняться по служебной лестнице.
Первую пару недель я ориентировался в своем окружении, а затем утром в понедельник третьей недели меня вдруг поразила суровая правда моего положения. Какие мои задачи? Чего от меня ожидают? Какие у меня обязанности и права? Я был так переполнен радостью во время разговора с начальником, что эти вопросы мне тогда не пришли в голову. Повышение дало мне настолько ошеломляющее чувство успеха, что я отключил все разумные вопросы насчет той роли, которую мне дали. Но очень скоро стало очевидно, что какие бы у них ни были планы по бизнесу в этом регионе, их успех полностью зависел от меня!
Позже, из опыта многих моих коллег и сверстников в других компаниях, я обнаружил, что мой личный опыт вхождения в менеджмент-не редкость. Я так и не нашел "практического" учебника по менеджменту, так что мое мастерство постепенно развивалось с опытом. От моих образцов для подражания я научился тому, как совершенно неправильно управлять-к счастью, я решил не следовать их примерам. Если вы молодой руководитель в начале карьеры, то вы, возможно, найдете что-то общее с моей историей. Если вы ближе к моему возрасту, закаленный многолетним опытом, то ваши трудности скорее вызваны изменением делового климата, в котором сокращение, разукрупнение, изменение структуры и реорганизация считаются основными компонентами будущего здоровья и жизнеспособности бизнеса.
Некоторые организации настолько сосредоточены на здоровье, жизнеспособности и эффективности, что целые отделы и управленческие коллективы становятся непозволительно большими и их вынуждают заново подавать заявления на меньшее количество рабочих мест. Неудачливые остаются без работы. Центры оценки анализируют личность, умения и способности принятия решений, чтобы гарантировать, что только самые сообразительные, ясно выражающие свои мысли и многогранные люди будут отобраны на работу. В награду эти счастливчики получают работу во все усложняющемся климате, где решение проблем требует все большего творчества и кругозора.
Том Петерс1 в своей книге "Преуспеть с помощью хаоса" выдвигает предположение, что победителями будущего будут те, кто способен инициативно справляться с хаосом, создающимся в результате повышения конкуренции. Так что раз можно преуспеть с помощью хаоса, решающий вопрос в том, какие умения нужны руководителю, чтобы получать результаты в такой хаотичной обстановке?
Климат работы все больше усложняется, в нем все больше разнообразия и неоднозначности.
Традиционные методы обучения не справляются с требованиями руководителей в сегодняшней обстановке. В традиционных методах нет той скорости, гибкости и творческих качеств, которые нужны для личностного развития в ускоряющемся темпе современного делового мира. Для сегодняшнего поколения руководителей задача в том, чтобы развить способность сверх-быстро учиться, вырабатывать собственные стратегии для анализа и прояснения неоднозначности. Задача для закаленного руководителя в том, чтобы иметь в себе ресурсы для поощрения индивидуального и группового творчества-жизненно важное требование для выживания в мире, который все больше впадает в хаос и беспорядок. Высшему руководству, директорам и президентам компаний нужна технология для разработки новаторских стратегий, настолько гибкая, чтобы они могли приспосабливаться к воздействиям рынка и лидировать в своей области.
Руководителям нужна способность вырабатывать все более творческие и изощренные деловые решения.
Неподходящая стратегия компании может долгое время разрушительно влиять на организацию, ее персонал и ее клиентов. Все большее число агентств, предлагающих услуги по консультированию руководителей, говорит о росте неопределенности и беспокойства среди стратегов бизнеса в связи с сильной конкуренцией и высоким уровнем сложности. Так что ответить не вопрос "Что такое руководить?" просто. Руководить означает создавать порядок из хаоса. Независимо от вашего опыта, положения, интеллекта, роли или целей, НЛП дает возможность научиться развивать свой потенциал и достигать успехов-создавая порядок из хаоса. И трудность здесь в том, чтобы создать порядок, способный изменяться и развиваться в гармонии с потребностями персонала и бизнеса.
Руководить означает создавать порядок из хаоса.
Суть руководства не столько в том, что делать, сколько в том, как делать. Чтобы быть эффективным руководителем в сегодняшнем быстро меняющемся мире бизнеса, нужны эффективные стратегии обучения. Стратегии-это как практически достигать своих желаемых целей, и НЛП-одна из самых эффективных практических технологий, которые существуют в области человеческого общения, обучения и изменения. Вы узнаете точно, как с помощью увеличения самосознания вы можете развить творческие способности к обучению в трех ведущих ролевых аспектах-лидерстве, общении и инновации. Увеличение самосознания ведет к большему контролю над своим мышлением и поведением. Так вырабатывается гибкость, необходимая для построения эффективных стратегий-для любых трудных задач в менеджменте.
Увеличение самосознания ведет к большему контролю над своим поведением.
Обратная связь
Обучение, происходящее автоматически-не всегда то обучение, которое вам нужно.
Стоит обсудить идею обратной связи, так как многие люди считают, что обучение по обратной связи происходит бессознательно, что не нужно тратить время на обдумывание обратной связи, потому что обучение происходит как естественный и автоматический процесс. И они совершенно правы. Тем не менее обучение, происходящее автоматически-не всегда то обучение, которое вам нужно. Руководители, которые постоянно "тушат пожары", именно так используют обратную связь. Они используют обратную связь для поддержания своей системы "тушения пожаров", которая ведет их от одного кризиса к другому. В свое время я знал нескольких блестящих "пожарников", и именно их автоматические реакции на обратную связь позволяют им действовать по накатанной колее. К сожалению, единственное их обучение помогает им тушить больше пожаров разными способами-без никаких систем предотвращения пожаров!
В самой ценной обратной связи нет оценок.
Это один из способов справляться с обратной связью. Еще один способ-считать обратную связь нападением, вставать в защитную позицию и отвергать обратную связь как неудачу кого-то другого. В самой полезной обратной связи нет оценок насчет ее природы, намерения, эмоции или любых других примесей. Обращайтесь с ней, как ученый с лабораторным экспериментом-точно описывайте, что вы видите и что вы слышите. Говорить "ему не нравится мое предложение-он не ценит качества того, что мы ему предлагаем" означает подмешивать в важную обратную связь приязнь, неприязнь и оценки о том, что ценится или не ценится. Лучше принять обратную связь, выяснить, почему предложение не было принято, и сделать с ним что-то конструктивное.
Выбор
Все мы на протяжении дня делаем много выборов. То, как мы выбираем и что мы выбираем, сужает наши возможности. В аэропорту я могу сделать выбор из нескольких пунктов назначения. Если я выбрал Нью-Йорк, а посреди полета услышал о том, что там плохая погода, ничего не поделаешь-я в самолете, летящем в Нью-Йорк. Выбор поведения очень похож на такую ситуацию, и последствия неудачного выбора нужно принимать и терпеть.
Еще есть выбор в том, как проводить в жизнь сделанный выбор. Садились ли когда-нибудь по привычке не в тот автобус или приезжали не в то место? Это часто происходит, когда вы регулярно ездите по одному маршруту, но в виде исключения нужно съездить в какое-то другое место. Из-за того, что вы заняты мыслями о чем-то другом, вы выбираете не тот автобус или поворот. Вы можете позволить вашим привычкам делать за вас автоматический выбор, или вы можете основывать выбор на более качественной сознательной мысли. Иногда в бизнесе вроде бы незначительные выборы того, что вы говорите в интервью или переговорах, может иметь крупные последствия для вас, компании и персонала.
Творческое развитие
Эта книга построена на всесторонней модели "творческого развития менеджмента". Основная концепция этой модели проста. Вы начинаете осознавать себя, принимая беспримесную обратную связь, которую вы перерабатываете в трех ведущих аспектах менеджмента-лидерстве, общении и инновации (См. рисунок 1).
Рисунок 1. Модель творческого развития менеджмента
Самосознание Инновация Общение Лидерство Вы работаете в организации как лидер, специалист по общению, и новатор. Вы получаете обратную связь по вашим усилиям в каждом из этих трех аспектов, которую вы можете игнорировать, или извлекать из нее уроки. Тот, кто хочет повысить эффективность своих действий, предпочитает анализировать свою обратную связь, чтобы вносить необходимые изменения в свое поведение. Личная эффективность повышается, когда затрачиваешь время на обдумывание того, как изменить то, что делаешь и что говоришь (поведение).
Менеджеры, которые тратят мало времени на эту деятельность (вы, наверное, знаете таких в вашей организации), редко изменяют свои действия и слова-и их результаты часто отражают это постоянство и негибкость в поведении.
Менеджеры, которые тратят мало времени на самоанализ, редко изменяют свои действия и слова ... их результаты часто отражают это постоянство и негибкость в поведении.
Так что вложение времени в то, чтобы анализировать свою обратную связь и принимать разумные решения в трех аспектах: лидерстве, общении и инновации, улучшит самосознание и ускорит личностное развитие. В этом смысле модель творческая, то есть вы постоянно творите свое собственное обучение и развитие во всех четырех ключевых аспектах:
Самосознание
Насколько хорошо вы себя знаете; что дает вам силы; создавать направление и ставить цели для самого себя; быть образцом для подражания и развивать свою способность усваивать новые уроки.
Лидерство
Как вы организуете себя и какие методы вы используете, чтобы мотивировать, направлять, развивать ваш коллектив, и максимально раскрывать его возможности.
Общение
Как вы строите связи с собой и с другими.
Инновация
Как вы обеспечиваете разнообразие, создаете новые идеи и поощряете атмосферу обучения и инноваций.
Вы действуете, получаете обратную связь, и изменяете поведение в соответствии с желаемыми для вас результатами. В каждом разделе этой книги вы познакомитесь с разнообразными техниками НЛП, которые помогут вам увеличить качество и количество беспримесной обратной связи, развить творческие мыслительные процессы и увеличить гибкость ваших действий в каждом из этих четырех аспектов.
Как лучше всего использовать эту книгу
Помните ли вы первый раз, когда вы попробовали поехать на велосипеде? Как трудно казалось балансировать на двух колесах, крутя педали ногами. Правда, непросто было одновременно сознавать, как ногами нажимать на педали и удерживать равновесие, чтобы вести велосипед в нужном направлении? Потом вы попробовали это сделать во второй раз, а затем в третий, пока наконец, не раз поцарапав колени, вы овладели металлическим зверем и начали изобретать новые способы езды на велосипеде-даже без рук?
Это хороший пример того, как мы учимся. В первый раз, когда вы пробуете делать что-то совершенно новое, вы можете неловко себя чувствовать. Чтобы продвигаться дальше, вам нужно преодолеть этот первоначальный барьер обучения и практиковаться, внося поправки в соответствии с полученной обратной связью. В итоге вы избавляетесь от неловкости и вам становится удобно делать это новое действие. По мере продолжения практики и получения обратной связи вы достигаете уровня, на котором вы можете легко и изящно ездить на своем велосипеде, не думая сознательно об этом. Именно такой подход вам нужен для практических упражнений в этой книге, упражнений, которые предоставят вам много новых способов мышления и поведения. Тренируйтесь, и вы пожнете плоды.
На протяжении всей книги вам будет предлагаться возможность практиковать техники НЛП. Если некоторые из них покажутся вам странными или необычными, это признак того, что вы приближаетесь к чему-то новому,-вне ваших сегодняшних знаний об обучении,-продолжайте изучать материал, исследуйте его, и сохраняйте в себе любопытство обнаружить еще что-то новое. По мере изучения книги, вы, возможно, заметите, что ваше восприятие обучения изменяется и что развивать самосознание становится для вас все естественнее.
Хаос порождает жизнь, тогда какпорядок порождает привычку.
Генри Адамс (1838-1918) Американский историк
Раздел 1: Самосознание
ГЛАВА 1
Абсолютная гибкость
* Автопилот-ваше подсознание
* Что такое гибкость?
* Устранить ограничения для развития гибкости
Идентичность-Кто? /Ценности и убеждения-Зачем? Почему?/Способности-Как?/Поведение-Что?/Окружение-Где? Когда?
Ваш автопилот-подсознание
Цепи привычки настолько легки, что их не чувствуешь, пока не становятся настолько тяжелы, что их не разорвешь.
Сэмюэль Джонсон (1709-84) Английский поэт
Одна из особенностей, отличающих человека от других видов жизни на планете-это его способность к самоанализу. Мы способны выходить за рамки, отстраняться от нашей текущей ситуации и думать о прошлых, текущих, будущих, и воображаемых событиях. Об этом состоянии часто говорят, что человек "поглощен своими мыслями", "озабочен", то есть его внимание направлено внутрь. Случалось ли с вами, что возвращаясь домой с работы, вы ловили себя на том, что прокручиваете в уме фильм какого-то происшедшего с вами события,-а приехав домой, не помнили этой поездки?
Сознательная часть ума проделывает такой обзор, когда она отсоединена от окружающего мира, а обработку сигналов от пяти чувств берет на себя подсознание. Если вы никогда не водили машину, можете ли вы себе представить, что вы без малейших размышлений владеете всеми органами управления и безопасно ведете машину? Если вы относительно недавно водите машину, вы, возможно, еще не овладели органами управления настолько, чтобы безопасное вождение почти не требовало вашего сознательного внимания. Вы овладеете ими со временем. Если вы опытный водитель, вам знакомо, как можно приехать в место назначения, ничего не помня о том, как приехал.
Ваше подсознание-это автопилот для функций организма и привычек, тогда как ваше сознание управляет теми частями вашей нервной системы, которые необходимы для того, чтобы читать и понимать смысл слов, на которые вы сейчас смотрите.
На этом примере прекрасно видно, как подсознание становится автопилотом и берет на себя управление привычными действиями, в то время как сознание обрабатывает что-то внутри.
Мы прекрасно умеем повторять процесс, раз научившись его делать
Из этого примера можно извлечь три урока. Первый-что мы прекрасно умеем повторять процесс, раз научившись его делать. Именно так создаются и сохраняются привычки (руководители-"пожарники" очень умело владеют этим). Второй урок-что раз научившись новой привычке, от нее может быть сложно избавиться, особенно если нужно сознательно думать о привычке, чтобы ее избегать. Бывало ли с вами, что впервые ведя машину с автоматической коробкой передач, вы замечали, что нащупываете рычаг переключения скоростей? Это одна из причин, по которым людям оказывается трудно бросить курить, придерживаться диеты или изменить отношения с сотрудниками.
Мышление отрицаниями-что нельзя делать и что невозможно, оказывает на подсознание ограничивающее и ослабляющее воздействие.
Третий урок в том, что для изменения часто нужно "отучиться" от каких-то нежелательных привычек, прежде чем научиться новым, более полезным. Водители иногда становятся опасными из-за выработанных привычек-например, ехать слишком близко к идущей впереди машине. Чтобы научиться быть безопасным водителем, нужно сначала отучиться от этих опасных привычек, прежде чем переходить к новым, например навыкам лучшего прогнозирования движений машин. В этом разделе по самоанализу вы узнаете, как именно вы общаетесь с собой, и как вы программируете свой автопилот, для того чтобы намеренно и сознательно научиться новым привычкам. В этой главе приведена модель обучения и изменения, к которой вам нужно будет возвращаться много раз по мере изучения книги. Но сначала давайте рассмотрим некоторые вопросы, связанные с гибкостью, используя метафору, символизирующую обычную организационную проблему и круг типичных реакций.
Уберите "не" из "не могу". Вместо этого подумайте, что можно сделать и что возможно.
Что такое гибкость?
Подумайте над таким вопросом: вы можете вставить квадратную втулку в круглое отверстие? Каких ответов можно ожидать?
1 Нет-я не могу сделать этого. Это ответ типа "поражение". В нем человек реагирует на данную ему ситуацию и информацию, и приходит к выводу о поражении из-за самого большого ограничения в гибкости-слова "не могу". Это ослабляющее слово, которое передает подсознанию сообщение о негибкости и неверии в собственные силы, и которое программирует человека сосредоточиться не на том, что возможно, а на том, что невозможно. К тому же это слово неверно во многих контекстах, * где оно используется. Откуда вы знаете, что это невозможно?
Более правильным ответом было бы "я не нашел способа сделать это". В деловой среде клиентов не интересует, чего вы не можете для них сделать, они хотят знать, что вы можете сделать. Речь мощно воздействует на поведение и способности к обучению, и во второй главе я объясню, как именно.
2 Дайте мне молоток побольше и я попробую. Это ответ типа "реакция". Он лучше по сравнению с первым, но не намного. В нем проявляется решимость, но вся энергия направляется на одно ответное решение. Есть опасность, что по ходу дела повредятся и втулка, и отверстие, и молоток.
3 Да, если я изменю форму втулки так, чтобы она подходила к отверстию. Это ответ типа "словесных ухищрений". Чтобы втулка подошла, нужно научиться том, как менять форму квадратных втулок, чтобы они подходили к круглым отверстиям. Меня не перестает удивлять то количество усилий, ресурсов и ухищрений, которое компании вкладывают в видоизменение неподходящих или неэффективных систем. Третий ответ немногим лучше второго, и явно не гибче. В нем все так же человек реагирует на данную ему ситуацию и информацию.
4 Зачем нужно вставлять втулку и как вообще получилось, что квадратную втулку предлагают для круглого отверстия? Это ответ типа "любопытства", и он самый гибкий по нескольким причинам. Обладая любопытством, человек стремится узнать намерение, лежащее в основе вопроса, и ищет дополнительную информацию за рамками данной задачи. В результате картина ситуации проясняется, что способствует процессу принятия решений. При таком ответе оспаривается сам вопрос, то есть не предполагается, что цель состоит именно во вставке квадратных втулок в круглые отверстия.
Несколько лет назад одному моему другу, который работает в конкурирующей организации, директор предложил план развития центральной службы поддержки информационных технологий, которая охватила бы всю Великобританию. Мой друг был счастлив тем, что ему поручили руководить таким стратегически важным проектом, и он принял все подразумеваемые предпосылки, включая то, что британским аналитикам нужна централизованная служба поддержки.
Через три года служба поддержки полностью развалилась. У нее была репутация некачественных услуг, у руководства были разногласия насчет основной цели и направления службы, и она была убыточной. С клиентами, британскими аналитиками, не посоветовались, и они не видели пользы в таком вложении средств. Им были нужны локальные группы поддержки. Такой ситуации можно было бы и избежать, если бы были поставлены под вопрос предпосылки, подразумеваемые в первоначальной инструкции. К конце концов группа поддержки была разделена на части и ликвидирована.
Оспаривание подразумеваемых предпосылок помогает разобраться в неясных на первый взгляд ситуациях
Быть гибким значить занимать такую позицию, в которой создаешь желаемые результаты независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, темпа, ожиданий, культуры, предпосылок и тактической обстановки. В теории систем, 1 -в которой есть много общего с целостным подходом НЛП к обучению и изменению,-есть принцип так называемого необходимого разнообразия, который утверждает, что "для успешного приспособления и выживания элементу системы требуется определенное количество гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна возможным колебаниям неопределенности в остальной системе." В контексте менеджмента это значит, что менеджерам нужно не довольствоваться одним решением, а оспаривать подразумеваемые предпосылки, рассматривать воздействия в более широкой системе организации, и вырабатывать столько альтернативных направлений действий, сколько нужно, чтобы предусмотреть все возможные случайности.
"Для успешного приспособления и выживания элементу системы требуется определенное количество гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна возможным колебаниям неопределенности в остальной системе."
Каждый раз, когда вы встречаетесь с трудностью, у вас есть четыре основных возможности ответа на нее:
1 Поражение
2 Простейшая реакция
3 Словесные ухищрения
4 Любопытство
Гибкий менеджер выберет четвертую.
Как снять ограничения для развития гибкости
У вас есть все необходимые для успеха ресурсы.
Один из принципов НЛП состоит в том, что у вас есть все необходимые для успеха ресурсы. Проблема многих людей в том, что они сами себе создают ограничения. Вы уже знаете, что привычки мышления и речи могут создавать ограничения, и познакомитесь со многими другими причинами в главах этой книги. Сейчас я хотел бы рассказать о пяти уровнях обучения, общения и изменения, которые служат ключом для развития абсолютной гибкости в мышлении и поведении. Эти пять уровней:
1 Идентичность;
2 Ценности и убеждения;
3 Способности;
4 Поведение;
5 Окружение.
На рисунке эти уровни показаны в рамке контекста, так как каждый уровень может изменяться в зависимости от ситуации. Я буду часто ссылаться на эти уровни.
Рисунок 1.1. Уровни обучения, общения и изменения
Контекст
1 Идентичность
ваше представление о себе формирует ваши
2 Ценности и убеждения
то, что для вас важно, и в чем вы убеждены, влияет на ваши
3 Способности
ваши знания и умения направляют ваше
4 Поведение
ваши поступки и слова определяют ваши РЕЗУЛЬТАТЫ в
5 Окружении
в котором вы предпочитаете действовать
Контекст
Идентичность-кто?
Если вы за всю свою жизнь не станете делать ничего по-новому, ваша идентичность останется неизменной. Некоторые люди именно так и живут. Люди, которые меняют работу, и достигают успеха на новой работе, начинают с того, что подсознательно переформировывают свою идентичность. Они обычно так не считают,-люди крайне редко встают утром и говорят себе: "Я решил изменить свою идентичность", но именно это происходит на подсознательном уровне. Немного подумайте о своей профессиональной идентичности, и закончите такое утверждение: "Я ...". Слова, которыми вы описываете себя,-названия вашей идентичности.
Некоторые компании помешаны на названиях-"помощник заместителя главного администратора президента". Некоторые установили систему рангов "менеджер второй ступени". У персонала в организациях слишком много названий и обозначений. Названия придают вещам смысл, и поэтому по самой своей природе влияют на наше отношение к вещам. (В настоящее время я ищу название, чтобы заменить слово "подчиненный", которое, к сожалению, все еще в ходу в организациях и на многих традиционных курсах по менеджменту). Название "менеджер" подразумевает "справляться". Название "лидер" подразумевает "тот, чьему примеру следуют".
Эти значения противоречат друг другу. Неудивительно, что в обращении с людьми в некоторых организациях столько неясности и несоответствий. Для сегодняшнего климата бизнеса есть более удачное слово, охватывающее роли и "менеджера", и "лидера"-"специалист по развитию" ("developer"). Для ваших конкретных ролей в организации могут оказаться более приемлемыми какие-то другие слова.
Когда я впервые начал обучать персонал, моим первым титулом был "менеджер по тренингу", * и я считал себя прежде всего менеджером, а потом уже тренером. Это естественно, так как я уже долго был менеджером, а тренинг был для меня совершенно новым понятием. Из-за такого мышления я руководил моими слушателями, вместо того, чтобы обучать их. Расписание курса, распорядок и технические средства заботили меня больше, чем обучение моих слушателей. С тех пор мое мышление стало гораздо более зрелым, и я благодарен моим первым студентам за то, что они помогли мне пересечь порог от менеджера до специалиста по развитию.
Теперь у меня есть пять разных профессиональных ролей, которые традиционно называются: менеджер, тренер, консультант, писатель и обучающийся. Для меня эти названия очень узкие, и поэтому я называю себя "специалистом по развитию". Такое название придает смысл всем моим ролям. Как писатель, я пишу не книги, а материалы по развитию. Как менеджер, я делаю свой вклад в рабочую группу, разрабатывая для некоторых участников направления, и обеспечивая развитие всей группы. Как консультант, я предлагаю клиентам выбор альтернативных путей развития. Как тренер, я провожу не курсы, а обучающие семинары. Я специалист по развитию, и я укрепляю эту свою роль, используя названия, соответствующие тому, как я воспринимаю роль специалиста по развитию. Названия идентичностей сильно влияют на ваш автопилот, и именно здесь, на уровне идентичности, вы можете приступить к самым важным и эффективным изменениям в своей результативности.
Слова, которыми вы описываете и представляете себе свои роли, могут сильно влиять на ваши действия при исполнении этих ролей.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Идентичность
Вот упражнение, в котором предполагается ваша способность стать еще гибче, чем теперь. Ваше задание-вспомнить названия, которые вы сейчас используете для своих профессиональных ролей, и подумать, возможны ли более подходящие названия, которые помогут вам стать гибче и успешнее в этих ролях.
С левой стороны таблицы 1 напишите в отдельных строчках все свои профессиональные роли. Затем для каждого названия по очереди, прокрутите в уме фильм конкретного случая, когда вы выполняли эту роль. Можно просто позволить себе полностью слиться с ситуацией, которую вы хотите улучшить, потому что вы знаете, что в любой момент можете выключить фильм,-здесь вы управляете ситуацией ... так что сделайте фильм четче, полностью сосредоточиваясь на нем ... сделайте изображение ярким, красочным, трехмерным, движущимся ... добавьте стерео звук, чтобы слышать слова разговора ... и когда вы полностью слились с переживанием, ... заметьте, что вы говорите, что вы делаете, и если вы заметите, что какие-то части фильма вызывают у вас неприятное чувство, спросите себя: "Что здесь происходит?". А затем задайте себе такие вопросы: "Как я мог бы быть еще гибче в моем подходе к этой ситуации? Что я могу изменить, чтобы улучшить мои результаты здесь?"
Например, вообразите, что вы менеджер, ответственный за службу информационной поддержки, и вы называете одну из своих ролей "организатор информации". Мысленно перенесясь в один из типичных дней, вы можете заметить, что собираете и регистрируете информацию от клиентов, затрачивая время, которое можно было бы лучше использовать, чтобы уменьшить зависимость клиентов от ваших услуг. Более полезным названием роли может быть "специалист по обучению". В этом упражнении вы можете выработать несколько новых названий для каждой из ваших ролей. Напишите эти названия с правой стороны таблицы 1 напротив традиционных названий ролей. Проверьте эффективность этого упражнения. Если благодаря ему вы задумаетесь о своем восприятии ваших ролей-это хороший признак.
Таблица 1. Названия идентичностей
Традиционные названия ролей Более полезные названия ролей 1 2 3 4 5 6 7 Метафоры идентичности очень эффективны для того, чтобы сделать свои роли более осмысленными.
Как успехи? Вы выработали несколько названий, которые могут быть полезнее традиционных? Расширили ли вы масштаб свое профессиональной идентичности? Сейчас вы выработали названия идентичностей, которые могут предполагать другие, новые возможности поведения, того, что вы можете делать, чтобы быть гибче в своей идентичности. В дальнейшем в этой книге вы проработаете упражнения, в которых вы узнаете, как увеличить гибкость поведения. Вот некоторые из названий, к которым вы, возможно, пришли: ставящий вопросы, аналитик, новатор, указатель направления, специалист по развитию, исследователь, сборщик информации, нянька, наставник, дедушка, распространитель знаний. Это только несколько идей, некоторые из них скорее метафоричны. Метафоры идентичности очень эффективны для того, чтобы сделать свои роли более осмысленными.
Я как-то знал менеджера, который считал себя "укротителем львов", именно так он относился к свое основной роли менеджера по обучению продажам в агрессивно конкурирующей организации. Его слушателей нужно было отучить от многих вредных манер, которые были неуместны на новом рынке. Только после того, как они осознавали последствия своего обычного подхода к покупателям, они могли начать учиться новым техникам консультативной продажи,-их нужно было сначала укротить.
Одна менеджер по услугам была настолько сосредоточена на процедурах, что оттолкнула от себя и лишила желания работать весь свой персонал, постоянно следя за соблюдением расписаний с точностью до минуты! Она очень прочно отождествилась с процедурами, но ей недоставало идентичности специалиста по развитию персонала, по предоставлению новых возможностей, по стратегиям бизнеса. В итоге все ее лучшие сотрудники перешли от нее в другие подразделения организации.
Менеджер центра технического обеспечения настолько отождествился с ролью администратора, что не посчитал необходимым давать указания своим работникам. Нужно ли говорить, что результаты были катастрофическими для всего подразделения, потому что менеджер не отождествился с ролью директора.
Вы можете создать себе какую угодно идентичность как первоначальный способ достичь таких результатов, которые обычно приписываются выбранной вами идентичности, но вместе с тем примите два совета по сохранению здоровья:
1 Однажды бедняк решил стать миллионером, и с тех пор он каждый день вкладывал всю свою энергию в зарабатывание денег. Пришел день, когда он достиг успеха, но за это время от него ушла жена и его дети стали наркоманами. Обеспечьте гармонию ваших новых идентичностей с окружающими вас людьми, с самим собой и своими близкими.
2 Решение о принятии новых идентичностей-только начало. Продвижение может быть ограниченным, если не приняты ценности и убеждения для воспитания новой идентичности, и пока не приобретены новые умения, необходимые для достижения результатов. Изменения идентичности могут побудить вас мыслить и действовать иначе,-а для получения результатов при новом поведении нужны способности.
Ценности и убеждения-Зачем? Почему?
Ценности-это то, что важно для вас.
Ценности-средства обеспечивают ценности-цели, которые очень сильны, и мотивируют вас чего-то достигать.
Ценностями и убеждениями определяется то, зачем вы что-то делаете. Они определяют ваши цели и служат основой ваших способностей. Ценности-это то, что важно для вас, и есть два типа ценностей-ценности-средства и ценности-цели. Для меня важно регулярно физически упражняться (ценность-средство), потому что я ценю свое здоровье (ценность-цель). Ваши ценности-цели в профессиональном контексте-это те причины, по которым вы делаете то, что делаете-удовлетворение от своей работы. Когда вы не получаете удовлетворения от работы, то вы не поддерживаете свои ценности и можете испытывать стресс. Ценности-средства обеспечивают ценности-цели, которые очень сильны, и мотивируют вас чего-то достигать. Например:
* Мне нравится возиться с мелочами в учебных материалах для моих курсов, потому что с помощью этого будет обеспечено качество.
* Я требую высокого качества от себя и своей команды, потому что с помощью этого наше подразделение будет иметь профессиональный имидж.
* Важно сохранять профессиональный имидж, потому что с помощью этого мы получим более сложные и престижные ответственные задачи, испытания наших сил.
* С помощью все больших испытаний наших сил, для меня и моей команды будут создаваться возможности развития.
ЦЕННОСТЬ-ЦЕЛЬ = развитие
Рикардо Семлер, 3 владелец "Семко С/A", Бразильской производственной компании, ввел у себя радикально новые процессы бизнеса, сократил иерархию до трех уровней и начал доверять работникам в принятии правильных решений, без обсуждения с руководством. В традиционных терминах в компании мало контроля и почти нет дисциплины. Во время периода изменений некоторые менеджеры среднего звена ушли из компании, потому что они не смогли отождествиться с новыми ролями, которые их просили исполнять. Ведь сначала их взяли на работу для принятия решений, решения проблем и управления людьми, а эти роли уже не предназначались только для "менеджеров" по новым порядкам в "Семко".
Ценности могут меняться с изменением жизненной ситуации. Если неожиданно нужно больше денег, чтобы поддерживать свой уровень жизни, то деньги могут стать более высокой ценностью. Если усложнились отношения с близкими, мы можем направить внимание и энергию на восстановление гармонии в семье. В большинстве случаев связанные с работой ценности становятся менее важными, когда есть сильная неудовлетворенность на более базовых уровнях человеческих потребностей, например в признании и принадлежности. Убеждения поддерживают и укрепляют наши ценности,-они, как клей, скрепляют их. Наши убеждения имеют мало общего с какой-то реальностью, кроме нашей собственной, и наши чувства очень эффективно отсеивают информацию, которая может противоречить убеждениям, и находят информацию, которая может поддерживать убеждения.
Убеждения поддерживают и укрепляют наши ценности,-они, как клей, скрепляют их. Наши убеждения имеют мало общего с какой-то реальностью, кроме нашей собственной.
Убеждения-это скорее мнения, чем факты. Вот популярный сценарий, демонстрирующий силу убеждений:
Как вы считаете, есть ли жизнь на других планетах, обладающая технологией для посещения Земли?
Некоторые люди верят в эту теорию, некоторые нет. Интересно отметить, что если собрать на вершине холма группу "неверящих" и группу "верящих", чтобы они наблюдали в небе нечто похожее на НЛО, то по описаниям "неверящих" это будет земной аппарат или какая-то иллюзия, а "верящие" охотнее обратят внимание на возможность того, что это действительно НЛО. Убеждения каждой из этих групп по-разному влияют на их обработку информации и поддерживают их ценности. В НЛП дается такой принцип: в чем бы вы ни были убеждены, для вас это правда.
В чем бы вы ни были убеждены, для вас это правда.
В книге Роберта Дилтса "Изменение убеждений с помощью НЛП" есть забавная история, подчеркивающая силу убеждений. В ней рассказывается о пациенте психиатрической больницы, который считал себя трупом. Он ничего не ел и не пил. Психиатр некоторое время пытался убедить его в том, что он жив. Однажды психиатр спросил: "А у трупов течет кровь?" "Конечно, нет"-ответил пациент, после чего психиатр уколол палец пациента и пустил кровь. Заметив, что из пальца капает кровь, пациент сказал: "Черт побери! У трупов все-таки течет кровь!"
Мои клиенты часто просят меня, как специалиста по развитию, развить уверенность, и это теперь стало постоянной частью моих курсов по личностному развитию. Решающие элементы для развития уверенности-убеждения и идентичность. Разрешите мне сослаться на один пример этого в области проведения совещаний.
Решающие элементы для развития уверенности-убеждения и идентичность.
Когда вы встречаетесь с необходимостью провести совещание директоров, и группы главных специалистов, или быть председателем на таком совещании, ограничивающее убеждение насчет своей способности общаться с этими людьми может мешать вам проявить себя, и следовательно помешать вам получить хорошие результаты. Если такое ограничивающее убеждение достаточно сильно, участники совещания могут заметить сигналы неуверенности в вашем языке тела и интонации голоса. Это в свою очередь может повлиять на то, как они будут общаться с вами. В таком случае ваше ограничивающее убеждение может сделать бесполезными любые ваши знания или навыки в проведении совещаний.
Убеждения могут меняться с опытом. Если вы успешно проведете это совещание, такой опыт поможет вам свести на нет любое ваше ограничивающее убеждение насчет вашей способности эффективно общаться с такими группами людей. К сожалению, сбор такого опыта у многих людей занимает долгое время, и некоторые люди так никогда и не реализуют свой настоящий потенциал. Ограничивающие убеждения создают нересурсные * состояния ума и тела. Если вам не хватает уверенности, вы не в лучшем "состоянии" для того, чтобы справиться с ситуацией.
Нересурсные состояния требуют затрат энергии,-энергии, которую нужно направить на внешнюю проблему, а не на внутреннее противоречие в вашей нейрологии! *
Уверенность играет важную роль в приобретении навыков, и ее можно начать развивать, используя соответствующие названия идентичностей и слова убеждений. В этом и состоит наука об обучении. Когда эти составные части вашей нейрологии согласованы, вы в более ресурсном состоянии для того, чтобы учиться и развивать новые способности.
На одном семинаре я занялся моим другом, который работает независимым консультантом. Целью этого семинара было исследовать динамику некоторых составных частей личности и проанализировать, как они построены. Мой друг составил такую свою характеристику:
Идентичность
Сочетание "матери Терезы" и "Христофора Колумба" (честная и целостная помощь другим, и желание вести других по новым путям обучения и приключений.)
Ценности-цели
* Быть признанным наставником других людей
* Быть на переднем крае личностного развития
* Совершенствовать свои способности
* Поддерживать определенный уровень жизни для своей семьи
Ценности-средства
* Анализировать и понимать проблемы других
* Лучше узнавать себя
* Быть очень активным во многих группах
* Заводить много новых друзей
* Быть честным и экологичным с собой и с другими
* Находить новые техники и идеи развития
* Поддерживать достойный уровень дохода
Убеждения
* Каждому нужен наставник
* Наставники должны вкладывать время в собственное развитие
* Устранять ограничения легко
* Я нравлюсь людям, потому что я слушаю их
* Есть части моей нейрологии, которые я еще не понимаю
* Продвижение вперед достигается с помощью обучения и личностного развития
Этот мой друг-очень знающий и успешный консультант по личностному развитию. Люди хвалят его способности, сочувствие, понимание и дружелюбие. Он достиг успеха в своем деле. Его идентичность, ценности и убеждения дополняют друг друга, и его поведение полностью конгруэнтно * (согласовано) со всеми уровнями его нейрологии. Если вы хотите стать успешным консультантом по личностному развитию, я очень советую вам взять как образец эти черты идентичности, ценностей и убеждений.
На протяжении всей книги у вас будут возможности практиковать доступ к ресурсным * состояниям для различных ситуаций, и испробовать разнообразные ценности и убеждения для поддержания и развития своей идентичности. К тому же вы можете, если захотите, изменить названия своих идентичностей по мере изучения книги. Еще вы познакомитесь с несколькими прекрасными техниками для того, чтобы изменения на любом уровне происходили быстро.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Ценности и убеждения
Вот упражнение для того, чтобы вы задумались о своих ценностях и убеждениях. Полезнее записывать свои ответы, как только они приходят к вам в голову, а не беспокоиться о том, это ценность-цель или ценность-средство, это ценность или убеждение.
Ответьте на каждый вопрос по очереди. Цель первого вопроса-выявить цель-средство. Цель второго вопроса-выявить ценности более высокого уровня, которые могут быть средствами или целями. Если к вам больше не приходят на ум ответы на второй вопрос, то вы скорее всего дошли до ценности-цели. Найдите по крайней мере три разных ответа на второй вопрос. Цель третьего вопроса-выявить убеждения, которые поддерживают ваши ценности. Найдите по крайней мере четыре убеждения, поддерживающие каждый ваш набор ценностей. Если вы не уверены, что это,-убеждение, ценность-средство или ценность-цель, хорошо,-просто запишите свои мысли.
Как можно быстрее набросайте первоначальный вариант, а затем пересмотрите написанное и обдумайте потенциал каждой ценности и каждого убеждения.
Вопрос 1 Что именно вы цените в своей работе настолько, что если бы его не было, вы были бы гораздо меньше довольны своей работой?
Ответ ____________________________________________________
Вопрос 2 И что эта ценность вам дает?
Ответ ____________________________________________________
Ответ ____________________________________________________
Ответ ____________________________________________________
Вопрос 3 В чем вы убеждены, раз вы цените эти вещи?
Ответ ____________________________________________________
Ответ ____________________________________________________
Ответ ____________________________________________________
Ответ ____________________________________________________
Ответ ____________________________________________________
Какие у вас успехи в этом упражнении? Возможно, вы впервые задали себе вопрос о мотивах и целях своих действий. На этом этапе я намерен дать вам базовые знания о том, как вы можете развивать гибкость в поведении. Как специалист по развитию, я считаю неэтичным насильно изменять людей или манипулировать ими. Изменения происходят только тогда, когда люди сами хотят изменений.
Неэтично насильно изменять людей или манипулировать ими.
Если при изучении этой и последующих глав вы решите принять другие или новые идентичности, ценности и убеждения, предложенные здесь техники окажутся для вас очень эффективными. Вы можете довольствоваться тем, что изменять форму квадратных втулок или брать тяжелые молотки. Тем не менее я призываю вас постоянно ставить под вопрос действенность и полезность своих ценностей и убеждений. Помогают ли они вам стать самой гибкой частью вашей организационной системы?
Способности-Как? Каким образом?
Возможное определение способностей-то, как вы применяете знания и выполняете действия для достижения цели. В большинстве организаций для обсуждения способностей и поведения чаще всего используются слова "умения" и "навыки". Но чтобы понять, как развивается умение, полезнее работать со способностями.
Рассмотрим пример менеджера, которого попросили провести важные переговоры. Предположим, что он хочет достичь конкретной цели. С опытом он выучил большое количество слов, составляющих его словарь, и возможно, выучил конкретную структуру или сценарий для переговоров, из материалов компании, из книги, фильма или учебного курса. Это знания. Способности-это то, как знания используются, и это "как" зависит от того, какие отличительные признаки он выделяет в переговорах.
Эти отличительные признаки определяют его поведение-что он говорит и что делает в ответ на каждое действие. Он продолжает слушать и наблюдать, или начинает говорить? Какие слова он выбирает, когда его очередь говорить? К кому он обращается? О чем говорит его язык тела?
На способности к тому же влияют все более высокие уровни обучения-идентичность, ценности и убеждения. Если менеджер в нашем примере не отождествляется с ролью ведущего переговоры, его способности в переговорах невысоки. Его ценности и убеждения могут влиять на то, какую цель он себе ставит. Он может считать, что переговоры безнадежны, или очень сложны. В соответствии со своими убеждениями он определит свои ожидания и цели, и это повлияет на то, насколько ценными он будет считать переговоры, очень ценной деятельностью или мало ценной.
Конечный результат всех этих воздействий проявится в тех отличительных признаках, которые он выделит. Тонкие отличия и четкие цели-результат высокой ценности задания, раскрывающих способности убеждений и сильной ролевой идентичности. Грубые отличия и размытые цели-результат низкой ценности задачи, ограничивающих убеждений и слабой ролевой идентичности. Отличительные признаки, которые менеджер выделит, определят его выбор поведения.
Чтобы помочь вам лучше понять, как это происходит, я приглашаю вас в мой сад, чтобы вы понаблюдали мою попытку постричь газон. Посмотрев на траву, вы можете определить, кто ее постриг,-я или моя жена, садовод в нашей семье. У меня нет идентичности садовода, и моя цель обычно в том, чтобы как можно быстрее закончить стрижку газона, и заняться чем-то более важным, например написанием материалов, чтением или семейным отдыхом. Я считаю, что в написании книги больше удовольствия и продуктивности, чем в стрижке травы. В результате я выделяю очень грубые отличительные признаки, например: "Этот кусочек уже готов?" Даже хотя у меня достаточно знаний для качественной работы, я обычно стригу газон кое-как.
Моя жена, напротив, выделяет гораздо более тонкие отличия насчет высоты ножей газонокосилки, мест с редкой травой, изгибов кромки травы, разных оттенков зеленого цвета, и так далее. Эти тонкие отличия выработаны идентичностью садовода, в которой жена ценит, что умеет стричь траву, потому что она убеждена, что за газоном нужно аккуратно ухаживать.
Отличительные признаки и цели входят в состав механизма сравнения, который говорит нам о том, насколько мы близки к достижению цели. Происходит постоянное сравнение отличительных признаков и целей: например, цель в том, чтобы постричь весь газон за 20 минут, и мои "признаки"-время на часах и количество оставшейся травы.
А цель моей жены в том, чтобы с точностью до сантиметра выровнять закругленные кромки травы и определить, удается ли вылечить места с редкой травой. Ее отличительные признаки связаны с высотой травы, состоянием кромки и изменениями в местах с редкой травой со времени последнего лечения. Эти тонкие отличия направляют поведение, результат которого-профессиональное исполнение работы, не сравнимое с моими любительскими попытками.
Рисунок 1.2. Способности
Традиционное обучение часто ограничивает гибкость, предоставляя только знания и поведение для конкретного контекста. Это очень упрощенный и неэффективный способ обучения, так как в нем не развиваются более тонкие микроотличия. На рисунке 1.2 показано четыре типа встреч. Для каждого типа встречи (или контекста) есть конкретный набор освоенных навыков, полученных в результате обучения, практического опыта и знаний.
Что касается человеческого общения, то в любом контексте можно выделить много тонких микроотличий, и именно с их помощью можно сделать квантовый скачок * в гибкости. Более гибкий подход к управлению всеми этими ситуациями-научиться замечать и реагировать на сам процесс человеческого общения, а не на содержание, независимо от контекста. Бенджамин Франклин однажды сказал: "Глаз мастера делает больше работы, чем обе его руки." Абсолютная гибкость реализуется тогда, когда вы начинаете замечать и реагировать на шаблоны и процессы поведения, а не просто применяете набор освоенных действий к соответствующему контексту.
Бенджамин Франклин однажды сказал: "Глаз мастера делает больше работы, чем обе его руки." Абсолютная гибкость реализуется тогда, когда вы начинаете замечать и реагировать на шаблоны и процессы поведения.
Вспомним модель творческого развития из вступления; если вы собираете информацию по обратной связи, выделяете тонкие отличия и изменяете свое поведение, контекст не важен. Разрешите мне привести пример из собственного опыта, на котором это хорошо видно. Много лет назад я прошел учебный курс под названием "Эффективное совещание". На этом курсе я узнал о повестках дня, протоколах, как придерживаться темы, сохранять направление, удерживать внимание на проблемах, справляться с уходами в сторону и использовать наглядные материалы. Мы проделали несколько упражнений и ролевых игр, чтобы поупражняться в преподаваемом способе поведения.
Когда я начал использовать такое поведение на совещаниях, я наткнулся на огромную проблему. Культуру компании можно было описать как оживленную и динамичную, с бизнесом перемежалось много дружеского общения и взаимодействия. Это была очень молодая компания, и она осталась молодой до сих пор. Встречи с руководителями и директорами часто состояли из получаса обмена историями об автомобильных авариях, служебных романах и других проделках. Для обсуждения бизнеса обычно оставалось мало времени, и решения часто принимались быстро, по внутреннему чутью и опыту.
Это очень успешная компания, и в ней интересно работать. Как вы думаете, какую реакцию я получил на собрании подразделения, когда сказал выученную на курсе формулировку ответа: "По-видимому, мы уходим в сторону,-возможно, нужно еще раз сформулировать цели собрания, чтобы нам было легче сосредоточиться на наших задачах?"
Такие слова были не очень-то хорошо восприняты. Они даже испортили то взаимопонимание (раппорт), которое я построил с некоторыми из менеджеров. Видите ли, людям было важно поговорить об общих интересах-просто посплетничать! Взяв на вооружение подходящие истории, можно было добиться одобрения чего угодно-нужно было только потратить необходимое количество времени, чтобы потом было принято быстрое решение. Если вы опираетесь на изученные в прошлом ситуационные формулы, вы ограничиваете свои шансы на успех.
Если вы опираетесь на изученные в прошлом ситуационные формулы, вы ограничиваете свои шансы на успех.
То количество времени, которое менеджеры теряют на изучение ситуационных формул и действий для разных аспектов своей работы, указывает на количество негибкого обучения, которое предоставляют сегодня на рынке многочисленные курсы "развития менеджмента". Каждая ситуация уникальна, потому что люди новые и ситуации меняются, так что будьте достаточно гибким, чтобы менять свое поведение в ответ на полученную обратную связь. Поступая так, вы постоянно видоизменяете то, что лежит в основе ваших целей, и переоцениваете актуальность своих целей-в этом и состоит творческое развитие.
Поведение-Что?
Поведение-это то, что вы делаете и говорите, и ему относительно легко научиться. К сожалению, многие люди осваивают поведение, которое не помогает, а мешает им достигать своих целей. Мы учимся многим нашим манерам у значимых образцов для подражания вокруг нас. Еще младенцами мы учимся улыбаться и говорить первые слова, копируя своих родителей. Если вам повезет, ваш руководитель будет хорошим образцом для подражания.
У некоторых людей неважные образцы для подражания. Я знал генерального директора, которого многие считали авторитарным диктатором за то, как он навязывал другим свои мнения и решения. Высота его голоса подчеркивала срочность, а слова произносились быстро и иногда немного невнятно. Все решения должны были приниматься сразу же и никогда не хватало времени на разумное обсуждение. Мне было неуютно наблюдать двух его ближайших менеджеров, которые очень точно и тщательно копировали его черты.
Окружение (обстановка)-Где? Когда?
Окружение, которое вы себе выбираете, определяет количество и качество возможностей получить обратную связь. На окружение сильно влияют все другие уровни. Если по вашей системе ценностей и убеждений нужно быть самодостаточным и проводить много времени в одиночестве, вы будете принимать решения, основываясь на том, чтобы избегать групп и толп. Это повлияет на внешние ситуации, которые вам представятся.
Руководителям, которые считают себя прежде всего администраторами, обычно трудно руководить людьми, потому что они часто предпочитают быть одни в своем офисе, проверяя и разрабатывая системы делопроизводства, вместо того чтобы взаимодействовать с людьми. Если привязанный к своему офису администратор решит улучшить свое умение руководства людьми, ему может оказаться полезным изменить свою рабочую обстановку, чтобы он мог чаще и непосредственнее взаимодействовать с людьми. Вашим окружением определяется то, какая информация доступна вашему восприятию через все пять чувств-зрение, слух, осязание, запах и вкус.
Пять уровней влияют друг на друга. Если вы сделаете изменения на одном уровне, все более низкие уровни тоже изменятся, хотя более высокие уровни могут и не измениться. Например, внесение изменений в идентичность вызовет изменения на всех остальных четырех уровнях ниже уровня идентичности. Изменение окружения может, а может и нет, вызвать изменения на более высоких уровнях. Когда я решил принять идентичность специалиста по развитию, я очень скоро приобрел ценности и убеждения, благодаря которым и обнаружил НЛП, и я отправился в ту окружающую обстановку, где я смог изучить НЛП и улучшить мои способности как специалиста по развитию независимо от контекста развития.
Повсюду вокруг меня я замечаю менеджеров, которые с трудом поддерживают уровень своих результатов, потому что они еще не отождествились с теми ролями, которые им нужны, чтобы действовать в соответствии с ситуацией. Молодой энергичный менеджер, который считает себя решающим проблемы и принимающим решения, станет специалистом по развитию и тренером только тогда, когда изменится его мышление на уровне своей идентичности. Закаленный менеджер, который считает себя кладезем опыта о том, что можно и чего нельзя делать в организации, будет с трудом выдавать творческие идеи, пока не изменится его мышление на уровне идентичности. Стратег корпорации, который считает, что ему самому нужно придумывать все идеи, будет с трудом добиваться принятия своих идей, пока не изменит свое мышление на уровне идентичности.
Для развития высокой гибкости в поведении нужна согласованность уровней обучения со всеми вашими целями и ролями. Еще нужно переключить внимание с одного только содержания общения, заметив к тому же и процесс общения. Сосредоточение внимания на процессе улучшит реакции, от "поражения" к "любопытству", и вы начнете отучиваться от тех своих реакций, которые вам ненужны и привычны. Успех начинается с самосознания, гибкости мышления и знания о том, что у вас есть выбор в использовании, или программировании, своей нейрологии.
Опыт-это не то, что произошло с человеком. Это то, что человек сделал с происшедшим.
Олдос Хаксли (1894-1963) Английский писатель
ГЛАВА 2
От идей к действиям
* Общие составные части систем передачи информации
* Модели мира
* Как устроена модель передачи информации НЛП
* Фильтры информации
* Физиология
Речь / Память / Время / Конгруэнтность (согласованность) /Оптимальные физиологические состояния
Человек не видит реального мира. Реальный мир скрыт от него стеной воображения.
Георгий Гурджиев (1874-1949) Русский мистик и писатель
Вы когда-нибудь замечали, как у некоторых руководителей появляются как раз те идеи, которые нужны, и эти действия воплощаются как раз в те действия, которые нужны для достижения желаемых результатов. У этого процесса пять этапов:
* включиться в ситуацию;
* проанализировать имеющийся опыт;
<< Пред. стр. 1 (из 9) След. >>