<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>
Комитет по молодежной политикеАдминистрации Пермской области
Молодежная политика
Пермской области
на 2001-2005 годы
Областная
целевая программа.
Проект
19 июня - 15 августа Пермь 2001 г.
Оглавление.
1. Аннотация
2. Паспорт
3. Концепция
3.1. Введение
3.2. Характеристика проблем
3.3. Обоснования (ценности, ресурс, приоритеты, отношения, критерии)
3.4. Принципы разработки (требования, уровни)
3.5. Цели и задачи
3.6. Система целевых мероприятий
3.6.1. Социализация
3.6.1.1. Работа
3.6.1.1.1. Анализ ситуации
3.6.1.1.2. Основные предложения
3.6.1.1.3. Мероприятия
3.6.1.1.3.1. Маркетинг
3.6.1.1.3.2. Трудоустройство
3.6.1.1.3.3. Труд
3.6.1.1.3.4. Безопасность
3.6.1.1.3.5. Обществ.работы
3.6.1.2. Жилье
3.6.1.2.1. Анализ ситуации
3.6.1.2.2. Основные предложения
3.6.1.2.3. Мероприятия
3.6.1.2.3.1. Квартира
3.6.1.2.3.2. Быт
3.6.1.3. Семья
3.6.1.3.1 Анализ ситуации
3.6.1.3.2 Основные предложения
3.6.1.3.1. Мероприятия
3.6.1.3.1.1. Социологи
3.6.1.3.1.2. Психология
3.6.1.3.1.3. Соц.службы
3.6.1.3.1.4. Клубы
3.6.1.3.1.5. Здоровье
3.6.1.3.1.6. Отдых
3.6.1.4. Обучение
3.6.1.4.1. Анализ ситуации
3.6.1.4.2. Основные предложения
3.6.1.4.3. Мероприятия
3.6.1.4.3.1. Образование
3.6.1.4.3.2. Воспитание
3.6.1.4.3.3. Самоуправление (власть)
3.6.1.4.3.4. Развитие (семинары)
3.6.1.5. Творчество
3.6.1.5.1. Анализ ситуации
3.6.1.5.2. Основные предложения
3.6.1.5.3. Мероприятия
3.6.1.5.3.1. Таланты
3.6.1.5.3.2. Гастроли
3.6.1.5.3.3. Фестивали
3.6.1.5.3.4. Культура
3.6.2. Управляемость
3.6.2.1. Анализ
3.6.2.2. Предложения
3.6.2.3. Мероприятия
3.6.2.3.1. Структура вертикали
3.6.2.3.2. Увязка документов
3.6.2.3.3. Информатизация
3.6.2.3.4. Мониторинг (контроль)
3.6.2.3.5. Общественный совет
3.6.2.3.6. Метод.-экспертное сопровождение
3.6.2.3.7. Подготовка кадров
3.6.2.3.8. СМИ
3.6.2.3.9. Селекция лидеров (семинары)
3.6.2.3.10. Досуг
3.6.2.3.11. Спорт (массовый)
3.6.2.3.12. Дружба народов
3.6.2.3.13. Общественные объединения
3.6.2.3.14. Инициативы
3.6.2.3.15. Нормативы показателей
3.6.3. Санация
3.6.3.1. Анализ
3.6.3.2. Предложения
3.6.3.3. Мероприятия
3.6.3.3.1. Структура неформ. Объединений
3.6.3.3.2. Языковая культура
3.6.3.3.3. Профилактика негатива
3.6.3.3.4. Реабилитация и адаптация
3.6.3.3.5. Решаем проблемы
3.6.3.3.6. Поддержка и материальная помощь
3.7. Этапы реализации (основные сроки)
3.8. Ресурсное обеспечение (кадры, финансы, администр. ресурс(координация, управление), лидеры)
3.9. Ожидаемые результаты, последствия
3.10. Механизм реализации
3.11. Управление и контроль
3.12. Ожидаемый социально - экономический эффект
3.13. Рекомендации (доводка, корректировка, риски)
4. Психологические аспекты реализации мероприятий.
5. План мероприятий
6. Источники составления программы
7. Схема концептуального подхода
8. Перечень основных терминов и понятий
9. Прогнозные нормативы показателей до 2005 года.
10. Список авторов проекта.
1. Аннотация.
В современных формах развития общества социальное развитие не является просто затратной сферой, лишь поглощающей средства, а само становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики и страны в целом. Сегодня усиливается региональный антропоцентризм, который становится стержнем социальной политики регионов, всех общественных нововведений. Социальная переориентация экономики, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор функционирования общества и производства.
Молодежь является стратегической составляющей ресурса "Люди"; изменение качеств этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе к моменту входа граждан из "молодежи", в зрелую жизнь. Учитывая миграционные тенденции и существующую практику, можно отметить, что наиболее активная часть молодежи сегодня будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
Сегодня в молодежной среде уже начался процесс формирования новых культурных (в широком смысле) ценностей, никак не связанных с разрушенной общественно-политической формацией, а поэтому резко отличных от тех ценностей, которыми руководствуются те, кто молодежную политику реализует. Крайностью является и грубое вмешательство государства в эти процессы, и безразличие к ним (недостаточное финансирование), что порождает ответный негатив.
Молодежь является результатом существующей системы воспитания, образования, продуктом семьи, в общественной среде, где не работают многие законы. Сегодня криминализация общества воспринимается молодежью как норма существования. Недоверие к властям влияет на развитие личности и состояние семьи, а возникающее пассивное поведение деформирует личность.
Сохранение сегодняшней ситуации - фактор дестабилизации общества в будущем.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде.
Во-первых: Размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти.
Во-вторых: Сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
В третьих: Ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 процентов выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 процентов имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии.
Молодежи сегодня весьма проблематично создавать и закладывать основание для длительного существования семьи.
Основные проблемы в молодежной среде, определяющие направление вектора социального заказа, обусловлены реакцией на дефицит культурообразующих и стабилизирующих социальных процессов. Процесс активного социального становления, получения общего, профессионального образования, начала трудовой деятельности, службы в Вооруженных Силах РФ, создания семьи, рождения и воспитания детей, интенсивной адаптации к различным формам социальных отношений, т.е. начала активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важно государственное внимание и стимулирование созидательного потенциала молодежи.
Отсутствие на сегодня региональной систематизированной молодежной политики является фактором, влияющим на процесс, когда молодежь уходит в наркотическую зависимость, не имея в своей жизни достаточно иных, организованных при помощи и в интересах государства, "адреналиновых зон" - (побед, выступлений, споров, творчества, доказательств, геройствования и др.)
Анализ.
По данным исследований в молодежь Пермской области составляет 22,7% (703808 человек) от общего числа населения. На тот период 75% молодежи отмечали, что не информированы о своих правах.
Жизненными целями современной молодежи являются:
стать профессионалом - 70%,
иметь семью - 57%,
разбогатеть - 34%.
Молодежь привлекает возможность:
выбрать свой путь - 40%,
получить профессию - 28%,
возможность выбора свободного времяпровождения - 26%,
наличие товаров в магазинах - 26%,
при этом, по мнению молодежи, понимание обществом ее проблем составляет - 7,6%.
Во многом молодежной среде проведение досуга определяет степень благополучия. Предпочитают
просто гулять - 60%,
смотреть телевизор - 42%,
ходить на дискотеки - 33%,
слушать музыку - 51%,
смотреть журналы - 33%,
ездить на природу - 32%.
Настораживает в ситуации то, что молодежь предпочитает пассивные формы досуга, только часть из которых помогают в выборе партнера для дальнейшей жизни. 85% молодежи считают, что их личные качества еще не сформировались. У молодежи преобладает мотивация низшего уровня. Невостребован молодыми опыт старших поколений, нет примеров для подражания.
Но в целом молодежь занимает пока позитивные мировоззренческие позиции и ожидает принятия следующих мер:
цивилизованный порядок в обществе - 36%,
стабилизация и развитие производства - 32%,
на фоне невостребованности потенциала молодежи.
Потенциальная готовность молодежи к действиям государства, направленным на обеспечение будущего для социума является основанием для адекватного восприятия мер, предлагаемых настоящей программой.
Цели.
Основными целями программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи, как саморазвивающихся личностей, хозяев своей судьбы.
Приоритетными целями являются:
1. Социализация. Формирование новых культурных норм и форм, обеспечивающих стабильность и устойчивую динамику развития общества.
Воспитывать, формировать молодежь уже поздно. Необходимо выстраивать отношения с ней, как с полноправным участником общественной жизни - это суть социализации в рамках программы.
Отличие молодежи от взрослых людей - в не до конца оформленной системе ценностей. Мероприятия настоящей программы являются воздействием на формирование этой системы ценностей.
Социализация, как процесс, предполагает освоение и закрепление ролевого поведения и стереотипов для стандартизованных ситуаций. Молодежь же, склонна все поменять. Результат социализации - в достижении общественными группами комфорта, составляющие которого стабильность, оптимальность, определенность. В целом, это служит основанием для здорового консерватизма и выступает противовесом всем изменениям. Данное противоречие является движителем общественного развития.
Способ движения "молодежи" по жизни, это - движение из Семьи (типа: папа-мама-сын-дочь-бабушка-дедушка) в Семью (типа: муж-жена-родители-родственники). В ходе этого процесса происходит социализация (в той или иной мере). Семья является источником культурных традиций (норм), "плавучим якорем", стабилизирующим инновационное движение молодежи.
Работа, трудоустройство.
Создание информационно - консультативной системы, включающей работу со СМИ и государственными органами. Отработка (сбор, формализация и передача) инноваций молодежных общественных организаций в области работы и трудоустройства. Стабилизация ситуации на рынке труда в условиях превышения предложения рабочей силы над спросом.
Жилье.
Создание дополнительных возможностей для приобретения жилья. Отработка на экспериментальных площадках и внедрение механизмов строительства доступного жилья и его финансирования. Инициация, разработка и принятие комплекса нормативно-правовых актов.
Семья.
Формирование региональных культурных традиций, связанных с семьей и общественного мнения, определяющего "семью" - как главный мотивационный фактор в деятельности молодого человека.
Обучение.
Построение систем передачи знаний, опыта, навыков и понимания - как в среде молодежи для оптимизации процессов социализации, так и в среде субъектов молодежной политики для эффективного решения ее задач. Создание и поддержание "точек роста" нового качества деятельности.
Творчество.
Формирования критериев оценки актов творчества в развитие специфики региональных культурных традиций. Формирование отношения к культурным традициям региона как к общественным ценностям и фактору социальной стабильности.
2. Управляемость.
Программные решения лежат не в области манипулирования, а в сфере построения и использования эффективных коммуникаций, построенных на иной культуре - открытости и доверия.
Это - суть управляемости в рамках программы.
Миссия, суть и предназначение молодежной политики - в заполнении межведомственного, межуровневого, межструктурного пространства, между формально организованными сообществами людей по всем основаниям.
Построение системы сбора, анализа, и передачи информации об инициативах, их субъектах, процессах и тенденциях в различных предметных областях.
Построение систем многоуровневой коммуникации между социальными лидерами (лидерами общественных объединений, инициаторами инноваций).
Создание нормативно-правового поля для внедрения инноваций.
Создание нормативов показателей управляемости общественных процессов в регионе.
Политизация молодежной среды снимает степень отчуждения молодежи от власти - необходимо принятие нормативно-правового акта о периодическом созыве Регионального конгресса молодежи в целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики в Пермской области.
3. Санация.
В сегодняшней ситуации практически любые мероприятия программы являются так или иначе структурирующими процессы обеспечения социального позитива. А поскольку основной негатив сегодня опирается на структуризацию молодежи (наркоманы, криминал, др.) вне (против) интересов общества, то вся программа направлена на профилактику негативных явлений.
Санационные мероприятия, (лечение того, что уже случилось) не лечат глубинные причины, но способствуют формированию вокруг молодого человека менее агрессивной среды.
Это - суть санации в рамках программы.
Проведение комплекса мероприятий в объеме программы, обеспечивающего стабилизацию негативных процессов и снижение их контрольных показателей в процессе (с начала 2 этапа программы) и к ее завершению.
Принципы.
Молодежная политика является одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов Пермской области, в реализации, востребованности и совершенствовании потенциала молодежной среды, в стабильности и равновесии в обществе.
Молодежная политика в Пермской области осуществляется на основе следующих принципов:
- признание молодежи, как специфической социальной группы;
- дифференцированный подход к различным слоям молодежи;
- привлечение молодежи к участию в общественной жизни, в формировании и реализации молодежной политики;
- преимущественно государственное обеспечение правовой и социальной защиты молодежи;
- поддержка всех форм обучения, организации труда и досуга молодежи.
Концептуальный подход "Новое качество" к разработке программы по молодежной политике (раздел 6.) рассматривает
молодежь, как инновационную среду для выращивания лидеров (инновационный фактор),
тех, кто занимается молодежью, - субъектами (носителями) инноваций,
совокупность структур, занимающихся молодежью - инновационной инфраструктурой для социальных инноваций.
Этапы и основные сроки реализации.
На первом этапе (2002 г.) будет осуществляться нормативно-методическое обеспечение органов власти, разработка современных технологий работы социальных служб, органов по делам молодежи.
Он подразделяется на формирующий (структуры, методики) и коррекционно-аналитический (опыт, результаты), с целью выделения технологий работающих на молодежь.
Первый этап : информационно-селективный
1. Построение системы информационного обеспечения программы.
2. Создание механизма поддержки коммуникаций лидеров и функционеров общественных объединений в рамках Подпрограммы ( условия, мотивация, включение в информационное поле)
3. Создание механизмов передачи опыта и практики деятельности на низкие уровни молодежной социальной активности
Методическое обеспечение органов власти, укрепление института молодой семьи, развитие и создание молодежных общественных организаций и молодежных лидеров в территориях,
Выполнение: 2002 год.
Второй этап : иерархический
1. Новое качество инноваций
2. Новое качество коммуникаций
Внедрение новых технологий в работу с молодежью
Выполнение: 2003 -2004 год
3. Новое качество лидеров
Обеспечение жильем молодых семей, молодежная занятость, молодежные рабочие места.
Выполнение: 2004-2005 гг.
Результаты и последствия.
Конечный результат работы программы:
- регион как субъект инноваций; генерация инициатив в обществе, поддержка инициатив региональной власти;
- прозрачность общественных процессов в регионе; экономия средств, связанных с общественными тенденциями;
- стабилизация негативных общественных явлений;
- формирование социального заказа, необходимого для реализации стратегии развития области.
Результаты для контроля:
- функционирующая информационная система, обеспечивающая информацию по проблемам молодежи и эффективные коммуникации,
- действующий молодежный парламент, который решает вопросы по инновациям, структурирование молодежной среды вокруг создаваемых организованностей
- готовые команды по территориям региона на конец 2002 г.
- образцы успеха для внедрения в реальные властные отношения
- активизация всей молодежи как стратегического ресурса
- общественный резонанс в рамках округа - инициатива социальной инновационный стратегии
- формирование бюджета начиная с территорий - бюджет двора (поселка) и бюджеты культурных центров (школы, клубы и т.д.)
- наличие надрегиональной инициативы в работе с населением
- кадровый резерв - лидеры
Разработка общественных социальных стандартов с участием самой молодежи Прикамья, регулирующих культуру отношений социумов.
<< Пред. стр. 1 (из 12) След. >>