<< Пред. стр. 7 (из 12) След. >>
1. Построение системы информационного обеспечения программы.Объединение в функциональные блоки реально существующих молодежных объединений и движений.
2. Создание механизма поддержки коммуникаций лидеров и функционеров общественных объединений в рамках Подпрограммы ( условия, мотивация, включение в информационное поле)
3. Создание механизмов передачи опыта и практики деятельности на низкие уровни молодежной социальной активности
Методическое обеспечение органов власти, укрепление института молодой семьи, развитие и создание молодежных общественных организаций и молодежных лидеров в территориях,
Выполнение: 2002 год.
Второй этап : иерархический
4. Новое качество инноваций
5. Новое качество коммуникаций
Внедрение новых технологий в работу с молодежью
Выполнение: 2003 -2004 год
6. Новое качество лидеров
Обеспечение жильем молодых семей, молодежная занятость, молодежные рабочие места.
Выполнение: 2004-2005 гг.
3.8. Ресурсное обеспечение программы.
3.8.1. Идеологическое обеспечение
Одним из важнейших оснований для запуска программы является наличие в регионе процессов в молодежной среде, требующих отношения к ним как к системообразующим. Основная характеристика таких процессов - реальность их протекания без внимания властных органов, без финансирования - на самоорганизации. Главное основание для наличия таких процессов - растет поколение, которое уже формирует вокруг себя собственную
культуру в отсутствие формирующей матрицы "комсомола".
Работа по программе предусматривает определение интересов государства в этой ситуации, генерацию молодежной активности и поддержку молодежных инициатив по сформированным критериям.
Любое нововведение в обществе разрушает устоявшийся порядок жизни, поэтому при проведении общего курса молодежной политики на социальные инновации, необходимо учитывать и противодействие, которое придется преодолевать. Оснований для противодействия может быть много, вот только некоторые: отсутствие доверия, комплекс собственной ограниченности, страх утери статуса, нежелание понимать и другие.
Идеологическое обеспечение программы опирается на базовые составляющие социального заказа, развивает его положения и, что крайне важно, формирует социальный заказ.
Комплекс средств, используемых для идеологического обеспечения программы, включает следующие позиции:
- проведение совещаний, конференций (в том числе и научно-практических), семинаров и круглых столов
- разработка и запуск информационных проектов
- разработка, запуск, презентации и информационное обеспечение работы инновационных проектов в территориях
- использование средств телевидения, радио и печатных изданий (тематические передачи, информационные рубрики и обеспечение конкретных проектов)
- собственные периодические издания
- включение в региональную (единое областное информационное пространство) и всемирную систему электронных коммуникаций (собственные сайты, чаты, web-страницы, банки данных)
- инициация, разработка и проведение совместных с другими ведомствами проектов в сфере молодежной политики и информационное обеспечение таких проектов.
Комплекс мер по идеологическому обеспечению работы программы включен в систему ее мероприятий и требует текущего развития в ходе ее реализации.
3.8.2. Научное обеспечение
Сегодняшняя ситуация характеризуется существованием массива разработок, "пересекающих" сферу молодежной политики, но с государственной политикой в области молодежи не связанных. Данная программа представляет собой основание для увязки таких проектов при их реализации и несет в себе систему координат для определения приоритетов при поддержке и оценке вновь разрабатываемых программ в этой области.
Исходя из изложенных ранее общих концептуальных подходов, уже сегодня крайне необходима систематизация имеющихся научных материалов и разработок, их обобщение и использование в практической деятельности по реализации настоящей программы.
Средствами для инициации, проведения и обобщения разработок являются:
- формирование областного государственного заказа на проработку проблем молодежи, социальных инноваций, перспективного планирования и конструирования социальных процессов
- проведение конкурсов на получение заказа по научно-практическому, научно-исследовательскому и научно-методическому обеспечению программы
- проведение научно-практических конференций и семинаров по вопросам научного обеспечения различных аспектов молодежной политики
- издание региональных справочных пособий
- разработка Региональным информационным центром "Инновации и молодежь" механизма прогнозирования социальных процессов
- формирование банка данных об имеющихся научных работах в данной области и их авторах и использование этой информации в ходе реализации программы.
3.8.3. Организационное обеспечение
Кадровые ресурсы
- специалисты, отвечающие за управление и финансирование данной программы
- управленческие кадры в системе комитетов по молодежной политике и специалисты государственных структур, работающих с молодежью, готовые к реализации настоящей программы
- научные кадры, выявленные в ходе запуска настоящей программы
Лидеры
- лидеры молодежных общественных организаций, движений и клубных структур
- лидеры общественного самоуправления в городах и территориях
- авторы инициативных проектов в сфере молодежной политики
- инициаторы новаций в территориях
- граждане, понимающие уровни стоящих задач, имеющие соответствующие способности и понятные мотивы для участия в реализации программы.
Административный механизм
- комитет по молодежной политике администрации Пермской области
- комитеты по молодежной политике (по делам молодежи) (КМП) городов и населенных пунктов
- комитеты по социальным вопросам, по спорту и так далее - там, где отсутствуют КМП
- главы администраций районов, городов и населенных пунктов
- профильные комитеты различных уровней при выполнении совместных мероприятий программы
- областной Дворец Молодежи
- "Социум"
- Общественный совет при Комитете по молодежной политике администрации Пермской области
- Региональный информационный центр "Инновации и молодежь"
- обеспечивают координацию деятельности субъектов молодежной политики, определение текущих результатов.
Информация
Создание и функционирование Регионального информационного центра "Инновации и молодежь" с возложением на него перечня задач:
- сбор и систематизация формальной информации о субъектах региональной молодежной политики
- разработка и проведение мероприятий в рамках данной программы
- сбор, систематизация и передача информации о реальных лидерах, и формах социальных инноваций выявленных в результате проводимых мероприятий
- связь со средствами массовой информации
- проведение консультаций, как по месту расположения, так и в территориях
3.8.4. Финансовое обеспечение
Согласно федеральной целевой программы "Молодежь России 2001-2005 гг." выделяемые финансы до 2003 года составляют 1774 млн. руб., на 89 субъектов Федерации, в том числе, выделяемых самими субъектами федерации 1574 млн. руб.
Таким образом вся тяжесть расходов на молодежную политику ложится на субъект Федерации.
Исполнители молодежной политики по федеральному уровню определены: Министерство Образования РФ, Министерство Труда и Социального Развития РФ, Министерство Культуры РФ, Министерство Обороны РФ, Министерство Внутренних Дел РФ, Министерство Иностранных Дел РФ, Министерство по Антимонопольной Политике РФ, Министерство Здравоохранения РФ, Государственный Комитет по Спорту РФ, Государственный Комитет по Строительству и Коммунальному Хозяйству РФ, Государственный Комитет по Статистике РФ, Федеральная Пограничная Служба РФ и ВУЗы г. Москвы.
Контроль за выполнением федеральной программы поручен Министерству Образования РФ.
3.9. Ожидаемые результаты и последствия.
Конечный результат работы программы:
- регион как субъект инноваций; генерация инициатив в обществе, поддержка инициатив региональной власти;
- прозрачность общественных процессов в регионе; экономия средств, связанных с общественными тенденциями;
- стабилизация негативных общественных явлений;
- формирование социального заказа, необходимого для реализации стратегии развития области.
Предполагаемая ситуация, на достижение которой направлена программа, - это оптимизация отношений в обществе с принятием публичных приоритетов по субъектам отношений:
- власть,
- общество,
- социальные группы,
- семья,
- общественные организации,
- институт лидеров,
- предприятия
- и собственно человек с правом на гарантированное одиночество для себя.
Запущенный процесс формирования
идеала общественных отношений в новых условиях:
- полнота охвата изменениями,
- гибкость реакции на "вызовы времени",
- консолидация общества,
- гражданское общество;
идеальной молодежи (не портрет молодого человека, а ценности к которым надо стремиться):
- способность к системному мышлению (речь - мысль - дело),
- носитель новых культурных форм, совместимых с общепринятыми,
- духовность (потребность преображать мир и себя в нем),
- толерантность (терпимость),
- владение правами, соизмеряя их с обязанностями,
- миролюбие,
- гуманность к природе.
Разработка общественных социальных стандартов с участием самой молодежи Прикамья, регулирующих культуру отношений социумов.
Социализация:
Формирование новых культурных норм и форм, обеспечивающих стабильность и устойчивую динамику развития общества.
Работа, трудоустройство.
Создание информационно - консультативной системы, включающей работу со СМИ и государственными органами . Отработка (сбор, формализация и передача) инноваций молодежных общественных организаций в области работы и трудоустройства. Стабилизация ситуации на рынке труда в условиях превышения предложения рабочей силы над спросом.
Жилье.
Создание дополнительных возможностей для приобретения жилья. Отработка на экспериментальных площадках и внедрение механизмов строительства доступного жилья и его финансирования. Инициация, разработка и принятие комплекса нормативно-правовых актов.
Семья.
Формирование региональных культурных традиций, связанных с семьей и общественного мнения, определяющего "семью" - как главный мотивационный фактор в деятельности молодого человека.
Обучение.
Построение связей между различными учебными группами (классами) по уровням инициативы (иерархия инициатив). Сквозная система взаимодействия учащихся (школа -...-ВУЗ; населенный пункт - ... - областной центр).
Формирование устойчивых социальных навыков и мотивов через коммуникацию и игру в реально действующие и создаваемые молодежные иерархические структуры.
Творчество.
Формирования критериев оценки актов творчества в развитие специфики региональных культурных традиций.
Формирование отношения к культурным традициям региона как к общественным ценностям и фактору социальной стабильности.
Управляемость.
Построение системы сбора, анализа, и передачи информации об инициативах, их субъектах, процессах и тенденциях в различных предметных областях.
Построение систем многоуровневой коммуникации между социальными лидерами (лидерами общественных объединений, инициаторами инноваций).
Создание нормативно-правового поля для внедрения инноваций.
Создание нормативов показателей управляемости общественных процессов в регионе.
Санация.
Проведение комплекса мероприятий в объеме программы, обеспечивающего стабилизацию негативных процессов и снижение их контрольных показателей в процессе (с начала 2 этапа программы) и к ее завершению.
Важным фактором, обеспечивающим финансовую эффективность программы, является подготовка социально грамотных и системно мыслящих молодых региональных (и отраслевых) лидеров и их команд.
Стабилизация негативной демографической ситуации, улучшение здоровья молодежи, рост доходов молодых семей и семей с детьми, обеспечение занятости молодежи, рост деловой активности молодежи.
Важным результатом реализации программы является оправдание ожиданий и надежд населения, основными из которых являются благополучие и безопасность жизни в регионе.
3.10. Механизм реализации.
Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив.
Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики базируется на учете:
- стратегических целей и конкретных задач государственной политики, направленных на признание молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности РФ;
- актуальности и специфики социальных проблем молодежи применительно к различным ее возрастным и социально-профессиональным группам.
Механизмы реализации определяются выбранной политикой (демократизация не осуществляется административным нажимом) и подразумевают
- административно-текущую,
- инновационно-проектную,
- организационно-исполнительскую,
- контрольно-аналитическую
- и методологическую (процесс, система, метод) деятельность.
Механизмы реализации программы по молодежи на первых этапах приводятся в действие усилиями органов власти, где действующими узлами механизма являются готовые к эксплуатации:
- информационная база,
- система стимулов,
- социальные стандарты,
- переподготовка кадров (с координацией и увязкой программы на местах),
- система выявления лидеров,
- стабильно развивающийся институт семьи,
- приоритетная ориентация работы органов власти, работающих во благо людей, на безопасность жизни человека в социуме.
Необходимо построение и использование:
- вертикальных каналов коммуникации (гражданин - чиновник);
- горизонтальных каналов коммуникации (чиновник - чиновник, гражданин - гражданин);
- разноуровневых коммуникаций.
Сочетаемость "гравитационной" культуры (вертикаль) работы с инициативами граждан с "диалоговой" культурой отношений представителей локальных организованностей социума (территориальные поселения), межтерриториальные связи социальных субкультур.
Партнерами в реализации программы по молодежной политике являются структуры АПО, муниципальные, местные власти, депутатский корпус региона всех уровней, общественные, политические, профессиональные организации, предприятия, граждане.
Основной механизм управления инновационными процессами:
- для усиления социообразующих процессов - поддержка инноваций как самоподдерживающихся новых форм (важно наличие жизнеспособных новых форм, а не количество инноваций)
- для обеспечения социостабилизирующих процессов - поддержка традиционных форм
- торможения социоразрушающих тенденций - консервация их в традиционных формах
Примечание: Главный рычаг управления процессом инноваций - включение в информационное поле как поощрение и (на первом этапе) при неразвитой системе Internet - выключением из него.
Первый этап: информационно-селективный
1. Построение системы информационного обеспечения программы.
1.1. Анализ состояния процессов в молодежной среде (заполнение мозаики - недостающих фрагментов).
1.2. Создание базы данных, систем доступа и обмена информацией, как электронной, так и документооборотной ( унификация документооборота).
1.3. Система распространения информации через КМП на местах и лидеров ОО. Минимальная и эффективная отчетность. Мотивация отчетности.
.
2.Объединение в задачные функциональные блоки реально существующих молодежных объединений и движений.
2.1. Построение "сквозных" подпрограмм на основе существующих планов реально действующих организаций.
2.2. Продвижение подпрограмм в общество через СМИ и системы распространения информации.
2.3. Мотивация лидеров для структурирования в молодежной среде, включение их в информационное поле.
Второй этап : Иерархический
1. Новое качество инноваций :
- "столкновение" практик разных ОО и инициаторов разных уровней (регион - областной центр - райцентр - населенный пункт ), разделение деятельности по предметным составляющим ( горизонтальное ) (скауты, волонтеры, подростковые клубы, авторская песня и др.)
- разделение деятельности по уровням ответственности (регион - областной центр - районный центр - населенный пункт) за процессы в своей предметной сфере ( вертикаль ).
- система передачи навыков инновационной деятельности в виде подражания на самые низкие (простые) уровни общественной организации (деревни, поселки)
2. Новое качество коммуникаций
- совместные инновации общественных организаций и инициаторов в различных предметных областях, построение организационной и информационной системы продвижения инноваций
- построение форм для взаимодействия лидеров одного организационного уровня
- построение системы уровней деятельности и ответственности - (регион - областной центр - районный центр - населенный пункт), выработка критериев успеха, продвижения инноваций на уровнях подражания, осмысления, развития.
3. Новое качество лидеров
- система "вертикального" продвижения
инновационных лидеров, как эффективных практиков в различных предметных областях.
- выявление новых уровней деятельности лидеров в ходе их реализации совместных программных мероприятий
- появление системообразующих лидеров там, где
социальная активность в молодежной среде низка или отсутствует, где инновации запущены на уровне подражания.
Средства для обеспечения механизма реализации:
- Создание Региональной информационной системы, обеспечивающую разноуровневую полиформную коммуникацию. Подключение администраций территорий к Internet, к распределенным сетям на основе Internet-технологий.
- Обеспечение возможности доступа молодежи к компьютерной сети.
- Создание коллегиального Общественного совета при администрации области по вопросам молодежной политики.
- Освоение новых технологий работы с людьми, теми, кто работает с молодежью и самими инициативными представителями молодежной среды.
- Передача наиболее эффективных методов (раздел 3.6. программы) на иные уровни.
- Фиксация, накопление и тиражирование позитивного опыта.
- Поддержка систем самоорганизации и повышение уровня ответственности молодежных деятелей с новым качеством деятельности.
- Селекция лидеров в молодежной среде, в обществе.
- Развитие и поддержка региональной и местных систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
- Внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков на основе техник самоуправления.
- Организация общественных советов по работе с молодежью по территориям.
Административный контроль
- за использованием Комитетом по молодежной политике АПО полномочий по вопросам представительства региона в РФ,
- инициализации процессов,
- выпуска методических материалов,
- координации действий и организованных потоков информации,
- за работой на местах.
Участие администраторов в проводимых мероприятиях в рамках реализации молодежной политики в том или ином качестве.
Реализация рекомендаций субъектам РФ о создании координационных советов и органов власти по молодежи. Создание комиссии (иного коллегиального органа) по делам молодежи, на общественных началах при заместителе губернатора по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 № 645.
Любая инновация требует перенастройки всех механизмов. Любые системы стремятся к стабильности, иначе начинаются сбои в функционировании. При создании инновационной среды в обществе, должны быть предусмотрены механизмы, согласующие и структурирующие нововведения в различных предметных областях.
При запуске настоящей программы уже ко 2му этапу ее реализации необходимо наличие единого центра управления, в данном случае - по ресурсу "люди", для конструктивного диалога с центром управления ресурсом "финансы", с учетом мнения управляющего центра по ресурсу "технологии" (производственные площадки, основные фонды, оборудование, промышленная безопасность), для использования ресурса "недра" при согласовании с его центром управления.
При центрах управления закрепляются существующие структуры органов власти ПО и на местах, по обслуживанию выделенных ресурсов, при них же создаются коллегиальные общественные органы с правом совещательного и рекомендательного голоса, а так же для исполнения других делегированных властью полномочий (экспертиза, разработка проектов и т.д.).
Важную роль должно сыграть развитие инновационной предпринимательской среды.
Перспективной формой территориальной организации инновационной деятельности являются технополисы (инновационные программные территории) и технопарки.
Институтом экономики УрО РАН разработана концепция, методология и технология создания сети инновационных программных территорий - технополисов на Урале, на базе "закрытых" и "полузакрытых" городов ВПК.
Актуальным является также создание более мелких элементов инновационной инфраструктуры - технопарков. Для предприятий ВПК, имеющих значительный инновационный потенциал, преобразование в технопарки будет способствовать сохранению этого потенциала, ускорению трансферта оборонных технологий в производство гражданской продукции и товаров народного потребления. Эта форма может оказаться эффективной и для вывода из кризиса предприятий депрессивных (стагнирующих) отраслей промышленности.
Реализация молодежной политики должна осуществляться как напрямую, так и через территориальные программы на местах, адаптированные к конкретной ситуации.
Механизм реализации молодежной политики, при его внедрении, сам по себе является инновацией и позволяет отрабатывать эффективные административные, кадровые, организационные решения, не рискуя разрушением текущей ситуации в регионе.
Программа позволяет использовать ее направленность как предмет для межтерриториального взаимодействия, как основу для федеральной инициативы по интеграционному сближению регионов в будущем, концентрации их ресурсов на решении общенациональных задач.
3.11. Управление и контроль за реализацией программы.
В ходе реализации программы "Комитету по молодежной политике" как управляющему центру, необходимо владеть ситуацией на местах, знать их проблемы, отслеживать достижение заявленных целей и задач.
Сложилась ситуация, когда работы по анализу, развитию и прогнозированию территорий были свернуты вместе с отказом от административно-командной системы. Сейчас это возрождается на новой методологической базе по типу сохраненной практики бюджетно-финансового планирования и регулирования.
Основной смысл управления реализацией данной программы заключается в органичном сочетании административных методов управления и управления процессами. При этом "административная" составляющая относится к государственной вертикали власти, а управление процессами - ко всем субъектам молодежной политики. Практика организации процессов и управление ими должна совершенствоваться на всех уровнях ответственности.
Если рассматривать данный документ как "инновационную социальную стратегию", то надо понимать, что стратегия не является директивным документом - это согласительный примиряющий и дающий ориентиры механизм, в котором указаны направления, интересующие все слои населения региона.
Отчет о ходе выполнения областной целевой программы готовит "Комитет по молодежной политике"). Отчет должен включать следующие разделы:
- Основания для реализации программы;
- Финансирование программы в отчетном периоде;
- Выполнение утвержденных на период мероприятий;
- Прочие сведения (выполнение организационных и управленческих мероприятий, привлечение средств из внебюджетных источников, краткая общая характеристика состояния дел по реализации программы);
- Проблемы, перспективы и приоритеты реализации программы в следующем периоде.
Размер выделяемого финансирования из бюджета - реальное позитивное влияние государства на молодежную политику как обеспечение будущего для региона.
3.12. Ожидаемый социально-экономический эффект.
Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
Позитивная оценка обществом видимых признаков заботы государства о будущем социума, его основательности, и несиюминутности.
Подбор для властных структур кадров, имеющих практику работы и видение ситуации; запуск дебюрократизации. Приход молодых людей с системным мышлением, необходимых, в частности, для управления процессами реструктуризации.
Экономический эффект: при замене старых элит новыми молодыми командами с системным мышлением в территориальных или отраслевых образованиях, появляется возможность за счет оптимизации управления вернуть, в общем итоге, в бюджет области средства, сопоставимые с затратами на реализацию программы или превышающие их.
Оценка эффективности реализуется через наблюдение, анализ и прогноз при сравнении показателей по плану этапов. (В частности, по уровню социального благополучия как интегральному показателю эффективности регионального развития).
3.13. Рекомендации по ходу реализации программы.
Целесообразно провести в дальнейшем для координации выполнения Плана мероприятий (раздел 4. программы) контекстный анализ газет и периодических изданий за 2000-2001 годы (далее постоянно) городов и районов Пермской области.
Необходима разработка обоснований и фиксация возможной и желаемой ситуации в 2005 г.
Для оценки эффективности реализации программы (раздел 3.12.) необходимо иметь данные и цифровую статистику территорий региона:
- структура органов власти на местах, с основным функционалом их штатов;
- демография населения (по категориям), данные занятости;
- структура предприятий, транспорта, энергетики, основных профессий;
- инфраструктура локальных поселений: жилье, культура, медицина, обучение, бытовая сфера, спорт, досуг, снабжение;
- экология, природа, недра, ресурсы;
- основные экономические показатели поселений, бюджеты, налоги.
Необходимо в дальнейшем предложить альтернативную, существующей в практике, структуру разрабатываемых программ, направленных на жителей региона:
- Описание "Фотографии" ситуаций: региона в целом с выделением категорий населения и мест локальных поселений на дату за период;
- Фиксирование тенденций, прослеживаемых с помощью статистических и отчетных срезов ситуаций по области;
- Описание правового поля, экономической, хозяйственной, социальной ситуации, как основания для происшедших тенденций по области;