<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  Общая сумма планируемых бюджетных средств 39 180 млн. руб., из бюджета Пермской области - 20 503 млн. руб., из местных бюджетов - 18 714 млн. руб.
  Размеры фактического финансирования за указанный период, а также данные за 1998-2000 гг. могут помочь проанализировать ситуацию более детально.
 
  До изменений общественного строя была мегамонополия на работу с молодежью. Сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как диффузное, распыленное мелкое множество различных практик. В сегодняшней государственной политике, на уровне страны в целом, все хотят овладеть голосами молодежи, идет партийная борьба за их умы, что, скорее всего, и сформировало официальное мнение о необходимости в государственной молодежной политике (термин 1991 г.).
  Российское законодательство и государственность находятся на стадии становления и идет процесс формирования сквозных структур, обеспечивающих различные направления (раздел 3.6.).
 
  Только 0,6% молодежи официально активны и организованы членством в разных организациях. Проблема заключается в выявлении и сопровождении молодежных лидеров, на что была ориентирована советская система. Наиболее привлекательными для молодежи из политических сил являются "Союз Правых Сил" и партия "Единство", скорее в силу подражания: хотим так же - в одной богатые, в другой - высокий статус.
  Молодежь стремится жить настоящим. Ни одно социальное, общественное, государственное образование уже занимающееся молодежью, не добилось желаемого авторитета у нее. При громадном объеме правовой информации и при сложности социальных процессов, программы и их мероприятия носят характер точечных решений.
  Вместо взаимных требований уровней власти (вплоть до суда) афишируется принцип сотрудничества. Формируется легенда конструктивизма при режиме соглашательства и "выторговывания" уступок для "фасада", для сохранения лица.
 
  Жизненными целями современной молодежи являются: стать профессионалом - 70%, иметь семью - 57%, разбогатеть - 34%. Изменились цели, получившие низкую оценку. Относительно выше ставят желание изменить окружающую среду, помочь другим, иметь жизненную философию. Несмотря на то, что снизилась оценка искусства, важно сохранить и сберечь эту ситуацию.
  Современная интеллигенция взяла на себя миссию защиты богатых от бедных, облагораживая образцы обеспеченности и делая их привлекательными для молодежи.
  Молодежь привлекает возможность: выбрать свой путь - 40%, получить профессию - 28%, возможность выбора свободного времяпровождения - 26%, наличие товаров в магазинах - 26%, при этом, по мнению молодежи, понимание обществом ее проблем составляет 7,6%. Во многом молодежной среде проведение досуга определяет степень благополучия. Предпочитают просто гулять - 60%, смотреть телевизор - 42%, ходить на дискотеки - 33%, слушать музыку - 51%, смотреть журналы - 33%, ездить на природу - 32%. Настораживает в ситуации то, что молодежь предпочитает пассивные формы досуга, только часть из которых помогают в выборе партнера для дальнейшей жизни. 85% молодежи считают, что их личные качества еще не сформировались. У молодежи преобладает мотивация низшего уровня. Невостребован молодыми опыт старших поколений, нет примеров для подражания.
  Помолодели стариковские болезни: онкозаболевания, сердечно-сосудистые болезни, туберкулез. Низкая оценка порядочности и честности молодых людей со стороны экспертов, тех, кто работают с 0,6% молодежи, но при этом молодежь оценивает себя еще ниже.
 Но в целом молодежь занимает пока позитивные
 мировоззренческие позиции и ожидает принятия следующих мер:
 цивилизованный порядок в обществе - 36%,
  стабилизация и развитие производства - 32%,
 на фоне невостребованности потенциала молодежи.
 
  Потенциальная готовность молодежи к действиям государства, направленным на обеспечение будущего для социума является основанием для адекватного восприятия мер, предлагаемых настоящей программой.
  Региональный социальный заказ на действия государства, связанные с молодежью :
 - наличие общественного спроса на инициативы, связанные с молодежью
 - необходимость прихода в общество личностей, умеющих вносить инициативы, реализовывать их, и нести за это ответственность
 - потребность населения региона в устойчивом развитии общества
 - создание условий для позиционирования молодежи в обществе, где инициатива является одним из главных показателей для руководителя и для наемного рабочего
 - на "позитивизацию" инициатив, свойственных молодежи, борьба с воздействием на молодежь социального негатива (пьянство, наркомания, криминал, реакционные религии)
 - на использование духовного потенциала региона и подъема его на новый уровень
 - на изменения в обществе, скоординированные с
 тенденциями на рынке труда, в системе образования региона
 - на социально безопасные нововведения,
  отработанные инициаторами на опытных площадках
  Основные проблемы в молодежной среде, определяющие направление вектора социального заказа, обусловлены реакцией на дефицит культурообразующих и стабилизирующих социальных процессов.
 
 
 3.3. Обоснование.
 
  Критериями необходимости положений программы являются:
 - социализация молодежи;
 - управляемость процессов в регионе;
 - санация негативных общественных явлений.
 
  Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства в целях решения стратегических задач в области общественных отношений. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является стратегической задачей развития государства. Молодежь - объект национальных государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
 
  Государственная молодежная политика является составной частью федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
 
  Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
 
  Инвестиции в государственную молодежную политику, в социальное развитие молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства, - это инвестиции в развитие производительных сил региона и государства в целом.
  Общая тенденция к заботе только о себе и сегодняшнем дне - это завтрашняя "смерть" общества.
  Главное в государственной молодежной политике - повышение активности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации личных, государственных и общественных интересов, направленных на возрождение России и социальное развитие личности. Современная концепция государственной молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и отдыха.
  Процесс активного социального становления, получения общего, профессионального образования, начала трудовой деятельности, службы в Вооруженных Силах РФ, создания семьи, рождения и воспитания детей, интенсивной адаптации к различным формам социальных отношений, т.е. начала активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важно государственное внимание и стимулирование созидательного потенциала молодежи.
 
  На сегодняшний день общественное мнение региона выражает высокий кредит доверия АПО, при осторожном отношении к официальной информации. Очевиден высокий уровень ожиданий обществом выполнения властью своих обещаний, что напрямую связано с еще большим разочарованием в случае их невыполнения.
 
 Резкое ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие:
 - рост темпов депопуляции,
 - снижение качества жизни и здоровья молодых граждан,
 - ухудшение условий для получения полноценного образования, профессиональной подготовки, обеспечения занятости,
 - изменение ценностно-нормативных ориентаций,
 - усиление наркозависимости,
 - широкое распространение девиантных форм поведения,
 - рост правонарушений и преступности в молодежной среде,
 требуют кардинальной активизации государственной политики по отношению, к вступающему в самостоятельную жизнедеятельность, поколению.
  Недоверие к властям влияет на развитие личности и состояние семьи. Пассивное поведение деформирует личность. Сохранение сегодняшней ситуации - фактор дестабилизации общества в будущем. Ранние браки искусственно переводят подростков в атмосферу взрослости, что не является стабилизирующим фактором для семейной жизни. А разрыв поколений (следствие отдельных квартир, но не частных домов) вынуждает набирать свой опыт через ошибки.
  Личность не должна быть объектом в ходе выполнения реформ, в рамках которых человек провозглашен как субъект этих реформ. Но по факту он остался объектом, но уже властных отношений; хотя до перестройки, ранее, он был объектом механизмов социализации.
 
  В целях обоснования дальнейшей логики текста необходимо определить, ни много ни мало, жизненный цикл Человека, с учетом специфики РФ.
 Начальный этап жизненного цикла состоит из следующих уровней:
 - рождение: младенец;
 - социализация: ребенок;
 - формирование: подросток.
 Средний этап:
 - молодежь: юноши и девушки (геройство, у мужчин - "битвы", у женщин - мудрость, ум, терпение);
 - взрослые: родители (семья);
 - зрелые: профессионал (работа).
 Конечный этап:
 - консультант: мудрость (экспертиза);
 - пожилой (старик): социальное обеспечение (и ни кому не нужный богатый жизненный опыт).
 - пациент: немощь (болезни);
  Исходя из предложенной логики рассуждения - воспитывать, формировать молодежь уже поздно. Необходимо выстраивать отношения с ней, как с полноправным участником общественной жизни - это суть социализации в рамках программы.
  Социализация, как процесс, предполагает освоение и закрепление ролевого поведения и стереотипов для стандартизованных ситуаций. Молодежь же, склонна все поменять. Результат социализации в достижении общественными группами комфорта, составляющие которого стабильность, оптимальность, определенность. В целом, это служит основанием для здорового консерватизма и выступает противовесом всем изменениям.
  Данное противоречие должно быть не деструктивным фактором, а движителем прогресса.
  Необходимо создавать, и не только для молодежи, условия, при которых человек получает признание, понимание и поддержку в обществе, заинтересованное слушание и терпение. Важным становится готовность общества принять к вниманию проблемы конкретного человека, чтобы немотивированная агрессия и жестокость части молодежи не стали местью обществу за его равнодушие и безучастность.
 
  Молодежный возраст это всего лишь период в жизни каждого человека, временной этап. Ему присущи - свершение подвигов, устремление в будущее, критика общественных норм и устоев, желание свершить невозможное, уверенность, что сможешь перевернуть весь мир.
 
  Совокупность всех людей, проживающих на территории области, нужно определить, как самый ценный ресурс - "Люди", которым располагают органы государственной власти субъекта РФ.
  А молодежь - стратегическая инновационная составляющая этого ресурса.
  Ключевым словом, передающим основное содержание ресурса "Люди" является понятие - Безопасность. Проблема молодежи - это вопрос национальной безопасности России. Концепция национальной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 17.10.1997 г. определяет стратегию в обеспечении безопасности личности, общества и государства, при этом не упоминается семья и в тексте документа ничего не говорится про личность. Безопасность в сознании общества равноценна процветанию, но в отличие от благосостояния - без рисков, его сопровождающих.
  К сфере общественной безопасности относятся:
 приемлемый уровень существования, включающий:
  социальная безопасность, (уровень жизни; состояние
  рынка труда);
  демографическая безопасность (устойчивость к
  депопуляции на территории);
  исключение криминализации из сфер хозяйственной и
 финансовой деятельности на территории;
  продовольственная безопасность (обеспечение
 потребности в с/х продукции на территории в соответствии с медицинскими нормами питания);
  экологическая безопасность: способность сохранения
 баланса между человеком и природой на территории.
  Безопасность является наиболее всеобъемлющим критерием и приоритетом всей работы органов государственной власти, направленной на жителей области, включая молодежь.
  Надо понимать, что уменьшение рисков и опасностей снижает степени провозглашаемой свободы, которая не мыслима без опасности даже в рамках свободного времени (свободное - от чего? из-за чего? для чего?).
 
 
  Молодежная культура, как и культура вообще, всегда локальна, сферична, "наслоична", "пере-креще-крытая". Она разная. Условно ее можно представить, как блоки социальных ролей и стереотипов в отношениях и поведении:
 - производственных (работа, труд);
 - бытовых (обслуживание и обеспечение);
 - семейных (дети, родители, любовь, секс);
 - социальных (от инфраструктуры, от социальных институтов);
 - общественных (групповые интересы, выборные компании);
 - групповых (интересы, хобби, увлечения);
 - личностных (в самом себе, для себя).
  Те, кто планируют изменения в общественных отношениях, так или иначе пытаются влиять на существующую культуру. Формировать инновационные процессы можно оптимально, имея "Региональную инновационную стратегию", развивающуюся предположительно в следующей логике:
 - стратегия развития региона,
 - социальная стратегия,
 - стратегия бизнесов,
 - стратегии производств (рабочие места),
 - кадровые стратегии,
 - стратегии финансов и материальных ресурсов
 - и снова стратегия развития региона.
  Программа молодежной политики является, по сути, инновационной социальной стратегией региона, направленной на отработку решений при переходе развития региона на основу, состоящую из комплекса стратегических программ по разным направлениям.
  А если все начинать и заканчивать финансами, обеспечивая работу с людьми по остаточному принципу, уподобляешься сидящему на ветке лесорубу.
 
  В системе личностных отношений каждого допустимо выделить четыре основные жизненные сферы:
  отношение к телу, к здоровью (своему);
  отношение к успеху в своей деятельности;
  отношение к другим людям (семья, друзья, коллеги);
  отношение к собственной интуиции, фантазии и будущему. Отсутствие позиции, собственного мнения в каждом отношении является ощутимым дефицитом в формировании личности.
 Каждый житель области обладает определенным личным ресурсом:
 - интеллект;
 - недра;
 - собственность;
 - знакомства;
 - право голоса;
 - профессия;
 - культура;
 - мечта;
 - здоровье;
 - квалификация.
  У большинства населения, живущего на грани бедности, личностные ресурсы в дефиците. В проведенных исследованиях нет данных: считают ли жители области своими ресурсами - органы государства, местные власти, средства производства, информацию, право, здравоохранение, образование, силовые структуры, качество товаров, работодателей, среду обитания, политику?
  Для того чтобы молодежь могла сформировать у себя навыки самоуправления (с помощью государства или без) она, как впрочем, и все другие, должна иметь определенные личные ресурсы. Назначение молодежной политики - в создании условий, при которых возможно их наличие и развитие.
 
  Допустимо определить при первом приближении основные ресурсы области, которыми управляет управление регионом: недра, административный ресурс, земля и вся инфраструктура на ней, люди. Задачей данной программы не является детальная проработка этого вопроса, важным является выделение, как ресурса - всего населения области, как главного и основного ресурса любой территории.
  Каждый основной ресурс, являясь бизнесом (делом в узком смысле) органов власти, предполагает функциональную составляющую - воспроизводство ( кроме недр), обслуживание и использование ресурса, с элементами контроля за эффективностью и целесообразностью понесенных затрат.
  Экономический аспект данного подхода включает основные вопросы: аренда ресурса, контроль эффективного потребления ресурса, обслуживание воспроизводства ресурса. Любой ресурс, как бизнес власти, требует от нее работу в следующем направлении:
 - SWOT-анализ ситуации в регионе, с инвентаризацией личного ресурса,
 - АВС-анализ личных методов,
 - "СМАРТ" - требования к личным мотивам (интересам) и технологиям - успешным последовательностям личных методов в стандартных ситуациях.
  Ресурс "Люди", как и любой другой, требует: наличие единого управляющего центра для курирования потоков информации, консолидации денег, усилий, концентрации сил, осмысленности и согласованности всех действий; задействие резерва административного ресурса (эффективная коммуникация - основа подготовки выявленных лидеров). Интегрирующий подход дает наибольший эффект от вложенных затрат и затраченного времени. Специфическое требование, пожалуй, одно - обязательная необходимость документирования процессов, систематизации и архивирования информации.
  Подход к молодежи как к стратегической инновационной составляющей ресурса "Люди" является основой для достижения целей настоящей программы.
  Поэтому программа ориентированна на значимость и ценность:
 - социальных институтов (период их становления и выживания);
 - ресурсного подхода, как основы построения программы (ресурсы области - это бизнесы управления областью);
 - структурной реорганизации, отвечающей ресурсному подходу;
 - понимания, что вкладываемые бюджетные деньги в людей должны давать конкретную отдачу, т.е. иметь инвестиционный аспект (в противном случае это проедание или разбазаривание бюджета).
 
  Наиболее давно известным, существующим и поныне, пережившим все и вся, является социальный институт семьи, как изобретение цивилизации.
 Второе историческое изобретение человечества - государство.
 Много примеров, когда оно выступало, как противовес семье.
 Третий - нарождающийся (несколько сот лет) институт
 личности, получивший свое отражение в публичных документах лишь в двадцатом столетии.
  Можно утверждать, что смысл существования человечества в семье, все ради нее: жилье, работа, досуг, здоровье, дети, служение и подвиги, политика и власть. Отношения в обществе, между семьями, социальные отношения, не формализованные по производственному признаку, копирующие внутрисемейные отношения, как тип - удивительно совпадают в исторической памяти с периодами благополучия, благоденствия, мира, процветания всего общества. Конечно, этому способствовали и другие факторы. Целесообразно отметить, что в данном контексте под семьей понимается несколько поколений (до четырех).
 
  Индивидуальность человека - это способность личности быть причиной самой себе, это характеристика автономности и оригинальности, стиль и масштаб самореализации в социокультурной жизнедеятельности.
  Личность человека характеризуется совокупностью статусов, ролей, идеалов, ценностей. Необходим государственный заказ научным кругам региона на определение моделей личности, на которые ориентировано современное общество, для определения желаемого портрета, профиля молодого человека, должностного лица и других представителей групп общества.
  Готовность человека к порождению новых социальных форм в виде организационных структур, управленческих решений, социально значимых поступков - необходимы в обществе, ставящем задачу ускорить темп своего развития.
 
  В городах и территориях, где инновационный молодежный потенциал достаточен для взаимодействия - наличие лидеров, традиций, идей, уровня и практики деятельности, позволяет судить о возможности построения информационного и деятельностного поля для обмена и создания нового качества коммуникаций. Этого потенциала, при построении работы в рамках единой программы, достаточно и для передачи образцов деятельности в территории, где сегодня существует дефицит организованной молодежной социальной практики.
  В территориях региона, где не развита или отсутствует молодежная социальная инициатива, а имеется только потенциал для ее проявления, объективная ресурсная оценка и передача технологий инноваций может быть произведена результате работы системы массовых мероприятий с процессами и объектами, пригодными для использования в качестве базовых (для подражания). Безусловно важно включение таких территорий и действующих на них субъектов молодежной политики субъектов в создаваемое информационное поле.
  Наиболее важный критерий устойчивости социальной инициативы общественных объединений и граждан - живой рост процесса и его субъективная недетерминированность.Поэтому сегодняшние приоритеты в этой области определяются следующим образом:
 - формирование роста социальной молодежной инициативы передачей практик деятельности в территории с имеющимся потенциалом; отслеживание и поддержка развития, включение в региональное информационное поле.
 - поддержка тенденций в молодежной среде, тяготеющих к культурообразующим (формирование и поддержание традиций), поддержка взаимодействия и взаимопроникновения деятельности лидеров молодежных социальных инноваций, формирование нового качества социальной деятельности.
  Сегодня, когда программы совершенствования отношений в обществе готовят объективные условия для гражданина (знания, умения, финансы, производство, и др.), важнейшим показателем развития является позиция субъекта в обществе, гражданина в конкретной ситуации.
  Объективные условия в лучшем случае - постепенно формируют позицию субъекта общества (а в массе своей исходят из априорного приоритета *безусловного предпочтения* "хорошего" над "плохим").
  Прямая направленность программы на позицию субъекта общества (на ее наличие и формирование) предполагает получение, в результате выполнения программы, многоуровневое опосредованное управление субъектами молодежной политики и систему мотиваций.
 
  Важным является и ответ на вопрос "под чьм руководством будет реализовываться программа?" В отношении развития административный способ неприменим по определению: невозможно развиваться по чьему-нибудь указанию или приказу, развиваться можно только самому.
  Нынешнее направление обучения госслужащих ставит под сомнение использование его как средства развития: содержание образования чиновников в России включает в себя знания чисто нормативного характера и совершенно не приспособлено к решению тех практических задач и к преодолению тех трудностей, с которыми сталкиваются сегодня муниципальные и государственные органы на местах. Для работы с консультантами у большинства региональных органов не хватает необходимой культуры и действительного желания пользоваться консультационными услугами, да и рынок таких услуг во многих регионах достаточно узок. Наконец, сильные региональные лидеры - большая редкость, особенно на уровне районов и небольших городов, и для их становления и формирования как раз и требуется развитие организаций.
  Развитие отдачи системы Комитетов по молодежной политике через личностное развитие ее лидеров является необходимым условием для реализации настоящей программы.
  Ф.М.Достоевский писал: миром правят "чудо" (сегодня это: происходящее вдруг, неожиданно для всех), "тайна" (забыли сказать, ДСП, дозирование и сокрытие информации) и "авторитет" (право давать вводные не понятно из-за чего, право двигаться самостоятельно в ситуации неопределенности, без согласования с вышестоящими, без обсуждения в обществе). Общественные лидеры в рамках этой, собственно, всем знакомой культуры, становятся харизматиками, причем харизма - это результат использования техники. В этом очевидна технология манипулирования обществом. Эта технология не продуктивна в молодежной среде.
  Программные решения лежат не в области манипулирования, а в сфере построения и использования эффективных коммуникаций, построенных на иной культуре - открытости и доверия.
 
 
 
 
 3.4. Принципы.
 
  Государственная молодежная политика в Пермской области основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям, государственной защиты указанных прав гражданина.
  Молодежная политика в Пермской области осуществляется на основе следующих принципов:
 - признание молодежи, как специфической социальной группы;
 - дифференцированный подход к различным слоям молодежи;
 - привлечение молодежи к участию в общественной жизни, в формировании и реализации молодежной политики;
 - преимущественно государственное обеспечение правовой и социальной защиты молодежи;
 - поддержка всех форм обучения, организации труда и досуга молодежи.
  Принципы построения программы: модульность, открытость, доступность, соотносимость. Открытость программы относится даже к определениям, которые надо давать после реализации программы.
  Критерии оценки содержания программы не носят законченный характер, являются избыточными и включают в себя: вариативность, информативность, целостность, оптимальность, эволюционность, преемственность, надежность, достоверность, последовательность, доступность, актуальность, целесообразность, научность, проработанность, адресность, обоснованность, практичность, самостоятельность, инновационность, эффективность, системность, открытость, интегративность, и отвечают требованиям гуманизма, новизны и творчества.
 
  Государственная молодежная политика осуществляется органами государственной власти Пермской области
  совместно с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, гражданами в сотрудничестве с самой молодежью
  путем реализации настоящей программы для защиты прав молодого человека, молодежных и детских общественных объединений и стимулирования общественно полезной инициативной деятельности и в поддержку молодежи.
  Программа призвана привести ее поведенческие реакции, мироощущение и социальное взаимодействие в соответствие с основными требованиями социального заказа, существующей в обществе. Работа с молодежью должна идти на опережение, поскольку скорость достижения результатов в социальной сфере от 3 до 15 лет, при условии постоянства усилий и финансирования.
  В рамках молодежной политики необходимо ставить ориентиры того, что требуется достигнуть на 15-25 лет вперед (период появления нового поколения).
 
  Органы государственной власти на всей территории области должны персонифицировать, вменить функцию ответственности конкретному должностному лицу за управление самым ценным ресурсом региона - проживающими на его территории людьми, для координации всей работы, всех действующих законов, указов, постановлений, решений и программ, для определения политики в отношении всех живущих в области, предполагая в них условных наследников и собственников недр субъекта РФ, поскольку именно они, фактом голосования на выборах, определяют кто именно будет распоряжаться и недрами, и их судьбой.
  Молодежь - это резерв кадров для власти, прежде всего, это потенциал и среда для появления и выявления лидеров в интересах общества, это конкурент "старших товарищей" (движитель инноваций).
 
  Концептуальный подход "Новое качество" к разработке программы по молодежной политике (раздел 6.) рассматривает
  молодежь, как инновационную среду для выращивания лидеров (инновационный фактор),
  тех, кто занимается молодежью, - субъектами (носителями) инноваций,
  совокупность структур, занимающихся молодежью - инновационной инфраструктурой для социальных инноваций.
 
  Миссия, суть и предназначение молодежной политики - в заполнении межведомственного, межуровневого, межструктурного пространства, между формально организованными сообществами людей по всем основаниям.
  Основными направлениями, на которые ориентированна программа являются:
 - правовые отношения;
 - трудовые отношения;
 - семейные отношения;
 - бытовые отношения;
 - социальные отношения.
  Принципами организации и финансирования программы являются:
 - межведомственная кооперация,
 - конкурсная основа, рассматриваемых под финансирование, проектов и их экспертиза,
 - отлаженный общественный контроль за реализацией молодежной политики области и на местах.
  Молодежная политика является преимущественно инновационной деятельностью в условиях выхода общества из кризиса, смены парадигм в социуме, демонтажа мифов. Она должна быть привлекательной для власти, для молодежи, для общества в целом.
  Научность, гуманизм, системность любых концепций, наличие потребности в обществе (спрос), способствуют оформлению социального заказа, как проекции развивающихся потребностей, интересов, запросов социальных слоев, консолидированный властью и интегрированный адресностью.
 
  Структура заказа на работу с молодежью имеет глобальный уровень, федеральный уровень, региональный, местный и локальный уровни (возможно, локусный уровень).
  Глобальность в следующем: проблемы молодежи - проблема человечества, взаимозависимости наций и государств, креативность (рост творческой самореализации) молодежи мирового сообщества, интеграция, автономность и дифференциальность молодежи отдельной страны с мировой цивилизацией, диалог культур, цивилизаций и народов, глобальная информатизация и экоэволюция сообщества Земли и мировой природы;
  общемировая востребованность процессов, опирающихся на инициативу, инновации и коммуникации - период действия настоящей программы совпадает с историческим моментом истины для России - определяется место и основания для стратегического включения ее в мировое сообщество.
  Федеральность: совпадение ориентиров и стратегии государства, подъем конкурентоспособности людских ресурсов страны, выход из системного кризиса, переход к информационному обществу, консолидация и диалог в обществе, кооперация территорий субъектов РФ, вхождение новых поколений в глобализованный мир, требования согласованности и увязки ресурсов страны.
  Региональность: особенности и потребности ПО, как субъекта РФ (историко-национально-культурных, социально-экономических, географических, экологических, демографических проблем), согласованность территорий, единое правовое поле.
  Местный уровень: конкретизация особенностей территории и детализация путей решения определенных проблем.
  Локальный уровень (малая родина, локальное поселение, место жительства): вопросы безопасности проживания и жизнедеятельности конкретного человека.
  Локусный уровень: проблемы семьи.
 
  Работа с молодежью может рассматриваться, как опробование новых методов работы с людьми вообще (ресурс "Люди"), и в случае успеха перенос их на другие слои населения.
  Уровнями влияния реализуемой молодежной политики (при условии надлежащего финансирования) являются:
 - базовый уровень: в голове человека (у кого? от кого? для кого?);
 - основной уровень: в зоне проживания (двор), на предприятии (формально организованное сообщество людей), в локальном поселении (административные границы);
 - надстроечный уровень: в регионе, в округе, в стране.
 Принципы разработки:
 - оценка не явлений и мероприятий, а процессов,
 - учет возможностей принятия на региональном уровне принципиальных решений,
 - использование в предлагаемых механизмах реализации существующих культурных традиций региона,
 - закладывание в систему предлагаемых мероприятий предложений не только регионального, но и окружного, и федерального уровня,
 - отказ от использования в Программе методов и решений, консервирующих состояние в молодежной среде,
 - использование в программе превентивных и новых методов и решений, направленных на позитивное развитие ситуации в молодежной среде (в соответствии с критериями социализации , управляемости и санации),
 - использование в программе механизмов, порождающих новое качество процессов (живое и саморазвивающееся) в молодежной среде.
 Требования к проработке программе:
 - подробная проработка программы на первый (2002) год,
 - проработка принципов, направлений и механизмов построения нового качества процессов на 3 последующих года на основе реально существующих самодостаточных устойчивых тенденций в молодежной среде.
 
  Программа - как саморазвивающийся в деталях документ, с проработанными принципами и механизмами.
 
 3.5. Цели и задачи.
 
  Основной целью государственной молодежной политики является повышение уровня социальной защищенности молодежи и социального развития подрастающего поколения путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для его наиболее полной самореализации в российском обществе.
  Основными целями программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи, как саморазвивающихся личностей, хозяев своей судьбы.
  Молодежная политика является одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов Пермской области, в реализации, востребованности и совершенствовании потенциала молодежной среды, в стабильности и равновесии в обществе.
 
  Создание условий для формирования гражданского самосознания, личностной самореализации молодежи, как актива преобразований. Воспитание и подготовка резерва в органах власти.
 
  Государственная молодежная политика осуществляется в целях реализации инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, для развития самой молодежи, через формирование модели (идеала), образа реальной молодежи в обществе.
 
 
 Программа преследует системную триединую цель:
  Культурный человек,
  Свободный гражданин,
  творческая Индивидуальность.
 
  Программа вводит в действие системы работы с молодежью, обеспечивающую к завершению программы качественное выполнение задач регионального социального заказа.
 
  К моменту завершения программы, её мероприятия должны обеспечить более высокие текущие показатели молодежной социализации и управляемости субъектов молодежной политики.
 
  Обеспечена санация негативных общественных явлений в молодежной среде.
 
  Разрабатываются, отрабатываются и проверяются на практике инструменты для изучения, анализа и оценки как текущих процессов в среде молодежных инноваций, так и вновь сформированных процессов.
 
 Задачи, обеспечивающие выполнение поставленных целей:
 Нормативный аспект:
 - проработка научных аспектов региональных особенностей управления процессами в среде молодежи и социальными инновациями
 - разработка подпрограмм настоящей программы для более полной реализации задач, поставленных ею.
 - корректировка внутренней нормативной базы в иерархии комитетов по молодежной политике
 - формирование упрощенной формы отчетности, графиков ее предоставления для комитетов по молодежной политике и общественных организаций. Формирование мотивов для общественных организаций для включения их в информационное поле по молодежной политике и социальным инновациям.
 - разработка параметров (норм) социализации молодежи и управляемости общественных процессов, формализация способов их применения
 - формирование механизма прогнозирования и оценки потребности региона в социальных инновациях (как локомотивах, как демпферах, как стабилизаторах )
 - создание Положения об Общественном совете по региональной молодежной политике
 - издание сборника нормативных документов по функционированию комитетов по молодежной политике, общественных организаций и лидеров социальных инноваций.
 
 Личностный аспект:
 - формирование личностной мотивации в обществе на уровне культурной потребности в участии, одобрении и поддержке
 общей направленности программы как инструмента формирования будущего для региона
 - создание системы подготовки и переподготовки специалистов комитетов по молодежной политике и других субъектов молодежной политики
 - создание критериев и механизма селекции лидеров в реализации молодежной политики для управленческих структур региона
 - создание системы взаимодействия функционеров комитета по молодежной политике, органов власти на местах. Работающих с молодежью, инициаторов социальных инноваций, лидеров общественных организаций (в виде комплекса форумов, конференций, проблемно-практических семинаров, круглых столов, лидер-классов, дискуссий, массовых мероприятий, информационных проектов, и др.) как самоценного фактора для развития общественно активной личности.
 
 Сущностный аспект:
 - определить приоритеты в поддержке социальных иннноваций на основе результатов работы созданного Регионального информационного центра "Инновации и Молодежь" как части общего информационного пространства региона
 - сбалансировать тенденции (социальная инновация -

<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу