<< Пред.           стр. 4 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  культурная традиция)
 - изменить социальный пейзаж региона, опробуя, формируя и
  поддерживая тенденции в развитие позитива в общественных
  процессах (воздействуя, таким образом на часть причин
  социального негатива)
 - обеспечить достаточное внимание санационным
  мероприятиям как борьбе со следствиями существующих
  общественных процессов
 - обеспечить устойчивость инновационных процессов внедрением в них новых научных разработок; создание мотиваций для специалистов, занятых научным обеспечением
 
 Коммуникативный аспект:
 - построение открытых систем разноуровневой и полиформной коммуникации как субъектов молодежной политики, так и населения региона - заполнение ниш общественных потребностей, а также фактор прозрачности общественных процессов и их динамической стабильности
 - выстроенный в рамках подпрограммы настоящей программы, ("Новое качество"), объединенный одними задачами, вектор воздействия СМИ на общественное мнение
 
 Финансовый аспект:
 - оптимизация количества средств, выделяемых на финансирование программ, пересекающих сферу интересов молодежи по иным социальным направлениям в соответствии с согласованными направлениями настоящей программы
 - структурное взаимодействие (включение в единую систему) направлений, опирающихся на государственное финансирование, финансирование из иных источников и не требующих финансирования
 - формирование и продвижение системы платных услуг населению по направлениям настоящей программы
 - проработанная система финансирования ремонта, аренды и строительства и оснащения зданий молодежных и инновационных центров, клубов и иных сооружений, функционирующих в сфере молодежной политики
 - финансирование на конкурсной основе экспериментальных проектов в сфере молодежных социальных инноваций
 - введение в практику организационно - финансовой экспертизы проектов в сфере молодежной политики
 
  Создание молодежных структур для взаимодействия с другими слоями общества при государственном гарантировании равенства поддержки среди всех слоев населения.
  Важным аспектом является формирование Комитета по молодежной политике и подчиненных ему организаций, как развивающихся вокруг и по поводу реализации молодежной политики как инновационной социальной стратегии развития региона.
 
 3.6. Система целевых мероприятий.
 
 В мероприятиях программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, включая:
 - информационное обеспечение,
 - организационное обеспечение,
 - научные исследования,
 - материально-техническое обеспечение,
 - капитальное строительство,
 - кадровое обеспечение,
 - нормативно-правовое обеспечение.
 
 В этой связи предусматриваются следующие основные направления реализации программы:
 
 3.6.1.Социализация.
 
 3.6.1.1. Работа.
 
 3.6.1.1.1. Анализ ситуации "Работа".
 
  Понятие "молодежь" встречается во многих официальных документах до, и после получения образования и параллельно вариантам трудоустройства. Количество безработной молодежи составляет 10-15 тысяч человек. В сфере материального производства занято 50% трудового ресурса (трудоспособного населения, а с учетом неработающего населения можно все население определить как ресурс "люди").14% населения ищут работу, 1% из них - это официально зарегистрированные граждане в ГСЗН. По официальным данным социальная напряженность в регионе (забастовки) стабильна. Можно предположить, что количество забастовок постоянно.
  Документы трехсторонней комиссии (профсоюз, власть, работодатель) носят, по сути, форму протокола о намерениях, ни к чему не обязывающего конкретного работодателя. Являясь, тем не менее, прогрессивным шагом, существующее социальное партнерство скорее демонстрация нужности центральных профсоюзных органов и их инструмент обращения к власти и к абстрактному работодателю, и средство доступа к информации.
  Социальное партнерство, провозглашаемое в регионе формально, это не партнерство богатых и бедных, а договоренность лидеров профсоюза, власти, и представителя Ассоциации директоров области без учета мнений конкретного предприятия, и, тем более, без учета мнения наемного труда.
  На сегодняшний день разрыв заработных плат одной квалификации за одну и ту же работу отличается в 6 раз. По официальным данным неимущее население - 18%. Заработная плата бюджетника ниже официальной пенсии (без учета военнослужащих и госчиновников).
  Доход населения по итогам 2000 г. на душу населения составил 2134,8 руб. в месяц. Зарплата составляет 40% в доходах граждан; остальная часть дохода - это доходы от собственности, продажи валюты, выплаты по акциям, проценты вкладов, дивиденды. Существует мнение в общественном сознании, что эту часть дохода имеет небольшая группа лиц и средние показатели носят лукавый характер. Статистика не учитывает неучтенные доходы - "шабашки", аренды квартир, так называемый "черный нал", который в среднем составляет 50% от явочных доходов.
 
  Вопросы безопасности труда в регионе решаются формально, нет денег на предприятиях. Относительное снижение количества травм на рабочих местах может быть связано с сокращением штатов. В целом, производственный травматизм выше, чем по России в среднем, это связано:
 1) с развитой промышленной инфраструктурой края (исторически сложившееся),
 2) с формальным подходом власти к вопросам промышленной безопасности.
  Аттестация рабочих мест на производстве, регламентированная законодательством, представляет из себя насос для откачки денег, а где-то эта работа и не начата. Квотирование рабочих мест для социально незащищенных категорий населения - скрытое налогообложение работодателя. Отсутствует система контроля эффективности использования профессионально квалификационного потенциала трудоспособного населения, включая его молодежную часть
  Согласно данных СЗН, оказаны в 1 квартале 2001 г. психологические услуги по ориентации и поддержке безработных. Что изменилось в ситуации? Вместо роста охвата, либо качества работы - традиционный статистический подход. Услуги оказаны, а тенденции не отслеживаются, не определяется степень качества оказанных услуг.
  Власть не проецирует нормы трудовой этики в общество и не показывает стремления рационально использовать трудовой ресурс области. Управление трудом АПО не имеет стратегии трудовых отношений, не выделены приоритеты, нет программно-целевого метода в работе (увязка разных направлений) в форме программы, не определены и не заявлены позиция и политика власти: чей интерес реализует чиновник органа власти. Сегодняшний подход к работе - статистический. Заявляется число мероприятий, дублирующих ГСЗН, ОТ, ТБ.
  Тем не менее, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда молодежи негде взять информацию о трудоустройстве. Отсутствует тираж на бумажном носителе, а сама молодежь не склонна просиживать время в коридорах СЗН.
  На сегодняшний день 60,7% заняты в негосударственной собственности, обслуживают частные капиталы.
 Треть незанятых по регистрируемому рынку труда занимают руководители и специалисты высокой квалификации:
 - 8,1% руководители
 - 12,4% специалисты высшей квалификации
 - 13,3% специалисты средней квалификации
 - 2,8% работники, занимающиеся делопроизводством и документооборотом
 - 10,8% обслуживание, торговля, коммунальное хозяйство
 - 1,9% сельское и лесное хозяйства
 - 20,7% квалифицированные рабочие
 - 16,9% операторы (управляющие) сложных механизмов
 - 13,2% неквалифицированные рабочие.
  На рынке труда наблюдается рост рабочих мест с низкой заработной платой и "низкими" условиями труда. Снижается мобильность рабочей силы. Контингент безработных молодеет и территориально приближается к природе (сельское хозяйство). Молодежь стремится оказаться в больших городах, где легче (включая криминальные варианты) выжить.
 
  Существующие программы по всем остальным направлениям и основаниям, кроме занятости, пишутся без учета ситуации на рынке труда.
  Спрос на рабочую силу увеличивается, очевидно, это связано с низкой зарплатой и с повышением требований к конкретному работнику.
  По Пермской области миграция населения сократилась в 2 раза. 1% населения теряет область в год; очевиден кризис демографических показателей:
 - смертность и рождаемость,
 - ухудшение здоровья пожилых и призывников,
 - старение населения,
 - снижение общей продолжительности жизни,
  тенденция к сокращению населения.
  В течение срока действия настоящей Программы ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет демографических факторов и за счет реструктуризации экономики. По прогнозам прирост населения трудоспособного возраста за период 2002-2005 превысит 46 тысяч человек, главным образом за счет вступающих в данную возрастную группу молодежи, а так же миграционного прироста населения этой возрастной группы.
  В этот же период планируется значительное увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации. Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, которое может достичь порядка 60 тысяч человек. При этом около 40% прогнозируемого высвобождения придется на промышленность, по 5-8% - на строительство, транспорт, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, финансовую сферу. Спрос на рабочую силу увеличится практически во всех отраслях экономики за исключением сельского хозяйства и органов управления. Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы.
  Особенности региональной ситуации в период Программы:
 - несбалансированность спроса и предложения рабочей силы
 - медленная перестройка отношения к труду
 - изношенность основных фондов, ухудшение качественных характеристик рабочих мест
 - выборочный подход при приеме на работу и , одновременно, рост требований безработных к условиям и оплате труда
 - грядущая необходимость повышения трудовой мобильности граждан в связи со структурной перестройкой экономики
 
  Нет цели в рамках программы по молодежной политике проводить глубокий и структурированный анализ, это удел работы специалистов и оформляется в форме специализированных документов, но необходимо выделить существующие проблемы рынка труда:
  деформация трудовых отношений,
  материальный и моральный износ рабочих мест,
  сложность трудоустройства отдельных категорий населения, в том числе и молодежи.
  Рынок труда характеризуется и зависит от территориальных, отраслевых, социальных и личностных интересов.
  Сложилась ситуация, согласно программ занятости, когда работодатель не согласовывая (не закладывая будущих расходов в бюджет предприятия) под административным нажимом должен финансировать программу занятости, уже имея определенные обязательства перед теми, кто уже занят в его производстве.
 Тогда у работодателя остается меньше резервов на дополнительное стимулирование к производительному труду уже работающих на его предприятии.
  На 1 квартал 2001 г. чуть меньше половины обратившихся в службу занятости составляют лица 16-29 лет. Высвобождение работников с предприятий увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 1 кварталом 2000г., а число вакансий возросло в 1,3 раза. Это связано с увеличением рабочих мест по рабочим специальностям (с 69% до 72% за год). 12% обратившихся по вопросам трудоустройства - выпускники Вузов, за год наблюдается незначительное увеличение. 55% обратившихся - уволенных из ВС, в том числе демобилизованных. 52% - освобожденных из УИН. Доля молодежи возросла с 28% до 30% (16-19 лет), что в абсолютной численности составляет рост на 24% - 4513 человек. Сложнее трудоустроиться выпускникам школ, средних профессиональных учреждений образования и лицеев.
 
  В 2000 г. вакансий было больше, чем желающих работать в строительстве, управлении и социальной сфере. На фоне определенного кризиса по резерву нового поколения руководителей нужно отметить положительную тенденцию оздоровления обстановки в целом: рост требований к руководителю и высвобождение кадровых работников, не отвечающих современным требованиям. Доля вакансий в пределах 45% приходится на Пермь, а ищущих эту работу меньше (спрос ниже, чем предложение). Предположительными причинами могут быть вторичная занятость, низкая оплата высококвалифицированного труда, нежелание выполнять "грязную" работу на фоне демонстрации образцов "богатой жизни".
  На сегодняшний день ожидается массовые высвобождения работников по транспорту (в т.ч. железная дорога), на основании поданных в СЗН уведомлений согласно действующего законодательства.
  В связи с федеральной структурной перестройкой экономики предполагают дальнейшие изменения структуры рынка труда (вакансии, безработные, высвобождаемые).
 
  Наиболее подвержены безработице молодые специалисты-гуманитарии, что говорит о реальной невостребованности обществом специалистов по включению культурных традиций в жизненные процессы.
  На рынке труда продолжается стагнация лесного, охотничьего и сельского хозяйств, мелиораторов, геодезистов, тех, кто работает "на природе". Спрос на работу в этих сферах ниже, чем предложение. В ситуации развития отрасли повышаются квалификационные требования, при этом, там, где недостаточно платят, спрос превышает предложение (наличие вакансий).
  Значительную долю вакансий предъявляет промышленность и медицина. Это либо низкоквалифицированый труд, либо требование к высшей квалификации, что позволяет судить о резервах высшего и среднего образования региона. Дефицит младшего медицинского персонала, перепроизводство провизоров, врачей, юристов, экономистов. Выпускники не идут работать в школы.
  Невосполняемость кадров рабочих специальностей высокой квалификации (станочники, инструментальщики, наладчики).
  Существует ситуация перепроизводства экономистов, бухгалтеров, юристов, особенно со средним образованием. С одной стороны, требуется высочайшая квалификация и на это существует спрос, с другой стороны, считается, благодаря проекции прежних лет (буйный расцвет банковской системы), что им много платят. Казалось бы, должен появиться спрос на специалистов по управлению персоналом, по управлению трудом, по управлению трудовыми отношениями, по управлению рынком труда, чего нет в практике. Скорее всего, это связано с экономическим кризисом в стране и необходимостью уделять максимум внимания руководителей предприятий тому, что связано с деньгами: прибыль, затраты, налоги, кредиты и т.д.
  Сельскохозяйственные территории региона испытывают острый дефицит специалистов с высшим образованием. Молодежь не стремится возвращаться на малую родину, место жизни своих родных, идет процесс разрушения Семьи.
 
  В СНЗ идут те, кто себя ценит как специалиста (или помнит), обладающего определенной квалификацией на основании формальных признаков: стаж - запись в трудовой книжке и специальность - запись в сертификате (дипломе).
 Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к качеству и содержанию рабочей силы. В этой ситуации молодежь могла бы удовлетворить этот социальный заказ, если изменить установки работодателей и требования властей. Сегодня происходит переток молодежи из сферы производства в сферу обслуживания, в силу простоты производственного цикла, скоротечности деятельности, быстрой оборачиваемости и окупаемости.
  Труд по своей значимости из ранее навязываемой ценности перешел в средство в рамках установок молодежной среды. В связи с этим становится актуальной взаимная ответственность молодежи и государства: кроме государственных обязательств перед молодежью существуют и должны быть прописаны обязательства молодежи перед государством и обществом.
 
  В 1995 г. среди общего числа безработных молодежь составляла 37%. Молодежь от 14 до 30 лет составляет 26% от населения области, 43,7% от числа трудоспособных граждан. 79,6% молодежи живут в городах области. 42% молодежи имеют случайные заработки. 43,4% составляют молодежно-трудовой потенциал в трудовом ресурсе области.
  Молодежь отмечает по мере убывания важность черт присущих ей самой: независимость, принципиальность, способность, обучаемость, готовность перенимать опыт, честность, ответственность, трудолюбие, профессионализм. Работа для 64% молодежи - это деньги, идет снижение значимости этики труда (мастерство, самоотдача, добросовестность). 40% хотели бы открыть свое дело, но при этом отмечаются предрасположенность к простым операциям (коммерческим, хозяйственным, финансовым). У молодежи появляются такие черты, как хитрость и стремление добывать деньги любым путем. Население региона высказывает озабоченность уровнем молодежной безработицы в пределах 30%.
 
  Практика показывает, что не все выпускники учебных заведений идут в службу занятости. Значительная часть молодежи в возрасте 16-19 лет нигде не учится и не работает, это далеко идущая тенденция с тяжелыми последствиями.
  Востребованность на рынке труда ниже, чем у других слоев населения. Несмотря на то, что молодежь завышает свой потенциал в самооценке, 70% ее не уверены, что смогут проявить свои способности. Молодежь региона медленнее, чем ожидалось, адаптируется и входит в рынок. На фоне значимости профессии для молодежи трудолюбие играет второстепенную роль, что делает оценку перспектив молодежи противоречивой.
  Основной вывод, декларируемый СЗН: регистрируемый рынок труда стабилен, хотя реальность хуже ранее сделанного прогноза, имеет место отрицательная динамика, которая опережает ожидания ( в том числе и по молодежи). Можно сказать, молодежь сидит на шее родителей. Она неконкурентоспособна в связи с отсутствием опыта работы, а ее инновационный потенциал невостребован кадровыми и промышленными политиками и стратегиями.
  Трудоустройство молодежи, являясь системным, комплексным, адресным, субъектным процессом получения социальных статусов, вытекает из стратегии развития региона в целом.
 
 3.6.1.1.2. Основные предложения "Работа".
 
  Создание нормативных, идеологических, организационных и финансовых условий для преодоления негативных тенденций, для стабилизации жизнедеятельности и преодоления бедности среди молодежи. Чем больше рабочих мест, тем менее напряжен местный бюджет и тем он больше (налоговые и другие отчисления с фонда оплаты труда).
  Комплексное содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей включает в себя:
 - учет
 - информирование (вакансии, обучение и др.)
 - плановое квотирование рабочих мест
 - законодательные гарантии (трудовое право).
  Федеральная программа предполагает создание информационного центра для молодежного бизнеса с объемом финансирования 2002-2005 гг. - 2 000 000 руб., 2002 г. - 500 000 руб. В сложившейся ситуации пересечения исполнителей (комитетов, управлений) в структурах органов власти, в планах и программах, необходима разработка управленческого инструментария (основа - объемная матричная модель) для планирования, где все направления работы, так или иначе, задействуют все структуры власти.
 
  Место работы граждан не только место покупки рабочей силы, но и место вложения квалификации в эту рабочую силу. Работодатель и наемные работники при проведении переговоров по компенсационной политике (зарплата) должны учитывать стоимость повышения квалификации в работников со стороны работодателей. Необходимы льготы обеим сторонам трудового договора при обучении работника.
 
  Представляется правильным отказаться от программ комитетов структуры областной власти и перейти к практике разработки комплексных программ на определяемые властью основные ресурсы. Распространить опыт заявления прогнозных результатов по направлению занятости во все другие программы областного значения.
 
  Бесплатное обучение для молодежи основам бизнеса, деловой культуре и правовому обеспечению предпринимательства. Создание "инкубаторов" от бизнеса предполагает широкое использование таких форм работы, как игры, профильные лагеря, семинары, компьютерные кафе и клубы, с привлечением потенциальных инвесторов и работодателей.
 
  Разработка и внедрение системы контроля эффективности использования профессионально квалификационного потенциала трудоспособного населения, включая его молодежную часть.
 
 
 3.6.1.1.3. Основные мероприятия.
 3.6.1.1.3.1. Маркетинг.
 
  В федеральных программах заявлено намерение развития человеческих ресурсов, что в целях данной программы целесообразней понимать как ресурс "Люди".
 
  Разработка и реализация государственной поддержки приоритетных (по перспективным прогнозам) направлений:
 - в профориентировании (блоки профессий, предприятий, отраслей, территорий)
 - в традициях или новациях (культура районов с градообразующими предприятиями, молодежных групп)
 Такая поддержка должна распределяться по направлениям:
 - информационно-идеологическая (в том числе и организация специальных мероприятий)
 - нормативная и методическая
 - финансовая
  Создание условий для привлеченного финансирования перечисленных позиций.
 
  Собственностью работника являются его умение и навыки, то, что покупают при трудоустройстве (знание не является приоритетным). Цена рабочей силы при купле-продаже должна покрывать затраты семьи на воспроизводство этой рабочей силы.
  Молодежь не обладает нужным набором необходимых работодателю умений и навыков. Поэтому необходим компенсационный механизм (нормативный, экономический) для работодателя в рамках обучения молодежи на рабочем месте.
 
 
 
 3.6.1.1.3.2. Трудоустройство.
 
  На основании Закона ПО № 253-28 от 19.10.1998 года допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда в свободное от учебы время по достижению ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
  Раннее включение в трудовые процессы ускоряет и облегчает социализацию подростков, а возможность приобщиться к квалифицированному труду - формирует зачатки трудовой культуры:
 - формирование благоприятного общественного мнения о работающих подростках. Разработка и реализация информационных социальных программ в этой области
 - распространение позитивного опыта через систему мероприятий и информации, проводимых в рамках программы Региональным информационным центром "Инновации и молодежь".
 
  В рамках политики властей по поддержке местных товаропроизводителей, при реализации мероприятий по защите местных рынков от завозимых товаров для вывоза капиталов за пределы области, необходимо взимаемые средства адресно и подконтрольно направлять на создание рабочих мест для трудоустройства молодежи.
 
  Разработать конкретные и гарантированные стимулы работодателя по трудоустройству и работе с молодежью.
 
 3.6.1.1.3.3. Труд.
 
  Необходимо определить требования к потенциальному работнику, проведя аттестацию рабочих мест с учетом специфики молодежной части трудоспособного населения.
 
  Выровнять ситуацию по оплате труда: за одинаковый труд работника любого возраста - сопоставимую зарплату; по результатам отчетности предприятий - при завышенной оплате за одинаковый труд от территориального показателя увеличивать квоты по трудоустройству молодежи.
 
  С целью повышения престижности труда для молодежи, создать условия, стимулирующие работодателя для инвестиций в рабочие места с целью повышения комфортности условий труда.
 
  Обеспечить молодым работникам соответствующей отдаче, условия и возможности перспективы и карьерного роста, что является для молодежи сильным мотивирующим фактором к производительному труду
 
  Комплексы мероприятий по данным предложениям разрабатывается совместно с Управлением по труду АПО.
 
 
 3.6.1.1.3.4. Безопасность.
 
  Необходим комплекс мероприятий для обеспечения промышленной безопасности и охраны труда для молодежи.
  Безопасность - является наиболее емким понятием при определении качества жизни населения. Практически она равна благосостоянию, но по определению без сопутствующих рисков.
  Безопасность имеет много разновидностей, каждая из которых достойна отдельной программы и финансирования из внебюджетных источников, так как в ней заинтересован любой и каждый.
  К видам безопасности можно отнести: личную, информационную, экономическую, производственную, техническую, аналитическую, психологическую, социальную, коммерческую, экстремальную, внутреннюю, внешнюю, политическую, стратегическую, экологическую, процессуальную, национальную, физиологическую. Мероприятия в развитие программы могут строиться из каждого указанного вида, касающегося молодежи.
  В рамках раздела программы имеется в виду безопасность трудовых отношений, труда, отношений с работодателем, производственные отношения. Они являются общими для всех и не имеют особой молодежной специфики.
 
  Безопасность, трактуемая как социальная устойчивость, предполагает стабильность и длительность трудовых отношений.
 Безопасность для социальных групп (молодежь) во многом определяется стабильностью общества. Параметры занятости (см. п. "Анализ") во многом определяют его социальную устойчивость.
 Базовыми мероприятиями для обеспечения социальной устойчивости связанной с занятостью являются:
 - локализация кризисных точек (территории, предприятия, понятия)
 - разработка кризисных планов ( мероприятия, сроки, ресурсы. ).
  Согласно Указа Президента РФ безопасность личности включена в приоритеты государственных интересов. Этот документ предполагает разработку и детализацию на местах вопросов безопасности личности с учетом региональной специфики, с выходом за рамки промышленной безопасности.
  Профессиональные союзы, как и государство, упустили момент для разработки стратегии по работе с молодежью. Необходима инициация совместных с профсоюзами мероприятий по работе с молодежью. Молодежь уходит от профсоюзов, в них состоят люди старшего возраста и, скорее, в силу привычки. Процесс старения профсоюзов увеличивает риск утери накопленного опыта. Профсоюзам целесообразно определить, являются ли они источником финансирования работы с молодежью по месту ее работы или они планируют получение средств с работодателей, либо из бюджетных источников.
  3.6.1.1.3.5. Предпринимательство.
 
  Молодежная политика имеет определенную специфику, благодаря молодежной направленности. Она скоротечна, ситуативна, рискованна, гибка. Невооруженным взглядом видна и прослеживается характеристика предпринимательства.
  Неопределенность, как условие жизни легко принимается молодежью, эта характеристика сегодняшнего бизнеса и предпринимательства в целом, но деловой элите нашего общества не хватает внимания к молодежной среде.
  В Пермской области в ходе действия программы обеспечивается развитие молодежного бизнеса и создаются необходимые условия для поддержки инфраструктуры обеспечения молодежного предпринимательства.
 
 Содействие формированию и реализации системы государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, технопарков, учебно-деловых центров, коммерческих организаций, более 75% численности которых составляют молодые граждане.
 
 3.6.1.1.3.6. Общественные работы.
 
  Разработка и внедрение проекта "Молодежная практика", инициация органами власти с работодателем принятия молодежи на практику в производство при участии учебных заведений.
 
  Выигрышная ориентация организаторов общественных работ на молодежную часть населения (уборка улиц, мусор, благоустройство, цветники, зеленые насаждения, уборка снега).
 
  Создание системы (нормативная и законодательная база и увязка ведомственных интересов в рамках региона) и условий для прохождения альтернативной службы в армии по месте жительства молодого человека в интересах территории.
 
 
 3.6.1.2. Жилье.
 3.6.1.2.1. Анализ ситуации "Жилье".
 
  Обеспеченность жильем у молодежи в Прикамье в 2 раза хуже, чем в среднем по РФ.
  По данным 1995 г. молодежь в Пермской области была обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в среднем по России: 43% имели комнату в квартире родителей, 20% имели государственную квартиру, 2% - кооперативную квартиру, 5% - комнату в коммунальной квартире, 6% - свой дом, 6% - проживали в одной комнате с родителями, 18% - жили в общежитии.
  Ситуация за прошедшие 5 лет не изменилась.
  Жилье для молодежи наиболее ранящая ее проблема - лежащий на поверхности символ самостоятельности. Еще не забытая аббревиатура "МЖК" порождает соблазн к ней вернуться. Молодежные жилищные комплексы - порождение и следствие конкретной хозяйственной ситуации прошедшего навсегда времени, со всеми своими недостатками и не решенными проблемами, которые видны только теперь. Тогда и теперь многие шли на все ради квартиры и это во многих случаях оправдано, если не принимать во внимание, что это было и осталось попыткой "пролезть без очереди".
  МЖК носило в себе заложенное изначально противоречие и конфликт семьи: изоляция поколений.
  МЖК сегодня - это где-то сохранившийся и постаревший актив, получивший жилье бесплатно, и те, кто начинал, да не успел. И таких - большинство. Социализм заменен на рынок, капитализм. Сегодня может идти речь только об адресных субсидиях человеку, возвратных или нет, с процентами или нет. Проблематично поставить молодежь впереди очередников. К тому же, полученную таким образом квартиру, после можно продать, с выгодой для себя, заняв квартиру своих родственников. Механизмов, препятствующих этому нет.
  Процесс приватизации жилья создал рынок квартир, который предполагает наличие среднего класса, о котором много говорят и пишут, но которого пока нет в объеме, достаточном для того, чтобы определять общественные тенденции.
  Основную массу молодежи сложно отнести к среднему классу, и кто за нее даст гарантии?
  Из существующих возможностей:
 - кредит банка,
 - деньги родственников,
 - незаконные способы,
 предметом рассмотрения может быть только первый вариант.
 Областью проработки в рамках подпрограмм настоящей программы и анализа практики молодежного жилищного строительства являются:
 - основания для долгосрочного кредитования
 - сам факт изъятия у самой динамичной части общества той части средств, которая должна была пойти на развитие (обучение, досуг, творчество, дети); способы решения сопряженных задач.
 
 
 3.6.1.2.2. Основные предложения "Жилье".
 
 Решение молодежной проблемы в жилье в помощи родителей и в ипотечном кредитовании при соблюдении следующих условий:
 - основная функция государства в регулировании данного рынка и в методологии его становления и развития, инициировании необходимых законов и осуществлении эффективного контроля за потоками денег; (законодательные решения)
 - решен вопрос - кто собственник квартиры, взятой под
  ипотечное кредитование; (законодательные решения)
 - льготы по подоходному налогу при вложении денег в строительство жилья, предполагают ограничение в их использовании - они идут на кирпич, а не на зарплату строителям; (нормативные решения)
 - предусмотрена отдельной бюджетной строкой гарантия
 государства по ипотечному кредитованию (законодательные решения)
 - определен механизм и порядок выселения при задержке выплат. (законодательные решения)
 - молодежь должна стать активным субъектом на рынке вторичного жилья. (нормативные решения)
  Основной деятельностью 1 этапа реализации программы в области молодежного жилищного строительства должны стать инициация и отработка (на экспериментальных площадках) комплекса решений (законов, положений, распоряжений и др.) описывающих правовое поле регионального жилищного строительства для молодежи.
 
 3.6.1.2.3.1. Квартира.
 
  Создание кондоминиумов по месту проживания молодых семей при их активном участии. Разработка программ "Жилье - молодой семье" через ипотечное кредитование на вторичном рынке жилья.
 
  Государственный заказ на разработку проектов "Семейный дом" с модульным типом организации жилой площади в помещениях дома (легкость, удобство и простота проведения перепланировок жилья) и строительство жилья по этим проектам.
 
  Инициатива Комитета по молодежной политике по организация конкурса по доработке и перестройки интерьеров типового жилья на вторичном рынке ("хрущевка", "брежневка") для молодых семей ( минимум мебели (встроенная), максимум пространства, звукоизоляция, молодежный интерьер). Создание специализированных молодежных бригад по реализации проектов.
 
  Строительство малоэтажных домов (2 - 4) квартиры по молодежным проектам (гибкая планировка) в местах, непригодных для строительства многоэтажных домов, с привлечением труда проживающих.
 
 
 3.6.1.3. Семья
 3.6.1.3.1. Анализ ситуации "Семья".
 
  В РФ, согласно семейного кодекса, статья №1 - "семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства". В рамках государственной молодежной политики Президентом РФ определена логика: человек - семья - общество - государство.
  На сегодняшний день для оказания социально-бытовой, психолого-педагогической, социально-правовой и иной помощи семье и детям в системе социальной защиты населения области действуют следующие учреждения:
  3 областных учреждения: областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ОСРЦН) "Дом надежды", областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; областной центр психолого-педагогической помощи населению);
  2 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями (г. Березники);
  1 социально-психологический центр "ЛИК" (г. Чайковский);
  1 центр социальной адаптации (г. Пермь);
  8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
  11 социальных приютов для детей и подростков;
  в 45 комплексных муниципальных центрах социального обслуживания населения активно оказывают помощь семье и детям 40 отделений психолого-педагогической помощи (1999 г. - 38, 1998 г. - 25);
  13 отделений медико-социальной помощи (1999 г. - 11, 1998 г. - 9).
  Специалистами 38 отделений психолого-педагогической помощи были обслужены 35054 человека и даны 14372 консультации. Данные отделения в основном укомплектованы кадрами в соответствии со штатным расписанием и имеют необходимую материальную базу: помещение, аудио- и видеотехнику, методическую и специальную литературу. Фактически при всех отделениях функционируют группы детей с дневным пребыванием. В период нахождения детей проводятся мероприятия по их психолого-педагогической и социальной реабилитации, ведется патронаж их семей.
 
  Анализ роста употребления наркотиков в Пермской области заслуживает отдельной статьи.
  Основополагающим фактором роста потребления наркотиков являются пустоты в социальном культурном пространстве ("как принято делать в жизни?", "как делают?"). Этот фактор связан со сменой общественных формаций, пронизывает общество и является объективным фактором, подлежащим учету.
  Отсутствие на сегодня региональной систематизированной молодежной политики также является фактором, влияющим на процесс, когда молодежь уходит в наркотическую зависимость, не имея в своей жизни достаточно иных, организованных при помощи государства, "адреналиновых зон" - (побед, выступлений, споров, творчества, доказательств, геройствования и др.)
  Почему-то никто не рассматривает фактор борьбы против наркотиков под лозунгом "Нет наркотикам!" - как скрытую их рекламу ("нельзя думать о черной обезьяне!"). Происходит это или вследствие грубых кадровых ошибок при разработке мероприятий, или умысла. В эту рекламу вкладываются значительные средства. Сегодняшнее увеличение потребления наркотических препаратов в среде молодежи отчасти связано и с этим.
 
  В 2000 году число стоящих на учете в органах социальной защиты (СЗН) выросло на 2 % и составило 43,3% от всего населения области. Уровень бедности напрямую связан с числом неработающих в семье. Чем больше детей, тем меньше доход семьи. Сегодняшняя социальная помощь не стимулирует рождаемость, помогают тем, кто уже не будет рожать.
  К 2005 году потери населения области составят не менее 2%. За последние три года население области уменьшилось на 21 тысячу человек. Главная причина - это низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. В 2000 году разница умерших и родившихся составила 18,7 т.ч. Наличие суженого воспроизводства населения является следствием того, что последующие поколения малочисленней предыдущих.
  Уменьшилась доля лиц моложе трудоспособного возраста, за 5 лет - с 25% до 21% к общему числу населения, за 1999 год их стало меньше на 25,7 т.ч. Доля лиц старших возрастов выросла на 27,4 т.ч. Во всех территориях пожилое население превышает детское, а это именно те, кто будет зарабатывать им пенсию. Число браков в 2000 году уменьшилось в сравнении с 1999 годом, а количество разводов увеличилось и составляет 67 разводов на 100 заключенных браков. За 1999 год более 3000 детей остались без одного родителя, потенциальная группа риска и забота для будущей молодежной политики.
 
  К молодежным рискам относятся преимущественно здоровье матерей и аборты, как важные факторы, влияющие на становление семьи. Проблема №1 - в повышении уровня жизни семей фертильного возраста, вне зависимости от сравнения их с другими.
 Более 50% семей имеют доход на 1 члена семьи ниже прожиточного минимума. Более половины своих доходов тратят на питание 65% семей г. Перми. Откуда возьмутся здоровые учащиеся и будущие солдаты для защиты тех, кого государство поддерживает в первую очередь сегодня? Необходима помощь, точнее инвестиции в будущее трудоспособное население, семьям с детьми для повышения уровня их жизни.
  В области 610 т. детей - почти четверть жителей области, из них 410,6 т. детей получают пособия в размере 139,53 рубля в месяц.
  Преодоление бедности семей с детьми имеет стратегическое значение. Родителей в семьях, где трое и более детей, обкрадывают дважды:
 во-первых, родители уже сейчас отказывают себе во многом, во-вторых, когда они выйдут на пенсию, их дети будут
 содержать, благодаря государству, еще несколько человек без детей, но зато - с заслугами.
  Родители уже сегодня вынуждены перераспределять свой доход в пользу людей, которые себя этим не утруждают. Было бы правильно объяснить это людям, помня, что бывают разные родители, иногда и не имеющие право так называться.
  Доля здоровых новорожденных детей неуклонно снижается, на фоне роста травматизма и заболеваемости детей до 14 лет. А после 14 появляется головная боль уже у другого ведомства, как это часто бывает.
  Сокращается число дошкольных учреждений, на фоне роста оплаты за эти услуги (1049 рублей в месяц). Пожилые люди уже не хотят сидеть с детьми (внуки, правнуки) - умерла семейная традиция. Государство и общество в принципе не рассматривают дедушек и бабушек, других близких родственников, как членов семьи. Утеряна вековая связь поколений. Сидеть дома без зарплаты, или эту зарплату отдавать в детские сады - что лучше для ребенка?
  Государство пользуется результатами работы семьи по воспроизводству рабочей силы, причем бездарно, так как отсутствует и даже не стоит вопрос о контроле за возмещением вложенных средств семьей. Кто знает стоимость сына, призванного и не вернувшегося, для матери? Необходимы кардинальные меры по защите семьи.
  При выборе партнеров в целях создания семьи (пусть неосознанно), окончательный выбор всегда делает женщина, преимущественно слушая мужчину, что предполагает - он умеет говорить. Досуговые формы должны обеспечивать реализацию репродуктивного поведения молодежи.
  Институт семьи, вообще, подразумевает, кроме детей, брака, быта, следующее содержание: секс, отдых, питание, гигиена, обеспечение представительских функций, элементы творчества, безопасность, антистресс и т.д. Молодая семья имеет свои особенности, в частности она характеризуется наличием одного маленького ребенка и низким имущественным статусом. В моделях и структурах семей отображаются еще и местные особенности территорий. Семья всегда разная, но типологизировать, можно, определив заказ региональной науке. Семья обеспечивает и защищает в себе равенство, равноправие, согласие, мир, справедливость. Отклонения от нормы разрушают семью.
  По данным 1995 г. 69% молодых семей в регионе жили за чертой официального прожиточного минимума. Разводы составляли 50%, после которых дети оставались с одним из родителей. Только 13% из опрошенных молодых людей хотели бы иметь ребенка в ближайшем будущем. 47% молодежи не удовлетворены благосостоянием своей жизни в семье. 32% отмечают эту удовлетворенность, но уверенно и точно только 4% из них. 30% затрудняются дать оценку. 9% считают достаточным благосостояние своей семьи и, чем старше становится молодежь, тем ниже эта оценка.
  Студенты и учащаяся молодежь может получать образование только при помощи своей семьи.
  31,3% молодежи считают, что социально незащищены, а 43,2% защищены частично, причем, чем старше, тем защищены менее. Даже молодые работники финансовой сферы чувствуют себя незащищенными (отношения с руководством). Основная масса тех , кому 16-19 лет считает себя высоко защищенными. Такое отношение молодежи к своей защищенности настораживает, так как инфантилизм, длящееся детство препятствует нормальному процессу формирования личности.
  Молодые люди достаточно быстро реагирует на ухудшение уровня жизни. Это выражается в отношении к "родительскому" поколению, которые не могут помочь даже объяснением происходящего и сами находятся в ситуации выживания. У основной части молодежи нет примеров и образцов, которые она могла бы взять в своей семье, но есть рестораны, витрины магазинов, иномарки на улицах, кинофильмы о другой жизни. Углубляется конфликт поколений, когда молодежь отрицает растерянность старших поколений в поисках ответа на вопрос "зачем жили?" Подросток видит препятствие своей социализации, своему вхождению в общество - в своих родителях, в своей Семье.
  Для института семьи нет научных разработок по нормативам, служащим основанием существования семьи, и по реальным представлениям семьи о своем существовании.
  Несмотря на отсутствие системности подхода, работа с семьей определяет ее субъектами: родителей, детей и супругов, при этом "выпадают" близкие родственники, бабушки и дедушки.

<< Пред.           стр. 4 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу