<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 - кредитная организация, лизинговая компания, страховая компания, казино обязаны обратиться в Федеральную службу по финансовому мониторингу или иные правоохранительные органы;
 - Федеральная служба по финансовому мониторингу проводит проверку предоставленной информации, а при наличии состава преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ;
 - ФСФМ передает материалы проверки для проведения предварительного следствия следователями органов федеральной службы безопасности (ч. 2 п. 2 ст. 151 УПК).
  ФСФМ планирует создание Управления по противодействию финансированию терроризма, а его подразделения начнут работать во всех федеральных округах.
  Таким образом, Федеральная служба по финансовому мониторингу выполняет функции сбора и анализа информации, а следственными полномочиями не обладает. В связи с реформированием структуры федеральных органов исполнительной власти, функции ФСФМ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности были переданы Министерству финансов Российской Федерации.
 
 Формирование списков террористических организаций, как форма противодействия ФТ
  Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
  Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня (списка) таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
  Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:
 - вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;
 - вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;
 - решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;
 - постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;
 - составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
 - признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
  Такой список обычно является приложением к нормативному акту, который тем или иным образом дискриминирует соответствующие страны, препятствуя резидентам проводить с их компаниями и гражданами коммерческие транзакции.
  В частности, этот метод широко применяется в практике борьбы с финансированием терроризма. Многие страны ведут специальные списки стран и организаций, операции с которыми не приветствуются (они обычно не запрещаются, но подлежат особому режиму контроля и/или налогообложения).
  Кроме национальных, существуют международные "черные списки", то есть ведущиеся международными организациями. Первый "черный список" был составлен Форумом финансовой стабильности в апреле 1999 года. В настоящий момент бесспорным мировым лидером в борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма является ФАТФ (Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов), которая ведет и соответствующий список. Национальные "черные списки", относящиеся к борьбе с финансированием терроризма (а это уже совсем другие списки, прилагающиеся к другим нормативным актам), обычно составляются на основе списка ФАТФ или просто совпадают с ним. "Черный список" ФАТФ ведется с февраля 2000 г. и включает страны и территории, уклоняющиеся от сотрудничества с ФАТФ в борьбе с финансированием терроризма (или сотрудничающие недостаточно активно). Изначально список состоял в основном из оффшорных зон, но теперь их там меньшинство, так как остальные согласились сотрудничать. Россия находилась в списке с момента его составления до октября 2002 г.
  Иногда применяется и практика "белых списков", при которой определенные транзакции разрешены только со странами, входящими в такой список, а с любыми другими - запрещены (либо подлежат особому режиму контроля или налогообложения).
  Национальные "черные списки", ведущиеся в связи с борьбой с финансированием терроризма, обычно составляются на основе аналогичного списка ФАТФ. Каждое государство самостоятельно (но в соответствии с рекомендациями той же ФАТФ) определяет меры, принимаемые в случае ведения операций с резидентами стран их списка. Обычно они включают боле тщательный, чем обычно, контроль над такими операциями, а в некоторых случаях и полное запрещение таких операций (например, запрет на открытие корсчетов банкам, зарегистрированным на Науру).
  Так, в США предписания банкам по введению мер в отношении тех или иных юрисдикций выпускает Бюро по противодействию финансовой преступности (Financial Crimes Enforcement Network - FinCEN). Список FinCEN близок к списку ФАТФ (что неудивительно при ведущей роли США в этой организации), но не полностью тождественен ему. Собственно, списка как такового не существует: по каждой стране выпускаются индивидуальные указания, вводящие или снимающие меры против нее.
  Другая разновидность "черных списков" ведется налоговыми властями различных стран с целью противодействия уходу от налогов своих резидентов, а также с целью противодействия финансирования терроризма. Такие списки могут быть связаны с различными нормативными актами, то есть подразумевать различные меры противодействия: от просто более тщательного контроля до прямых санкций. Так, во многих развитых странах существует законодательство о "контролируемых иностранных компаниях". Согласно этому законодательству, доходы иностранных компаний, прямо или косвенно (через номинальных акционеров и т.п.) контролируемых резидентами, включаются в налогооблагаемый доход этих резидентов, при определенных законом условиях. Условия обычно включают некоторую минимальную долю участия резидентов в капитале иностранной компании, а также низкий уровень налогообложения самой компании. Этот "низкий уровень" может определяться либо в численном выражении, либо по принадлежности страны регистрации компании к официальному перечню стран с низким уровнем налогообложения, то есть к некоторому "черному списку".
  Здесь возможны варианты. В Великобритании все устроено наоборот: законодательство о контролируемых иностранных компаниях применяется в отношении всех стран, кроме тех, что входят в определенный "белый список". Он включает 46 стран, включая основные развитые государства (и многие развивающиеся), но не Россию. Кроме того, дополнительно существует своего рода "черно-белый" список, то есть перечень стран, к которым положения этого закона применяются, но не всегда, а лишь в отношении компаний, пользующихся льготным налоговым режимом в стране своей регистрации. Соответствующий режим явно указан в списке. Так, например, в этот список включены ирландские и люксембургские холдинги, малазийские компании и т.п.
  В России борьба с финансированием терроризма регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Помимо прочего, закон устанавливает, что обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. руб. с резидентами "подозрительных" стран или через счета в банках таких стран. Перечень "подозрительных" стран и территорий определяется в порядке, устанавливаемом правительством, на основе перечней, утвержденных международными организациями, и подлежит опубликованию. Обязательный контроль означает сбор и предоставление банками информации по данным операциям в уполномоченный орган, то есть в Федеральная служба (бывший Комитет) по финансовому мониторингу18, для дальнейшей ее обработки и возможного принятия мер.
  В апреле 2003 г. был утвержден порядок составления такого списка (Постановление Правительства РФ от 26 марта 2003 г. N 17319). Список поручено вести КФМ, но при этом согласовывать его с МИДом, МВД, ФСБ и даже СВР. За основу предложено взять перечни ФАТФ, а также иных международных организаций. Такой список был составлен: 9 стран вошли в Перечень государств (территорий), предусмотренных ст. 6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма20. ФСФМ в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положением "О порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом"21, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27, составляет перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
  Учитывая изложенное, ФСФМ России доводит перечень организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, составленный Комитетом ООН по санкциям в соответствии с положениями резолюций 1267, 1333, 1390 Совета Безопасности ООН и представленный МИД России во исполнение вышеуказанного Положения22. При поступлении дополнительных сведений указанный перечень будет изменяться и дополнятся. ФСФМ составил и свой список, но он является закрытым для общего пользования23.
  Действует также Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства"24. Это указание было принято задолго до закона о противодействии легализации, и, в принципе, цели его несколько иные. Указание 500-У, подобно Закону о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма, предусматривает предоставление банками информации об операциях резидентов России (своих клиентов) с резидентами оффшорных зон. В данном случае эта информация предоставляется в Банк России (а не в ФАФМ). "Черный список ЦБР" включает все основные оффшорные зоны. Однако же из "черного списка" ФАТФ туда входят лишь Науру и Острова Кука. Таким образом, список ЦБ не имеет прямого отношения к борьбе с финансированием терроризма, а скорее подразумевает борьбу именно с оффшорами. При этом прямых санкций за операции с оффшорами не предусмотрено (это вообще не входит в компетенцию ЦБР), банкам лишь предписаны сбор и передача в ЦБР информации о таких транзакциях.
  Кроме "черного списка" у ЦБР есть и "белый список" - это страны, где российские граждане могут беспрепятственно открывать банковские счета. Как известно, россияне получили такую возможность с 2001 г. в соответствии с Инструкцией ЦБР от 29 августа 2001 г. N 100-И "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации"25. Счета можно открывать лишь для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, и лишь в определенных странах. В принципе, было бы логично запретить открытие счетов в странах из "черного списка" ФАТФ, а в остальных - разрешить. ЦБР, однако, пошел по иному пути: он разрешил открытие счетов лишь в странах-участниках ОЭСР и ФАТФ, а в остальных - запретил. Такое стремление в данном случае ФАТФ может показаться несколько странным в свете того факта, что на момент принятия инструкции сама Россия входила в "черный список" ФАТФ26. Итак, "белый список" ЦБР - это страны-участники ФАТФ и ОЭСР. Они перечислены в приложении к Инструкции 100-И.
  Суммируя, можно сказать, что нормативно-правовые акты в сфере борьбы с финансированием терроризма путем составления списков террористических организаций в России появились с 2001 года и до настоящего момента законодательство не представляет собой четкую систему.
 
  Подводя итог лекции, можно констатировать, что одной из эффективных форм борьбы с терроризмом будет являться система противодействия его финансовым основам. Востребованность подобной системы назрела за последние три годы. И важно, чтобы правовая основа борьбы - "Конвенция ООН о борьбе с ФТ", как можно быстрее нашла отражение в национальном законодательстве большинства государств.
 
 Выводы, схемы, ключевые слова на экране (доске).
 Ответы на вопросы аудитории.
 
 1 Резолюция ООН A/RES/49/60 "Меры по ликвидации международного терроризма" // http://www.un.org/russian/terrorism/garesol.htm.
 2 Резолюция ООН A/RES/51/210 "Меры по ликвидации международного терроризма" // http://www.un.org/russian/terrorism/garesol.htm.
 3 Резолюция ООН A/RES/52/165 "Меры по ликвидации международного терроризма" // http://www.un.org/russian/terrorism/garesol.htm.
 4 Резолюция ООН A/RES/53/108 "Меры по ликвидации международного терроризма" // http://www.un.org/russian/terrorism/garesol.htm.
 5 Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года. 10 апреля 2002 года вступила в силу. См.: Московский журнал международного права. 2001. №1. С. 230.
 6 Franzosisches Strafgesetzbuch, Buch IV Verbrechen und Vergehen gegen die Nation, den Staat und den offentlichen Frieden http://www.jura.uni-sb.de/bijus/codepenal/livre4/index.html
 7 См. подробнее: Болдуин Флетчер Н. Верховенство закона, терроризм и меры противодействия со стороны США, включая Пэтриот экт от 2001 год./ Организованная преступность, терроризм и коррупция. 2003. №2,
 8 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3418.
 9 Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808
 10 Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3808.
 11 Решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N ГКПИ 2003-158 "Об удовлетворении заявления о ликвидации отделения общественной благотворительной организации "Общество социальных реформ" в связи с неоднократным и грубым нарушением требований законодательства РФ" // http://sud.park.ru/public/default.asp?no=1677087
 12 Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации/ Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова и др. Отв. ред. А. И. Рарог. М., 2004. С. 370-372.
 13 Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х тт. Т.1. Перевод с французского языка. М., 1997. С. 735- 741.
 15 Противоположную точку зрения см.: Бриллиантов А., Бурскова В. К вопросу о направлениях унификации законодательств государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом и захватом заложников // Уголовное право. 2003. № 1. С. 106.
 
 15 Клименко С.А. Роль фискальных органов.../Антитеррор. №1. С.23.
 16 www.kfm.ru/law
 17 См.: Шаваев А. Г. Система борьбы с экономической разведкой. М., 2000. С. 9.
 18 Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // www.kfm.ru
 19 Постановление Правительства РФ от 26 марта 2003 г. N 173 "О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 13 ст. 1243.
 20 Приложение к распоряжению КФМ России от 28.08.2003 г. № 18 // www.kfm.ru
 21 Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 января 2003 г., N 4, ст. 329.
 22 http://www.kfm.ru/terrlist_open.html
 23 http://www.kfm.ru/terrlist_closed.html
 24 Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" // СПС Гарант.
 25 Инструкция ЦБР от 29 августа 2001 г. N 100-И "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации" // Вестник Банка России. 19 сентября 2001 г. N 57-58.
 26 Дэвид Ауфхаузер. США идут по следу "кровавых денег" // http://usinfo.state.gov/russki/topics/terror/2003-04-
 25t-fin.htm.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 2
 Вячеслав Молокоедов. Финансирование терроризма как вид организованной "беловоротничковой" преступности
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу