<< Пред.           стр. 23 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

  В самом общем и первичном плане уже
 золотое правило и заповедь любви задают,
 самостоятельные, хотя и сообщающиеся,
 системы ценностей и логики рассуждения в
 морали. При этом мораль, задаваемая
 заповедью любви, более сложна по своей
 структуре и в целом снимает в себе мораль
 золотого правила. Строго говоря, золотое
 правило устанавливает определенный стандарт
 взаимоотношений между равными (или по
 крайней мере предполагаемыми равными)
 агентами. Этика золотого правила - это
 социальная этика отношений обособленных,
 непосредственно не связанных друг с другом,
 не связанных соучастием агентов. Можно
 добавить, что золотое правило устанавливает
 главным образом характер, прнцип, но не
 содержание действия: оно указывает, что к
 
 
 160
 
 другому следует относиться равным и уни-
 версализуемым образом. Заповедь любви в
 своей "меньшей" части, т.е. в заповеди
 любви к ближнему, также относится к
 "горизонтальным" отношениям. Как и золотое
 правило, она неявно, только самой своей
 формулировкой, обязывает относиться к
 другому как к равному любому третьему, т.е.
 одинаково ко всем. Но в отличие от золотого
 правила, заповедь любви, даже в своей
 "меньшей" части, расширяет круг равенства,
 обязывая относиться к другому, хотя бы как
 к равному себе. Одновременно заповедь любви
 задает и определенное содержание этому
 отношению, а именно, повелевает относиться
 к другому по крайней мере невраждебно,
 примиренно, партнерски, но лучше -
 солидарно, доброжелательно, заботливо6.
 Вместе с тем, "наибольшая" заповедь -
 ____________________
 6 Здравый смысл предполагает, что и в
  золотом правиле речь идет о том же; во
  всяком случае о позитивном отношении к
  другому. Однако не требуется большого
  воображения, чтобы представить
  руководствующимся золотым правилом злодея
  (тирана или садиста), готового относиться
  ко всем универсализуемо и допускающего в
  изменившихся обстоятельствах аналогичное
  отношение к себе же со стороны сильного,
  могущественного, безнаказанного другого.
  Так что сопровождение в католически-
  протестантских изданиях соответствующего
  текста Евангелия от Матфея, где
  формулируется заповедь любви,
  колонтитулом "Золотое правило" с
  этической точки зрения нельзя считать
  точным.
 
 
  161
 
 заповедь любви к Богу устанавливает
 отношение человека к высшему и определяет
 относиться к ближнему, имея в душе образ
 высшего, иными словами, своим отношением к
 другому, возвышать себя и другого.
  Отношением человека к высшему (к
 Божеству, к идеалу) и отношением к другому
 человеку (к другим людям) задается основное
 содержание нравственности (всего лишь
 дополняемое обязанностями человека к самому
 себе, о которых говорил И.Кант, или
 стыдливым отношением человека к себе как
 плотскому существу, на которое указывал
 В.С.Соловьев). С другой стороны, оба
 отношения таят в себе принципиальные для
 морали коллизии - "универсализм -
 партикуляризм" и "Я - другие". Этими
 противоречиями опосредствованы базовые
 императивно-ценностные системы морали,
 задаваемые принципами наслаждения, пользы,
 личного совершенства и милосердной любви.
 Доминирование в системе ценностных
 ориентаций личности частного интереса в
 сочетании с приоритетным отношением к себе
 характеризует гедонизм; а в сочетании с
 приоритетным отношением к другим -
 утилитаризм. Доминирование общего интереса
 в сочетании с приоритетным отношением к
 себе характеризует перфекционизм; а в
 сочетании с приоритетным отношением к
 другим - альтруизм.
  В кодификации различно организованных
 нравственных ценностей и норм содержательно
 раскрываются варианты рационализации
 морали, т.е. способы систематизации и
 "аксиоматизации" ценностей и требований, а
 также характера их обоснования как
 нормативных (оценочных и предписательных)
 
 
 162
 
 суждений. В соответствии с этой установкой
 во второй части статьи будут рассмотрены
 пути рационализации в морали различных
 нормативных содержаний.
 
 
  2
 
  В основе гедонизма лежит принцип
 наслаждения. С гедонистической точки
 зрения, наслаждение рассматривается как
 единственно достойная цель человеческой
 жизни и высшая ценность, а основной
 гедонистический принцип гласит: "Поступай
 всегда так, чтобы ты по возможности мог
 непосредственно удволетворять свои желания
 и испытывать как можно большее наслажде-
 ние". Уже из формулировки этого принципа
 следует, что рациональность гедонизма может
 обнаружиться лишь в мета-анализе логики и
 психологии сознания, полностью
 сориентированного на наслаждение. Само же
 это сознание, во всяком случае в наиболее
 распространенных своих проявлениях не
 допускает каких бы то ни было
 "рационализаций", более того, каких-либо
 "принципиальных" высказываний. Коль скоро
 наслаждение принято в качестве высшей
 ценности, а в последовательных вариантах
 гедонизма - в качестве единственной
 ценности, то любое (даже самое
 благожелательно-снисходительное)
 обоснование принципа наслаждения в
 действительности является разрушительным
 для него. Обоснование - это подведение под
 более широкое представление, теоретический
 или практический принцип. В попытке
 обоснования наслаждения гедонистическое
 
 
  163
 
 сознание справедливо усматривает вольное
 или невольное ограничение базового принципа
 - наслаждения. Гедонистическое сознание мо-
 жет допустить оправдывающие объяснения
 приоритетности наслаждения, но не наложения
 на него более общего принципа7.
  В гедонизме сохраняется непременная для
 этики установка на самодостаточность
 добродетели. Другое дело, что добродетелью
 называется способность и умение
 ____________________
 7 Поэтому и эвдемонизм (когда его адепты
  апеллируют к наслаждению, пусть даже
  возвышенному и духовному, а не к счастью
  в широком понимании или высшему благу)
  представляет собой всего лишь эвфемизм
  этики наслаждения. Если в качестве
  высшего принципа поведения и критерия
  оценки выбирается наслаждение,
  рассматриваемое как высшая цель, и
  взыскуется наслаждение непосредственное и
  наибольшее, то невозможно, удерживаясь на
  возвышенной точке зрения, отказаться от
  выбора именно чувственных наслаждений,
  предполагаемых к желательному
  осуществлению "здесь и теперь": ведь
  именно чувственные наслаждения являются
  наиболее насыщенными. Предположение о
  разумных или умеренных наслаждениях
  означает определенный предел наслаждения
  как такового. Это не значит, что
  невозможно принятие в качестве высших
  именно возвышенных, разумных или
  умеренных наслаждений; но это уже будет
  реализацией пара-гедонистической
  ориентации в нравственности, совмещенной
  с перфекционизмом, аскетизмом,
  пруденциализмом и т.п.
 
 
 164
 
 наслаждаться. Добродетель же универсальной
 морали рассматривается лишь под углом зре-
 ния того, содействует или препятствует она
 истинному наслаждению. Вместе с тем, анализ
 этико-гедонистической логики сви-
 детельствует о том, что для
 сориентированного на наслаждения сознания
 не существует трансцендентного должного.
 Коль скоро высшей целью человека признается
 наслаждение, а идеал усматривается в
 исполненности всех мыслимых наслаждений, то
 идеальное и должное оказываются сведенными
 к нереализованому наличному - к желанию.
  Гедонизм не приемлет никакой извне
 задаваемой рациональности, в какой бы форме
 она ни предлагалась - в форме ли
 апеллирующих к разуму аргументов или в
 форме явно или неявно рестриктивных норм.
 Однако гедонизм не был бы моральным
 сознанием, если бы сам из себя не
 конструировал свою особую нормативность и
 не предлагал тем самым собственный вариант
 рационализации ценностей и императивов.
 Обычно гедонизм рассматривается как
 разновидность эгоизма. Такой подход
 несомнен в той мере, в какой гедонизм
 действительно полностью сориентирован на
 исключительное удовлетворение потребностей
 и интересов индивида. Однако гедоник
 уповает не просто на удовлетворение
 потребностей и интересов, но на получение
 наслаждения и удовольствия. Последнее же
 возможно двояким образом: либо в
 разнузданности разнообразных желаний, либо
 в их упорядоченности и утонченности. Первый
 путь концентрированно выражен в
 "деструктивной этике" садизма, второй - в
 "эстетической этике" эротизма. Вся
 
 
  165
 
 этическая критика гедонизма в истории
 философии предполагала именно первый путь
 достижения наслаждений, видя за жаждой
 наслаждения только разнузданность и
 асоциальность, в то время, как второй
 оставался вне внимания. Отчасти это может
 быть объяснено тем, что первый путь в общем
 доступен каждому, решившемуся на него,
 между тем как второй, если не утопичен, то
 предполагает для своей реализации особенные
 духовные и материальные условия. Тем не
 менее эти два пути эксплицированы по
 крайней мере в литературных опытах, в
 частности, таких писателей, как де Сад и
 Э.Арсан. И в садизме, и в эротизме мы имеем
 более или менее развитые и рационально
 обоснованные нормативные системы, в
 существенных чертах отличающиеся друг от
 друга.
  Характерно, что философствующие апологеты
 и практики садизма апеллируют к природе,
 стремясь обосновать естественность,
 натуральность как своих желаний, так и
 своих опытов. Они воинственно девиантны; и
 их девиации непосредственно выливаются в
 преступления против невинных жертв, не
 посвященных в эту "деноминацию"
 насильственной и брутальной сексуальности.
 Самые простые нормы общежития, не говоря
 уже о нравственности и праве, решительно
 отвергаются ими как враждебные самой
 природе, создавшей человека таким, каков он
 есть с его органами, потребностями и
 желаниями. Любые нормы воспринимаются
 садиствующим сознанием либо прямо как
 изобретение слабых, но властолюбивых,
 стремящихся с помощью табу, в первую
 очередь сексуальных, держать общество в
 
 
 166
 
 повиновении, либо как нормы для ординарных
 и безликих индивидов, ничего другого не
 заслуживающих как быть порабощенными с
 помощью этих запретов.
  Эстетический эротизм, в противоположность
 садизму, прямо противопоставляет себя
 природе. Эротизм рассматривается как своего
 рода искусство, поэзия. Поэтому он не
 приемлет простого исполнения чувственных
 желаний, удовлетворения похоти, но требует
 от человека тонкого вкуса и богатого
 воображения. Гедоник уповает на
 непосредственное и максимальное наслажде-
 ние. Садист доводит это упование до
 крайности. Эротист делает достижение
 наслаждения предметом своего предпочтения,
 в одном случае оттягивая наслаждение, а в
 другом - ускоряя его. Эротист весь посвящен
 наслаждению. Однако, в отличие от садиста,
 он получает удовольствие, разделяя
 наслаждение с другим и даря наслаждение
 другому. Поэтому в эстетическом эротизме, в
 отличие от садизма, нет требования
 непременности наслаждения, тем более
 наслаждения любой ценой. В эротизме
 проясняется тотальность наслаждения - как в

<< Пред.           стр. 23 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу